saint petersburg спас на крови
Уникальные факты о Спасе на Крови в Санкт-Петербурге — легенды и мифы о храме
Спас на Крови — православный храм, полное название которого — Собор Воскресения Христова, расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова. Рядом находится один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад, от которого храм Спаса на Крови отделяет ограда.
Также поблизости расположена одна из центральных площадей города на Неве — Конюшенная, получившая своё название по Императорскому конюшенному двору Екатерины I — российской царствующей государыни, второй жены Петра I, матери императрицы Елизаветы Петровны.
Сегодня Спас на Крови ещё и музей, который входит в состав музейного комплекса «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор». Храм имеет непростую историю, немало уникальных фактов, а также легенд и мифов. Обо всё этом мы и расскажем ниже.
Название храма Спаса на Крови
Своё название храм получил от места, на котором был возведён. Тут 13 марта 1881 года было совершено покушение на Александра II, в результате чего император был ранен и вскоре скончался. Слова «на Крови» в названии собора указывают на кровь царя.
Стиль и облик Собора Воскресения Христова
Храм Спаса на Крови возводился в русском стиле. По оценкам специалистов, он несколько повторяет стиль Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известному как Храм Василия Блаженного в Москве. Архитектурными ориентирами собора стали соборы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.
Часовня до храма Спаса на Крови
На месте современного храма Спаса на Крови и где был смертельно ранен император Александр II, сразу же после его кончины и до начала строительства Спаса на Крови, располагалась часовня. Решение о её возведении возникло уже на следующий день после гибели царя.
Предложение о строительстве часовни было утверждено на чрезвычайном заседании Городской думы. Святыня возводилась на средства купцов Громова и Милитина, последний из которых стал старостой (ведал хозяйством).
Часовню освятили 29 апреля 1881 года. Она находилась тут до 1833 года, потом её перенесли на Конюшенную площадь, а затем через 9 лет она была полностью разобрана.
Первые проекты и архитекторы собора
Собор начали строить по приказу сына Александра II — императора Александра III. Был объявлен конкурс на лучший проект. В нём приняли участие авторы 26 работ, из которых было отобрано 8 лучших. Победил проект А. Тимошко под названием Отцу Отечества». Работа предполагала возведение собора в русско-византийском стиле.
Второе место занял проект академиков И. Китнера и А. Гуна под названием «1 марта 1881 года». Дело в том, что день убийства царя 13 марта — это по новому стилю, а 1 марта — по старому. На третьем месте оказался проект Л. Бенуа, автора часовни, которая находилась на этом же месте.
Однако, ни один из отобранных проектов не был одобрен Александром III. Было вынесено решение о проведении 2-го конкурса. На него представили авторы 31 проект. И эти работы отклонил глава государства. Провели 3-й конкурс, на котором победил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева).
Стоит заметить, что и этот проект был одобрен с условием его дальнейшей доработки. Одобрение первоначального проекта состоялось летом 1883 года, а его окончательный вариант был утверждён только в мае 1887 года.
Для архитектора Альфреда Парланда Спас на Крови стал самой известной работой. Настоятель Троицко-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Малышев) со временем отошёл от строительства храма, в результате чего собор оказался воздвигнутым всецело по проекту Парланда.
Возведение Спаса на Крови и ризницы
Храм Спаса на Крови был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Храм-мемориал возвели в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Его строили на добровольные пожертвования, всем миром.
Строительство велось в течение 24 лет и обошлось в 4,6 млн рублей. Начавшиеся в 1883 году строительные работы были завершены только в 1907-м. 19 августа того года, в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, храм был освящён митрополитом Антонием (Вадковским) в присутствии императора Николая II и членов императорской семьи.
В следующем 1908 году рядом с храмом была освящена Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Её основным предназначением стало использование для хранения икон и других даров, которые были преподнесены в память о кончине Александра II.
Новшества Собора Воскресения Христова
Собор Воскресения Христова на Крови возводили с применением новых технологий строительства. Здание было полностью электрифицировано: в нём располагалось почти 1700 электроламп.
Вход в храм Спаса на Крови по пропускам
Интересен и тот факт, что Спас на Крови не являлся приходским храмом. Собор находился на государственном содержании, в ведении Министерства внутренних дел. В храме не предусматривались массовые посещения, хотя он мог вмещать много (до 1600) прихожан. В императорской России вход в храм Спаса на Крови в Петербурге осуществлялся только по пропускам.
Собор хотели разобрать при СССР
С приходом советской власти, в 1920 году, храм стал приходским. В 1922-1930 годах Спас на Крови был и собором Петроградской автокефалии, и обновленческим, и кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии, и центром иосифлянства в Ленинграде.
30 октября 1930 года храм Спаса на Крови закрыли, через год было принято решение о разборке здания. К счастью, сроки этой процедуры обозначены не были. Так собор Воскресения Христова простоял до начала Великой Отечественной войны.
Спас на Крови во время и после войны
В годы блокады Ленинграда Спас на Крови выполнял функцию морга. В него свозили тела погибших горожан. Как ни странно, после Великой Отечественной войны в храме разместили склад декораций Малого оперного театра.
Собор Воскресения Христова под охраной
В 1968 гожу Спас на Крови передали под охрану Государственной инспекции по охране памятников. Через 2 года было принято решение об организации здесь филиала музея «Исаакиевский собор», каковым он является и сегодня.
Новейшая история храма Спаса на Крови
Спас на Крови открылся для первых прихожан в августе 1997 года, а 23 мая 2004 года в нём отслужили первую после нескольких десятков лет перерыва Литургию. В январе 2014 года здесь зарегистрировали приход храма.
Красота, архитектура и размеры Спаса на Крови
Красота храма Спаса на Крови покоряет сердца туристов, которые увидев его однажды, остаются в неописуемом восторге до следующего посещения города на Неве. Их рассказы о храме дома близким и знакомым людям создают эффект сарафанного радио.
Популярность собора с годами не то, что не проходит, а неизменно растёт. Посмотреть на Спас на Крови едут со всех уголков России и мира. Причём, полюбоваться собором можно как снаружи, так и внутри. Композиционный центр здания представляет собой четверик, увенчанный 5-ю куполами. Кроме того, Спас на Крови имеет ещё 4 главы.
Храм представляет собой асимметричную группу, увенчанную 5-ю куполами, часть из них имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. Центральной глава храма является шатёр, высота которого достигает 81 метр.
Мозаика храма — одна из крупнейших коллекций в Европе
С внешней стороны на стены храма нанесены надписи о достижениях России во время правления императора Александра II. В оформлении Спаса на Крови зодчие использовали различный отделочный материал: кирпич, мрамор и гранит, а также эмали, позолоченную медь и мозаику.
Во внутреннем убранстве храма особенно много мозаики, общая площадь которой 7065 квадратных метров. Её создавали в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Фролова. Работы выполнялись по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов и др.
Сегодня мозаичная экспозиция Спаса на Крови представляет собой одну из крупнейших коллекций подобного рода во всей Европе.
Сень в храме Спаса на Крови
В западной части храма Спаса на Крови, устроена сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагрённые кровью Царя-Мученика. Над сенью находится колокольня с большим золотым куполом.
Часовня-ризница при соборе Воскресения Христова
При посещении Собора Воскресения Христова на Крови отдельного внимания заслуживает часовня-ризница — памятник истории и культуры федерального значения. В ней часто проводятся выставки.
Сооружение имеет прямоугольную форму, увенчанную большим куполом. На его вершине находится хризма — монограмма имени Иисуса Христа. Она выполнена в виде греческих букв «хи», «ро», «альфы» и «омеги», вписанных в круг. Украшениями здания являются изразцы и мозаичные иконы.
Уникальная история с отголосками войны
Тайны Спаса на Крови: как собор пытались разрушить и не смогли
140 лет назад в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала убили российского императора Александра II. На месте теракта сразу же заложили временную часовню, а спустя два года начали строить храм, известный как Спас на Крови. Сейчас это один из главных символов города. С ним связано много тайн и легенд. Как этот православный храм повлиял на распад СССР? И что за икона-предсказательница, по легенде, хранится под его сводом? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Почему собор назвали Спас на Крови?
Легенда про икону-предсказательницу
Красивый храм, возведенный на месте трагедии, сразу породил множество слухов, мифов и легенд. Одной из самых известных стала легенда про особую икону, которая заключает в себе тайные знания о прошлом и будущем России.
По Петербургу ходили слухи, что если смотреть на икону долго, не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории. Якобы тайный смысл этих дат открылся прихожанам только в XX веке, так как они предупреждали об Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и смерти Сталина.
Ася Суворова вот уже 13 лет работает в Санкт-Петербурге экскурсоводом и легенду о таинственной иконе слышала много раз, вот только с подтверждениями слухов ни разу не сталкивалась.
Со Спасом на Крови связана еще одна нумерологическая тайна. Говорят, что высота колоколен выбрана архитектором не случайно. Зодчий Альфред Парланд на специальном конкурсе завоевал себе право воплотить в жизнь замысел Александра III и увековечить память Александра II.
Почему считается, что Спас на Крови невозможно разрушить?
Во время Великой Отечественной Спас на Крови превратили в один из городских моргов. После войны некоторое время уникальный собор служил складом, потом и вовсе стал заброшенным. Легенда о том, что один из символов Санкт-Петербурга заговорен и его нельзя разрушить, нашла еще одно неожиданное подтверждение в начале 60-х годов прошлого века.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!
Спас на Крови — Собор Воскресения Христова на Крови
Спас на Крови — православный храм в Санкт-Петербурге, полное название которого — Собор Воскресения Христова на Крови (также храм Спаса на Крови).
Спас на Крови
Своё название собор получил от места, на котором был построен. Именно здесь 1 (по новому стилю — 13) марта 1881 года было совершено покушение на императора Александра II, в результате которого он был ранен и вскоре скончался. Выражение в названии храма «на крови» является указанием именно на кровь императора.
Таким образом Спас на Крови является памятником царю-мученику. Сегодня это ещё и памятник архитектуры, а также музей, входящий в состав музейного комплекса «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“».
Император Александр II
Располагается собор в центре города на набережной канала Грибоедова. Рядом находится один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад, а также одна из центральных площадей города — Конюшенная, получившая своё название по Императорскому конюшенному двору Екатерины I.
Строительство собора было начато по приказу сына Александра II — императора Александра III. Первоначальный проект храма принадлежал двум архитекторам: Альфреду Парланде, Спас на Крови для которого стал самой известной работой, и настоятелю Троицко-Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию (Малышеву), который со временем отошёл от строительства храма, в результате чего тот оказался воздвигнутым всецело по проекту Парланда.
Альфред Парланд
Располагаясь в историческом центре Санкт-Петербурга, Собор Воскресения Христова на Крови неизменно привлекает внимание туристов. Не последнюю роль в этом играет внешний облик храма. Спас на Крови строился в русском стиле и в определённой степени являлся подражанием Собору Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известному как Собор (храм) Василия Блаженного в Москве. Кроме того, архитектурными ориентирами собора стали храмы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.
Строительство храма велось на протяжении 24 лет. Так, начавшиеся в 1883 году строительные работы были завершены только в 1907. Именно в этом году 6 (по новому стилю — 19 августа) храм был освящён митрополитом Антонием (Вадковским).
С момента смерти Александра II и до начала строительства Спаса на Крови на месте покушения на императора располагалась часовня, решение о возведении которой было принято уже на следующий день после гибели царя на чрезвычайном заседании Городской думы. Часовня возводилась на средства купцов Громова и Милитина (последний из которых стал старостой, то есть ведал хозяйством церковной общины), а её архитектором выступил Леонтий Бенуа.
Часовня на месте гибели Александра II
Освящение часовни произошло довольно быстро, уже 17 (29) апреля того же 1881 года. После её появления здесь стали проводиться памятные панихиды. Часовня оставалась на месте своего первоначального воздвижения до начала строительства собора, то есть до 1883 года. После этого она была перенесена на Конюшенную площадь. На новом месте объект был на протяжении девяти лет, после чего был полностью разобран.
После того, как было принято решение о строительстве на месте покушения на императора собора, был объявлен конкурс на лучший проект, участие в котором приняли авторы 26 работ. Из числа представленных проектов было отобрано 8 лучших, среди которых первое место одержал проект А.Тимошко, предполагавший возведение собора в русско-византийском стиле. Работа называлась «Отцу Отечества». На втором месте оказался проект «1 марта 1881 года» академиков И.Китнера и А.Гуна. Проект Л.Бенуа, который являлся автором находившейся на этом же месте часовни, занял третье место. Однако, ни один из отобранных проектов не был одобрен Александром III, в результате чего было принято решение о проведении второго конкурса, на который был подан 31 проект. Однако и все новые проекты также были отклонены главой государства.
После этого было принято решение о проведении ещё одного конкурса, в результате которого победил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Однако и этот проект был одобрен с условием его дальнейшей доработки. Одобрение первоначального проекта состоялось летом 1883 года, а его окончательный вариант утверждён только в мае 1887 года.
Проект храма архимандрита Игнатия
Строительство Спаса на Крови было начато в октябре 1883 года. Комиссию по строительству возглавлял Великий князь Владимир Александрович — третий сын Александра II. Растянувшееся на 24 года строительство было завершено в августе 1907 года, когда в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, в присутствии императора Николая II и членов императорской семьи состоялось освящение собора.
Строительство храма, деньги на которое собирались по всей стране, обошлось в 4,6 млн рублей.
В следующем 1908 году рядом с храмом была освящена Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, представляющая собой отдельно стоящее здание. Хотя по первоначальному проекту, предложенному архимандритом Игнатием, предполагалось возведение двух часовен, представлявших собой угловые башенки, расположенные на ограде собора. Часовня, строительство которой было завершено в 1907 году, вместе с храмом Спас на Крови была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Её основным предназначением стало использование для хранения икон и других даров, которые были преподнесены в память о кончине Александра II. Помимо этого в часовне-ризнице хранились архивные материалы, касающиеся строительства храма.
Иверская часовня-ризница
Примечательно, что Собор Воскресения Христова на Крови возводился с применением новых технологий строительства. Здание было полностью электрифицировано: в нём располагалось почти 1700 электроламп.
Интересен и тот факт, что Спас на Крови не являлся приходским храмом, а находился на государственном содержании. Собор находился в ведении Министерства внутренних дел, массовые посещения храма не предусматривались, хотя его вместимость была достаточно большой: собор способен вместить до 1600 человек. При императорской власти вход в храм осуществлялся только по пропускам.
Спас на Крови внутри
В 1920 году после смены власти храм стал приходским, хотя против такого решения возражал настоятель собора протоиерей Пётр Лепорский.
С июля 1922 года до июля следующего года собор принадлежал Петроградской автокефалии, после чего стал обновленческим. С августа 1923 года он стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии, а с конца 1927 года превратился в центр иосифлянства в Ленинграде. 30 октября 1930 года храм был закрыт, а спустя год было принято решение о разборке здания. Однако сроки данной процедуры обозначены не были, в связи с чем Спас на Крови простоял до начала Великой Отечественной войны, когда перед властью возникли другие вопросы.
В военное время Спас на Крови выполнял функцию морга, здесь размещали тела погибших горожан, а после войны здесь разместился склад декораций Малого оперного театра.
Следы от снарядов
В 1968 году храм был передан под охрану Государственной инспекции по охране памятников, спустя два года было принято решение об организации здесь филиала музея «Исаакиевский собор», каковым он является и сегодня.
На протяжении 1970-90-х годов в здании проводились инженерные, общестроительные и реставрационные работы. В августе 1997 года Спас на Крови открылся для своих первых посетителей, а 23 мая 2004 года здесь была отслужена первая после нескольких десятков лет перерыва литургия. Спустя ещё почти десять лет в январе 2014 года здесь был зарегистрирован приход храма.
Сегодня увидеть Спас на Крови во всей его красе может любой желающий. Причём полюбоваться собором можно как снаружи, так и внутри. В архитектурном отношении композиционный центр здания представляет собой четверик, увенчанный пятью куполами. Помимо этого, собор имеет ещё четыре главы. В общей сложности храм представляет собой асимметричную группу, увенчанную пятью куполами, часть из которых имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. Центральной глава храма является шатёр, высота которого достигает 81 метра.
Купола собора
На стены храма с внешней стороны нанесены надписи, повествующие о достижения России во время правления императора Александра II. В оформлении сооружения использован различный отделочный материал, в числе которого кирпич, мрамор и гранит, а также эмали, позолоченная медь и мозаика.
Особенно много мозаики во внутреннем убранстве храма. Она создавалась в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Фролова. Работы выполнялись по эскизам более 30 художников, в числе которых были авторы с мировыми именами. Сегодня мозаичная экспозиция Спаса на Крови представляет собой одну из крупнейших коллекций во всей Европе.
Мозаика собора
Посещая Собор Воскресения Христова на Крови, следует также уделить отдельное внимание часовне-ризнице, которая сегодня является памятником истории и культуры федерального значения и используется для организации и проведения выставок.
Сооружение имеет прямоугольную форму, увенчанную большим куполом, на вершине которого находится хризма — монограмма имени Иисуса Христа (выполнена в виде греческих букв «хи», «ро», «альфы» и «омеги», вписанных в круг). В отделке здания использован кирпич, а украшениями являются изразцы и мозаичные иконы. Вокруг часовни располагается ограда, аналогичная той, что отделяет Спас на Крови от Михайловского сада.
7000 метров мозаики Собора Спаса на Крови
Храм Спаса на крови я советую не только посмотреть снаружи, но и зайти внутрь.
Реставраторы проделали просто огромную работу.
Внутри есть несколько стендов как собор выглядел после войны
Место гибели Александра II
Сначала в него стреляли на Дворцовой площади, но император оказался непрост. После первого выстрела он развернулся и помчался в Зимний, но не просто помчался, а начал скакать зигзагами, уворачиваясь от пуль.
После этого Народовольцы хотели заминировать мост, где обязательно должен был проехать Александр, но главный бомбист просто проспал и не пришел.
Мне кажется именно тогда руководство народной воли осознало, что у них в подчинении идиоты и начали готовиться серьезно.
Сперва они в течение 3-х месяцев следили за Александром и выявили все его маршруты.
Если бы это не сработало, то по сторонам стояли бы еще 4 человека с бомбами.
Если бы и бомбы не взяли царя, то глава этой операции Желябов, должен был прыгнуть в карету и заколоть императора кортиком. Фаталити так сказать.
Казалось бы, что может пойти не так? Ну во-первых, пока они 3 месяца следили, полиция тоже без дела не сидела и начались массовые аресты руководителей народной воли.
За 2 дня до покушения арестовали самого Желябова, главу этой ячейки. И покушение возглавляет Перовская, легендарная игла.
И вот день покушения, все на своих местах, все ждут, но тут император берет и меняет маршрут, чтобы заехать к своей кузине.
Мина под мостовой уже бесполезна, Народовольцы срочно переходят на новую точку, а мы же помним что они фанатики, но не очень умные. Поэтому у них сбивается очередность кто когда кидает, да и пути отхода не готовы.
И тут происходит неожиданное. Александр II выходит из кореты и идет к бомбисту, чтобы узнать его национальность. Он надеялся что это поляк, они в то время входили в Российскую империю и яро требовали независимости.
Не знаю, стоила ли эта информация того, но в это мгновение вылетел второй народоволец и бросил заряд уже под ноги Царя.
Теперь вы можете видеть в Соборе Спаса на крови часть брусчатки того времени, где и погиб Император.
История Создания — кратко
Поговорим теперь о том, как строился храм Спас на Крови. Почему так называется эта красивая питерская церковь с многоцветными пестрыми куполами? Дело в том, что на этом месте, в марте 1881 года произошло покушение на российского императора Александра II, того самого, который отменил в России крепостное право и цензуру.
Люди даже говорили, что убийство этого императора равнозначно второму распятию Христа. Поэтому Спас на Крови должен был напоминать о Голгофе. А яркое и красочное убранство собора должно было не только свидетельствовать об этой трагической гибели монарха, но и внушать надежду на вечную жизнь.
Часовня
Сначала на том месте, где убили императора, поставили памятный знак. Его днем и ночью охранял часовой. Потом, в апреле 1881 года, у решетки Летнего сада соорудили часовню. Она была деревянной, с претензиями на грациозность, сделанной в виде павильона, а на крыше стоял небольшой позолоченный купол с крестом. Автором часовни был известный архитектор Бенуа, а оплатили эти работы богатые купцы. Так что государство на нее ничего не потратило.
Но император Александр III, наследник погибшего царя, заявил, что часовни недостаточно, и именно на этом месте нужно возвести настоящий собор. Поэтому и построили церковь на набережной, что было очень необычным расположением. Новый император также захотел, чтобы храм в память его отца напоминал как о его гибели, так и вызывал чувство надежды и восхищения величием государства. И он объявил конкурс на лучший проект сразу же после убийства, пока строилась часовня.
Конкурс
Очень много лучших зодчих России решили посоревноваться за такой престижный проект. Они создавали модели будущего храма, которые выставляли в Михайловском саду. Сначала комиссия выбрала 8 проектов, которые предлагали построить церковь в византийском стиле – помпезном, роскошном и зрелищном.
Но Александр III заявил, что хотел бы видеть храм в стиле нарядной и красивой русской старины, как строили в 17 веке, например, в Ярославле. Он хотел, чтобы был виден народный, национальный характер постройки – купола в виде «теремков» и шатров, разноцветные изразцы, узкие, словно бойницы окна, кованые украшения и богатый декором дизайн. Александру III нравился идеализированный стиль московских царей, так чтобы все выглядело под старину, словно еще до реформ Петра.
Поэтому все отобранные комиссией проекты ему не понравились, и он объявил новый конкурс под названием «Старина», за которым следил лично. Но и предложенные во второй раз проекты император снова отверг. Он сам взялся выбирать то, что соответствовало его идеям, и остановился на совместном замысле архитектора Парланда и архимандрита Игнатия.
Иеромонах (монах, занимающий высокий пост в церковной иерархии) Игнатий из Троице-Сергиева монастыря был консультантом этого проекта, как сказали бы сейчас. Однако архимандрит был церковным деятелем, а не архитектором, и по поводу его участия в проекте тоже было много споров и возражений. Большинство ученых архитекторов сочли его вмешательство политической агиткой и всячески критиковали.
При этом даже говорили, что Парланд, пользуясь своими связями с церковными кругами, заморочил царю голову красиво раскрашенными чертежами, но само его творение было полно нелепостей. Поэтому император взял проект Парланда только за основу.
Ему также понравилось предложение сделать мемориальную церковь такой, чтобы она напоминала собор Василия Блаженного. Члены Академии Художеств, президентом которой был брат царя, тоже внесла свою лепту. Наконец, утвердили вариант, который уже совсем не напоминал первоначальную идею Игнатия и Парланда. Решили не просто построить церковь, а настоящий комплекс из храма, музея, башен и часовен. Тем более что уже тогда Александр III вовсю продвигал лозунг «Самодержавие, православие и народность». Он хотел сделать его популярным, визуализировать. И храм Спаса на Крови должен был стать архитектурным воплощением этого лозунга, так сказать, плакатом в камне и изразцах.
Строительство
Строить храм начали только через десять с лишним лет после гибели царя. Император сам заложил первый камень, как это было принято. Впервые в истории Петербурга церковь эту поставили на бетонном фундаменте толщиной больше метра, а не на сваях. Сам храм возвели из кирпича и облицевали гранитом, мрамором, так чтобы было прочно и долговечно.
Украшали церковь цветными изразцами из фарфора. Купола покрыли эмалированной медью, что сделало их яркими, а затем позолотили. Много времени и усилий потребовало и украшение храма. Ведь из-за влажности климата решено было покрыть собор не фресками и росписями, чтобы они не отсырели, а мозаикой. А для отделки внутреннего убранства использовались камни-самоцветы более десятка разных видов. Над ними трудились как русские и немецкие, так и итальянские мастера.
К тому же, царь настаивал на том, чтобы часть брусчатки, на которой пролилась кровь его отца, была оставлена нетронутой и была перенесена в храм. Это тоже было сделано. Пока собор строился, брусчатка, часть решетки и гранитные плиты, обагренные кровью императора, поместили в отдельную часовню, а потом вернули на место. А над ними сделали надстройку в виде сеней, то есть, прихожей в древнерусском доме. И сейчас на эту мостовую может взглянуть любой желающий.
Строили собор очень долго, чуть ли не четверть века, и освятили только в следующем столетии – в 1907 году, хотя планировалось, что все будет завершено к 1890 году. Последними соорудили крыльца и врата с серебряным орнаментом. Оказалось, что во время строительства были украдены и растрачены казенные средства, но дело замяли, потому что в нем оказался замешанным брат царя, великий князь Владимир Александрович.
Пока шло разбирательство, назначили новую комиссию для руководства строительством, которую возглавил сам Парланд. Поговаривали, что и она затягивала строительство бюрократическим крючкотворством, чтобы можно было подольше получать дивиденды на таких престижных должностях. Интересно, что сам собор с его вроде бы старинным внешним видом строили с применением всех передовых технологий. Электрическое освещение, оригинальная система отопления паром, хитроумные защитные сооружения, которые не позволяли воде канала проникать под фундамент – все это просто достойно восхищения! А весь район Петербурга вокруг был полностью перестроен, чтобы Спас на Крови смотрелся эффектно. Правда, при этом вырубили часть Михайловского сада. А ведь там были деревья, посаженные еще при Петре I.
Собор во время войны
Во время блокады Ленинграда из Собора сделали морг. Сюда свозили огромное количество трупов из центра города, которые умерли от холода, голода и бомбежек.
Сам собор тоже не маскировали и он очень сильно пострадал от авиаударов.
Снаружи можно видеть некоторые стены, посеченные осколками.
Посеченная осколками стена
Архитектура
Когда вы приближаетесь к Собору Спаса на Крови, то сразу замечаете, как он оригинально смотрится на фоне окружающих зданий – весь такой многоцветный и радостный, с нарядными куполами. Церковь построена из коричневого кирпича, который отлично оттеняет мозаику.
Обойдите храм вокруг и полюбуйтесь его пристройками – все они похожи на сказочные теремки. Это и есть тот самый русский, или, как говорят придирчивые историки, «псевдорусский» стиль, который так полюбился Александру III, и который удалось воплотить в жизнь архитектору Парланду.
Сам архитектор Альфред Александрович Парланд – весьма интересная личность. Его предки родом из Шотландии. Но родился он в Петербурге и окончил Академию Художеств, где и преподавал несколько лет. Затем ему удалось получить царскую стипендию для обучения за рубежом. За такие стипендии между художниками шла настоящая борьба, и Парланд уже здесь продемонстрировал хорошую хватку.
Пожив за границей пять лет, он вернулся уже академиком. И когда он решил принять участие в конкурсе проектов на сроительство памятного собора на месте гибели Александра II, именно к нему обратился со своими идеями архимандрит Игнатий. Альфред Парланд, долго не думая, принял предложение монаха, зная, что тот имеет большое влияние на царскую семью. Результат нам известен.
Нельзя сказать, что Парланд добился утверждения своего проекта исключительно интригами – он действительно был большим талантом, и, кроме того, большим поклонником псевдорусского стиля. Он хотел, чтобы в Петербурге было больше памятников, подобных московским храмам, поскольку считал, что из-за Петра I русская архитектура лишилась чего-то народного, самобытного. Поэтому он возвел храм в народно-декоративных традициях, но, конечно, не забывая и об академических пропорциях, чтобы здание красиво смотрелось.
Сам собор Спаса на Крови – это своего рода каменный шатер, который опирается на четыре главные боковые башни. Центральная – пятая башня шатра – самая высокая и утонченная. На главных и боковых башнях собора сделаны купола.
Боковые купола позолоченные, а главные покрыты ювелирной эмалью – очень сложной по технике, так в те времена только кольца и серги украшали. Это тоже была идея Парланда. Всего эмаль занимает около 1 квадратного километра – такого никто в русском зодчестве не делал! Эти «эмалированные луковицы» и делают Спас на Крови похожим на собор Василия Блаженного.
Колокольня собора тоже завершается куполом – совсем как храм Ивана Великого в Московском Кремле. Она как раз построена над местом смертельного ранения императора. С обеих сторон к колокольне ведут крыльца, словно в старинный терем. Всего в соборе 9 куполов или, как раньше говорили, глав.
Мозаика на внешних стенах собора – это настоящие религиозные картины по наброскам художника-сказочника Васнецова. Поэтому они сделаны ярко и красочно. Все мозаичные картины связаны по смыслу с евангельскими событиями – «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста и «Сошествие в ад».
Парланд вначале хотел, чтобы Васнецов делал эскизы всех мозаик, но художник был очень занят. Поэтому архитектор сделал многие наброски сам, а другие поручил не менее известным живописцам. Под главным куполом мозаикой выложены слова покаянной молитвы одного из Отцов Церкви Василия Великого.
С севера и юга храм украшен своеобразными каменными кокошниками. Окна обрамлены фигурными наличниками. А облицован он благородными материалами – гранитом, мрамором, декоративным немецким кирпичом. Кроме того фасад храма украшен очень мелким орнаментом с пестрыми узорами, подобно тому, как строились церкви в Москве и Ярославле в 17 веке. Все это перемежается с ажурными арками и резными колоннами, которые смотрятся просто великолепно. Из-за своей планировки и отделки собор похож на каменный цветок или живописную шкатулку. Он очень яркий, благодаря разноцветным материалам, которыми он украшен – мозаика, эмаль, изразцы, разноцветная черепица… Ведь Парланд специально изучал старинную русскую архитектуру, отбирая из нее самые удивительные и нарядные решения, самые декоративные и в то же время самобытные черты. Результат превзошел все ожидания!
Внутренняя отделка храма
Но когда вы войдете в собор, то от разноцветного интерьера у вас просто глаза разбегутся! Самоцветов и горных пород, которыми облицованы стены, а также их цветовых сочетаний здесь не счесть. Это редкие камни удивительной красоты из разных регионов России, а также многих стран мира – яшма, серпентинит, родонит, мрамор, порфир… Они то контрастируют, то гармонируют друг с другом. Прямо вспоминаются легенды о «малахитовой шкатулке».
Стены и колонны
Внизу стены на высоту 2,5 метров облицованы зеленым мрамором из Калабрии, с юга Италии. Из него же сделаны и резные скамейки, которые стоят вдоль стен. Огромные центральные колонны – пилоны (называются так, потому что образцом для них послужила архитектура древнеегипетских храмов) сделаны из удивительного камня, добываемого под Житомиром. Это лабрадорит, темный камень сам по себе. Но если к нему присмотреться, из него начинают проступать синие, серебрисные и золотисные искры – он словно начинает светиться. Особенно это видно в полумраке храма.
Мозаика
Мозаичных изображений столько, что на одно их перечисление ушли бы часы. Недаром это собрание считается крупнейшим в Европе. И не зря, ведь всего мозаикой внутри храма покрыта площадь более 7 квадратных километров. Недаром собор прозвали «музеем мозаики». Ведь гуляя по нему, можно познакомиться со всеми видами этого искусства.
Вся мозаика собора создавалась в технике смальты. Это старинный способ выкладывания мозаики из кусочков цветного непрозрачного стекла различной формы. Он требует очень кропотливого труда. Эту технику выбрали для украшения храма по разным причинам, в том числе и потому, что такое стекло очень долговечно, можно подобрать огромное количество цветов и оттенков, и, к тому же, мозаика на смальте имеет интересный эффект – она светится изнутри. Живой живописи в соборе нет.
Несмотря, что над этими картинами работали разные художники, они все смотрятся как одно целое. Вначале над ними трудилась только мастерская Парланда, но работы было так много, что была задействована целая армия художников, всего около 30. Можно назвать хотя бы несколько громких фамилий – Фролов, Нестеров, Харламов, и, конечно, Васнецов.
Буквально каждый сантиметр внутреннего убранства храма покрыт мозаикой. Только на стенах разместилось 250 икон пророков, святых и мучеников, что тоже наводит на мысль о мученической смерти царя. В проходах между арками – много картин с сюжетами из Ветхого Завета.
Но большинство изображений, конечно же, посвящены Христу. В главном куполе, если поднимете голову, вы увидите икону Пантократора, то есть Вседержителя, Христа, который является царем мироздания. На центральных стенах и потолке много картин о земной жизни Спасителя. А западная часть храма расписана сценами страданий Христа
Очень интересное и редкое мозаичное изображение Христа находится внутри северо-восточного купола – «Спас Благое Молчание». Там Спаситель изображен еще до прихода к людям, в виде ангела с крыльями. Под юго-восточным куполом Христос предстает перед нами в виде подростка, или, как говорили раньше, отрока. На востоке собора – явление Христа ученикам после Воскресения.
Все иконы сделаны из мозаики
Сень и алтарь
Резной купол и колонны сени возле входа в храм – то есть, места, где находится брусчатка с кровью царя – отделаны полудрагоценными камнями, в том числе алтайской яшмой. Алтарь сделан из итальянского мрамора разных оттенков. Он специально спроектирован так, чтобы цвета плавно переходили друг в друга — от красно-коричневого до практически белого.
Иконостас тоже каменный, но кажется вырезанным из дерева. Если вы станете осматривать главный иконостас, то с обеих сторон увидите декоративные полки для хранения самых ценных икон – киоты. Их нижняя часть сделана из серого камня яшмы, а верхняя – из пастельной и бежевой уральской яшмы. В одном киоте есть неординарная икона Александра Невского, где князь и святой изображен в профиль. А справа и слева от царских врат – изумительные иконы по рисункам Васнецова – Богоматерь и Спаситель.
Пол собора тоже полностью мозаичный. Когда вы входите в собор, то на первый взгляд кажется, что у вас под ногами роскошный ковер. Но на самом деле это как бы 45 разных каменных ковров. Мозаика покрывает целых 600 квадратных метров, и при этом узор нигде не повторяется!
Парланд задумал этот пол на этот раз не в национальном декоративном стиле, а в подражание античности. Поэтому узоры мозаики, хотя и многоцветные, но строгие, геометрические и классические. Они просто создают впечатление у входящего, что собор еще больше и шире, чем он есть на самом деле.
Мрамор для пола поставила знаменитая генуэзская фабрика «Нови». Самое интересное, что когда в советское время этот пол был разрушен, а в начале 2000-х стал реставрироваться, именно та же итальянская фирма, которая существует до сих пор, поставила камень для восстановления пола, и даже отправила своих специалистов помогать при реставрации. Вот это называется традиции!
Полезная информация
На входе можно взять аудиогид за 200 рублей.
Лайфхак №1: В кассы всегда большая очередь, но на входе стоят автоматы для продажи электронных билетов. Стоят столько же и там не было никого.
Лаййфхак №2: Спросите на входе когда будет экскурсия, она входит в стоимость билета. Рассказывают очень интересно.
Терминалы по продаже билетов пустые
А на кассу огромная очередь
Внутри можно взять аудиогид за 200 рублей
Как дойти от метро
Проще всего идти от метро Невский проспект, там большая пешеходная улица и можно спокойно проехать с Коляской.
Хотя людей всегда очень много.
Парковку рядом найти почти невозможно, поэтому лучше добираться на метро.