шартрский собор фото внутри
Шартрский собор
Кафедральный Шартрский собор (Cathédrale Notre-Dame de Chartres) или Нотр-Дам-де-Шартр — один из трех самых красивых готических храмов Франции. Одно время среди зодчих даже ходила поговорка, что если взять величественные башни Шартра, скульптурное разнообразие Реймса и огромные, но гармоничные формы Амьенской базилики — можно получить идеальный храм. Да, все три шедевра средневековой готики во многом похожи, но именно в Шартре некоторые особенности архитектуры были использованы впервые. Наибольшую же известность ему принесла ценнейшая реликвия — плащаница Девы Марии. Согласно легенде, в нее была одета Богородица в момент рождения Иисуса Христа.
Статуя ангела с солнечными часами на углу западного и южного фасадов
История
История Шартрского собора тесно связана с его главной ценностью. В 876 году французский король Карл II пожертвовал городу Шартру легендарную плащаницу Богоматери, и для ее хранения был построен большой храм. На сегодняшний день сведений о нем практически не сохранилось — известно лишь, что в 1020 году он сгорел и был заменен столь же величественной романской базиликой. Спустя полтора века город снова настиг разрушительный пожар, но плащанице вновь удалось чудом спастись из огня. И тогда в честь нее началось возведение еще одного, на этот раз уже готического храма. Удивительно, но он дошел до наших дней без значительных переделок и реконструкций.
Плащаница Девы Марии — главная реликвия Шартрского собора
Для возведения Нотр-Дам-де-Шартр в 1194 году по всей Франции был объявлен сбор пожертвований, а жители самого Шартра помогали строительству, привозя материалы из ближайших каменоломен. В истории не сохранилось имя первого архитектора, который смог гармонично вписать уцелевший западный фасад в облик нового здания. Но мастер явно знал свое дело, ведь, несмотря на всю сложность архитектуры, Нотр-Дам-де-Шартр был построен очень быстро (для тех времен). В 1220 году он уже был практически готов, а в 1260 году — освящен в присутствии королевских особ.
Как добраться до Шартрского собора
Один из легендарных готических храмов Франции находится в старинном городе Шартре. Он расположен на территории департамента Эр и Луар всего в 90 километрах от Парижа, поэтому сюда легко доехать как на автомобиле, так и другим транспортом.
Точный адрес: 16 Cloître Notre Dame, 28000 Chartres, Франция.
Как добраться от ж/д вокзала Шартра:
Пешком:расстояние от вокзала Gare de Chartres до Нотр-Дам-де-Шартр около 650 метров.
Как добраться из Парижа — от аэропорта Шарль-де-Голль:
Электричка:от 2-го терминала городской электричкой RER по ветке B ехать до площади Denfert-Rochereau, в пути 46 минут.
Метро:от станции Denfert-Rochereau по ветке 6 ехать до станции Montparnasse, в пути 5 минут.
Поезд:от ж/д вокзала Montparnasse поездом TER добраться до Шартра, в пути 1 час и 15 минут (поезд отправляется каждый час).
Пешком:от ж/д вокзала Gare de Chartres пройти 650 метров.
Автомобиль:по трассе А10 расстояние около 117 километров, по трассе N10 — около 124 километров.
Шартрский собор на карте
Что посмотреть
Шартрский собор, как и его собратья в Амьене и Реймсе, построен в форме латинского креста. Однако есть одна существенная разница — в отличие от двух других знаменитых базилик, он несимметричен. Башни по обе стороны центрального нефа имеют не только разную высоту (113 и 105 метров), но также разные очертания, поскольку одна из них выполнена в стиле пламенеющей готики, другая же близка к романскому стилю. Готическая северная башня отличается затейливым каменным кружевом, над которым в начале 16 века работал архитектор Жан Тексие. Южная же романская башня смотрится более скромно и строго.
Как и положено готическому храму, Нотр-Дам-де-Шартр имеет несколько богато украшенных порталов, всего их насчитывается девять. Из них три портала остались еще со времен старого собора:
В оформлении северного и западного фасадов сохранились оригинальные статуи 13 века — эпохи, когда новая базилика только-только явилась миру. Особенно много их со стороны главного западного фасада, где находится Королевский портал. Но и северная часть тоже стоит внимания — там находится ажурное окно-роза, традиционный элемент французских готических храмов. Промежутки между изящными переплетениями каменного «цветка» заполнены витражами, которые представляют собой еще одну гордость Нотр-Дам-де-Шартр.
С южной же стороны нет роскошных порталов и обилия статуй, однако здесь расположены астрономические часы 16 века. Сложное устройство циферблата с обилием обозначений позволяло с их помощью узнать не только текущее время и дату, но также фазу Луны. И так было до 1793 года, когда часовой механизм, к сожалению, вышел из строя. С тех пор часы являются лишь красивым элементом фасада.
Интерьер Шартрского собора
Начать описание внутреннего убранства храма можно с простого, но важного факта — он обладает самым большим нефом во Франции. Величественный, огромный, полный причудливых бликов света от цветных витражей, он производит неизгладимое впечатление. Недаром это здание называют «Стеклянной Библией», ведь площадь остекления здесь действительно велика — более 2 000 квадратных метров. При этом некоторые витражи сохранились еще с 12-13 столетия. Самым известным из них является витражное окно с изображением Богородицы начала 12 века, а также цветная композиция «Древо Иесеево».
Интересно: насыщенный синий оттенок, который можно увидеть на всех древних витражах собора, имеет собственное название — «Шартрская синь». Его секрет так и остался неизвестным, получить стекло того же цвета современным мастерам не удалось.
Фрагмент витража о жизни святого Евстафия
Рассмотрев же верхнее убранство, стоит обратить свое внимание и вниз. Примерно треть пола на территории нефа занимает круглый черно-белый лабиринт, который является древним эзотерическим символом. Прохождение по нему для средневековых христиан было своего рода заменой паломничеству. Считалось, что паломник должен проделать путь к его центру на коленях, и это будет символизировать путь к городу Иерусалиму. К сожалению, пространство внутри собора часто занято скамейками для прихожан, и потому лабиринт не всегда удается полностью рассмотреть.
Лабиринт, выложенный в 1200 году, является самым большим символическим элементом Шартрского собора
Часы работы и стоимость билетов
Нотр-Дам-де-Шартр открыт ежедневно с 08:30 до 19:30.
В июле и августе здесь проводятся регулярные мероприятия:
Собор можно посетить самостоятельно с аудиогидом на русском языке. Для желающих также есть экскурсии длительностью 1,5 часа на французском языке.
График экскурсий:
Стоимость экскурсии:
Подъем на смотровую площадку на башне:
Стоимость подъема на башню:
Стоимость аудиогида:
Все экскурсии Шартрского собора можно посмотреть в расписании на сайте Нотр-Дам-де-Шартр.
Подсветка Шартрского собора ночью
Правила посещения
Праздничная подсветка собора
Интересные факты
Деревянная скульптура Мадонны с младенцем в образе Царя и Царицы небесных
Панорама Шартрского собора
Грандиозный Шартрский собор послужил образцом при строительстве многих других храмов. Он не только был настоящим шедевром для своей эпохи, но и является таковым даже в наши дни. Это произведение искусства веками притягивает людей из разных стран в небольшой городок Шартр — кто-то едет для поклонения знаменитой плащанице Девы Марии, а кто-то для того, чтобы полюбоваться затейливыми кружевами готической архитектуры. Впрочем, в самом городе тоже не придется скучать, ведь кроме храма здесь есть еще Международный центр витражей, художественный музей Museum of Fine Arts и уникальный Дом Пикассетт, целиком выложенный из цветной мозаики. Эти достопримечательности пусть и не отличаются такой уж древностью, однако не менее интересны.
Визитная карточка
Адрес
16 Cloître Notre Dame, 28000 Chartres, Франция
Шартрский собор
Следующий важный и трагический момент происходит в IX в., когда датские викинги во главе с Гастингом (Hasting) совершали военные походы на французские города – Амбуаз, Блуа, Орлеан, Лимож, Пуатье и многие другие. Не обходили они стороной и итальянские земли, и испанские, прошлись вдоль берегов Пиренейского полуострова, заглянули даже в Марокко. Русская википедия почему-то так пишет о Гастинге «Род деятельности: путешественник-исследователь», оригинальная точка зрения, но может в чем-то они и правы. 🙂
Итак, 12 июня 858 г. в Шартр вошли грозные викинги. Они проникли в заново отстроенную церковь, где расправились с епископом, монахами и верующими и сожгли церковь. Кстати, сожжённый несколькими годами ранее собор в Орлеане – это тоже они. Варвары, что тут говорить! После пожара 858 г. жители Шартра возвели новое здание церкви, а в 876 г. король Карл II Лысый преподнёс в дар священную реликвию – шёлковый Покров Святой Девы Марии, который по преданию был на Богоматери в момент рождения Иисуса. Считалось, что Покров дарит защиту от войн и разрушений. Это фрагмент шёлковой ткани и первоначально его длина была 5,5 м. Покров сохранился, несмотря на многочисленные разрушительные пожары. Во время ВФР священники, опасавшиеся за сохранность Покрова, разделили его не несколько частей, причём самый большой (2 х 0,46) остался в Шартре, где находится по сей день.
Столетие спустя, 5 августа 962 г. город был захвачен войсками под предводительством герцога Нормандии Ричарда I Бесстрашного, который находился в состоянии войны с Тибо I, графом Блуа и Шартра. И собор опять был предан огню. Под руководством епископа Вульфальда (Wulphard) строят новый собор. Но в сентябре 1020 г. от удара молнии начинается пожар – собор снова принесен в жертву огненной стихии.
Сразу же после пожара в 1020 г. началось новое строительство под руководством епископа Фульберта Шартрского. Надо сказать, что Фульберт был выдающимся человеком своего времени – учёный, поэт и музыкант. Он принимал участие в Первом крестовом походе (1095–1099 гг.), о котором оставил подробные записи. Он же был основоположником знаменитой Шартрской философской школы – научного центра Франции XI–XII вв. Молодые люди стремились сюда попасть, чтобы получить прекрасное образование. Здесь преподавали грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, музыку, право, медицину и астрономию.
Тогда и построили собор, части которого сохранились до наших дней. Работы начались с создания Крипты, затем возвели две колокольни и главный фасад. Сильные мира сего жертвовали деньги на постройку: король Франции Роберт II Благочестивый, король Дании, Англии и Норвегии Кнуд II Великий, герцог Аквитании Гильом V Великий направили значительные суммы.
После смерти Фульберта в 1028 г. работы продолжились, несмотря на периодически возникающие пожары. В этот период были построены два боковых портала и главный портал. В конце XI – начале XII вв. строительство и оформление внутреннего убранства собора шло в том числе на деньги герцога Нормандского и короля Англии Генриха I Боклерка и его супруги Матильды Шотландской. Новый собор, уже пятый по счёту, торжественно открыли 17 октября 1037 г.
Весной 1106 г. в Шартре состоялась свадьба Боэмунда, князь Антиохии и Констанции, дочери короля Франции Филиппа I (который в свою очередь был сыном Генриха I и Анны Ярославны, дочери Ярослава Мудрого – вот такие переплетения судеб!). Как писал позднее аббат Сен-Дени Сугерий: «Ловкий князь Антиохии так сумел покорить всех подношениями и обещаниями, что был признан весьма достойным торжественно соединиться с принцессой в городе Шартре, в присутствии короля, сеньора Людовика [будущий король Франции Людовик VI Толстый], многих архиепископов, епископов и вельмож». По словам Сугерия грандиозный свадебный праздник, иногда разбавляемый кровавыми драками, длился несколько дней.
Средневековый нормандский хронист Робер де Ториньи писал об этом строительстве: «Люди принялись тащить на своих плечах телеги, гружённые камнем, лесом, съестными припасами и другими предметами для сооружения церковных башен. Сначала это происходило в Шартре, а затем почти во всем Иль-де-Франсе, Нормандии и во многих других местах. ».
1194 г. ознаменовался большими пожарами, которые охватили целый ряд городов и деревень. Людская молва утверждала, что виной тому были чёрные вороны, которые подхватывали горящие головешки, перелетали из города в город и поджигали дома. В июне пожары добрались и до Шартра. В ночь с 10 на 11 июня 1194 г. огонь разрушил почти весь собор кроме Крипты, нижней части Западного фасада, Старой колокольни и фундамента Новой. Невероятно, но огонь также пощадил витраж XII в., на котором изображена Дева Мария, и священную реликвию – Покров Девы Марии.
По инициативе папского легата Мелиора, бывшего в то время в Шартре, и епископа Рено де Мусона начинаются работы по восстановлению собора. Король Франции Филипп II Август (а позднее короли Людовик VIII и Людовик Святой) и церковники делали значительные денежные пожертвования на новое строительство. К 1200 г. построили основные стены из камня, который привозили из деревни Berchères, находящейся в 12 км от Шартра по направлению к Орлеану, причем размер некоторых блоков составлял более 2 м в длину и 1 м в высоту.
Считается, что собор был построен уже к 1240 г. (невероятно быстро!), а во второй половине XIII в. и в XIV в. возводили уже дополнительные строения, как например, ризницу, алтарную преграду, часовни и т.д. Великий французский архитектор и реставратор XIX в. Виолле-Ле-Дюк писал: «В общей сложности собор в Шартре [на плане] был украшен девятью башнями. Если бы этот архитектурный памятник был полностью достроен, включая все девять шпилей, которые возвышаются один над другим вплоть до центрального самого высокого шпиля, то это было бы необычайное зрелище».
С 1200 по 1236 гг. в соборе было установлено 164 витража (конечно, витражи устанавливали и позднее). Выполняя ту же роль, какую ранее играла стенная роспись, они повествовали прихожанам о библейских сюжетах, знаках Зодиака, житие святых и исторических персонажей, в частности, о Карле Великом – о событиях, связанных с борьбой с сарацинами, и о смерти легендарного Роланда в Ронсевальском ущелье. Большая часть витражей – это дары от французских королей и членов королевской семьи, но витражи приносили в дар и другие представители знати, а также богатые и влиятельные жители Шартра.
Отличительной чертой этих витражей является неповторимый сине-голубой цвет, получивший название «bleu de Chartres» (Шартрская синь). Рецепт изготовления такого оттенка синего цвета, который был изобретен в 1140 г. во время постройки базилики Сен-Дени, до наших времён не сохранился. Но может быть эту загадку кто-нибудь разгадает?
А ещё существует легенда, что в Шартрском соборе в тайнике спрятан философский камень. Найти тайник можно в день летнего солнцестояния, когда солнечные лучи, проникая через маленькое отверстие одного из витражей, падают то ли на пол, то ли на колонну, тем самым точно указывая месторасположение тайника. Только вот незадача – никто не знает, что это за витраж.
Нельзя не упомянуть еще о знаменитом Шартрском лабиринте, созданном в 1205 – 1215 гг. Подобные лабиринты раньше существовали во многих готических соборах и представляли собой символическое паломничество в Святую Землю. Лабиринты располагались не только на полу, но и на стенах, и прихожанин мог «пройти путь» с помощью пальцев.
Шартрский лабиринт, выложенный на полу цветными плитами, состоит из 11 кругов, разделённых на четыре части. Его длина составляет 12,9 м, а протяженность – 261,55 м. Центральную часть лабиринта иногда сравнивают с лотосом с шестью лепестками – символом чистоты и озарения. В самом центре была установлена металлическая пластина, которая в наполеоновские времена была демонтирована и отправлена на переплавку. Некоторые считают, что этот лабиринт позволял вычислять день Пасхи, а также являлся специальной частью Пасхальной литургии.
15
«Notre-Dame-de-la-Belle-Verrière», 1180 г.
24 октября 1260 г. собор был освящен епископом Пьером де Манси в присутствии короля Франции Людовика Святого. Хронист и поэт XIII в. Гийом Бретонец (Guillaume le Breton) так говорил о новом соборе: «Это шедевр, равного которому нет в целом мире. Он может не бояться пожара до самого Судного Дня». Он сравнивал своды собора с панцирем черепахи, а также писал о том, что огонь, которым была уничтожена старая церковь, спас души всех, кто помог своими деньгами строительству новой.
Шартрский собор удостаивали своим посещением разные исторические личности. Известно, что в 1254 г., в город прибыл король Англии Генрих III во время своей поездки из Испании в Англию. Позднее, несколько десятилетий спустя, здесь побывал король Франции Филипп IV Красивый. А 21–24 марта 1314 г. сюда приезжала дочь Филиппа Красивого Изабелла, королева Англии, она подарила собору несколько отрезов из дорогих тканей.
В 1407 г. впервые упоминаются астрономические часы, расположенные с южной стороны внутри собора. Часы показывали время, день недели, месяц, фазы луны, восход и закат Солнца и знаки Зодиака, а циферблат составляет около метра в диаметре. Часы сохранились до наших дней.
В 1417 г. собор пополнился небольшой часовней с южной стороны. История её создания такова. В битве при Азенкуре (25 октября 1415 г.) Людовик де Бурбон, граф Вандомский попал в плен к англичанам и будучи в плену дал обет выстроить часовню, что и было исполнено уже к 1417 г.
В 1519 г. начинается строительство хора (стена из резных фигур, огибающая алтарную часть), который впоследствии станет самым большим во Франции. Работы по его созданию будут продолжены до 1716 г. И сегодня в нём насчитывается 200 скульптур. К слову сказать, во всем соборе – около 3 500 скульптур. Примерно в этот же период в соборе появляется новый орган, вместо старого, построенного ещё в XIV в. Однако современный нам орган установили лишь в 1971 г.
Собор упоминается в письме от 10 августа 1558 г. Генриха II к своей фаворитке Диане де Пуатье: «Мадам, вчера я получил ваши письма, доставленные Менардьером, а также ладанки из Нотр-Дам де Шартр». Французский историк и архивист Иван Клулас приводит их описание: «эти ладанки представляли собой металлические медальоны квадратной формы с отверстиями по углам, чтобы их можно было пришить к одежде». Письмо Генриха к своей возлюбленной заканчивается такими словами: «Умоляю вас не забывать того, который всегда любил и всегда любить будет только вас. Г.».
26 марта 1586 г. – в самый разгар Религиозных войн – король Франции Генрих III (четвёртый сын Генриха II и Екатерины Медичи) с двумя сотнями подданных совершил пешее паломничество из Парижа в Шартр. Можно предположить, что он побывал в соборе и два года спустя, когда в мае 1588 г. бежал в Шартр после парижского восстания, известного в истории как «День баррикад».
В время Французской революции Шартрский собор чудом избежал разрушения, поскольку было принято окончательное и бесповоротное решение о его сносе. К счастью, архитектор, которому поручили это ответственное задание, сумел убедить власти отказаться от этой идеи. Главным аргументом послужило то, что обломки здания и строительная пыль могут усеять весь город. В 1790 г капитул собора был распущен, а через два года городской муниципалитет выставил на продажу сокровищницу собора и некоторые скульптуры. В конце 1793 г. собор был «переориентирован» – в нём расположился Temple de la Raison (Храм Разума), а затем 19 мая 1794 г. – в Culte de l’Etre Supreme (Культ Верховного Божества). 31 мая 1795 г. собор был передан католической церкви.
4 июня 1836 г. ремонтными работами был спровоцирован сильный пожар. Пострадали основания нефы, хоры, орган, была уничтожена кровля собора, повреждена Старая башня. Однако собор уцелел, и его стали приводить в порядок, в том числе установили медную кровлю. К концу XIX в. встал вопрос о реставрации витражей. Всего в Шартрском соборе 176 витражей (общая площадь 2 600 кв.м), которые признаны одними из самых прекрасных, дошедших из далекого Средневековья до наших дней. И все же за столь долгий срок часть витражей пострадала. В 1896 г. французский художник по стеклу и мозаист Феликс Годен (Félix Gaudin) приступил к восстановлению утерянных и пострадавших фрагментов. Работы заняли несколько лет, но Годен мастерски справился с этой сложнейшей задачей.
33
Фотография сделана около 1890 г.: мост через речку Эр, за которым виден Шартрский собор с его южной стороны
Начиная с 1997 г. и по сегодняшний день ведутся грандиозные работы по реконструкции, которые позволят увидеть собор в том виде, каким он был много столетий назад. Глядя на эти фотографии, можно оценить всю искусность реставраторов, которые сейчас работают над восстановлением облика собора.
Сегодня Шартрский собор известен еще и ночными световыми представлениями, когда его стены озаряются всеми красками и перед взором зрителей возникают волшебные образы.
Историческая судьба и удивительная архитектура Шартрского Собора Нотр Дам
На узеньких улочках Шартра встречаются старинные фахверковые дома XII столетия и даже здания, сохранившиеся со времен римского владычества. Есть живописные виды на канал и арочные мосты, но главная гордость Шартра — это двуглавый красавец-собор, украшенный изумительными синими витражами. Его огромный острый шпиль виден из любого уголка города: за домами, в просветах улиц и из окон ресторанов.
История собора
Судьба Шартрского храма полна тайн. Доподлинно неизвестно, когда именно было возведено первое здание. Современный собор является пятым вариантом сооружения — постройки зачастую уничтожал пожар.
Давние времена
Предыстория возведения Нотр-Дама в Шартре началась задолго до официальной даты строительных работ и закладки первого камня в его основании. В середине первого тысячелетия стояла большая христианская базилика прямо на том месте, где сейчас расположен нынешний собор. Она была построена на развалинах языческого капища. Такое место было выбрано специально: оно знаменовало собой победу над заблуждениями язычников и восхваление веры в истинного Бога.
Сами галльские друиды это место выбрали, руководствуясь необычайной энергетикой, которая прославила гору в Шартре. Внимание привлекли и целебные воды источника неподалеку. Город со временем стал центром паломничества друидов со всей Европы и местом, где проходил обмен опытом и передача секретов своей магии молодому поколению.
Возведение и основание
Первая христианская церковь Шартра пала жертвой междоусобиц. За время своего существования храм несколько раз был разорен и практически полностью разрушен. В 734 году войска герцога Аквитании разграбили и сожгли город. Вместе с ним сгорел и храм. Церковь была восстановлена, но менее чем через сотню лет постройку вновь разрушили воинственные племена норманнов во время очередного опустошительного набега в 858 году.
После бесчинств, устроенных викингами, было решено снова восстановить церковь. Местный епископ Жильбер стал первым, кто изъявил это желание. Несколько десятков лет продолжалось строительство нового собора, значительно отличавшегося от своих предшественников: в нем сделали перепланировку и расширили. Выполнили храм в романском архитектурном стиле.
В это же время в нем появился покров Девы Марии. Знаменитая реликвия прославила Шартр в веках. Согласно легенде, кафедральному собору пожертвовал ее Король Франции Карл II Лысый. Кусок ткани был в длину более пяти метров при передаче покрова епископу Жильберу. Во времена Великой французской революции настоятель приказал разделить сорочку на несколько частей, а после спрятать их в разные места. Служители надеялись сохранить таким образом хотя бы часть христианской святыни.
Выставленный сегодня в храме покров — это ткань бежевого цвета, в длину около двух метров и ширину около полуметра. Свои чудесные свойства реликвия проявила уже в 911 году. В то время под городом вновь появились орды враждебных норманнов.
Усердно помолившись, Городской епископ Жантельм вынес на городские стены Покров, после чего неустрашимые викинги обратились в бегство, поддавшись панике.
Через некоторое время предводитель норманнов Рольф Ходок уверовал и принял обряд крещения. Он получил новое христианское имя — Роллон. После женитьбы на дочери короля Франции Карла Простоватого Роллон получил в свое владение Нормандию и стал одним из вассалов главы франкского государства.
Историческая судьба
Большой головной болью для строителей собора стала серия разрушительных пожаров. Первый произошел в 962 году, не оставив камня на камня от церкви. Восстановительные работы поручили знаменитому в то время архитектору Бернаже. Он принял решение строить башни и объединяющий их западный фасад. Постройка по планам должна была находиться отдельно от главного тела здания.
Такое архитектурное решение очень помогло храму во время второго пожара 1194 года: башни остались нетронутыми, но сгорел сам собор и почти весь Шартр. Чудесным образом огонь не тронул ларец, в котором хранился Покров, и служителей, которые его охраняли.
Уцелевшие священники восприняли свое чудесное спасение как откровенный знак со стороны Небесной Заступницы, которая повелевала им немедленно взяться за сооружение нового собора.
Восстановление и реставрация
Новый величественный Шартрский храм, посвященный Деве Марии, возвели необычно быстро — ушел всего 31 год. Одно из объяснений таких быстрых темпов — огромное количество желающих участвовать в этом богоугодном деле. Вместе с западным фасадом от старого романского костела остались только знаменитый «Королевский портал» и подземная часовня.
Самые известные архитекторы пребывали из Сен-Дени, чтобы поработать над этим удивительным собором. Они удачно встроили в новый готических облик церкви старые романские элементы. Сам храм покрыт полукруглыми сводами, в нем расположены хоры с галереей, капеллы и поперечный трансепт.
В освящении 1260 года собор получил название Нотр-Дам де Шартр ( Notre-Dame de Chartres). Торжество произошло при личном присутствие короля Франции Людовика IX «Святого». Именно на его личные средства изготовлено витражное окно-роза. Его украшают гербы Франции и Кастилии — родных мест его супруги.
Современное положение
Шартрский соборе Пресвятой Богородицы ( Cathédrale Notre-Dame de Chartres) сохранился с XIII столетия почти в неизменном виде, представляя собой уникальный образец чистой ранней готической архитектуры. По словам служителей, церковь заботливо сохраняло провидение или высокие небесные покровители. Этот факт и поразительная красота и величие самого храма привлекают ежегодно в Шартр сотни тысяч туристов со всех сторон Света.
В 1979 году комиссия ЮНЕСКО внесла храм в число памятников архитектуры, представляющих собой особую историческую ценность.
Архитектура и убранство сооружения
Шартрский храм входит в число самых великих творений готической архитектуры и христианской культуры Средневековья. Это один из немногих французских соборов, почти полностью сохранивший свое убранство.
Внешний вид
Здание имеет форму латинского креста, в основании которого чуть больше 130 метров. Над полом возвышается свод главного нефа, он имеет длину 37 и ширину 16 метров. Именно поперечный трансепт придает зданию форму креста, его длина — 65 метров, а ширина — 46. Каждый фасад оборудован тремя порталами, богато отделанными скульптурными группами в стиле ранней готики.
Две величественные башни украшают западный фасад. Они отличаются между собой по размерам и архитектурному исполнению. Северная башня является более старой — ее построили в первой половине XII столетия. В основании расположена романская часть, украшенная великолепным ажурным каменным шатром в стиле «пламенеющей готики». Южная башня построена чуть позднее. Ее основание выполнено в готическом стиле. Башня увенчана более простым шпилем и выдержана в едином стиле с самим собором. Ее иногда называют старой колокольней.
Фасад со скульптурами
Фасад, соединяющий обе башни, построен в тяжеловесном романском стиле. Он содержит в своем составе три портала, которые вырезали чуть позже. Расположенный над главным королевским порталом центральный тимпан украшен великолепной скульптурной композицией «Христос во славе». Спаситель имеет вид милосердного учителя, желающего привести всех ко спасению.
Сам Христос находится в окружении сонма святых и крылатых фантастических существ. Внизу расположены скульптуры ветхозаветных персонажей и предков Христа. На центральном и боковых тимпанах находятся персонажи из Нового Завета. Все это четко передает духовную связь между поколениями и роль древних пророков.
Рельеф, расположенный в центральном портале с южной стороны храма, датируется самым началом XII столетия. Он посвящен картине Страшного суда, который ожидает мир в конце земной истории. Рельеф считается самым ярким образцом средневековой готики во всем мире. Все фигуры имеют типичные для романского стиля пропорции, но каждая из них отличается индивидуальными чертами. Боковые порталы содержат в себе целые скульптурные композиции, объединенные единым библейским сюжетом.
Внутреннее оформление
Изнутри Шартрский храм выглядит потрясающе. Из-за необычно большого размера хора алтарную часть пришлось поместить более глубоко в апсиду. По той же причине расширили транспет на три нефа. Все это сделало собор более просторным и воздушным. Опорные своды имеют вид цилиндрических столбов. Они укреплены полукруглыми колонками с четырех сторон. Сами своды и арки храма имеют стрельчатую форму.
В Нотр-Даме расположено огромное количество резных фигур, всего их насчитывают более десяти тысяч (вместе с внешними скульптурами). В центральном алтаре можно насчитать более сорока сцен из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. Все фигуры выполнены талантливыми резчиками по дереву.
Лабиринт особо популярен у посетителей. Он расположен в центре зала, представляя собой выложенный из разноцветного камня узор. «Путь в Иерусалим» (как называют лабиринт в церковных книгах) олицетворяет долгий путь к спасению и равняется крестному пути самого Христа на Голгофу.
Витражи собора
«Окна-розы» выполнены в оригинальном витражном стиле. Они размещены на предельной высоте в центральном нефе церкви. Созданное в конце XII века витражное остекление является самым большим ансамблем, дошедшим до нашего времени. Его общая площадь составляет две тысячи квадратных метров.
Сами витражи отличаются особенной чистотой красок и богатой тематикой изображенных сюжетов на них. Вместе с традиционными библейскими сюжетами можно увидеть описание быта рыцарей, сановников и всех тех, кто принимал участие в строительстве храма лично или просто вносил пожертвования. Всего в церкви имеется 146 витражных проемов, описывающих 1359 разнообразных сюжетных линий.
Святыни храма
С первых дней своего создания Шартрский собор во Франции притягивал паломников со всей Европы. Самая знаменитая святыня — Покров Девы Марии. Изначально он имел длину 5.5 метров, потом его разрезали в годы Великой французской революции и спрятали в разных местах. Самый большой фрагмент вернули в церковь в 1819 году. Сейчас его длина составляет два метра, а ширина — 46 сантиметров. Проведенная в 1927 экспертиза показала, что ткань куда старше, чем предполагалось. Она была изготовлена в I веке нашей эры.
Еще одним объектом притяжения для паломников является лабиринт, именуемый «Путь в Иерусалим». Пилигримы, не имевшие возможности поклониться Гробу Господню, но желавшие покаяться и получить отпущение грехов, могли прийти в Шартр и проделать на коленях весь путь по лабиринту, читая молитвы.
Шартрский храм хранил в себе еще одну реликвию — «Черную Марию», статуэтку, изображающую Богоматерь, когда она носила под сердцем Иисуса. К сожалению, святыня сгорела в революционное время при погромах. Сохранилось только несколько рисунков с ее изображением. Одни историки считают, что фигурка создана в первые века христианства. Другие исследователи полагают, что она была вырезана в языческий период и изображает вовсе не Марию.
Как проходят богослужения
В день праздника Покрова в кафедральном соборе Нотр-Дам в Шартре каждый год проходит Божественная литургия. В нем с IX столетия поклоняются одной из самых громких православных святынь — Плату (Покрову) Божией Матери. Собирается около ста паломников со всей Франции. Сначала в проповеди идут исторические аргументы в пользу подлинности святыни. Она и сейчас являет свою силу и благодать.
За 15 лет православных богослужений имеется множество свидетельств чудотворного участия этого материального видимого Покрова, который стал символом заступничества Пресвятой Богородицы в жизни молящихся перед ним паломников. По окончании литургии служится акафист перед святым Платом. Также в церкви проходят регулярные богослужения по традиционному обряду.
Как добраться до церкви
В будни поезда на Шартр отходят с вокзала Монпарнас каждый час, однако в выходные, особенно в воскресенье, поездов немного меньше. Время в пути до Шартра около часа. От вокзала в Шартре легче всего добраться до туристического бюро, которое находится рядом с собором в пяти минутах ходьбы. Ориентировочное время автобусов с понедельника по субботу — 9.00-19.00, в воскресенье — 9.30-17.30.
Видео
В данном ролике представлен краткий обзор Нотр-Дама в Шартре.