шахматы польза для ума
Как шахматы делают нас умнее
Логично, что игра, где нужно планирование, терпение и знание ключевых приемов, делает нас сообразительнее.
Шахматные и интеллектуальные способности прочно связаны, хотя шахматы не превратят каждого в Альберта Эйнштейна. Статьи о пользе шахмат уже выходили на сайтах о саморазвитии, например, Brainscape и здоровом образе жизни, например, Healthline, но и нам есть, что сказать на этот счет, опираясь на научные исследования.
Планирование
Кому не хочется находить оптимальный план в любом положении? В жизни и шахматах об этом остается только мечтать, но улучшить свои навыки планирования никогда не поздно.
Творческое мышление
Если предложение придумать план и его придерживаться кажется вам занудством, не переживайте. Доказано, что шахматы положительно воздействуют также на творческое мышление. В 2017 году исследование индийских ученых позволило прийти к заключению, что «систематические шахматные тренировки развивают в детях способность мыслить нестандартно и творчески».
Стратегия шахмат учитывает много факторов и правил. Сильный шахматист знает, какие из них важны в данной позиции, а какими можно пренебречь. Творческое мышление, которое помогут развить шахматы, останется с вами на всю жизнь.
Память
Шахматы развивают не только специфически шахматную память. В 2015 году иранские ученые доказали, что «шахматисты-разрядники запоминают сказанное вслух намного лучше, чем участники эксперимента, не умеющие играть в шахматы».
Игра в шахматы и схожие игры может защитить вас от старческого слабоумия. Испанские медики утверждают, что «шахматы предупреждают развитие старческого слабоумия», но если болезнь заявила о себе, учиться шахматам уже поздно. Тем скорее нужно приступить к занятиям.
Распознавание образов
Активное обучение
Исследование голландских ученых, проведенное в 2008 году, показало, что шахматисты, сочетающие обучение шахматам и игру, добиваются больших успехов, чем те, кто пренебрегает занятиями.
Заключение
Шахматисты знают, насколько полезна эта игра. В интервью журналистам «Уолл стрит джорнал» Борис Гельфанд сказал, что шахматы помогают детям «научиться стратегическому планированию и формируют привычку мыслить, осознавать ответственность за свои поступки и уважать противника».
Знаменитый тренер Брюс Пандольфини считает, что «игра в шахматы способствует развитию многих полезных привычек, например, умению находить аналогии и распознавать мотивы». По его словам, шахматисты «более философски подходят к проблемам и жизненным трудностям. Игра приучает к существованию объективной реальности помимо наших собственных чувств и стремлений. Мы узнаем, как важно понять точку зрения и стремления противника, помимо наших собственных».
Теперь понятно, почему шахматы не только исключительно полезны, но и привлекают такое внимание исследователей.
Польза и вред шахмат для детей и взрослых: что они развивают, интересные факты
Шахматы позволяют людям посостязаться, пользуясь интеллектом. Стратегическое мышление на доске поможет быстро поставить мат вражескому королю и выиграть партию. Так в чём же польза и вред шахмат для человека?
Игра развивает логику, учит правильно распределять время, планировать будущие ходы и эффективно распоряжаться имеющимися фигурами.
Для взрослых шахматы являются хорошим увлечением, позволяющим поддерживать ум в тонусе. В детях игра воспитывает усидчивость, планирование и самодостаточность.
Польза шахмат: какие качества они развивают
Шахматы представляют собой поле боя двух противоборствующих сторон. Благодаря игре улучшается процесс мышления, самоанализ, задействуются оба мозговых полушария. Поэтому интеллектуальным спортом можно заниматься вне зависимости от возраста.
Шахматы приносят следующую пользу:
Помимо классического варианта игры в шахматы, где каждому игроку дается на победу по часу, существуют активная партия и блиц-турниры. Длительность первых составляет 30 минут.
На блиц-турнирах игрокам дается по 5 минут. Если за отведенное время человек не успевает компенсировать потерянные фигуры или ему ставят мат, то он проигрывает. Благодаря таким партиям взрослые и дети учатся тайм-менеджменту — правильному распределению времени для достижения поставленных задач. Что ещё улучшают шахматы?
Развитие логического мышления
В процессе игры оба противника занимаются поиском наиболее оптимального хода, который поможет им выиграть. Люди учатся принимать самостоятельные решения на доске, жертвовать фигурами и вовремя уходить в рокировку.
Игроки разрабатывают индивидуальную стратегию, в ходе длительного времени размениваются пешками, легкими и тяжелыми фигурами, уходят в глухую оборону или интенсивно атакуют. Каждый руководит собственной армией и старается потерять меньше фигур. В результате улучшается процесс мышления, развивается логика.
Она помогает не только выиграть партию на шахматной доске, но и принять правильное решение в тяжелой ситуации повседневной жизни, урегулировать рабочий вопрос, выделить ключевые моменты из предоставленного текста или разговора. Детям становится легче усвоить школьный материал и подготовиться к предстоящим экзаменам.
Эмоциональное самосознание
Противники тщательно следят не только за положением на доске, но и за действиями и поведением другого игрока. Человек бессознательно отмечает любые изменения в мимике, улавливает жесты и читает язык тела.
Игрок может создать смутное представление о состоянии соперника, старается предугадать его ходы. Запоминание гнева, радости и удивления на лице противника позволяет выработать необходимую стратегию.
В то же время противник может блефовать, манипулируя своим поведением. Если он жертвует фигуру, чтобы совершить последний ход ферзем для мата, то выражает ложное чувство расстройства и грусть. Благодаря развитию эмоционального самосознания человек легче привлекает к себе внимание, быстро располагает к себе людей, ему легче избегать конфликтов.
Творческое мышление
В процессе игры работает не только левое, но и правое полушарие, отвечающее за воображение и творчество. Наблюдается синхронная работа обоих половин мозга.
В выработке стратегии важно сохранять холодный рассудок и одновременно представлять будущее развитие событий на доске. Для взрослых этот навык заменяется планированием, тогда как у детей частично работает воображение. Они могут представлять, что находятся на поле брани в окружении своих солдат-пешек.
Иметь богатую фантазию неплохо, особенно если ребенок дополнительно увлекается музыкой или рисованием.
Самодостаточность
Шахматы положительно влияют ещё и на характер. В ходе партии человек остается один на один со своим противником. Ему запрещено просить помощи, он вынужден самостоятельно искать правильное решение и ориентироваться в своих фигурах. Победа или поражение зависит только от его действий.
Взрослые и дети приучаются самостоятельно достигать поставленных задач по уничтожению фигур соперника и решать сложные ситуации.
Внимание! Выработанная привычка в самостоятельном принятии решений и ответственности за свои действия из шахмат переносится в повседневную жизнь. Благодаря шахматам взрослый или ребенок может моделировать жизненную ситуацию и подумать над несколькими вариантами его решения.
Дети учатся самодостаточности и анализу. Каждое поражение заставляет ребенка делать работу над ошибками. Он запоминает неправильные действия и учится не совершать их в дальнейшем, ищет другой выход из сложившейся ситуации. После этого полученная упорным трудом победа помогает ребенку обрести уверенность в себе.
Какой вред человеку наносят шахматы
Несмотря на развитие мышления и эмоционального самосознания, злоупотребление шахматами может нанести вред здоровью.
Этот вид спорта предполагает задействование умственных способностей. В ходе состязания тело остается неподвижным, что негативно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата и мышечной массы.
Гиподинамия
Чем плохи шахматы? Шахматы являются малоподвижной спортивной игрой, что может негативно сказаться на общем состоянии здоровья, особенно если человек пренебрегает физическими нагрузками. В такой ситуации возможно развитие следующих негативных последствий:
В ходе партии игроки имеют право покинуть стол и ходить по комнате. Движение помогает не только избавиться от неприятных симптомов, но и принять правильное решение.
Важно! Если помимо шахмат человек не увлекается другими видами спорта, то необходимо минимум 2-3 раза в неделю заниматься физическими упражнениями. Для поддержания здоровья рекомендуются пробежки, плавание, легкая атлетика.
Искривление позвоночника
В ходе игры внимание концентрируется только на шахматной доске и расположении фигур. Взрослые могут вспоминать об осанке, дети, напротив, бессознательно сутулятся. Позвоночник под давлением тела в растущем организме начинает искривляться.
Чтобы избежать сколиоза, родителям ребенка важно приучить его держать правильную осанку, предупредить о возможных проблемах. Снизить риск развития заболевания опорно-двигательного аппарата помогут следующие действия:
Справка! При желании можно сделать несколько упражнений для спины, головы и шеи: наклоны, повороты, потягивания.
Искривление позвоночника не грозит взрослым, которые не страдают заболеваниями костной системы, такими как остеопороз и остеомаляция. В то же время при наличии следующих факторов риска у людей после 35 лет возможно развитие грыжи:
В таком случае рекомендуется почаще вставать в процессе игры, разминать мышцы шеи и спины, сохранять правильную осанку.
Злоупотребление временем
Шахматы могут стать интересным увлечением, на которое человек будет тратить большое количество свободного и рабочего времени. Каждая партия за исключением блиц-турниров может длиться максимум 2 часа, потому как обоим игрокам на обдумывание стратегии и развитие фигур дается по 60 минут. Игра требует высокой концентрации внимания, из-за чего человек забывает о времени. Может сформироваться определённая шахматная зависимость.
Шахматные турниры устраивают не только в реальности. Существуют сетевые ресурсы, предлагающие игры с другими людьми в реалиях интернета. При отсутствии чувства меры человек начинает злоупотреблять шахматами, в результате чего развивается хроническая усталость, нарушается работа нервной системы. Игрок становится раздражительным, невнимательным, замкнутым и неуверенным.
Чтобы избежать неприятных последствий, достаточно уделять шахматам 2-3 часа в день. По завершении последней партии стоит заняться другими делами. Рекомендуется играть в перерывах между учебой или работой, чтобы сбрасывать напряжение.
Риск для ребенка
Существует 2 основных негативных фактора, которые сопряжены с игрой в шахматы в детском возрасте:
Взрослые умеют отвлекаться и контролируют себя во время игры, в то время как дети полностью отдают себя игре, оставаясь уязвимыми к стрессу и перенапряжению.
Чтобы не возникало проблем, родителям стоит давать ребенку, увлеченному шахматами, больше витамина A, научить делать перерывы во время партии, морально поддерживать во время турниров. Важно рассказать детям, что необходимо получать от игры удовольствие и постараться не расстраиваться от поражения.
Рекомендуем к прочтению:
Интересные факты об игре в шахматы
Короткие и интересные факты про шахматы для детей и взрослых. Некоторые из них могут показаться невероятными, а некоторые даже занесены в Книгу рекордов Гиннесса.
Изнуряющие игры
До использования шахматных часов, которые были сконструированы английским инженером Томасом Брайтом Уилсоном, партии могли занимать очень много времени. Случалось так, что игрок, имевший проигрышную позицию, доводил соперника до полного истощения сил, просто тянув время.
В 1851 году на первом международном турнире по шахматам состоялась ничья, но не потому, что закончились ходы, а из-за того, что шахматисты уснули. Бывало и такое.
Долго думать невредно, вредно не думать
2 часа 20 минут – именно такую продолжительность имеет самый долгий ход в истории шахмат. Необычный рекорд принадлежит бразильцу Франциско Троису, он думал больше 2 часов, прежде чем совершить 7 ход в шахматной партии против испанца Луиса Сантоса.
Шахматисты с характером
Продолжаем радовать фактами из рубрики «долгие ожидания». Самая долгая шахматная партия состоялась в Белграде в 1989 между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем. Гроссмейстеры играли 20 часов 15 минут, совершив 269 ходов и, внимание, итоговый результат – ничья.
После этого матча Международная шахматная федерация (ФИДЕ) ввела новое правило, согласному которому, если за 100 ходов не было взято ни одной фигуры, объявляется ничья.
Самый долгий чемпион
Вам что-то говорит имя Эммануэль Ласкер? Именно он является рекордсменом по сохранению звания чемпиона мира по шахматам. Немецкий шахматист оставался непобедимым 26 лет и 337 дней (с 1894 по 1921).
Изобретатель от бога
Складная шахматная доска появилась не сразу и очень интересным образом. В XI-XII веках служителям церкви было запрещено играть в шахматы, но этот запрет поставил в тупик не всех.
Нашёлся изобретательный священник, который впервые начал использовать складную шахматную доску, так она была похожа на лежащие друг на друге книги. Как говорится, не пойман – не шахматист.
Самый молодой чемпион
Гарри Каспаров – этого человека знает, наверное, каждый. Восьмикратный победитель Всемирных Шахматных олимпиад, 13-й чемпион мира по шахматам, один из самых известных шахматистов мира.
Начал победный путь великий гроссмейстер в 1985 году, став самым молодым чемпионом мира по шахматам, на тот момент ему было 22 года и 210 дней.
Аль-ферза, а не ферзь
Ферзь, оказывается, не всегда был ферзём, да и королевой тоже. Раньше эта фигура называлась аль-ферза, что в переводе с персидского означает помощник. Он стоял рядом с королём, совершал ходы и бил фигуры соперника также, как король.
При королеве Изабелле Кастильской фигура приобрела привычное для нас прозвище – «королева», а также была наделена боевыми качествами, которые позволяют ей свободно бродить во всех направлениях.
Заключение
Шахматы развивают логическое мышление и волю к победе, учат планированию и усидчивости. Интеллектуальный вид спорта может стать хорошим увлечением как для взрослого, так и для ребенка.
Чтобы игра приносила максимальную пользу, необходимо сохранять чувство меры и не забывать отвлекаться от шахматной доски. Чередование партии и отдыха снижает уровень стресса, снимает физическое перенапряжение, поддерживает мышцы спины и шеи в тонусе, предупреждая возникновение болезненных спазмов.
Шахматы способствуют развитию у ребенка эмоционального сознания, улучшают память и обучают стратегии.
Шахматы и мозг: игра делает нас умнее?
Феноменальная память, внимательность и высочайший IQ — типичные характеристики гроссмейстера. А что насчет обычных любителей?
После выхода сериала «Ход королевы» количество поисковых запросов «шахматы» увеличилось в два раза, а в США продажи шахматных досок выросли на 125%. Но и до этого проекта те были одной из самых популярных игр в мире. По ним проводятся соревнования и олимпиады международного уровня. Европейский парламент положительно оценивает влияние игры на математические и числовые навыки, и все больше исследователей пытаются понять, как та влияет на когнитивные способности.
Все это происходит в том числе потому, что в массовом сознании профессиональный шахматист традиционно представляется гением. Считается, что умение заранее просчитывать ходы соперника непременно предполагает феноменальную память и внимательность, выдающиеся математические способности и высочайший IQ. Но правда ли, что шахматы особым образом действуют на мозг и улучшают наши когнитивные способности намного эффективнее, чем физические нагрузки, музыка или живопись?
Почему сложно играть в шахматы
Тем, кто никогда не играл в шахматы профессионально, трудно представить, как огромен простор для решений в этой игре. На первый взгляд кажется, что правила просты: каждая фигура ходит по одной схеме и выполняет свою задачу, пространство ограничено шахматной доской. Представить всю сложность и многообразие игры можно по «числу Шеннона»: в 1950 году американский математик Клод Шеннон оценил, сколько вообще существует уникальных шахматных комбинаций. Вышло 10¹²⁰. Но если брать только разумные стратегии, то вариантов меньше: всего 10⁴⁰, поясняет математик Джеймс Грайм, уже наш современник.
Согласно «числу Шеннона», когда шахматист делает ход, он выбирает не менее чем из 30 возможных вариантов — и так раз за разом. Причем ему приходится не только думать о своей стратегии, но и предвидеть ходы противника, который тоже каждый раз выбирает из 30 вариантов. А если игра идет не так, как задумывалось, и стратегия меняется, проводить все эти мыслительные операции приходится заново.
На протяжении всей партии игрок учитывает ценность фигур. Номинальная ценность пешки примерно равна одному, ладьи — пяти, король бесценен. Но все это верно только для пустой доски. По мере перемещения фигур меняется количество полей, которые контролирует фигура, а значит, и ее ценность. Бывает, что и пешка может поставить мат. Так что игра в шахматы не сводится к знанию того, как ходят фигуры и какая из них сильнее или слабее. Это и правда нетривиальное интеллектуальное занятие.
Как мыслит гроссмейстер
Чтобы держать в голове множество вариантов партии, анализировать ситуацию на доске и корректировать стратегию, профессиональному шахматисту нужно мыслить особым образом. На доске он видит не пешки и ладьи, а совокупность закономерностей: цепи защиты и слабые места противника. К такому выводу пришли ученый Герберт Саймон, лауреат Нобелевской премии по экономике 1978 года, и когнитивист, международный мастер по шахматам Фернан Гобе.
Саймон и Гобе проанализировали игры Гарри Каспарова. В одной из таких игр Каспаров одновременно вел 15 шахматных партий с мастерами и гроссмейстерами. Он анализировал ход противника, делал свой, переходил к следующей доске — и так по цепочке, пока всех не победил. На размышления Каспаров тратил всего около 20 секунд. Выиграть удалось потому, что он особым образом использовал память. Он заранее изучил сотни партий каждого противника, запомнил сильные и слабые стороны и во время игры сознательно направлял ее так, чтобы увеличилась вероятность ошибки оппонента. Времени думать не было, но Каспаров быстро идентифицировал знаки, которые сигнализировали о слабости противника.
Саймон и Гобе охарактеризовали такое мышление как «доступ к памяти через распознавание ключей» — то есть Каспаров использовал шаблоны, основанные на опыте. Исследователь из Техасского университета в Сан-Антонио Мэттью Берлан же сравнивает мышление шахматиста с работой компьютера и называет его вычислительным. Некий набор несложных правил, точки принятия решения и обширные данные — его основа. Получается, что успешный шахматист прежде всего должен уметь оперировать обширными данными и быстро реагировать. И правда похоже на компьютер.
Если сравнить когнитивные способности профессионального шахматиста и новичка или человека вовсе без опыта в игре, найдутся некоторые отличия. У первых — быстрее обработка информации и меньшее время реакции, более развиты умение решать новые задачи и способность адаптироваться к новым ситуациям, а кроме того — лучше краткосрочная память. Что неожиданно, у них также больше словарный запас и лучшее понимание прочитанного. Правда, как шахматы связаны с вербальными навыками, пока неочевидно.
Что (не) тренируют шахматы
Итак, между некоторыми когнитивными способностями и навыками игры в шахматы существует некая взаимосвязь, а в игре гроссмейстеры мыслят лучше — и немного иначе. Но влияет ли это на когнитивную деятельность за пределами шахматной доски? Вообще, ученые давно озадачены вопросом, способен ли тот или иной навык влиять на интеллект, и речь не только про шахматы. Можно ли улучшить кратковременную память, играя на виолончели, а занимаясь баскетболом — способность концентрироваться? Причем не только в этих занятиях, а так, чтобы эффект был заметен и в совсем других.
Достаточно много небольших исследований (они обычно проводятся на школьниках) подтверждают, что шахматы такой способностью обладают: повышают IQ, беглость речи и академическую успеваемость, особенно по математике. Но когда такие исследования собрали в крупном обзоре, выяснилось: эффект скромный. Настолько, что авторы предположили, что шахматы не более эффективны для когнитивных способностей, чем другие образовательные занятия. И что в исследованиях об их пользе замешан эффект плацебо: например, результаты могла исказить личная заинтересованность тренера или возбуждение увлеченного новой игрой ребенка. А если вчитаться в исследования о работе мозга гроссмейстеров, окажется, что та отлична именно во время игры. В одном из них профессиональным шахматистам и новичкам показали несложные шахматные партии, параллельно отслеживая скорость реакции по движению глаз и активность мозга с помощью фМРТ. Гроссмейстерский мозг лучше и быстрее распознал фигуры на доске. Но стоило вместо шахматных позиций показать геометрические фигуры, как отличия исчезли.
Возможно, вовсе не шахматы развивают ум, а успешные шахматисты изначально умнее? В нашем фокусе — гроссмейстеры, элита с выдающимися способностями. Шахматисты с более скромными данными — невидимки. Успех первых заставляет думать: шахматы особенно полезны для мозга, но наука пока не может убедительно доказать их уникальный потенциал.
Что вовсе не плохо: если шахматы не нравятся, выбирайте любую игру, и та будет немного, но полезна для мозга. Небольшие исследования (примерно с тем же качеством доказательств, что и о пользе шахмат) показывают, что любые стратегические игры тренируют вычислительное мышление и память, а жесткие шутеры от первого лица — визуальное внимание и пространственное мышление. Зацикливаться на играх не обязательно. Универсальный рецепт для тренировки мозга — заниматься спортом или начать делать что-то новое: собирать пазлы, вышивать крестиком, печь кексы — все, что по душе.
Чем полезны шахматы, что они развивают
Игре в шахматы более 1 500 лет. По некоторым данным она появилась в Индии. За годы существования техника и особенности менялись. Но в 19 столетии утвердили официальные правила. С того же времени начали проводить и регулярные турниры. В результате в мире появилось два чемпиона: Магнус Карлсен среди мужчин и Хоу Ифань среди женщин. В чем же секрет привлекательности шахмат? Что они развивают в человеке?
Логическое мышление
В шахматах ходы взаимосвязаны между собой. Поэтому во время игры шахматисту приходится выполнять одни и те же действия. От партии к партии он ищет наилучшие решения, оценивает сложившуюся ситуацию и делает самый выгодный для него ход.
Интересно, что развитие логического мышления не требует каких-либо усилий, поскольку происходит неосознанно. С течением времени умение быстро принимать самое верное решение оттачивается до автоматизма. Человек на уровне подсознания сначала ищет, а потом делает лучший ход.
Анализ и планирование
Самое главное в игре – оценить свою позицию и сделать правильные выводы относительно дальнейших действий. Для этого шахматист проводит тщательный анализ игры и планирует следующий ход. Иногда не один, а сразу несколько.
Анализировать умеют практически все люди. Но у кого-то этот навык развит меньше, у кого-то больше. Шахматы же помогают развить его до высокого уровня. Делают это они быстро и эффективно.
Память
Польза шахмат в развитии памяти неоценима. И тому есть несколько доказательств:
Понять, как шахматы развивают память, поможет простой наглядный пример. Как известно, запоминание – это процесс связывания информации. Это могут быть новые и старые данные или же отдельные части новых. В процессе упорядочивания они уменьшаются в размерах и становятся более понятными. Такой информацией легко пользоваться. Если известна хотя бы ее часть, легко получится вспомнить весь объем.
Кроме того, в данной игре не существует отдельных партий. Каждый раз шахматист применяет опыт, полученный в прошлом «бою». Только теперь его нужно реализовать в новых условиях.
Концентрация и внимание
Невозможно выиграть партию, будучи несобранным и невнимательным. Но что делать, если эти качества не являются ярко выраженными у человека? Ответ прост: развивать их. От партии к партии они будут открывать и усиливаться. Со временем игрок научится полностью погружаться в процесс.
Не стоит думать, что все получится с первого раза. Концентрация и способность фокусировать внимание будут улучшаться с каждой шахматной битвой. Вместе с ними усилится сосредоточенность на делах и в повседневной жизни.
Выработка воли и характера
Чем полезны шахматы в плане развития личности? Главная задача в игре – получить победу. Противник – человек, обладающий интеллектом и определенными способностями. В борьбе с ним в любом случае придется проявлять волевые усилия. Они нужны и для того, чтобы правильно реагировать на тактику соперника, контролировать эмоции и, несмотря ни на что, идти к цели.
Практически у всех опытных шахматистов хорошо развита сила воли. Но это не значит, что для получения этого качества нужно становится чемпионом или гроссмейстером. Достаточно время от времени проводить игры с сильными соперниками. И не важно, имеет ли он за плечами профессиональный опыт или занимается шахматами на любительском уровне.
Если по каким-либо причинам играть с человеком не получается, можно воспользоваться помощью компьютера.
Навыки коммуникации
Умение находить общий язык с окружающими нужно каждому человеку. Можно сказать, что оно играет главную роль в достижении успеха. Вряд ли получится построить карьеру или бизнес, если не получается устанавливать контакт с людьми, поддерживать разговор на любую тему или на протяжении длительного времени оставаться интересным собеседником.
Польза игры в шахматы в вопросе развития навыков общения сложно переоценить. Согласно исследованиям, даже необщительные люди расширяют круг друзей и знакомых и учатся выражать свои мысли. Благодаря этому они становятся более уверенными в себе, а также находят способы самореализации.
Доктор Альберт Франк на протяжении длительного промежутка времени наблюдал за детьми, которые 2 часа в неделю отводили шахматам. Исследование показало, что игра, которая практически никак не связана с речью, эффективно улучшает навыки общения. А все благодаря тому, что в процессе задействуются участки мозга, ответственные за язык и логику.
Примечательно, что в процессе игры человек учится контролировать эмоции, в частности, агрессию. Она превращается в здоровый дух соперничества.
Развитие целеустремленности
Еще одно качество из тех, что развивают шахматы. Оно не означает, что нужно сразу ставить цель добиться чемпионского титула, хотя такие стремления и вызывают уважение. Достаточно уверенно, пусть и с ошибками, идти к победе.
Игра при любом раскладе учит быть целеустремленными. Каждая партия требует наличия конечной цели, к которой игрок будет идти, преодолевая сопротивление и интеллектуальные способности оппонента. В процессе ему придется выполнять более мелкие, но не менее важные задачи, помогающие прийти к победе. Умение видеть их, быстро находить решение и не отвлекаться и называется целеустремленностью.
Развитие способности к обучению
Всегда быть побежденным не нравится никому. Но вряд ли после поражения в домино или карты кто-то пойдет в библиотеку или за компьютер в поисках правил, особенностей и стратегии игры. В случае же с шахматами ситуация прямо противоположная. Рано или поздно человек обратится за помощью к специальной литературе.
С того момента, как игрок осознает необходимость в знаниях, для него начнется самое интересное. Обучение будет состоять из трех этапов:
По эффективности оно ничем не отличается от институтского. Тем более, если учесть факт, что большую часть информации придется осваивать самостоятельно. Тренер дает только общие данные, но никак не проводит глубокий анализ. Поэтому изучать особенности игры будущий гроссмейстер будет в одиночку. Благодаря этому он не только разовьет способность учиться, но также выработает самодисциплину и ответственность.
Развитие творческих способностей
Вдохновение хотя бы раз в жизни испытывал каждый человек. Оно приходило во время пения, игры на музыкальных инструментах, рисования, решения сложных математических задач и других занятий. Кому-то они покажутся обыденными и скучными. Но вдохновленный человек в тот момент считает, что это самое интересное и увлекательное, чем он когда-либо занимался.
Удивительно, но похожие чувства часто испытывают шахматисты. Доказать это можно с помощью наглядного примера. Допустим, идет сложная партия. Фигуры игрока собрались вокруг короля соперника. Исход битвы зависит от одного единственного шага. До победы остался один ход. Человек лихорадочно ищет выход, пытается посмотреть на ситуацию со всех сторон, но так и не находит решения. И вдруг неожиданно единственно правильный ход становится очевидным. Вот и победа.
Описанный выше мыслительный процесс поначалу не вызывает у игрока ничего, кроме мучений. Но в один момент его посещает вдохновение. Он чувствует себя супергероем, который способен справиться с любыми трудностями. И так происходит в каждой партии.
Умение мыслить системно и нестандартно
Из-за бешеного жизненного ритма порой сложно организовать свой мыслительный процесс. Шахматы же развивают это умение. Изучение их особенностей, а также процесса игры дисциплинируют, учит систематизировать полученную информацию и выстраивать действия в логические цепочки.
Системное мышление не означает, что человек будет думать только в одном направлении. Наоборот, оно способствует поиску нестандартных, подходящих к сложившимся обстоятельствам решений. Которые нужны не время от времени, а в каждой партии.
Другие преимущества игры
В 2012 году ученые нашли связь между регулярными шахматными партиями и успехом. Что было обнаружено?
Для наглядности можно привести в пример известных успешных людей:
И это лишь 3 примера. Есть и другие звезды, которые известны любовью к игре: Стэнли Кубрик, Арнольд Шварценеггер, Николас Кейдж, Уилл Смит и другие.
Регулярно играющие в шахматы люди не только самые успешные, но и самые умные. К примеру, уровень IQ чемпиона мира Гарри Каспарова равен 190. А у Юдит Полгар, получившей звание гроссмейстера в пятнадцатилетнем возрасте, он достигал 170.
Еще одним плюсом игры в шахматы считается защита головного мозга от таких патологий как болезнь Альцгеймера и слабоумие. Во время партии пожилые люди не только общаются между собой, но и стимулируют мыслительные процессы.
Интересные факты
О том, что игра в шахматы развивает интеллект, говорят давно. И эти слова подтверждены фактами. В 2008 и 2013 году ученые провели ряд экспериментов:
И таких исследований было сотни. Все они очередной раз доказали пользу шахмат для улучшения работы мозга.
Заключение
Влияние шахмат на работу головного мозга, характер и личность в целом неоценима. Они учат планированию, логическому мышлению, целеустремленности, настойчивости и т.д. Человек учится анализировать ситуацию на доске, просчитывать ход противника и искать единственно правильное решение, ведущее к победе. В процессе улучшается его память и способность воспринимать информацию. Также он развивает умение находить нестандартные решения вполне обычных задач.