школьный учебник истории как источник знаний и средство обучения

Учебник — важнейший источник знаний и средство обучения Школьный учебник и его компоненты

Характеристика школьного учебника.Важнейшее требование: раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. В дидак­тике утвердилось такое определение школьного учебника: это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей. Часто учебник выступает в качестве основы построения урока. Но есть уроки, на которых он играет вспомогательную роль или бывает вообще не нужен. Функ­ции школьного учебника:информационная (раскрывает содержание образования, дает объемматериала на каждый урок с учетом возраста учащихся); систематизирующая ( обеспечивает последовательность изло­жения содержания, систематизирует его);обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний); воспитательная (способствует реализации воспитательных це­лей обучения истории).

Компоненты учебника. Каждая его глава может начинаться с плана-схемы — своеоб­разного логического конспекта. В тексте книги выделяются и разъясняются понятия, термины, ключевые слова. В основной текст включены отрывки документов, справочный аппарат, воп­росы и задания, отличающиеся по типу и уровню сложности. Вопросы логически продолжают или уточняют содержание. В конце тем для старшеклассников даны рекомендации: что нуж­но вспомнить из предшествующих тем, как выполнить задания. Вопросы для обобщений, дополнительный текстовый материал содержится в конце разделов. Учебник состоит из текста, который определяется систе­мой отбора фактов. Его содержание подразделяется на разделы, главы и параграфы. Последние должны быть равновеликими и иметь законченный, целостный характер. Число параграфов долж­но соответствовать учебному плану по предмету. Ядро основного тек­ста составляет информация о важнейших идеях и понятиях, тео­риях, способах деятельности.

Сложность текста учебника может быть предметной, логичес­кой и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теорети­ческого характера.

Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся созна­тельно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают воз­можность руководить учебной деятельностью учеников. Система работы с учебником на уроках истории.

Первичные умения работать с учебником.Когда учитель берёт класс из начальной школы, он прежде всего должен выяснить, хорошо ли ученики умеют читать.

На первых уроках может применяться знакомый ученикам по начальной школе прием объяснительного чтения.

Задания по учебнику постепенно усложняются. Дети учатся находить фактический материал (например, собственные имена и даты), выписывать его; письменно отвечать на вопросы и зачитыватьих; формулировать ответы самостоятельно, так как в готовом виде их в учебнике нет. Учебник может пригодиться ученикам и при проверке домаш­него задания. В ходе опроса они обращаются к книге за справкой, уточняют ответы своих товарищей. Первоочередная задача учителя — приучить учеников выделять непонятные места учебника, неизвестные им термины. В млад­шем и среднем звене важно выяснить, в какой мере детям понятен смысл всех слов и предложений, составляющих абзац и параграф книги. Начи­ная изучение темы, учитель предлагает ученикам прочитать ее название, затем название параграфа, его подзаголовки. Так учени­ки знакомятся с планом изучения нового материала. В рассказе учителя может быть прямое указание на текст учебника для подтверждения сказанного. В таком случае ученики на­ходят это место, читают его. Учебник помогает развивать внимание учащихся.

Ученики также могут подбирать по учебнику доказательства к сформулированному учителем выводу или к какому-либо утвер­ждению. В старших классах возможны задания по углублению содержания учебника. На основе научной литературы ученики раскрыва­ют упоминаемые в учебнике факты и события, характеризуют персоналии. На уроках постоянно используются карты из учебника. Показ по настенной карте сопровождается нахождением объектов в кар­те учебника. В старших классах ученикам предлагается реконст­руировать события по карте.Работа с иллюстрациями. В младшем и среднем звене уча­щихся значительное место занимает пересказ текста учебника. Он должен быть связным и последовательным. При пересказе при­влекаются иллюстрации книги. Иногда по учебнику учащиеся составляют описание города, ис­пользуя его план, а также текст и иллю-цию из учебника. Итоговые умения. Таким образом, при работе с учебником у учащихся должны быть следующие итоговые умения: 5 класс — выделять главное в отрывке текста; для ориентации в учебнике использовать его оглавление; пересказывать текст, привлекая ил­люстрации; составлять простой план рассказа; 6 класс — выделять главное в параграфе; использовать в пересказе несколько источ­ников знаний (документов); рассматривать вопрос в развитии (например, развитие культуры); 7 класс — излагать материал нескольких параграфов; составлять сложный план; применять раз­ные виды наглядности; 8—9 классы — подбирать доказательства к сформулированному учителем выводу; составлять планы тем; рабо­тать над формулировками и терминами, понятиями; сопоставлять тексты двух учебников; 10—11 классы — излагать материал по сквоз­ным проблемам из нескольких тем (например, образование госу­дарства); составлять план-конспект по нескольким темам; писать рефераты с привлечением учебников прошлых лет; сопоставлять фактыучебника с первоисточником.

Источник

Характеристика школьного учебника истории

Учебник – основной источник знаний и основное средство обучения, на которое опирается учитель. В нем излагаются основы науки в соответствии с возрастом учащихся, уровнем их подготовки, познавательными возможностями. Основное назначение учебника заключаются в том, чтобы обеспечивать целостность научных знаний по предмету, систематизацию основных положений науки, органическую связь теории с практикой.

Учебник должен соответствовать школьной программе по предмету, т. к. он обеспечивает ее реализацию в учебном процессе. Для специальной (коррекционной) школы VIII вида нет «своего» учебника истории, поэтому преподавание предмета строится на основе учебника истории для 5 класса общеобразовательной школы.

Ученики с нарушением интеллекта изучают историю по учебнику для 5 класса общеобразовательной школы «Рассказы по родной истории» (авторы Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьев, М.Т. Студеникин).

Учебник истории состоит из ряда компонентов:

а) текст: основной (тексты параграфов), дополнительный (отрывки из литературных произведений, тексты под рубрикой « Это интересно », небольшие тексты к некоторым иллюстрациям), пояснительный (сноски, названия иллюстраций);

б) внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения (система вопросов и заданий после каждого параграфа и после каждой темы), иллюстративный материал (картины, портреты, фотографии, рисунки, карты, схемы, хронологическая таблица), аппарат ориентировки (оглавление, заголовки тем, номера и названия параграфов, условные обозначения; выделенные в тексте даты и понятия).

Структура учебника определяется системой отбора фактов. Учебник делится на главы и параграфы. Каждый параграф имеет целостный законченный сюжет, они одинаковы по объему (примерно три страницы) число их соответствует урокам за год (56). В специальной (коррекционной) школе материал учебника изучается в течение трех лет, значит иногда параграф разбивается на 2–3 урока, а в случае отсутствия материала в учебнике, учитель выполняя программу использует другие источники знаний.

Учебник истории выполняет ряд функций, в специальной (коррекционной) школе они имеют свою специфику.

Информационная функция. Учебник должен раскрывать содержание программы, а значит соответствовать ей, осуществлять дозировку материала на каждый урок, давать учащимся переработанные и преобразованные основы научных знаний. Информационную функцию выполняют основные и дополнительные тексты и иллюстративный материал учебника.

Содержание учебника для 5 класса общеобразовательной школы «Рассказы по родной истории» не полностью соответствует действующей программе по истории специальной (коррекционной) школы, так как ее авторы не ставили целью положить в основу программы курс истории 5 класса общеобразовательной школы, как это было прежде (в основу программы 1986 года был положен эпизодический курс истории СССР, изучавшийся по учебнику 5 класса общеобразовательной школы «Рассказы по истории СССР» авторов Т.С. Голубевой и Л.С. Геллерштейна).

Программа по истории лишь частично обеспечивается материалом учебника и требует привлечения дополнительных источников исторических знаний на урок. Менее всего обеспечена материалом учебника тема 9 класса «Отечественная история 1945–2000 гг.» (2 параграфа). Поэтому выборочно учитель может использовать учебники истории для старших классов общеобразовательной школы, обращаться к дополнительной исторической художественной и научно-популярной литературе, документальным источникам.

На тех уроках, которые обеспечены материалом учебника, школьники с нарушением интеллекта получают необходимую доступную им информацию. Тексты носят разнообразный характер: повествовательный, описательный, содержат элементы объяснения: в них дано больше фактического материала по сравнению с теоретическими положениями, что соответствует познавательным возможностям учащихся специальной (коррекционной) школы. Кроме основных текстов в учебнике содержится разнообразный дополнительный материал. Под рубрикой «Это интересно» даны тексты познавательного характера, расширяющие кругозор учащихся. Они содержат, например, сведения об именах и их значении, сведения из истории одежды, вооружения, денег, из истории создания памятников и т. п. Помимо этого основные тексты дополняются отрывками из художественных произведений, которые необходимо зачитывать на уроке для эмоционального восприятия материала. Также дополнительную информацию содержат подписи и небольшие тексты к некоторым иллюстрациям.

Иллюстративный материал учебника богат и разнообразен, представляет собой ценный источник исторического познания, поэтому его необходимо использовать при работе над текстом параграфа. На основе иллюстраций учебника у школьников с нарушением интеллекта формируются исторические представления и понятия.

Систематизирующая функция. Эта функция учебника обеспечивает последовательность изложения и систематизацию материала. Так же, как и в программе, материал в учебнике истории представлен в хронологической последовательности. Он систематизирован в темах (всего их девять), но ни по формулировкам, ни по содержанию и количеству темы учебника не совпадают с программой. Материал каждой темы разбивается на отдельные параграфы, имеющие номер и название. Например, тема «Удивительный мир истории» представлена следующими параграфами (статьями):

§ История – дорога во времени и пространстве.

§ Грамотность на Руси.

После каждого параграфа даны вопросы и задания, направленные на закрепление, обобщение и систематизацию заданий учащихся. Но так как эти вопросы сформулированы ко всему параграфу, а в специальной (коррекционной) школе он не всегда изучается на одном уроке, то количество вопросов будет недостаточным и их необходимо дополнять самому учителю.

Знания по каждой теме обобщаются и систематизируются на повторительно-обобщающих уроках, основой для подготовки которых служат вопросы и задания под рубрикой «Проверь себя».

По своему характеру и формулировкам эти вопросы и задания отличаются от тех, которые даны к текстам и требуют не только воспроизведения отдельных фактов, но и их отбора, сопоставления, обобщения. Приведем примеры таких вопросов и заданий к теме «Наше Отечество в XIII–XVI вв.»:

§ О каких событиях сообщали летописцы: «Если не при дет кто завтра на реку. – да будет мне враг!»; «Наши стреляли и из пищалей, многих татар убили, а их стрелы падали и никого не ранили»; «Приди ко мне брате, в Москов!»; «. и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду. »?

§ Выбери нужную дату к следующим событиям: первое упоминание о Москве, Куликовская битва, Ледовое побоище, конец зависимости Руси от Орды (1480,1147,1380,1242).

§ Объясни, почему в XIII в., несмотря на упомянутую борьбу, Русь не могла отразить нападение монголо-татар, а в Куликовской битве одержала победу над захватчиками.

Контролирующая функция. Эта функция обеспечивает усвоение и закрепление материала, формирует желание самостоятельно приобретать знания.

Контролирующую функцию выполняют вопросы и задания после каждого параграфа, на которые ученик ориентируется прежде всего при подготовке домашнего задания, а также вопросы и задания к повторению материала каждой темы. Все эти вопросы носят разнообразный характер и помогают учителю проконтролировать знания учеников, облегчить их усвоение, ликвидировать пробелы в знаниях.

Воспитательная функция. Эта функция реализует образовательно-воспитательные цели обучения истории.

Материал учебника обладает большим воспитательным потенциалом, поэтому при чтении текстов важно добиваться от учеников не только знания фактов, но и их отклика на изучаемые события, поступки людей и т. д. Воспитательный аспект прослеживается в формулировке некоторых вопросов (например, «Объясни, что сделали для России Минин и Пожарский, за что их благодарят потомки»; «Опиши одну из картин, репродукции которых помещены в учебнике, какие чувства она у тебя вызывает?»; «Почему нужно беречь и охранять исторические памятники?» и т. п.).

Воспитательный момент присутствует и в обращении авторов учебника к школьникам с просьбой сохранять учебную книгу, относиться к ней аккуратно и бережно.

Развивающая функция. Эта функция учебника реализуется на основе введения в каждую тему дополнительного материала, представляющего познавательный интерес и расширяющего кругозор учащихся. Он дается под рубрикой «Это интересно» и соответствует изучаемой эпохе, показывая те ее особенности, которые не нашли отражения в текстах параграфов. Например, в теме «Удивительный мир истории» (вводный ко всему курсу) представлены три таких дополнительных текста: «Щит и герб», «Как измеряли старину», «Как города и села называли».

Кроме того, в учебнике содержатся тексты повышенной трудности (помечены звездочкой), чтение которых не носит обязательного характера; по усмотрению учителя они могут изучаться в классе всеми учениками или предлагаться в качестве дополнительного чтения отдельным ученикам, хорошо усваивающим исторический материал и интересующимся историей. К таким текстам относятся, например, «Дворец царя Алексея Михайловича», «Юность Петра» и др.

Разнообразный характер вопросов и заданий учебника способствует развитию познавательных процессов учащихся, умений работать с различными источниками. Часть вопросов и заданий повышенной сложности (помечены звездочкой) недоступны всем ученикам с нарушением интеллекта. К таким вопросам и заданиям относятся, например, следующие: «Подготовь рассказ о своем крае», «Попробуй объяснить, как новая вера помогла укрепить связи Руси с христианскими странами» и т. п. Эти вопросы требуют глубокого осмысления, достаточно широких знаний, умения использовать различные источники, поэтому в специальной (коррекционной) школе они не могут быть обязательными для всех учеников.

Различные возможности в использовании основных дополнительных текстов, иллюстраций и заданий, представленных в учебнике, позволяют осуществить разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников специальной (коррекционной) школы.

В ряде специальных (коррекционных) школ VIII вида обучение истории ведется по учебнику «История Отечества» (авторы И.М. Лебедева, Л.К. Ермолаева, Л.П. Разбегаева), предназначенному для учащихся 5 класса общеобразовательной школы [3]. Этот учебник полнее и глубже освещает события российской истории, но он также не совпадает с программой специальной (коррекционной) школы и отличается более сложной подачей материала и менее удачным подбором иллюстраций.

Таким образом, вопрос о создании учебников истории для специальной (коррекционной) школы, рассчитанных на каждый год обучения (7, 8 и 9 классы), остается в настоящее время весьма актуальным.

Вопросы и задания

1. Раскройте образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи курса истории специальной (коррекционной) школы VIII вида.

2. Проанализируйте программу по истории для специальной (коррекционной) школы по следующему плану:

а) реализация в программе по истории основных принципов построения школьных программ;

б) структура курса истории, его хронологические рамки, содержание материала по годам обучения (7, 8 и 9 классы);

в) система ведущих понятий курса истории;

г) методические рекомендации для учителей, данные в пояснительной записке.

3. Проанализируйте учебник «Рассказы по родной истории» по следующему плану:

а) структурные компоненты учебника;

б) характеристика основных текстов;

в) характеристика иллюстративного материала;

г) аппарат организации усвоения (система вопросов и заданий);

д) аппарат ориентировки.

Литература

2. Ворожейкина Н.И. и др. Рассказы по родной истории: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьев, М.Т. Студеникин. М., 1999.

3. Лебедева И.М., Ермолаева Л.К., Разбегаева Л.П. История Отечества. Учебное пособие по истории для учащихся 5 класса средней школы. СПб, 1996.

4. Опыт преподавания истории во вспомогательной школе / Под ред. М.И. Кузьмицкой. М., 1964.

5. Программы для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сб. 1. – История. Обществоведение М., 2000.

6. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И. Шиф. М., 1972. Сухомлинский ВА. Родина в сердце. М., 1972.

школьный учебник истории как источник знаний и средство обучения

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

школьный учебник истории как источник знаний и средство обучения

школьный учебник истории как источник знаний и средство обучения

школьный учебник истории как источник знаний и средство обучения

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Школьный учебник по истории и его компоненты.

Основным источником знаний и средством обучения является школьный учебник.

Требуется, чтобы в нем раскрывались основы науки в соответствии с возрастом уч-ся и уровнем их подготовки. Это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей.

Текст Дополнительный Основной Пояснительный

Документы, отрывки из художественной литературы, биографические справки.

Повествовательный, описательный, объяснительный, проблемный обучающий.

Определение терминов, Подписи к иллюстрациям, пояснения в скобках.

Школьный учебник истории как «вариант индивидуального исторического повествования и педагогический инструмент обучения способам работы с разными историческими интерпретациями» был охарактеризован нами в книге «Учебник истории: Старт в новый век»

«Учебник истории раскрывает перспективы изучения прошлого и анализа современных событий в контекстах региональной, общенациональной и всемирной истории».

«Инструментальный ресурс» учебника истории определяется следующими принципами:

1) информационная избыточность учебника;

2) нелинейный подход к работе с ним в курсах истории;

3) анализ и оценка исторических фактов с разных точек зрения.

Информационную избыточность учебника истории мы понимаем как открытое многоуровневое пространство разноплановых текстов, в качестве которых могут выступать все виды текстовых компонентов, а также иллюстративный материал.

Насыщенное информационное пространство образуется:

— при помощи разнообразных элементов, входящих в «конструкторский набор» учебной книги (наличие равноценных основному тексту документальных источников, содержательных пояснений к иллюстрациям, а также разветвленной сетью справочно-ориентировочного аппарата, богатством наглядных и условно-графических изображений);

— за счет видового разнообразия структурных компонентов учебника. К примеру, основной текст может быть и описательным, и объяснительным, и проблемным. В иллюстративную систему учебной темы могут войти и фотографии, и учебные рисунки, и схемы, и репродукции художественных произведений и т. д. Каждый элемент учебной книги по истории представлен богатой палитрой стилей, жанров, художественных и педагогических направлений, историко-культурных традиций. В региональном учебном пособии этот ресурс увеличивается за счет сочетания источников локального и федерального характера.

Кроме того, информационное пространство учебника создается при равных долях участия в нем не только основных (текст и иллюстрации), но и вспомогательных компонентов учебной книги. Шмуцтитулы, эпиграфы, таблицы на форзаце, постраничные сноски, пояснительные тексты способны нести собственную познавательную информацию.

Особенностью информационно избыточного учебника истории является свободный, но дидактически осмысленный порядок расположения структурных компонентов на страницах книги. Это значит, что в учебнике нет жестко выделенных мест для вопросов и заданий, для иллюстраций и дополнительных текстов. Полиграфические критерии являются вторичными в оформлении макета такой книги.

Еще одной особенностью информационно избыточной книги по истории являются прозрачные, условные границы между ее текстовыми и в нетекстовыми компонентами. Лишенные прямоугольных черных рамок изображения как бы встраиваются, вживляются в текст, и тогда один источник плавно перетекает в другой, и наоборот.

2. Нелинейный принцип работы с учебником истории, основанный на отношении к нему как информационно избыточному, заключается в следующем:

— за основу в моделировании учебного занятия могут быть взяты разные компоненты учебной книги: основной и дополнительный тексты, названия пунктов параграфа, иллюстрации, вопросы и задания, документы;

— материалы из разных глав и параграфов, тематически созвучные главным историческим фактам урока, могут быть «собраны» в единый учебно-методический комплекс этого занятия;

— логика и порядок использования материалов на занятии определяются не их расположением в учебнике, а ключевой идеей занятия, что позволяет сконцентрироваться на главном факте и раскрыть потенциал учебной темы.

3. Немаловажным фактором информационной избыточности учебника является многоперспективный подход к изучению истории, где многоперспективность — способ видения, изначальная установка на восприятие исторических событий, персоналий, процессов культуры и общества в различных перспективах 2. Однако способность рассматривать факты и их интерпретации с разных точек зрения не дается человеку с рождения, а формируется в целенаправленном процессе обучения и воспитания.

На конкретном примере покажем, как сочетание трех принципов ведет к разнообразию методических стратегий в работе с региональным учебником истории.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Школьный учебник по истории и его компоненты.

Источник

Учебники по истории: понятие и структура

Рассмотрение основных функций школьного учебника по истории: информационная, систематизирующая, воспитательная. Учебник как хранитель знаний, накопленных современной наукой, средство трансляции. Знакомство с требованиями к отбору содержания учебников.

РубрикаПедагогика
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления22.03.2013
Размер файла49,4 K

школьный учебник истории как источник знаний и средство обучения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

школьный учебник история воспитательный

К учебнику предъявляется важнейшее требование раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Ученые выделяют следующие функции школьного учебника:

— информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся);

— систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его);

-обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний);

— воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории).

Учебник состоит из текста, который определяется системой отбора фактов. Его содержание подразделяется на разделы, главы и параграфы. Последние должны быть равновеликими и иметь законченный, целостный характер. Число параграфов должно соответствовать учебному плану по предмету.

Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельности.

Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теоретического характера. По мнению ученых, для понимания текста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предложений было в четыре раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала.

К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности.

Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.

В работе с учебником нужно выделять две стороны.

Обе эти стороны нужно рассматривать в их единстве, но успех первой стороны зависит преимущественно от второй.

С одной стороны, учебник выступает посредником между учителем и учеником, а с другой стороны, учитель выступает в роли посредника между учебником и учеником. По мнению автора, основное внимание должно быть сосредоточено на подсистеме учитель-учебник. Эта подсистема не является замкнутой, т.к. учитель должен работать с учебником для того, чтобы организовать учебный процесс в классе. Учебник и учитель являются двумя источниками знаний для ученика, поэтому целесообразно, чтобы они выступали в единстве, а не противоречили друг другу.

Школьный учебник непосредственно предназначен ученику, но в силу этого он выступает в качестве орудия труда и для учителя. Рациональный подход и овладение методикой работы с учебником является залогом успешной профессиональной деятельности.

Использование учебника при подготовке к уроку позволяет учителю выделить общий педагогический замысел и цель урока, вытекающие из логики изложения материала и его структуры, позволяют лучше осознать место любой темы в курсе истории.

На основе учебника истории возможна организация самых разных вариантов уроков. По сути дела, учебник даёт основу для разработки сценария урока.

Структура школьного учебника

3 Дополнительный текст

4 Пояснительный текст

-Пояснения в скобках внутри основного текста

— Подписи к иллюстрациям

-Сведения о представленных в учебнике документах и их авторах

Карты, картсхемы, планы

А) Вопросы и задания:

Б) Текстовые таблицы:

Г) Планы-схемы, памятки-алгоритмы

Д) Тесты самоконтроля

Б) Рубрикация и тематические символы

Г) Выделения в тексте курсивом, жирным и шрифтом и т.п.

Д) Словари и указатели:

Требования к современному учебнику истории:

Постоянные изменения, происходящие в обществе в целом, и в системе образования в частности, предъявляют к учебнику, как к основному средству обучения, все новые и новые требования.

Получаемые знания должны стать в будущем для ученика инструментом, который он сможет использовать не только в узкопредметной сфере.

Содержание современного учебника определяется следующими принципами:

Современный учебник характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор, игрой стилей.

1) учебник истории не дает окончательных ответов, а, наоборот, открывает школьнику путь для новых вопросов и дальнейшего творческого исследования заинтересовавших его проблем;

2) учебник истории стимулирует развитие критического мышления на основе работы с разнообразными источниками и освоения методов исторической науки;

3) учебник истории учитывает и отражает достижения современной науки;

4) учебник истории показывает, что люди по-разному воспринимают историю, в зависимости от их принадлежности к определенному социальному слою, к определенной религиозной, политической, профессиональной и возрастной группе, их пола и т.д.;

5) учебник демонстрирует многообразие интерпретаций исторического прошлого и помогает школьнику понять причины этого многообразия;

6) учебник истории раскрывает перспективы изучения прошлого и анализа современных событий в контекстах региональной, общенациональной и всемирной истории.

Признаки учебника истории «нового поколения»

В середине 90-х гг. прошлого века к характерным чертам «нового поколения» учебников истории мы отнесли следующие новации:

1) отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического;

3) замену понятийной системы учебника образной, в результате чего каждая историческая эпоха окрашивается в свой неповторимый цвет, а у школьников при знакомстве с нею пробуждаются живые эмоции и чувства, формируется личностное отношение к «делам давно минувших дней», к «преданьям старины глубокой»;

4) увеличение доли фактографического материала, которое создает информационную избыточность текста и из нормативного документа превращает учебник истории в книгу для чтения, книгу-справочник, книгу-хрестоматию;

5) многоуровневую систему образов, раскрывающую перед детьми историческое прошлое сначала на уровне мифов и легенд, затем на уровне исторических

6) новые выразительные способы изложения, оживляющие и расцвечивающие учебный текст, обеспечивающие ему проблемный и диалогичный характер;

7) яркие, броские, интригующие заголовки глав, параграфов и подпунктов, с первых минут чтения втягивающие школьников в историческое расследование, научный спор, нравственную дискуссию;

8) превращение дополнительного текста в равноценный основному источник познавательной информации и оценочных выводов;

9) усложнение пояснительного текста, благодаря чему иллюстрации из «немых наклеек» превращаются в рабочие элементы учебника;

10) становление новой иллюстративной метасистемы, основанной на принципах подлинности, документальности, содержательности, этической и эстетической

11) систему вопросов и заданий, пронизывающих практически все текстовые и внетекстовые компоненты учебника, организующих работу школьников с учебной исторической информацией на всех уровнях познавательной деятельности и, в конечном итоге, ориентированных на формирование личностного отношения к прошлому;

12) сложный состав аппарата ориентировки, благодаря которому учебник истории становится полифункциональным учебным пособием, а его структура «прозрачной» и удобной в работе над познавательными заданиями учащихся в классе и дома.

Характерные черты «нового поколения» учебников истории:

Отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического;

Появление на авансцене всемирной истории новых героев «маленьких людей»;

Замена понятийной системы учебника образной;

Информационная избыточность текста учебника ;

Многоуровневая система образов;

Новые выразительные способы изложения учебного текста;

Яркие, броские, интригующие заголовки глав, параграфов, подпунктов;

Превращение дополнительного текста в равноценный источник информации;

Превращение иллюстраций в рабочие элементы учебника;

Становление новой иллюстративной метасистемы;

Формирование новой системы вопросов и заданий;

Сложный состав аппарата ориентировки;

Аксиологические (ценностные) акценты учебного текста;

Особенности содержания учебников «нового поколения»

— Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии, что способствует пониманию содержания предмета изучения;

— Объяснение изучаемого материала на примерах их жизни ученика, что способствует формированию навыка поиска причин и смысла происходящего ;

— Наличие в учебном издании практикума (задачника), направленного на осмысление окружающего мира, и применение этих знаний в практической деятельности;

— Наличие в учебных изданиях не только основного, но и дополнительного содержания, что способствует формированию навыка поиска и использования информации.

Проблемы экспертизы школьной литературы для школы

В оценке качества учебной литературы по истории эксперты придерживаются следующих критериев:

* соответствие учебника современным требованиям системы образования в целом;

* отражение в нем ценностей современного российского общества;

* научность подходов к изложению фактов;

* представление исторических фактов с разных точек зрения;

* соответствие содержания книги программным требованиям;

* соответствие языка и стиля изложения возрастному уровню учащихся;

* качество источниковедческой базы учебного материала;

* методическая ценность учебника, его сочетаемость с другими пособиями;

Одним из направлений модернизации общего образования в России является создание вариативных истории. Принципиально новым явлением в педагогической практике России является издание Федеральных перечней и издательских вертикалей учебников

«Федеральный комплект учебников»

Федеральный комплект учебников: Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации на учебный год

В Перечне учебных изданий представлены лучшие учебники по всем предметам для всех классов начальной, основной и средней школы, включены пособия для национальных школ.

Все эти издания получили одобрение Федерального экспертного совета и рекомендованы к выпуску Министерством образования Российской Федерации.

Школьный учебник истории остается важнейшим условием обновления содержания образования. Сегодня возможность выбора для учителя и ученика школьных учебников становится реальностью. Нет уже одного издательства-монополитста, нет «избранных» авторов, так называемых «стабильных» учебников.

И все же школа сегодня не удовлетворена действующими школьными учебниками истории. В них еще очень сильна традиция «переписывания». Меняются фактография, оценки и интерпретация, но не философия истории, которая неизбежно присутствует даже на уровне бытового знания о прошлом. Классовые оценки снимаются, но классовая модель истории мыслится как единственно возможная. Новая, ранее закрытая информация, новые источники включаются в старые парадигмы социологии истории.

Приходится отмечать, что и в новых учебниках очень скупы знания о различных философиях истории, о моделях исторического процесса, о разных идеологиях объяснения истории, что мешает формировать основы критического отношения к историческому знанию. Анализ исторических оценок, интерпретаций, их идеологической направленности; попытки объективной реконструкции прошлого должны стать важнейшей частью обновления курсов истории.

Весьма редко в учебниках, в первую очередь для старшеклассников, показана история фальсификаций и манипулирования историческими знаниями, в т.ч. с партийных, религиозных, национальных и других позиций, что мешает на фактах раскрывать несостоятельность новых «мифов» и искажений, рождающихся вместо старых в наши дни и находящих отражение в учебниках.

В новых учебниках истории шире применяются новые подходы и категории, методологические новации:

2. Раскрытие различных моделей исторического развития стран и народов, в том числе с использованием:

а) формационного принципа (теория «эшелонов» развития, «догоняющей» и «отстающей» моделей, революционный и эволюционный пути развития и др.);

б) цивилизационного принципа (место стран, в т.ч. России, в системе индустриального, постиндустриального, информационного общества), теория модернизации и другое;

г) этногеополитического аспекта (национальные особенности развития, их влияние на все сферы жизни общества и человека, этнонациональные и религиозные связи и влияния, в т.ч. вне государственных границ и разных общественных систем);

д) психолого-антропологического аспекта (типы мышления, менталитета, поведения разных слоев населения у разных народов России).

3. Раскрытие сущности и своеобразия истории

4. Усиление внимания к общечеловеческим ценностям и принципам, сохранение классового подхода преимущественно в истории классов; показ общегуманистических, нравственных критериев в оценке событий, явлений, деятелей истории России и мира.

5. Включение, наряду с общегосударственным «макроуровнем», «микроуровня» истории малых групп и социальных слоев, этносов и религиозных конфессий. Рассмотрение типичных представлений о человеке и мире, о нормах поведения и жизненных установках, интересах и ценностях, историческом сознании масс и массовых настроениях.

6. Усиление целостного рассмотрения всемирной истории, чему способствуют т.н. «обзорные» темы, где рассматриваются, например, экологические проблемы ХХ в., глобальные проблемы современности, итоги развития мировой цивилизации к началу ХХ века, к концу ХХ века и др.

Конечно, не во всех учебниках и не в полном объеме авторам удается реализовать эти методологические требования, но тенденция к этому явно существует, особенно в учебниках по истории античности и средних веков, по истории цивилизаций.

Новые ценностные ориентиры в обучении истории выдвигают ряд требований к отбору содержания учебников.

Отметим некоторые из них, те, что в той или иной степени, но пока слабо, находят отражение в новых учебниках (с разной степенью полноты):

— показ различия исторических фактов и их интерпретаций; объяснение фактов не должно подаваться как истина в последней инстанции, а сами интерпретации могут быть разнообразными, в т.ч. противоположными; разные культуры и их диалог; различия между способами жизни и мыслей в разные эпохи, в разных культурах;

— включение не только фактов и их интерпретаций, но и методов познания, аутентичных историческому сознанию; усиление источниковедения;

— показ ситуации выбора, альтернативности, изменение соотношения между описанием фактов и показом места событий в сложных ситуациях, требующих выбора;

Сюда же относятся более общие ценности, такие, как любовь и Родина (патриотизм), уважение к другим народам, защита прав человека.

Отметив выше положительные тенденции новых учебников истории, приходится все же говорить о том, что это только тенденции, пока еще слабо выраженные и мало реализованные. Каковы типичные черты большинства новых учебников истории, которые не позволяют учителям и ученикам считать их настоящей учебной книгой, новым типом учебника, отвечающим современным требованиям базовой науки и педагогики?

1. Прежде всего, учебники все перегружены, в 2-3 раза превышают доступный и необходимый объем, включают огромное число дат, событий, имен и фактов, не соответствующих ни требованиям стандарта, ни возрасту учащихся. Учебники не осваиваются учениками соответствующего возраста и в то количество уроков, которое отводится на курс.

3. Учебники слабо структурированы, параграфы в них огромны, не все имеют «фонарики».

В учебниках слабо используются шрифтовые выделения определений, выводов, вопросов, познавательных или ситуационных заданий и т.д.

Вопросы и задания составляют незначительную часть учебников. Первые издания учебников не содержат (по понятным причинам) ни иллюстраций, ни схем и таблиц, ни карт.

Возникает вопрос об отношении школьников к обновленной системе исторического образования и к новым учебникам истории в частности. Существует мнение, что из-за своей перегруженности, слабой методической проработанности учебники не воспринимаются школьниками, что приводит к падению интереса к предмету, к ослаблению его роли в становлении личности ученика как гражданина своей страны. Определенная доля истины в этом есть.

Школьники хотят понять, что составляет предмет национальной гордости тысячевековой истории России, и в чем они наследуют завещанное предками. Читателями огромного объема исторической литературы, заполнившей магазины и книжные развалы, являются и школьники всех возрастов, которые покупают Ишимову, Соловьева и краткие тома Ключевского, мемуары Деникина и Троцкого, романы Пикуля и Резуна. Быстро раскупаются журналы «Родина» и «Наше наследие». Именно там, а не только в учебниках, они ищут ответы на вопросы о своем прошлом и настоящем. И прекрасно, что такая возможность появилась у населения за последние десять лет в силу ослабления авторитаризма и догматизма, складывания элементов открытого общества, усиления альтернативности, дискуссионности, диалогичности общественной литературы, в т.ч. адресованной школьнику.

Задача школьных учебников состоит в том, чтобы полнее, более открыто, честно соотносить реалии истории и ее объяснение, помочь увидеть исторические корни процессов и явлений сегодняшнего дня, показать ученику реальные, жизненные уроки и мотивы, которые он может извлечь для себя из прошлого, готовясь к будущему, помочь молодежи подготовиться к существованию в открытом обществе, в свободной стране, где личность человека определяет многие стороны успеха. Изучение истории, прежде всего истории своего Отечества, осмысление прошлого и конфликтного настоящего помогает определению места личности в настоящей и будущей жизни.

1.Стрелова О.Ю. Учебник истории как сложный социокультурный, научно-исторический и педагогический феномен ;

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе. Курс лекций для дистанционного обучения;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Учебник как основное средство обучения в школе. Современные требования к структуре и содержанию школьного учебника на примере учебников по истории Отечества. Модернизация школьного образования. Основные критерии оценки качества школьного учебника.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 20.10.2012

Российский и зарубежный опыт создания школьных учебников по истории. Положительные и отрицательные стороны школьного учебника истории, возможности использования элементов этого опыта для совершенствования российских учебников, их методический аппарат.

дипломная работа [117,3 K], добавлен 10.07.2014

Переход от линейной структуры изучения истории к концентрической в 1990-ые годы, появление новых учебников истории и проблемы выбора. Обзор постсоветских учебников по Истории Отечества. Использование мультимедийных средств в преподавании в 2000-х гг.

реферат [85,9 K], добавлен 06.10.2016

Трактовка определения функционально-целевой направленности учебника Н. Талызиной. Определение дидактических функций учебника. Функции закрепления, самоконтроля и самообразования. Интегрирующая, координирующая и развивающе-воспитательная функции учебника.

курсовая работа [37,5 K], добавлен 16.10.2010

Характеристика средств обучения и их виды. Роль школьного учебника истории как источника знаний. Оценке качества учебной литературы. Дидактические особенности реализации принципов педагогического процесса и типичные ошибки применения технических средств.

реферат [26,8 K], добавлен 19.01.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *