школа лыжника методика начального обучения

Методика обучения по лыжной подготовке.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Методика обучения по лыжной подготовки
1 – 4 классов.

Учитель физической культуры: Л.Л.Жаркова

Город Лангепас 2018г

Уроки в начальной школе

Уроки лыжной подготовки в начальной школе имеют очень большое значение: в это время изучаются основы техники передвижения на лыжах, и оттого, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех уроков лыжной подготовки в школе.

В начальной школе эти уроки проводятся 3 раза в неделю по 45 мин., сдваивать их запрещается. Два урока очень хорошо способствуют повышению общей работоспособности детей школьного возраста.
В 1-м классе на этих уроках необходимо научить школьников правилам обращения с лыжным инвентарем, дать им первые теоретические знания по гигиене занятий на лыжах, пройти с ними «школу лыжника», освоить программный материал, укрепить здоровье и повысить общую работоспособность, чтобы каждый школьник смог пройти на лыжах в медленном темпе 2-3 км.

Лыжная подготовка в 1-м классе начинается с вводного урока, первая часть которого отводится на беседу (10-15 мин.). Большое значение для обеспечения высокой эффективности урока имеет умение детей обращаться с лыжным инвентарем. Учитель показывает школьникам, как пользоваться креплениями, как аккуратно вставить ботинок в крепление, чтобы крепление на ботинках, точно вошли в отверстие, как застегнуть крепление. Необходимо объяснить и показать, как держать палки: кисть продевается снизу и опирается на петлю, палка удерживается в основном тремя пальцами: большим, указательным и средним.

В 1-2-м классах школьники изучают следующие способы передвижения на лыжах:

управление лыжами при поворотах на месте;

передвижение ступающим и скользящим шагом;

преодоление небольших подъемов и спуск с пологих склонов;

поворот переступанием в движении ( 2-й класс ).

Для того чтобы успешно решить поставленные задачи, все школьники, независимо от уровня владения лыжами и умения на них передвигаться, должны пройти «школу лыжника»: освоить систему подводящих упражнений, в том числе ступающий шаг. После этого переходят к освоению скользящего шага. Следует обратить внимание на правильное положение туловища.

При совершенствовании техники скользящего шага основное внимание обращается на направление отталкивания ногой вдоль линии бедра туловища и на энергичный мах ногой при выносе ее вперед. Ноги при этом не следует сильно сгибать в коленях. В 1-м классе, помимо обучения скользящему шагу, необходимо научить школьников подниматься на пологий подъем и спускаться с небольших уклонов.

В 4 классе начинается изучение и совершенствование техники попеременного двухшажного хода, одновременного двухшажного хода. Идет изучение способов подъема, спуска и поворота в движении, преодоления неровностей. Изучение хода обычно идет достаточно успешно. Добиваясь согласованности движения в одновременном двухшажном ходе, учитель обычно обращает внимание учащихся на следующие ошибки: слабые толчки ногами, неодинаковые по длине скользящие шаги, преждевременная постановка маховой ноги на снег при выносе вперед, нарушение согласованности в выносе палок вперед.

Развитие физических качеств

На уроках лыжной подготовки особое внимание следует обратить на развитие физических качеств, повышение уровня общей работоспособности и закаливание обучающихся. Планирование материала осуществляется учителем на основе содержания школьной программы, учебных нормативов с учетом состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся.

В ходе уроков лыжной подготовки учитель физической культуры должен не только планировать материал для развития физических качеств, но и прививать навыки самостоятельных занятий, чтобы ученики могли дополнительно к трем урокам в неделю провести еще одно-два занятия на лыжах в свободное время.

Начиная с 1-го класса программой предусмотрено, что для развития физических качеств длительное передвижение на лыжах и преодоление коротких отрезков способствуют развитию быстроты передвижения на лыжах. Так, в начальной школе дистанция передвижения в медленном темпе с 1 км в 1-м классе постепенно увеличивается до 3 км в 4-м классе.

При длительном передвижении на лыжах очень важно научить школьников передвижению с равномерной скоростью один за другим в колонну, не обгоняя друг друга и не мешая.

Ноги лыжника сильно согнуты, туловище наклонено вперед, согнутые руки поданы вперед. Эта стойка применяется на прямых пологих спусках. Скорость при ней самая высокая.

Ноги согнуты меньше, туловище наклонено вперед, вес тела равномерно распределен на обе ноги. Руки немного согнуты, палки направлены назад.

Лыжник держится еще прямее, но ноги остаются слегка согнутыми для амортизации при преодолении неровностей лыжни.

Подъем «елочкой» Способ «елочкой» применяется на прямом, довольно крутом подъеме. Обе лыжи ставят на внутренние ребра, носки лыж разводят широко в стороны-наружу. Передвижение осуществляется ступающим шагом.

Согнутая в колене нога выносится вперед-вверх, ботинок развернут в сторону, задник одной лыжи переносится через задник другой. Палки для опоры ставятся по бокам и позади лыж. На крутых склонах носки лыж разводятся шире, лыжи ставятся на ребро, шаг короче, опора на палки сильнее. Разучив движение, можно перейти на бег «елочкой».

Подъем ступающим шагом

Этот подъем напоминает скользящий ход, но скольжение на лыжах отсутствует. Шаг еще короче. Отталкивание ногой направлено преимущественно вперед-вверх, отталкивание руками делается с большим усилием, размах движений рук короче.

Применяется при подъеме наискось по склону средней крутизны. Верхняя лыжа движется прямо по направлению подъема, а нижняя отводится носком наружу и ставится на внутреннее ребро. Руки работают так же, как в попеременном двухшажном ходе, отталкивание ногой при движении в подъем производится прежде всего за счет развернутой в сторону лыжи.

Источник

Методика начального обучения лыжной технике — «школа лыжника»

школа лыжника методика начального обучения школа лыжника методика начального обучения школа лыжника методика начального обучения школа лыжника методика начального обучения

школа лыжника методика начального обучения

школа лыжника методика начального обучения

Подводящие упражнение для овладения «чувством лыжи и снега». Упражнения на месте: скользящие движения лыжей вперед-назад; поднимание и опускание носка лыж; размахи­вание носком лыжи в сторону; повороты переступанием вок­руг задников и носков лыж, добиваясь параллельного поло­жения их при приставлении лыжи. Передвижение приставны­ми шагами и прыжками в одну и другую сторону, прыжками в сторону на двух лыжах, добиваясь параллельного положе­ния лыж между собой и к опоре; передвижение в подъемы ступающим шагом, «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой».

Упражнения для овладения устойчивостью (равновесием) на скользящей опоре: спуски в высокой, средней, низкой стойках; спуски с переходом из одной стойки в другую и об­ратно; спуски с поочередной загрузкой то одной, то другой лыжи; то же с переступанием в сторону на параллельный след; спуски прямо, отрывая от опоры носок правой, левой лыжи; спуски наискось; поворот переступанием из спуска наискось к склону; спуски с переходом на коньковый ход без отталкивания руками после выката.

Упражнения для овладения отталкиванием руками: пере­движение одновременным бесшажным ходом под небольшой уклон с четкой постановкой палок на снег и активной рабо­той туловищем; передвижение без шагов под небольшой ук­лон, с чередованием одновременного отталкивания двумя ру­ками и одной (в различных сочетаниях).

Упражнения, направленные на овладение отталкиванием лыжами: стоя с опорой на палки — маховые, маятникообразные движения ногой вперед-назад; передвижение без палок и с палками, взятыми за середину, скользящим шагом со свободными акцентированными маховыми движениями нога­ми и руками на равнинных участках и в пологий подъем; уп­ражнение «самокат»; выполнение поворота переступанием на утрамбованной площадке с уклоном 2—3° (двигаясь по кру­гу, восьмерке), обращая внимание на подготовку и выполне­ние толчка ногой; то же, сочетая выполнение переступанием по дуге с одновременным отталкиванием руками; передвиже­ние коньковым ходом под уклон, пологий подъем 2—3° — без отталкивания руками.

Источник

Методика обучения технике лыжных ходов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Областное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Болотнинский педагогический колледж

Методика обучения технике лыжных ходов

Болотное, 2008

Рекомендовано к изданию ПЦК преподавателей физвоспитания и дисциплин медико-биологической подготовки Болотнинского педагогического колледжа.

Методика обучения технике лыжных ходов: Методические рекомендации / Сост. Г.А.Куц – Болотное, 2008г. – 15 с.

Предлагаемые рекомендации содержат методический материал для обучения техники лыжных ходов. Рекомендуется использовать студентам 2 и 3 курса во время прохождения практики и начинающим педагогам.

Одной из основных задач физического воспитания в школе, в том числе и уроков лыжной подготовки, является формирование у учащихся двигательных навыков и умений. Одновременно с этим на всех этапах обучения решается задача повышения их технической подготовленности. Успешное решение этой задачи возможно лишь при условии достижения высокой эффективности обучения детей, что позволяет уже в раннем возрасте заложить основы правильной техники, которые в дальнейшем являются предпосылкой совершенствования ее в среднем и старшем школьном возрасте.

Пути начального обучения технике передвижения на лыжах необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями растущего организма. При недостаточном еще физическом развитии современная высшая техника должна быть упрощена так, чтобы потом не приходилось переучивать, чтобы сразу закладывать такие основы техники, которые впоследствии будут все более совершенствоваться.

Применение методики одновременного обучения способам передвижения на лыжах предполагает по мере овладения одним способом переходить к изучению другого, совмещая обучение новому способу с дальнейшим совершенствованием предыдущего.

Подобную методику возможно применять уже с первого класса. Причем, если будут ставиться задачи по овладению не только отдельными способами передвижения, но и связками, т. е. переходами с одного способа на другой, то овладение системой движений будет проходить осознанно, что обеспечит более успешное формирование двигательных навыков, освоение детьми основ рациональной техники различных способов передвижения самого начала обучения.

Словесные методы: рассказ; описание; объяснение; беседа;

разбор; задание; указание.

Методы наглядного воздействия: показ всего способа передвижения в целом или отдельных его деталей.

Практические методы: целостного разучивания упражнения; расчлененного (по частям) разучивания

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЫЖНЫХ ХОДОВ

Лыжные ходы бывают классическими и свободными (коньковыми). При передвижении классическими ходами лыжник отталкивается остановленной лыжей вдоль лыжни вниз-назад. В коньковых ходах отталкивание производится скользящей лыжей и направлено под углом к лыжне в сторону. Ходы подразделяются на попеременные и одновременные в зависимости от движений руками. Если лыжник одновременно выносит руки вперед и отталкивается ими, ход называется одновременным, если поочередно – попеременным. Основа всех лыжных ходов – скольжение на лыжах.

Попеременный двухшажный ход относится к классическим ходам. Этот ход – один из основных способов передвижения на лыжах, применяется на подъемах малой и средней крутизны, а также на равнине при плохих условиях скольжения. Цикл хода состоит из двух скользящих шагов, при которых лыжник дважды поочередно отталкивается руками (рис.1.).

школа лыжника методика начального обучения

Одновременный бесшажный ход. Передвижение этим ходом осуществляется только за счет одно­временного отталкивания руками. Применяется ход на пологих спус­ках, а также на равнине при хороших условиях скольжения. Цикл хода состоит из свободного скольжения на двух лыжах и одновременного отталкивания руками (рис.2).

школа лыжника методика начального обучения

школа лыжника методика начального обучения

Коньковый – современный скоростной ход, применяется на любом рельефе. Основа конькового хода – попеременное двустороннее отталкивание лыжами. В отличие от классического, отталкивание в коньковых ходах происходит скользящим упором. Цикл одновременного двухшажного конькового хода состоит из двух направленных вперед в сторону шагов и одного одновременного отталкивания палками.

Полуконьковый одновременный лыжный ход

Полуконьковый ход используется лыжниками на равнинных участках трассы, на пологих «тягунах» (подъемах) и спусках. В цикле хода одна нога лыжника опорная, другая — толчковая.

школа лыжника методика начального обучения

школа лыжника методика начального обучения

Одновременный двухшажный коньковый ход

Основа конькового хода — попеременное двустороннее отталкивание лыжами. Цикл одновременного конькового хода с отталкиванием палками через шаг состоит из двух направленных вперед-всторону шагов и одного одновременного отталкивания палками. Лыжник идет в пологий подъем. Он закончил отталкивание правой ногой под углом в сторону, сделал шаг левой и скользит на левой лыже (рис.5.). Палки вынесены вперед и ставятся на снег (кадр 1). Начинается сильное отталкивание палками и продолжается скольжение на левой лыже (кадр 2). Правая нога подносится к левой. Делается толчок левой ногой скользящим маховым движением в сторону-вперед (кадр 3).

Продолжается мощное одновременное отталкивание палками, усиленное наклоном туловища. Правую лыжу гонщик ставит на снег скользящим движением, развернув носком в сторону-вперед на внутреннее ребро (кадр 4). Заканчивается толчок палками (кадр 5). Делая шаг правой ногой, лыжник полностью выпрямляет толчковую левую ногу (кадр 6). Толчок окончен. Туловище выпрямляется, масса тела переносится на скользящую правую лыжу. Руки начинают вынос палок вперед (кадр 7). Левая нога после окончания отталкивания подносится к правой. С постановкой палок на снег начинается новый цикл хода (кадр 8)

школа лыжника методика начального обучения

школа лыжника методика начального обучения

Одновременный одношажный коньковый ход

Цикл этого хода составляют два шага с одновременным отталкиванием палками на каждый из них.

Лыжник закончил отталкивание палками и скользит на правой ноге, подтягивая маховую — левую (кадр 1). Стопа маховой ноги подносится к опорной, лыжник энергично выносит палки вперед, выпрямляет опорную ногу и разгибает туловище (кадры 2, 3). Палки активно ставятся на снег под острым углом, опорная нога сгибается в коленном суставе, и сразу начинается отталкивание палками, похожее на отталкивание палками в классических одновременных ходах (кадры 4, 5). Толчок палками сопровождается активным наклоном туловища. Завершая отталкивание палками, лыжник начинает толчок правой ногой и продолжает его до полного ее выпрямления (кадры 6, 7). Лыжник скользит на левой (опорной) ноге.
После отрыва толчковой лыжи от снега шаг повторяется в противоположную сторону (в направлении правой ноги) с отталкиванием левой. Руки быстрым движением выносят палки вперед в исходное положение для нового одновременного отталкивания.

Одновременный коньковый одношажный ход требует от лыжника хорошей координации движений и развитого равновесия. Самое сложное при освоении этого хода — сохранение равновесия на скользящей лыже при быстром выносе палок вперед. Сложен этот ход не только по согласованию движений. Вместе с увеличением частоты отталкиваний повышается скорость хода, его интенсивность, а поддерживать высокую интенсивность может лишь хорошо тренированный лыжник.

Применяется одновременный одношажный коньковый ход чаще всего на равнинных участках трассы (рис.6.).

школа лыжника методика начального обучения

школа лыжника методика начального обучения

Первый этап – обучение общей схеме движений

Цель и задачи: овладение схемой скользящего шага, освоение стойки лыжника, согласованность работы рук и ног, одноопорное скольжение.

Упражнения для изучения стойки лыжника

При изучении стойки нужно обратить внимание на мышечные ощущения, равномерное распределение веса тела на обе ступни. Колени не «накрывают» носки ботинок. Туловище слегка наклонено вперед.

Согнуть ноги в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, опустить согнутые руки вперед-вниз. Многократное повторение.

Из стойки лыжника принять основную стойку и вернуться в и.п. повторить несколько раз.

Сделать шаг вперед и принять стойку лыжника. Проверить положение рук, туловища, ног. Выполнять с правой и левой ноги.

Упражнения для изучения согласованных движений рук и ног

В стойке лыжника поочередные маховые движения рук с фиксацией их в переднем и заднем положении.

В стойке лыжника попеременная работа рук – без палок и спалками, удерживая их за середину, на лыжах и без лыж.

В стойке лыжника, руки за спиной, передвижение шагом.

Ходьба с попеременной работой рук и ног в стойке лыжника.

Стоя на лыжах, попеременные отталкивания руками под уклон.

Попеременная работа рук и ног. Передвижение на лыжах ступающим шагом с попеременной работой рук.

Стоя на одной ноге и держась одновременной рукой за рядом стоящий предмет. Поочередные маховые движения рукой вперед, ногой назад.

Упражнения для развития чувства равновесия и изучения одноопорного скольжения

Перенос веса тела с одной ноги на другую (касаясь носком свободной ноги опоры) в стойке лыжника.

Перенос веса тела с правой ноги на левую (с отрывом свободной ноги от опоры) в стойке лыжника.

Перенос веса тела с правой ноги на левую и наоборот с шагом вперед в стойке лыжника.

Стоя на одной ноге )на низкой и высокой опоре), махи другой с попеременным размахиванием рук.

В стойке лыжника на одной ноге попеременные махи другой с движением рук.

В стойке лыжника перенос веса тела с правой ноги на левую и наоборот с шагом вперед и попеременным выносом рук.

В стойке лыжника перенос веса тела с правой на левую и наоборот с прыжком вперед, руки за спиной. Зафиксировать одноопорное положение.

В стойке лыжника перенос веса тела с правой ноги на левую и наоборот с прыжком вперед и попеременной работой рук. Зафиксировать одноопорное положение.

В стойке лыжника шаговая имитация с попеременной работой рук в медленном темпе.

Прыжковая имитация на месте.

Прыжковая имитация в движении.

Второй этан – углубленное изучение элементов движения

Цель и задачи: овладеть элементами скользящего шага (подседание, отталкивание, махи рук и ног, активная постановка палок).

Упражнения для разучивания подседания и отталкивания ногой

Прыжок вверх толчком обеих ног.

Прыжок вверх толчком обеих ног с предварительным сгибанием.

В стойке лыжника, руки за спиной, шаг левой и правой ногой.

В стойке лыжника, руки за спиной, шаг левой и правой ногой с предварительным подседанием на обеих ногах.

В стойке лыжника, руки за спиной, шаговая имитация с акцентом на подседание.

В стойке лыжника, руки за спиной, шаговая имитация с акцентом на отталкивание ногой.

В стойке лыжника шаговая имитация с попеременной работой рук.

В стойке лыжника, руки за спиной, прыжок вперед-вверх с ноги на ногу с предварительным сгибанием толчковой ноги.(зафиксировать положение после приземления).

В стойке лыжника, руки за спиной, прыжкок вперед-вверх с ноги на ногу.

В стойке лыжника прыжковая имитация с попеременной работой рук (на равнине и в пологий подъем).

В стойке лыжника, руки за спиной, скольжение на одной лыже, многократное отталкивание другой ногой.

В стойке лыжника, руки за спиной, скольжение на одной лыже с отталкиванием 2-3 раза другой ногой.

В стойке лыжника, руки за спиной, скольжение на одной лыже с отталкиванием 2-3 раза другой ногой и попеременной работой рук.

В стойке лыжника, руки за спиной, попеременное скольжение на лыжах.

Попеременный двухшажный ход без палок и с палками.

В стойке лыжника скольжение на одной лыже, многократное отталкивание другой с попеременной работой рук.

Упражнения для изучения постановки палки и отталкивания рукой

В стойке лыжника маховым движением вниз-вперед вынести руки с палкой до уровня плеча. Многократно повторить движение правой и левой рукой.

В стойке лыжника вынести руку с палкой вперед и движением вниз отвести ее назад.

В стойке лыжника вынести руку с палкой вперед, активно вкалывающим движением поставить палку у каблука ботинка.

В стойке лыжника, делая шаг вперед, с силой поставить палку сзади опорной ноги.

Шаговая имитация с попеременным отталкиванием руками.

Прыжковая имитация с попеременным отталкиванием руками (в пологий подъем).

Скольжение на двух лыжах с попеременным отталкиванием руками.

Передвижение попеременным двухшажным ходом.

Третий этап – освоение лыжного хода в целом

Цель и задачи: овладеть ходом в целом, согласованно выполнять элементы движения.

Упражнения для изучения согласованного выполнения поз в граничных моментах скользящего шага

В стойке лыжника, руки за спиной, с шагом вперед оторвать толчковую ногу от опоры и зафиксировать положение.

В стойке лыжника с шагом вперед и попеременной работой рук оторвать толчковую ногу от опоры.

В стойке лыжника поочередно выносить руки вперед и имитировать постановку палки с акцентом опускания кисти.

В стойке лыжника поочередно выносить руки с палкой вперед, поставить её вкалывающим движением. Жим на палку и давление туловищем.

В стойке лыжника вынести руку с палкой вперед активно поставить под острым углом сзади опоры, перенести вес тела на опорную ногу, выпрямить её, сделать быстрое подседание и толком перейти в одноопорное положение.

Передвижение попеременным двухшажным ходом с акцентом:

1.на маховом выносе руки и ноги;

2. на согласованном отталкивании рукой и ногой;

3. на подседании и отталкивании ногой;

4. на отталкивании ногой, маховом выносе ноги и броске туловища.

Специальные упражнения на лыжах

1. Передвижение одновременным бесшажным ходом половина круга с максимальной скоростью, остальная часть круга в средней интенсивности попеременная работа руками. Выполняли по 2-3 подхода.

2. Передвижение одновременно одношажным ходом первую часть круга, а вторую часть одновременным бесшажным ходом в среднем темпе.

3. Передвижение в выше средней интенсивности на отрезках 500 метров, 1000 метров командами в составе по 5, 3, и 2 человека.

4.Передвижение на лыжах в средней интенсивности для развития выносливости от 3-5 км по большому кругу.

Рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на уроках лыжной подготовки

Уроки лыжной подготовки проводятся согласно расписанию.

2. Одежда учащихся подбирается в зависимости от температуры воздуха. Лыжные ботинки должны быть свободными, мягкими, сухими.

3. Длина лыж должна соответствовать росту лыжника (пластиковые лыжи короче). Лыжные палки должны быть в исправности и соответствовать росту и весу лыжника (при коньковом ходе длиннее).

4. Занятия должны проводиться организованно под руководством учителя. Передвижение к месту занятий осуществляется на лыжах или с лыжами в руках.

5. При выборе трассы для тренировок, проведения соревнований, приема контрольных нормативов необходимо предусмотреть, чтобы она проходила в защищенном от ветра месте, особенно на спуске, не пересекала замершие водоемы, густой кустарник, шоссейные и грунтовые дороги.

6. Лыжникам не следует обгонять друг друга на узких дорогах и не удобных для обозрения спусках. Не следует останавливаться и стоять на трассах спуска, пересекать трассы спуска, так как это может привести к столкновению.

7. При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону.

8. Меры предупреждения обморожений во время занятий на лыжах:

одежда лыжника должна соответствовать погоде;

при появлении первых признаков обморожения открытых частей тела следует немедленно накрыть пораженное место сухой мягкой шерстяной тканью и легкими движениями растирать до возобновления кровообращения;

при появлении признаков обморожения ног (пальцев) следует немедленно отправить лыжника на базу и в помещении сухой мягкой тканью растирать ноги до возобновления кровообращения;

нельзя допускать растирание обмороженных участков снегом на улице.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *