шляхтина основы музейного дела теория и практика

Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика

шляхтина основы музейного дела теория и практика Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика
М.: Высшая школа, 2009. — 184 С.

Информация о файле: DJVU, 11 mb.

В пособии рассматривается широкий круг проблем, начиная от теоретических положений науки «музееведение» и кончая вопросами практической деятельности музея в современном обществе. В книге раскрыта специфика научно-исследовательской работы музея, экспозиционной, научно-фондовой и музейно-педагогической деятельности. В Приложениях даны образцы различных музейных документов и словарь основных понятий.

Для студентов гуманитарных и педагогических вузов, факультетов и кафедр искусствоведения и музейной педагогики, преподавателей художественных школ и музейных работников.

Предлагаемое учебное пособие знакомит с теми основными теоретическими положениями молодой науки музеологии, на основе которых развиваются современные музейные технологии. Важное место в нем занимает формирование музееведческих навыков, необходимых для педагогической работы в условиях как профессионального, так и школьного музея.

Содержание:
Предисловие.
Теоретические основы музейного дела.
Музееведение — научная основа музейного дела.
Музейный предмет, его свойства и функции.
Музей в обществе и культуре.
Предпосылки появления музея.
Музей как социокультурное явление.
Музей как учреждение культуры.
Социокультурные функции музея.
Теоретический базис деятельности музея.
Основы практической деятельности сузея.
Научно-исследовательская работа как основа функционирования музея.
Специфика и направления научно-исследовательской деятельности музея.
Организация научно-исследовательской деятельности в музее.
Направления деятельности музея.
Научно-фондовая работа.
Экспозиционно-выставочная деятельность музея.
Образовательная деятельность музея.
Менеджмент и маркетинг в музейном деле.
Современные технологии в управлении музеем.
Маркетинг в музее.
Заключение.
Приложения.
Словарь основных понятий.

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

Источник

Раздел I. Теоретические основы музейного дела 5

Глава I. Музееведение — научная основа музейного дела 5

Глава II. Музейный предмет, его свойства и функции 12

Глава III. Музей в обществе и культуре 21

§ 1. Предпосылки появления музея 21

§ 2. Музей как социокультурное явление 27

§ 3. Музей как учреждение культуры 35

§ 4. Социокультурные функции музея 46

Глава IV. Теоретический базис деятельности музея 58

РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава I. Научно-исследовательская работа как основа функционирования музея 68

§ 1. Специфика и направления научно-исследовательской деятельности

Глава II. Направления деятельности музея 87

§ 1. Научно-фондовая работа 87

§ 2. Экспозиционно-выставочная деятельность музея 112

§ 3. Образовательная деятельность музея 126

Глава III. Менеджмент и маркетинг в музейном деле 148

§ 1. Современные технологии в управлении музеем 148

§ 2. Маркетинг в музее 156

Словарь основных понятий 178

Современный мир полон открытий и катаклизмов, что ведет порой к ниспровержению устоявшихся идеалов, трансформации мировоззрений, смене идеологий. И совершенно естественным для человека, живущего в перманентном состоянии неопределенности и изменчивости, является поиск своего места в окружающем его мире, осознание своих культурных корней. Не является ли данное обстоятельство одной из причин нашего интереса к музею? И не этот ли интерес заставляет нас преодолевать сотни и тысячи километров, для того чтобы воочию увидеть «Ночной дозор» Рембрандта, или «Ботик Петра I»?

Уже многие сотни лет музеи являются «визитными карточками» не только того или иного города, но и стран, так как они хранят не просто интересные «вещи», но традиции культуры, свидетельства высо- чайших достижений творческого гения человека. Вот почему, несмотря на всю сложность социально-экономического развития мирового сообщества, музеи являются самыми жизнестойкими институтами цивилизации.

XXI век обещает быть веком расцвета музейного дела. Уже сегодня трудно представить себе образование или социально-досуговую деятельность без музейного компонента, а значит, и без грамотного специалиста, хорошо знающего специфику музейного дела. На подготовку такого специалиста и ориентировано направление 540700 «Художественное образование» и профиль 540701 «Музейная педагогика», в рамках которого находится дисциплина «Основы музейного дела».

Предлагаемое учебное пособие знакомит с теми основными теоретическими положениями молодой науки музеологии, на основе которых развиваются современные музейные технологии. Важное место в нем занимает формирование музееведческих навыков, необходимых для педагогической работы в условиях как профессионального, так и школьного музея.

Мы надеемся, что настоящее пособие будет интересно и полезно не только студентам педагогических и гуманитарных высших учебных заведений, но и руководителям музеев на общественных началах — всем тем, кто интересуется организацией музейной деятельности и ее спецификой.

Источник

Шляхтина основы музейного дела теория и практика

шляхтина основы музейного дела теория и практика

Задание по курсу и вопросы к зачету с рекомендуемой литературой.

Зачет будет состоять в устной защите выполненного письменно реферата ( объем 10-15 страниц, Не БОЛЬШЕ с указанием использованной литературы или интернет-ресурсов) и устного ответа на 1 вопрос из списка ПО МОЕМУ ВЫБОРУ.

Еще одно условие для реферата, чтобы МУЗЕИ, выбранные для сравнения, НЕ ПОВТОРЯЛИСЬ в группе. Их такое великое множество, что выбор есть на любой вкус и выбор ничем не ограничен.

1. Выбрать 2 МУЗЕЯ (отечественный и зарубежный) и в реферате сравнить их по заданным критериям (в документе).
2. Подготовиться по всем вопросам из списка (в следующем документе), т.к. спросить могут по любому из них.

И очень желательно отписаться в теме, какие музеи вы берёте для сравнения, чтобы мы все коллективно не сравнивали один Эрмитаж с чем-нибудь.

шляхтина основы музейного дела теория и практика

Вопросы к зачету по курсу

1.​ Предмузейное собирательство и его мотивы.
2.​ Возникновение музея как социокультурного учреждения в период Возрождения.
3.​ Развитие музейного дела в период Просвещения.
4.​ Формирование публичного музея в первой половине 19 века.
5.​ Развитие музейного дела во второй половине 19-начало 20 века.
6.​ Музейное дело во второй половине 20 века.
7.​ Современная типология и классификация музеев.
8.​ Теории происхождения музея. Музей как явление культуры и социокультурный институт.
9.​ Социокультурные функции музея. Современные подходы к их определению.
10.​ Музей и культурное наследие. Формы и способы сохранения и интерпретации культурного наследия в музее.
11.​ Музей в эпоху глобализации.
12.​ Формы музейной коммуникации. Экспозиция как основная форма музейной коммуникации.
13.​ Возникновение и развитие музеев под открытым небом и музеев-заповедников.
14.​ Феномен музейного предмета. Свойства музейного предмета: информативность, репрезентативность и экспрессивность.
15.​ Функции музейного предмета: моделирование действительности, коммуникативная и научно-информационная.
16.​ Методика изучения музейного предмета: классификация, систематизация и интерпретация.
17.​ Принципы и критерии создания музейных коллекций.
18.​ Музейное собрание как новая реальность в культуре.
19.​ Научно-фондовая работа музее. Принципы организации фондохранилищ.
20.​ Учетно-фондовая документация. Ее значение и роль.
21.​ Информационные технологии в научно-фондовой деятельности музея.
22.​ Режимы и системы хранения музейных предметов.
23.​ Научное и архитектурно-художественное проектирование экспозиций и выставок.
24.​ Виды и типы музейных экспозиций
25.​ Музейная педагогика как наука и практическая деятельность.
26.​ Основные направления музейной педагогики: информирование, обучение, общение, удовлетворение потребности в творчестве и рекреационная деятельность.
27.​ Детский музей: создание и развитие.

шляхтина основы музейного дела теория и практика

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1.​ Российская музейная энциклопедия : в 2 т. / ред. В.Л. Янин; Рос. ин-т культурологии.- М. : Прогресс : Рипол Классик, 2005.- т.1- 416 с.; т.2.- 436с.
2.​ Словарь актуальных музейных терминов // Музей.- 2009.- №5.- С.47-68.

Источник

Шляхтина Л. М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб посо- бие/Л. М. Шляхтина. 2-е изд стер

НазваниеШляхтина Л. М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб посо- бие/Л. М. Шляхтина. 2-е изд стер
страница2/19
Дата публикации02.02.2014
Размер3.34 Mb.
ТипДокументы

zadocs.ru > Культура > Документы

Cw:.BeneSJ. Zbierkovypredmetviiloheexpondtu//Muzeum. Bratislava, 1984.

12

Многообразие взглядов было определяющим для того, чтобы в 80—90-е годы XX в. значительное внимание стало уделяться в отечественном и зарубежном музееведении разработке теоретических проблем изучения музейного предмета и как источника особого вида по

1 См.: Основы советского музееведения. М., 1955.

2 Изучение и научное описание памятников материальной культуры / Сост. и науч. ред. А. М. Разгона, Н. П. Финягина. М., 1972; Hofmann Е. Zum Verhaltnis von Fachwissenschaften und Museologie: Versuch einer ErklSrungsmodelle // Neue Museumskunde. 1984. № 1 (27). S. 14—16.

3 Benes J. Museologicky slovnik. Praha, 1978.

4 См.: Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К. Г. Левыкина,

В. Хербста. М., 1988. С. 95.

13

которой он создан. Он аккумулирует в себе ее определенные черты и характеристики. И в этом его историко-культурное и социальное значение. Уходя в прошлое, действительность оставляет след в виде предметов, ею порожденных, и тогда уже не функциональное (утилитарное), а в первую очередь общественное значение этих предметов становится основным критерием их ценности. Нередко скрытое от современников, общественное значение как бы выступает на поверхность по прошествии некоторого времени, или, другими словами, под влиянием диахронности, т. е. временного отстояния музейных предметов от сегодняшнего дня.

Предметы реальной жизни, ставшие музейными, обладают всеми внутренне (имманентно) присущими им свойствами’.

Свойства музейного предмета обусловливают различия или сходства характеристик одного предмета с другими предметами в музейном собрании. Совокупность характеристик предмета создает новое специфическое качество: обладающий ими предмет является музейным, а именно поэтому выявление свойств музейного предмета лежит в основе его отбора в музейное собрание, изучения и научного описания.

Информативность предполагает способность предмета выступать в качестве источника сведений о явлениях культуры, природы, об исторических событиях и т. д. Общественное значение предмета, выявленное в ходе его изучения при комплектовании музейной коллекции, зафиксированное в документах научного описания, представляет собой комплекс сведений, являющихся информационным потенциалом предмета. Эти сведения разделяются на две условные группы:

— внешнее информационное поле, содержащее информацию о предмете, «вокруг предмета», а также косвенно связанную с предметом.

Внутреннее информационное поле состоит из сведений о тех признаках предмета, которые в музееведении называются атрибутивными, например, размер, назначение, эмблематика, надписи, подписи, клейма и т. д. Внешнее поле составляют сведения об истории происхождения и бытования музейного предмета, о событиях и лицах с ним связанных. Информационный потенциал музейного предмета представляет собой тесное переплетение, взаимодействие внутреннего и внешнего информационных полей. В одном случае может доминировать внешнее информационное поле, в другом — внутреннее, а может наступить равновесие информационных полей. Такой предмет наиболее часто используется в экспозиции. Например, для художественного музея важно, чтобы сама картина (ее сохранность и внешний вид), которая должна занять место в экспозиции, и сведения о ней (автор, название, техника, время создания, школа и т. д.) несли общественно значимую информацию и чтобы эта картина заняла место, соответствующее проблематике экспозиции (стилевые особенности, хронологический признак и т. д.). Наличие информационного потенциала — свидетельство проявления свойства музейного предмета и необходимое условие его функционирования в музее.

Столь же существенным является и свойство музейного предмета «отражать» действительность, так как он веществен, материален. Он — «след», «остаток» реальной действительности, в наибольшей мере вводящей нас в обстановку прошедших или совершающихся событий. При отборе предмета музейного значения в собрание музея эта способность не только не утрачивается, по, напротив, раскрывается и интерпретируется в процессе изучения и описания предмета. Свойство отражения, присущее любой материи, применительно к музейному предмету как бы трансформируется в свойство частичного изобразительного отображения только тех сторон и характеристик действительности, которые позволяют установить общественное значение музейного предмета. Совокупность этих сторон представляет сведения о материале, технике изготовления, сохранности, тексты, надписи и т. д. Сохранность предмета, например, зачастую отражает его взаимосвязь с действительностью в виде так называемых свидетельств подлинности («. трещинка на столике Антуанетты»), Свойство отражения раскрывается через сопоставление атрибутивных признаков предмета с его содержанием.

В тесной связи со свойством отражения находится репрезентативность музейных предметов, т. е. представительность их в ряду предме- 16

тов однотипных, тождественных. Не любой предмет музейного значения может стать музейным. В ряду похожих, однотипных предметов имеются такие, которые с наибольшей полнотой раскрывают то или иное явление действительности, ярче его отражают. Именно эти предметы как бы поглощают своим информационным потенциалом информационный потенциал аналогичных, но менее выразительных предметов. Предмет внешне может ничем не отличаться от точно таких же серийного выпуска, но иметь уникальную историю бытования, мемориальное значение и т. д. (например, шляпа Ф. М. Достоевского).

Проблема определения репрезентативности предмета представляется как сочетание типичного и уникального в нем по отношению к ряду тождественных, аналогичных предметов. Понятие «типичное» тяготеет в большей степени к внутреннему информационному полю предмета и раскрывается через его атрибутивные признаки, сопоставляемые с признаками аналогичных предметов. Например, типичным для скопинской керамики является цвет.

Уникальное проявляется в процессе более углубленного изучения предмета, когда он сравнивается сдругими источниками. Выявленные сведения в данном случае будут сведениями внешнего информационного поля. В документах научного описания они фиксируются, как правило, в графах: автор; история бытования; место бытования; лица, связанные с предметом. Уникальность сразу же выделит музейный предмет из ряда других, аналогичных по форме предметов, например, в той же скопинской керамике неожиданным и уникальным является использование зелено-коричневого цвета.

Оптимальное сочетание типичного и уникального — мера полной информации, заключенной в музейном предмете.

Каждый музейный предмет обладает способностью влиять на чувства посетителей музея. Этому служат выразительные характеристики музейного предмета (размер, форма, цвет и т. д.), его мемориальное значение и пр.

Свойство музейного предмета воздействовать на эмоциональную сферу зрителя называется экспрессивностью. Она может проявляться двояко. Информация внутреннего поля музейного предмета, его внешний вид, воспринимаемые посетителем, производят на него непосредственное впечатление — это называется аттрактивно- стью музейного предмета. Примером аттрактивного воздействия могут служить картины импрессионистов и экспрессионистов. Большое влияние на эмоциональное восприятие посетителей оказывают и сведения об истории происхождения и бытования предмета, о событиях и лицах с ним связанных, и т. д. (внешнее информационное поле). В не

17

которых случаях музейный предмет, не обладая яркими внешними признаками, может вызвать у посетителя сильные эмоциональные переживания. Это часто связано с принадлежностью предмета выдающейся личности (кресло Л. Н. Толстого, перо и чернильница А. С. Пушкина) или с теми ассоциациями, которые предмет может породить у посетителя (пробитая снарядом каска погибшего воина и т. д.) Данное проявление экспрессивности принято называть ассоциативностью музейного предмета.

В практической деятельности многие музейные предметы обладают одновременно способностью воздействовать на посетителя своим внешним видом и вызывать ассоциации, что позволяет использовать их в экспозиции для наиболее эффективного эмоционального воздействия на посетителя музея.

Итак, совокупность общественно значимых свойств порождает новое качество, и предмет становится музейным.

Музейный предмет в музейном пространстве, как правило, не выступает сам по себе, а взаимодействует с другими. Поэтому и его свойства не существуют каждое в отдельности. Они находятся в постоянном взаимодействии. Если рассматривать ряд музейных предметов в рамках экспозиции или коллекции, то они, дополняя друг друга, начинают функционировать, т. е. музейные предметы наряду со свойствами наделены и функциями.

Функции музейного предмета представляют собой систему отношений музейных предметов между собой (в отличие от свойств, присущих каждому музейному предмету).

Такое взаимодействие музейных предметов составляет основу музейного собрания. Оно представляет собой фрагменты, частицы, которые могут быть названы «следами реальности», обладающие свойством ее отражения. Общественная потребность в осмыслении действительности и невозможность ее «зеркального» воспроизведения в любой другой социально-культурной сфере предопределяют необходимость ее моделирования. В музее, благодаря наличию музейных предметов, их информативности, способности отражать действительность и их экспрессивности, возникает возможность создать музейную модель действительности.

Функция моделирования действительности в музее проявляется в создании тематических, систематических коллекций и других комплексов музейных предметов, в создании экспозиций и тесным образом связанных с профилем музея и его концепцией.

Механизм функции моделирования заключается в том, что музейный предмет, являясь и носителем информации об определенном факте или событии, и свидетелем этого события, как бы представляет его, 18

будучи материализованной частицей самой действительности. Такие предметы передают информацию о событии зрительно, ощутимо, вызывают чувство сопричастности ему. Например, мы хотим воссоздать факт, взятый из прошлого. Для этого у нас имеются воспоминания очевидцев, записанные на пленку; фотографии, картины, изображающие данный факт; вещи, оставшиеся как след данного факта. В этом случае возникает не просто сумма данных предметов, а взаимодействие музейных предметов, являющихся источниками разных типов, которые позволяют достоверно смоделировать факт, произошедший в прошлом. Событие может складываться из ряда фактов, свидетелями которых являются музейные предметы, а явление может быть смоделировано представлением характерных событий.

Функция моделирования действительности тесно связана с другой важнейшей функцией музейного предмета — коммуникативной, определяющейся спецификой музея как образовательного учреждения. Экспозиция музея ориентирована не столько на исследователей и специалистов, сколько на посетителей различных возрастов и различной подготовленности. Ее задача — донести до них определенные идеологические, политические, культурные концепции, выраженные музейными средствами. Музейные предметы, взаимодействуя в экспозиции, создают связь между посетителями и теми идеями, которые в ней заложены. Коммуникативная функция, таким образом, реализуется музейными предметами в конкретной музейной среде —- экспозиции, а также в различных формах контакта с посетителем.

Каждый музейный предмет является носителем разноплановой информации, а музейное собрание в целом представляет собой своего рода справочный информационный фонд. Способность музейного предмета содержать, «кодировать», отражать и хранить информацию определяет особенность его научно-информационной функции. При этом необходимо отметить, что она выходит за рамки деятельности музея как социокультурного института и имеет более широкое значение для различных отраслей науки и культуры. Например, музейное собрание этнографического музея имеет научно-информационное значение не только для этнографии как профильной науки музея, но и для истории религии, искусствоведения, философии, культурологии, педагогики и др. Информационный потенциал музейного собрания таит в себе многогранные возможности, границы и значения которых в настоящее время еще только выясняются. Это особенно важно в связи с разработкой и созданием современных информационных систем, позволяющих ввести в научный оборот целые комплексы информации, содержащиеся в музейных собраниях. Функции музейных предметов, как правило, не реализуются каждая в отдельности. Музейные пред

19

меты функционируют многопланово, чем обусловлено их широкое использование во всех направлениях музейной деятельности.

Таким образом, музейный предмет, представляя собой часть реальности, несет «в себе» и «на себе» информацию о развитии природы, общества, культуры. Будучи материальным объектом, он является свидетельством тех фактов и событий, которые происходили когда-то и где-то. Обладая цветом, размером, весом, отличаясь принадлежностью к важным, знаменательным, неординарным событиям или напоминая о прошедшей эпохе и людях, с кем они были связаны, музейные предметы влияют на эмоциональную, нравственную и интеллектуальную сферы личности. Музейные экспозиции или музейные собрания представляют собой особые новые художественно-научные реальности, благодаря которым предстает утраченная действительность, создается возможность общения с ушедшими поколениями и вводится в научный оборот новая, доказательная, достоверная информация.

Источник

Шляхтина Л. М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб посо- бие/Л. М. Шляхтина. 2-е изд стер

НазваниеШляхтина Л. М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб посо- бие/Л. М. Шляхтина. 2-е изд стер
страница6/19
Дата публикации02.02.2014
Размер3.34 Mb.
ТипДокументы

zadocs.ru > Культура > Документы

В современном определении музея, предложенном Большой советской энциклопедией, указаны следующие типы музеев: научно-исследовательские, научно-просветительные, учебные 4 .

Рассмотрим их более подробно.

Музеи научно-просветительного типа являются самой распространенной группой среди российских музеев. Их социокультурные задачи связаны как с научно-исследовательской деятельностью, так и с передачей полученных в ходе этой работы знаний широкой общественности. Эти две сферы в музеях данного типа как бы уравновешены. Примером могут быть такие музеи в Санкт-Петербурге, как Музей истории города, Государственный Русский музей, Музей политической истории и др.

Музеи научно-исследовательского типа характеризуются большим вниманием и подчиненностью деятельности задачам той области знаний, с которой профильно связан музей. Например, Зоологический музей Зоологического института Российской академии наук в Санкт-Петербурге является отделом научно-исследовательского ин-

1 Музеи [греч. pouoefov (от роиоа — муза) — место, посвященное музам, храм муз] — учреждение, осуществляющее собирание, хранение и экспонирование исторических документов, памятников духовной и материальной культуры, произведений искусства, коллекций, образцов природных богатств и т. д. (см.: Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 28. М., 1953. С. 493).

2 ICOM: Устав международного совета музеев. М., 1974. С. 5.

3 Одним из первых в отечественной науке попытался классифицировать музеи еще в 1929 г. Ф. И. Шмит, выделив три типа музеев, определяющим признаком которых является их общественное назначение: научные, учебные, публичные (см.: Чистотино- ва С. Л. Федор Иванович Шмит. М., 1994. С. 112—113).

4 См.: Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 28. М., 1953. С. 493.

36

статута, поэтому научные сотрудники музея выполняют те исследования, которые определены необходимостью данного института.

Учебные музеи выполняют по отношению к обществу образовательную, а часто дидактическую (обучающую) задачу. К музеям этого типа можно отнести музеи при учебных заведениях — школах, колледжах, вузах, при военных учебных заведениях, а также детские музеи. В настоящий период эти музеи переосмысляют свои возможности по отношению к аудитории. Примером здесь могут служить Минералогический музей кафедры минералогии Санкт-Петербургского государственного университета и школьный музей «Мое родное Подмосковье» школы № 905 в Москве.

В Санкт-Петербурге существует учреждение, в котором все три указанных типа музеев представлены одновременно. Это Российская академия художеств. При ней находится Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, учебный музей — музей слепков и музей публичный — музей-квартира Т. Г. Шевченко.

Кроме указанной классификации музеев по типам, специалистами 1 рассматриваются и другие классификационные подходы, в основе которых лежат определенные принципы. Чаще всего — это принципы административной и профильной классификации.

Классификация музеев по административному принципу, отражающая систематизацию музеев по видам или по их подчиненности, отображает многообразие вариантов юридического и организационного положения музея и может быть представлена в виде простой иерархии (см. схему). На первом уровне здесь выделяются государственные музеи, общественные музеи и частные музеи. Государственные музеи подразделяются затем на музеи системы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и музеи других ведомств; общественные музеи — на школьные музеи, музеи предприятий, акционерных обществ, банков и т. д., а также музеи, возникающие непосредственно при местных муниципалитетах.

Примером государственного музея, подчиняющегося системе Министерства культуры и массовых коммуникаций, может быть Государственный Русский музей; примером ведомственного — Зоологический музей в Санкт-Петербурге, который является отделом Зоологического института Академии наук и ей же подчиняется, или Военно-медицинский музей, подчиняющийся Министерству обороны

1 См.: Гнедовский М. Б., Хлопина О. В. Принципы классификации музеев; Рави- ковичД. А. Социальные функции и типология музеев; Гнедовский М. Б. Анализ музейной сети и проблема классификации музеев // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. М., 1985. С. 50—58.

37

шляхтина основы музейного дела теория и практика

Российской Федерации. Другой пример — музеи на общественных началах: это любой школьный музей или музей акционерного общества и т. д. В Санкт-Петербурге существует и частный музей граммофонов.

Определенные на основе вышерассмотренного классификационного принципа виды музеев различаются прежде всего с точки зрения уровня их профессиональной деятельности, т. е. их способности выполнять задачи, стоящие перед музеем. В этом случае выделяются музеи, подчиненные Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ. В музеях данной группы проводится единая политика, централизованно осуществляется повышение квалификации музейных специалистов, проводятся симпозиумы и конференции по вопросам совершенствования различных сторон музейной деятельности и музееведения, реализуются международные проекты. Ярким примером такой деятельности является Государственный Русский музей, который служит научно-методическим центром Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации для художественных музеев России и координирует все направления их деятельности.

Специфика деятельности ведомственных музеев определяется задачами, которые ставит перед ними руководство вышестоящих ведомств. Их отличает высокий уровень исследовательской работы по профилю той научной дисциплины, которой посвящен музей. Например, Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге уделяет очень большое внимание развитию исследований в области военной истории, вспомогательных исторических дисциплин, а, скажем, вопросы совершенствования экспозиции решаются несколько сложнее.

Возникновение и развитие музеев на общественных началах связано с определенной локальной культурной ситуацией и, как правило, с деятельностью группы энтузиастов, которые берут на себя трудно- 38

Перейдем к рассмотрению другого классификационного подхода. Он предполагает взгляд на многообразие музеев со стороны содержания их работы. Профиль музея определяется специализацией его собрания и деятельностью, которая обусловлена связью с той или иной областью в науке, искусстве либо какой-то сфере действительности, т. е. профиль — это то, чему посвящен музей. Профильная классификация состоит из нескольких разделов, соответствующих основным профильным группам музеев.

Принятая в России классификация музеев подразделяет их на:

няет свое влияние на весь мир — это «мировой» музей. В свою очередь, краеведческий музей г. Волхова документирует недолгую историю строительства Волховской ГЭС, а также существования и развития самого города (в конкретных географических рамках).

в социокультурной среде, отличающей музей от всех других явлений культуры. Данный феномен обладает способностью сохранять эти характеристики в процессе своего развития.

Воронин А. А. Музей как креативное пространство культуры // Философские исследования. 1994. № 1.

Гнедовский М. Б. Анализ музейной сети и проблема классификации музеев// Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. М., 1985. С. 50—58.

Демиденко 10. В. Музеи Санкт-Петербурга: Справочник. СПб., 1995.

Калугина Т. П. Общественное сознание и художественный музей // Музееведение. Музеи мира. М., 1991.

Каулен М. Е. Методы активизации объектов наследия и проблемы классификации музея//Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX—XXI вв./Тр. РИМ. Вып. 127. М., 2001. С. 86—99.

Музееведение. На пути к музею XXI века: Музеи-заповедники. М., 1991.

Музееведение. На пути к музею XXI века: Региональные проблемы развития музейного дела. М., 1990.

Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989.

Никишин Н. А. Развитие культуры и музеи-заповедники // Музееведение. На пути к музею XXI века. Музеи-заповедники. М., 1991.

Пономарев Б. Б. Несовершенный музей в несовершенном мире. М., 2002.

Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М., 2001.

Странский 3. Музей, искусство и перспектива развития человечества // Музейное дело. Музей — культура — общество: Сб. науч. тр. Вып. 21. М., 1992.

Хадсон К- Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001.

Шляхтина Л. М. Музей в современном мире: новые подходы к музейной работе// Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. СПб., 1997.

45

тов, а также познавательными и культурными запросами общества к музею. Она включает в себя как просветительные, так и образовательные аспекты;

— функцию организации свободного времени, отвечающую общественным потребностям в культурных формах досуга, эмоциональной разрядке и пр. Эта функция является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музеев в свободное время связано, как правило, с мотивами познавательно-эмоционального характера и в этом плане представляет собой способ реализации образовательно-воспитательных задач музея.

Взаимодействие, которое существует между социальными функциями музея, прослеживается во всех видах музейной деятельности. И в этом проявляются особенности социальных функций. Так, процесс документирования, связанный непосредственно с комплектованием, учетом, хранением, изучением музейных собраний, продолжается и в ходе экспозиционной и образовательной деятельности музея. Экспозиция в этом плане представляет собой своеобразную, специфическую для музея форму «публикации» научной работы, которая происходит в процессе атрибуции и изучения музейных предметов. Конкретные формы просветительной деятельности музея (экскурсии, лекции, консультации и пр.) выступают в качестве комментария к экспозиции и музейным предметам. Образовательно-воспитательная функция главным образом реализуется на основе музейной экспозиции и раз- ноообразных форм просветительной и образовательной деятельности. Однако использование музейных собраний в образовательных целях должно во многом определять и направление комплектования

1 Образовательно-воспитательная функция зависит от функции документирования, так как документирование связано с отбором, накоплением, изучением музейных предметов, которые являются основой музейно-специфического образовательного процесса, а социальные запросы предъявляют требования к документированию тех процессов и явлений в природе и обществе, которые ранее не представляли ценности, интереса или значения.

2 Социальные, политические, экономические потребности и культурные условия предопределяют выделение той или иной социокультурной функции как более значимой.

49

Состав, численность, полнота и соответствие музейных собраний требованиям профильной дисциплины определяют содержание и качество экспозиций, просветительной и образовательной деятельности музея. Развитие экспозиционной и просветительной деятельности стимулирует интенсивность комплектования и изучения фондов и т. д. Вместе с тем качество музейной деятельности зависит от уровня развития профильной музею научной дисциплины и степени профессиональной подготовленности музейных специалистов.

Взаимодействие, которое прослеживается в структуре социальных функций, — одно из необходимых условий жизнедеятельности и перспективного развития музея.

Важными свойствами социокультурных функций музея является их стабильность и одновременно, как это ни парадоксально, динамизм, подвижность. Рассмотрение функций в историческом контексте показывает, что суть существования музея связана с наличием той особой деятельности его по отношению к обществу, без которой теряется смысл существования самого явления, т. е. функции музея стабильны, поскольку документирующие и образовательно-воспитательные значения музея остаются неизменными на протяжении значительных исторических эпох. Вместе с тем социокультурные функции находятся в постоянном развитии, так как общественные запросы к музею меняются в конкретной политической, экономической или культурной ситуациях. Музей по своей природе —идеологическое учреждение. Поэтому его концепция, лежащая в основе документирования и образования, определяется прежде всего социальными условиями и идеологией, господствующими в данном обществе на том или ином этапе его исторического развития.

стности как профильной, так и музееведения. Общественные потребности обусловливают соотношение социокультурных функций музея. В зависимости от конкретной ситуации в обществе и профиля музея может доминировать та или иная функция и соответственно по-разному могут быть расставлены акценты на различных аспектах его деятельности. Например, активное развитие образовательной деятельности отечественных музеев в 1920-е годы было связано с господствовавшей тогда государственной доктриной, направленной на «широкое просвещение трудящихся масс».

При этом чем острее возникающая социокультурная ситуация, тем резче меняется соотношение функций. Напротив, чем многообразнее требования, предъявляемые к музею обществом, тем гармоничнее это соотношение. В экстремальных ситуациях (война, революция и т. д.) превалирует задача сохранения музейных ценностей.

Динамика и особенности развития социальных функций ярко проявляются и в современных условиях. Это выражается как в формировании новых задач, так и в изменении направлений деятельности музеев во всем мире. Так, музей, выполняя по отношению к обществу и культуре функцию документирования, испытывает на себе влияние экономического, культурного и научного характера, что проявляется в комплектовании, изучении и хранении музейных собраний.

Меняется сегодня и функция документирования. Это связано как с комплектованием, так и с сохранением и изучением имеющегося фонда музейных предметов. Данные изменения проявляются по-разному.

С. 8—20.

2 Музееведение. На пути к музею XXI века: Региональные проблемы развития музейного дела. М., 1990.

51

кой. Эта тенденция связана с повышением ценности музейных собраний, так как они становятся более доступными для потребностей различных наук, будучи включенными в открытое информационное пространство с использованием Internet.

ных «переводов». Эта тенденция реализуется как в создании новых музеев, так и в организации выставок.

Музейно-педагогические исследования организуют образовательную деятельность в процесс, что позволяет разработать специальные «Программы», связанные с четкой адресной формулировкой целей и задач, с определением эффективности воздействия на разнообразные группы потенциальной и реальной аудитории музеев, которые являются стержнем взаимодействия музея и школы. Примером может служить экспериментальная музейно-педагогическая про

1 Определение «традиционные», «нетрадиционные» формы образовательно-воспитательной деятельности требует самостоятельного анализа, который не входит в задачи автора; в данном случае под «традиционными» мы понимаем те формы, использование которых имеет историческую устойчивость (не менее 40лет) и наблюдается в музеях различного типа, профиля и вида.

54

Кроме исторически обусловленных социокультурных функций, современный музей все более активно включается в реализацию функции организации свободного времени. Социальные условия диктуют необходимость определения своих уникальных возможностей для того, чтобы занять место в системе досуговых учреждений. Поэтому для реализации функции организации свободного времени (рекреации) и развития в связи с этим специальной инфраструктуры в музейном пространстве организуются такие мероприятия, как спектакли, концерты, праздники, балы и т. д. Интересен опыт Музея А. П. Чехова в Мелехове по организации спектаклей в музее силами лучших театральных коллективов страны, или ставшие классическим примером Декабрьские вечера в Музее изобразительных искусств

1 «Здравствуй, музей!». Экспериментальная музейно-педагогическая программа. СПб., 1996.

2 См.: Столяров Б. А., Бойко А. Г. Концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998; Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. СПб., 1999.

3 Жвитиашвили Н. 10., Платонова О. В. «Шаг навстречу»: Программа творческого развития детей с «проблемами» в условиях художественного музея. СПб., 1998.

4 Жвитиашвили Н. 10. Работа с детьми-инвалидами в условиях художественного музея // Здравствуй, музей! Международный музейно-педагогический семинар. СПб., 1995. С. 36.; Шостак J1. Я. Взаимодействие музея и школы в процессе эстетического воспитания детей с задержкой психического развития // Там же. С. 137.

55

им. А. С. Пушкина в Москве, концерты в Эрмитажном театре, Мен- шиковском дворце, престижные балы «Бокал шампанского» в Музее-заповеднике «Царское Село» и т. д. Рекреационные возможности музея открывают перспективу решения и коммерческих проблем современных музеев.

Создание материальных условий для рекреационной деятельности связано с совершенствованием как системы обслуживания в музее, так и осмыслением необходимости создания рекреационных зон (включающих в себя места для отдыха). Эта тенденция, получившая широкое развитие в зарубежных странах, достаточно уверенно утверждается и в отечественном музейном деле. Примером могут быть Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж и др.

Удовлетворение потребности в общении в рамках музейно-рекреационной деятельности решается благодаря активному использованию таких форм, как клубы (по интересам, знатоков города, любителей искусств и т. д.), любительские объединения, салоны, посиделки и т. п. Особенностью общения в условиях музея является его тематическая направленность, связанная с профилем музея, что дает возможность участникам процесса общения не только решать проблемы психологического характера, но и получать новые знания, а часто и навыки практической деятельности (например, клуб «Параскева» при Российском этнографическом музее).

Таким образом, понимание социокультурных функций музея связано с осмыслением его как саморазвивающейся социальной системы, меняющейся под воздействием определенных факторов политического, экономического и культурного характера.

Существование различных взглядов на определение функций музея позволяет нам сделать вывод о том, что исторически обусловленными и имманентно (внутренне) присущими музею являются: функция документирования подтверждения посредством музейных предметов развития общества, культуры или же природы; образовательно-воспитательная функция, обусловленная информационными и экспрессивными свойствами музейных предметов; функция организации свободного времени, отвечающая общественным потребностям в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Социокультурные функции музея, как мы видим, обусловлены государственной политикой в области музейного дела, социальным заказом, «встроенно- стыо» в общество, а также возможностью музея стать основным мостом между современностью и прошлым, между человеком и культурным и природным наследием.

56

Жвитиашвили li. 10. Работа с детьми-инвалидами в условиях художественного музея // Здравствуй, музей! Международный музейно-педагогический семинар. СПб., 1995.

Закс А. Б. Динамика социальных функций музеев СССР // Музееведение. Музеи мира. М., 1991.

Камерон Д. Музей: храм или форум // Музейное дело. Музей — культура — общество: Сб. науч. тр. Вып. 21. М., 1992.

Кузьмин А. С., Кузьмина Е. Е. О диалектике функций историко-культурного музея (музей как средство межкультурной трансляции и внутри культурной рефлексии)//Музееведение. Музеи мира. М., 1991.

Музееведение. На пути к музею XXI века: Музеи-заповедники. Сб. науч. тр. М., 1991.

Музееведение. На пути к музею XXI века: Региональные проблемы развития музейного дела. М., 1990.

Музеи в период перемен. Материалы российско-британского семинара «Музеи Санкт-Петербурга в условиях рыночной экономики». СПб, 1997.

Музей в современном обществе. Поиски новых решений. СПб. 1999.

Музей и новые технологии // На пути к музею XXI века. М., 1999.

Музейное дело. Музей — культура — общество: Сб. науч. тр. Вып. 21 (Музей революции). М., 1992.

Образовательная деятельность художественных музеев. Вып. 5. СПб., 1997.

Пономарев Б. Б. Несовершенный музей в несовершенном мире. М., 2002.

Пищулин 10. П., Равикович Д. А. Социальные функции современного музея // Терминологические проблемы музееведения. М., 1986.

Равикович Д. А. Социальные функции и информационная система музеев // Теоретические вопросы научно-просветительной работы музеев (по материалам социологических исследований). М., 1984.

Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М., 2001.

Социальные функции музея: Споры о будущем. Материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры//Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1989.

Труевцева О. Н. Музеи Сибири во второй половине XX века. Томск, 2000.

Фролов А. И. Советские музеи в зеркале прессы// Музееведение. На пути к музею XXI века: Сб. науч. тр. / НИИ культуры. М., 1989.

Шляхтина J1. М. Перспективные направления взаимодействия с реальной и потенциальной аудиторией // Открытие культуры: Материалы Всероссийской научной конференции. Ульяновск, 2002.

Stranski S. S. Die Prinzipien der Musealen Ausstellung // Neue Museumskunde. 1981. № 1.

ГЛАВА IV

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

Былое не утрачивалось в настоящем, не заменялось им, а исполнялось в нем.

В основе теоретических представлений о направлениях музейной деятельности лежит понимание музееведения как науки о познании музейности. Отбор носителей музейности, познание этой (музейной) ценности и использование ее с учетом социокультурной потребности представляют три фундаментальные теории: теорию документирования, теорию тезаврирования, теорию коммуникации, которые определяют стратегию и тактику основных направлений деятельности музея.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *