штурм золотого храма 1984

Кровавый восход «Голубой Звезды»

Джарнаил Сингх Биндранвал

В конце мая 1984 года индийская армия начала развёртываться в Пенджабе для предстоящей операции по усмирению сикхских епаратистов. Подразделения 9-й пехотной дивизии окружили Золотой храм; между ними и находившимися внутри сикхскими боевиками периодически вспыхивали перестрелки. 3 июня в Пенджабе был введён комендантский час, прервана телефонная связь, прекращены транспортное сообщение и подача электроэнергии — штат оказался отрезан от внешнего мира. В средствах массовой информации вводилась цензура. Внутри Золотого храма были блокированы до 10 тыс. паломников, собравшихся там, чтобы отметить очередную годовщину мученичества Гуру Арджан Дэва.
штурм золотого храма 1984
Золотой Храм

Индийское правительство приняло решение о силовой операции по очистке Золотого храма от террористов. Премьер-министр Индира Ганди отдала приказ о полной ликвидации всех вооружённых лиц на территории Храма. Руководить штурмом был назначен командующий 9-й дивизией генерал-майор Кульдип Сингх Брар. Участие в штурме для всех военнослужащих было добровольным, желающие могли отказаться.

Оборона Золотого храма была организована военным советником Биндранвала и бывшим генералом индийской армии Шахбегом Сингхом. Находившиеся на территории храма здания предоставляли оборонявшимся множество огневых точек. Индийские войска начали штурм с трёх сторон, сразу же столкнулись с отчаянным сопротивлением боевиков и стали нести большие потери. Попытка использовать с южной стороны бронетранспортёры OT-64 привела к тому, что одна машина была подбита из гранатомёта. Для подавления огневых точек противника были привлечены танки «Виджаянта», которые сначала вели только пулемётный огонь. Когда стало ясно, что этого недостаточно, было дано разрешение на использование башенных орудий.
штурм золотого храма 1984
Бронетранспортёр OT-64 на территории Золотого Храма
Подбитый бронетранспортёр OT-64 после боёв
штурм золотого храма 1984
Танки «Виджаянта» в Пенджабе»

Федералы на крыше одного из зданий около Храма. Сам Храм виден на заднем плане Федералы на стене Храма

К утру 6 июня основное сопротивление сикхских боевиков было сломлено. Вплоть до 9 июня индийские подразделения продолжали зачищать территорию храма от одиночных снайперов. Части боевиков удалось спастись, и армия продолжила их преследование в окрестностях Амритсара.
штурм золотого храма 1984
Сдающиеся сикхи в Золотом Храме

Индийские солдаты в захваченном Золотом Храме

Генерал-майор Кульдип Сингх Брар с офицерами штаба в Золотом Храме

Разрушения в Амритсаре

Золотой Храм после операции
Арестованные сикхи на территории Золотого Храма

Убитые сикхи
штурм золотого храма 1984
Разрушения после танкового обстрела

После окончания операции «Голубая Звезда»

Однако индийские военные сделали выводы из неудачного проведения операции. Когда в мае 1988 года Золотой храм вновь был занят экстремистами, армия прибегла к осаде и вынудила противника сдаться практически без кровопролития.

Прокатившиеся по миру акции протеста сикхских эмигрантов и борцов за права человека многократно жестоко разгонялись полицией

Источник

Операция «Голубая звезда»

штурм золотого храма 1984

штурм золотого храма 1984

Операция «Голубая звезда» — военная операция индийской армии по уничтожению базы сикхских сепаратистов в Золотом храме (Амритсар) в июне 1984 года.

Успех операции был омрачён большими жертвами среди индийских военнослужащих и мирного населения. В долгосрочном плане «Голубая звезда» привела к росту сикхского терроризма и стала причиной убийства премьер-министра страны Индиры Ганди.

Содержание

Предыстория

Штурм

Оборона Золотого храма была организована военным советником Бхиндранвале и бывшим генералом индийской армии Шахбегом Сингхом. Находившиеся на территории храма здания предоставляли оборонявшимся множество огневых точек. Индийские войска начали штурм с трёх сторон, сразу же столкнулись с отчаянным сопротивлением боевиков и стали нести большие потери. Попытка использовать с южной стороны бронетранспортёры OT-64 привела к тому, что одна машина была подбита из гранатомёта. Для подавления огневых точек противника были привлечены танки «Виджаянта», которые сначала вели только пулемётный огонь. Когда стало ясно, что этого недостаточно, было дано разрешение на использование танковых орудий.

К утру 6 июня основное сопротивление сикхских боевиков было сломлено. Вплоть до 9 июня индийские подразделения продолжали зачищать территорию храма от одиночных снайперов. Части боевиков удалось спастись, и армия продолжила их преследование в окрестностях Амритсара.

Последствия

Однако индийские военные сделали выводы из неудачного проведения операции. Когда в мае 1988 года Золотой храм вновь был занят экстремистами, армия прибегла к осаде и вынудила противника сдаться практически без кровопролития.

Источник

Операция «Голубая звезда»

Говоря о странах, наиболее пострадавших от террора, чаще других упоминают Россию, Израиль, США, чуть реже Испанию или Великобританию. Об Индии почему-то не вспоминают. Между тем Индия страдает от террора вот уже более 50 лет. И все это время там происходят теракты, схожие по своим масштабам с захватом заложников на Дубровке или в Беслане.

И хотя индийская армия (в частности ее подразделения специального назначения) одна из самых сильных и подготовленных не только в регионе, но и в мире, решить эту проблему она не в силах. Руководству страны понадобилось почти 40 лет, чтобы понять: с террором нужно бороться не пехотными подразделениями, а специально подготовленными для антитеррористической (АТ) деятельности.

Был проведен анализ операции и сделаны соответствующие выводы. Через год был принят закон о национальной безопасности и почти сразу отдан приказ на создание групп по противодействию терроризму и сепаратизму. Итогом решения стало рождение в 1985 году спецподразделения National Security Guard (NSG). Второе неофициальное название, которое закрепилось за подразделением, — «Черные коты» — возникло из-за того, что бойцы постоянно работают в униформе черного цвета. Сейчас подразделение известно широкой общественности именно по неофициальному названию.

В группу направили опытных офицеров и сержантов из армии, полиции и погранвойск. Они составили костяк NSG. Новое подразделение проходило подготовку в условиях особой секретности. Поэтому до сих пор точно не известно, кто обучал бойцов специфике действий АТ-подразделений. В то время с израильтянами и американцами, сыгравшими существенную роль в подготовке индусов в 90-х, тесных контактов еще не было. Немцы же не очень стремятся делиться опытом. По всей видимости, помощь оказали англичане — либо действующие сотрудники SAS, либо ветераны. Менее чем через год после создания NSG получила первое серьезное задание провести специальное мероприятие в районе Золотого храма. Задача была выполнена лишь частично.

1988 год является одним из самых интенсивных по применению для всех бойцов подразделений специального назначения Индии. В этом году в Амритсаре вновь был захвачен Золотой храм. Но теперь в результате хорошо спланированной, организованной и четко проведенной операции с применением спецсредств храм был очищен от боевиков, а «Черные коты» отработали без потерь. Впоследствии капитан Н.Н., один из участников штурма, рассказал, что опытом применения спецсредств делились спецназовцы одной из европейских стран. Кстати, в этой же операции впервые были задействованы и снайперские команды. В настоящее время им также придают немалое значение.

В 90-х NSG продолжала проводить операции против сикхских боевиков и участвовала в многочисленных АТ действиях по освобождению заложников. Новый век не принес снижения напряженности в борьбе с терроризмом. Бойцы NSG проводили операции в Пенджабе, Кашмире и в Дели.

В NSG приходят как из армии, так и из полиции. Кандидат может попасть на отборочный курс либо по рекомендации, либо после того, как на него обратили внимание в отделе NSG, отвечающем за отбор. После обязательных собеседования и медицинской проверки все допущенные направляются на базу Манесар.

Однако индийские военные сделали выводы из неудачного проведения операции. Когда в мае 1988 года Золотой храм вновь был занят экстремистами, армия прибегла к осаде и вынудила противника сдаться практически без кровопролития.

Ссылка на источник: http://www.bratishka.ru/archiv/2006/8/2006_8_16.php

Как научиться управлять людьми: советы молодому руководителю

Источник

ХАЛИСТАН: вековая мечта сикхов и сикхско-индийское противостояние

Среди многочисленных этнических и религиозных общин Индии особняком стоят сикхи. Сикха трудно не заметить в толпе – во-первых, его всегда можно узнать по специфически повязанному тюрбану на голове, во-вторых – по внушительной бороде и усам. Фамилия «Сингх» («Лев») также позволяет безошибочно определить сикха. Сикхи – серьезные люди. Их воинские качества славятся не только по всей Индии, но и за ее пределами. Ссора с сикхами в свое время стоила жизни легендарной Индире Ганди.

штурм золотого храма 1984

Что такое сикхизм

Сикхи – уникальная этноконфессиональная общность, проживающая на северо-западе Индии, прежде всего – в штате Панджаб, хотя немало сикхов и в соседних штатах Харьяна, Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш. Религия сикхов – сикхизм – зародилась в XVI веке на территории современного Пакистана и Северо-Западной Индии. В настоящее время во всем мире проживает до 26 миллионов сикхов, однако эта весьма крупная народность вплоть до настоящего времени лишена собственной государственности. Индийский штат Пенджаб, в котором преобладает сикхское население, лишь с оговорками можно назвать сикхской автономией.

штурм золотого храма 1984

Пенджаб – колыбель сикхизма. Это богатейший сельскохозяйственный регион современной Индии, климат которого благоприятствует развитию сельского хозяйства и превращает регион в «житницу» современной Индии. Кроме того, Пенджаб, что в переводе с санскрита означает «Пятиречье» (Панчанада), является и историческим районом формирования индийской культуры. Именно здесь появились первые государства долины Инда.
Здесь, в Пенджабе, находилась точка пересечения двух важнейших религий Индии – индуизма и ислама. Мусульманские завоеватели, проникавшие на территорию Индии из Ирана, Афганистана, Центральной Азии, так и не смогли окончательно подчинить себе индуистов и обратить их в ислам. Вынужденные сосуществовать бок о бок, обе религиозные традиции неминуемо оказывали друг на друга влияние. Следствием этого влияния и стало формирование сикхизма как религии, впитавшей в себя и индуистские, и исламские компоненты.

У истоков сикхизма стоял Гуру Нанак (1469-1539). Он родился в районе современного Лахора, что в современной пакистанской части Пенджаба. Именно Гуру Нанаку предписывают сочинение священной книги сикхов «Ади Грантх». Индуист по происхождению, выросший в окружении мусульман, Гуру Нанак заложил основополагающие столпы религии сикхизма, сформулировав ее основные принципы – веру в единого и всемогущего бога – Творца, медитацию как метод поклонения Творцу, учение о посмертном «растворении» души, возвращении ее к Творцу.

Сикхизм, в отличие от того же ислама, отличается крайне лояльным отношением к другим вероисповеданиям и культурам, что объясняется во многом его синкретической природой, а также многонациональным составом самой сикхской общины, которую помимо выходцев из Пенджаба пополняли представители и многих других этнических групп Северо-Западной Индии. В сикхизме не имела существенного значения и кастовая принадлежность, что становилось привлекательным для представителей многих угнетаемых каст. В то же время, основную массу сикхов составляли и составляют в настоящее время представители главной пенджабской земледельческой касты – джаты.

Государство сикхов

Несмотря на декларируемое миролюбие и философский характер своей религиозной доктрины, сикхи оказались весьма воинственной этноконфессиональной общностью. К началу XVIII века сформировалась особая воинская каста сикхов – «ниханги». В отличие от других членов сикхской общины, ниханги давали клятву посвятить всю свою жизнь воинскому ремеслу и умереть на поле боя. Естественно, что эти пассионарии сикхской общины отвергали любые мирные промыслы и охотно шли воевать, будь то за интересы сикхского государства или за любую другую страну, в составе которой вследствие исторических перипетий оказывался сикхский этнос. Вплоть до настоящего времени ниханги сохраняют верность традициям, предпочитая работе вечное странствие и воинскую службу, а также стремясь выделиться внешним видом – как можно более внушительной бородой и высоким тюрбаном. Традиционные цвета нихангов – синий и желтый – получили распространение среди всего сикхского этноса в целом и в настоящее время являются также и официальными цветами самопровозглашенного сикхского государства Халистан.

В 1716-1799 гг. существовала Сикхская конфедерация, которая с 1799 г. превращается под руководством Ранджита Сингха в мощную Сикхскую империю. В период своего расцвета Сикхская империя, ядро которой было создано пенджабскими сикхами, одолевшими армию Великих Моголов, включала в свой состав земли не только собственно Пенджаба, но и штатов Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму, Дели, территории Чандигарха, Северо-западной пограничной провинции Пакистана, Зоны племен Пакистана, Исламабадскую территорию Пакистана и некоторые районы северо-восточного Афганистана. Центральными городами империи стали Амритсар и Лахор.

штурм золотого храма 1984

Политическая система Сикхской империи достаточно сильно отличалась от других индийских государств того времени. Фактически это была военная демократия с сикхской общиной (хальсой) в роли официального центрального органа управления. Именно община выбирала лидера сикхов, сердаров провинций империи. При этом следует отметить, что сикхи в империи составляли меньшинство населения – не более 10%, одновременно являясь и правящей общиной. Подавляющее большинство населения Сикхской империи (более 80%) составляли мусульмане, поскольку хальса распространила свою власть прежде всего на исламизированные территории, вошедшие после деколонизации Индийского полуострова преимущественно в состав Пакистана.

штурм золотого храма 1984

Сикхи, первоначально достаточно негативно отнесшиеся к британской колонизации, в конечном итоге вполне вписались в колониальное общество. Именно из сикхов в значительной степени формировались подразделения полиции в северо-западных провинциях Британской Индии. Параллельно сикхская община приобрела большой вес и в городах, где ее представляли многие видные предприниматели и лица свободных профессий. В составе британских колониальных войск были сикхские подразделения. Некогда воевавшие за свою свободу сикхи оказались надежными союзниками британцев, в первую очередь потому, что последние умело играли на сикхско-мусульманских и сикхско-индуистских противоречиях. Сикхи, даже в Пенджабе остававшиеся меньшинством, также видели в сотрудничестве с британцами значительные преимущества.

Борьба за Халистан

После провозглашения суверенитета Индии и Пакистана полуостров Индостан стали сотрясать многочисленные межнациональные конфликты. Наиболее значительными из них по масштабам были индо-мусульманские конфликты, переросшие в многолетнее противостояние Индии и Пакистана. Однако и сикхи, не в меньшей степени, чем индуисты и мусульмане, оказались втянутыми в межнациональные противоречия. Первыми их жертвами стали сикхи, проживавшие в той части Пенджаба, которая осталась за Пакистаном. Именно пакистанский Пенджаб с центром в Лахоре был колыбелью сикхской религии и народа сикхов. Однако мусульманское большинство Пенджаба, не утратившее память о господстве над ним сикхских сердаров, после получения Пакистаном независимости сумело изгнать большую часть сикхов на территорию соседней Индии. Масштабы сикхско-мусульманского конфликта в пакистанском Пенджабе потрясают: его жертвами стали около миллиона погибших и восемь миллионов беженцев. В ответ в индийском Пенджабе начались мусульманские погромы, также завершившиеся эмиграцией значительной части мусульман в Пакистан.

штурм золотого храма 1984

С индуистами отношения у сикхов складывались относительно ровно до 1970-х гг., пока сикхские общественные деятели не заговорили о продолжающейся дискриминации сикхов со стороны индуистского правительства Индии. Так началось формирование сикхского сепаратистского движения, выступающего за создание по меньшей мере автономии, а по максимуму – независимого государства сикхов под названием Халистан.

Одна из ключевых линий противостояния в новейший период сикхской истории пролегла между сикхами и ниранкари. Ниранкари – подветвь сикхизма, верующая в живого гуру и рассматривающаяся другими сикхами как «предательская секта», ориентированная на ассимиляцию сикхского этноса в индуистском большинстве.

В 1978 г. произошло крупное столкновение между сикхами и ниранкари в городе Амритсар. Этот город, как известно, является священным для сикхов – именно здесь находится знаменитый «Золотой храм» и проживает внушительная сикхская община. Тем не менее, ниранкари, которые также претендуют на руководящие позиции в сикхском обществе, решились на проведение в Амритсаре своей конференции. Естественно, что конференция закончилась массовыми столкновениями.

Но наиболее крупномасштабные вооруженные действия сикхов против центральной власти и их соперников – ниранкари – развернулись в 1980-1984 гг. В этот период было совершено 1200 террористических актов, направленных против влиятельных политиков, полицейских, военнослужащих, представителей индуистской общины, ниранкари, то есть – против всех «не сикхов», оказавшихся на территории Пенджаба и соседних штатов Индии.

Здесь следует отметить, что в основе роста сепаратистского движения сикхов в штате Пенджаб во многом лежат социально-экономические причины. Как известно, штат является одним из наиболее развитых в экономическом отношении, сикхская же община обладает достаточно устойчивыми позициями в экономике, но реализовать свою политическую волю не способна по причине концентрации власти в стране в руках индуистов. Имел место и банальный конфликт нарождающейся контр-элиты с действующей элитой штата – поскольку все ключевые позиции в экономике Пенджаба оказались заняты индуистами, сикхской молодежи, в том числе и получившей образование, а соответственно обладающей определенными амбициями, не оставалось иного пути как покидать страну, уезжая в эмиграцию, либо становиться на путь радикальной политической деятельности, рассчитывая на самореализацию уже в суверенном сикхском Халистане.

Апогеем сикхско-индуистского противостояния в 1980-е гг. стала операция «Голубая звезда», представлявшая собой атаку подразделений индийской армии и полиции на «Золотой храм». Хармандир-сахиб, как называют его сикхи, был, согласно легенде, основан в 1577 году Гуру Рам Дасом, выкопавшим водоем Амритсар, давший название одноименному пенджабскому городу. Первый камень в основание храма был заложен в 1588 году суфием Хазратом Миян Миром, а собственно строительство заняло период с 1588 под 1604 гг. С 1604 года в храме хранится оригинал священной книги сикхов «Ади Грантх».

В июне 1984 года важнейшая святыня сикхов и находившиеся на ее территории сторонники самоопределения сикхского государства были атакованы по приказу руководителей страны. Объяснением атаки стал тот факт, что в «Золотом храме» укрепились сторонники независимости Халистана, фактически превратившие сикхскую религиозную святыню в политический штаб. Тем не менее, жестокость проведенной операции впечатлила даже людей, не испытывавших особых симпатий к пенджабскому сепаратизму. Ведь жертвами атаки индийских подразделений стало 492 человека.

Месть за Амритсар

Легендарная женщина – премьер-министр была убита 31 октября 1984 года собственными телохранителями. Поскольку сикхи считались еще с колониальной эпохи наиболее надежными воинами, именно из них комплектовалась личная охрана британских губернаторов. Следовала этой традиции и Индира Ганди, не уяснив главного момента – свою веру и свой народ сикхи уважают все же в несколько большей степени, чем воинскую присягу.
Утром 31 октября 1984 года у Индиры было запланировано интервью с британским писателем Питером Устиновым. По пути к приемной, через двор своей резиденции, Индира поздоровалась с двумя сикхами – телохранителями – Беантом Сингхом и Сатвантом Сингхом. Ответом стали револьверные выстрелы и автоматная очередь. Сбежавшиеся сотрудники охраны застрелили покушавшихся. Спешно доставленная в больницу Индира Ганди, не приходя в сознание, скончалась через несколько часов после покушения.

Убийство обожаемой индусами Индиры только подлило масла в огонь сикхско-индуистских противоречий. Последовали новые многочисленные столкновения между сикхами и индуистами во всех штатах Индии. Жертвами антисикхской истерии стали по меньшей мере десять тысяч человек. В ответ сикхи 7 октября 1987 года официально заявили о создании независимого государства Халистан. Естественно, что значительную роль в росте сепаратистских настроений и в данном случае сыграл Запад – прежде всего, через сикхскую диаспору, многочисленную как в Соединенных Штатах Америки, так и в Великобритании. В частности, президентом Халистана был провозглашен постоянно проживающий в США Гурмит Сингх Аулах. С другой стороны, поддержку сикхскому движению оказывает соседний Пакистан. Как то забылись исторические конфликты, приведшие к смерти многих сикхов и бегству миллионов жителей пакистанского Пенджаба в Индию.

Что ждет индийских сикхов?

Естественно, что индийское правительство создание Халистана не признало и развернуло активную борьбу против сепаратистов. Преуспевающий прежде в экономическом отношении штат Пенджаб превратился в территорию повышенной активности экстремистских группировок, регулярно подвергающуюся полицейским зачисткам и спецоперациям с привлечением армейских подразделений. Только за один 1986 год сикхскими радикальными организациями было совершено 3 450 террористических актов.

Параллельно с ростом вооруженного сопротивления индийским властям происходило и возрождение сикхского национального самосознания. Во-первых, в радикальное движение за независимость Халистана вовлекались все более многочисленные слои сикхской молодежи, недовольной отсутствием перспектив и желающей отомстить за дискриминацию своего народа, не сильно разбираясь в методах. Во-вторых, произошел всплеск интереса к сикхской национальной культуре, в том числе и среди городских сикхов, которые до этого «вестернизировались» не менее успешно, чем индусы. Соответственно, национальная культура и религия стала восприниматься как нечто важное, как средство подчеркивания своей национальной идентичности, оппозиционной идентичности тех же индуистов или мусульман.

Есть ли перспективы урегулирования сикхского вопроса в современной Индии? Вряд ли можно дать на данный вопрос однозначный ответ. В первую очередь, необходимо понимать, что сикхи, в отличие от тех же племен Северо-Восточной Индии, представляют собой крайне влиятельную и сплоченную общину. Экономические позиции сикхской общины сильны не только внутри самой Индии, но и на мировом уровне. С другой стороны, сикхи составляют значительную часть военнослужащих индийской армии и сотрудников спецслужб и полицейских структур, что также имеет немаловажное значение для оценки перспектив борьбы с сикхским сепаратизмом. В индийской армии численность военнослужащих – сикхов достигает 20% от общей численности личного состава, то есть практически каждый пятый военнослужащий имеет сикхское происхождение, хотя в соотношении к общей численности населения страны сикхи составляют лишь 2 %.

Наконец, нельзя забывать и о роли иностранных государств в «искусственном стимулировании» многочисленных этнических и религиозных конфликтов на территории Индии. Сикхские интересы лоббируют общины сикхов в США и Великобритании, тесно связанные с местными коммерческими кругами. Активизация сикхских сепаратистов выгодна и соседнему Пакистану, поскольку она ослабляет военный потенциал Индии в пограничных районах Джамму и Кашмира и способствует отвлечению внимания руководства страны от кашмирской проблемы.

Вместе с тем, есть определенные надежды и на политическое решение сикхского вопроса, которое может заключаться, прежде всего, в создании таких социальных условий для существования сикхской общины, которые бы способствовали ослаблению радикальных настроений, углублению интеграции сикхов в индийское общество. Рост автономии без потакания сепаратистам, таким образом, также может дать свои позитивные плоды. И тогда кровопролитные столкновения и террористические акты станут историей, а на индийской земле воцарится мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *