шаг школы в смешанное обучение

Проект «IT-книга». Выпуск 7: «Шаг школы в смешанное обучение» (Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская, Б. Б. Ярмахов)

шаг школы в смешанное обучение

Аннотация

За последние 10-15 лет смешанное обучение не только получило значительное распространение в системе общего и высшего образования, стремительно захватывая новые секторы инклюзивного, дополнительного и корпоративного обучения, но и превратилось в один из самых многообещающих трендов, с которым многие эксперты связывают будущее самой системы образования в 21 веке. В одной из первых издаваемых в РФ книг по этой теме — «Шаг школы в смешанное обучение» — предпринята попытка не только рассказать о смешанном обучении как о педагогической инновации, но и проанализировать трудности, с которыми встречаются школы на пути его внедрения.

Книга написана понятным языком, однако охватывает всю совокупность проблем, затрагиваемых смешанным обучением. Читатель сможет не только познакомиться с методикой смешанного обучения, историей появления этой модели и вариантами её реализации, но и увидеть те изменения, к которым она приводит в учебной деятельности учащихся, педагогической деятельности учителей и функционировании самой школы. Книга будет безусловно интересна не только тем, кто интересуется информационными технологиями в образовании, но и тем, кто ищет пути развития самой системы современного образования.

Источник

Переход на смешанное обучение за пять шагов

Татьяна Русских

26 октября 2020 • 17:54

Смешанное обучение помогает найти индивидуальный подход к каждому ученику и включить в урок даже самых скучающих детей, уверена учитель информатики екатеринбургской гимназии «Корифей» Татьяна Русских. Сейчас, когда многие учебные заведения то ли работают, то ли на дистанционке, этот формат может прийти на выручку. Какие шаги надо сделать?

шаг школы в смешанное обучение

Татьяна Русских проводит урок по модели смешанного обучения. Фото из личного архива.

Смешанное обучение — это сочетание классического аудиторного обучения с элементами цифрового. Я решила попробовать его, потому что поняла: все дети разные и становится невозможно вести уроки одинаково у доски, как раньше. Есть сильные ученики, им надо предоставить возможность работать самостоятельно, а слабым — уделить больше времени. Есть классы, в которых просто так что-либо рассказывать бесполезно, детей надо сразу же включать в практику и давать четкие инструкции: без полной нагрузки начинается хаос. При смешанном же обучении ученики и педагог работают в разных форматах и очень интенсивно.

Модели смешанного обучения

Ротация. Расписание занятий сочетает традиционное обучение и онлайн. Ученики попеременно участвуют в групповой работе, где выполняют задания самостоятельно или под руководством учителя, и пользуются онлайн-платформами. Ротация станций предполагает, что ученик в классе проходит через несколько «станций» — групповых проектов, в каждом из которых есть определенное задание от учителя, в том числе выполняемое с помощью компьютера и интернета. Индивидуальная ротация: в этой модели учитель устанавливает индивидуальное время для каждого ученика и ему не обязательно посещать все доступные «станции». Ротация лабораторий, когда ученик физически меняет помещение: например, переходит в компьютерный класс для онлайн-обучения. Перевернутый класс: когда теория изучается дома, с помощью цифровых ресурсов, а в классе учитель дает разъяснения.

Самостоятельно-смешанная. Ученики проходят онлайн-курсы дополнительно к традиционному обучению. Модель решает проблему предметов, которые не преподаются школой по различным причинам. Причем, ученики могут проходить курсы в помещении школы, например, в компьютерном классе.

Онлайн-тьютор. Ученики проходят весь курс через онлайн-платформу с возможностью поддержки от учителей. Личные встречи организуются с педагогом при необходимости.

Гибкая модель. Учебные материалы и инструкции доступны онлайн, а обучение проходит самостоятельно. Учитель в этой модели выступает в роли наставника и доступен на консультациях, в том числе групповых и онлайн, по расписанию. Кроме того, он проводит индивидуальные занятия.

Лаборатории. Все учебные программы реализуются через цифровую платформу, но в классе по расписанию.

Шаг 1. Обучить групповой работе и цифровой грамотности

Когда я попробовала смешанное обучение, то поняла, что так просто его не введешь. Прочитала книжки, познакомилась с опытом коллег, все подготовила, но, как запланировала, с первого раза не получилось.

Необходимо сначала изучить особенности класса. Дети могут быть не готовы работать в группах и самостоятельно без поддержки учителя. Педагог должен понимать, как ученики взаимодействуют, как воспринимают информацию. Я, например, начала проводить специальные уроки, посвященные только групповой работе. Вместе с ребятами учились друг друга слушать, постепенно пошел прогресс.

Элементарная цифровая грамотность должна быть у учеников: уметь войти в почту, зарегистрироваться, перейти по ссылке. Заранее готовлю детей работе с тем или иным приложением. Иначе урок уйдет на изучение инструмента, а не нового материала.

Шаг 2. Попробовать все инструменты на себе

Учитель готов будет вести уроки в смешанном формате тогда, когда он сам умеет работать в группе, владеет цифровыми инструментами, когда он в партнерских отношениях с учениками и другими учителями.

Сейчас тестируется вакцина от ковида на добровольцах, так вот учитель тоже должен все инструменты попробовать на себе. Тогда быстрее эту технологию схватишь. Я, например, все изучаю, но оставляю только то, что понравилось, где вижу реальный результат.

Шаг 3. Выбрать рабочую модель

Самое оптимальное и действенное в смешанном обучении для меня сегодня — это ротация станций и перевернутый класс, смена рабочих зон. Кроме того, я все эти модели перемешиваю на уроке. Ребятам нравится, а вот самостоятельную работу любят меньше. Дело, впрочем, не только в том, что нравится, но и то, что дает наилучший образовательный результат.

Например, ученики, которые не воспринимали информацию от учителя у доски. Им нужно было 3-4 раза послушать, прежде чем что-то понять. В таком случае я записываю объяснение нового материала или вопросов, которые обычно вызывают затруднения. Как правило, получаются небольшие ролики по 5- 7 минут. Теперь «перевернутый класс» рулит! Я почти не рассказываю материал у доски, ученики с ними знакомятся дома. А на уроке мы уже учимся применять новое на практике и решать более сложные задачи, разбираем все, что вызвало затруднение дома.

Почему работает ротация станций? Потому что всем теперь хватает моего внимания и оно распределяется правильно. Например, для некоторых олимпиадников групповая работа — каторга, они бы лучше сидели одни и решали задания за заданием. Сильные ученики понимают все буквально по щелчку пальца и идут работать самостоятельно. Вот более слабых учеников делю на группы, уделяю им больше времени. В рамках формата ребята работают в цифровой среде индивидуально, затем с учителем с использованием компьютеров или планшетов, потом еще выполняют групповое задание, где совместная работа приносит наибольший результат.

Оптимально делить класс на 3-4 группы. В них самостоятельно или с помощью учителя распределяются роли. Учитель готовит маршрутный лист, по которому они двигаются, решая задачи урока. Иногда это какой-то проект: даю тему, дети разбивают на этапы подготовки, сами проектируют результат, какие то вопросы мы вместе изучаем.

На уроках я чередую разные форматы и таким образом подбираю подходящий. Все должно быть в меру и чтобы не надоедало. Есть материал, когда проще посадить перед собой и рассказать, а потом уже отдельно работать с каждой группой по деталям.

шаг школы в смешанное обучение

Идет работа в группах. Фото из личного архива

Шаг 4. Изменить стиль общения

При смешанном формате отношение между учителем и учениками должны быть партнерскими, а не по схеме «учитель — выше всех остальных».

Смешанное обучение меняет и пространство урока. Можем двигать парты в классе, можем выходить за пределы кабинетов. Если нужно, и по школе бегать, искать нужную информацию, идти в библиотеку, на улицу и так далее. Все зависит от цели и какой результат хотим достичь. Учитель включает каждого ученика в учебный процесс самыми разными способами. Кстати, дети, которые были на смешанном обучении, легче адаптировались к дистанционному формату.

Традиционные уроки у доски моим детям уже не нравятся, они привыкли к новым форматам. С одной стороны, я их разбаловала. Но с другой, дети начинают тебя слышать, понимают, что просто отсидеть урок не получится. Если ребенок включен, то и результаты есть. Кто-то становится участником и даже победителем олимпиады, кто-то перестает боятся предмета и больше не говорит: «Я туда не пойду, я ничего не понимаю». Самое главное, они видят свои изменения относительно себя: «Я раньше это не умел, а сейчас могу сделать».

Шаг 5. Найти группу поддержки

Смешанное обучение на первых порах сложнее для учителя, который должен заранее все тщательно подготовить, все свои ошибки совершить. Нужно четко спланировать деятельность, нацелив ее на результат, подготовить материал. Хотя тех же видеороликов, различных рабочих листов, онлайн-тестов в сети сейчас очень много, но не все они, к сожалению, подходят именно к твоему занятию. Иногда проще самой записать на камеру объяснение и разработать задания.

Тяжело быть новатором в одиночку — лучше найти себе команду коллег-единомышленников. Например, эффективно внедрять смешанное обучение в параллели, где несколько педагогов будут работать в этом формате.

Ну и, конечно, очень важно, чтобы учителя поддерживала администрация школы. Если школа построена на классических принципах, а директор запрещает двигать парты в классе для проведения работы по группам, то модель смешанного обучения начнет буксовать.

Источник

Публикации сообщества

шаг школы в смешанное обучение

Шагаем вместе в смешанное обучение

Книга “Шаг школы в смешанное обучение” издана при поддержке Рыбаков Фонда пять лет назад, но актуальность ее тематики с годами не утрачивается. Она представляет теоретический и практический опыт внедрения модели обучения, требующей консолидации сил всех участников образовательного процесса, их времени, усилий, слаженного взаимодействия, при том, что результаты этого видны не сразу. Возможно, поэтому, как пишут во введении авторы книги в момент ее издания лишь несколько школ в России использовали смешанное обучение в своей работе.

Авторами издания являются Наталья Андреева, руководитель Центра смешанного обучения, Москва, Людмила Рождественская, образовательный технолог, Таллинн, Борис Ярмахов, руководитель Национального общества технологий в образовании (НОТО), Москва.

Им удалось в своей книге собрать уникальные практики российских учителей, преподающих самые разные предметы, и показывающих свой путь с его успехами и неудачами во благо учеников и их понимания мироустройства.

Ценность этого труда подтверждается отзывами видных специалистов российского образования:

По мнению Реморенко И.М., ректора МГПУ,

Ему вторит Рачевский Е.Л, директор центра образования “Царицыно”№ 548, Москва, говоря о том, что

“смешанное обучение позволяет не только привнести технологии в учебный процесс, но и учесть индивидуальный темп учащихся, дать мотивацию, отследить его личные достижения и на лету внести изменения в учебную программу”.

Структурно книга состоит из 5 глав:

Смешанное обучение в школе

Управленческие аспекты перехода школы к смешанному обучению

Организация учебного процесса в смешанном обучении

ИОС школы для смешанного обучения

Кейсы смешанного обучения

В содержании просматривается логика авторов:

Каждый читатель волен начать изучение с любой главы, как мне представляется. Директор вероятнее всего заинтересуется главой 2, которая сможет убедить вникнуть в остальное.

Учителей информатики и ответственных за информатизацию школы привлечет глава 4, там кроется суть информационно-образовательной среды. В то время как методисты начнут листать ее с главы 3, вникая в методику-дидактику собственно смешанного обучения.

Найдутся несомненно и те, кто готов сразу прочесть главу 5 про то, как получилось у других и примерить на себя! Пойдем и мы от результата, на наш взгляд, это самое интересное! Авторы отвели этой части книги 85 страниц из 280, что доказывает важность и пользу именно практики внедрения смешанного обучения.

Есть такое понятие “обучение по запросу”, т.е. узнать то, что неизвестно, столкнувшись с этим “иксом” или “игреком” в процессе чтения. Предлагаю читать эту книгу перекрестно: опыт реализации+ теория, “танцевать от кухни, а не от Канта”.

— так отзываются авторы о педагогах-практиках.

Пойдем и мы за ними! Чтобы понять, что

первый шаг к изменениям начинается с тебя самого,

учителя делают учеников своими соавторами и союзниками,

педагогика создается сегодня нами самими!

Половина из этого списка знакома пользователям Новатора хорошо!

Модель “Ротация станций” позволяет в полной мере осуществить принцип дифференциации в обучении. Марианна Лазуткина показывает на своем примере преподавания математики в 5 классе весь процесс организации учебной работы на трех локациях, перемещаясь по которым ученики успевают поработать с учителем, над проектом и над получением и закреплением своих знаний. Учитель демонстрирует также уместное и эффективное использование системы онлайн обучения Moodle.

шаг школы в смешанное обучение

Организация такой работы наглядно доказывает преимущества данной модели смешанного обучения:

Мария Сонина делится своим опытом организации итоговой аттестации по обществознанию с использованием современных ресурсов и сервисов, описывая алгоритм действий 10-классников при подготовке к экзамену.

Школьники выполняют 4 типа заданий, которые готовят их в ходе выполнения группового образовательного проекта на основе роликов TED с использованием цифровой среды к самостоятельному освоению знаний и защите проекта.

Проектная работа учащихся выполняется по мнению авторов книги в самобытной модели смешанного обучения, реализуемом как на уроках (мобильный класс), так и в условиях домашней работы учащихся (“перевернутый класс”).

“Перевернутый класс” привлек Елену Пономареву, оказавшейся, как и все учителя химии, в ситуации сокращения учебных часов при сохранившейся программе, своей возможностью концентрированно дать теорию для домашней проработки в своем темпе каждым учащимся и дальнейшей совместной работы в классе.

шаг школы в смешанное обучение

Учитель создала с помощью двух коллег целый сайт с 34 уроками химии, которым могут пользоваться все желающие. но прежде всего ее ученики, которые постепенно приняли данную модель обучения. В книге вы найдете и ссылку на ресурс, и описание формата учебных видео по курсу химии, которые Елена Александровна создала сама, хорошо зная предмет и возможности образовательных онлайн сервисов.

Полезным для читателей станет и описание организации работы в классе, она изменяется, становится интерактивной, обучает учеников вести дебаты, аргументировать свою точку зрения на предмет обсуждения. Но до этого было много трудностей, они не касались умений учителя, скорее, административной поддержки, ими учитель также откровенно делится.

Собственные обучающие ресурсы для преподавания географии имеются и в арсенале Михаила Коломийцева, работающего в санаторной школе-интернате.

К ним относятся электронные рабочие тетради, интерактивные упражнения и рабочие листы, электронные карты, веб-квесты.

По мнению учителя учебная деятельность стала более продуктивной, учащиеся вовлечены в процесс самостоятельного изучения нового материала, у них появился интерес к данному предмету.

Опыт Наталии Яниковой, на момент выхода книги в свет учителя физики и информатики сельской школы, богат современным содержанием и формой его представления, а также сетевым взаимодействием с учениками в социальных сетях.

Носимая электроника, мейкерство, STEM, наряду со Scratch делают ее обучение интересным для учеников и коллег. И именно это синергия актуального содержания и поддержка цифровой среды способствуют распространению идеи смешанного обучения на предметы естественно-научного цикла.

Лора Кравченко, также учитель физики и информатики, считает наряду с коллегой Н.Яниковой социальную сеть учебной средой. Ее использование определяется правилами взаимодействия участников групп и сообществ, а также критериями работы с контентом.

И снова учитель физики, но уже в условиях детского дома! Алексей Свахин, директор АНО “РОСТ”, суть которой в организации обучения детей в детских домах удаленными преподавателями разным школьным предметам, подробно делится опытом помощи детям, у которых нет в школе тех или иных учителей, или у них есть желание освоить предмет углубленно. Кейс учителя подробно описывает цифровые инструменты такой работы (продукты Google) и ее социальный эффект для детей, оставшихся без попечения родителей.

Мария Смирнова, учитель начальной школы, известна многим как организатор портала Nachalka.com, описывает такой важный элемент для внедрения смешанного обучения как организация информационно-образовательной среды школы. Практика такого внедрения осуществляется и при повышении квалификации учителей конкретной школы, которое организовано наряду с очным обучения в дистанционном формате.

Использование многообразных ресурсов сайта Центра смешанного обучения http://blendedlearning.pro/ в обучении коллег помогает теоретической подготовке педагогов и их мотивации внедрить изученное в своей практике.

Завершает галерею кейсов практикующих смешанное обучение учителей опыт Алексея Наумова, учителя физики и английского языка, который реализует гибкую модель этой технологии. Наряду с уже упоминаемой LMS Moodle, учитель использовал для организации работы учеников Edmodo.

Учитель очень технологично и структурировано описывает свой путь к смешанному обучению через формулировку целей, изменение системы оценивания, дифференциацию и обучение учеников навыкам познания. самым главным он считает изменившуюся роль учителя, теперь не ментора, лектора, рассказчика и контролера, а тьютора и проводника в мир знаний. Он же вторит коллегам, говоря и об изменениях в позиции учеников, они теперь сами ответственны за свое обучение. Учитель высказывает свою точку зрения на то, как научить учеников принять эту ответственность.

Перевернута последняя страница книги, но это только начало… Начало нового пути для тех, кто вдохновится примером коллег и последует их советам по внедрению смешанного обучения в собственную образовательную практику, которая позволит приблизить школу к современному развитию общества, учтет интересы, способности каждого ученика, предоставив им возможность обучаться как самостоятельно, так и во взаимодействии с Учителем!

Найти книгу “Шаг школы в смешанное обучение” можно по ссылке http://blendedlearning.pro/book/

Для тех, кто хотел бы разобраться в смешанном обучении детально в период с 15 по 30 июля Центром смешанного обучения и Владимирским институтом образования проводится образовательный квест. Приглашаем пользователей портала к активному участию!

Источник

Смешанное обучение в России

Смешанное обучение — образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.

25-27 сентябряКонференция Смешанное обучение 2021

С 14 августа по 15 сентября Центр Смешанного Обучения проводит бесплатный практический марафон изменений Учитель в смешанном обучении 2021.

Еженедельно Центр смешанного обучения проводит бесплатные встречи для участников группы Смешанное обучение и всех желающих:
Понедельник 16:00 Zoom-кафе Смешанное обучение (Регистрация) (Видео-архив встреч 2020 и 2021)
Среда 16:00 Онлайн-встречи «По секрету всему свету» (Регистрация) (Видео-архив встреч 2020 и 2021)
Ежемесячные встречи:
Локальные нормативные акты (30.09.2021)
Научно-практический семинар по дистанционному и смешанному обучению (20.09.2021)

Смешанное онлайн-обучение — образовательный подход, совмещающий синхронное и асинхронное обучение
— обучение с участием учителя (лицом к лицу) (синхронно онлайн)
самостоятельное обучение в онлайн-средах или в оффлайн-пространстве, когда ученик хотя бы частично сам контролирует свой путь, время, место и темп обучения (асинхронно)
— интеграцию опыта самостоятельного обучения и обучения с учителем – в групповых форматах

Центр Смешанного обучения с 2013 года:
развивает смешанное обучение в России
проводит курсы повышения квалификации по смешанному обучению.
помогает внедрять смешанное обучение в школах.
ведет поиск результативных моделей смешанного обучения.
Ассоциация смешанного обучения: объединяет и поддерживает учителей.
Наша миссия:
Сохранить человека в цифровую эпоху

Источник

Смешанное обучение в России

шаг школы в смешанное обучение

9 шагов к созданию программы смешанного обучения и управления им в классе

Смешанное обучение — это больше, чем просто технология, это переосмысление инструкций и эффективное управление инновациями с течением времени. В Blended Learning Universe (BLU) Института Кристенсена есть руководство по дизайну смешанного обучения, ориентированное на многочисленные исследования, — оно помогает педагогам создавать и совершенствовать свои программы смешанного обучения.

Список под названием « Создайте свою собственную программу смешанного обучения или переведите класс в смешанное » включает в себя девять основных этапов (шагов) руководства по смешанному дизайну и позволяет отслеживать ход выполнения процесса. В каждом шаге приведены советы и рекомендации, а также практические листы и видео, которые помогут вам и вашей команде вдумчиво организовать продуктивный опыт для учащихся и преподавателей.

Например, первый шаг побуждает педагогов основывать свою программу на конкретной цели. Вы стремитесь повысить успеваемость учащихся с помощью персонализации? Обеспечить доступ к ранее недоступным курсам и возможностям? Улучшить финансовое положение вашей школьной системы? Инновации ради инноваций редко порождают реальный прогресс, поэтому сосредоточьтесь на своей цели на переднем крае.

Список расположен в Learning Commons, он доступен для общего пользования и настраивается. По мере того, как преподаватели участвуют в процессе проектирования, они могут добавлять новые ресурсы из Learning Commons или других веб-сайтов в список воспроизведения, а также делиться ими.

В соответствии с идеей этого сайта профессионального развития, существует руководство по разработке BLU, которое помогает убедиться, что ни один преподаватель не должен заново изобретать колесо при запуске подхода смешанного и персонализированного обучения. Чем больше наша сфера будет прозрачной в отношении того, что работает, а что нет в школьных инновациях и совместном улучшении практики, тем успешнее будут школы и их будущие выпускники.

А вот краткий обзор этапов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *