шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Назад в прошлое. Костёнки — Дивногорье — Шатрище

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Здравствуйте друзья. А вы хотели бы отправиться в прошлое? Лет так на 45-30 тысяч назад? Именно тогда зарождались первые поселения человека у нас недалеко от Воронежа — в Костёнках. И я хочу рассказать о нашем путешествии в археологический музей-заповедник.
Итак, Костёнки — село на правом берегу Дона в Хохольском районе Воронежской области. Здесь и находится заповедник. Музей представляет собой памятник каменного века – жилище из костей мамонта, а также 25 охранных зон, где находится около 60 памятников верхнего палеолита.

Как доехать? Костёнки находятся в 40 км к югу от Воронежа на берегу Дона.
1. Из Воронежа по Курской трассе из Советского района города (памятник «Танк Т-34»), затем поворот на Острогожскую трассу до указателя поворота на Костенки, далее по асфальту до здания музея.
2. Из Воронежа мимо поселка Шилово на понтонный мост через реку Дон, мимо совхоза Новогремяченский, села Гремячье и выезжаем на Острогожскую трассу до указателя на Костенки.
Координаты музея: 51.385490, 39.051695. Работает сезонно: с мая по ноябрь. Более подробно вы сможете прочитать о работе музея на их официальном сайте.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

А мы отправляемся в путь, на улице начало лета, очень тепло и солнечно — едем через понтонный мост Дона. От свежей зелени рябит в глазах — настолько все хрустящее и яркое. Без особых проблем доезжаем до самого села. Музей-заповедник «Костенки» расположен на территории сел Костенки и Борщево Хохольского района Воронежской области. Места здесь очень живописные. Высокий правый берег Дона изрезан глубокими древними балками и оврагами. Опять много мела, характерного для нашего края.
Оставляем машину на парковке около здания музея и заходим внутрь. Первое что видим — перед нами раскоп с остатками древнего жилища из костей мамонта – планировка такова, что древние артефакты располагаются прямо внутри здания! Экспозиция очень хорошо освещена естественным светом, благодаря идущим по фасаду окнам.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Сейчас мы смотрим глубоко в прошлое — ведь эти остатки древнего жилища из костей мамонта возрастом в 20 000 лет!

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Первые по времени поселения человека в Костенках относятся к 45 тысячам лет назад, последние заканчивают свое существование примерно 30 тысяч лет спустя. За это время человечество сумело пройти грандиозный путь от небольших групп первых европейцев, только начавших осваивать новый континент, до высокоразвитых обществ «охотников на мамонтов».

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Здесь вы увидите многочисленные коллекции каменных и костяных орудий, произведений искусства, собранных с разнокультурных и разновременных памятников Костенок. Советуем посетить ради пополнения исторических знаний о зарождении человеческого рода, это интересно. Мы туда приехали сами по себе, но потихоньку прибились к проходившей у какой то группы людей экскурсии и послушали немного гида. С ним посещение гораздо информативнее )

После посещения музея едем гулять по холмам и долам заповедника, природа здесь шикарная, а в начале лета еще и все цветет и щебечет вокруг. Места, с которых открывается поистине прекрасная картина на долину Дона, будто придают силы и питают жизненной энергией.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

А какой здесь шелковистый ковыль — целые луга ковыля! Огромные пространства солнечной пушистой нежности.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Приостанавливаемся, чтобы насладиться видами. А мимо нас проезжают ребята на железных конях поменьше, они тоже присмотрели чудесный холм вдали, с которого открывается живописная панорама Дона.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Но наш Слоник оказался резвее ) Места всем хватит, но все же хотелось по фотографироваться в уединенности. К моменту, когда велосипедисты доехали, мы уже успели сделать несколько красивых кадров и быстренько ретировались, чтобы другие тоже могли в одиночестве насладиться природой.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Вот так подумаешь — идут года, столетия, тысячелетия, рождаются и угасают цивилизации, а степенная река Дон все также течет по живописным долинам, спокойная и полноводная в обрамлении меловых склонов, изрезанных оврагами, и ровными, как полотно заливными лугами. Вокруг нас все усыпано яркими цветами, словно в Альпах находимся. Очень красивое место, особенно в начале лета.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Дальше возвращаемся на Острогожскую трассу, едем в сторону Коротояка. А от села двигаемся по грунтовой дороге, вздымая клубы пыли прямо к мосту через реку Тихая сосна. Здесь, как будто время остановилось, течение реки плавное, вечереет, только легкий пух деревьев медленно летает в воздухе, пронизанный солнечным светом.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Переезжаем реку, выбираем себе место поживописней. Теперь мы в Дивногорье. Об этом археологическом музее-заповеднике я писала ранее. Ужинаем, отдыхаем, купаемся в чистейшей речушке под названием Тихая сосна.
Утром у нас планируется еще одно путешествие — тоже очень интересное историческое и археологическое место — гора Шатрище. Гора-шатёр — истинный донской Чатыр-Даг, Палат-Гора. Стоит прямо на берегу Дона, отражаясь в его глади. Но это не только шатёр, а ещё шатёр-храм. Высокий крест венчает ее вершину. Координаты этого памятника природы — 50.969023, 39.426288.
Погодка заметно подпортилась, солнца в этот день не предвиделось. Ночью моросил дождь, трава стала мокрой, а резкий спуск с холма, который ведет к Шатрищу был полностью из вязкого чернозема и глины, изрытый оврагами — даже если и спустишься, то подняться по скользкой жиже было бы нереально без лебедки. А у нас ее нет. Оставляем машину на цветущим ароматном лугу, идем пешком до горы. Обратите внимание на железную бочку, она понадобится потом, как ориентир на следующих фото.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Вооон из-за деревьев и торчит гора Шатрище, к ней и держим путь. Долго ли, коротко ли, но минут через 25-30 доходим до каменного тоннеля под железной дорогой, которая проходит здесь же вдоль реки Дон. Очень атмосферное место — будто портал в другой мир, все заросло кустарниками и плющом. Внутри веет прохладой, а под потолком ласточкины гнезда с птенцами! Хороший знак, добрые птицы — идем смело дальше.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Как только выходим из тоннеля — начинается подъем на гору. Не торопясь взбираемся вверх, попутно осматривая местные красоты. Гора меловая, порой идти скользко, особенно после дождя — будьте осторожны. Наконец, поднимаемся на самую вершину, и перед нами открываются красивейшие виды с рекой Дон в главной роли.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Внизу та самая железная дорога, под которой мы прошли сквозь тоннель. Мы действительно попали в другой мир — мир зеленых лугов, живописных меловых склонов, усыпанных ароматными цветами и лечебными травами.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Оглядываемся назад — посмотреть на место, откуда мы пришли. Видите там вдали над леском на зеленом лугу ту самую бочку? Я говорила про нее, чтоб вы обратили внимание. А рядом с ней светлая точка — наша машинка верно ждет нас, когда уже мы нагуляемся. Ничего себе растоянице прошли, а то-то мы думаем, отчего так хочется присесть и перевести дух 🙂

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Что говорить, виды потрясающие, даже в пасмурную погоду. Вот и сидим мы и созерцаем всю эту красоту вокруг, отдыхаем. Смотрим на Дон, слушаем стрекот насекомышей.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

А знаете, чем еще удивительна это гора? Это не только меловой останец, но и объект культурного наследия регионального значения. Почему? Потому что в недрах останца расположена Шатрищегорская пещера — христианский рукотворный объект, часть разрушенного в ХХ веке почитаемого пещерного комплекса. Искусственная Шатрищегорская пещера вскрывает естественную полость, крупнейшую в Воронежской области. Их суммарная длина составляет 325 м. Спускаясь обратно мы нашли один из входов в нее.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Если присесть, то можно пролезть внутрь, там дальше уже можно встать в полный рост и погулять по лабиринтам. Пещера является фрагментом христианского пещерного комплекса Шатрищегорского Спасо-Преображенского монастыря, основанного в середине XVII века и действовавшего с перерывами до 1764 г. В 1854 г. комплекс был приписан к Дивногорскому монастырю. Фотографий и информации в интернете много об этой пещере. Внутри высечены лики и кресты, все это можно увидеть своими глазами, главное не сорить и не осквернять это памятное место.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Мы же не стали проникать внутрь, так как уже нагулялись вдоволь и не было цели в самой пещере. Переведя дух и посидев на обрыве реки Дон, неспешно отправляемся в обратный путь. Вот такие выдались выходные. Надеемся вам понравился пост и вы узнали что-то новое, интересное для себя.

Узнать больше о путешествии в Дивногорье можно по ссылке: Дивногорье — археологический музей заповедной природы
Будем рады, если нажмете НРАВИТСЯ, это очень мотивирует писать и дальше рассказы про путешествия, как большие так и маленькие. До новых встреч!

Источник

Дон.Тайны и загадки мира подземелья.(I).

А могли ли такие люди построить сложнейшие пещеры так, что они на каждом метре длины одинаковой формы, одинаковой линейности. одинакового сечения.? Однообразно построены сопряжения и пересечения. Можно ли такому научиться сразу? Или опять таки, пещеры монахи не строили? Поселились на готовое? В пещерах чувствуется рука больших мастеров своего дела, а не каких либо разных людей, собравшихся вместе только в монастыре.

Еще раз вернемся на первую фотографию пещеры и внимательно посмотрим на геометрию сечения. Радиус вверху. Стены не вертикально уходят вниз, а с небольшим разлетом, с расширениекм к низу. А теперь посмотрим на эту картинку

Вот такая геометрия исполнения рамы крепления горной выработки современной шахты имеет название шатровая. Разработана и изготовлена в двадцатом веке. Горная выработка шахты повторяет геометрию рамы. Имеет такое же сечение, радиус вверху и расширение к низу. Нужно ли еще что то писать по этому поводу? И кто считается родоначальником горного дела? Немцы или англичане? Или может быть эти неизвестные строители подземных пещер, наши далекие предки?

Есть в этих пещерах еще один ньюанс.

Вот еще одна пещера. Пещерный комплекс недалеко от поселка Сватово, Луганской области.

Не известна причина? Вали на козлов, которые строили пещеру. Мертвые сраму не имут.

Расстояние от сватовских пещер до мигулинских больше трехсот километров. А пещеры одинаковые.

А есть еще, буквально, целая серия подземных пещерных комплексов в Воронежской области по правому, высокому берегу Дона.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Пещеры возле села Шатрище Лискинского района Воронежской области. Известная официальная версия. К которой я отношусь весьма скептически:

» Шатрищегорская пещера находится в высоком меловом останце в районе хутора Вязники Лискинского района.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

В настоящее время общая протяженность ходов составляет около 237 м. Планировка пещерного лабиринта довольно проста. Это, по своей сути один ход, винтообразно спускающийся к подножию горы» https://www.drive2.ru/l/472962349465076607/

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Пещера — Большое Ухо, в километре от села Селявное

Если все эти пещеры рассматривать по отдельнной, то можно смело заявлять: «. сложно сказать, была ли пещера построена Курбатовым и Шатовым с нуля, или же были использованы существующие ранее полости. Времени на полное самостоятельное создание пещерной церкви у отшельников было достаточно. «

Спасибо Дмитрию Шипилову за его энтузиазм в деле освещения малоизвестных пещер верхнего Дона https://www.drive2.ru/l/472962349465076607/

Вот еще одна пещера.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Село Колыбелка Лискинского района, Воронежская область, берег Дона. Разбейкинские пещеры

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

И это все Колыбелка. Про нее надо писать отдельно. Чуть позже. Из ЖЖ http://muph.livejournal.com/343241.html

Еще одна пещера на Дону

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Воскресенский Белогорский мужской монастырь.Воронежская область. Берег Дона.

Из ЖЖ http://muph.livejournal.com/333057.html Отдельно хочеться сказать спасибо Андрею Кирнову за его великолепные фотографии. Его журнал http://muph.livejournal.com. Всячески рекомендую. И очень завидую всем тем, у кого есть возможность вот так взять и поехать в выходные в очень интересные места. Мне за три года нашего непростого существования чудом удалось попасть в эти места. И сразу попасть на такой значимый пласт нашей истории.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

А это Антониевы пещеры, Троицкий монастырь, Черниговская область. Расстояние от Чернигова до Мигулинских пещер свыше тысячи километров.

А что там нам по поводу заселения берегов Дона Казаками говорит официальная история? Семнадцатый век? А почему пещеры монастыря, основанного в одиннадцатом веке, как две капли воды похожи на Мигулинские и остальные пещеры, расположенные по берегам Дона?

А это пещеры Святогорья, на берегу Северского Донца. Пещеры выкопаны в девятнадцатом веке. Уже самими монахами. Этому есть документальное подтверждение. Почувствуйте разницу.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

Пещерные сооружения в меловой горе Скита ископаны были уже в XIX в. после поселения здесь монахов. Однако, это не означает, что Святое место использовалось только с устройством скита. Как утверждает Е.Марков:»Скит построен на том самом месте, где, по преданию, еще в древности спасались Святогорские отшельники, от которых оно, вероятно, и унаследовало свое название «Святое место». Вместе с тем, скит оказался на месте какого-то неведомого древнего городища, земельные валы которого отчасти окружают его и теперь. Было ли это старинное сторожевое укрепление, какой-нибудь «стоялый острожек», оберегавший татарский перелаз через Донец в дни Ивана Грозного или Бориса Годунова, а, может быть, это еще уцелевший остаток гораздо более седой древности, сохранивший в своем имени память о каком-нибудь языческом святилище, почти всегда скрывавших в лесах и на горах, на берегу больших рек. Все тут безмолвно и неподвижно, как в могиле, словно все живущее давно вымерло в нем». И то, и другое предположения Е.Маркова подтверждаются как письменными источниками, так и археологическими исследованиями, проведенными заповедником.» ht.ps://tw1npeaks.blogspot.com/2014/09/b log-post_16.html

Наверное хватит материала. Пост получился наверное сильно пресыщенный всем этим. Выводы будут позже. А пока открывайте вместе со мной и благодаря энтузиастам такого дела неизвестные страницы подземного творчества наших предков.

Источник

Шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область

«Вся история формирования русской нации – есть процесс укрепления духовности и доказательство превосходства духовной силы над материальностью»

«Исторический путь Росси свидетельствует о громадныхзапасах не только материальных благ, но и духовных ценностей»

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская областьАтлас Крюйса страница 25, 1703 год издания

Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит любого в положение исследователей. Это очень важно, так как это положение не только учит приобретать готовые знания из краеведческой литературы, учебных пособий и лекций педагогов, но и вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность. Особый интерес представляют исследования, связанные с историей родного края.

Моя исследовательская работа раскрывает связь родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории Шатрищегорского монастыря с историей cлободы Лыски, историей нашей страны. И я признаю своим долгом, честью стать достойным наследником наилучших традиций родного края.

Объекты для краеведческого изучения: история, население, хозяйство, и другие стороны жизни Шатрищегорского монастыря от его возникновения.

Цель:
— как можно больше приблизиться к дате возникновения монастыря, или найти документы о первом его упоминании

— сравнить эту дату с уже имеющимися утверждениями по поводу образования Шатриц.

-ознакомление читателей проекта с историческим прошлым монастыря

— определить роль Шатрищегорья в деле колонизации земель Воронежского края

Методика исследования: теоретические (изучение и анализ архивных источников), картографические, фотоматериалы, экскурсия в Лискинский историко – краеведческий музей.

Глава I. Введение

На территории каждого края есть места, которые отличаются особенным свойством вызывать в нас патриотические чувства, желание сделать что – нибудь для других людей. Именно таким местом в наших Лисках можно назвать Шатрищегорские пещеры – Шатрищегорский пещерный монастырь.

Монастыри на Руси появились вскоре после её крещения. Во время войн, смут, нашествий чужеземцев они были оплотом русской духовности, хранителями национальной культуры, сочетая в себе несколько важных функций: религиозную, культурную, военную, хозяйственную, политическую.

Учитывая, что бассейн Дона являлся важнейшим судоходным путём, появление христианских памятников, включая пещерные, можно отнести ко времени до XVI века. Играя важную роль в колонизации нашего края, монастыри обеспечивали религиозную потребность населения и войск окраины, распространяя православные традиции на своевольных и не блиставших чистотой нравов жителей южной границы страны. Неся христианский моральный кодекс, «остужали горячие головы путём проповедей и исправлением *треб ». Правда, далеко не всегда такая политика давала положительные результаты. Например, основание Донецкого монастыря рядом с казачьим юртом на самом рубеже границы не избавило этот юрт от разорения Петром I за участие в бунте и неповиновение в начале XVIII века.

В прошлом году мы с ребятами участвовали в подготовке исследовательской работы «Слобода под Лысой горой» об истории возникновения нашего родного села. Набирая материал к ней, мы встретили много первоисточников, касающиеся Шатрищегорских пещер, которые находятся от села Лиски в двух километрах. История слободы Лыски и Шатриц тесно переплетены. Я заинтересовалась документами и событиями того времени, хочу выяснить как возник, жил, как монастырь в числе других способствовал колонизации земель Воронежского края, и, наконец, как закончил своё существование Шатрищегорский монастырь на Дону.

Глава II. Описание пещерного комплекса

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область Рис. 2. Меловые останцы с остатками помещений у Дивногорского монастыря Агапов И.А., 2001 г. Шатрище, Щатрищегорский монастырь располагается на правом берегу Дона «в 4 верстах от слободы Лыски Острогожского уезда и в 8 верстах от Дивногорского монастыря.

Возникновение Дивногорского и Шатрищегорского монастырей, как отмечает историк В.Н. Тевяшов, связано с приходом православных монахов, появившихся с войсковыми частями на Дону после притеснения их *униатами на Украине. В это время многие монахи покинули родину и некоторые из них осели в южных областях Московской Руси. В историческом описании Дивногорского монастыря есть упоминание, что монахам пришлось «строить монастырь вновь» в 1653 году.

По всей видимости, это были остатки бывшего ранее монастыря или пустыни, разорённой или брошенной её обитателями. Благоприятное географическое положение и хорошие природные условия позволили устроить Дивногорский и Шатрищегорский монастыри прямо внутри меловых гор.

Подземелья Шатрищегорского монастыря вырублены в горе, имеющей форму шатра, получившей название «Шатрище». В исторических документах монастырь назывался Спаским Преображенским, вероятно, по престолу своего прежнего храма. Но вполне может быть, что первые основатели его были поражены некоторым сходством Шатра – горы с таким же одиноко поднимающимся среди равнины куполом Евангельской горы Фавора, и посвятили этот родной свой Фавор, как и Фавор Галлилеи, памяти Преображения Господня.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область Рис. 4. Вид на алтарь в пещерном храме Шатрища (снимок М.П. Трунова) Воронежская старина 1908 год №7. Историки считают, что в Больших и Малых Дивах на берегу Дона, так же и в Шатрищах могли быть языческие святилища, размещённые в естественных и вырубленных гротах, которые затем использовались отшельниками и монахами. К таким местам можно отнести Шатрицкую гору и Диву рядом с ней. В ней была вырублена ниша и помещена икона Богородицы, это она дала название вырубленной здесь в XVIII веке пещере.

В « Неофициальной части Воронежских Епархиальных ведомостей» за 1886 год сказано, что «Щатрищегорский монастырь стоял под подошвой горы похожей на шатёр между лощиною лежащею между сею горою и набережным кряжем гор. Строение в нём всё было деревянное, а далее под лощиною был изрядный сад со многи плодовитыми деревьями».

В «Выписях из отказных межевых книг Острогожского Успенского Дивногорского монастыря» говорится о земле принадлежащей Шатрищегорскому монастырю «а от речки Лиски, поворотя степью и на курган, на нём столб с гранью подле того столба яма, а на ней уголья, а от того кургана и от столба прямо степью на дуб, на нём грань, подле его яма в ней уголья, а от того дуба через ярушину и через большой боерак, на нём дуб, на нём грань…которая пошла к Шатрищскому монастырю».Далее упоминается лес

между Дивногорским и Щатрищегорским монастырём. Из всего делаем вывод, что земли у монастыря было немного и границы угодий можно примерно проследить даже сейчас. Вся монастырская земля как – будто окутала Шатрицы со всех сторон на небольшом удалении от горы.

« В Шатрищегорской горе, которая вся меловая, высечена довольно просторная церковь и с окнами наружу, а при входе в церковь по правую сторону высечено так же около пяти пещер, но все они завалены, и одна простирается в гору саженей на десять.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область«…Близ церкви в этой же горе есть одна келья,…..в горе высечена меловая церковь, именовавшаяся во имя святого евангелиста Иоанна Богослова,… пред входом в пещеры сделана довольно большая площадка, устроены сиденья не столько для отдыха сколько для созерцания чудных картин, роскошной придонской природы» Пещеры начинаются узким ходом в пещерную церковь, над входом в пещеры, в изсечённом в горной скале четвероугольнике, вставлена небольшая икона. Пещерная церковь изсечена к северной стороне горы над Доном и в малые окна едва виднеется Дон, который не смотря на значительную свою ширину (сажень 50) так близко подходит к горе и как бы скрывается под нею, что едва виден левый берег реки. «Устройство церкви древнее, на восточной ея стороне изсечено седалище, или вернее кафедра для архиерея, алтарь отделяется от боковых частей (предполагаемых жертвенника и диаконника) большими каменными столбами; такими же столбами алтарь отделяется от самой церкви. Церковь небольшого размера, поддерживается она двумя большими, такими же как предалтарные столбами, на них со всех сторон изображения святых: Апостола Иоанна Богослова – это кажется храмовая икона, святого Николая Чудотворца, святого Митрофана Воронежскаго и других благочестивых Преподобных (вероятно киево- печерских угодников Божьих). Живопись простая и должно быть острогожских живописцев. Впереди алтаря сделан небольшой пещерный ход, ….верхняя часть узкая и низкая не выше как в рост обыкновенного человека, вся испещрена накопчёнными от свечей крестами. При входе в заалтарные пещеры примечательна надпись (большими буквами вырезанная на стене) о посещении этих пещер в 1751 году Воронежским Преосвященным Феофилактом «Преосвященный Феофилакт, Епископ Воронежский и Елецкий, был в сем святом храме 1751 года месяца июня 9 дня, при нём были Архимандрит Варсонофий Задонский, иеромонах Феодосий, священник Симеон Соборный, диакон Иоанн Кодратов »… Наземные строения и меловые пещеры в Шатрище связывала огороженная деревянными перилами тропинка. Высота горы и крутизна обрыва над Доном представляют чудный, дивный вид и неудивительно, что эта гора ещё в давние времена привлекла к себе внимание любителей уединённой монашеской жизни. Невольно душа человека стремится к Творцу Вселенной, и, наверное, поэтому на этой горе возникла обитель смиренных иноков – Шатрищегорский монастырь.

Глава III. История возникновения Шатрищегорского монастыря

Итак, вот несколько названий Шатрищегорского монастыря: Шатрище, Шатрицы( в челобитной св. Митрофана в 1700 году и в записках певчих Шеина, 1696 год), Щатрищский, Щатрищенский, Шатрищегорский. Повторяю, что монастырь в документах называется Преображенским или Спасо – Преображенским от главного монастырского храма.

Когда и кем этот монастырь основан неизвестно, но поскольку «Слободской – Украинский полк селился за Доном около 1652 года на пустых крымских степях», то «можно положить начало монастыря сего около сих времён». Так сказано о первом упоминании Шатрища в книге «Всеобщие Исторические сведения о Воронежской губернии « на странице 1851 пункт №8, статья помещена в «Воронежских Епархиальных ведомостях» от 1 декабря 1886 года.

Сведения о Щатрищегорском монастыре также встречаются в челобитной попа Милентия (или Милетия), государю Фёдору Алексеевичу (1676 – 1682 гг), в которой тот сетует на свою горькую судьбу(он служил в Ельце и после смерти жены не имел права находиться в должности священника) и просит царя разрешить ему постричься в монахи и поселиться в уже заброшенной церкви близ горы Шатрище, пахать землю, ловить рыбу и молиться во славу самодержца. И такое разрешение Мелентий получил, он стал первым после разграбления разбойниками наместником Шатрищегорского монастыря.

В 1690 году указом царей Петра и Иоанна монастырь был приписан к архиерейскому дому Воронежского святителя Митрофана Боршевского монастыря: «Да ниже того (Дивногорскаго) монастыря у реки Дона, в горе, что слывет Шатрище, выбита в меловой горе церковь и та церковь тогда была пуста». Через 6 лет, т.е. в 1696 году после этого посланный в Азов боярин Шеин, плывёт с певчими дьячками Доном через Коротояк, Дивногорье и Шатрище. В «Записной книге, сказано. как пошли певчие дьячки под Азов», « …того же числа проплыли монастырь Шатрицы, стоит на берегу реки Дона, на правой стороне, области Воронежскаго епископа, приписной, братии в нём 4-ре человека, тут же многая пещеры каменныя из мелу…». Монастырь также упоминается в «Челобитной святителя Митрофана царю Петру на обиды соседних воевод, Ольшанского и Коротоякского»: «В прошлом 1700 году, в домовой моей вотчине ниже урочища Шатрища и Шатрищегорского боерака, явились на двух дубах насечены вновь воровския грани и выкопана яма. А ныне мне ведомо учинилось, что те две грани велено насечь Коротоякским да Ольшанским воеводы — Ольшанским пушкарям. Милосердый великий государь царь и великий князь Пётр Алексеевич… пожалуй меня, твоего богомольца, вели, государь, допросить: по какому указу они, воеводы, в моей домовой Боршевской вотчине грани порубили и ямы выкопали, и для какову вымыслу…». Изучив документы, можно сказать, что Шатрицы один из самых ранних монастырей на Лискинской земле со своей уникальной историей, со своими обитателями и легендами, связанными с Шатринской горой.

Глава IV. О нелёгкой судьбе Шатриц и его обитателей

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская область Рис.6.«Воронежские Епархиальные ведомости» 1886 год Проанализировав несколько первоисточников, я сделала выводы, что не было однозначного мнения по поводу возраста, благосостояния и количества иноков Шатрищегорского монастыря. Одни говорят, что он не уступал в знаменитости Дивногорскому монастырю, как по числу братии, так и по богатству. Другие говорят о том, что пустынь влачила жалкое существование. И действительно в «Путевых записках боярина Шеина» 1696 год, сказано, что монастырь был «приписной» (следовательно не знатный) и в нём братии всего 4 человека. С 1707 году и по 1720 год Шатрищегорский монастырь имеет «для своего питания» в городе Острогожске часовню, а через время её продали Дивногорскому архимандриту из – за бедности Шатрищегорского монастыря.

В «Ведомости о монашествующих в Воронежской Епархии» за 1749 год называют количество братии монастыря: «1 игумен, 3 иеромонаха, 1 иеродиакон, 3 монастырских служаки итого 9 человек».

Судьба монастыря была разной в разные годы, он, то процветал, то опустошался* лихими людьми.

Но каждый раз после разорения возрождался и принимал всех страждущих.

Странно, к тому же, что в таком бедном монастыре служил архимандрит, раньше настоятели такого высокого сана в Шатрише не наблюдались. И не удивительно, что вокруг него собрались любители уединённой жизни в пустыне. Видимо, не случайно архимандрит Сергий отдал часовню, потому что пребывание иноков в городе было не желательно, так как на торговой площади они постоянно могли видеть безобразные и соблазнительные сцены из мирской жизни, воинственность и разгульность черкасс.

Глава V. Настоятели Шатрищегорья

Немного известно об игуменах Шатрищегорского монастыря. Об игумене Милентии я рассказывала в самых первых главах своей работы. Хочу только добавить, что он верой и правдой служил православию. И Архимандрит Сергий ревностно относился к соблюдению монастырского устава в пустыни. А игумен Феодосий (крестовый), вопреки слабому здоровью (были парализованы руки), не ослабил дисциплины в *пустыни.

Глава VI. Шатрищегорский монастырь в жизни слободы Лыски Острогожского уезда (ныне село Лиски Лискинского р-на). Закрытие монастыря

В актах Дивногоского монастыря, опубликованных в « Воронежской старине» за 1902год вып. №1 на стр. 74, 75, 76 « Выпись из межевых книг 7207(1699) года Острогожского Дивногорского монастыря Архимандриту Амвросию с братией, на поместную пашенную его землю и на сенные покосы и на лес и на всякие угодья …». «…Вниз речкою Лыской, на лево земля Дивногорского монастыря, а на право дикая порозжая земля,…а от речки Лыски поворотя степью на курган прямо степью на столб, что стоит против яруги, которая пошла к Шатрищегорскому монастырю …через лес к реке Дону… направо земли Шатрищегорского монастыря, а налево Дивногорского Успенского монастыря. » Шатрищегорский монастырь имел небольшое количество пахотной земли лес и луг (от речки Лыски до Дона).

И всё – таки, пришло время, когда Шатрищегорский монастырь прекратил своё существование, но только в официальных документах. Случилось это в 1764 году. Приведу документы, подтверждающие эту дату:

Рис. 7-10. Сведения из книги «О православных монастырях в Российской Империи книга III. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины II» 1898 год.

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская областьРис.7 шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская областьРис.8

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская областьРис.9

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская областьРис.10 Такая выдержка взята из «Подробного и верного описания монастырей находящихся в Российской империи» 1829 года, а следующая из документа 1852 год «Полное собрание сведений о монастырях Российской Империи».

Закрыт был официально Шатрищегорский монастырь в 1764 г. при общем закрытии Екатериною II небольших и бедных монастырей. Деревянная церковь его с колокольнею была продана в слободу Меловатку, а вырученные полтораста рублей обращены на постройку при архиерейском доме в Воронеже теплого храма. Но вера народа не сообразовалась с предписаниями начальства, и богомольцы, как прежде, продолжали тянуть по проторенным издревле дорожкам к глубокочтимой народом древней святыне. Надо сказать, что процедура закрытия монастыря, официального закрытия повторялась несколько раз происходило это и в 1788 году и в 1802 году и даже в 1832 году.

Глава VII. Роль и значение Шатрища в истории колонизации земель Воронежского края в период с конца XVI до середины XVII века

По Загоровскому «Колонизация юго-восточной части Воронежского уезда происходила в три этапа. Первый этап (1615-1646 гг.) касается заселения территории, находившейся в пределах Белгородской черты и непосредственно на черте. Тогда преобладал процесс вольной колонизации. Второй этап (1646-1690-е гг.) характеризуется колонизацией смешанной: как вольной, так и правительственной. Причем вольная колонизация на данном этапе постепенно исчезла. Третий этап (1690-е гг. – XVIII в.) стал временем интенсивного заселения рассмотренной территории на основе правительственной колонизации», наверное, так оно и было.

Я же хочу обратить ваше внимание на всеми нами любимый Шатрищегорский монастырь и определить его роль в колонизации земель между Доном и речкой Лыской в обозначенный период. Итак, стр.72-73. в « Воронежской старине» за 1902год вып. №1

« Воронежские Акты том №1 1887год.» « Материалы по истории бунта Степана Разина». В документе от 15 октября 1670 года «…пришли рекою Доном к устью речки Лыски. и нанял Лисянской слоботки жителя Гераску, той рыбы стеречь…».

Глава VIII. Современное состояние Шатрицкого монастыря

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская областьПлан-схема пещеры Шатрище (съёмка Алексея Гунько, опубликован на pro-speleo.ru). Из плана следует, что за некоторыми исключениями пещера представляет собой почти единственный коридор, спускающийся винтообразно вниз. Общая протяженность пещеры на сегодняшний день около 280 метров. Основной ход спускается внутрь горы на глубину 40-45 м, примерно до уровня реки Дон, и после горизонтального участка длиной в 28 м постепенно поднимается и упирается в завал.

Недалеко от Шатрища, на противоположной стороне от железной дороги, есть еще одна небольшая пещера, про которую мало кто знает. Спелеологи называют её «Богородица». Вход в неё очень мал и если н6икто её не начнёт очищать от мела, то скоро вход «затянет».

Есть и второй ход у этой пещеры. Второй вход выглядит получше. По описанию пещера совсем маленькая, представляет собой простой П-образный ход с двумя входами, у одного из которых расположена небольшая келья. В одной из стен пещеры есть узкий лаз (порядка 40 см), через который можно пробраться в ещё одно помещение, длина его соответствует росту нормального мужчины (170-180 см.), а высота не более 80 см., поэтому сидеть в таком помещении неудобно, можно только лежать.

Между двух входов сохранилась меловая дива, с вырезанным в ней киотом, в котором по преданию когда-то висела икона Богородицы (отсюда и название пещеры).

Глава IX. Гора – двойник

У подножия Шатринского холма расположена деревня с одноименным названием Шатрищи. Это одна из старейших деревень Износковского края. Находится к западу от с. Износки около легендарной Шатринской горы.

По легенде у Шатринской горы был монастырь. Когда его штурмовали монголо-татары в 13 веке, они разбивали свои шатры у подножия горы, отсюда и пошло название Шатрищи. У подножия Шатринской горы и обосновались её первые поселенцы.

В начале 18 века на Шатрищах стояла церковь Святой мученицы Пятницы, ею владел Дей Андреевич Мясоедов, а с 1720 по 1746 г.г. – дьякон села Извольского Евлампий Афанасьевич, в 1946 году она была отдана на вечное владение Юхновскому монастырю Мещевского уезда.

Шатрище выдвигает свою громадную каменную пирамиду внезапно и поразительно живописно. Кряж горного берега, надвинутый над нами и закрывающий от нас окрестность, разом вдруг распахивается, будто занавес театра, и над широкою движущейся скатертью синего Дона вырастает, загораживая горизонт, титанический белый шатёр, геометрически правильный, словно дело рук человеческих. Рядом с этою исполинскою меловою пирамидою показались бы детскими игрушками жалкие «великие пирамиды» когда-то великих, а теперь скорее жалких фараонов египетских…

Пещеры эти тянутся узкими, но достаточно высокими галереями, вырубленными в желтоватых толщах мела, более чем на версту длины, постоянно давая от себя отростки и закоулочки и незаметно спускаясь до самого уровня Дона. Довольно пологие ступени соединяют один ярус этих сводистых галерей с другим, углубляющимся ниже. Убранства в этих пещерах никакого, как и вообще в Донских пещерах. Только кое-где по углам развешаны и расставлены старые, полустёртые образа да накопчены свечками богомольцев чёрные кресты на сводах.

Монастырь давно закрыт, но Шатрище загадочным магическим образом притягивает и манит к себе любителей приключений, ценителей духовности, красот родной страны, людей которые ни за какие сокровища мира не отдадут возможность ещё раз посетить сию знаменитую гору. Они обязательно захотят ещё и ещё раз вдохнуть немного плесневелый и сырой воздух меловых ходов, ещё раз захотят убедиться, что увидели всё своими глазами и ничего не пропустили. Наш земляк наместник Святогорской Лавры в Украине Донецкой области Владыка Арсений, каждый раз бывая на малой родине, говорит, что до тех пор будет мир на нашей земле, пока будут находиться люди из села Лиски, приходящие в Шатрищегорские пещеры пешком. И каждый раз с братьями Святогорской Лавры в очередной свой приезд Владыка пешком отправляется навестить такой дорогой сердцу уголок и равновесие не нарушается.

Библиографический список

Литература

Примечание

*треба — в просторечии так называются все таинства (кроме Евхаристии и Рукоположения), а также молебны, панихиды, отпевания, освящения домов

*Острогожский слободской (черкасский) казачий полк (также именуемый Рыбинским, или Рыбьянским слободским (черкасским) казачьим полком) — слободской казачий полк, административно-территориальная и военная единица на Слобожанщине.

*Крестовый – священнослужитель, приближённый к архиерейскому дому, служивший в домовой храме.

Приложение

шатрищегорский спасо преображенский монастырь воронежская областьДивногорская пещерная церковь. «Воронежская старина» 1908 год №7.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *