шелкография на иконах что это такое

Какую выбрать икону?

Сегодня на необъятных просторах сети встречается много заманчивых предложений, купить икону в интернет магазине. И человеку ищущему духовных ценностей, поддержки и помощи у Бога не всегда легко определиться в вопросе где и какую икону приобрести. В многочисленных галереях икон можно найти прекрасные образцы церковного искусства, как дорогие эксклюзивные иконы, написанные по индивидуальному заказу, рукописные иконы, так и доступные недорогие иконы массового производства с использование лучших технологий современной печатной техники.
Магазин икон при иконописной мастерской “Радонежъ” предлагает мерные, именные, семейные и храмовые иконы– исключительно ручной работы.

Давайте рассмотрим несколько вариантов, какую икону выбрать:

Печатные иконы

На многих сайтах предлагают иконы хорошего качества и по очень привлекательным ценам, предложение заманчивое, тем более под прекрасным, одухотворенным образом мы видим четкую и заманчивую надпись “икона выполнена на деревянной доске на сусальном золоте, красками на основе натуральных пигментов, с лучших образцов Древнерусской и Византийской живописи”, завораживает огромный ассортимент предлагаемых икон и возможность приобрести желаемый образ в день заказа.

Но возникает закономерный вопрос: Почему так дешево, при таком прекрасном заявленном качестве? На других сайтах иконы стоят намного дороже. Естественно хочется подробнее узнать о технологии производства понравившейся иконы, но при всем желании не находим, как и кем создан сей чудный образ, или внизу экрана мелким шрифтом видим аннотацию: “Икона напечатана натуральными пигментными красками, на иконной доске с ковчегом с применением сусального золота”, либо “Уникальная техника шелкографии”. И при всем достоинстве этих икон, поясним: это иконы созданные механическим путем, методом печати, с применением современнейших технологий и материалов. Они хорошего качества, краски на них яркие, насыщенные, не тускнеют и не выгорают даже под прямым солнечным светом (заявлено производителями, но так как технологии современные, соответственно веками не проверенно).

Такая икона воспринимается живой, рукописной, но все же хочется повторить это напечатанные массовым тиражом иконы. Они не хранят в себе тепло человеческих рук. Широкий печатный поток, нивелирует, ту эксклюзивность, какую дает настоящая рукописная икона. Но вне всякого сомнения, печатные иконы нужны нам, благодаря свое массовой доступности, приемлемой цене и хорошему качеству. Не каждый человек может позволить себе купить икону ручной работы.

Рукописные иконы

При всем достоинстве печатных икон, не стоит упускать возможность рассмотреть и что такое рукописная икона.

Как и печатная, писанная икона призвана приоткрыть чуткому сердцу окно в сверхчувственный мир. Обе иконы несут в себе одну и ту же функцию и та и другая одинаково помогают молитвеннику в общении с Богом.

Когда иконописец с благоговением и трепетным отношением к своему призванию открывает рукописную икону, он вкладывает в неё частичку своей души, своей кистью и красками он с любовью и вниманием повествует о мире святых, куда устремленно сердце каждого православного человека.

fpm_start("true");

Икона ручной работы пишется по всем правилам церковного искусства, уходящими своими корнями в глубокую древность. Рукописный образ наполняется жизнью под кистью иконописца. Небесный Ангел направляет, укрепляет руку художника, и каждая икона выходящая из под руки мастера, неповторима и уникальна. Эту уникальность никогда не сможет повторить печатная машина. Никакие современные чернила, устойчивые к ультрофиолетовым воздействиям, не заменят ту природную палитру, что дают нам вручную перетертые минералы, полудрагоценные камни, многочисленные умбры и охры. На старинных иконах нас до сих пор радует своей небесной чистотой лазурит, нежное сияние диоптаза, благородный тон киновари и реальгара.

Технологии проверенные веками, преданность церковному канону, дают гарантию долговечности и качеству иконе ручной работы.

;»> шелкография на иконах что это такое

Производители печатных икон рассказывают о достоинствах современных лаков, но никакие лаки не заменят покрытие иконы натуральной льняной олифой, которая служит не только для укрепления красочного слоя, (олифа глубоко пропитывает красочный слой и левкас, скрепляет их, делает монолитом) но и придает иконе целостность, своим теплым янтарным цветом. И только поверх олифы можно применить современное покрытие лаком.

Эксклюзивность, которую дает единичная, написанная по индивидуальному заказу икона ручной работы, невозможно воссоздать путем тиража.

;»> шелкография на иконах что это такое

Рукописная икона послужит лучшим, и неповторимым подарком, на любые значимые торжества в жизни Ваших близких, как то крещение ребенка, именины, венчание и многие другие. Такая икона олицетворяет Вашу любовь, внимательное отношение не только к физическому, но и духовному здоровью, одариваемого человека. В самые тяжелые жизненные моменты и в радостные минуты своей жизни человек перед иконой возносит благодарственные молитвы святым, ищет помощи и заступничества у Бога и Его Пресвятой Матери. Рукописная икона послужит лучшим духовным проводником, передающий молитву перед образом Первообразу. Купив икону в интернет магазине иконописной мастерской Радонежъ, Вы принесете в дом свет и тепло, она скрепит семью, и со временем станет настоящей семейной реликвией. Рукописная икона будет способствовать обретению мира всем Вашим домочадцам, поможет семейному благополучию.

Как отличить рукописную икону от печатной

Самый простой способ: надо взять сильное увеличение (около 100 раз) и посмотреть : рукописное письмо представляет собою неровные линии, штрихи, дисперсию от краски. А печать выглядит идеальными ровными точками. Абсолютно гладкая поверхность доски.

Ассист на печатной иконе (тонкие золотые лучики на одежде святых, крыльях ангелов) обычно выполнен цветной краской, имитирующей золото, а не натуральным золотом, как на рукописной иконе.

Золото: на рукописной иконе чаще всего применяют натуральное сусальное золото. Яркое и блестящее. На печатной (и то в основном только на нимбах), в лучшем случае металлическая поталь, тусклая и однородная.

Дорогие братия и сестры, поделитесь с нами информацией, по каким еще признакам можно отличить икону ручной работы от печатной, напишите нам пожалуйста на эл. почту (info@ikona-radoneg.ru). Мы обязательно дополним этот раздел. И совместными усилиями поможем людям.

Очень печально слышать от наших новых заказчиков как им в качестве рукописной иконы продавали печатную, по цене рукописной.

Желаем мира и благополучия Вам и Вашим близким.

Источник

Шелкография на иконах что это такое

шелкография на иконах что это такое

В православной торговле «шелкография» стало модным словом. Поэтому существуют и продолжают возникать многочисленные подделки под шелкографию, иногда интересные, иногда курьезные. Так, например, «шелкографией» почему-то называют фотографию, отпечатанную на холсте. На лицо полное не знание предмета и производителями, и потребителями, и продавцами.

Что же такое настоящая художественная шелкография?

Внимание!
Художественная шелкография это скорее живопись, чем полиграфия!

Давайте детально рассмотрим и сравним живопись, художественную шелкографию и обычную полиграфию!

В классической живописи художник берет краску кистью и наносит ее на основу – стену, доску, холст и т.п. Следы кисти, количество красок и характер их наложения, наконец, сам творческий замысел художника создают и составляют уникальность авторского произведения.

Полиграфия не создает оригиналов. Матрица фотоаппарата делает копию реальности, разбивая ее на цветные точки трех основных цветов. Печатный станок или принтер просто переносят эти точки на бумагу. Посмотрите на полиграфическое изображение под увеличением и вы увидите эти точки. Техника не занимается творчеством. Она делает копии. В том числе – копии икон.

В обычной полиграфии нет наложения цветов, нет объема красочных слоев и, конечно, нет следов кисти, потому, что нет ни самой кисти, ни человеческой руки, которая бы ее держала. Есть только не имеющие объема цветные точки трех цветов и черные точки, создающие контраст.

Но вернемся к художнику, вернее, к иконописцу, пишущему икону. Он смешивает краски и один за другим накладывает кистью красочные слои на доску. И так, слой за слоем, создает икону. Слои имеют разную прозрачность, они сохраняют следы кисти. В некоторых иконописных традициях эти следы хорошо различимы и вносят свой вклад в выразительность образа. Важное значение имеет объем краски. Плотные, имеющие видимую глазом толщину красочные слои создают непередаваемое фотографией ощущение подлинности.

В иконописной шелкографии все происходит точно так же! Просто разбито на два этапа.

На первом этапе иконописец выбирает цвет и пишет им изображение на графическом планшете-мониторе. Техника позволяет точно воспроизводить след любой кисти: мягкой или жесткой, тонкой или толстой и т. п. Чувствительный инструмент реагирует на малейшее изменение нажима, позволяет задать количество краски на кисти, ее текучесть, прозрачность. Художник именно пишет изображение, создает его движениями своей руки при помощи высокоточного электронного инструмента.

По моему опыту, большинство профессиональных иконописцев после первых 10-ти минут работы за планшетом легко начинают пользоваться своими навыками работы с обычной кистью. Следы отдельных волосков «электронной кисти» имеют детализацию реальных волосков реальной кисти.

Работая с планшетом, иконописец пишет изображение по слоям. Обычно, как в большинстве икон, их бывает около двух десятков, хотя теоретически возможно любое количество. Слои могут иметь разную прозрачность вплоть до совершенно прозрачных лессировочных красок. Плавные переходы цвета осуществляются легкими мазками кисти. Все как в работе за мольбертом.

Так создается икона-прототип или икона на экране.

На втором этапе каждый цветовой слой воплощается в отдельном трафарете. Детализация в современных трафаретах достигает микрон, и позволяет передать авторский рисунок абсолютно точно.

Когда-то трафареты делались из шелка, но уже лет 100 такими трафаретами никто не пользуется. Осталось только красивое название, а шелковые нити заменило высокотехнологичное полимерное волокно. Так, что на типичный вопрос: «А где же шелк?» я отвечаю: «Шелк в Китае. А мы в России. И мы пишем настоящие православные иконы!»

Наконец, наступает очередь печати. Я печатаю на ручном станке. Очень качественном и к тому же усовершенствованном, но ручном. Это значит, что нанесение каждого слоя каждой иконы осуществляется вручную и, соответственно, полностью контролируется.

Источник

Способы изготовления икон

шелкография на иконах что это такоешелкография на иконах что это такоешелкография на иконах что это такоешелкография на иконах что это такоешелкография на иконах что это такое

В традициях, икона делается ручным способом на деревянной доске, покрытой левкасом, с нанесением красок, сделанных из натуральных пигментов. В общем то, в древности применялись только натуральные материалы (искусственных не было) для изготовления иконы. Процесс изготовления иконы мог занимать месяцы, начиная от изготовления доски и заканчивая покрытием лака.

В настоящее время, некоторые компоненты для изготовления иконы уже используются готовыми. Так, например, использование трансфертного сусального золота (приклеенного к листочку бумаги), упрощает процесс золочения иконы. Также на сегодняшний день для изготовления рукописных икон могут использоваться уже готовые краски и лаки.

Однако, с развитием технологий, появлялись не только уже готовые компоненты для изготовления икон. Появлялись иконы сделанные из разных материалов.

Вот лишь основные из них на сегодняшний день.

Иконы из металлов.

В далекие времена такие иконы делали методом чеканки и прессования, а также литья. На металле оставался рельефный рисунок. Для этого использовались «мягкие» металлы – бронза, медь. Позже появились рельефные металлические иконы сделанные методом гальванопластика. Эта технология широкомасштабно применяется при изготовлении предметов изобразительного искусства.

В качестве одной из разновидностей металлических икон можно выделить иконы с объемным рисунком, сделанные из благородных металлов.

Резьба.

Резьба по дереву. Такие иконы делаются из разных пород деревьев. На деревянной доске вырезается объемный рисунок. Сверху икона покрывается лаком. Ранее резьба по дереву была возможна только ручным способом – мастер вручную вырезал каждый элемент и деталь иконы.

Также резные иконы могут делаться из разных других материалов, чаще всего природного происхождения, например: гранит, драгоценные и полудрагоценные камни.

В настоящее время, в процессах резьбы по разным материалам стали применятся механические и автоматизированные устройства. Так, например некоторые линии производства позволяют создавать объемную модель в электронном виде, а далее просто, в результате автоматизированного процесса резьбы, получать уже готовый результат. Это больше похоже на печать только объемную.

Гравировка (лазерная гравировка).

Чаще всего гравировка применяется для нанесения рисунка в ювелирных изделиях (на драгоценных металлах). Примером тому, могут послужить небольшие нагрудные (нательные) иконки.

Также гравировка позволяет наносить рисунки и на других поверхностях, в том числе драгоценных и полудрагоценных камнях, граните, стекле, хрустали, на разных других металлах.

Горячие эмали.

Применяется для нанесения поверхности при изготовлении фарфоровых изделий, а также в особом виде декоративно-прикладного искусства – «Финифть», в котором используются специальные эмали и металл. Эта технология появилась на Руси в 17 веке, и с помощью ее делали в основном украшения, которые могли позволить себе только обеспеченные люди.

Медную пластину покрывают специальной белой огнеупорной эмалью, на которую затем наносится рисунок из огнеупорных эмалей различных цветов. В дальнейшем делался обжиг в печи с большой температурой.

Иконы в технике финифть отличаются особой яркостью красок, богатыми и детальными сюжетами, натуралистичными оттенками и широкой гаммой. Часто иконы финифть декорируются различными окладами и рамками, сделанными из драгоценных металлов с тонкой чеканкой различных узоров и орнаментов, а также драгоценными и полудрагоценными камнями.

Вышивание.

Встречается двух видов: вышивание рисунка на ткани нитками и бисером.

Вышивание бисером. Есть предположение, что бисер имеет происхождение из арабского языка и означает в переводе фальшивый бисер.

Вышивание бисером как искусство возникло давно. Так, первые упоминания о бисере на Руси относятся к 9-му веку. В 18 веке бисер становиться неотъемлемой частью народного мастерства. Русские мастерицы могли создавать такие шедевры, которые часто удивляли иностранных гостей.

В Европе бисер также был известен. По некоторым историческим до 17 века бисер производился только в Венецианской республике и технология его производства держалась в строгом секрете. Чуть позже чехи разрушили эту монополию, изобретя новую технологию производства бисера, основой которого была древесная зола. Качество и красота чешского бисера известно до сих пор.

Вышивание икон бисером – достаточно трудоемкий и долгий процесс, требует большой сноровки и терпения.

В настоящее время в России продаются уже готовые наборы для вышивания икон бисером в основном изготовляемые в Чехии и на Украине. Набор представляет собой тканевую основу, с нанесенным рисунком-картой, по которой уже в зависимости от рисунка (условного обозначения), пришиваются бисеринки соответствующего цвета.

Иконы макраме.

Макраме – техника узелкового плетения. Существовала с давних времен. Некоторые историки утверждают, что ее истоки следует искать в Китае и Японии, а в 8-10 веках макраме приходит в Европу, где большой вклад, по утверждению некоторых, макраме получило благодаря мореплаванию. Система парусов на кораблях требовала специфики в завязывании узлов, в результате чего, возникают разные по красоте и функциональности узлы, численность которых насчитывала тысячи.

В общем-то история макраме прослеживается с давних времен у многих народностей. Тоже самое можно сказать и про Русь. Макраме зародилось еще в период язычества и славяне придавали узелковому плетению большое значение. Это больше было сакральным (ритуальным) действом, а сами рисунки отражали миропонимание славян. После крещения Руси, макраме стали запрещать, как некоторый вид колдовства.

Сложно сказать, когда появилась первая икона, сделанная узелковым плетением. Иконы макраме отличаются своей утонченностью, мягкостью, умиротворяющим эффектом.

С уверенностью можно сказать, что из все способов изготовления икон, макраме является наиболее трудоемким и долгим. А соответственно такие иконы стоят очень дорого.

Мозаика.

Мозаика как вид художественного искусства насчитывает уже тысячелетнюю историю. Мозаику мы можем увидеть в храмах древней Греции и Византии. В России можно до сих пор увидеть древние мозаичные иконы в разных старинных храмах.

Кстати, хорошо известные всем и любимые дивеевские иконы из бисера, как раз делаются методом «мозаика», только в качестве материала для выкладывания используется бисер.

Печатные иконы.

Пожалуй, самый новый из всех вышеперечисленных способов изготовления иконы. Хотя сама технология печати (трафаретной) появилась еще до Рождества Христова. С развитием технологий, процесс печати стал автоматизированным и позволяет наносить рисунки на разные рода поверхности.

Здесь используется офсетная либо полиграфическая печать, а также шелкография. Причем шелкография иногда позволяет печатать красками с содержанием натурального золота и серебра.

Печатают иконы, чаще всего на бумажной или картонной основе. В дальнем, эту основу могут наклеивать на доски из натурального дерева.

Шелкография позволяет печатать на разных поверхностях, например: кафель, гранит, керамогранит, фарфор.

Часто печатные иконы оформляют разными способами: добавляют оклад из разных металлов (обычных, драгоценных, покрытых драгоценными металлами), драгоценные и полудрагоценные камни, обрамление деревом и т.д. Часто довольно красиво и богато получается. Так в Греции производятся знаменитые «греческие иконы», где шелкографические иконы обрамляются в рельефные серебряные оклады.

Источник

Шелкография на иконах что это такое

шелкография на иконах что это такоеИнтервью с выставки
«JUNWEX-2011»
шелкография на иконах что это такое

шелкография на иконах что это такоеИнтервью с выставки
«JUNWEX-2012»
шелкография на иконах что это такое

шелкография на иконах что это такоеИнтервью с выставки
«JUNWEX-2012» –
Продолжение
шелкография на иконах что это такоешелкография на иконах что это такое

шелкография на иконах что это такоешелкография на иконах что это такоешелкография на иконах что это такоешелкография на иконах что это такое

шелкография на иконах что это такое

ТОЛЬКО ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

Из данного листа изготавливается риза (оклад) методом штамповки. Далее готовая риза дополнительно покрывается гальваническим способом тонким слоем серебра. В случае необходимости в оклад закрепляются вставки ( фианиты, чешское стекло или кристаллы Сваровски ) с помощью специального клея или методом крапанной закрепки.

шелкография на иконах что это такое

* Шелкография – это трафаретная объёмная многослойная (до 50 слоев краски ) печать, выполненная специальными красками на тонком листе пластика.

шелкография на иконах что это такое

Основание выполняется со специальной подставкой для настольного размещения иконы и с отверстием с оборотной стороны для возможности настенного крепления. На нижней части оклада (обычно в нижнем углу) производителем проставляется клеймо с указанием веса серебра в данном окладе в граммах.

Фабрика-производитель размещает на оборотной стороне основания иконы собственный краткий сертификат происхождения продукции. Каждая икона укладывается в индивидуальную упаковку и сопровождается специальным вкладышем с кратким описанием истории иконы, молитвы и дней памяти. На упаковке каждой иконы указывается вся необходимая первичная информация для покупателя об иконе (название иконы, артикул, характеристики иконы, страна-производитель).

В таком виде продукция поступает к нам в компанию, где мы реализуем иконы оптом конечным заказчикам.

Источник

Икона. Как создается чудо. Часть 1

Недавно специально для британской королевы Елизаветы II в Букингемский дворец была привезена сделанная по заказу на Урале икона Божьей Матери «Умиление». Теперь она красуется в монарших покоях главы англиканской церкви, и королева даже молится перед образом. Объяснили члены августейшей семьи такой нетрадиционный для англикан шаг просто: «От ваших икон исходит удивительная сила».

«В иконе есть нечто, что позволяет понять реальность Божества», – говорят сами иконописцы, люди, которые соприкасаются с этой тайной плотнее кого бы то ни было. Знакомство с мастерством иконописи изнутри – не поможет ли оно прикоснуться к этому чуду и понять слова священника и ученого Павла Флоренского: «Если есть «Троица» Рублева, значит, есть Бог»?

365 дней одной иконы

Открывается дверь одной из мастерских Православного Свято-Тихоновского Богословского университета – и нас «встречает» святой Георгий Победоносец. Почему-то этого святого невозможно не узнать, хотя на большом рисунке, сделанном с его иконы, он изображен в совсем непривычных декорациях: святой Георгий на своем коне перевозит через море маленького человека (по размеру он в несколько раз меньше святого), держащего в руках сосуд с вином.

шелкография на иконах что это такое
шелкография на иконах что это такое

Это рисунок дипломница Надежда Степанова сделала с фотографии киприотской иконы конца 13-го века, которая изображает сказание о местном чуде. Один юноша был захвачен в плен агарянами прямо в церкви великомученика Георгия во время торжества в день памяти святого. Ровно через год, точно в тот день, когда молодой человек был пленен иноверцами, по молитвам его матери он был чудесным образом возвращен домой. Юноша прислуживал агарянскому князю за столом, а перед пораженными родителями явился прямо с сосудом для вина в руках. Рассказывая о том, что произошло, юноша сказал: «Я налил вино, чтобы подать князю, и вдруг поднят был светлым всадником, который посадил меня к себе на коня. Я держал в одной руке сосуд, а другой держался за его пояс, и вот очутился здесь…».

Икона, судя по всему, будет необыкновенная. Но она должна быть готова через пару месяцев, а образ лишь намечен карандашом, хотя студентам отводится целый год на подготовку такой работы. Дело тут не в нерадивости, а просто в технологии написания современных образов: прежде чем взяться за кисточку, за что только не приходится браться иконописцу…

Малярно-столярные работы

На одну икону уходит от нескольких дней до нескольких месяцев, иногда и больше. Скажем, если это образ с элементами резьбы по дереву – такое чудо тоже есть в мастерской – то, конечно, он потребует к себе «повышенного внимания». Все зависит от размера, сложности, а еще от опыта мастера.

Прежде чем взяться за кисточку, иконописец вынужден несколько дней посвятить подготовке. Нет, речь не о тысяче поклонов или десятке акафистов, и даже не о строжайшем посте. До кисточки в руках ремесленника побывает шкурка, резец, шпатель и множество разных инструментов и приспособлений, в том числе самодельных.

Да, любая икона, конечно, начинается с молитвы. Но технологически – с доски.

шелкография на иконах что это такое

«Еще в 90-е годы была настоящая проблема: где доску взять? – вспоминает Екатерина Дмитриевна Шеко, зав. кафедры иконописи факультета церковных художеств СТПГУ. – Доходило до того, что мы отыскивали какие-то обрезки и на них писали».

Сегодня вопрос решается гораздо проще: изготовлением основы под иконы занимаются специализированные мастерские, где доски определенным образом склеивают, просушивают. Самый распространенный материал – липа: она плотная и легкая в обработке – что называется, дешево и сердито. Иногда – например, для более дорогих икон – используют бук, дуб или кипарис, а, если уж совсем ничего нет, на худой конец можно взять и смолистую сосну.

Вот доска ложится на стол перед иконописцем – и тут-то он перевоплощается скорее в ремесленника, нежели в художника…

Для начала вырезается «ковчег» – углубление на лицевой стороне доски, место для будущего изображения. Это элемент необязательный, образ «с чистой совестью» можно создавать и на одноуровневой доске.

Теперь можно писать икону? Увы, нет – рано.

Теперь на доску клеят паволоку – льняную или хлопчатобумажную ткань (иногда – просто марлю), играющую роль подстраховки: даже если дерево потрескается, изображению это не повредит. В самых древних русских иконах, как правило, паволокой заклеивали всю поверхность доски, однако века с XIV-го ткань научились приспосабливать лишь на места, наиболее подверженные растрескиванию – стыки многочастной иконной доски, локальные дефекты (сучки, свили).

Манипуляции, еще более напоминающие малярные и столярные работы, продолжаются… В мастерской постоянно звучат «инородные», режущие непросвещенный слух слова «левкас», «левкасить». «Я, например, люблю это дело, – признается Екатерина Дмитриевна. – Когда вечером после работы напряженно думать уже тяжело, можно и полевкасить». Оказывается, левкас – это что-то вроде шпаклевки, он варится из животного клея и мела. Когда паволока высохнет, доска покрывается этим самым левкасом – теплым и густым, обычно в несколько слоев, с обязательной просушкой каждого. Дело серьезное: чем тоньше и равномернее наносимые слои, тем лучше сохранится левкас, а значит и вся икона.

Воображению: быть

Когда доска стала гладкой, как слоновая кость, должно быть, можно, наконец, приниматься за написание иконы. Нет, рано.

Сначала делается точный и аккуратный карандашный рисунок на бумаге, размер в размер с будущей иконой – он перепроверяется, прорисовывается и совершенствуется, в общем, добросовестно доводится до идеала. Как раз такой эскиз для образа святого Георгия бросился мне в глаза в одной из мастерских. На мой взгляд, так его хоть сейчас можно на выставку, а это, оказывается, только лишь «черновик» для будущего маленького шедевра – иконы.

Принципиальные различия труда художника и труда иконописца начинаются уже здесь, на этапе подготовки эскиза, потому что иконописец, в отличие от собрата по цеху, просто так взять из головы наобум придуманный сюжет и перенести его на бумагу не может.

В древности иконописцы обучались в артелях с детства и к 18-20 годам превращались в настоящих мастеров, способных писать образы, никуда не подглядывая и ничего не копируя. Секрет в том, что они долго и целенаправленно учились иконописному искусству, не отвлекаясь ни на ненужные предметы, ни на другие виды графики или лишнюю визуальную информацию – перед глазами этих счастливцев была только природа и конкретные образцы, которым они следовали.

Современные студенты таких возможностей лишены, потому они обязательно пишут с какого-то образца – фотографии, древнего образа. А как же воображение?

шелкография на иконах что это такое

«Воображать можно, если ты автоматически представляешь себе, как пишется, например, молодая девушка, а как старица; какой тип одежды должен быть у мученицы, какой у царицы, а какой у преподобной, – объясняет Виктория Викторовна Солянкина, преподаватель кафедры. – Если четко этим владеешь, то можешь рисовать, просто взглянув на описание и отталкиваясь от него. Но не все этого достигают, поэтому, как правило, нужен образец, на который можно опираться».

И тут мастер сталкивается с проблемой выбора этого самого образца, первоисточника. Можно вообразить, какое невероятно множество разных икон было написано во всем мире за 2000 лет христианства: есть более условные изображения, есть, наоборот, более объемные, с академическим уклоном; бывают очень простые, «аскетичные» образы, а бывают даже вычурные, излишне узорчатые. Студенты ПСТГУ придерживаются классики, в основном предпочитая всем образцам русские иконы 15 века (Дионисий, Андрей Рублев) и византийские иконы 14 века, периода культурного расцвета империи.

НЕиспорченный телефон

Отношение к выбору образца – часть традиции. Удивительно, как она вообще не исчезла за 70 с лишним лет безбожной власти, провозгласившей новое искусство! Принципиальные основы иконописи передавались буквально из уст в уста и так перешли от дореволюционных мастеров к современным. К примеру, непрерываемая цепочка преемственности идет от известной иконописицы Иулиании Соколовой (1899 – 1981), духовной дочери отца Алексея Мечева и основательницы иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре, обученной на традициях дореволюционных мастеров. Ее преемники и ученики воспитали нынешних преподавателей иконописи в Московской Духовной Академии, в Свято-Тихоновском православном университете, в Богословском институте и т.д.

Вот и Екатерина Дмитриевна постигала мастерство у И.В. Ватагиной, ученицы и помощницы матушки Иулиании. У нее же завкафедры иконописи научилась никогда не ругаться, что бы ученик ни делал – об этом мне уже рассказывали сами студенты.

«Мы пытаемся изучать наиболее сохранные и классические с точки зрения рисунка, цвета образцы», – продолжает посвящать нас в мастерство иконописи Екатерина Дмитриевна. Помимо книг есть целая база данных, время от времени она пополняется новыми фотографиями, специально привезенными из Греции, Кипра, Сербии, Македонии и т.д.

Верность традициям – из упрямства.

Написанный с образца рисунок – это уже полдела. Затем он переносится на доску и… пора браться за кисточки? Нет, не пора.

шелкография на иконах что это такое

Далее подходит почти что «кулинарная» стадия: иконописцы принимаются за изготовление красок. Чего, казалось бы, проще в век прогресса и потребления – пошел в магазин, да купил! Но древняя традиция самостоятельного изготовления натуральных красок сохраняется и сегодня – и отнюдь не из упрямства ее хранителей. Самодельные краски хоть и хранятся не более недели, зато, как минимум, дают такое единство колорита, которого акриловыми добиться невероятно трудно.

В иконописи используются темперные краски, история использования которых насчитывает более 3 тысяч лет – еще саркофаги египетских фараонов расписывались таким письмом. В России эта техника преобладала в искусстве вплоть до конца XVII века.

Сегодня процесс изготовления темперы почти не отличается от древнего: основные ингредиенты – яичный желток и пиво или вино. А я-то подумала, что холодильник в мастерской – только для «подкрепления братии»!

Итак, яичный желток смешивается с приготовленном на паровой бане пивом (из 4 бутылок после этой процедуры получается осадок толщиной порядка 10- 15 см ) – вот она, готовая эмульсия. Иногда в эту композицию добавляют еще и уксус, чтобы краска дольше хранилась. Если она нужна на один день, желток просто разводится водой.

Полученную эмульсию растирают с цветовыми пигментами – все почти как в старину, с той лишь разницей, что пигменты сейчас как раз можно везде купить. Только вот незадача: российские пигменты тусклые, потому что земля за короткое лето не получается достаточно света. На помощь приходит яркие пигменты из более обласканных солнцем стран, например из Италии. Вот так вот щедрая католическая итальянская земля становится основой для удивительной православной русской иконы!

Самовыражение иконописца

Цвета красок – красный, оранжевый, фиолетовый, желтый, зеленый, голубой, синий, красно-коричневый, коричнево-черный, черный. Тут вольность тоже сильно ограничена, так, например, серый в иконописи никогда не использовался и никому в голову не придет пробовать в этом деле, скажем, розовый или цвет морской волны.

шелкография на иконах что это такое

Что ж получается – сплошные запреты, минимум творчества и самовыражения?! Иконописец тем и отличается от художника, что он не столь свободен в своем творчестве. Но здесь важна оговорка: икону-то можно лишь отчасти назвать самовыражением. Ведь это отражение веры не только личной, но и веры соборной – перед образом будет молиться, может быть, не одна сотня людей.

Так что если разобраться – ничего удивительного в том, что мастера свои иконы не подписывают и не подписывали никогда, испокон веков. «Автор – Церковь», – в один голос говорят студенты, и совсем эта фраза не декоративна. Напротив, это, может быть, как раз ключик к тайне иконописи.

Да ведь и цель этого творчества несколько другая, нежели представить свой богатый внутренний мир на суд критика или любопытствующего зрителя.

«Икона все-таки создается для того, чтобы перед ней молиться, объясняет Екатерина Шеко. – Я не знаю, как это происходит, но хорошая икона – по духу хорошая – приближает человека к тому первообразу, который на ней изображен».

шелкография на иконах что это такое

Выходит, каноны и рамки оправданы огромной ответственностью цели. Поэтому-то в иконописи не может быть случайных или спонтанных элементов, которыми изобилует академический рисунок, особенно современный, где все зависит от вкуса и выбора художника.

Взять, к примеру, ракурс: как правило, поясное изображение должно быть обращено к зрителю, а на деисусных иконах (где в центре изображается Христос) святые, изображаемые со Спасителем, обязательно обращены к Нему. Таков канон. А вот ставшие популярными в 18-19 веках под влиянием западной живописи запрокинутые головы, профильные положения и т.п. не прижились в русской иконописи: слишком бросалась в глаза их нарочитость и некоторая искусственность, а точнее, неуместность.

шелкография на иконах что это такое

«Я увидела, как иконы пишут, – рассказывает пятикурсница Ольга, – и поняла, что никем другим, кроме иконописца, быть не могу». О чем тут еще спрашивать?

А ведь это удивительно: такой столп в искусстве, как вожделенная свобода самовыражения, отходит в тень, когда дело касается иконы…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *