школьный шахматный клуб учимся играть в шахматы 1 й год обучения
Школьный шахматный клуб. Учимся играть в шахматы. 1-й год обучения.
Описание
В. А. Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Игра в шахматы, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы должны войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры».
Занимаясь по книге-тренажеру «Школьный шахматный клуб. Учимся играть в шахматы. 1-й год обучения» вы сможете показать ребенку ценность жизненного урока: «Думай, прежде чем сделать!» — игра в шахматы многогранна, и порой необдуманное действие может привести к совершенно иному исходу, нежели планировалось.
Игра всего одна, а сколько пользы она принесет вашему ребенку! Она расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; развивает изобретательность и логическое мышление; у ребенка вырабатываются выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность; развивается самокритика, ребенок становится более самостоятельным, в том числе в принятии решений, не унывает при неудачах, когда проигрывает партию. Эта игра закладывает прочный фундамент в развитие личности ребенка и ориентирует его на успех в жизни.
А еще это хороший интеллектуальный досуг, который поможет скоротать время в семейном кругу и заменит игры на компьютере или время, проведенное в гаджетах. Шахматы — нечто большее, чем просто игра.
Программа: шахматный клуб «Стратегия» 1 год обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВЕТСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
СОВЕТСКОГО РАЙОНАРЕСПУБЛИКИ КРЫМ .
«Советская средняя школа №2»
по внеурочной деятельности
срок реализации: 1 год
«Шахматная школа», В. Барский
Первый год обучения
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Шахматная школа» 1–4 классы подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией физического воспитания. Предназначена для обучающихся 1-2 классов и 3-4 классов (первый год обучения) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Советская средняя школа №2»
В программе первого года обучения предусмотрено 33 часа из расчета один урок в неделю. Программой предусмотрено 3 занятия на повторение изучаемого материала и 3 коррекционных занятия. Кроме того, в конце года проводится итоговый тест, принимают участие в викторине или матче в рамках кружка. На каждом уроке изучается и закрепляется базовый материал, более детально разбираются данные темы.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок. Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа.
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Примерной образовательной программы начального общего образования
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
Учебника Барского В. Шахматная школа: учебник для младших классов/ СПб: Поляндрия; М.:Библиотека РШФ, 2016
Основной санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189);
Авторской программы В.Барского «Шахматная школа»
В соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «Советская СШ №2».
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно – оздоровительное направление. Рабочая программа внеурочной деятельности “Шахматная школа” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися 1-2 классов и 3-4 классов (первый год обучения)
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят “упоение в борьбе”, но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.
Изучение курса «Шахматная школа» направлено на достижение следующих целей :
с оздание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся;
формирование общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы .
Задачи:
обучающие:
научить детей следить за развитием событий на шахматной доске;
научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил;
научить решать шахматные задачи в 1-2 хода;
научить детей работать самостоятельно;
научить школьников планировать свою игру и работу;
научить работе с шахматной литературой.
развивающие:
развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции);
повысить уровень спортивной работоспособности;
развивать интеллектуальные способности;
расширить кругозор ребёнка;
развивать творческое мышление;
формировать познавательную самостоятельность.
воспитывающие:
воспитывать потребности в здоровом образе жизни;
воспитывать трудолюбия, дисциплинированности, сознательности, активности
формировать способности к самооценке и самоконтролю.
Отличительные особенности программы: установка сделать из ребенка гроссмейстера не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов :
принцип психологической комфортности — создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире — при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности — у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества — процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Предметные результаты изучения предмета «Шахматный всеобуч»
Обучающиеся к концу учебного года будут знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, угловые поля, партнеры, начальное положение; белые, черные фигуры, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, двойной удар;
названия фигур: ладья, конь, слон, ферзь, король;
правила хода и взятия каждой фигуры, обозначения ходов при записи партии.
Обучающиеся к концу учебного будут уметь:
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
вести запись партии;
разыграть шахматную партию от начала и до конца без нарушений правил шахмат;
рокироваться, объявлять шах, ставить мат;
решать элементарные шахматные задачи на мат в один ход
приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;
повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности; сформируют умения производить логические операции.
Планируемые результаты изучения курса «Шахматная школа»
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия;
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные дей ствия
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• а декватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебное помещение: кабинет № 10 с интерактивной доской
комплект школьной мебели ;
классная магнитная доска;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов;
живые объекты (комнатные растения);
Барский Владимир Шахматная школа: рабочая тетрадь для младших классов- М. : Библиотека РШФ, 2016
Барский Владимир Шахматная школа. Методическое пособие для учителя М.: Библиотека РШФ, 2016
мультимедийная обучающая программа для самых маленьких и не только «Динозавры учат шахматам»
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Шахматная школа» в 1- 2 классе начальной школы отводится 1 час в неделю – 34 ч, 34 учебные недели. I четверть – 9 недель, 9 часов; II четверть – 7 недель, 7 часов; III четверть – 10 недель, 10 часов; IV четверть – 8 недель, 8 часов.
На изучение курса «Шахматная школа» в 3-4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю – 34 ч, 34 учебные недели. I четверть – 9 недель, 9 часов; II четверть – 7 недель, 7 часов; III четверть – 10 недель, 10 часов; IV четверть – 8 недель, 8 часов.
Формы организации детей: групповая, индивидуально-групповая
Содержание программы
Волшебный мир шахмат (1 ч)
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство детей с шахматами. Легенда о возникновении шахмат. Основные вехи истории шахмат, их место в мировой культуре.
Две армии на шахматной доске. Соперники, противники, партнеры.
Расположение доски перед началом игры. Шахматные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали. Фигуры и пешки.
В какой последовательности расставлять фигуры и пешки на доске, чтобы не ошибиться. «Ферзь любит свой цвет, а король- чужой цвет»
2. Шахматная нотация (1 ч)
Теория: Обозначение вертикалей и горизонталей на шахматной доске. «Адрес» поля как места пересечения вертикали и горизонтали. Диаграмма. Центр и угловые поля.
3. Ладья и слон (1 ч)
Теория: Ладья: как ходит и бьет фигуры соперника ладья. Вертикали и горизонтали на шахматной доске. Слон: как ходит и бьет слон. Чернопольные и белопольные слоны- разноцветные слоны и одноцветные слоны. Диагонали.
4. Нападение и взятие (1 ч)
Теория: Нападение на фигуру или пешку противник. Линия действия фигуры. Как напасть на неприятельскую фигуру. Как определить, какая фигура находится под боем.
5. Пешка (1 ч)
Теория: Пешка- душа шахматной партии. Сколько пешек на шахматной доске и как они называются. Как ходит и бьет пешка.
6. Король (1 ч)
Теория : Король: как ходит и бьет фигуры соперника( незащищенные!). Король- самая главная фигура.
7. Ферзь (1 ч)
Теория: Ферзь: как ходит и бьет фигуры соперника. Ферзь, ладья, слон- дальнобойные фигуры. Ферзь- самая сильная фигура.
8. Конь (1 ч)
Теория: Конь: как ходит и бьет фигуры соперника. «Прыг, скок и вбок». Как выглядит фигура( внешнее сходство с настоящими лошадьми) по сравнению с другими фигурами абстрактного дизайна.
9. Ценность фигур (1 ч)
10. Особые ходы пешки (1 ч)
Теория: Превращение пешки после достижения последней горизонтали. «Пешка идет в ферзи». Процедура превращения: поставить пешку на последнюю горизонталь, а затем поменять на выбранную фигуру того же цвета. Взятие на проходе. Битое поле.
11. Повторение пройденного материала (1 ч)
Теория: Как ходят и бьют все фигуры и пешки, сравнительная ценность фигур- игра» шахматный базар».
12. Коррекционное занятие (1 ч)
Коррекционные занятия, как и уроки на повторение пройденного материала, необходимы для того, чтобы в классе не было отстающих, чтобы все усвоили учебный материал.Ученики, пропустившие один или несколько уроков, восстанавливают пробелы. Также на этом занятии можно провести турнир по пешечным шахматам( в игре участвуют только пешки и короли).
13. Защита от нападения (1 ч)
Теория: Способы защиты от нападения: отход, защита с помощью другой фигуры (перекрытие), уничтожение атакующей пешки или фигуры.
14. Шах и защита от него (1 ч)
Теория: Что такое шах. Шах различными фигурами. Три способа защиты от шаха: отход короля, перекрытие линии атаки, взятие атакующей фигуры ли пешки.
15. Мат (1 ч)
Теория: Цель шахматной партии. Что такое мат, отличие мата от шаха. Как матуют пешка, ладья, конь и ферзь. Сдача партии в проигранной позиции.
16. Простейшие матовые конструкции (1 ч)
Теория: Стандартные позиции: мат на последней( первой) горизонтали, мат ферзем, которого поддерживает слон, ладья,король или пешка. Король на краю и в углу доски, поля для отступления.
17. Пат. Ничья (1 ч)
Теория: Что такое ничья. Разновидности ничьей. Недостаток материала для выигрыша у обеих сторон. Определение пата, чем отличается пат от мата. Соглашение на ничью. Вечный шах. Троекратное повторение позиции. Правило 50 ходов.
18. Повторение: задания на шах, мат, пат (1 ч)
Теория: Повторение материала предыдущих уроков о шахе, мате, пате. Практический материал для тренировки.
19. Коррекционное занятие или турнир по шахматам (1 ч)
Теория: Базовые понятия шахмат, такие как шах, мат, пат, чрезвычайно важны- без четкого усвоения их учениками невозможно продолжать обучение. Уроки 18 и 19 помогают «подтянуть» отстающих. А для самых сильных учеников можно организовать в этот день небольшой турнир.
20. Особый ход — рокировка (1 ч)
Теория: Определение и цель рокировки. Рокировать можно только один раз за партию. Виды рокировок: короткая и длинная. Как делается рокировка. Когда можно рокироваться. Как записывать ход рокировки.
22. Мат королем и ферзем (1 ч)
Теория: Стандартная связка «король+ ферзь» против короля соперника. Когда могут встретиться такие позиции. Метод оттеснения короля в угол совместными усилиями. Патовые ловушки.
23. Мат ферзем и ладьей (1 ч)
Теория: Связка « ферзь и ладья». На каких стадиях игры могут встречаться матовые атаки ферзем и ладьей. Внимательная игра поможет избежать пата.
24. Мат двумя ладьями (1 ч)
Теория: Матование двумя ладьями одинокого короля. Линейный мат. Оттеснение короля на последнюю горизонталь. Мат на седьмой ( второй) горизонтали при стесненном положении короля.
25. Повторение: матование одинокого короля разными фигурами (1 ч)
Теория: Повторение различных способов матования короля: ферзем и королем, ферзем и ладьей, двумя ладьями.
26. Коррекционное занятие или турнир (1 ч)
Теория: теперь, когда все ученики твердо знают правила и цель игры, они могут проводить шахматные партии от начала до конца.
27. Правила поведения во время игры (1 ч)
Теория: Принятые правила поведения во время шахматной партии. Приветствие соперника, рукопожатие. Соблюдение тишины. Предложение ничьей. Правило «тронул-ходи». Как поправить фигуру на доске. Корректное совершение хода.
28. Шахматные часы (1 ч)
Теория: Отличие шахматных часов от обычных. Устройство часов и принципы игры с часами. Правильное расположение часов на столике. Флажок (на механических часах). Контроль времени. Цейтнот.
29. Запись партии (1 ч)
Теория: Отличие длинной нотации от короткой. Сокращенные названия фигур, символы шахам, мата, взятия, короткой и длинной рокировки. Как записываются ходы пешки. Пример записи партии.
30. Вилка (1 ч)
32. Повторение- итоговый тест (1 ч)
33. Спортивно-массовое мероприятие (1 ч)
Теория: Шахматная викторина с призами или матч между классами(командами). Вручение сертификатов «Я умею играть в шахматы». Награждение победителей. ( Соревнование между учениками 2 классов)
34. Подведение итогов года (1 ч)
Теория: Анализ сыгранных партий.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания .
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения.
Промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме тестов, различных весёлых заданий и упражнений. Обычно это Новогодний праздник, и дети даже «не подозревают», что подвергаются тестированию и опросу.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года в форме тестирования, выполнению тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Наиболее способные и заинтересованные дети, передаются для дальнейшего спортивного совершенствования в группы совершенствования.
Формы подведения итогов: участие обучающихся в соревнованиях различного уровня. В ходе освоения программы ребенок получает качественные оценки: «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т. д. По итогам учебного года ученик получает « усвоено ».
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Шахматная школа»
1 час в неделю — 34 часа в год, 2018/2019 учебный год
Раздел (количество часов). Тема
Характеристика деятельности обучающихся (по разделу)
Волшебный мир шахмат. Техника безопасности.
Знакомятся с письменным языком шахмат — способом записи партий и отдельных позиций в частности. Распознают, как обозначаются вертикали и горизонтали. Что такое «адреса» полей, диаграмма, центр и угловые поля.
Нападение и взятие
Научатся нападать на фигуры и пешки соперников. Знать, что такое линия действия фигуры. Видеть, какая фигура находится под боем.
Распознают пешку. Уточняют правила хода пешки, взятие. Делают выводы о ходе пешки и уничтожение фигур противника.
Получают представление о ценности фигур. Учатся достигать материального перевеса.
Распознают пешку. Уточняют правила хода пешки, взятие, превращение пешки.
Повторение пройденного материала: ходы фигур, ценность фигур
Разобрать с детьми материал, который они не усвоили.
Разобрать с детьми тот материал, который они не усвоили.
Защита от нападения
Шах и защита от него
Исследуют ситуации шаха, возможности уйти из- под шаха. Дети учатся упорядочивать нахождение шахматных фигур на шахматной доске.
Знакомятся с шахматным термином «мат». Учатся ставить цель игры- мат цель шахматной игры. Исследуют ситуации мата, пути предотвращения данной ситуации.
Простейшие матовые конструкции
Исследовать матовые конструкции, то есть схемы взаимодействия фигур при постановке мата при достаточно большом количестве фигур на шахматной доске.
Учатся различать пат от мата. Приводят пример ы пата.
Исследуют ситуацию «ничья», плюсы и минусы.
Учатся запис ывать ходы.
Повторение: задания на шах, мат, пат
Повторить материал предыдущих уроков, в которых научились объявлять шах, мат и определять патовое положение.
Коррекционное занятие или турнир по шахматам
Разобрать с детьми тот материал, который они не усвоили.
Особый ход- рокировка
Мат королем и ферзем
Уметь ставить мат королю соперника ферзем и королем
Мат ферзем и ладьей
Уметь ставить мат королю соперника ферзем и ладьей
Уметь ставить мат королю соперника двумя ладьями
Повторение: матование одинокого короля разными фигурами
Повторить способы матования короля: ферзем и королем, ферзем и ладьей, двумя ладьями.
Коррекционное занятие или турнир
Провести шахматные партии от начало до конца
Правила поведения во время игры
Знакомятся с общими представления о том, как начинать шахматную партию. Знакомятся с правилами и законами дебюта. Учатся записывать ходы.
Знать шахматную нотацию, уметь записывать и разобрат ь шахматную партию.
Повторение — итоговый тест
Участвуют в соревнованиях по шахматам.