шишига что это мифы
Шишига в славянской и христианской мифологии — нечистая сила или дух-помощник
Шишига — частый персонаж легенд, сказок и примет. Иногда он встречается в древних заговорах, дошедших из времен, когда человек был ближе к потустороннему, чем сейчас. Узнайте, что это за существо и каков его нрав.
Шишига — общее название нечистой силы и домашних духов
У слова «шишига» немало синонимов — шишиган, шиш, шишок. Известную представительницу нечистой силы кикимору иногда называют шишиморой. В некоторых легендах шишок — собирательный образ духов и существ, живущих в домах большинства людей. Последних тоже причисляют к силам зла. От чертей и бесов их отличает возможность сосуществовать с человеком без вреда для него.
В старину назвать шишом могли домового, лешего, болотника, банника, овинника, беса или черта. Соответствует и список мест обитания — в доме за печью, в лесу, на болоте, в бане, овине. Это название получило распространение на западе России. Легенды других регионов часто используют его по отношению к нечистым духам, которые не имеют ничего общего с вышеуказанными сущностями, но об этом ниже.
Изначально так называли духов, не несущих вреда человеку, если их не разгневать. С приходом христианства произносить вслух слова «черт» или «бес» стали бояться. Известная примета — нельзя звать черта, иначе он явится. Люди опасались накликать нечистую силу, поэтому называли ее одним из привычных названий, употребляемых по отношению к другим потусторонним существам.
Шишигой именовали людей, которые контактировали с нечистью, умели вызывать её и колдовать, например, деревенских ведьм. На Печоре так называли Бабу-Ягу.
Шишок или шишка — черт, пакостник и помощник ведьм
Что означает слово «шишига» в русских легендах и сказках? В некоторых из них можно проследить четкую аналогию этого персонажа с чертом. Что интересно, прическа бесов на старинных русских иконах тоже называлась шиш.
На то, что это название было синонимом к слову «черт», указывает и этнограф Иосаф Железнов. Он приводит в пример уральские предания по которым атаман Ермак Тимофеевич имел в услужении шишигов, или чертей. Когда сил казаков не хватало для победы в сражении, атаман выставлял против врагов армию нечисти. Подобно чертям, шишиги прислуживают ведьмам и колдунам.
Согласно поверьям, шиш обитает в доме, овине, бане. Забредает он также на болота и в леса. В жилище вреда от такой нечисти мало. Чтобы поселиться вместе с человеком, требуется разрешение домового, а он заботится о порядке. Поэтому шиш либо не будет вредить, либо его прогонит домовой-хозяин.
Но что грозит людям, которые живут без домового или не дружат с ним? Шиш, который полюбит париться в бане, может приставать к женщинам. Особенно если они предпочитают темное время суток, когда нечисть более активна. В старину не ходили в баню ночью, поскольку там парится шиш. Он также может подменить новорожденного, еще некрещеного младенца на своего. По легендам, черти и эльфы тоже отдают детенышей на воспитание людям.
В лесу встреча с таким духом может серьезно напугать. Они громко кричат и стонут, скрипят ветками и насылают страшные видения. Пугать предпочитают детей и женщин. На болотах «благодаря» этому существу можно угодить в топь. В Новгороде верили, что оно задерживает лошадь в пути.
Шишигу можно наслать колдовством в качестве мести. Поселить в доме или бане нечистую силу — неплохой способ испортить недругу жизнь. Кроме этого, шишом называли обозленного домового, который наказывал нерадивых, ленивых домовладельцев. В этом случае действия домашнего хранителя похожи на атаку злых сил, но они направлены на благое дело — отучить от лени и научить вести хозяйство.
Если верить христианской мифологии, шишига боится креста, молитвы и святой воды. В старину для того, чтобы выгнать ее из бани, парили лен. Его боится любая нечисть.
Шишига болотная, речная и лесная — опасное существо в услужении водяного и лешего
Легенды про шишиг из различных частей страны различаются между собой. В Сибири шишигу, или шишимору, связывают только с водяным, лешим и болотником. При этом источники разделяют эти понятия и указывают, что сущность находится в услужении одного из трех хозяев.
Выглядит она малопривлекательно — горбата и некрасива, отличается небольшим ростом. Шишига всегда женского пола. Ведет ночной образ жизни. Как и вся нечистая сила, шишига появляется после заката и уходит прочь к рассвету.
По легендам, ею может стать покойница. Девочка-шишига — умершая некрещенной, без имени. Такие становятся кикиморами или безыменными русалками. Последние отличаются от обычных русалок тем, что лысые и некрасивые, предпочитают мелкие речки и озера, обитают в зарослях камыша. Они набрасываются на случайных прохожих и топят их. Могут защекотать до смерти. Особенно не любят шумные пьяные компании, которые нарушают покой нечисти.
Кикимора и болотная шишига — синонимы. Это существо живет на болотах. В Коми верят, что увидевший его долго не проживет — утонет или умрет другим образом. Возможно, это связано с тем, что кикиморы топят встреченных людей в болотах или заманивают в топь. Они могут появиться и в жилище. По легендам, кикимор в жены берут только домовые, банники и овинники. Но если домовой приносит пользу, изредка пугая нерадивых хозяев, то от кикиморы один лишь вред. Она тщательно следит за тем, чтобы жильцы соблюдали приметы. Если кто-то пойдет в баню ночью, задержится в овине после заката, запустит хозяйство — обязательно накажет.
Лесная шишига, или лешенка, обитает в непролазных лесных чащах. Она способна заставить человека заблудиться в лесу. О таком явлении говорят — «блуд водит». Лешенка может запутать даже там, где потеряться, казалось бы, невозможно. Она может водить человека до тех пор, пока он не умрет от жажды и голода. По легендам, лешенка преследует одну цель — съесть ослабевшего человека или его труп. Кроме этого, она пугает путников криками и стонами. Ее считают супругой лешего, и к нему в старину обращались, чтобы избавиться от козней шишиги.
Бог Шишига — есть ли такой в славянском пантеоне
Люди, которые только начали изучать славянский пантеон, иногда ошибаются и считают, что был такой бог — Шишига. Предпосылок для этого немало. Известно, что славяне всегда пытались подружиться с нечистью, живущей вокруг них. Сам факт ее существования заставлял наших предков задуматься о том, что худой мир лучше доброй ссоры. Обряды задабривания сущностей были довольно схожи со славлениями богов, и вполне реально перепутать их между собой.
Языческий бог Шишига не существовал в славянском пантеоне. Так именовали духов, живущих неподалеку от людей или даже в домах. Выше описано, что это — и синоним к слову «черт», и общее название для всех духов и сущностей.
Славяне верили, что в начале Русальей недели, или в первый день лета, особенно активен шиш. Это время считали самым подходящим для того, чтобы на год вперед установить мир с нечистым. К водоемам носили одежду для русалчат, оставляли рушники и ленты на деревьях для болотных и лесных духов. Угощали домового, банника и овинника.
Однако не только этому посвящен праздник начала лета. В старину его называли Днем Духов, когда умершие могут явиться в гости к живым родственникам. Праздник духов во многом был похож на Самайн или Хэллоуин. Отдавать почести было принято не только усопшим родственникам, но и людям, которые после смерти превратились в шишков.
У слова «шишига» имеется несколько значений. Так называли домового и банника. Кроме того, в некоторых регионах это слово служило синонимом черта или беса. Встречается в литературе и другое значение — род болотной, речной и лесной нечисти. Иногда ошибочно считают, что Шишига — языческий бог, но это не так.
Шишига
Шишига
Славянская мифология богата различными духами низшего уровня, которые постоянно портят жизнь человеку и отвечают за отдельные аспекты хозяйственной жизни. Традиция обращаться к ним идет корнями к далекому прошлому, когда народ поклонялся язычеству и оправдывал каждую неудачу вмешательством нечистой силы. К категории низших духов относится шишига. В разных регионах у различных племен ее род деятельности отличается, но все сходятся к мнению, что она может приносить людям вред и портить им жизнь.
В славянской мифологии очень много разнообразных духов, которые призваны не только мешать человеку, но и направлять его на путь истинный. Они не только запугивают и наказывают, они помогают правильно вести хозяйство. В частности, шишига следить за тем, чтобы в доме был всегда порядок. Не зря ее называют поучительным и правильным духом. У него на первом месте находится благоденствие семьи и набожность.
Шишига: внешний вид
По определению шишигой называют маленькое существо женского пола, которой живет в болотах, омутах и топких местах. Она является близкой родственницей русалки. Два этих существа заманивают заблудившихся людей и топят их в мутной воде, чтобы потом развлекаться в глубине.
Если человек случайно увидит шишигу, сидящую на берегу и расчесывающую свои длинные черные волосы, то быть беде. Он обязательно утонет или умрет другой смертью в ближайшее время. Шишига очень не любит, когда ее покой нарушают пьяные люди, и она их наказывает, заманивая в топкое место. Речного духа трудно увидеть днем, так как он спит и набирается сил, а время охоты у него начинается ночью. Некогда родители пугали своих детей и запрещали им гулять ночью возле воды.
Шишига: особенности характера
Существа, живущие в речушках и озерах, составляют определенную отдельную группу духов. Шишигу считают женой лешего и владелицей водоема. Она имеет очень скверный и злой характер. Человек страдает от ее проказ и может даже поплатиться жизнью.
Некоторые шишиги живут в лесных дебрях и запугивают людей громкими криками и страшными звуками. Они водят заблудившихся пока те не умрут от страха или с голоду, а потом обгладывают их косточки.
Существует такое поверье, что шишиги могут жить дома за печкой или в чулане и овине. Если этот дух заведется в человеческом жилище, то он строго соблюдает выполнение всех домашних обязанностей. Каждое дело надо совершать помолясь, и за этим следит правильный, поучающий взгляд шишиги. В домашних условиях данный дух больше оберегает хозяйство людей, чем портит его. По месту жительства шишига может разделяться на озерных, лесных и домовых. Различно их местоположение и в избе. Они могут расселяться в подполье, за печкой, в бане, в овиннике и в других потаенных местах. Человеку надо глаз да глаз, чтобы сделать все правильно и не заслужить месть злой шишиги. Нельзя поздно ходить в баню, задерживаться после заката в овине, запускать дом и хозяйство. Каждое дело надо начинать с молитвы.
Шишига: кто она
В разных регионах шишиге отводили свое место. Если обратиться к старинным сказаниям и легендам, то трудно составить определенную картину того, кто такая шишига. По одним поверьям – это жена лешего, а по другим русалка, которая некогда была человеком, но утонула.
Не для каждого человека представляет собой существо вредоносное. Например, колдуны могут использовать ее, в качестве куклы для заговоров. В сказаниях говорится, что шишига оказывает магам различную помощь. Она может сделать колдуна невидимым. Большим хвостом закрывает дух своего покровителя, и тот может совершать свои тайные обряды. Делая привороты и заговоры, колдун может обратиться к шишиге за помощью или использовать ее в своих целях.
Появление слова шишига
Просматривая старинные славянские источники, фольклористы пришли к выводу, что корень шиш всегда связан с нечистой силой. По одной из версий, это слово указывает на своеобразную прическу в виде пучка, которая увенчивала головы бесов.
Другое значение слова шиш переводится как черт. В старинные времена бесов изображали на картинах и фресках с зачесанными к верху волосами, что и породило такое название.
Как дружить с шишигой
Человек всегда отличался смекалкой и мог наладить хорошие отношение даже с самым зловредным духом. Чтобы подружиться с домашней шишигой, надо ее задобрить. Это существо привыкло жить в доме и питаться самыми хорошими продуктами, поэтому стакан молока и кусок хлеба на тарелочке станут для него прекрасным поводом подкрепиться. В отличии от других духов, шишига не требует сладостей и довольствуется малым.
Что касается водяных и лесных демонов, то их, все-таки лучше избегать, чтобы не потерять жизнь. В иерархии шишиг домашние считаются самыми покладистыми, так как от благосостояния хозяев на прямую зависит их личный покой на многие годы.
Шишиги — по славянской мифологии, «маленькие, горбатые существа, брюхатые, холодные, с сучковатыми руками».
Считалось, что шишига ходит голой, со взъерошенными волосами, набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду, приносит беду пьяницам.
В отличие от водяного, шишига обитает в камышах, предпочитая мелкие речушки и водоемы, при этом отличаясь «мелочностью своих пакостей». Название свое эта тварь получила за то, что волосы на голове у нее стоят шишом, то есть кучей, ворохом.
Шишига играет важную роль в мифологии коми. Считалось, что иногда она вылезала из воды, и ее видели сидящей на крутом берегу Камы, над омутом, расчесывающей длинные черные волосы. Ею пугали и пугают до сих пор детей, предостерегая от купания в омутах угрозой, что их «утащит шишига».
В славянском и финно-угорском фольклоре ее считают либо разновидностью кикимор или русалок, либо самостоятельным персонажем. По разным версиям, она является обитателем лесов либо водится в прудах, мелких речках или озерах, а излюбленным местом ее обитания являются заросли камыша.
Шишиг представляли в образе обнаженных женщин (иногда — горбатых) обычного размера с растрепанными волосами, которые они безуспешно расчесывали гребнем, а порой еще и с хвостом. В частности, у А. М. Ремизова можно прочитать, что если шишига «накроет» человека хвостом, то он непременно пропадет, причем безвозвратно.
Лесные шишиги нападают на людей, съедают и обгладывают косточки. Водяные — озорничают, подкрадываются к купающимся и начинают их щекотать, но могут и в воду утащить с берега. Увидевшему ее путнику предстояло вскоре утонуть или же умереть по какой-либо другой причине.
Впрочем, рассказывают историю, которая не совсем вписывается в подобные предположения.
Некий рыбак, выйдя однажды на берег озера, увидел шишигу, которая сидела на кочке и заплетала свои волосы в косу.
Та, заметив мужика, нырнула в воду, а гребень, которым чесала волосы, оставила на той самой кочке.
Рыбак подплыл к кочке на лодке, взял гребень и принес его к себе в избу. В тот же день, лишь только стемнело и все семейство улеглось спать, послышалось постукивание в дверь и голос шишиги, жалобно умолявший рыбака возвратить ей гребень. Рыбак отворил окно и выбросил гребень — схватила его шишига и исчезла.
На Самарской Луке старожилы и сейчас говорят, что шишиги охотно поселяются под мостками на реке Аскуле. Примечательно, что тамошний дух особенно не любят пьяных, и если кто-то из местных жителей, будучи «под градусом», решится отправиться к берегу, то пропадет.
Помимо этого, шишиги наказывают за хулиганство. Рассказывают историю о том, как подвыпившая компания молодежи из соседнего села, погоняв на мотоциклах кошек, отправилась на шашлыки и, за недостатком дров, разворотила колодец.
Но потом, возвращаясь домой, все были до смерти напуганы представившейся на пути нагой женщиной безобразного вида и спешно ретировались.
Иногда шишигой называли русалку, которая выглядела как старуха с зелеными волосами и щекотала любителей купания. Днем эта нечисть не опасна, она отсыпается после ночных проказ. С наступлением же сумерек она начинает проявлять активность и выискивать жертв либо на берегу, либо в лесу, дабы утащить на дно водоема.
Шишигу, похожую на кикимору-пустодомку, представляли ряженые во время Святок: ее изображали в бабьем сарафане, но без головного убора, с распущенными волосами; причем играть ее мог и парень, одетый по-старушечьи, в лохмотьях, с горшком на голове вместо кокошника.
Обильно представлена шишига и народных поговорках: «Да чтоб ее лешие в лесу удавили, чтоб шишиги в реке утопили»; «Ягабиха страшна шошычиха. Баба-яга та же шошычи-ха и есть»; «Шишига свадьбу играет» (чертова свадьба); «Вино жрут, как шишиги».
«Шишига»: как ГАЗ-66 получил своё прозвище и международное признание 01:09, 11 марта 2021 Версия для печати
Рассказываем о знаменитой «Шишиге», раскрываем тайну необычного прозвища.
Легенда нашего автопрома ГАЗ-66, прозванный «Шишигой». Двуосный грузовичок (4 × 4) Горьковского автомобильного завода (шасси или с бортовой платформой) с предельной загрузкой до 2-х т, восьмицилиндровым четырёхтактным «движком» (115 л.с.), спрятанным под кабиной, выступающей в роли капота, и механической четырёхступенчатой КП.
Повышенная проходимость «Шишиги» надолго обеспечила ей участь массового армейского грузовика Советского Союза и РФ (особенно — в ВДВ и погранвойсках) и хорошую славу в сельхоз и народнохозяйственных отраслях. Этот грузовик быстро заслужил международное признание и отправился покорять страны соцлагеря.
За всю историю выпуска «Шишиги» с конвейера сошла 965 941 единица.
Что в имени твоём таится?
В советскую эпоху народное название ГАЗ-66 «Шишига» не выглядело таким уж необычным, каковым оно кажется нам.
Возникновение этой «клички» однозначно обусловлено присутствием двух шестёрок в числовом обозначении модели, а с её этимологией — чуть сложнее.
С одной стороны, шишига — персонаж русской мифологии, нечистая сила, живущая за печкой. Здесь нужно вспомнить, что шофёры как представители не самой лёгкой профессии в рабочих ситуациях часто употребляют бранные слова. Отдельная группа ругательств — это слова, напрямую отсылающие нас к тёмным силам, к примеру, чёрт, леший, бес, и по такой логике в подходящий момент первые водители ГАЗ-66 могли вспоминать и шишигу.
С другой — шишом называли стоящий торчком предмет (отсюда «шишка») и причёску с зачёсанными кверху волосами, что может ассоциироваться с минималистичным дизайном кабины грузовика. Кстати, среди менее популярных, альтернативных народных названий ГАЗ-66 есть «Шишка» и всяческие производные типа «Шишара», «Шишарик».
Знак качества
В 1957 г. увидели свет опытные образцы будущей легенды автомобильной промышленности СССР. Однако у Горьковского завода в тот момент не оказалось серийного двигателя, мощность которого подошла бы для этой модели. Поэтому старт производства затянулся аж до 1964-го.
Разработкой руководил именитый главконструктор А.Д. Просвирнин, также участвовавший в создании грузовиков ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-4301, легковых «Волг» и «Чаек», опытных образцов дизельного автопоезда ГАЗ-6008, гусеничного снегоболотохода ГАЗ-3933 и ещё ряда автомобилей. К этому времени он уже имел Сталинскую премию второй степени за 51-й ГАЗ.
С Просвирниным над «Шишигой» трудился ведущий конструктор — Заворотный Р.Г., а авторство дизайн-проекта принадлежало Лебедеву Б.Б и Еремееву Л.М.
Уже через 2 года серийного выпуска ГАЗ-66 взял «золото» столичной выставки «Современная сельскохозяйственная техника», а в 1967-м он вышел на международную арену, завоевав «золото» сельхоз ярмарки в Лейпциге.
Но самой главной заслугой этой модели стало получение Знака качества СССР в 1969-м. «Шишига» стала первой в Союзе машиной, удостоившейся заветной отметки, которой обозначались только высококачественные изделия отечественного производства.
В 1971-м «Шишиге» посвятили почтовую марку с рисунком художника Н. Шевцова.
Фактически массовый выпуск ГАЗ-66 остановился в 1995 году. Последняя «Шишига» в лице ГАЗ-66-11 вышла в 1999-м — спустя 35 лет с его старта.
На суше, в небе, в огне и воде
Конструкторы «Шишиги» воплотили в жизнь достойное сочетание малотоннажника и внедорожника.
Феномен «грузовика-вездехода» обеспечен кулачковыми дифференциалами мостов, большим дорожным просветом (315 мм) в совокупности с системой регуляции давления шин (0,5-3 кг/см2). Последняя стала отличительным признаком всех его модификаций к 1968 г., а ранее ей обладали лишь непосредственно ГАЗ66 и 66-03 с 66Э.
«Шишиги» специальные колёса с разъёмным ободом, бортовым кольцом 8,00-18 и шинами 12,00-18, подкачку которых осуществляет компрессор, приводимый в действие двигателем, и диски особой конструкции. Колёсная база — 3300 мм.
Двигатель грузовика ЗМЗ-66-06 объёмом 4254 см3, оснащённый предпусковым подогревателем ПЖБ-12, жидкостным охлаждением позволяет разогнать машину до 90 км/ч. Расход горючего на 100 км со средней скоростью 60 км/ч равен примерно 20 л, а баки вмещают 210 л.
Рабочая тормозная система — гидравлическая, раздельная с вакуумным усилителем, стояночная — барабанный трансмиссионный тормоз. У руля имеется гидроусилитель.
Откидная кабина обеспечивает удобство доступа к «движку», однако за это водителям «Шишиги» пришлось поплатиться комфортом переключения передач: между сиденьями здесь размещён закрывающий двигатель кожух, поэтому рычаг КП находится позади водителя, справа.
Чтобы шофёр отдыхал прямо в кабине, предусмотрен брезентовый съёмный гамак, подвешивающийся за специальные крючки.
Ещё одна особенность этого грузовика сделала его незаменимой технической единицей ВДВ: баланс центра тяжести обеспечивает обеим осям почти равномерную нагрузку, что при десантировании с самолёта позволяет ГАЗу-66 плавно приземлиться на все колёса. Компактная форма кабины здесь тоже сыграла важную роль, так как она не кренится во время спуска с парашютом.
На «Шишиге» можно совершить переправу через водоём, погрузившись в воду по самое лобовое. А вот перегрузок ГАЗ-66 не терпит и на суше: таковы особенности рессор заднего моста и самоблокирующихся дифференциалов главных передач.
К сожалению, в условиях горячих точек автомобиль оказался неэффективным. Это выяснилось в «Афгане»: положение кабины над двигателем и колёсами несло дополнительную угрозу жизни экипажа при подрыве. Поэтому в 80-х его начали массово списывать из боевых частей, а в 90-х — и из строевых.
Тем не менее в солдатском и шофёрском фольклоре, в песнях и поговорках за «Шишигой» закрепилась исключительно положительная репутация.
Заводские и народные модификации
Конструкторам Горьковского автозавода удалось сделать в лице «Шишиги» настолько универсальный «грузовой вездеход», что на его базе возникло около полусотни заводских модификаций для различных нужд. Однако надо признать, что не все они попали на массовый конвейер.
До 1961 г. у опытных образцов ГАЗ-66 была кабина со складной крышей и откидной рамкой ветрового стекла. Правда, потом решение всё-таки было повторено при создании опять же опытных образцов авиадесантной «Шишиги» — ГАЗ-66Б (1966 г.)
Также 1961-й ознаменовался появлением шасси с кабиной под бурильные установки и сельскохозяйственные самосвалы ГАЗ-66Д и двух седельных тягачей ГАЗ-66П и ГАЗ-66К (для работы с активным полуприцепом). Но в этом случае дальше единичных экземпляров дело не пошло.
С 1963 по 1966 выпускались ГАЗ-66Ф, ГАЗ-66Э и ГАЗ-66АЭ с экранированным электрооборудованием, мобильными войсковыми радиотехническими средствами.
В 1964 г. появился ГАЗ-66А, оснащённый лебёдкой, но ещё без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, как и другие его предшественники.
Тогда же увидел свет опытный образец ГАЗ-34, фактически являющегося «Шишигой» с колёсной формулой 6 × 6, со временем унаследовавшей от «старших братьев» и систему регуляции давления воздуха в шинах, и лебёдку. Их вышло 7 опытных образцов, а массовый выпуск не состоялся.
Доработанный вариант базовой модели «Шишиги» с бортовой платформой или шасси с кабиной с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах ГАЗ-66-01 бесперебойно вели почти 20 лет — с 1966 по 1984 год, наряду с ГАЗ-66-01, укомплектованным аналогичной системой и лебёдкой
К началу 90-х линейку ГАЗов-66 пополнили народнохозяйственные модификации ГАЗ-66-21 и ГАЗ-66-22 — с двойными шинами, а последний — с лебёдкой.
Отдельные модификации, как правило — экспортные, в диапазоне от ГАЗ-66А до ГАЗ-66-15 разрабатывались под тропический климат.
К слову, у них был и «антипод» — утеплённая «Северная шишига» — ГАЗ-66-92 с лебёдкой (1991 г.). У него установлены дополнительный отопитель, аккумулятор увеличенной ёмкости, противотуманные фары, а кабина — с двойными стёклами.
В бою и быту «Шишиги» тоже подвергались кардинальным преобразованиям, попадая в руки умельцев из народа. С развитием любительских гонок по бездорожью и экстремального туризма в России их стали переделывать в «джипы» и дома на колёсах, а ещё в пору СССР во время операций на Ближнем Востоке военные делали из ГАЗ-66 «кабриолеты», а в кузов устанавливали зенитные орудия.