шахматы первый год обучения методика проведения занятий абрамов с барский в

Первый год обучения шахматам в книге С.Абрамова и В.Барского

шахматы первый год обучения методика проведения занятий абрамов с барский в

День добрый, дорогой друг!

Наблюдения показывают, что к 5-6 годам ребенок уже способен понимать шахматы. Первый год обучения шахматам – учебник С.Абрамова и В. Барского, вполне подходящий материал для начала обучения.

Наименование: Шахматы. Первый год обучения

Выход в печать: 2009 год, издательство Дайв

шахматы первый год обучения методика проведения занятий абрамов с барский в

О чем эта книга?

Учебный курс, изложенный в данной книге, предназначен для обучения шахматам в секциях, кружках начальной школы и для родителей.

Доступный язык изложения дает возможность использовать учебник как в начальной школе, так и в старших группах детского сада или для индивидуальных занятий с детьми.

Шахматы считаются идеальной моделью успешного развития способности планировать действия в уме.

Важная особенность шахмат также заключается в наличии правил поведения на турнире и во во время партии. Постепенно у ребенка формируется принятие правил, норм поведения, уважительное к ним отношение, что имеет важное значение в последующей жизни.

Об авторах

Сергей Петрович Абрамов — международный мастер, является автором методических пособий по шахматам, активно пропагандирует шахматное образование.

шахматы первый год обучения методика проведения занятий абрамов с барский в

Владимир Леонидович Барский — российский шахматист, международный мастер. Тренер, литератор, журналист. Секундант А.Морозевича на первенствах мира.

шахматы первый год обучения методика проведения занятий абрамов с барский в

Автор почти двух десятков шахматных книг. С 2011 года главного редактор сайта Российской Шахматной Федерации.

Содержание

Учебный курс включает 34 урока по 6 крупным темам.

Для удобной и плодотворной работы рекомендуется иметь в классе следующий инвентарь:

Данный курс способствует формированию в первую очередь, — интеллектуально развитой, гармоничной и творческой личности ребенка. В периоды занятий шахматами ребенок обучается логике, учится находить закономерности.

Игровой формат обучения внесет увлекательность, а соревновательный дух поддержит устойчивый интерес к изучению нового.

Скачать книгу в формате djvu

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

Источник

Рабочая программа по шахматам 1-4 класс, Барский

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное казенное учреждение

«Комитет Администрации Бийского района по образованию и делам молодежи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

на заседании методического объединения

от «____» _________ 20___г.

Утверждаю: Директор МБОУ «Первомайская средняя

____________ М.Ю. Беляева

от « ___ » ____________ 20 ___ г.

курса внеурочной деятельности

2017-2018 учебный год

Сорокина Анна Сергеевна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

с. Первомайское 2017

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.

· способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей,

· реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

· совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

· формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

· развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;

· формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

· умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации

Объем программы: на реализацию курса отводится 1 час в неделю по 30-40 минут (34 часа в год).

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы курса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять

наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

К концу 1 учебного года дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, вечный шах, двойной удар;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигуры, обозначение ходов при записи партиии

наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

К концу 1 учебного года дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, вечный шах, двойной удар;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигуры, обозначение ходов при записи партии

3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программой “Шахматная школа ” предусматривается 34 занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс такие темы: “Шахматная доска”, “Шахматные фигуры”, “Начальная расстановка фигур”, “Ходы и взятие фигур”, “Цель шахматной партии”, “Игра всеми фигурами из начального положения”. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Знакомство детей с шахматами. Легенда о возникновении шахмат. Основные вехи истории шахмат, их место в мировой культуре.

Две армии на шахматной доске. Соперники, противники, партнеры. Расположение доски перед началом игры. Шахматные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали. Фигуры и пешки.

В какой последовательности расставлять фигуры и пешки на доске, чтобы не ошибиться. «Ферзь – любит свой цвет, а король – чужой цвет».

Урок 2. Шахматная нотация.

Обозначение вертикалей и горизонталей на шахматной доске. «Адрес» поля как пересечение вертикали и горизонтали. Диаграмма. Центр и угловые поля.

Урок 3. Ладья и слон.

Ладья: как ходит и бьет белые фигуры соперника ладья. Вертикали и горизонтали на шахматной доске. Слон: как ходит и бьет слон. Чернопольные и белопольные слоны – разноцветные и одноцветные слоны. Диагонали.

Урок 4. Нападение и взятие.

Нападение на фигуру или пешку соперника. Линия действия фигуры. Как напасть на неприятельскую фигуру. Как определить, какая фигура находится под боем.

Пешка – душа шахматной партии. Сколько пешек на доске и как они называются. Как ходит и бьет пешка.

Король: как ходит и бьет фигуры противника (незащищенные!) король. Король – самая главная фигура.

Конь: как ходит и бьёт. Как выглядит фигура (внешнее сходство с настоящими лошадьми) по сравнению с другими фигурами абстрактного дизайна.

Урок 9. Ценность фигур.

Пешка – «мера веса» шахматной фигуры. Сколько пешек «весят» (или стоят) конь, слон, ладья и ферзь. Король бесценен. Понятие о выгодном и невыгодном размене.

Урок 10 Особые ходы пешки

Урок 11. Повторение пройденного материала: ходы фигур, ценность фигур.

Как ходят и бьют все фигуры и пешка, сравнительная ценность фигур – игра «шахматный базар»

Урок 12. Коррекционное занятие.

Турнир по пешечным шахматам (в игре участвуют только пешки и короли)

Урок 13. Защита от нападения.

Способы защиты от нападения: отход, защита с помощью другой фигуры (перекрытие), уничтожение атакующей пешки или фигуры.

Урок 14. Шах и защита от него.

Что такое шах. Шах различными фигурами. Три способа защиты от шаха: отход короля, перекрытие линии атаки, взятие атакующей фигуры или пешки.

Цель шахматной партии. Что такое мат. Отличие мата от шаха. Как матуют пешка, ладья, слон, конь и ферзь. Сдача партии в проигранной позиции.

Урок 16. Простейшие матовые конструкции.

Стандартные позиции: мат по последней (первой) горизонтали; мат ферзём, которого поддерживают слон, конь, ладья, король и пешка. Король на краю и в углу доски, поля для отступления.

Что такое ничья. Разновидности ничьей. Недостаток материала для выигрыша с обеих сторон. Определение пата, чем отличается пат от мата. Соглашение на ничью. Вечный шах. Троекратное повторение позиции. Правило 50 ходов.

Урок 18. Повторение: задания на шах, мат и пат.

Повторение материала предыдущих уроков о шахе, мате, пате. Практический материал для тренировки.

Важны – без четкого усвоения их учениками невозможно продолжать обучение. Уроки 18 и 19 помогают «подтянуть» отстающих. А для самых сильных учеников можно организовать в этот день небольшой турнир.

Определение и роль рокировки. Рокировать можно только один раз за партию. Виды рокировок: короткая и длинная. Как делается рокировка. Когда можно рокироваться. Как записывается ход рокировка.

Стандартная связка «король + ферзь» против короля соперника. Когда могут встречаться такие позиции. Метод оттеснения короля в угол совместными усилиями. Патовые ловушки.

Связка «ферзь + ладья». На каких стадиях игры могут встречаться матовые атаки ферзём и ладьёй. Внимательная игра помогает избежать пата.

Урок 24. Мат двумя ладьями.

Матование двумя ладьями одинокого короля. Линейный мат. Оттеснение короля на последнюю горизонталь. Мат по седьмой (второй) горизонтали при стеснённом положении короля.

Повторение различных способов матования короля: ферзём и королём; ферзём и ладьёй, двумя ладьями

Проведение шахматных партий от начала до конца. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).

Урок 27. Правила поведения во время игры.

Принятые правила поведения во время шахматной партии. Приветствие соперника, рукопожатие. Соблюдение тишины. Предложение ничьей. Правило «тронул – ходи». Как поправить фигуру на доске. Корректное совершение хода.

Урок 28. Шахматные часы.

Отличие шахматных часов от обычных. Устройство часов и принципы игры с часами. Правильное расположение часов на столике. Флажок (на механических часах). Контроль времени. Цейтнот.

Отличие длинной нотации от короткой нотации. Сокращённые названия фигур, символы шаха, мата, взятия, короткой и длинной рокировки. Как записывают ходы пешки. Пример записи партии.

Шахматная викторина. Вручение сертификатов «Я умею играть в шахматы».

Волшебный мир шахмат

Знакомство детей с шахматами. Легенда о возникновении шахмат. Две армии на шахматной доске. Соперники, противники, партнёры. Расположение доски перед началом игры. Шахматные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали. Фигуры и пешки.

Обозначение горизонталей и вертикалей на шахматной доске. «Адрес» поля как места пересечения вертикали и диагонали. Диаграмма. Центр и угловые поля.

Ладья; как ходит и бьёт фигуры соперника ладья. Вертикали и горизонтали на шахматной доске. Слон; как ходит и бьёт слон. Чернопольные и белопольные слоны. Диагонали.

Нападение и взятие

Нападение на фигуру или пешку соперника. Линия действия фигуры. Как напасть на неприятельскую фигуру. Как определить, какая фигура находится под боем.

Пешка – душа шахматной партии. Сколько пешек на доске и как они называются. Как ходит и бьёт пешка.

Король: как ходит и бьёт фигуры соперника (незащищённые!) король. Король – самая главная фигура. Место короля в начальном положении. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Конь: как ходит и бьёт. Как выглядит фигура (внешнее сходство с настоящими лошадьми) по сравнению с другими фигурами абстрактного дизайна. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

Пешка – «мера веса» шахматной фигуры. Сколько пешек «весят» (или стоят) конь, слон, ладья и ферзь. Король бесценен. Понятие о выгодном и невыгодном размене.

Превращения пешки после достижения последней горизонтали. «Пешка идёт в ферзи». Процедура превращения: поставить пешку на последнюю горизонталь, а затем поменять на выбранную фигуру того же цвета. Взятие на проходе, битое поле.

Повторение пройденного материала: ходы фигур, ценность фигур

Как ходят и бьют все фигуры и пешка, сравнительная ценность фигур – игра «шахматный базар»

Турнир по пешечным шахматам (в игре участвуют только пешки и короли)

Защита от нападения

Способы защиты от нападения: отход, защита с помощью другой фигуры (перекрытие), уничтожение атакующей пешки или фигуры.

Шах и защита от него

Что такое шах. Шах различными фигурами. Три способа защиты от шаха: отход короля, перекрытие линии атаки, взятие атакующей фигуры или пешки.

Цель шахматной партии. Что такое мат. Отличие мата от шаха. Как матуют пешка, ладья, слон, конь и ферзь. Сдача партии в проигранной позиции.

Простейшие матовые конструкции

Стандартные позиции: мат по последней (первой) горизонтали; мат ферзём, которого поддерживают слон, конь, ладья, король и пешка. Король на краю и в углу доски, поля для отступления.

Что такое ничья. Разновидности ничьей. Недостаток материала для выигрыша с обеих сторон. Определение пата, чем отличается пат от мата. Соглашение на ничью. Вечный шах. Троекратное повторение позиции. Правило 50 ходов.

Повторение: задания на шах, мат, пат

Повторение материала предыдущих уроков о шахе, мате, пате. Практический материал для тренировки.

Коррекционное занятие или турнир по шахматам

Повторение базовых понятий шахмат: шах, мат, пат. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).

Определение и цель рокировки. Рокировать можно только один раз за партию. Виды рокировок: короткая, длинная рокировки. Как делается рокировка. Когда можно рокировать. Как записывается ход рокировки.

Мат королём и ферзём

Стандартная связка «король + ферзь» против короля соперника. Когда могут встречаться такие позиции. Метод оттеснения короля в угол совместными усилиями. Патовые ловушки.

Мат ферзём и ладьёй

Связка «ферзь + ладья». На каких стадиях игры могут встречаться матовые атаки ферзём и ладьёй. Внимательная игра помогает избежать пата.

Матование двумя ладьями одинокого короля. Линейный мат. Оттеснение короля на последнюю горизонталь. Мат по седьмой (второй) горизонтали при стеснённом положении короля.

Повторение: матование одинокого короля разными фигурами

Повторение различных способов матования короля: ферзём и королём; ферзём и ладьёй, двумя ладьями

Коррекционное занятие или турнир

Проведение шахматных партий от начала до конца. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).

Правила поведения во время игры

Принятые правила поведения во время шахматной партии. Приветствие соперника, рукопожатие. Соблюдение тишины. Предложение ничьей. Правило «тронул – ходи». Как поправить фигуру на доске. Корректное совершение хода.

Отличие шахматных часов от обычных. Устройство часов и принципы игры с часами. Правильное расположение часов на столике. Флажок (на механических часах). Контроль времени. Цейтнот.

Отличие длинной нотации от короткой нотации. Сокращённые названия фигур, символы шаха, мата, взятия, короткой и длинной рокировки. Как записывают ходы пешки. Пример записи партии.

Повторение – итоговый тест

Подведение итогов года

Шахматная викторина. Вручение сертификатов «Я умею играть в шахматы»

5.Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы

Коробки с деревянными шахматами

Плакаты: Различные позиции в шахматах

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

1. В. Барский. Шахматная школа для учителя. Методическое пособие для учителя. Библиотека РШФ, Москва, 2016.

2. В. Барский. Шахматная школа. Учебник для младших классов. Поляндрия, библиотека РШФ, 2016.

3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2012.

5. И. Бондаревский. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *