шестаковская икона божьей матери
Икона Божией Матери Шестоковская
Шестоковская, или Шелтомежская, икона Божией Матери явилась в середине XVIII столетия в Москве, в семье некоего Николая Димитриевича Скрипицына. Однажды служанка, которую называли блаженной, во сне увидела, что в печной трубе сокрыта икона Пресвятой Богородицы. Домашние не обратили внимания на ее рассказ об этом удивительном сне, пока на другой день на шесток печи не упал сверток холста. В нем находился довольно большой (примерно 2 на 1,5 метра) образ Богоматери. На правой руке Матери Божией был виден след ожога, свидетельствующий о том, что, побывав в огне, святыня чудом не сгорела. Драгоценная икона, получившая название Шестоковская (от слова шесток), была благолепно украшена домочадцами и почиталась с глубочайшим благоговением. Хозяин дома перед своей кончиной передал ее в благословение детям.
Не решив, кому же должна принадлежать эта святыня, наследники передали чудотворную икону в церковь села Шелтомежи Тверской губернии, отчего она и получила второе название — Шелтомежская.
Прославленную многими чудесами древнюю икону с крестными ходами носили далеко за пределы Тверской епархии, для исцеления больных и одержимых злыми духами.
В 1887 году в честь чудотворной иконы в селе Шелтомежи была основана Шестоковская Вознесенская женская обитель.
Почитание святыни в В Спасо-Яковлевском Димитровском мужском монастыре
Икона прославилась в Москве во второй половине XVIII в. в доме секунд-майора Н.Д. Скрипицына. Образ был обретен хозяевами дома в виде большого холщового свитка, выпавшего из печной трубы на шесток. О том, что в печи находится икона, хозяева не подозревали. Подтверждением того, что икона побывала в огне, но чудесным образом осталась невредимой, были следы ожога на правой руке Божией Матери. Поскольку с течением времени московский дом Скрипицыных уже не мог вмещать всех желавших поклониться новообретенной иконе, то Николай Дмитриевич перевез ее в свое тверское имени в село Шелтомеж Кашинского уезда (сейчас село находится в Некоузском р-не Ярославской обл.). Здесь ради чудотворного образа он построил новый каменный храм, но и он через некоторое время не смог вмещать всех паломников к образу. В течение XIX почитание иконы в Тверской и соседней с ней Ярославской областью только росло. Проводились многочисленные крестные ходы с иконой по окрестным городам и селениям Тверской и Ярославской губерний. Постепенно при храме сложилась женская община, к началу XX в. получившая статус монастыря. Обитель имела подворье в Санкт-Петербурге, на постройку которого имела благословение св. праведного Иоанна Кронштадтского, который в 1896 г. участвовал в закладке его храма в честь Шестоковской иконы Божией Матери. В начале XX в. в с. Шелтомеж был построен новый большой собор, монастырские жилые и хозяйственные корпуса, церковно-приходская школа, принадлежащие монастырю. Судьба чудотворного образа после закрытия монастыря неизвестна, но в этом регионе самое широкое распространение имели списки с подлинной иконы весьма большого размера (сам подлинный образ был около 2х1,5 м). Один из таких списков был передан в Спасо-Яковлевский монастырь как благословение на возрождение монашеской жизни в древней обители ее первым духовником, известным старцем архимандритом Павлом Груздевым, большую часть жизни прослужившем в тех местах, где Шестоковская икона была столь широко почитаемой святыней.
Икона прославилась в Москве во второй половине XVIII в. в доме секунд-майора Н.Д. Скрипицына. Образ был обретен хозяевами дома в виде большого холщового свитка, выпавшего из печной трубы на шесток. О том, что в печи находится икона, хозяева не подозревали. Подтверждением того, что икона побывала в огне, но чудесным образом осталась невредимой, были следы ожога на правой руке Божией Матери. Поскольку с течением времени московский дом Скрипицыных уже не мог вмещать всех желавших поклониться новообретенной иконе, то Николай Дмитриевич перевез ее в свое тверское имени в село Шелтомеж Кашинского уезда (сейчас село находится в Некоузском р-не Ярославской обл.). Здесь ради чудотворного образа он построил новый каменный храм, но и он через некоторое время не смог вмещать всех паломников к образу. В течение XIX почитание иконы в Тверской и соседней с ней Ярославской областью только росло. Проводились многочисленные крестные ходы с иконой по окрестным городам и селениям Тверской и Ярославской губерний. Постепенно при храме сложилась женская община, к началу XX в. получившая статус монастыря. Обитель имела подворье в Санкт-Петербурге, на постройку которого имела благословение св. праведного Иоанна Кронштадтского, который в 1896 г. участвовал в закладке его храма в честь Шестоковской иконы Божией Матери. В начале XX в. в с. Шелтомеж был построен новый большой собор, монастырские жилые и хозяйственные корпуса, церковно-приходская школа, принадлежащие монастырю. Судьба чудотворного образа после закрытия монастыря неизвестна, но в этом регионе самое широкое распространение имели списки с подлинной иконы весьма большого размера (сам подлинный образ был около 2х1,5 м). Один из таких списков был передан в Спасо-Яковлевский монастырь как благословение на возрождение монашеской жизни в древней обители ее первым духовником, известным старцем архимандритом Павлом Груздевым, большую часть жизни прослужившем в тех местах, где Шестоковская икона была столь широко почитаемой святыней.
Икона Богородицы Шестоковская
Празднование
История
Шестоковская, или Шелтомежская, икона Божией Матери явилась в середине XVIII столетия в Москве, в семье некоего Николая Димитриевича Скрипицына. Однажды служанка, которую называли блаженной, во сне увидела, что в печной трубе сокрыта икона Пресвятой Богородицы. Домашние не обратили внимания на ее рассказ об этом удивительном сне, пока на другой день на шесток печи не упал сверток холста. В нем находился довольно большой (примерно 2 на 1,5 метра) образ Богоматери. На правой руке Матери Божией был виден след ожога, свидетельствующий о том, что, побывав в огне, святыня чудом не сгорела. Драгоценная икона, получившая название Шестоковская (от слова шесток), была благолепно украшена домочадцами и почиталась с глубочайшим благоговением. Хозяин дома перед своей кончиной передал ее в благословение детям.
Не решив, кому же должна принадлежать эта святыня, наследники передали чудотворную икону в церковь села Шелтомежи Тверской губернии, отчего она и получила второе название — Шелтомежская.
Прославленную многими чудесами древнюю икону с крестными ходами носили далеко за пределы Тверской епархии, для исцеления больных и одержимых злыми духами.
В 1887 году в честь чудотворной иконы в селе Шелтомежи была основана Шестоковская Вознесенская женская обитель.
ШЕСТОКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Шестоковская икона Божией Матери. Россия, 1895 год. |
Шестоковская (Шелтомежская) икона Божией Матери [1]
Явилась в середине XVIII столетия в Москве, в семье некоего Николая Димитриевича Скрипицына. Однажды служанка, которую называли блаженной, во сне увидела, что в печной трубе сокрыта икона Пресвятой Богородицы. Домашние не обратили внимания на ее рассказ об этом удивительном сне, пока на другой день на шесток печи не упал сверток холста. В нем находился довольно большой (примерно 2 на 1,5 метра) образ Богоматери. На правой руке Матери Божией был виден след ожога, свидетельствующий о том, что, побывав в огне, святыня чудом не сгорела. Драгоценная икона, получившая название Шестоковская (от слова шесток), была благолепно украшена домочадцами и почиталась с глубочайшим благоговением. Хозяин дома перед своей кончиной передал ее в благословение детям.
Еще в 1779 году секунд-майор Скрипицын просил в 1779 году у Тверского епископа Арсения благословения устроить каменный храм в принадлежащем ему селе Шелтомежи Кашинского уезда Тверской губернии, вместо деревянного, построенного еще в 1686 году. Родовая икона Шестоковской Божией Матери, перешедшая к детям его, была долгое время предметом споров и судебной тяжбы между наследниками, оставаясь при том известной местной святыней, от которой изливались великие чудотворения. Пред ней совершались молебны, с крестными ходами носили ее далеко за пределы Тверской епархии, для исцеления больных и одержимых злыми духами.
ШЕСТОКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Шестоковская икона Божией Матери. Россия, 1895 год. |
Шестоковская (Шелтомежская) икона Божией Матери [1]
Явилась в середине XVIII столетия в Москве, в семье некоего Николая Димитриевича Скрипицына. Однажды служанка, которую называли блаженной, во сне увидела, что в печной трубе сокрыта икона Пресвятой Богородицы. Домашние не обратили внимания на ее рассказ об этом удивительном сне, пока на другой день на шесток печи не упал сверток холста. В нем находился довольно большой (примерно 2 на 1,5 метра) образ Богоматери. На правой руке Матери Божией был виден след ожога, свидетельствующий о том, что, побывав в огне, святыня чудом не сгорела. Драгоценная икона, получившая название Шестоковская (от слова шесток), была благолепно украшена домочадцами и почиталась с глубочайшим благоговением. Хозяин дома перед своей кончиной передал ее в благословение детям.
Еще в 1779 году секунд-майор Скрипицын просил в 1779 году у Тверского епископа Арсения благословения устроить каменный храм в принадлежащем ему селе Шелтомежи Кашинского уезда Тверской губернии, вместо деревянного, построенного еще в 1686 году. Родовая икона Шестоковской Божией Матери, перешедшая к детям его, была долгое время предметом споров и судебной тяжбы между наследниками, оставаясь при том известной местной святыней, от которой изливались великие чудотворения. Пред ней совершались молебны, с крестными ходами носили ее далеко за пределы Тверской епархии, для исцеления больных и одержимых злыми духами.
Шелтомежская святыня Шестоковская икона и второе Бородино!
Икона эта на Руси до революции 1917 года была столь популярна, так как исцелялись после отслуженных Молебнов перед ней не только люди болящие различными болезнями, но и страждущие и мучимые нечистым духом. Множество одержимых стали нормальными около чудотворного образа Шестоковская!
Часть 1 Утраченная святыня
25.01.2012
Богом забытый уголок — скажет неискушенный читатель, знакомясь с нынешней жизнью села Шелдомеж, что примерно в ста пятидесяти километрах к северо-западу от Ярославля, на самой границе с Тверской областью. Места глухие. Да и всех теперешних местных жителей можно пересчитать по пальцам одной руки. И мало чем напоминают эти нынешние жители, среди которых дед да две бабки, лошадь да коза, о былом великолепии здешних мест, о сотнях обитавших здесь богомольцев. А ведь всего-то сто лет прошло с тех пор…
ЛИШЬ НА ТРАКТОРЕ, НА ЛОШАДИ
ИЛИ ПО РЖАВОЙ УЗКОКОЛЕЙКЕ
Труден нынче путь в Шелдомеж. От обжитых мест отгородилось древнее село глухими лесами да болотами. Доехать сюда можно лишь из поселка Октябрь или из села Родионова. Это в Некоузском районе. Придется преодолеть без малого двадцать километров по совершенно безлюдной местности, либо по разухабистой просеке, где смогут пройти лишь лошадь и трактор, либо на дрезине по видавшей виды ржавой узкоколейке, некогда построенной для нужд ныне полумертвого местного торфопредприятия. И на этом длинном пути вы сможете встретить разве что одну-единственную умирающую деревеньку. При этом нетрудно догадаться, что общественный транспорт сюда не ходит, а насчет лошади или дрезины придется договариваться заранее.
Впрочем, вполне возможно, скоро и ехать-то сюда будет уже не к кому. Старому деду, что здесь живет, уже давно за восемьдесят. Передвигается, опираясь на палку. Едва сил хватает содержать лошадь. Впрочем, это дело вынужденное. Без труженицы-лошадки здесь не прожить. Да и обе соседки древнего деда вряд ли его моложе. Так что доживает некогда многолюдное село последние деньки. Три жителя занимают три дома. В остальных, в тех, что еще окончательно не развалились, гуляет ветер. Время неумолимо, и с уходом в мир иной последних жителей уже скоро можно будет наблюдать здесь лишь тени прошлого. А ведь совсем недавно все было иначе…
ХРАМ НА КОСТЯХ
Старинное русское село Шелдомеж упоминается в летописях рядом со знаменитой Ситской битвой, в которой в далеком 1238 году в этих местах сошлись насмерть русские полки с передовыми отрядами хана Батыя. Именно после этой битвы Русь оказалась под татаро-монгольским игом. Название Шелдомеж, как полагают историки-краеведы, содержит указание на остановку здесь Батыевых ратей у некой естественной преграды — «шел до межи».
Есть немало среди окрестных сел и деревень и других подобных говорящих названий, сохранившихся, по мнению краеведов, с той давней эпохи. Но село Шелдомеж сумело выделиться из рядов соседей, став особым священным местом молитв за упокой павших в Ситской битве воинов.
Издревле стоял здесь, в Шелдомеже, деревянный храм. О точных датах его строительства и сноса сегодня ничего неизвестно. Однако надо полагать, что первый храм был построен через несколько лет после битвы, потому как на костях убитых воинов на Сити в то время велось активное строительство церквей.
А первый каменный храм в селе был заложен в 1779 году в честь Воскресения Христова. Финансовым попечителем его строительства был местный уроженец московский секунд-майор Николай Дмитриевич Скрипицын.
Церковь строили долго — сначала из-за малого количества денег, а потом из-за смерти самого Скрипицына. Но к 1832 году храм таки достроил сын секунд-майора, который 7 февраля, в день освящения храма, привез в село широко известный чудотворный Шестоковский образ Богоматери. Поставив икону в храме, он объявил священству и всем прихожанам, что эта икона с согласия всего рода Скрипицыных навсегда должна остаться в церкви села Шелдомеж, откуда пошел их род.
Спустя годы чудеса, исходящие от этого образа, станут основанием к созданию в селе Шелдомеж женского монастыря.
ЯВЛЕНИЕ СВЯТОГО ОБРАЗА
История появления у Скрипицыных этой иконы довольно интересна, равно как и причина передачи ее в храм.
Явление Шестоковской иконы Божией Матери произошло в московском доме Николая Скрипицына. Как гласит легенда, жившая у него девица-прислужница видела во сне и трижды заявляла домохозяевам, что в трубе их дома сидит Пресвятая Богородица. Эту девицу все считали слабоумной, и потому никто на ее слова долго не обращал никакого внимания. Все изменилось с началом весны, точнее 6 марта (это было во второй половине XVIII века, точно год неизвестен), когда на печной шесток из трубы выпал сверток холста довольно больших размеров: длиной два метра, шириной полтора. Как оказалось, это было изображение Богоматери с младенцем. На правой руке Богородицы был небольшой ожог как доказательство того, что икона, находясь в огне и дыму, сохранилась от сожжения. От этого печного шестка образ Богородицы и получил свое название — Шестоковский.
Скрипицын вставил холст-икону в раму, украсил и просил батюшку навещать его дом с целью совершения молебнов.
Вскоре слух о необыкновенном явлении образа Богоматери разнесся по Москве, и в дом Скрипицына начали сходиться паломники. Как утверждала молва, перед иконой стали совершаться чудеса исцеления больных. Как результат — в дом Скрипицына устремились верующие чуть не со всей России.
НЕОБЫЧНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД
В 1789 году Николай Дмитриевич умер, дети разъехались, а вопрос принадлежности иконы стал спором между братьями и сестрами. Сначала ее перевозили из одного имения в другое, от брата к сестре, снова к брату и далее по кругу. Такие переезды нарушали духовные законы того времени, однако прибытие образа в очередной населенный пункт — в одно из имений братьев и сестер Скрипицыных — для местных жителей становился праздником. Икону встречали со всеми почестями. Так изначально скандальный переезд стал своеобразным крестным ходом, проходившим через мологские имения семьи в селах Сысоево, Воскресенское, Голенищево в тверские имения под Кашином, Бежецком, Раменьем и Красным Холмом. Народ везде встречал икону молитвами, принося немалые пожертвования, которые шли на ее украшение. За счет этих пожертвований была сделана большая серебряная вызолоченная риза, украшенная разными камнями, два из них были драгоценными, а убрус на Божией Матери и Богомладенце были жемчужные.
В июле 1829 года от членов семьи поступило прошение к владыке Амвросию передать образ в собственность Шелдомежского храма. Прошение было удовлетворено благословением владыки. И 7 февраля 1832 года передача иконы храму состоялась.
Спустя годы, когда образ был официально закреплен за Шелдомежским Воскресенским храмом, у его настоятеля отца Евфимия появилось желание устроить здесь придел в честь Шестоковской иконы. Раньше сельский каменный храм, построенный отцом семейства Николаем Скрипицыным, был однопрестольным. В марте 1883 года прихожане подали прошение Тверскому владыке Савве о разрешении пристроить к храму трапезную с освящением в нем двух приделов: одного — во имя великомученика Георгия Победоносца, а другого — во имя Шестоковской иконы Божией Матери.
На это строительство прихожане и паломники собрали 4300 рублей, которых хватило на все работы. Причем деньги поступали не только от местных жителей, но и от москвичей, питерцев и даже из-за заграницы. Освящение перестроенной церкви состоялось 4 декабря 1884 года. В этот день вокруг храма, хранившего чудотворный образ Богородицы, собирались не только мирские богомольцы, но и монашествующие. И, видно, Господу было угодно, чтобы здесь была учреждена женская обитель, где непрестанно бы молились за погибших защитников Русской земли. Прошение о ее создании местные жители отправили владыке Савве примерно через год, в ноябре 1885 года.
СОЗДАНИЕ ОБИТЕЛИ
Прошение подписали все жители окрестных деревень, входящих в приход. Некоторые жертвовали свое имущество. Так, некая девица Неонила Федорова отдала приходу 70 десятин сенокосной и пахотной земли, Никита Фомин — 5 десятин, сестры Никоновы передали деревянный дом и 100 рублей денег.
На заседании Тверского епархиального совета (в конце XIX века эти места относились к Тверской губернии) прошение поддержали, и в 1887 году в Шелдомеж была направлена послушница Бежецкого монастыря Ольга Мироновна Бочкова, при пострижении получившая имя Леонида. Она и стала первой настоятельницей вновь созданной обители.
Приехав в Шелдомеж, монахиня Леонида принялась строить жилые корпуса и ремонтировать уже имеющуюся собственность. За тринадцать лет ею было построено шесть двухэтажных, пять одно-этажных домов, два скотных двора, три сарая и два амбара. Одним из главных благодеяний монахини Леониды было создание при общине церковно-приходской школы. В первое время школа размещалась в сторожке, обучение вели сестры общины, а через два года было построено специальное здание, в котором начала преподавать имевшая на то право одна из послушниц обители. Деньги на строительство здания школы выделил лично обер-прокурор Священного Синода Победоносцев. Здание школы было построено в 1896 году. Она представляла собой двухэтажное здание на каменном фундаменте, с железной крышей. Финансово-хозяйственное бремя обеспечения школы взяла на себя община. Число обу-чавшихся мальчиков и девочек ежегодно росло, и если в первый год их было сорок, то к 1917 году стало более ста пятидесяти.
Помимо воспитательно-образовательной миссии община заботилась о престарелых и неимущих вдовах. Для них была устроена богадельня, которую разместили в одном из монастырских домов.
ПИТЕРСКИЙ СЛЕД
Но монастырь рос и расширялся не только в Шелдомеже и окрестностях. В 1893 году столичная купчиха Бильдеева подарила Шестоковскому монастырю участок земли в Петербурге. Это был дар за молитвы об ее умершем сыне Александре. Монахиня Леонида не знала, как распорядиться таким подарком — продать его или построить подворье. Выход помог найти отец Иоанн Кронштадтский. 28 октября 1896 года он пожертвовал солидную сумму, на которую было заложено шатровое каменное здание храма в стиле XVII века. Автором проекта был епархиальный зодчий Никонов (автор Успенского и Никольского монастырей в Старой Ладоге, монастыря в Новом Афоне, Воскресенского скита на Валааме и других).
Новый храм имел три придела, которые одновременно вмещали до полутора тысяч молящихся. Внизу под храмом находилась трапезная, а иконостас был полностью ручной работы. Все питерское строительство обошлось в 110 тысяч рублей, большую часть которых собирал сам Иоанн Кронштадтский.
Храм построили очень быстро. 13 февраля 1900 года епископ Нарвский Никон освятил главный придел храма. В 1904 году во дворе храма по проекту Пуринга выстроили четырехэтажный флигель для богадельни и сестер, число которых достигало к началу первой мировой войны двадцати пяти человек.
С БЛАГОСЛОВЕНИЯ ОТЦА ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО
Не забывали и о расширении самой обители в Шелдомеже. Весной 1895 года монахиня Леонида обратилась с прошением к Тверскому владыке Савве о разрешении построить здесь новый храм взамен старого. Владыка благословил. А вскоре монахиня получила и благословение от отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского), который, вручив монахине Леониде 20 рублей, сказал: «Вот тебе от меня первая жертва на новый храм, а старый не трогай!»
Так 12 мая 1896 года началось строительство собора с приделами во имя Шестоковской иконы Божией Матери и святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, погибшего в Ситской битве. Главный придел обустраивали в честь Святой Живоначальной Троицы.
Троицкий собор был освящен 26 ноября 1908 года. Внутри он был отштукатурен, имел четыре печи. Иконостас для всех трех алтарей делали петербургские мастера, иконы были написаны сестрами обители. Многие образа храма были украшены серебряно-вызолоченными ризами, обсыпаны бирюзой и дорогими камнями.
Чуть ранее, 17 декабря 1906 года, был объявлен указ Святейшего Синода о переименовании Шестоковской женской общины в монастырь в честь Чудотворной Шестоковской иконы Божией Матери.
Любопытно, что уже на рубеже XIX и XX веков здесь согласно официальным данным проживало 210 сестер (18 постриженных в мантию, 42 — в рясофор, 141 живущая на испытании). И именно они помогли восстановить монастырский комплекс после серьезного пожара, который в июне 1900 года уничтожил здесь тридцать деревянных хозяйственных построек, среди которых иконописная мастерская, мукомольная мельница, больница.
НЕБЫТИЕ
С приходом к власти большевиков обитель угасла быстро. В 1920-х годах монастырь в Шелдомеже сначала преобразовали в женскую сельскохозяйственную артель, а затем и вовсе закрыли. В 1932 году храмовый ансамбль монастыря был передан районному штабу ПВО. После второй мировой войны помещения бывшей церкви переоборудовали сначала под зерносклад, а затем их вовсе бросили — они остались без окон, дверей и без присмотра.
Еще в 1917 году закрыли храм-подворье и в Петербурге. В 1932 году верх храма был снесен, внутри сделаны межэтажные перекрытия. В перестроенном здании разместился филиал института «Спецпроектреставрация».
Спустя 60 лет, в 1992 году, грузинское землячество Петербурга ходатайствовало о передаче ранее принадлежащей ей церкви Трех Святителей на 6-й линии Васильевского острова. Вместо этого храма землячеству было предложено здание бывшего подворья Шестоковского монастыря. Вскоре храм был частично передан грузинской православной церкви. И с осени того же года там начались службы. А в 2000 году грузинам передали весь храмовый комплекс в Петербурге.
И сегодня бывшее подворье Шестоковского монастыря живет. Ежедневно там совершаются богослужения на грузинском и староцерковнославянском языках. И этот храм, расположенный невдалеке от Александро-Невской лавры по адресу: улица Старорусская, дом 8/2, продолжает носить имя Шестоковский.
А вот судьба самой обители — монастыря в Шелдомеже — сложилась совсем иначе. От Троицкого собора здесь остался лишь купол на четырех столбах. Воскресенский храм рушится, в нем провалена часть кровли, валятся промокшие стены. Но даже несмотря на разруху, заброшенность, ансамбль монастыря виден сегодня практически из любой точки Верхней Сити. Это делает его выразительной доминантой окружающих пейзажей.
Не смогли потомки сохранить и чудотворный Шестоковский образ Богоматери.
Сегодня в некогда многолюдном Шелдомеже осталось лишь три человека. С годами Бог заберет к себе и их. И что же останется от некогда намоленной обители? Только лишь несколько раз переписанная ее летопись. По документам, спасенным из разрушаемого монастыря, создала ее одна из бывших ее обитательниц. Вот только умерла она 49 лет назад, а текст той самой летописи сегодня сохранился лишь в списках, сделанных заботливыми руками краеведов. Любопытно, что, кроме этих стареющих страниц, никаких документов обители пока обнаружить не удалось, в том числе и в официальных архивах. Не исключено, что в богоборческие годы они были просто выброшены за ненадобностью.
Фото авторов.
Шелтомежский (Шестоковский) в честь Вознесения Господа и иконы Богородицы монастырь начался с учреждения в Москве женской общины, собравшейся на молитву о павших русичах на берегах реки Сити в 1238 году.
Интеллигентных русских женщин собрала вместе святая икона Шестоковской Божией Матери, которая выпала на шесток печи 6(по н.ст. 19)марта московской печной трубы, где судя по просьбам малоумной девицы не топить печь, потому что в трубе сама Пресвятая Богородица, пребывала немалое время.
С Шестоковскою иконою Богоматери совершались крестные ходы не только по Тверской, но и по Ярославской губерниям. Многие больные и одержимые различными недугами получили от неё исцеление, и это засвидетельствовано ещё в древних актах. В 1886 году ради чудотворной иконы в селе Шелтомежи устроена Шестоковская женская обитель»
(«Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому» г.Коломна, 1993)
Почему в 1870 – е годы в глухом медвежьем углу была создана женская община?
Почему общину эту не хотели признавать более 10 лет?
Почему, несмотря на большое количество насельниц Шестоковской общины, ещё в течении 20 лет она оставалась в положении малоизвестной обители и название Вознесенского монастыря получила в 1906 году не по Имени огромного собора Иконы Шестоковской Божией Матери, а по невзрачной Вознесенской домовой церкви секунд-майора Скрипицына?
При общине были богадельня и училище. В начале XX ст. появилось подворье Шестоковской общины в г. Красный Холм.
В Тверском государственном архиве хранится проект Вознесенского собора, который должен был быть построен в городе Красный Холм.
Шестоковская община ежегодно устраивала крестные ходы на Пасху в г. Красный Холм. Почему в Красный Холм Весьегонского уезда ходили пасхальным крестным ходом монахини, а не в г.Кашин, ведь Шестоковская община размещалась в благочинии Кашинского уезда…?
А отчего с Иконой Шестоковской Божией Матери ходили «крестными ходами не только по Тверской, но и по Ярославской губерниям», то бишь по местам предполагаемых сражений 1238 года?
Все выше заданные вопросы легко объясняются тем простым фактом, что монахини отказывались отмечать память Святого Георгия Владимирского, павшего в битве 1238 года 4 февраля (?).
Очевидно в связи с деятельностью Шестоковской общины, которую пришлось таки признать(«учредить»?) в преддверии 650 – летия Ситской битвы в 1887 году, была в Нижнем Новгороде создана археографическая учёная комиссия во главе с А.С.Гацисским в 1889 году.
Учёные подтвердили вопреки Степенной Книге мнение монахинь, что битва была не 4 февраля, но на месяц позже 4 марта.
Монахини упорно называли монастырь свой Богородицким Шестоковским, несмотря на указание церковноначалия именовать его Вознесенским?
В соборе Шестоковской Богоматери один из приделов был освящён в честь Георгия Всеволодовича Владимирского… Отчего так упорно монахини настаивали на своём?
Может быть они знали исторические подробности Ситской битвы из исследований французского дворянина Дэ Огильви, поселившегося в Божонке («Божьем городке», где краеведы искали следы княжеской походной Божницы или Главы Великого князя Георгия Владимирского и всея Руси?)?
– Святая Икона видимо не случайно выпала на шесток из огня невредимо именно в том доме Москвы, откуда Ей предстояло прибыть на Межу, до которой дошли татары в 1238 году, и где впервые встретили ожесточённое сопротивление русичей, с чем и связано название села Шелтомеж.
«Собор божьей Матери Шестоковской виден почти из любой точки Болотеи. Его роль в окружающем пейзаже редкостная. Монахини ухаживали за наиболее чтимыми курганами, проводили в этих местах службы в дни битвы памятные. И главные монастырские праздники не случайно были 4 – 6 марта» (В.А.Гречухин, «По реке Сить»).
Что для нас особенно ценно в женской Шестоковской обители? – То, что впервые в христианской церковной истории молебны и всё устроение жизни обители, весь её необычный уклад и, наконец, самое возникновение её увязываются непосредственно с историей русского народа.
Более того, служение Богу во Имя и во Славу умерших предков совершается сознательно, вопреки церковной Степенной Книге, да и общецерковной истории, и в связи с реальными историческими датами и конкретными фактами.
Отчего в г. Красном Холме появился храм в честь Св. Владимира, а не какого либо иного Святого? Если бы собор освятили в честь иконы Владимирской Богоматери, это бы было ещё понятно. Икона Владимирской Богоматери спасла город от эпидемии холеры в 1848 году…?
Задумаемся, почему бы на вершине холма вновь построенный тогда храм в свете отпразднованного относительно недавно в 1888 году 650 – летия сражения на реке Сити и научных исследований археографической комиссии и её итогового документа «О месте битвы на реке Сити», опубликованного в 1894 году не освятить в честь особо поминаемого монахинями Краснохолмского подворья Шестоковской обители святого благоверного Великого князя всея Руси Георгия Всеволодовича Владимирского?
Думается так и было, церковь Московская всегда была осторожна и обходительна с прихожанами. В память св. Георгия Владимирского освящать храм на горе, опять же таки против воли её построенный, запретила, а вот поминовение то ли Святого Владимира, то ли города Владимира оставила.
И это не удивляет. И в Шестоковской обители, в её храмах в Шелдомеже и в Божонке разрешили освятить в память св.Георгия только один из приделов храма.
Как пишет архиепископ тверской Димитрий(Самбикин) в «Тверском Патерике», 1907 года:
«В Покровской церкви с. Боженок один из приделов посвящён имени св. Великого князя Георгия Всеволодовича(или, вернее, переименован из придела св.Николаю), будто бы вследствие видения в лесу какого-то старца одному из жителей села в голодный год.
«Зачем вы не молитесь вашему угоднику, князю Георгию, оттого то у вас и хлеба мало»…
Отчего на Руси нет ни одного собора, освящённого в память славного Имени Святого Георгия Владимирского?
В 1230-1234 гг. в городе Юрьеве-Польском, названном князем Святославом Всеволодовичем, в честь родного брата Георгия Всеволодовича, Великого князя Владимирского и всея Руси был возведён уникальный в истории русского зодчества Георгиевский собор с единственными в своём роде бесчисленными каменными изваяниями.
Поставили на его месте новый и тот скоро обветшал.
«Для восстановления храма, сыгравшего столь важную роль в начальной истории строительства Москвы, в Юрьев в 1471 году был послан известный строитель В.Д.Ермолин….Ермолин «собрал изнова» Георгиевский собор и его придел и якобы « поставил как и прежде»….
Но мы видим, что это было далеко не так…. Так Георгиевский собор, предстаёт ныне перед нами в виде загадочной мозаики перепутанных и покалеченных резных камней…Тяжеловесность и массивность существующей постройки – результат её восстановления Ермолиным»(Н.Н.Воронин, там же, с.251, 267, 253).
Как уточняет Г.К. Вагнер: «До перестройки XVвека Георгиевский собор был почти в два раза выше. Его второй ярус был равен по высоте первому, отделяясь от него аркатурно-колончатым фризом с большими фигурами святых»(Г.К.Вагнер, «Мастера древне-русской скульптуры. Рельефы Юрьева-Польского» ( М.; Искусство, 1966, с. 9).
Конечно не случайно В.Д.Ермолиным были уложены лицом в стену более 80 рельефов, изображения рассыпаны по стенам без всякого порядка и сотни резных камней попросту попали во дворы соседних домов и в новые постройки и были уже в недавние времена собраны П.Д.Барановским внутри собора.
Отчего не только в дореволюционной, но и в советской искусствоведческой литературе нет достойной оценки варварству «известного московского зодчего В.Д.Ермолина»?
Может быть считают его не виноватым потому, что он исполнял негласный приказ царя Ивана III, сводившего счёты с давно казалось бы погибшим Георгием Всеволодовичем Владимирским?!
В свете таких фактов неудивительно, что о Святом Георгии сознательно забыли.
Кстати его память свершается 4 марта, то есть в полном соответствии с точной датой Ситской битвы, хотя известно, что Василий Ростовский был убит после битвы и соответственно дата его смерти должна быть другой.
Откроем церковный календарь на 2008 год и попытаемся найти там дату поминовения Святого князя Георгия Всеволодовича Владимирского. Вот она : 4 февраля 2008 года.
Что же и по сей день православная церковь не исправила церковный календарь и не заменила заведомо неверную дату на верную? Зачем же в преддверии шестисот пятидесяти летней годовщины со дня Великой Битвы трудилась пять лет Нижегородская археографическая комиссия, выясняя точную дату и место сражения?
Что, страшит льстящую земной власти церковь грозный призрак новгородского Веча и родовых, искренних « языческих» отношений?
Что, вольным воздухом Великого Новгорода потянуло с Красного Холма.
Не для того ли выпала из огня печной трубы( печь символ тепла семейного родового очага) свёрнутая в трубочку Святая Икона Богоматери, чтобы через отверстие, пробитое ею в наших чёрствых сердцах, упал луч света в тёмное царство церковной истории и дотоле невидимый «Святой Град Китеж словно птица Феникс возродился из пепла».
Памяти Лидии Дудыкиной Лет восемь назад, при очередном приезде в Красный Холм, я зашел в часовню у колокольни. Тогда там работала приятная в общении женщина. Как зовут её, я не знал. Я ей часто рассказывал о своих находках в краеведении. В то время я узнал про репрессированного псаломщика Леонида Колокольцева, он служил в Рачевской церкви в 1930 годах. Мне представилась возможность просмотреть уголовное дело на него в Тверском архиве. И я поделился этой новостью со своей знакомой. Внимательно выслушав меня, сказала: «А ты слышал, у кладбищенской церкви есть могилка, на которую люди приходят зимой и летом со своими скорбями и просят о помощи, говорят там похоронена какая-то матушка Леонида?»
-Какого Леонида? — переспро-
сил я.
-Ты не понял. Не мать какого-то Леонида, а женщина с именем Леонида. Наверное, она монахиней была. Вот ты поедешь в архив, посмотри там, может быть, что-то и про неё найдёшь?
Колокольня Троицкого собора в городе Красный Холм Тверской области.
Фото: 15 мая 2010 года
Тверская область. Никольская кладбищенская церковь в Красном Холме.
Я заинтересовался, кто же такая была эта матушка Лео-нида? И решил проверить базы данных о репрессированных священнослужителях. Но найти что-либо о монахине по имени Леонида я не смог.
Попробовал искать в интернете через поисковик. Нашлось упоминание о некой игуменье Леониде из Шёлдомежского монастыря Кашинского уезда. В этой обители была чудотворная Шестоковская икона Божьей Матери. Её с крестным ходом приносили в Бежецк и Красный Холм. В Красном Холме было много пожертвований льняными холстами. Выходит, связь этой игуменьи Леониды с Красным Холмом в далёком прошлом была. Но так как всё это происходило в XIX веке, я усомнился, что в Красном Холме покоится именно она. Ведь та, о которой помнят в Красном Холме, была жива в советское время (по рассказам краснохолмцев).
В Тверском архиве найти о матушке Леониде мне тоже ничего не удалось. На этом мои поиски завершились.
Но как-то раз одна пожилая знакомая мне рассказывала про Антониев монастырь, как ее родственники в старину туда ходили, да что был там «прозорливец Коленька». А потом и говорит: «А ведь в Красном Холме не только мужской, но и женский монастырь был, недалеко от пожарки, а монахинь в нем было мало, 13 что ли…». И действительно, позднее я увидел среди экспонатов краеведческого музея икону «Пр.Серафим Саровский», вышита она сестрами краснохолмского подворья Шестоковской общины. Подворье того самого монастыря из Кашинского уезда.
Я стал размышлять, а что, настоятельница Шёлдомежского монастыря игуменья Леонида дожила до советского времени? Монастырь в с. Шёлдомеж был ликвидирован, она перебралась в краснохолмское подворье, где и скончалась.
Прошло несколько лет, ничего нового узнать мне не довелось. Весной 2016 года я вновь поехал в областной архив для поиска сведений о своей церкви. Там случайно наткнулся на фонд о Шестоковском монастыре. Документов в нем оказалось совсем мало, но… в них фигурирует имя действующей настоятельницы игуменьи Леониды до 1917 года, было ей тогда 75 лет.
Этот факт заставил меня вновь обратиться к интернету, чтобы освежить уже позабытые мною вехи истории этой обители. За прошедшие годы появилось много источников, подробно повествующих о ней, и даже переиздана монастырская летопись, написанная священником А. Тяжеловым в начале ХХ в., которую я без раздумий приобрел. Из летописи выяснилось, что в создание этой обители приняли участие и краснохолмцы.
Жизнь монастыря в селе Шёлдомеж коротка в сравнении с древним Антониевым, но и она была наполнена событиями, которые иначе, чем чудо, не назовешь. Главным событием стало явление самой Шестоковской иконы. Случилось это в конце XVIII века в Москве в доме секунд-майора Скрипицына Н. Д. Жила у него «простенькая» девица. Однажды она заявила, что видела во сне, будто в их доме в печной трубе находится сама Пресвятая Богородица. Несколько раз она говорила о своем видении, хозяева не верили ей до тех пор, пока на печной шесток из трубы не выпал опаленный сверток холста. Развернув его, все увидели дивное изображение Богородицы. Холст был практически не поврежден, кроме правой руки Богородицы. Хозяин дома был набожный и воспринял это событие как милость Божию. Он привез явленную икону в свою кашинскую вотчину с. Шёлдомеж, где быстро разнеслась весть о явленной иконе, и народ стал стекаться, чтобы увидеть её. После смерти владельца иконы, её переносили из дома в дом потомки. Это сопровождалось крестными ходами и стечением народа, что вызвало нарекание церковного священноначалия. В 1832 году Е. Н. Скрипицын передает Шестоковскую икону в храм села Шёлдомеж. После этого другие потомки несколько раз пытались вернуть образ. Они получили разрешение от Тверского Владыки Гавриила, но в селе случилось из-за этого народное волнение, прихожане икону отдавать не хотели. Завязалась переписка, в итоге которой образ все же был высочайшим указом от 07.06.1851 г. оставлен навсегда в приходском храме.
С разрешения церковных властей в храме устроили придел во имя Шестоковской иконы. Многочисленные паломники шли в село Шёлдомеж помолиться перед явленным образом. Некоторые желали постоянно жить рядом. Они обратились к настоятелю Е. Предтеченскому с просьбой создать при храме общину, которая жила бы по монастырскому уставу. Он поддержал эту идею и обратился к начальству с прошением. Т.к. приход был не богат, и земли не было для устройства общины, то в поддержку прошения многие люди обещали сделать вклады. Среди них и краснохолмские мещанки: Неонила Федорова пожертвовала 70 десятин земли, Татьяна Никонова и ее сестра из Кашина 100 руб. и дом с постройками, и землю в 91 сажень. Прошение было удовлетворено. Так образовалась Шестоковская община. Для устроения монашеской жизни в общине по прошению её членов была назначена из Бежецкого Благовещенского монастыря рясофорная послушница Ольга Мироновна Бочкова, было это в 1887 году. Она и ранее бывала в с. Шёлдомеж у своей сестры крестьянки Неонилы Федоровой, и однажды исцелилась от недуга, помолившись пред чудотворным образом.
До этого Ольга долгое время исполняла послушание сборщицы пожертвований в Петербурге. Этот опыт очень пригодился в новой должности. Много сил приложила она для устроения новой обители: ремонт приходской церкви, постройка жилья, хозяйственных строений и школы, средства на которую были выделены Синодом после личного обращения к обер-прокурору Победоносцеву.
В 1888-м в Бежецке послушница Ольга приняла монашеский постриг с именем Леонида.
Росла община, и росло число богомольцев. Сестры задумали выстроить новый просторный храм. Благословение на это дал Архиепископ Тверской Савва и Отец Иоанн Кронштадский. Вручая 20 рублей, он сказал монахине Леониде: «Вот тебе от меня первая жертва, строй храм новенький, а старый не трогай…».
12 лет строили сестры и прихожане храм, постройка затянулась из-за случившегося летом 1900 года ночного пожара, который уничтожил 35 строений, уцелела лишь школа.
Несмотря на это, в 1906 году обитель по прошению сестер и поддержке Архиепископа получила статус монастыря, а монахиня Леонида возведена в сан игуменьи.
Трудами настоятельницы, сестер и благодетелей обитель процветала. Образовались два подворья: первое — в Петербурге, созданное при участии о. И. Кронштадского, второе — в Красном Холме.
Вот что известно из летописи монастыря о краснохолмском подворье. Приобретено оно случайно, материальной поддержки не приносит, но служит приютом для сестер, приезжающих в город по делам. До этого сестрам приходилось ютиться по квартирам или у знакомых. В 1900 году мещанин В. С. Баруздин пожертвовал обители небольшой домик на окраине города и прилегающую к нему землю (915 кв.саженей) с пожеланием, чтобы на этом месте была выстроена часовня или храм. Вскоре на этой земле для монастыря купчихою Бородавкиной А. М. был выстроен двухэтажный дом с домовой церковью на втором этаже. На её же средства церковь была украшена и наполнена убранством. Церковь была освящена 17.10.1904. во имя Сретения Господня. Кроме дома, подворье имело еще 5 построек и 2-х этажный жилой корпус.
В начале ХХ века в подворье проживало около 30 сестер. На протяжении многих лет состав насельниц был примерно один.
Приведу список из архива за 1920 год:
управляющая монахиня Агния,
просфорня А. Андреева 45 лет,
трапезница А. Фомина 45 л.,
К. Филиппова 45 л.,
певчая Е. Трофимова,
трапезница А. М. Самарина 44 л.,
певчая Е. П. Никитина 37 л.,
Т. П. Громова 43 л.,
певчая О.Я.Павлова 39 л.,
регентша А. Александрова 31 г.,
певчая П. Егорова 28 л.,
певчая А. Яковлева 25 л.,
чтица В. Федорова 31 г.,
певчая М. Александрова,
А. Михайлова 60 л.,
певчие Н. Леонтьева 26 л. и А. Васильева 19 л.
В фонде Шестоковского монастыря документы обрываются в начале 20-х годов. О том, что происходило с монастырем в те годы, теперь можно узнать из исследований ярославских краеведов.
Имущество было частично конфисковано, сестры организовали сельхозартель, но ненадолго. Шестоковская икона была уничтожена.
Судьба игуменьи Леониды неизвестна, мне не удалось найти никаких сведений о её смерти.
После 1917 года настоятельницей монастыря была София (Иванова). Весной 2016 года я побывал в Петербурге, в бывшем подворье монастыря в церкви во имя Шестоковской иконы Божией Матери. Также я совершил поездку в с. Шёлдомеж, к руинам монастыря. Прошелся по комнатам монастырской школы. Вошел в заброшенную приходскую церковь, обошел все кладбище. Нашел могилы монахинь, но среди них не было захоронения игуменьи Леониды.
И вновь подумал: «А может все-таки это она покоится на городском кладбище под скромным железным крестом?» Утверждать не могу. Но знаю, что матушкой с любовью называют в монастырях мать-настоятельницу, игуменью. Краснохолмскую матушку Леониду еще при жизни почитали за святую, звали прозорливицей, и до сих пор за помощью к ней идут. Чем же она снискала такое уважение и почитание? Уж не долгим ли монашеским служением? Уж не великими ли трудами в чине игуменьи, создавшей чудесный монастырь? К кому должны идти верующие люди, если не к игуменье, заботившейся при жизни о двух сотнях сестер, и имевшей, судя по всему, сильнейшую, пламенную веру в Бога?
По ряду фактов можно предположить, что краснохолмская безвестная м. Леонида и Леонида (Бочкова) игуменья Шестоковского монастыря, это один и тот же человек. Я на этом не настаи-ваю, но надеюсь, что когда-нибудь это будет установлено точно.
Сожалею лишь о том, что мне не удалось поведать эту историю женщине, которая восемь лет назад работала в Троицкой часовне
г. Красного Холма. Недавно я узнал, что звали её Лидия Анатольевна Дудыкина. Она скончалась в 2014 году. Её памяти я посвящаю эту статью. Наверное, Лидии было бы интересно услышать мой ответ на её вопрос.
Часть 3.МЕСТО, ГДЕ ПОХОРОНИЛИ игумению Леонидлу
г. Красный Холм, ул. Чистякова, 81
Построена в 1794 г.
Количество алтарей: 1
Чтимые святые: преподобный Антоний Краснохолмский
Известные люди, похороненные в ограде храма: купец Бородавкин, неизвестные священники
В конце XVIII в. за западной границей города по оси одной из поперечных улиц было устроено кладбище, на котором в 1794 г. возвели кирпичную Никольскую церковь (ул. Загородная, 81). Частично переделанное во второй половине XIX в., здание сохраняет многие черты первоначальной архитектуры. Она отличается сочетанием традиционных приемов и форм, восходящих к допетровскому зодчеству, и мотивов раннего классицизма в сугубо провинциальной редакции. Продольно-осевая композиция церкви состоит из одноглавого четверика храма с полуциркульной апсидой, равной ему по ширине трапезной и двухъярусной колокольни (ее шатер, по-видимому, относится к 1860-м гг.).
(По материалам книги: Край Краснохолмский. Сборник статей. Исследования краеведов. Хроника событий. Серия СИТЕС «Города Тверской Земли». Тверь: Издательство Студия-С, 2004. и и официального сайта Тверской епархии.)
(Фото. Андрея Ага. 2012 г.)
Кладбищенская церковь
1) В первой четверти ХVII в. при Преображенской церкви села Спаса на Холму был придел Св. Николая. Очень возможно, что в память существовавшего в старину престола во имя сего Святителя кладбищенский храм и посвящен в это именование.
2) Издавна до 1902 г. при Краснохолмских храмах состояло три комплекта причтов.
3) Архив Тв. Дух. Конс. Дело 1842 г. за № 217-959-265.
4) Там-же. Рапорт прот. Разумовского от 21 Мая 1842 г. за № 40.
5) Архив Тв. Дух. Конс. Дело 1858 г., № 362/411. Началось 18 Нояб. 1858 г. Кончилось 3 Февр. 1860 г.
6) См. церковную летопись Крас. Преобр. собора.
7) Там-же.
8) Истор. опис. Кр. Ник. Ант. мон., 38.
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь (1461)
Монастырь основан преп. Антонием Краснохолмским, пришедшим на реку Мологу из Белозерской стороны. В каменной трехъярусной колокольне(1668) размещались монастырская библиотека и архив. С 1809 г. в монастыре находилось Краснохолмское духовное училище. В советское время закрыт, почти полностью разрушен.
В монастыре под спудом хранились мощи основателя преп. Антония.
Часть 4 Все про Красный Холм, где был скит Шедомежского Шестоковского монастыря
===========================================================================
ТАЙНЫ ЗАБЫТОГО ХОЛМА
Таковым образом крестный ход был от Китежа Большого до Китежа Малого, и расстояние между ними, как и в легенде сто вёрст.Местоположение нашего города задано природой и историей. Красный Холм располагается на высоком историческом холме, царящем над равниной у впадения р. Неледины в р. Могочу, там где начинался судоходный водный путь в Мологу.
Сюда же подходил древнейший в русской истории торговый путь «из Ростова Великого на Белаозеро» (в 18 ст.- «Елизаветинский тракт» ). С глубокой древности на нашем Холме упоминаются два деревянных храма : Храм Спаса, и храм Живоначальной Троицы. Так «Красная грамота» князя Симеона Иоанновича Калужского, сына Ивана 3-его дана была в 1508 году «на Спас, на Преображение Христово, на Холм», а его же грамота 1518 года жалует монастырю « село Преображение Христова на Холму и село Живоначальной Троицы на Холму».
Глумились над нашим краем сознательно и с древнейших времён. Не давала покоя слава бояр Фёдоровых-Челядниных, Шереметевых, Кошкиных, Кобылиных, Колычевых, Орловых, Бутурлиных, Пушкиных, Тютчевых, князей – Рюриковичей Холмских и Сицких, Мещерских, Щербатовых… Москва сводила счёты с окружением Марии Александровны Холмской, супруги Великого князя московского Симеона Гордого (вспомним церковный интердикт наложенный митрополитом Феогностом на московские храмы с целью не допустить сие венчание), с окружением митрополита Романа – родственника Холмских князей, поставленного Константинопольским Патриархом на Тверь, Литву и Украину. Но более всего не давала москвичам покоя слава сына Ульяны Александровны Холмской и Великого литовского князя Ольгерда короля литовского и польского Владислава (Ягайло), победителя тевтонских рыцарей под Грюнвальдом в 1408 году.2НравитсяПоказать список оценившихАнастасия Суханова 21 фев 2010 в 20:42Екатерина Великая только 16 января 1776 г. издала Указ №14420 о переименовании сёл Весьегонска и Красного Холма городами и о присоединении их Тверскому наместничеству: «Пользы ради и для вящщей выгоды жителям. приписав к селу Красный Холм 25139 душ, именуя и это село городом», т.е. речь идёт только о переименовании села в город, а не о смене его исторического названия «Красный Холм». И это не удивляет в свете данных, приводимых вполне добросовестным историком и писателем Владимиром Чивилихиным в книге «Память», где город Красный Холм поминается в числе десятка древнерусских городов, разрушенных татарами в 1238 году: Кснятин, Углич, Бежичи, Зубцов, Тверь, Кашин, Красный Холм, Вологда.
Показалось наверное, что два собора слишком много для одного небольшого сельского Холма?! Советская власть ударно завершила разрушительную работу начатую Москвой. Так Краснохолмский район в начале 30-х годов занял первое место в стране по раскулачиванию. Тогда же снесли Троицкий собор. В пятидесятые годы, во время «хрущёвской оттепели» разрушили храмы на Холме.
В семидесятые годы в усадьбе жилкомхоза, что разместилась в монастыре появились охранные доски на руинах соборов и келий, возможно в связи с этой трогательной заботой администрации город в 1974 году занял первое место в Советском Союзе по реализации алкогольной продукции.
В настоящее время какие либо следы охраны монастыря отсутствуют. Никого не интересует краснохолмская земля. Археологические раскопки производились эпизодически и лишь для видимости. Правда, архитектор А. М. Салимов разработал детальный проект реставрации белокаменного Никольского собора. Рядом в монастырской слободе местный житель Юрий Иванович Чистяков собственными силами восстанавливает собор Зосимы и Савватия Соловецких. Недавно в нашем городе побывал один из виднейших культурологов Аркадий Ростиславович Небольсин. Аркадий Ростиславович является внуком легендарного адмирала Небольсина и дядей недавно убиенного Березовским и чеченскими бандитами журналиста Павла Хлебникова. Как нам известно, усилиями А.Р. Небольсина, Нью-йоркским благотворительным фондом содействия русским церквям выделяется на восстановление монастыря 500 000 долларов, но с условием софинансирования. Председатель тверского отделения ВООПиК Сергей Леонтьевич Киселёв обещал найти соинвестора в ближайшее время. Было отправлено письмо председателю президиума Совета российских соотечественников, Его Сиятельству, графу П.П. Шереметеву. Граф Пётр Петрович обещал нам содействие в организации музея боярских родов в кельях монастыря.
21 фев 2010 20:55