школьный тест на способности к обучению
Школьный тест на способности к обучению
СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ, Г. Вицлак
Тест «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» был разработан в 1969–1970 гг. Г. Витцлаком, психологом из бывшей ГДР. Это был один из первых комплексных тестов, диагностирующих психологическую готовность к школьному обучению.
В 1982–1983 гг. А. Г. Лидерсом совместно с Г. Н. Досмаевой была осуществлена рестандартизация и апробация русского варианта этого теста. Далее описание теста и методические рекомендации приводятся по данным А. Г. Лидерса [Маркова, Лидерс, Яковлева, 1992]. Методика дает дифференцированный, объективный и стандартизированный взгляд на уровень умственного развития детей в возрасте от 5,6 до 7,0 года.
Подробно результаты апробации и рестандартизации теста Витцлака опубликованы в [Досмаева, Лидерс, 1985]. Тест Г. Витцлака представляет собой последовательное выполнение 14 заданий. Успешность выполнения отдельных заданий оценивается в баллах.
Тест позволяет выявить актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях обучаемости, мышления и речи.
I. Уровень развития способности к обучению (обучаемости) определяется с помощью следующих заданий: • рассказ по картинкам после предъявления образца этого действия; • заучивание стихотворения с использованием дозированной помощи; • память (повторение-доучивание стихотворения); • знание названий предметов как общая осведомленность.
II. Уровень развития мышления определяется суммарными данными по следующим заданиям: • процесс счета; • знание последовательности чисел; • классификация; • множества; • аналогии; • дифференциация цвета и формы; • способность к дифференциации в основных сенсорных модальностях, тонкая моторика руки.
III. Уровень развития речи выявляется путем анализа составленного ребенком рассказа по картинке по следующим параметрам: • способ говорения; • строение предложений; • артикуляция.
Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.
Тест «Способность к обучению в школе»
Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя.
Руководство к тесту
Вводное задание. (Не оценивается, так как применяется в целях установления контакта с ребенком, а также для облегчения понимания им сути первого задания).
Затем картинки убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже не глядя на картинки. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко формулирует суть сюжета: «Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала».
Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории (см. Вводное задание).
Третье задание: «Заучивание четверостиший»
Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:
- «Гудит и вьется над цветком
Прилежна и мила».
3 этап: Когда обе части стихотворения более или менее заучены, исследователь говорит ребенку: «Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. И еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью повтори». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают также, как в первой части.
Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации.
Перед ребенком раскладывают 9 любых картинок : яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика.
Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.
Оценка задания: Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Пятое задание: «Процесс счета».
Используются картинки из четвортого задания. Ребенка спрашивают: «Скажи теперь, сколько тут лежит предметов?» Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают: «Ты можешь посчитать». (Потом, при необходимости можно предложить посчитать еще раз).
Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «Считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: «1, 2, 3. ». Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.
Оценка задания:
В качестве оценки выставляется число до которого ребенок правильно досчитал.
Седьмое задание: «Классификация предметов».
Оценка задания:
За каждый правильно классифицированный предмет начисляется один балл.
Восьмое задание «Восприятие количества».
Состоит из двух частей.
1 часть : Материалы из седьмого задания седьмого лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят: «Скажи теперь пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного ответа, то ребенку помогают:
Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь предметов?»
Вторая помощь: убирают разрыв между овощами и фруктами, сдвинув их и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать.
2 часть: Затем все то же самое проделывается в отношении всех трех корзин, то есть просят сказать сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.
Девятое задание: «Размещение фигур».
Материалы: три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата; девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты
1 часть : У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо«квадрат», он скажет «прямоугольник» или «четырехугольник». Если ребенок не знает названий фигур, то их следует назвать.
Оценка задания : За каждое правильное название начисляется один балл.
3 часть: Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.
Оценка задания : За каждую правильно собранную кучку начисляется один балл.
Десятое задание: «Сравнение картинок».
Материал: Четыре пары сравниваемых картинок.
Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка (показать) выглядит иначе чем эта (показать)?» При затруднениях ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»
Одиннадцатое задание: «Дифференциация цвета и формы».
Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур
Инструкция: «Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого из них не хватает кусочка (показать). Подбери для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику (показать на первую фигуру)?»
Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие части к ним.
Оценка задания: Каждое правильное решение должно оцениваться в один балл.
Двенадцатое задание: «Воспроизведение четверостиший».
Тринадцатое задание «Нахождение аналогий».
Оценка задания: За каждый правильный ответ начисляется один балл.
Четырнадцатое задание «Срисовывание».
Инструкция; «Здесь нарисованы две фигуры и два узора (показать). Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда (показать) и здесь продолжить узоры (показать)».
Ребенку показывают картинку
и говорят: «Расскажи, пожалуйста о том, что происходит на картинке (рис. 18)».
Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т.п.
Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Подсчитывается сумма полученных баллов по всем заданиям. Общий суммарный показатель при помощи таблицы нормативов переводится в проценты. Полученный результат является показателем умственного развития ребенка, его интеллектуальной готовности к школе.
ТАБЛИЦА НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Таблица 1
Проценты | 4 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 98 | 100 |
Суммарный показатель | 71 | 76 | 79 | 85 | 90 | 92 | 96,5 | 99 | 102 | 108,5 | 111 | 117 |
Усредненной нормой для испытуемых считается показатель умственного развития примерно 60% и более процентов.
Тест позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях: обучаемость, уровень развития мышления и уровень развития речи. Существуют некие компоненты умственного развития, необходимые для обучения в школе, которые в совокупности образуют интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Эти компоненты соотносятся с конкретными заданиями теста в таблице 2.
Данная таблица облегчает анализ ответов испытуемого, его наиболее или наименее развитые компоненты умственного развития.
Компоненты умственного развития
1. Обучаемость (как способность к обучению)
ТЕСТ СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ Г. ВИТЦЛАКА
Тест представляет собой последовательное выполнение 14 заданий. Успешность выполнения отдельных заданий оценивается в баллах. По мнению автора, тест позволяет выявить актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях обучаемости, мышления и речи.
I. Уровень развития способности к обучению (обучаемости) определяется с помощью следующих заданий:
• рассказ по картинкам после предъявления образца этого действия;
• заучивание стихотворения с использованием дозированной помощи;
• память (повторение-доучивание стихотворения);
• знание названий предметов как общая осведомленность.
II. Уровень развития мышления определяется суммарными данными по следующим заданиям:
• знание последовательности чисел;
• дифференциация цвета и формы;
• способность к дифференциации в основных сенсорных модальностях, тонкая моторика руки.
III. Уровень развития речи выявляется путем анализа составленного ребенком рассказа по картинке по следующим параметрам:
В соответствии со своей концепцией о компонентах готовности к обучению в школе Г. Витцлак считает, что интеллектуальная готовность играет одну из самых важных ролей. Она включает следующие необходимые для обучения в школе компоненты умственного развития, которые можно исследовать с помощью заданий, включенных в тест Витцлака (табл. 14.1).
Соотнесение заданий теста способности к обучению Витцлака с различными компонентами умственных способностей ребенка
При использовании данной методики необходимо учитывать, что она является дополнительным, вспомогательным средством при определении детей соответствующего возраста в школу в тех случаях, когда имеющейся информации о ребенке недостаточно для принятия обоснованного решения по поводу его способностей и готовности к обучению, когда для принятия решения требуются дальнейшие исследования. Таким образом, методика является составной частью практики определения готовности ребенка к обучению в школе, но никак не может заменить ее в целом.
Некоторые ограничения метода:
• при использовании данной методики необходимо помнить, что она дает информацию только об уровне умственного развития ребенка и только в указанных областях;
• успех обучения в школе зависит не только (а может быть, и не столько) от уровня умственного развития, однако об уровне развития ребенка в других областях тест не дает прямой информации;
• при интерпретации данных обследования ребенка и формулировании указаний на коррекцию должны оцениваться не только количественные показатели, но по возможности и качественные (в частности, поведение ребенка во время обследования), такие как:
а) с каким интересом ребенок обращается к каждому последующему заданию/насколько целеустремленно он работает с заданием;
б) темп работы ребенка, общая длительность обследования;
в) готовность ребенка контактировать с экспериментатором, его открытость или закрытость;
г) психофизическая утомляемость и проч.
Условия проведения теста
1. Прежде чем применить методику, следует собрать как можно больше информации о ребенке и его развитии, используя оценки воспитателей детского сада, мнение родителей, детского врача, учителя начальных классов и т. д. Если в результате анализа получаются противоречивые выводы или информации недостаточно для принятия решения и нельзя ее восполнить из других источников, тогда можно рекомендовать проведение обследования ребенка с помощью стандартизированной методики Г. Витцлака.
2. Материал теста включает:
• бланк регистрации результатов с указаниями по оцениванию результатов;
• стимульный материал к заданиям:
– три картинки к вводному заданию (12 x13 см);
– три картинки к заданию 1 (12×17 см);
– девять цветных картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика (размер от 3 до 9 см);
– три нарисованных на одном листе бумаги корзины с надписями;
– восемь парных картинок для сравнений к заданию 8;
– цветные фигуры: синяя, красная, зеленая и желтая полоски – к заданию 10. Под каждой из них – четыре фигуры разной формы и разного цвета, вставка релевантной формы и цвета находится не под своей полоской;
– фигуры для срисовывания к заданию 11 (13×14 см);
– две сюжетные картинки для заданий 13–15 (17 x22 см).
Для работы с детьми картинки наклеивают на картон. Никаких надписей на лицевой стороне раздаточного материала (кроме надписей на корзинках) быть не должно. Размеры картинок могут немного варьироваться.
3. Необходимо основательно и многократно изучить руководство по методике. Только тогда, когда программа тестирования и все инструкции полностью (лучше наизусть) усвоены, разрешается приступать к работе.
4. Можно рекомендовать до проведения первого диагностирования трудного случая провести минимум три диагностирования с участием хорошо развитых школьников (дошкольников), чтобы освоить технику работы и приобрести больший опыт. Необходимо учитывать, что хорошо развитые дети решают все задания теста в быстром темпе примерно за 20–25 мин, в то время как проблемные дети затрачивают до 40–45 мин.
5. Проведение диагностики стандартизировано. Это значит, что отклонения от требований руководства, какими бы незначительными они ни казались, фальсифицируют результат. Инструкции к заданиям даются обязательно дословно. Помощь допускается, но тщательно фиксируется.
6. Каждое обследование ребенка требует хорошей подготовки. Оно должно быть проведено по возможности в привычных для ребенка условиях, в доброжелательной и теплой атмосфере. Рекомендуется все приложения и отдельные задания поместить в нужной последовательности в специальные блокноты или тетради. По возможности все картинки должны быть наклеены на картон. Следует позаботиться также о наличии мягкого карандаша и ластика.
7. Вводное задание (с картинками о постройке башни) не оценивается, так как оно служит вхождению в контакт с ребенком и разъяснению сути решения первого задания.
8. Для отдельных заданий данной методики была предусмотрена оценка 0, что больше связано с необходимостью иметь контроль, не пропущено ли по ошибке данное задание и отмечен ли результат.
9. Все другие дополнительные исследования, которые желательны для выяснения более тонкой специфики данного случая, ни в коем случае нельзя проводить внутри данного диагностического метода, а только после завершения его применения. Имеются в виду беседа с родителями ребенка, задания на дополнительное рисование и т. п.
10. Сразу же бросающиеся в глаза особенности поведения ребенка должны быть взяты на заметку для их последующей оценки.
11. Не рекомендуется проводить диагностику ребенка данным методом в присутствии родителей.
Оценка и интерпретация данных
1. Бланк регистрации результатов разработан таким образом, что позволяет однозначно фиксировать объективную оценку данных независимо от экспериментатора.
2. При анализе фактических данных надо стремиться к синтезу психологических, педагогических, медицинских и социальных аспектов. Необходимо помнить, что центральным, интегративным моментом для всякого решения является необходимость найти для данного ребенка наилучшие возможности для развития.
3. В поисках решения необходимо оценить всю имеющуюся информацию (разговор с родителями, суждения воспитателей детского сада, информацию об игре и занятиях ребенка, данные детского врача, поведение ребенка во время тестирования, а также стандартизированные оценки уровня умственного развития ребенка). В любом случае необходимо принимать во внимание:
• возраст ребенка на момент поступления в школу;
• социальное происхождение (в широком смысле слова) и историю развития;
• симптомы раннего и более позднего развития;
• подверженность соматическим болезням и проч.
Вводное задание. Постройка башни (рис. 14.1).
Исходная ситуация. В правильной последовательности разложить перед ребенком картинки на расстоянии 3 см друг от друга.
Рис. 14.1. Стимульный материал к заданию «Постройка башни»
Инструкция. «Посмотри внимательно на эти картинки, они нам расскажут одну историю. Она начинается с первой картинки (показать первую картинку). Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, потому что башня получается такая прямая и большая (показать вторую картинку). Вдруг пришел один озорной мальчик и нарочно ногой разрушил такую хорошую башню (показать на третью картинку). Девочка очень расстроилась, потому что башни больше не стало, она заплакала горькими слезами (убрать все картинки). Расскажи мне еще раз коротко, что делала девочка».
Экспериментатор, независимо от рассказа ребенка, говорит: «Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала».
Задание 1. Рассказ по картинкам (рис. 14.2). Исходная ситуация: в правильной последовательности разложить перед ребенком картинки.
Инструкция. «А теперь скажи мне, какую историю расскажут нам эти картинки (после рассказа ребенка убрать все картинки). Расскажи еще раз коротко, что делал мальчик».
Обработка данных. Используется следующая шкала оценок (в баллах) (табл. 14.2). Полученные баллы заносятся в бланк регистрации результатов.
Рис. 14.2. Стимульный материал к заданию «Рассказ по картинкам»
Шкала оценок к заданию «Рассказ по картинкам» (в баллах)
Задание 2. Выучивание стихотворения (табл. 14.3).
2а) в специальном бланке красным карандашом отмечайте ход заучивания стихотворения, просуммируйте число ошибочных репродукций и занесите оценку в бланк регистрации результатов;
Алгоритм выполнения задания «Выучивание стихотворения»
2б) оцените уровень ошибок в каждом из первых воспроизведений в частях 1, 2 и 3 (если в одной из трех частей что-то воспроизведено ошибочно, полный балл уже не ставится) (табл. 14.4);
Шкала оценок к заданию «Выучивание стихотворения» (в баллах)
2в) оценка реакции ребенка на помощь экспериментатора в каждом из первых дополнительных повторов по первой или по всем трем частям заучивания. Если ребенок не нуждается в помощи, оценка по этому параметру не производится (табл. 14.5).
Шкала оценки реакции ребенка на помощь (в баллах)
Задание 3. Знание названий предметов (рис. 14.3).
Исходная ситуация. 9 картинок разложить в следующей последовательности на расстоянии 2 см друг от друга: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика.
Инструкция. «Скажи, пожалуйста, что здесь лежит» (указать на предметы слева направо). После завершения выполнения задания, если были допущены ошибки, следует обязательно указать ребенку правильные названия предметов: «Это…».
Обработка данных. Подсчитывается число правильно названных предметов. Результат заносится в бланк регистрации результатов.
Рис. 14.3. Стимульный материал к заданию «Знание названий предметов»
Задание 4. Процесс счета.
Исходная ситуация. Те же 9 картинок лежат перед ребенком на расстоянии 2 см друг от друга.
Инструкция. «Ты должен мне сказать, сколько предметов здесь лежит».
Если ребенок не найдет решения или даст неправильный ответ, надо расширить инструкцию: «Ты можешь их сосчитать».
Обработка данных. Используется следующая шкала оценок (табл. 14.6).
Шкала оценок к заданию «Процесс счета» (в баллах)
Задание 5. Последовательность чисел.
Исходная ситуация. Решение задания 4.
Инструкция. «Посчитай дальше девяти, сколько можешь» (в случае затруднения разрешается считать сначала). Допускается самокоррекция. Дальше 21 считать не надо.
Обработка данных. Используется шкала оценок из бланка регистрации результатов.
Задание 6. Классификация.
Исходная ситуация. Положить перед ребенком лист с тремя нарисованными корзинами (рис. 14.4).
Рис. 14.4. Стимульный материал к заданию «Классификация»
Инструкция. «Вот три корзины. Мы хотим разложить в них эти предметы. В эту (показать) кладутся фрукты, сюда – овощи, а сюда – цветы (показать корзины). В эту корзину ты должен положить все фрукты, в эту – все овощи, а сюда – все цветы».
Обработка данных. Подсчитывается число правильно расклассифицированных объектов. Результат заносится в бланк регистрации. В конце обязательно поправить ребенка, показав, как нужно раскладывать предметы правильно.
Задание 7. Множества.
Исходная ситуация. Правильное решение задания 6. Корзину с цветами закрыть листом бумаги.
Инструкция. «Скажи теперь, пожалуйста, сколько здесь всего предметов».
Первая помощь (если нет правильного ответа): два фрукта взять из корзины и разложить в ряд (на расстоянии 1 см), на расстоянии 10 см от фруктов разложить три овоща. «Сколько здесь?»
Вторая помощь: приблизить овощи к фруктам. «Теперь тебе, наверное, будет легче, и ты скажешь, сколько здесь». Если ответ опять ошибочный, то дополнить инструкцию: «Сосчитай».
Обработка данных. Используется шкала оценок из бланка регистрации результатов.
Задание 8. Сравнение (рис. 14.5).
Исходная ситуация. Выложить первую сравниваемую пару (мишка), потом убрать ее и раскладывать другие пары (по порядку): железная дорога, гусь, кошка.
Инструкция. «Почему эта картинка (показать) выглядит иначе, чем эта (показать)?»
Рис. 14.5. Стимульный материал к заданию «Сравнение»
Обработка данных. Правильные ответы отметить во вспомогательной таблице на бланке регистрации результатов, просуммировать успехи и занести оценку в бланк.
Задание 9. Аналогии (табл. 14.7).
Инструкция. «У меня к тебе есть несколько вопросов, на которые ты наверняка ответишь».
Вопросы и ответы к заданию «Аналогии»
Задание 10. Дифференциация цвета и формы.
Исходная ситуация. Положить перед ребенком лист (рис. 14.6).
Рис. 14.6. Стимульный материал к заданию «Дифференциация цвета и формы»
Инструкция (произносится спокойно и с хорошей дикцией). «Здесь перед тобой четыре полоски (показать). В каждой из них не хватает кусочка (показать). Поищи внизу (обвести карандашом все кусочки-вкладыши внизу) то, что должно подойти сюда (показать вырезанный кусочек на первой полоске). Посмотри сначала на все внимательно (пауза). Какой кусочек сюда подходит?» (еще раз показать). После решения задания, связанного с полоской номер один, перейти к следующей.
Обработка данных. Занести в бланк регистрации результатов число правильных решений с точки зрения верности выбора формы и цвета кусочка-вкладыша.
Задание 11. Способность к дифференциации (рис. 14.7).
Исходная ситуация. Положить перед ребенком бланк со стимульным материалом и мягкий карандаш.
Инструкция: а) «Здесь нарисованы две фигуры. Попробуй их срисовать как можно точнее. Рисовать надо вот здесь» (показать); б) «Один школьник уже начал писать что-то вот здесь. Посмотри внимательно и попробуй продолжить то, что он не закончил».
Обработка данных. Каждый рисунок ребенка оценивается исходя из следующей шкалы оценок. Баллы суммируются. Эта предварительная сумма баллов заносится в бланк регистрации результатов.
Способность к рисованию (прямые или изогнутые линии) и учет величины образца при перерисовывании не оцениваются. Оценивается только правильность форм и учет пропорций внутри фигур (табл. 14.8).
Рис. 14.7. Стимульный материал к заданию «Способность к дифференциации»
Шкала оценок к заданию «Способность к дифференциации» (в баллах)
Задание 12. Память.
Ниже приведен алгоритм проверки ранее выученного стихотворения (задание 2) (табл. 14.9).
Внесите результаты в пункты 12а и 12б бланка регистрации результатов.
Обработка данных: а) отметьте суммарное число ошибочных репродукций в соответствующей графе бланка регистрации результатов; б) по критерию, данному в соответствующей графе бланка регистрации результатов, оцените и отметьте тип ошибок.
Задания 13—15. Развитие речи (рис. 14.8).
Исходная ситуация. Ребенок рассматривает картинку (можно использовать другой наглядный материал).
Инструкция. «Теперь мы с тобой будем рассматривать красивые картинки. Ты мне должен рассказать, что делают дети на этой картинке, что там происходит».
Обработка данных. Используются следующие шкалы оценки: способ говорения, строение предложений, речевые навыки и артикуляция (табл. 14.10).
Рис. 14.8. Стимульный материал к заданию «Развитие речи»
Шкала оценок к заданиям 13–15
Нормативные данные по русскому варианту теста Г. Витцлака, полученные А. Г. Лидерсом [Маркова, Лидерс, Яковлева, 1992], приведены в виде процентилей для суммарного показателя по всему тесту (табл. 14.11). Данные получены по группе (50 детей) из обычного детского сада. Возраст детей на момент испытания от 5,9 до 7,4 года (средний возраст 6,9 года).
Эту шкалу можно использовать для оценки получаемых результатов по тесту Витцлака. Например, дети, получившие оценку (суммарный показатель по всему тесту) до 76 баллов включительно, относятся к слабейшим в 10 %-ной выборке. Соответственно дети, которые получают больше чем 108,5 балла (суммарный показатель), относятся к сильнейшим в 10 %-ной выборке.
Шкала процентилей для адаптированного варианта теста Витцлака
Необходимо помнить, что если обследуемый ребенок относится к социально-демографической группе, живущей в социальных условиях, резко отличающихся от социальных условий детей, посещающих обычный детский сад в большом городе, то использование данной шкалы оценок становится проблематичным; ее можно использовать, но лишь как весьма приблизительную. Для полной надежности получаемых оценок необходимо перестандартизировать тест для релевантной подвыборки численностью в 50–100 человек.
13. МЕТОДИКА «УЗОР» Л.И. ЦЕХАНСКАЯ
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе
Методика Л.И. Цеханской (1978) направлена на изучение сформированности умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, и, кроме того, умению внимательно слушать говорящего.
Материалом методики служат геометрические фигурки, расположенные в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, нижний — из квадратов, средний — из кружков. Квадраты находятся точно под треугольниками, кружки — в промежутке между ними. Треугольников и квадратов по 17 в ряду, кружков — 16. Все три ряда геометрических фигур в дальнейшем называются «полоской».
Перед ребенком ставится задача — рисовать узор, следуя правилу: соединять треугольники и квадраты через кружок (способ действия). При этом он должен следовать диктанту, который дается экспериментатором и где указывается, какие фигурки и в каком порядке следует соединять (треугольник — квадрат, квадрат — треугольник, два квадрата и т.д.).
Вначале ребенку предлагается образец узора и дается инструкция. Затем следует этап обучения способу действия, после чего дети переходят к выполнению основного задания.
Эксперимент состоит из трех серий, отличающихся друг от друга конфигурацией узора.
Материал методики («полоски» геометрических фигур) располагается на четырех страницах. На первой странице, в центре верхней части, дается образец узора, который детям предстоит вычерчивать после объяснения задания. Внизу этой же страницы расположена «полоска» геометрических фигур, на которой ребята учатся рисовать узор под диктовку. На трех следующих страницах дается по одной «полоске» фигур на каждой, соответственно для I, II и III серий эксперимента.
Инструкция к проведению. Детям говорят: «Мы будем учиться рисовать узор. У вас на ли сточках нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила: 1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок; 2) линия нашего узора должна идти только вперед; 3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановились, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков. Посмотрите на листочек, как можно соединять треугольники и квадраты (внимание детей обращается на образец, дается его анализ). Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на «полоску» фигур внизу страницы. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».
Взрослый следит за тем, как каждый ребенок выполняет задание, и в случае необходимости исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем тот ошибся. В процессе обучения дети производят четыре соединения.
Далее следует первая серия эксперимента (диктанта). Проверяющий говорит: «Теперь мы будем рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок, что линия узора должна идти все время вперед и быть непрерывной, то есть начинать каждое новое соединение надо с той фигурки, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки». Закончив первую серию диктанта, переходят ко второй, а затем — к третьей.
Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, поскольку некоторых ребят это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений. Никакой помощи испытуемым во время выполнения задания экспериментатор не оказывает. После того, как все дети окончат работу, листочки собирают.
Диктант для первой серии:
«Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом».
Диктант для второй серии:
«Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником».
Диктант для третьей серии:
«Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника».
Оценка результатов.
Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются:
1. за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним);
Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, т.к. их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).