raft технология в обучении
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Прием RAFT на занятиях по русскому языку и литературе
RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Для ученика содержание учебного материала остается непонятным, если он не владеет специальными приемами, позволяющими работать с информацией. В данном случае большую помощь могут оказать приемы технологии критического мышления.
Под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя.
Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:
Этапы подготовки урока:
I этап – выбрать интересную тему.
Пример: “Интонирование текста” (Риторика), “Стили речи” (Русский язык), “Афанасий Фет. Лирика” (Литература-10 класс).
II этап – знакомим обучающихся с табличкой РАФТ
III этап – Проводим мозговой штурм для определения возможных ролей, то есть социальных групп, задействованных в данной теме, и заносим выявленные социальные роли в первую колонку. (4-5).
IV этап – Проводим мозговой штурм для определения возможной аудитории, т.е. перечисляем конкретных людей или организации, которым могут быть адресованы письменные тексты. (Заносим во 2-ю колонку).
V этап – Проводим мозговой штурм для определения возможных жанров, желательно адекватных выявленным социальным ролям и аудиториям. (Данные фиксируем в 3-ей колонке).
VI этап – Проводим мозговой штурм для определения тематики письменных текстов, то есть главные идеи, которые будут затронуты в них.
VII – Между учащимися распределяются социальные роли, и они приступают к написанию текстов.
При этом нужно объяснить им, что важно попытаться прочувствовать, понять объект описания, попытаться перевоплотиться в него, не забывая учитывать условия, в которых может оказаться персонаж.
Работа может быть индивидуальной или групповой. Во втором случае предпочтение отдается небольшим группам.
VIII – Работа учащихся с текстами, параграфами, источниками, дополнительными материалами, фильмами, художественными тестами.
IX – По завершении этого задания предлагаем в малых группах самим выбрать лучшие, на их взгляд, письменные тексты и зачитать их.
Учитель слушает и вместе с учениками обсуждает: достигнута ли цель урока. Делаем выводы.
Так же Этап создания текста можно отдать на Домашнюю самостоятельную работу.
Данный метод можно применять и в начальной школе на уроках Литературного чтения.
Например, на занятии по теме: “Люблю природу русскую”, обращаясь к лирическим стихотворениям С.Есенина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, предложить ученикам придумать себе образ и прочитать стихотворение в конкретном образе, конкретному персонажу, с определенной интонацией.
Роли: поэт, знаток творчества Есенина, поклонник
Аудитория: посетители музея Сергея Есенина, жюри конкурса чтецов, мама
Форма: стихотворение.
Тема: “Береза” Сергея Есенина.
Ученики в течение 7 минут практикуются в выразительном чтении, интонировании и логическом ударении, а потом выступают перед той аудиторией и в той роли, которую репетировали. Остальные слушатели угадывают роль чтеца и его аудиторию. Задают вопросы.
Вопросы удобно формировать с помощью Кубиков Блума.
Метод RAFT способствует более полному погружению ученика в предметное содержание, его самореализации, заставляет проявлять творчество, импровизировать, анализировать возможные действия в заданных обстоятельствах, давать событиям.
RAFT-технология как один из приемов развития критического мышления
RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки.
Общее понятие RAFT-технологии
Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:
Роль
Аудитория
Форма
Тема
Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему
Выяснение, кому может предназначаться данный текст
Выбор жанра, формы повествования
Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем
Подготовка к проведению занятия
Для применения метода РАФТ-технологии учителю следует определиться с темой. Она должна быть интересной и актуальной. При проведении подобного урока потребуется наличие глубоких знаний по заданной теме, фантазия и актерское мастерство.
Перед занятием нужно подготовить таблицу, можно просто нарисовать ее на доске. Стоит помнить, что при обсуждении всех граф учителю необходимо будет зафиксировать все суждения так, чтобы они были видны учащимся на протяжении всего урока, потому как постоянно нужно будет обращаться к ним, обсуждать, анализировать и, возможно, дополнять.
Желательно наличие наглядного материала, позволяющего лучше вникнуть в суть вопроса, прочувствовать окружение персонажа, способствовать воплощению в него.
Стадии RAFT-технологии
Согласно структуре и приемам обучения критическому мышлению, выделяют несколько стадий метода РАФТ-технологии.
Основной задачей на данном этапе является активизация учащихся, мотивирование их к активному участию в процессе. Оптимально сделать выбор в пользу методов, способных заинтересовать и вовлечь всех участников коллектива. Наиболее распространенными являются метод ассоциаций и мозгового штурма.
Дети предлагают все возможные социальные группы, подходящие к выполнению данной роли. Возможно предоставление ролей учителем. В таблицу вносятся 4-5 позиций.
Во вторую колонку записываются люди, группы людей, организации, которые могут выступать целевой аудиторией для данных текстов.
Далее определяются возможные жанры, соотносимо с социальными ролями и вероятными читателями. Фиксируются в следующей колонке.
В последнюю колонку заносятся основные мысли и идеи текста.
Подводя итог, учителем зачитывается вся информация, представленная в таблице. Между учащимися распределяются социальные роли, и они приступают к написанию текстов. При этом нужно объяснить им, как важно попытаться прочувствовать, понять объект описания, попытаться перевоплотиться в него, не забывая учитывать условия, в которых может оказаться персонаж. Работа может быть индивидуальной или групповой. Во втором случае предпочтение отдается небольшим группам. Когда задание выполнено, зачитываются несколько текстов. Выбор может делаться либо по желанию, либо по жребию. Если количество исполнителей невелико, а время позволяет, можно дать возможность выступить всем участникам.
Включает в себя работу с учебником или дополнительным материалом. На данном этапе учащиеся получают новую информацию, делают пометки и замечания в тетради. Подробнее о стадии осмысления >>>
Этап рефлексии предполагает анализ, осмысление пройденного материала. Дети обсуждают и сравнивают ранее известные факты и новую для них информацию, анализируют услышанное. Для достижения лучшего эффекта рекомендуется использование наглядного материала по заданной теме: фотографий, слайдов, образцов. Это способствует закреплению полученных знаний и формированию обсуждаемого образа.
Области применения RAFT-технологии
Рафт-технология может активно применяться практически на любых предметах. Приведем примеры:
Пример. В качестве примера применения приема РАФТ-технологии приведем урок истории в 6 классе. Тема: «Феодалы и крестьяне». Урок рассчитан на 2 часа.
Учитель объявляет тему урока и поясняет особенности его проведения, связанные с применением метода RAFT-технологии.
Для лучшего погружения в тему урока и выбранную роль, рекомендуется использовать наглядный материал. В данном случае это могут быть картинки или слайды с изображением особенностей быта крестьян и феодалов, работы крестьян, доспехов рыцаря, рыцарских турниров.
Класс делится на группы, каждая из которых выбирает одну из предложенных учителем ролей:
Делая выбор, важно концентрировать внимание учащихся на необходимости перевоплощения в персонажа, поиска именно того способа воздействия на публику, который отразит особенности его характера, привычек, речи, условий окружающей среды. Лучше всего, если подбор роли ребята сделают по собственному желанию, исходя из своих предпочтений.
Далее дети определяются с аудиторией, с теми лицами или группами лиц, которым будет предназначаться их сообщение. Например, крестьяне, вражеские войска, историки, потомки, случайные собеседники.
Следующим этапом должен стать выбор жанра повествования: петиция, приказ, письмо, рассказ, заметки.
Все данные учитель фиксирует в таблице, наглядно представленной всему классу. Каждый ученик копирует записи у себя в тетради.
Перед определением тематики повествований, желательно разобрать особенности каждой роли, поделиться советами и мыслями, которые помогут при написании. Особенно, если урок с применением РАФТ-технологии проводится в классе впервые.
В качестве домашнего задания выступает непосредственное создание текстов. Учителю стоит обратить внимание, что работа должна проходить с привлечением дополнительного материала.
Учитель повторяет тему урока: «Феодалы и крестьяне» и предлагает детям зачитать свои повествования. Важно распределить время урока так, чтобы все произведения учащихся были озвучены.
Для закрепления материала может быть использован короткий фронтальный опрос.
Итогом урока должно стать обсуждение проделанной работы, анализ результатов, выделение основных суммарных моментов повествований. Необходимо обратить внимание на разницу в изложении одних и тех же фактов разными людьми.
В качестве домашнего задания выступает повторение пройденного материала и составление синквейна — нерифмованного стихотворения, состоящего из 5 строк, в каждой из которых имеется набор заданных слов.
Метод RAFT способствует более полному погружению ученика в предметное содержание, его самореализации, заставляет проявлять творчество, импровизировать, анализировать возможные действия в заданных обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Статья «RAFT-технология как один из приемов развития критического мышления».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Маслова Оксана Геннадьевна
«RAFT-технология как один из приемов развития критического мышления».
RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Данный метод учит студентов рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки.
Общее понятие RAFT-технологии «РАФТ» (в переводе raft – «плот»)
Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). (описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа)
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе обучающихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса.
Для применения метода РАФТ-технологии педагогу следует определиться с темой. Она должна быть интересной и актуальной. При проведении подобного урока потребуется наличие глубоких знаний по заданной теме, фантазия и актерское мастерство.
Перед занятием нужно подготовить таблицу, можно просто нарисовать ее на доске. Стоит помнить, что при обсуждении всех граф учителю необходимо будет зафиксировать все суждения так, чтобы они были видны учащимся на протяжении всего урока, потому как постоянно нужно будет обращаться к ним, обсуждать, анализировать и, возможно, дополнять.
Желательно наличие наглядного материала, позволяющего лучше вникнуть в суть вопроса, прочувствовать окружение персонажа, способствовать воплощению в него.
Согласно структуре и приемам обучения критическому мышлению, выделяют несколько стадий метода РАФТ-технологии.
Основной задачей на данном этапе является активизация студентов, мотивирование их к активному участию в процессе. Оптимально сделать выбор в пользу методов, способных заинтересовать и вовлечь всех участников коллектива. Наиболее распространенными являются метод ассоциаций и мозгового штурма.
Студенты предлагают все возможные социальные группы, подходящие к выполнению данной роли. Возможно предоставление ролей учителем. В таблицу вносятся 4-5 позиций.
Во вторую колонку записываются люди, группы людей, организации, которые могут выступать целевой аудиторией для данных текстов.
Далее определяются возможные жанры, соотносимо с социальными ролями и вероятными читателями. Фиксируются в следующей колонке.
В последнюю колонку заносятся основные мысли и идеи текста.
Подводя итог, педагогом зачитывается вся информация, представленная в таблице. Между студентами распределяются социальные роли, и они приступают к написанию текстов. При этом нужно объяснить им, как важно попытаться прочувствовать, понять объект описания, попытаться перевоплотиться в него, не забывая учитывать условия, в которых может оказаться персонаж. Работа может быть индивидуальной или групповой. Во втором случае предпочтение отдается небольшим группам. Когда задание выполнено, зачитываются несколько текстов. Выбор может делаться либо по желанию, либо по жребию. Если количество исполнителей невелико, а время позволяет, можно дать возможность выступить всем участникам.
2. Стадия осмысления
Включает в себя работу с учебником или дополнительным материалом. На данном этапе студенты получают новую информацию, делают пометки и замечания в тетради.
3. Стадия рефлексии
Этап рефлексии предполагает анализ, осмысление пройденного материала. Студенты обсуждают и сравнивают ранее известные факты и новую для них информацию, анализируют услышанное. Для достижения лучшего эффекта рекомендуется использование наглядного материала по заданной теме: фотографий, слайдов, образцов. Это способствует закреплению полученных знаний и формированию обсуждаемого образа.
Области применения RAFT-технологии
Рафт-технология может активно применяться практически на любых предметах. Приведем примеры:
на уроках истории, для формирования понятий «рыцарь», «крестоносец», изучения определенных слоев или групп общества;
на уроках литературы, для обсуждения персонажей любых произведений, понимания сущности понятия «писатель», «поэт», для написания сценариев небольших литературных постановок;
а также при профориентации (при рассмотрении людей определенных профессий: журналистов, военнослужащих, учителей и т.д.).
Пример. В качестве примера применения приема РАФТ-технологии приведу урок по УД ОП.02 «Основы товароведения продовольственных товаров ».
Тема «Овощи. Клубнеплоды»
Преподаватель объявляет тему урока и поясняет особенности его проведения, связанные с применением метода RAFT-технологии.
Для лучшего погружения в тему урока и выбранную роль, рекомендуется использовать наглядный материал. В данном случае это могут быть картинки или слайды с изображением овощей (картофель, ботат и топинамбур).
Класс делится на группы, каждая из которых выбирает одну из предложенных учителем ролей:
Историк(историческая справка, о том как и когда попал картофель в Россию, какие его части употребляли в то время, а также и о других овощах)
Биолог(описывает ботанический сорт, к какой группе, семейству овощей относится)
Агроном (на какие сорта по назначению, по срокам созревания делится, перечисляет высокоценные сорта, как делятся по качеству)
Специалист-нутрициолог ( о пищевой ценности и безопасности продуктов питания.,состав пищевых продуктов, их пользу для здоровья, возможные ограничения в рационе, а также проблемы, связанные с загрязнением продуктов питания токсичными элементами, пестицидами и другими опасными соединениями.)
Товаровед(предьявляет требования к качеству, описывает заболевания картофеля, на примере натуральных образцов, а так же упаковка и хранение на ПОП)
Повар( как можно определить, что картофель разного сорта, для чего это необходимо знать, какие блюда можно приготовить)
Делая выбор, важно концентрировать внимание обучающихся на необходимости перевоплощения в персонажа, поиска именно того способа воздействия на публику, который отразит особенности его характера, привычек, речи, условий окружающей среды. Лучше всего, если подбор роли студенты сделают по собственному желанию, исходя из своих предпочтений.
Следующим этапом должен стать выбор жанра повествования: историческая справка или очерк, приказ, письмо, рассказ, заметки., доклад.
Все данные педагог фиксирует в таблице, наглядно представленной всему классу. Каждый студент копирует записи у себя в тетради.
Перед определением тематики повествований, желательно разобрать особенности каждой роли, поделиться советами и мыслями, которые помогут при написании. Особенно, если урок с применением РАФТ-технологии проводится в классе впервые.
В качестве домашнего задания выступает непосредственное создание текстов. Педагогу стоит обратить внимание, что работа должна проходить с привлечением дополнительного материала.
Преподаватель повторяет тему урока: « Овощи. Клубнеплоды»» и предлагает студентам зачитать свои повествования. При этом использовать актерское мастерство, для большей выразительности предложив участнику атрибут( свиток, очки и микроскоп, перчатки, белый халат, линейка,колпак) Важно распределить время урока так, чтобы все произведения учащихся были озвучены.Что бы студенты не растерялись, и была связь между выступлениями, рекомендую педагогу взять на себя самую главную роль(ведущего, журналиста или автора). А студенты должны себя представить в роли героев театральной постановки, специалистов по обсуждению темы за круглым столом в телевизионной программе или дающими интервью.
Для закрепления материала может быть использован короткий фронтальный опрос.
Итогом урока должно стать обсуждение проделанной работы, анализ результатов, выделение основных суммарных моментов повествований.
В качестве домашнего задания выступает повторение пройденного материала и составление синквейна — нерифмованного стихотворения, состоящего из 5 строк, в каждой из которых имеется набор заданных слов.
Метод RAFT способствует более полному погружению студента в предметное содержание, его самореализации, заставляет проявлять творчество, импровизировать, анализировать возможные действия в заданных обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям.
РАФТ-технология на уроках литературы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сегодня мы обсудим один из эффективных приемов под названием RAFT-технология.
— это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики.
• является способом обучения критическому мышлению;
• формулировать свои обоснованные выводы;
Эта технология направлена на создание текстов разной тематики и целевой направленности. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Причем тексты действительно могут быть очень разные. Это может быть эссе, анекдот, рецензия, доклад, заявление, фельетон, частушка, письмо, рассказ и любой другой формат текста, который только придет ребенку в голову. Одним из плюсов данной технологии я считаю то, что у ученика пропадает скованность, ведь текст он создает не от своего лица, а от заданной роли, это, несомненно, снимает напряжение.
Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он формирует систему суждений, способствует умению анализировать, формулировать обоснованные выводы, выносить оценки.
Каждая буква в названии технологии несет в себе определенный смысл.
A – Audience (Аудитория)
Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему
Выяснение, кому может предназначаться данный текст
Выбор жанра, формы повествования
Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем
Чтобы урок с использованием этой технологии получился интересным, нужно подготовиться к его проведению заранее. Выбрать тему, которая будет интересна и сможет стимулировать фантазию детей.
Желательно заранее подготовить наглядные материалы, которые помогут лучше вникнуть в суть вопроса, прочувствовать окружение персонажа, способствовать воплощению его в жизнь.
Использование технологии происходит в несколько этапов:
1. Стадия вызова — на этой стадии происходит мотивирование обучающихся, сообщение общей темы. Например, крепостничество в Российской Империи. Дети сами должны предложить, какие социальные роли уместны в заданной ситуации. Они тут определяют, кому будет направлено сообщение, его возможные формы (жанры текста), которые соотносятся с ролями и аудиторией.
Такой формат может быть использован на уроке литературы. Рассмотрим этот метод на уроке литературы по «Асе» Тургенева.
После прочтения и обсуждения произведения детям предстоит написать сочинение. Мы определяемся с ключевым вопросом, темой, или несколькими темами. Чертим таблицу и фиксируем наш ключевой вопрос. Какой может Тема?
Далее заполняем оставшиеся столбцы. Какие роли уместны для раскрытия данной темы?
Кому может быть адресован наш текст?
Приведем пример уже составленной RAFT-таблицы.
Страница дневника (монолог)
1.Почему не состоялась любовь Аси и господина Н.Н.?
2.Как понять выражение «у счастья нет завтрашнего дня»? и тд
Затем происходит распределение ролей, здесь также можно выбирать между различными методами, роль можно выбрать добровольно или случайной жеребьевкой. Нужно объяснить ребятам, как важно попытаться прочувствовать, понять объект описания, перевоплотиться в него, не забывая учитывать условия, в которых может оказаться персонаж. Работа может быть индивидуальной или групповой. Во втором случае предпочтение отдается небольшим группам. Далее вспоминаем особенности каждого жанра. Когда задание выполнено, зачитываются несколько текстов. Выбор может делаться либо по желанию, либо по жребию. Если количество исполнителей невелико, а время позволяет, можно дать возможность выступить всем участникам. Примеры детских работ.
2. Стадия осмысления — здесь ребята пытаются более серьезно осмыслить получившиеся тексты, соотнести их с персонажами, работают с новой информацией.
Области применения RAFT-технологии
RAFT-технология может активно применяться практически на любых предметах. Приведем примеры:
на уроках истории, для формирования понятий «рыцарь», «крестоносец», изучения определенных слоев или групп общества;
на уроках литературы, для обсуждения персонажей любых произведений, понимания сущности понятия «писатель», «поэт», для написания сценариев небольших литературных постановок;
при профориентации (при рассмотрении людей определенных профессий: журналистов, военнослужащих, учителей и т. д.).
Прочитав повесть господина Тургенева, невольно соглашаешься с его утверждением, что «у счастья нет завтрашнего дня».
Это воспоминание… Немецкий городок и странная пара: молодой человек и странная девушка. Первая, чистая и красивая любовь всегда притягивала внимание читателя.
Ася оставляет записку, в которой пишет: «Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю – нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если бы вы мне сказали одно слово, одно только слово – я бы осталась. Вы его не сказали… Прощайте навсегда».
Автор утверждает, что в любви нельзя думать и откладывать ее на завтра, ведь счастье – мгновение, которое нужно проживать сейчас. В любви нет места нерешительности. То, что не случилось, а могло бы, почему-то всегда обретает в наших глазах большую ценность. Невысказанные слова – очень важными, не пережитые чувства и несбывшиеся мечты – совершенными.