Saab что за машина
Тролль 92 уровня — история создания Saab
Всем доброго времени суток!
12 декабря 68 лет назад в шведском Трольхеттане начался серийный выпуск первого автомобиля марки Saab. История знаменитой модели 92 в моём сегодняшнем рассказе…
Дитя предвоенного времени
— Что ж, мистер Люнгстрём, если у вас больше нет вопросов, — можете приступать!
Высокий как жердь, худощавый и слегка неуклюжий с виду мужчина средних лет утвердительно кивнул, пожалуй, не слишком уверенно, но послушно закрыл за собой дверь директорского кабинета. В голове Гуннара Люнгстрёма пронеслась цепочка отборных шведских ругательств, общий смысл которых можно передать фразой — принесла нелегкая! Авиационному инженеру теперь придется строить автомобиль!
Дело было в небольшом шведском городке Трольхеттан, название которого в переводе означает «Холм троллей». На дворе стояла весна 1945-го и у авиационной компании SAAB заканчивались военные заказы…
Svenska Aeroplan Aktiebolaget, то есть «Шведское авиационное акционерное общество» или, по-простому, Saab, образовалось в 1937 году. Причем главной задачей предприятия являлось создание современных боевых самолетов. На волне осязаемых опасений новой войны милитаризация в Европе шла полным ходом. Вот почему правительство Швеции с первого дня оказывало «Саабу» всяческую поддержку и обеспечивало фирму щедрыми заказами.
Война в итоге грянула, но Швеция умудрилась сохранить нейтралитет. Какими средствами и какой ценой — вопрос для другого рассказа. Но в 1945-м, когда самая кровопролитная бойня в истории закончилась, Saab оказался на перепутье.
До этого фирма из Трольхеттана выпускала бомбардировщики, разведывательные и тренировочные самолеты. С наступлением мирного времени военные заказы, щедро оплачиваемые министерством обороны, стали сходить на нет. Тогда-то руководство компании и озаботилось вопросами диверсификации производства.
После не нашедших поддержки предложений по выпуску кухонной мебели и сборных дачных домиков, тогдашние директора «Сааба» Рагнар Варгрен и Свен Оттербек остановились на автомобилях.
Шведский «Фольксваген»
Несмотря на то, что Швеция не пострадала в результате военных действий, автопромышленность страны в 1945 году находилась в зачаточном состоянии. Единственная по-настоящему серьезная автомобильная компания королевства — Volvo — выпускала хоть и качественные, но довольно дорогие автомобили, которые не могли полностью удовлетворить спрос. Так что рынок для народного автомобиля в Швеции имелся.
Словом, выбор директоров «Сааба» кажется абсолютно логичным. Руководителем проекта под индексом 92 — Saab 91 вошел в историю как успешный тренировочный самолет — назначили Гуннара Люнгстрёма, опытного и исполнительного инженера-прочниста. Тот принципиальный момент, что Гуннар до сих пор не занимался разработкой автомобилей, руководство не волновал. Приказ есть приказ. Тем более, что от нового задания, как тогда казалось, целиком и полностью зависит будущее компании. Гуннар стал собирать команду.
По нынешним меркам выглядело это презабавно. Можете представить хоккеистов-профессионалов, которых вывели на баскетбольную площадку? Сравнение вполне уместное, ведь, по словам того же Гуннара, из 15 человек, вошедших в группу разработчиков, водительские права были максимум у двух-трех человек!
Тем не менее, смельчаки и не думали унывать — по крайней мере, они знали, с чего начинать. Еще до войны в Швеции завидным спросом пользовались малолитражки немецкой фирмы DKW. Компактные, неприхотливые и недорогие модели F7 и F8 снискали славу честных тружеников. Именно на немецкие машины и обратили свои взоры новоявленные автомобильные инженеры.
Шведов, не отягощенных практическим опытом создания автомобилей, совершенно не беспокоили спорные моменты. Скажем, явно нонконформистский по тем временам передний привод или неочевидные преимущества двухтактного мотора. Напротив, «саабовцы» везде видели плюсы. Передние ведущие? Отлично — можно отказаться от карданного вала. Двухтактный мотор? Что ж, из-за специфического способа смазки — масло в подобные двигатели добавляется прямо в бензин — они легче заводятся в мороз!
Сами того не ведая, парни Гуннара Люнгстрема создавали очень прогрессивную для второй половины 40-х конструкцию. Ведь к переднему приводу, независимой подвеске и рулевому управлению реечного типа добавлялась еще и редкая для той поры несущая конструкция кузова — о примитивной раме продвинутые авиаинженеры даже не вспоминали. А уж каким получился сам кузов… Гениальным — иначе и не скажешь.
Маэстро Сасон спешит на помощь
Изначально группа разработчиков обходилась без дизайнера. Гуннар Люнгстрём сам пытался набросать приблизительный облик будущей машины. Но его эскизы, видимо, так напугали руководство, что профессионал вскоре был найден. Знаменитый — не только впоследствии, но и на тот момент — Сикстен Сасон пришел на работу в Saab уже по ходу работы над проектом 92. Талантливый сын успешного шведского скульптора имел за плечами академическое образование Парижа и опыт работы во всех мыслимых сферах дизайна: от швейных машинок и фотоаппаратов до поездов и автобусов. В начале 40-х Сасон, кстати, сотрудничал и со строго авиационным на тот момент «Саабом». Теперь к Сикстену обратились с просьбой помочь в создании автомобиля.
Первый же скетч большого мастера привел в восторг инженеров Saab. Больше всего эскиз напоминал фюзеляж самолета, лишенный оперения. Обтекаемая линия крыши, обтекаемые крылья, почти полностью закрытые — причем не только сзади, но и спереди — колесные арки. В аэродинамической трубе модель будущего Saab в масштабе 1:10 показала впечатляющие 0,32 лобового сопротивления!
Правда, на смотринах руководство компании, мягко говоря, разошлось во мнениях насчет эстетических ценностей машины. Но вошедший во вкус Гуннар Люнгстрём оказался непреклонен: «Если такой дизайн сэкономит владельцу 100 литров бензина в год, мне наплевать на то, что машину сравнивают с лягушкой!»
Трудности роста
Аэродинамический дизайн удалось отстоять, но работы впереди было еще непочатый край. Незнакомые с технологией производства автомобилей шведы, испытывавшие к тому же проблемы с оборудованием, работали старым дедовским способом. Форму кузова первому ходовому прототипу придавали без помощи прессов — исключительно методом ручной формовки. При этом мотор, систему охлаждения и даже бензобак целиком позаимствовали у найденного чуть ли не на свалке DKW.
Но все это было неважно. Уже в 1946 году начались испытания первого ходового прототипа с индексом 92001, а еще через год, 10 июня 1947-го, машину представили ограниченному кругу специалистов и прессе. Saab сразу произвел фурор. Крупнейший на тот момент автодилер Швеции Гуннар Филипсон выразил желание выкупить 8000 автомобилей, а главное — внес предоплату!
Теперь у «Сааба» появилось не только желание, но и средства. В Штатах вскоре заказали промышленные прессы для штамповки кузовных панелей. В ожидании поставки от фирмы Clearing Machine, шведские инженеры по образу и подобию двигателя DKW творили собственный двухтактный мотор. Не обошлось и без работы над ошибками.
Во время дорожных испытаний прототипа 92001 вскрылся ряд недостатков. Скажем, от эффектных и эффективных с точки зрения аэродинамики закрытых колесных арок пришлось отказаться. На тестах узкие колесные ниши забивались снегом, и по утрам машина порой не могла тронуться с места.
Другую проблему неожиданно подкинули парни из Volvo. Будущие соседи-конкуренты также решили выйти на рынок бюджетных автомобилей и заранее анонсировали цену будущего Volvo PV444 в 4400 крон. Такой прайс разом рушил все планы Saab. Ведь по первоначальным расчетам даже себестоимость 92-й модели обходилась в большую сумму. Люнгстрёму и компании срочно пришлось удешевлять проект. Среди прочего, в Трольхеттане отказались от такого барского излишества, как, например, наружная крышка багажника! Каждая крона была на счету.
Удачный дебют без продолжения
Пусть медленнее, чем хотелось, но клубок проблем постепенно распутывался. Saab 92 — теперь это имя стало вполне официальным — получил новый кузов с видоизмененными фарами, решеткой радиатора и традиционными открытыми колесными арками. Впрочем, узнаваемые, типично «сасоновские» обтекаемые формы остались, как и низкий коэффициент лобового сопротивления. «Трофейный» мотор под капотом DKW сменил собственный «саабовский» — тоже двухцилиндровый, тоже двухтактный. При объеме чуть меньше 800 кубиков моторчик развивал 25 л.с., на нем применялась простейшая термосифонная система охлаждения, а также обгонная муфта, необходимая двухтактнику в режиме торможения двигателем. Комплектом к этому хозяйству шла простенькая 3-ступенчатая механика с несинхронизированной первой передачей.
Скромные вводные, ничего не скажешь. Зато 92-й был хорош с точки зрения аэродинамики, да и весил немного — снаряженная масса меньше 800 кг. Динамика в любом случае была разве что приемлемой. Сотню Saab 92 набирал где-то за полминуты, а быстрее 105 км/ч машина не могла разогнаться физически.
Впрочем, не сравнивайте сегодняшние реалии с послевоенными. Для конца 40-х новый Saab был сродни откровению. Он ничем не уступал по динамике сходному по габаритам VW Beetle, но при этом клал немца на лопатки в плане просторного салона и дорожных манер.
Журналисты английского Autocar не скрывали восторгов по поводу автомобиля доселе никому не известной марки.
Из всех новаторских идей Saab 92 больше всего впечатляет управляемость. На неровных, извилистых дорожках этот маленький автомобиль просто восхитителен! Уверены, при наличии более мощного двигателя он мог бы многого добиться на трассе ралли «Монте-Карло»!
Британцы как в воду глядели. Даже в стоковом виде 92-й оказался достойным спортсменом. Надежная конструкция и легкий для понимания переднеприводной характер позволили заводскому инженеру Saab Ральфу Мельде финишировать вторым в классе на ралли Монте-Карло 1950 года. Спустя всего две недели после начала серийного производства! А еще чуть позже Мельде выиграет популярное в Швеции «Зимнее ралли».
Но и без спортивных успехов спрос на машину опережал предложение. В первый полный год производства в Трольхеттане собирали всего по три автомобиля в день — на круг получилось 1246 штук. Постепенно объемы выпуска увеличивались, но на масштабы Volkswagen, Ford или даже Volvo «Сааб» выходить не торопился. Всего за шесть лет шведы сделают чуть больше 20 тысяч 92-х. Хотя рынок с радостью проглотил бы и втрое большие тиражи…
Но не обвиняйте компанию в нежелании развивать бизнес. Здесь все не столь однозначно. Вспомним — ведь 92-й создавался в то время, когда Saab не получал авиационных заказов. Но усилившееся в начале 50-х противостояние западного мира и СССР принесло военно-промышленному комплексу новые бюджеты. Свой весьма увесистый кусок пирога получили и шведы.
Автомобильный бизнес в Трольхеттане благоразумно не стали закапывать, но и развивать его ударными темпами также уже не могли, а может, просто не хотели. К чему все это в итоге привело, мы, к сожалению, знаем. Не хочется повторяться, но и это уже совершенно другая история…
история сааб
История SAAB: от истоков до наших дней
Наверняка, давние поклонники «легкокрылого» шведского авто досконально знают историю создания и развития компании «SAAB». Однако тем, кто недавно проникся любовью к этому автомобилю, легкому в разгоне, легкому в управлении и устойчивому на любой трассе, будет небезынтересно узнать некоторые подробности – давние и не очень. В частности, известно ли вам, что официальная символика этой марки уже дважды претерпела изменения. И все из-за судьбоносных витков на пути развития известной компании.
Легкокрылый Saab
Этот эпитет вовсе не отвлеченный и использован в данном контексте не в связи с вышеупомянутыми характеристиками. Дело в том, что на капотах первых автомобилей этой марки «раскинул» два крыла летящий самолет, что, разумеется, тоже не случайно. Аббревиатура «SAAB» обозначает Svenska Aeroplan Aktiebolaget. В переводе на русский это звучит, как шведское акционерное общество по производству самолетов. Это в послевоенное время компания перепрофилировалась на выпуск гражданских авто, а изначально – в 1937 году, когда в мире было очень неспокойно – целью создания компании было производство военных самолетов. Цель была оправдана и в воздушных боях Второй Мировой войны на вооружении некоторых стран бомбардировщики Saab прославились, как самые скоростные.
Конец войны внес свои коррективы в дальнейшие планы многих компаний, ориентированных на вооружение, не остался в стороне и «SAAB». По мнению известного авиаконструктора Гунара Лунгстрема, являющегося в то время «мозгом» саабовской компании, наиболее близким к самолетостроению по профилю оказалось автомобилестроение. Совместно с коллегами «по цеху» и с немецким конструктором двигателей DKW Гансом Мюллером, привлеченным к работе после исчезновения с рынка одноименной фирмы, они и разработали первый автомобиль Saab, который по содержанию очень напоминал упомянутые германские малолитражки, а внешне откровенно выделялся на фоне прочих авто оригинальным аэродинамическим дизайном. Не мудрствуя лукаво, саабовцы нарекли свое детище Saab 92.001 вслед за последней 91-ой моделью выпущенного самолета.
Совершенный в профиль автомобиль спереди несколько напоминал лягушонка из-за «раздутых» дверей и традиционного в те времена саабовского зеленого цвета. С чем, собственно, соглашался и сам Гунар Лунгстрем. Это было в 1946 году. В процессе совершенствования Сааб приобрел более мощный двигатель (25 л.с.), независимую подвеску и новый кузов все в том же аэродинамическом стиле, что сделало его чрезвычайно устойчивым на трассе, впечатляюще красивым и вместительным. При этом машина легко разгонялась и держала скорость до 100 км/час.
Всего было произведено 20 тестовых автомобилей, которым так и не довелось выехать за ворота предприятия. И только в июне 1947 года Saab 92, а именно его модификация 92.002 была представлена широкой публике с заявлением о запуске в серийное производство. Само серийное производство было начато 12 декабря 1949 года. Кстати, еще в процессе тестирования саабовские инженеры-испытатели, решили сделать ставку на мощность, эргономику и устойчивость автомобиля, делегировав свой экипаж, а именно Ральфа Мильда и Saab 92, на зимние спортивные соревнования, проходившие в то время в Швеции, и не прогадали. Неожиданно для всех, в том числе и для представителей компании, эти состязания завершились полным триумфом «SAAB».
В свете открывшихся перспектив конец 1949 года стал началом производства спортивных автомобилей Saab модификаций Standart 92 и 92 DeLuxe. Это послужило точкой отсчета нового этапа в истории компании – этапа стремительного развития, роста популярности и экономического подъема. Одна за другой выпускаются новые модели, которые с середины пятидесятых все без исключения «обуты» в бескамерные шины и оснащены основательно усовершенствованными 3-х цилиндровыми двигателями.
В 1955-м был представлен Saab 93, который стал «пропуском» на внешний рынок.
В 1956-м на Стокгольмском салоне с претензией на очередные спортивные победы был продемонстрирован Saab Sonett (мощность – 57.5 л.с., скорость – до 160 км/час, масса – 500 кг).
В 1959-м запущен в производство первый «универсал» Saab 95, предназначенный для комфортного путешествия семи пассажиров или же для перевозки груза весом 0.5 т.
1960-й ознаменовался выпуском очередной модели Saab 96, которая оставалась лидером продаж целых 20 лет и принесла саабовской команде еще пять спортивных побед.
1968-й – год рождения Saab 99, снискавшего славу респектабельного и самого безопасного автомобиля в Европе.
К слову, о безопасности. Совершенствуя свои автомобили, саабовцы делали особый акцент именно на нее и на комфорт водителя и пассажиров. В шестидесятых появились ремни безопасности, были укреплены дверные балки, тормозные диски стали вентилируемыми, был реализован подогрев сидений, практичные стеклоочистители обеспечивают надлежащий обзор, а бамперы, которыми оснащались авто стали самовосстанавливающимися.
Два кольца, объединенные коронованной гривой
В 1968-м году легкокрылый самолет, бывший символом компании на протяжении долгих тридцати лет, «слетел» с капота Saab, уступив место двум пересекающимся кольцам, расположенными друг над другом. В образованных трех полях гармонично разместились названия двух шведских компаний – «Saab» и «Scania-Vabis» — и традиционный символ Швеции – голова коронованного льва.
Новая символика стала отображением очередного витка в истории компании, а именно ее слияния с упомянутой «Скания-Вабис», которая в то время занималась производством грузовых авто. В результате существенно увеличились производственные площади: в Швеции новой корпорации принадлежали 12 предприятий.
Именно на этом этапе (1976 г.) на Франкфуртском автосалоне был представлен серийный Saab 99, оснащенный двигателем с турбонаддувом., который буквально произвел фурор в автомобилестроении. В 1978-м саабовцы вновь «сорвали аплодисменты», предъявив общественности Saab 900 – первый автомобиль с фильтрацией воздуха, поступающего в салон.
Разработками компании «Saab» того времени также являются система APC, позволяющая регулировать давление турбонаддува, и революционный 16-клапанный турбированный двигатель.
К дизайнерским разработкам привлекают итальянских специалистов компании «Lancia». Это сотрудничество в 1984-м ознаменовалось представлением новой концепции, которая прибавила популярности шведскому авто, а Saab 9000 Turbo и вовсе был удостоен нескольких международных наград. Американцы признали его лучшим большим авто.
«Saab» и «General Motors»
В 1990-м году в результате реструктуризации отделения Saab Car произошло образование независимой компании «Saab Automobile AB», которая обрела выход на европейский рынок, продав 50% своих акций небезызвестной «Дженерал Моторс». Разумеется, видоизменился и логотип компании: вместе с одним кольцом исчезло и название прежнего партнера.
Сотрудничество Saab AB и GM было весьма плодотворным. Первым их совместным проектом в 1993-м стал Saab 900, благодаря которому марка Сааб была признана одной из самых безопасных авто в мире наряду с давно утвердившейся в этом статусе Volvo.
В 1994-м появился всесезонный кабриолет Saab 900 Convertible с двойным тентом и мощной печкой.
В 1997-м саабовцы вернулись к прежнему индексированию, представив роскошный седан Saab 9-5, изюминкой которого явились сиденья с принудительной вентиляцией и новые подголовники SAHR, весьма эффективные в плане безопасности.
В 1998-м был представлен Saab 9-3 с турбодизельным двигателем, который появился в результате многочисленных усовершенствований Saab 900. Всего было предпринято 1100 изменений.
Саабовцы постоянно совершенствовались, представляя все новые модификации упомянутых моделей, завоевывая признание и любовь европейских и американских автомобилистов, а «Дженерал Моторс» озадаченная идеей мирового господства в сфере автомобилестроения, в 2000 году прибрала к рукам все акции Saab Automobile AB. Однако уже в 2008-м совет директоров GM с целью безболезненного выхода из сложившейся кризисной ситуации принял решение об отторжении подконтрольной компании. Это позволило бы американскому автопроизводителю избавиться от убыточных активов и получить спасительный кредит.
Несколько лет дальнейшая судьба «Сааб» волновала умы шведского правительства, автопроизводителей и автолюбителей. Хотя заинтересованных лиц в подобной покупке оказалось немало, реальные претенденты долго не обнаруживались. В определенный момент руководство GM даже предприняло попытку ликвидации предприятия, но все благополучно обошлось.
«Saab» и «Spyker Cars NV» — новейшая история
Новым официальным владельцем бренда Saab стала нидерландская компания Spyker Cars NV, занимающаяся производством элитных спорткаров. Показательно, что сделка была завершена 23 февраля 2010 года. В этом российские любители шведского авто после томительного ожидания разрешения саабовской проблемы усматривают своеобразный подарок ко Дню защитника Отечества. Тем более что в значительной степени сделка была профинансирована русскими деньгами, поскольку покупающую сторону курирует банкир из России Владимир Антонов.
Образовавшаяся новая компания Saab Spyker Automobiles уже через полгода своего существования заявила во всеуслышание о предстоящем дебюте. Предполагается, что в ноябре этого года на автосалоне в Лос-Анджелесе будет представлен новый кроссовер 9-4Х.
Эту модель ценители шведского Сааба ждут с нетерпением еще с 2008 года, когда концепт-кар был представлен на автосалоне в Детройте, а чуть позже и на международном автосалоне в Москве.
До настоящего времени по понятным причинам дебют нового серийного авто так и не состоялся, и только недавно в интернете появилась информация от производителя, подтверждающая предстоящую премьеру.
На подробности пока рассчитывать не приходится, однако имеющейся в Сети информации достаточно, чтобы представить новый кроссовер в общих чертах.
Предположительно «сердцем» новинки станут двухлитровый двигатель с турбонаддувом мощностью 248 «лошадок» и V6, характеризующийся объемом 2.8 л. и мощностью 300 «лошадок». В первом случае для разгона автомобиля до 100 км/час будет достаточно 6.4 сек, а предельная отметка составит 250 км/час.
Производители решили не уходить далеко от заявленного в 2008 году концепта, разработанного еще в содружестве с GM и базирующегося на платформе Theta Premium, характерной также для Cadillac SRX. К тому же по достигнутой договоренности производиться новый кроссовер будет на той же мексиканской производственной площадке GM, что и упомянутый Cadillac, а потому предполагается, что они во многом будут схожи.
Полностью соответствует концепту от 2008 года и внешний вид новинки, в котором просматривается схожесть с Range Rover Evoque, только в несколько упрощенном бюджетном варианте.
А вот салон 9-4Х, если верить тому же концепту, приятно удивит автолюбителей своим оригинальным дизайном. Кнопки управления на центральной консоли, образующие непонятные в своей геометрической правильности фигуры, завораживают и настораживают одновременно. Ручка автоматической коробки передач, соседствующая с безключевым селектором завода двигателя, имеет настолько необычную форму, что невольно на ум приходят мысли о внеземных цивилизациях.
Вот пока и все. Однако томиться в ожидании подробностей осталось совсем недолго. Начало автосалона в Лос-Анджелесе – 9 ноября 2010 года. Тогда же станет известно, как скоро новинка станет доступна российским автолюбителям, а в США продажа Saab 9-4X предположительно начнется уже весной 2011-го.
Saab что за машина
Saab Automobile AB – шведский автопроизводитель, специализировавшийся на производстве легковых автомобилей под брендом «SAAB». Модельный ряд бренда составляли седаны, универсалы и кроссоверы различного класса. Производственные мощности компании располагались в нескольких странах мира, в том числе в Мексике, где работал завод, открытый совместно с «General Motors». В 2012-м компания признана банкротом, прекратила производство, а правительство Швеции отозвало лицензию на использование бренда «SAAB».
История марки началась в 1937-м году – с основания небольшого завода в городе Тролльхеттан… К 1960-м годам компания превратилась в одного из крупнейших автопроизводителей Швеции и в 1968-м вошла в состав промышленной группы «Saab-Scania AB»… В 1989-м контрольный пакет акций компании переходит к корпорации «General Motors», которая в 2000-м полностью выкупила шведского автопроизводителя… В 2008-м, на фоне кризиса, «General Motors» решила продать «Saab Automobile AB» и в 2010-м передала компанию под управление голландской «Spyker» – но исправить финансовое положение компании не удалось и осенью 2011-го началась процедура банкротства, положившая начало уходу бренда «SAAB» с рынка легковых автомобилей.
Вряд ли можно припомнить более долгожданную премьеру. Для того чтобы представить на недавнем моторшоу в Лос-Анджелесе свою новинку – среднеразмерный кроссовер Saab 9-4X, шведской компании…
Обзор шведских универсала (SportCombi) и седана (SportSedan) SAAB 9-3 с фотографиями и отзывами владельцев. Технические характеристики этих автомобилей. Рассмотрение их ходовых и эксплуатационных качеств.
Конструкторы Saab всегда стремились подчеркнуть сходство своих автомобилей с самолетами. Не стал в этом смысле исключением их первенец в классе внедорожников – Saab 9-7X. Если…
В сентябре 2009 года Saab представил новое поколение автомобиля 9-5. Премьера состоялась в немецком Франкфурте на международном автосалоне. Обновленный Saab 9-5 элегантен, с утонченными линиями…
Свой самый первый реактивный самолет-истребитель SAAB назвали именем Viggen. А когда это слово добавляют к модели автомобиля, значит перед нами – самая быстрая версия в…
Шведская модель бизнес-класса выпускалась с 1985 по 1998 года, после чего «ушла на покой». Она обладает двумя кузовными исполнениями, отличается богатым оснащением и высоким уровнем безопасности, а встречается в широчайшем количестве бензиновых модификаций.