шамордино монастырь оптина пустынь расстояние

Оптина Пустынь и Шамордино. Русские Места Света. Ч.1

шамордино монастырь оптина пустынь расстояние

шамордино монастырь оптина пустынь расстояние

шамордино монастырь оптина пустынь расстояние

Не думаю, что в Оптину Пустынь приезжают случайные туристы — у неё такое месторасположение, которое напрочь отметает любую туристическую спонтанность: «А не заехать ли нам по дороге?».

200 км до Калуги, потом

70 км до Козельска в 7 км от которого в сосновом вековом лесу уютно устроилась Оптина Пустынь на берегу речки со здоровым названием Жиздра — просто так никто не поедет. И даже если вам покажется ваше намерение посетить Оптину пустынь случайностью — например, вас внезапно озарит идеей туда съездить, или вашим глазам попадется заметочка с маршрутом, а ваши уши поймают мысль о поездке от знакомого или от медийного источника — не называйте это случайностью.

Потому что это — ваше личное невидимое приглашение в Оптину Пустынь от Оптинских Святых Старцев.

Зачем?

Каждый на этот вопрос ответит только после визита. Или не ответит. Но в любом случае посещение Оптиной Пустыни — будет не рядовым путешествием-охотой за достопримечательностями, и не будет очередным симпатичным монастырём. И в любом случае Оптина Пустынь займёт в вашей душе, в вашем сердце особое место — как бы ни пафосно звучала эта фраза сейчас в нашем меркантильном мире. Из Оптиной просто так — вы не уедете, потому что-то обязательно с собой унесёте. Что это будет? Ну, по меньшей мере, и точно — вы задумаетесь о разных вещах.

Как описывать Оптину Пустынь? Это как открыть сердце. Описать, конечно, можно — церковь такая то, век такой то, стиль такой-то. Но это не передаст того душевного наполнения, которое даёт Оптина Пустынь. Состояние это какое-то неуловимое, неясное — ты же не можешь определенно заявить, да я вошёл в Пустынь таким то, а вышел с сияющим нимбом на голове. Словами не поймать это невидимое в тебе и вокруг тебя. Да ещё в наш материалистический век, когда всем всё надо пощупать. Я читала чей-то отзыв, люди были разочарованы — приехали, мол, в такую даль, а чево смотреть, ничево особенного тут и нет.

В общем то, какая-то правда в этом есть. До 1985 года здесь были — развалины. Оптина пустынь — это новодел. И если решили поехать сюда за архитектурным выпендрежем, то — не надо, поворачивайте обратно.

Оптину Пустынь освещают люди — святые Оптинские Старцы. Даже странно об этом писать. «Сияние жизни этих людей до сих пор освещает жизненные пути множества других».

Моисей, Антоний, Лев, Макарий, Иларион, Амвросий, Анатолий I, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Нектарий, Никон, Исаакий II.

Шамордино — находится в 14 км от Оптиной Пустыни и это — у-д-и-в-и-т-е-л-ь-н-о-е по природной красоте место и совершенно необычный (казалось бы для такой маленькой деревеньки) и прекрасный по архитектуре собор. Духовная идея создания женского монастыря в этом месте принадлежит одному Охтинскому Старцу — Амвросию, а материальное воплощение — известному московскому купцу Перлову. Чтобы заранее оценить масштабы своего будущего изумления при виде собора, надо сказать, что этот купец владел в Москве магазином, который и по сей день поражает нас своим замечательным китайским интерьером — это знаменитые «Чай-Кофе» на Мясницкой.

Идея поездки.

«Случайность». Случайная встреча. Случайные слова.

Как то, пробегая по Тверской, я решила вдруг заглянуть в любимое мною подворье Валаамского монастыря (2я Тверская-Ямская). По-моему, мне захотелось купить детских сказок (там есть книжная лавка). Зашла в маленькую церковь на 1-ом этаже, народу кроме меня и ещё одной женщины — никого. Вдруг заходит молодой полный парнишка в подряснике. Его совершенно по-детски искреннее общение я уже наблюдала в церковной и книжной лавочках на 2-ом этаже., где он жизнерадостно нарушил умиротворяющую тишину: «Здравствуйте. Вот я приехал. Сегодня обратно. Но решил вот к вам заскочить. Как ваши дела? А я к врачу ездил в Москву…». Его все тоже радостно приветствовали. В общем, этот парень также непринужденно и легко завязал разговор с нами. Он рассказал, что он послушник из Оптиной Пустыни, что недалеко от Козельска, что его поставили на тяжелую послушание в коровник, и у него лопнули сосуды в глазах, потом перевели в церковную лавку, а сейчас он приехал на медконсультацию, вечером обратно, каких-то 4 часа и он уже у себя. Предложил нам написать записки, а он передаст.

Мы написали, отдали ему, расплатились, поблагодарили, поболтали ещё и распрощались. И всё.

Всего дел на пятнадцать минут, а в голове осталось — Оптина Пустынь, Козельск. И где это? …

Что интересно: прямо накануне перед поездкой мы с мужем вдруг внезапно начали ураганно ссориться. Ну, скажу я вам, что 9ти бальный шторм на картине Айвазовского по сравнению с накалом наших страстей можно назвать почти что штилем, а «Король ринга» — милым чаепитием с баранками. Даже не знаю — как поехали всё-таки. Точно говорят святые старцы, что «всякому доброму делу предшествует или последует искушение»….

Мало того. Тоже любопытно. Обычно я могу написать рассказ о путешествии достаточно быстро — было бы драгоценное время. Села (обычно ночью), погрузилась в воспоминания и понеслось. Здесь же, писать об Оптиной было невозможно — не могу и всё тут, и не по причине того, что сложно — просто откуда не возьмись стали отвлекать разные дела. Как назойливые мухи, причём даже не важные, а наоборот, какие-то очень завлекающие, как из рога изобилия посыпались внезапные приглашения на всякие приятные мероприятия-вечеринки-дни рождения.

А ещё несколько раз улетал текст. Только напишешь, утрёшь пот с лица, но что-то глючит файл и вместо текста — белая бумага.

Поэтому не удивлюсь, если и вас начнёт внезапно «ломать» — типа «что-то мне неохота читать». Вот точно, как будто хвостами кто-то перед лицом машет.

Путеводитель.

Дорога.

От Москвы до Калуги: можно ехать либо по Киевскому, либо по Калужскому шоссе — через

100 км (в районе Обнинска) они встречаются в круге, после чего вы выезжаете на отличную скоростную дорогу до Калуги. В сам город заезжать не надо — поэтому вы ориентируетесь на указатель Калуга-2, это объездная трасса. Далее по мосту через Оку направо (слева остаётся Калуга), далее за очень длинной деревней без садов — Карекозево будет еще один мост через Оку направо. Это направление Перемышль — Козельск. Дорога до Козельска хоть и узкая, но отличная, т. е. 100-120 км/ч — это нормальная скорость.

Начиная от Перемышля — самый красивый участок дороги. Я, конечно, представляла себе окские красоты после поездки в Поленово. Но здесь …. Если бы рисовала пейзажи к мультфильмам по русским народным былинам, то ничего придумывать не надо. Приезжай сюда, садись, зарисовывай. Дорога идёт по холмам — вверх-вниз. Вправо-влево расстилаются зеленые бархатные просторы до горизонта. Сейчас весна, поэтому краски либо сочно-ярко-зеленые (трава) либо солнечно-желтые (одуванчики, сурепка). Пейзаж, действительно, былинный. Холмы — идеальной округлой формы стелятся волнами. Где-то блеснёт спинка речки. Где-то живописно расставлены кучерявые группы деревьев. Где-то пасутся стада крошечных пестрых коров. Вот точно где-то там по этим холмам скачут Алеша Попович с Добрыней Никитичем. Прозрачно-голубое небо смыкается с бархатным волнисто-бугристым травянистым ковром где-то о-о-чень-очень далеко. Не зря горизонт раньше назывался по другому — окоём. Действительно глазами, т. е. очами не объять, не охватить все это грандиозное природное творение. Где-то я читала, что это «национальный парк, раскинувшийся вдоль бассейна рек Угры и Жиздры — свыше 110 гектаров великолепного ландшафта с уникальной флорой и фауной». Русская Швейцария — можно было бы ещё так сказать, если бы не встречающиеся двухэтажные обшарпаннейшие панельные дома с развешанными простынями (в каком-то поселке) и бабульки в немыслимо стареньких болоньевых плащиках 60-х годов и платочках.

Экология здесь, хочется думать, замечательная. Деревни, хоть и проездные, но очень тихие, машин не так уж много. Интересно, что в деревнях строго по очереди продаются продукты: в одной молоко, в другой яички, в следующей снова молока, дальше снова яички и т. д. J Кстати, картошка здесь — необыкновенно вкусная. Мы купили ведро на обратной дороге, потом уже дома попробовали — рассыпчатая, белая — ну, хоть возвращайся обратно.

Шамордино находится где-то

в 14 км не доезжая Козельска. В Козельск можно не заезжать и сразу свернуть на Оптину Пустынь (есть указатель). Но мы, конечно, этого делать не стали. Проехать мимо старинного Козельска — да ни за что! И не пожалели.

Оптина Пустынь.

Господи, ну как же начать то!

Не получится у меня плавного повествования — это точно. Фрагменты будут — из того, что думаю, что прочитала, что увидели.

Когда до Козельска оставалось всего несколько километров, мы мчались в радостном предвкушении, по обеим сторонам дороги расстилались луга до горизонта, вдруг слева на удивление внезапно и неожиданно показался какой-то совершенно сказочный городок. Золотые сверкающие луковки, разноцветные здания — голубые, розовые, салатовые — точно из пушкинской сказки «остров на море лежит, град на острове стоит, с златоглавыми церквами, теремами и садами». Ощущения были именно такими — как будто на чьей-то ладони разместился дивный город. Причем все это достаточно далеко, впереди бегут луга, далеко стеной стоит тёмно-зелёный лес. Удивление было такое сильное, что мы даже не сразу поняли что это — Оптина Пустынь.

«За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание». Н. В. Гоголь.

«Монастырь выглядел, как корзина белых лилий на фоне синего леса». Из Солоухина.

Основание Оптиной Пустыни относится к кон.14-нач.15в. По одной легенде его основал покаявшийся разбойник Опта, который в постриге принял имя Макария, и некоторое время пустынь называлась Макарьевой. По другой — двумя веками раньше монастырь могли заложить с городом козельские князья.

От Козельска к Оптиной тоже ведет очень красивая дорога, за рекой Жиздрой с шоссе вы делаете плавный поворот и попадаете в густой, высокий, мощный сосновый бор.

Дорога выводит к огромной парковке. Справа — стена сосен-великанов — на толстых янтарных ногах густые шапки из сосновых иголок. Впереди — разноцветная Оптина Пустынь.

Проходим через монастырские ворота в сливочного цвета крепкой стене и глаза начинают ходить туда-сюда. Надо сначала разобраться в постройках.

Слева:

Церковь (совершенно новая, небольшая, во имя? не запомнила).

Справа:

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (Казанская церковь), 1811.

Собор в честь Введения в Храм Пресвятой Богородицы (Введенский собор), 1750–1771.

Храм в честь преп. Марии Египетской и св.прав. Анны (на реставрации).

Сзади Введенского собора:

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (Владимирская церковь), 1996.

Сзади Казанской церкви:

Часовня в память Оптинских иноков.

Мы знали, что по монастырю проводят экскурсии, поэтому после определённых поисков нашли, наконец, домик, где всё оформили (за воротами, справа, низенький домик-вагончик, вход в него тоже справа сбоку). За 15 минут до нас ушла большая экскурсия, если бы мы в неё вписались, то билеты обошлись бы

по 70-100р., а так для нас двоих — 700р. Но это стоит того. К нам после недолгого ожидания подошла скромная женщина, в длинной юбке и платке — Людмила Васильевна и стала нас водить по храмам и рассказывать. Если бы мы не взяли экскурсию (она длится около часа, который пролетел незаметно), то многое бы потеряли.

Один истинный монах, то есть человек, невероятно устремленный к Богу, а значит к любви и добру, кроме своей души вытаскивает из тьмы тысячи других душ. Истинный монах-молитвенник, продравшийся через колючую проволоку человеческих страстей, хотений, и грехов, приобретает твердую веру и мягкий характер, дар к душеведению и ясновидению, творит чудеса. Мудрость — богатство зрелых людей. Оптинские старцы — это свет нации.

Моисей, Антоний, Лев, Макарий, Иларион, Амвросий, Анатолий I, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Нектарий, Никон, Исаакий II.

В позапрошлом столетии к какому-нибудь сухонькому маленькому старцу выстраивались в очередь тысячи и тысячи человек, и у каждого своя проблема, боль, вопрос: «Помоги, батюшка. Подскажи. Не туда идем мы. Направь. Не знаем как поступить. Посоветуй. Болит душа. Исцели».

Какой-нибудь чересчур пытливый ум точно озаботится размышлениями: «Ну, раньше, все к старцам за советом шли — так этож понятно: телика не было, журналов с красивыми картинками тоже, ни книжных лабиринтов тебе, ни интернета, ни isq! Как же это люди жили-то без футбольных новостей, прогноза погоды и сериалов? Уму непостижимо! Вот и к старцу сходить — это уже развлечение».

Так почему же и сегодня, сейчас при таком-то изобилии, люди сюда не просто идут — валом валят. Почему вопросы — всё те же? «Помоги, батюшка. Подскажи. Не туда идем мы. Направь. Не знаем как поступить. Посоветуй. Болит душа. Исцели».?

Источник

Пора в Оптину!

Путеводитель по святым местам

Когда-то я писала и могу повторить это спустя десять лет:

«Милая моя Оптина! Друзья мои, любезные сердцу друзья мои! Вы хотите ощутить это умиление, это странное размягчение сердца? Эту податливость на блаженные слезы? Это чувство детского восторга? Любовь ко всем и всему тебя окружающему? Забудьте о модных морских пляжах и дорогих курортах! В Оптину, скорее в Оптину! То, что испытываешь здесь, вы не забудете никогда, и эти чувства заставят вас возвращаться снова и снова.

Что это, отчего это? Милые мои, это и есть благодать Божия, которая касается нашего очерствевшего сердца и вызывает вот эти любовь и нежность, которыми так полон мой рассказ».

Что я могу добавить? Лето перевалило за половину, и если вы еще не успели совершить паломничество в Оптину Пустынь – наступила пора это сделать!

Как добраться

Первый вариант

Из Москвы до Оптиной можно добраться автобусом, который идет с автовокзала «Теплый Стан». Автовокзал расположен в 50 метрах от станции метро «Теплый Стан» (Калужско-Рижская линия, оранжевая ветка). Автобус идет около пяти часов, чуть больше или меньше, в зависимости от пробок; делает две большие остановки продолжительностью по 20 минут – в Обнинске и Калуге, можно выйти и размять ноги, купить что-то съедобное, посетить места общественного пользования.

Стоимость билета – 650 рублей.

От автовокзала в Козельске до монастыря ходит маршрутка «Автовокзал – Оптина Пустынь» один раз в час: 7:30, 8:10, 9:10, 10:10, 11:10, 12:10, 13:10, 14:10, 15:10, 16:10, 17:10. Время в пути: 10–15 минут, стоимость проезда – 20 рублей. Иногда первый и последний рейс – на 7:30 и 17:10 – отменяют. По понедельникам эта маршрутка не ходит.

Можно сесть на маршрутку «Козельск – Сосенский», которая ходит чаще, с интервалом в 10–15 минут, и выйти на остановке перед поворотом на Оптину, предупредив заранее водителя маршрутки. От поворота до монастыря два километра пути, и, если ваш багаж нетяжелый, можно пройти пешком.

Можно вызвать недорогое такси «Rush», номер телефона такси: +7-48-442-3-000-3. Стоимость проезда около 100 рублей. Если вы едете втроем-вчетвером, получается по цене билета на маршрутку.

Второй вариант

Если вы не хотите ехать на автобусе, можно с Киевского вокзала Москвы доехать до Калуги на электричке.

Расписание электричек здесь.

Время в пути около 3,5 часов, стоимость проезда – 450 рублей. Можно сесть на экспресс, тогда время в пути сократится на час, но стоимость возрастет до 530 рублей.

От Калуги до Козельска идут автобусы. Расписание здесь. Время в пути около двух часов, стоимость – 188 рублей.

Так что по стоимости и продолжительности пути оба варианта примерно равнозначны.

Где разместиться и поесть

Вы приехали в Оптину. Пора позаботиться о месте для ночлега.

Предварительный заказ гостиницы производится только для организованных паломнических групп по телефону (48442) 50-166, но никто из паломников на улице не остается, работники паломнической службы всегда заботятся об их размещении.

Покушать можно в паломнической трапезной (направо от Святых врат монастыря), попросив в гостинице талончики на питание, или в чайной, где много разнообразной и вкусной монастырской еды: щи, пельмени с рыбой (60 рублей), вареники с картошкой, с капустой (50 рублей), чебуреки и беляши с рыбой (50 рублей), разнообразные пирожки (с картошкой, чечевицей, повидлом, капустой и т.д. – 20 рублей), хачапури, блинчики с рыбой и творогом, хлеб монастырский, пицца с морепродуктами, монастырские соленья и молочные продукты монастырского подсобного хозяйства, разнообразные салаты, оптинский мед и прочие вкусности, чай, кофе, соки.

Рядом с монастырем есть гостевые пятикомнатные домики, они более комфортны, но и стоят дороже. Здесь вас ждут душ, столовая, обед и ужин из монастырской паломнической трапезной.

Подробно о проживании в Оптиной здесь.

Паломники-мужчины, которые приезжают на длительный срок, чтобы потрудиться на монастырских послушаниях, после собеседования могут поселиться в Предтеченском скиту.

Правила поселения и проживания в паломнической гостинице скита здесь.

В монастыре есть две книжные лавки, где продают духовные книги, иконы, четки, и лавка, где продают церковную утварь, облачения и прочее.

Богослужения

В течение дня главные храмы обители – Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский – всегда открыты

В течение дня главные храмы обители – Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский – всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святым мощам преподобных старцев Оптинских.

Подробно о храмах здесь.

Ежедневно в Оптиной служится две Литургии: ранняя в 7:00 (Часы в 6:40) и поздняя в 10:00 (Часы в 9:40).

По выходным и праздниками служат три Литургии: ранняя Литургия начинается в 6:30 (Часы в 6:00), средняя – в 8:00 (Часы в 7:40), поздняя – в 10:00 (Часы в 9:40).

Кроме того, каждый день служат молебны с акафистами:

Вечернее богослужение начинается в 17:00 (9-й час в 16:45).

Исповедь проходит ежедневно с 6:00 во Владимирском и Казанском храмах.

Подробное расписание богослужений здесь.

В Преображенском храме служат водосвятные молебны и всегда можно набрать святой воды.

Можно искупаться в источнике святого Пафнутия Боровского в любое время. Идти от шлагбаума направо (есть указатель).

Подробный план монастыря и скита здесь.

Свечи в храмах – от 10 рублей, заказные записки о здравии и упокоении – 10–12 имен – 10 рублей. Просфоры есть в храмах и в киоске под колокольней, пожертвование за просфору – 5 рублей.

Официальный сайт Оптиной Пустыни с чудесным оформлением, удобной навигацией и даже 3-D экскурсией здесь.

Что еще посмотреть в Козельске

В Козельске есть интересный краеведческий музей, он основан в 1957 году и является одним из самых старых музеев области. Здесь хранятся экспонаты, символизирующие героическую семинедельную оборону Козельска в 1238 году, есть диорама «Оборона Козельска от монголо-татар». Представлены также экспозиции, посвященные природе Козельского края, его археологии, этнографии и Оптиной пустыни.

Адрес музея: улица Большая Советская, 75.

На маршрутке доезжаем до перекрестка, поворачиваем направо и проходим 200 метров. Музей работает ежедневно с 10:00 до 17:00 часов, понедельник – выходной день, последняя пятница каждого месяца – санитарный день.

Телефон: 8(484-42) 2-24-65.

Также в Козельске находится музей леса «Лесные истоки», открытый в 2001 году (район мехзавода). Музей состоит из трех залов: исторического, природы и фауны, а также посвященного деревянному зодчеству России. Есть обширная видеотека с фильмами о жизни зверей, птиц, насекомых, о заповедниках и экологии. Также в музее широко представлена история развития лесного хозяйства Калужской области (подробная информация здесь).

Дом Природы: улица Большая Советская, 71.

В Козельске есть прекрасные старинные храмы: Благовещенский храм (1810), Успенский собор (1824), храм святителя Николая Чудотворца (1740), храм Сошествия Святого Духа (1789).

В городском Парке культуры есть обзорная площадка, с которой открывается изумительный вид на реку Жиздру и Оптину Пустынь.

О достопримечательностях Козельска здесь.

Обитель в Шамордино и монастырь «Спаса Нерукотворного Пустынь»

Недалеко от Оптиной находится Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь, основанная преподобным Амвросием Оптинским близ деревни Шамордино в 1884 году. Весь монастырский устав и распорядок жизни сестер были установлены самим старцем.

Под духовным руководством Оптинских старцев обитель стала одним из самых крупных монастырей Российской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия и разорения в 1923 году. Помещения монастыря до 1990 года использовались в качестве учебных корпусов сельскохозяйственного техникума.

Монашеская жизнь возобновлена с 1990 года, восстановлен чудесный собор в честь Казанской иконы Божией Матери архитектора С.В. Шервуда.

В настоящее время в обители под руководством игумении Сергии (Щербаковой) подвизаются более 120 насельниц.

Храмы монастыря украшают замечательные иконы, вышитые золотом, бисером, украшенные полудрагоценными камнями, – ручная работа сестер монастыря. Есть здесь чудесные святые источники.

Добраться до монастыря можно на автобусе «Козельск – Калуга». Ехать до остановки «Каменка», далее два километра пешком или, если повезет, на попутке. Можно поехать на такси, стоимость от Оптиной примерно 400 рублей.

Недалеко от Оптиной есть мужской монастырь «Спаса Нерукотворного Пустынь»: http://www.klikovo.ru/.

Особенно привлекает сюда паломников могила и келья известной старицы-схимонахини Сепфоры. О старице можно прочитать здесь.

Пора в Оптину Пустынь!

Ангела-Хранителя в дорогу! Молитвами святых отец наших, старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Источник

Поездка в Шамордино: памятка для паломника

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

шамордино монастырь оптина пустынь расстояние

Этот монастырь в народе именуют Шамордино. Он возник едва не в чистом поле, поддерживаемый одним благословением прп. Амвросия да твердой надеждой на Божию помощь. После десятилетий гонений здесь уже более 30 лет снова звучат монашеские молитвы.

Почему Казанская Амросиевская пустынь называется Шамордино и куда падает ударение

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь – таково официальное название монастыря. Но народ называет ее Шамординской, или Шамордино. Это давняя народная традиция именовать монастыри по месту их расположения. А пустынь основана и находится сейчас в поселке, именуемом Старое Шамордино. Название поселения изначально – татарское, означающее «царь храбрых».

«Ордынское» происхождение имеет много российских дворянских родов – например, Измайловы, Аксаковы, Карамзины, Чаадаевы. В фамилии и названии села Шамордино ударение падает на первый слог.

Где находится

Пустынь расположена в Калужской области. Административно это – поселок Старое Шамордино Козельского района (деревня с названием Шамордино, позже возникшее поселение, находится рядом).

Расстояние от Москвы, Калуги, от Оптиной

шамордино монастырь оптина пустынь расстояние

Шамордино на карте

Как добраться

Из Москвы до Козельска – районного центра – ходят автобусы, электрички. Можно также доехать на собственном автомобиле.

В обоих случаях ехать прямо до Козельска необходимости нет: паломники обычно следуют до поселка Каменка, где находится указатель на Шамордино. Отсюда до пустыни уже 1 км, который можно пройти пешком.

Отправляющиеся на автомобиле обычно выезжают из Москвы по Киевскому шоссе. Можно выехать также по Калужскому, которое пересекается с Киевским близ г. Обнинска. Интернет-страница монастыря рекомендует водителям:

шамордино монастырь оптина пустынь расстояние

Где остановиться: гостиница

Кроме того, невозможно размещение на ночь мужчин.

Послушания

Приехавшие на несколько дней женщины должны участвовать не только в службах, но также нести послушания, как сестры обители.

Монастырский день начинается с утренней молитвы (6.30 ч.), затем следует литургия. После трапезы сестры, паломницы распределяются на послушания, которые продолжаются до 16 ч. Свободное время паломниц – лишь перед вечерним богослужением, а также с 20 до 23 ч., до отбоя. При обители имеется библиотека, которой могут пользоваться паломницы.

шамордино монастырь оптина пустынь расстояние

Начало Божественной литургии в Казанском соборе

Правила для посетителей

Шамордино – обитель строгого иноческого устава, который необходимо уважать, а также по силе соблюдать всем приезжающим. Здесь не нельзя:

Кроме того, необходимо иметь благопристойный внешний вид. Так, мужчин в шортах, майках, женщин в брюках, с непокрытой головой, накрашенных, сюда не допустят.

Расписание богослужений

Службы начинаются с рано, с 6 ч. утра, когда совершаются утренние молитвы, Полунощница, Часы. Примерно с 7 ч. – начало литургии.

По воскресным дням служится три литургии по разным храмам – с 3,6, 8 ч. утра.

Таким образом, пустынь – место, где можно вполне приобщиться к иноческому распорядку жизни, побывать на монастырских службах: неспешных, отрешающих от суеты мира.

Краткая история

Днем рождения обители считается праздник Покрова (14 октября) 1884 г. Первый период существования пустыни как сначала женской общины, затем – монастыря продолжается до закрытия обители 1919 г., второй – от ее возрождения до наших дней.

шамордино монастырь оптина пустынь расстояние

Создание

Политика властей со времени Петра I была, по сути, антимонастырской. Идея императора о «непрактичности» монастырей, не приносящих «пользы» (материальных выгод) обществу, государству, пустила глубокие корни.

Ко 2-й половине XIXв. существовал установившийся порядок открытия новых женских обителей:

В реальности это значило: для открытия даже общины требовался немалый начальный капитал. Как правило, обеспечить его могли только богатые жертвователи, весьма неохотно дававшие деньги на подобные инициативы, потому количество женских монастырей составляло не более 20% от всех обителей страны – своего рода исключения из этих «правил».

Такова, например, Дивеевская община, руководимая сначала настоятелем Саровской обители старцем Пахомием, затем – прп. Серафимом Саровским. Подобным же образом на рубеже XIX-XX в. основал Иоанновский монастырь Петербурга прав. Иоанн Кронштадтский. Ну а Шамордино возникло по благословению духовника Оптиной – прп. Амвросия.

Прп. Амвросий Оптинский

Один из самых известных духовников Церкви того времени, иеросхимонах Амвросий прожил долгую непростую жизнь. Сын пономаря, внук священника, Александр Гренков (таково мирское имя старца) первоначально видел себя мирянином: окончил семинарию, учительствовал. Но с 1839 г. Господь призвал его к монашеству: молодой человек уехал послушником в Оптину пустынь, несколько лет находился под духовным руководством старцев Льва и Макария., пострижен здесь в мантию с 1842 г., а спустя три года стал иеромонахом.

шамордино монастырь оптина пустынь расстояние

Преподобный старец Амвросий Оптинский

С 1845 г. Господь попустил преподобному тяжелую болезнь, из-за которой святой практически не мог совершать богослужения. Его послушанием, которое он нес до кончины в 1891 г., стало старчество. Помимо того, что он был братским духовником, к нему ежедневном приезжало такое количество мирян, что он должен был принимать их в «хибарке» за стенами обители. Уже при жизни святой прославился прозорливостью, даром рассуждения, наконец, явными чудесами, являемыми через него Господом. Таков был духовный руководитель Шамординских сестер.

23 октября — День памяти Оптинского подвижника, старца Амвросия. Читайте также:

Основательница

Это монахиня Амвросия (Ключарева), духовная дочь старца. Чадом Оптинских отцов стала не только она, но также ее супруг. Оба по взаимному согласию выбрали иноческий путь. Именно она купила сельцо Калыгино рядом с Шамордино. Здесь стали жить две ее внучки, сироты Вера и Любовь, совсем маленькие, но благочестивые девочки, крестницы о. Амвросия. Скоро поселились рядом некоторых женщины из бывших крепостных Ключаревых. Они позже составят основу общины. В 1881 г. монахиня Амвросия скончалась, завещав имение для будущего женского монастыря.

Первые годы

Считается, что они были одним из самых сложных периодов жизни общины: не хватало самого необходимого, сестрам негде было жить, ведь все недвижимое имущество состояло в земле да небольшом доме, при котором была деревянная церквушка.

Современник вспоминает:

«Ни денег, ни имущества, никаких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось».

Ведь прп. Амвросий, несмотря на сложное положение общины, посылал сюда множество сестер. Среди них были работоспособные девушки, но были такие, которым самим нужна была духовная, физическая помощь.

За первые четыре (!) года существования общины было сделано, кажется, совершенно невероятное:

Кроме того, при общине – еще не монастыре! – построено несколько скитов. А количество сестер за эти первые годы перевалило далеко за 200.

Расцвет

Он приходится на рубеж XIX-XX вв. Именно тогда:

шамордино монастырь оптина пустынь расстояние

Казанский собор. 2020 год

Настоятельницы

О первой из них прп. Амвросий говорил:

Духовная дочь старца, схимонахиня София (Болотова) в миру прожила замужем менее года – супруг скоропостижно скончался, осталась маленькая дочь. Приняв случившееся, как знак, София решает принять постриг. В 1884 г. ей, сразу по пострижении ставшей настоятельницей сестер, не было еще 40 лет. Но вот воспоминания о ней епископа Трифона (Туркестанова), также духовного чада о. Амвросия:

Матушка была настоятельницей только 4 года, после чего скончалась от болезни, постигшей ее от многочисленных трудов. Матушка канонизирована в 1987 г.

С 1888 г. м. Софию сменила другая благодатная подвижница, игумения Евфросиния (Розова). Именно при ней община стала монастырем, началось строительство собора. Еще при жизни о. Амвросия матушка ослепла, но за послушание старцу продолжила служение. Скончалась она в 1904 г., на 51 году иноческой жизни.

Послушницами Оптинских отцов были также схиигумении:

шамордино монастырь оптина пустынь расстояние

После закрытия монастыря многие сестры поселились в городе Козельске и его окрестностях

Подвижники и подвижницы

Ныне обитель хранит память о других подвижниках благочестия, подвизавшихся здесь или связанных с монастырем. Среди них:

Возрождение

Монашеская община восстановлена 3 мая 1990 г. Уже 27 мая того же года был вновь освящен храм иконы «Утоли моя печали».

шамордино монастырь оптина пустынь расстояние

Богадельня, храм «Утоли моя печали» и краешек сестринского корпуса. 2001 год

Современная жизнь

Сейчас пустынь – ставропигиальная, то есть подчиненная Патриарху. Только к 2019 г. ей вернули все отобранные после революции здания, которых насчитывается 22. Количество сестер сейчас уже более 100 человек.

Что посмотреть

Приезжающие сюда стремятся поклониться святыням, но просто «посмотреть» часто не получается: прикосновение к монашеской жизни изменяет душевное устроение. Для многих обитель становится духовным маяком, иные не раз возвращаются сюда не только как паломницы, но даже как трудницы.

Святыни

В обители также можно поклониться частицам мощей Оптинских старцев и еще 28 святых.

Иконы

Среди самых почитаемых:

Полезная информация о чудотворной иконе:

Храмы и часовни

шамордино монастырь оптина пустынь расстояние

Шамордино. Храм в честь Пресвятой Троицы

Сейчас восстановлено 3 храма:

Кроме того, здесь есть первый в России храм прп. Амвросия, воздвигнутый на месте его кельи.

Источники

К их числу принадлежат три святых источника:

Отзывы паломников

Приезжающие сюда единодушно отмечают красоту, уединенность, благодатность места, истинно христианскую любовь сестер, при которой вовсе не заметна строгость правил обители – напротив, они соблюдаются осознанно, с желанием.

«Спасибо большое Радость Бытия! Спасибо за изумительные Иконы вышитые мастерицами обители! Они несут благость восприятия мира и Божью Благодать! Процветания обители! Спасибо Богу за ВСЕ» (Ирина, стиль и орфография сохранены).

«Это нечто невероятное, приехал на вечернюю службу, и увидел огромный храм в лесу. Строгая дисциплина, послушницы, очень торжественно. Рекомендую всем православным побывать хотя бы раз. Внизу под горой есть купель, и святой источник»

шамордино монастырь оптина пустынь расстояние

Шамордино. Спуск к источнику

Случаи исцеления

О чудесах, происходящих здесь, паломники рассказывают немного. Может быть потому, что главное из них – чудо возрождения души на этом благодатном месте.

Раб Божий Александр в группе обители в социальной сети 2 ноября 2019 г. пишет:

А этот рассказ помещен на одном из светских, можно сказать, атеистических интернет-порталов:

«История реальная и произошла со мною в 2016 году в Калужской области. Никогда не разделял взгляды православия. А любимой фразой была: «Чудес не бывает».

С таким настроем я и приехал в монастырь Шамордино. Сам я желудочными и прочими внутренними недугами не хвораю. А тут, почти сразу после выезда, начал побаливать желудок. Не сильно, но крайне неприятно. В дороге погрыз печенюшек. Попил водички – боль не унималась. Давящая такая боль. Пока доехали до монастыря, давить начало сильнее. Погуляли по монастырю, по храму. Повпечатлялись. Решили: а пойдём к источникам! А к тем источникам – ещё вниз спускаться метров шестьсот…

Болело здорово – аж в глазах темнело порой. Думаю: неужто не спущусь, раз приехал? С остановками, но спустился. Благо: на всём маршруте имеются площадки для отдыха, на которых обустроены скамеечки. В общем, спустился. А обратно, думаю, как-нибудь выкарабкаюсь… к утру, но вылезу… Ну, думаю, попью водички и, с долгими перерывами, полезу наверх, к машине. Только надо попить «про запас». Попил. А боль возьми и утихни. Реально!

Перефразируя детского писателя: «Стала «вавка» затухать и затихла!» Да как так-то?! Но ещё полкружки воды набрал. Облокотился на перила… а вокруг – такая тишь, такая красотища! Дышится легко, солнышко греет. И – главное – никакой боли… Ушла и больше не возвращалась ни разу… тогда долго стоял с кружкой полной воды. Боялся отойти от живительного ключа.

Боялся, что через минуту, пять, десять — но боль вернётся обратно. Но время шло. А боль не возвращалась. Даже комары перестали звенеть над ухом. Я смотрел в лес, освещаемый последними закатными лучами. Лес улыбался мне…

Обратно поднялся на одном дыхании! С тех пор и пребываю в задумчивости: что ж это такое было-то? Можете сказать, мол, вера лечит. Но в том-то и дело: не было никакой веры – сплошная насмешка и скепсис. Теперь не знаю, как дальше зубоскалить-то?»

Место присутствия Бога и святых Его – таков Шамординский монастырь. Видимо, именно поэтому он поднялся здесь вопреки всем обстоятельствам, и столь же быстро возродился после десятилетий гонений. Приезжающие сюда возвращаются снова, если же нет – всю жизнь хранят память о чуде возрождения души, которое случилось здесь, или просто о прикосновении к прекрасному, настоящему, Божественному. Оно не может пройти бесследно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *