школьное обучение никогда не начинается с пустого места а всегда опирается на определенную стадию
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места а всегда опирается на определенную стадию
Три рассмотренные нами теории, по-разному решая вопрос об отношении обучения и развития, позволяют нам, отталкиваясь от них, наметить более правильное решение того же самого вопроса. Исходным моментом для него мы считаем тот факт, что обучение ребенка начинается задолго до школьного обучения. В сущности говоря, школа никогда не начинает на пустом месте. Всякое обучение, с которым ребенок сталкивается в школе, всегда имеет свою предысторию. Например, ребенок начинает проходить в школе арифметику. Однако задолго то того как он поступит в школу, он имеет уже некоторый опыт в отношении количества, ему уже приходилось сталкиваться с теми или иными операциями деления, определениями величины, сложения и вычитания, следовательно, у ребенка есть своя дошкольная арифметика, которую только близорукие психологи могли не заметить и игнорировать.
Тщательное исследование показывает, что эта Дошкольная арифметика чрезвычайно сложна, что означает, что ребенок проходит путь своего арифметического развития задолго до того, как он приступает к школьному обучению арифметике. Правда, эта дошкольная предыстория школьного обучения не означает прямой преемственности, которая существует между одним и другим этапом арифметического развития ребенка.
Линия школьного обучения не является прямым продолжением линии дошкольного развития ребенка в какой-нибудь области, она может, кроме того, повернуться в сторону в известных отношениях, может быть даже противоположно направлена по отношению к линии дошкольного развития. Но все равно, будем ли мы иметь дело в школе с прямым продолжением дошкольного обучения или с его отрицанием, мы не можем игнорировать того обстоятельства, что школьное обучение никогда не начинает с пустого места, а всегда имеет перед собой уже определенную стадию детского развития, проделанную ребенком до поступления в школу.
Больше того, нам кажутся чрезвычайно убедительными доводы таких исследователей, как Штумпф и Коффка, которые пытаются стереть границу между обучением школьным и обучением в дошкольном возрасте. Внимательный взгляд легко откроет, что и обучение не начинается только в школьном возрасте. Коффка, пытаясь выяснить для учителей закон детского обучения и их отношения к умственному развитию ребенка, сосредоточивает все свое внимание на наиболее простых и примитивных процессах обучения, которые выступают именно в дошкольном возрасте.
АНО «СОШ «Содружество»
Средняя общеобразовательная школа
Средняя общеобразовательная школа
Советы психолога родителям будущих первоклассников
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский
Скоро Ваш ребенок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь. Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребенка. Оказываясь в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому важно готовить ребенка к школе, ведь все, чему вы научите его сейчас, поможет ему быть успешным в школе.
Что важно сделать перед школой?
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Сформировать интерес к книге.
3. Приучить соблюдать режим дня.
4. Сформировать навыки самообслуживания и самостоятельности.
5. Научить ребенка общаться со сверстниками.
Особое внимание уделите развитию усидчивости и волевых процессов:
Научите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения и выполнять задания по образцу.
Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
• во время прогулок обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, туман, радуга). Выучите названия времен года;
• учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта и школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение;
• развивайте связную речь, учите ребенка пересказывать сказки и составлять рассказы по картинкам. Следите за правильностью произношения и грамотностью речи.
• научите ребенка считать до 100 и сравнивать количество предметов, познакомьте с изображением цифр;
• развивайте мелкую моторику рук ребенка с помощью рисования, штриховки, раскрашивания, мозаики, лепки, нанизывания бусинок, пуговиц;
• научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
10 советов родителям будущих первоклассников:
Совет 1. Заранее познакомьтесь со школой, условиями обучения и учителем.
Совет 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Совет 3. Выделите ребенку место для занятий дома.
Совет 4. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником.
Совет 5. Избегайте чрезмерных требований к ребенку.
Совет 6. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.
Совет 7. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.
Совет 8. Ребенок имеет право на ошибку, поэтому не относитесь к его первым неудачам как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша помощь и поддержка.
Совет 9. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если они становятся частыми.
Совет 10. Не перегружайте ребенка учебой, у первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.
Хотите узнать, готов ли ваш ребенок к школе?
Ответьте на вопросы анкеты и проанализируйте получившийся результат.
Анкета для родителей: «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».
1. Может ли Ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?
2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?
3. Быстро ли Ваш ребенок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?
4. Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке? Считать до 100?
5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?
6. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам?
7. Имеет ли он хорошую координацию движений?
8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?
9. Умеет ли Ваш ребенок обобщать — называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?
10. Хочет ли он ходить в школу?
Интерпретация результатов:
За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.
1 – 3 балла – Ваш ребенок пока не готов к школе.
4 – 6 баллов – ребенок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.
7 – 10 баллов – Ваш ребенок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.
Советы психолога для родителей на тему «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Советы психолога для родителей.
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Что важно сделать перед школой?
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Сформировать интерес к книге.
3. Приучить соблюдать режим дня.
4. Сформировать навыки самообслуживания и самостоятельности.
5. Научить ребенка общаться со сверстниками.
Особое внимание уделите развитию усидчивости и волевых процессов:
Научите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения и выполнять задания по образцу.
Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
• во время прогулок обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, туман, радуга). Выучите названия времен года.
• учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта и школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
• развивайте связную речь. Учите ребенка пересказывать сказки и составлять рассказы по картинкам. Следите за правильностью произношения и грамотностью речи.
• научите ребенка считать до 100 и сравнивать количество предметов. Познакомьте с изображением цифр.
• развивайте мелкую моторику рук ребенка, с помощью рисования, штриховки, раскрашивания, мозаики, лепки, нанизывания бусинок, пуговиц.
• научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
Успешная адаптация обучающегося при переходе на новый уровень обучения – показатель качества его образования
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.»
В.А.Сухомлинский
В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у учеников определенных учебных знаний, учебных действий. Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Решение вопроса преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса: руководителей школ, учителей среднего, начального звена и дошкольной ступени.
На сегодняшний день проблема преемственности, особенно в период адаптации дошкольников и школьников при переходе на новый образовательный уровень (это детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – средняя школа) очень волнует педагогов и психологов.
Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям.
Обучающиеся оказываются неподготовленными к изменениям социальной ситуации обучения, что вызывает трудности в самом обучении и, как следствие, трудности в личностном восприятии и дальнейшем развитии.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Такие качества возможно сформировать только в условиях взаимодействия детского сада и школы.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
Работа строится по направлениям:
Организационно-педагогическая деятельность
1. Совместно с педагогами детского сада составляем, обсуждаем план работы на новый учебный год
2. С октября месяца по плану начинает работу «Школа будущего первоклассника». Это не кабинетная система. В эту работу входят: экскурсия по школе, различные внеклассные мероприятия совместно с учащимися 1 класса (по ПДД, спортивные состязания, принимают участие в подвижных играх). А с марта начинаются занятия.
В Информационно-методическую работу входят такие мероприятия, как
1. «Круглый стол» для воспитателей, учителей «Будущий первоклассник – какой он?»
Цель этого мероприятия: представить портрет первоклассника в системе ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта)
2. Семинар «Стандарты второго поколения: преемственность и инновационность: детский сад и начальная школа»: (в апреле) и в октябре. В апреле проходят открытые занятия в подготовительной группе;
— воспитатель подготовительной группы представляет портфолио на каждого воспитанника,
— даёт характеристику готовности к обучению в школе.
В октябре открытые уроки в 1 классе;
— выступление учителя 1 класса по теме «Педагогическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС», используя проведённые диагностики.
По направлению Аналитико-диагностическая и коррекционно-развивающая работа
Для родителей будущих первоклассников оформляется информационный стенд «Готовим детей к школе».
В течение года учитель, который будет работать с детьми в 1 классе, посещает занятия подготовительной группы с целью ознакомления уровня готовности детей к школе.
В конце учебного года проводится диагностика готовности воспитанников подготовительной группы к обучению в школе.
И четвёртое направление, не менее важное это
Взаимодействие семьи, детского сада и школы.
В начале учебного года проходит родительское собрание «Организация совместной работы детского сада, школы и родителей будущих первоклассников по подготовке детей к школе».
День открытых дверей для родителей будущих первоклассников: организуется экскурсия по школе для родителей, выставка рисунков дошкольников «Я будущий первоклассник», посещение занятий в подготовительной группе и в 1 классе.
В конце учебного года собрание с родителями будущих первоклассников «Результаты подготовки дошкольников к обучению в школе».
В течение всего учебного года проходят индивидуальные консультации: «Готовимся к школе».
Адаптация ребенка к школе не заканчивается в первом классе, она продолжается и до окончания школы, так как образовательный процесс, по своей сути, предполагает изменения обстановки и осуществляется в условиях непрерывного развития ребенка. Тем не менее, в процессе обучения выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей. Таким периодом является и переход учащихся из начальной школы в основное звено. Практика показывает, что для многих школьников в это время типичны снижение успеваемости, нарушения поведения, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость. Выявление причин этих трудностей и поиск путей организации эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе перехода на новый образовательный уровень являются актуальными задачами.
Как это проходит в нашей школе?
В школе есть план работы по обеспечению преемственности при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования, по которому и идёт работа.
Работа начинается со второго полугодия учебного года.
Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
Методическая работа. По результатам проведённых контрольных работ за 1 полугодие в 4 классе проходит педагогический консилиум.
Цель: анализ результатов диагностики уровня ЗУН учащихся 4 класса, соответствие уровня обученности каждого ученика требованиям к подготовке выпускников.
1. Посещение уроков 4 класса учителями будущего 5 класса.
Цель: изучение программ начальных классов, уровня работоспособности учащихся, ознакомление со стилем преподавания, с особенностями детского коллектива.
Знакомство детей с их будущими учителями.
2. Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей основного звена.
Работа с учащимися
1. Психологическое тестирование.
Цель: изучение личности выпускника начальной школы.
Для этого используются методики «Хорошо ли в школе?», «Рисунок семьи», «Карта интересов младших школьников», «Определение ведущего типа памяти», тест школьной тревожности Филипса.
2. Экскурсия выпускного класса начальной школы по территории основной школы.
Цель: знакомство с кабинетной системой основной школы.
3. Контрольные работы за курс начальной школы по русскому языку, математике, окружающему миру.
Цель: изучить сформированность знаний за курс начальной школы и готовность к обучению в основной школе.
1. Участие 4 класса в мероприятиях среднего звена.
Цель: создание комфортных условий для перехода в основную школу.
2. Классное собрание учащихся 4 класса с участием педагогов и классного руководителя будущего 5 класса.
Цель: торжественный перевод выпускников начальной школы в основную школу.
Работа с родителями.
1. Индивидуальные беседы с родителями учащихся 4 класса.
Цель: ознакомление родителей с перспективами обучения детей в 5 классе.
2. Родительское собрание 4 класса с участием учителей основной школы «Особенности перехода учащихся 4 класса в основное звено»».
Цель: ознакомление с особенностями этого периода, с особенностями содержания и методами обучения, знакомство с учителями, с единой системой требований.
3. Анкетирование родителей «Адаптация пятиклассников».
Цель: диагностика и выявление проблем в адаптации пятиклассников.
В течение всего учебного года идёт работа по адаптации учащихся 5 класса. В конце года проводится глубокий анализ проведённой работы, выявляются трудности, проблемы, изучение и преодоление которых запланировано в новом учебном году.
После окончания 9 класса наши дети идут в среднюю школу. К сожалению, таких мало. В основном учащиеся нашей школы поступают в учебные заведения, где продолжают своё обучение.
В заключение хочется сказать, чтобы сделать ребёнка успешным при любом переходе на новую ступень образования может только талантливый, образованный учитель, умеющий работать с разными категориями детей!
Спасибо за внимание, всем творческих успехов!
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемmcko.ru
Похожие презентации
Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: ««Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский Преемственность.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский Преемственность нормативных документов дошкольного и начального общего образования Сотрудник МЦКО, отдела качества дошкольного образования Пахомова И.Ю.
3 Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования формирование умения учиться
4 Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ г.): «преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка»
6 Цель ФГОС в начальной школе: поддержка «внеурочных» и «внешкольных» образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики; «формирование средств и способов cамостоятельного продвижения ученика в учебном процессе; решение вечной проблемы преемственности между ступенями образования».
7 Стандартизация – государственная образовательная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере образования Федеральные государственные требования к структуре содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ноябрь 2009 г.). Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (октябрь 2009 г.) – документ, совокупность требований обязательных при реализации ООП.
8 Стандартизация включает: требования к содержанию дошкольного образования учитывают особенности современного состояния дошкольного детства в России; актуальные проблемы системы дошкольного образования вносят в содержание программ необходимые изменения, а именно: ставится акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет гендерного подхода при организации педагогического процесса, ориентацию на универсальность и интеграцию содержания дошкольного образования; документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования и для учителей начальной школы (следует подчеркнуть, что до принятия настоящего документа они сильно расходились).
9 Содержание и организация дошкольного образования, предложенные в ФГТ заключаются в следующем: (ФГТ обеспечивают преемственность с основными общеобразовательными программами начального общего образования, причем, впервые в нормативном правовом документе установлен ряд концептуальных требований). Соответствие принципам развивающего образования; Интегративный подход к образованию дошкольников как альтернативы предметному; Комплексно-тематический принцип построения как особая организация образовательной деятельности, стимулирующая «принятие» ребенком образовательной программы; Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости; Использование адекватных возрасту форм работы с детьми; Осуществление образования через организацию детских видов деятельности (исключая учебную).
10 Нормативная основа преемственности в непрерывной системе «Дошкольное образовательное учреждение – начальная школа» единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми; согласованность и преемственность целей образования, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка; выделение в качестве результатов освоения образовательной Программы интегративных качеств.
11 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Единая теоретико-методологическая основа:
13 Требования к результатам обучающихся начального общего образования (ФГОС): Личностные результаты Метапредметные результаты (коммуникативные, регуляторные, познавательные) Предметные результаты Требования к выпускнику ДОУ (ФГТ): физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками; любознательный активный; эмоционально отзывчивый; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; коммуникативные результаты способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; регуляторные результаты способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; познавательные результаты овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; регуляторные результаты овладевший необходимыми умениями и навыками
14 Портрет выпускника: (дошкольник – начальная школа) деятельный и активный; креативный; любознательный; инициативный; открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый; положительное отношение к себе; уверенность в своих силах. исследовательский интерес; коммуникативность; саморегуляция; ответственность; чувство собственного достоинства; уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения; навыки самоорганизации и здорового образа жизни.
15 Универсальные учебные действия « совокупность способов действия … благодаря которым, ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности»: познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции.
16 Состав основных видов универсальных учебных действий: УУД Личностные действия Регулятивные действия Познавательные действия Коммуникативные действия
18 Компоненты, входящие в состав УУД: Коммуникативный компонент УУД: потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника. Познавательный компонент УУД: воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты тексты; использовать знаково-символические средства, владеть спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
20 Проблемы преемственности: «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения; обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
21 «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский Преемственность нормативных документов дошкольного и начального общего образования Сотрудник МЦКО, отдел качества дошкольного образования Пахомова И.Ю.