шумерский миф о всемирном потопе читательский дневник
«Мифы шумерских народов» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Краткое содержание для читательского дневника
1. Один из богов верит, что люди смогут вернуться к святости.
2. Основание пяти городов.
3. Совет богов о наказании людей.
4. Зиусудра узнает о предстоящем потопе.
6. Дарование вечной жизни Зиусудре.
Читайте по теме:
Главные герои
1. Ан, Энлиль, Энки, Нинхусарг, Нинту – боги Вселенной, сотворившие человечество.
2. Зиусудра – праведный царь, через которого сохранилось человечество.
Главная мысль
Праведная жизнь приводит к бессмертию.
Чему учит
Миф учит тому, что надо соблюдать божественные законы и жить благочестивой жизнью. Если люди перестают это делать, то человечество ждет страшное наказание.
Отзыв
Этот древний миф показался мне интересным. Он сохранился частично и напоминает известный библейский миф о потопе и Ное, семья которого смогла спастись. В шумерском мифе рассказывается, как боги задумали уничтожить человечество. При этом один из богов верил, что люди смогут исправиться. Они снова построят города и священные храмы, и установится праведность и мир на земле. Боги наслали бури и ураганы на землю. Потоп длился семь дней и ночей. Только праведный царь Зиусудра был предупрежден о потопе и построил корабль, где можно было спастись. Когда снова вышло солнце, царь принес жертвы богам. А они даровали ему жизнь долгую, словно богу, за то, что он спас человеческий род.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.
Шумеры: Сказание о Рае и Всемирном потопе
О Шумер, великая земля среди всех земель Вселенной, залитая немеркнущим светом, определяющая божественные законы для всех народов от восхода до заката!— воскликнул когда-то шумерский поэт. Сами шумеры о своем происхождении ничего не говорят. Древнейшие мифы начинают историю сотворения мира с отдельных городов.
Шумерская культура подарила человечеству письменность, возможность обработки металлов, колесо и гончарный круг. Непостижимым образом люди эти обладали знаниями, которые относительно недавно только стали известны науке. Они оставили после себя такое количество загадок и тайн, что по праву занимают едва ли не первое место среди всех удивительных событий в нашей жизни.
В представлении древнего жителя Месопотамии мир был населен добрыми и злыми духами, а также могущественными божествами, управляющими всеми силами природы. Каждый род, община, город-государство в Шумере имели своих богов-покровителей, иногда считавшихся мифическими предками. Каждый человек имел своих персональных духов-хранителей – шеду и ламассу – и покровительствующих бога и богиню.
Но, с другой стороны, жизни человека угрожали многочисленные злобные демоны – олицетворение болезней и смерти (никуб, лилу, лилит). Судьба человека была записана клинописью у богов в «Таблице судеб», и в час смерти за ним приходила «Судьба» – бог Намтар («Похититель») – и уводила обреченного в царство смерти – подземный мир, где правили бог Нергал и богиня Эрешкигаль вместе с советом из семи богов земли – демонов Ануннаков.
В преисподней душа умершего была обречена на жалкое существование в вечной темноте, голоде и жажде. При мысли о такой безрадостной посмертной судьбе человек мог утешать себя только тем, что в зависимости от рода смерти он получит более или менее милостивый приговор от суда Ануннаков и сможет пользоваться едой и питьем от тех жертвенных даров, которые приносили ему оставшиеся на земле родственники.
На небе также существовало свое «небесное» царство с советом богов. Главный из них – Энлиль, бог воздуха, повелитель земли («Среднего мира»), царь всех богов и покровитель земных царей. Его культ отправлялся в особом храме в священном городе Ниппуре, и чтили этого энергичного и всемогущего бога по всему Шумеру.
Не менее важен был в пантеоне и Ан (Ану) – бог Неба, а также мудрый и очень благосклонный к людям Энки (Эа), божество подземных вод и мирового Океана. Замыкает четверку «великих богов» богиня-мать Нинхурсаг.
Чудовище с головой льва, один из семи злых демонов, родившийся в Горе Востока и обитающий в ямах и развалинах. Он вызывает раздор и болезни среди людей.
К сильнейшим богам относились также Уту (Шамаш) – бог Солнца, блюститель справедливости, открывающий людям будущее в гаданиях и предсказаниях оракулов; синебородый бог Луны – Нанна (Син); своенравная красавица Инанна (Иштар) – богиня планеты Венера, покровительница плотского вожделения и любви, земного плодородия, но и одновременно богиня распрей и раздора.
Бог подземных вод, Эа или Энки, изображенный в центре с птицей Анзу. Справа крылатая богиня Инанна с финиковой ветвью в руке и рождающийся из Горы Востока солнечный бог Уту-Шамаш
Жители Шумера почитали и четверку «великих», «космических» богов. Это были Ан (Ану) – бог Неба, Энлиль – бог воздуха, Энки – бог подземных вод и, наконец, богиня-мать Нинхурсаг, носившая в разных шумерских «номах» разные имена (Нинхурсанг, Нинмах, Дингирмах). Именно они создали вселенную, землю, воду, каналы, растительность, животных и людей. Именно они занимали вершину месопотамского «Олимпа».
Гений с головой орла, держащий сосуд с чистой водой и сосновую шишку. Он сопровождал человека в его повседневной жизни и защищал от болезней и злых сил. Нимруд.
Коленопреклоненные божества возле священного дерева, поднявшие руки в защитном жесте, вероятно представляют Энлиля или Бэла, бога земли
Изображение и местоположение райской земли по А. Кирхеру («Ноев ковчег»)
Одно плохо: в Дильмуне не хватает пресной воды. Когда богиня обратила на это внимание Энки, тот приказывает Уту, богу Солнца, доставить в Дильмун воду с земли.
Уту выполнил приказ Энки: «из уст земли» забил родник пресной воды, и все было так, как пожелал бог. Теперь ничто уже не мешало счастливой жизни в стране Дильмун, где расцвели деревья, зазеленели луга, налились зерном колосья хлебов. А довольный Энки прогуливался по райской стране.
А затем, видимо, заскучав, решает поразвлечься в этих чудесных райских кущах и поочередно овладевает то своей женой – богиней Нинхурсаг, то своими двумя дочерями. Примечательный факт – все эти женщины рожают быстро и без мук. Далее неугомонный Энки съедает восемь волшебных растений, заботливо выращиваемых Нинхурсаг, заболевает и чудом спасается от смерти.
В представлении шумерских теологов рай предназначался не для смертных людей, а для бессмертных богов. Впрочем, один смертный – но только один! – по словам шумерских сказителей, все же был допущен в этот рай богов. Речь идет о шумерском «Ное». Здесь мы подходим к мифу о потопе.
Г. Доре. Всемирный потоп
Легенды о жизни и подвигах Гильгамеша записаны клинописью на глиняных табличках на четырех языках Древнего Востока – шумерском, аккадском (вавилонском), хурритском и хеттском.
После смерти своего ближайшего друга Энкиду, вместе с которым он совершил множество героических подвигов, царь Урука в поисках секрета бессмертия решил отправиться к Утнапиштиму (шумерскому Зиусудре, библейскому «Ною») – единственному человеку на земле, которому боги даровали вечную жизнь. Преодолев немыслимые трудности на своем долгом пути, Гильгамеш добирается, наконец, до места обитания праведника и выслушивает от него подробный рассказ о катастрофическом наводнении, уничтожившем весь род человеческий.
Утнапиштим – сын Убар-Титу, царя города Шуруппака, одного из древнейших городов Шумера – всегда отличался миролюбивым нравом, добротой и благочестием и поэтому был любимцем богов, и особенно Энки (вавилонского Эа). И вот в один прекрасный день, когда грехи безмерно расплодившихся людей переполнили чашу терпения верховного бога Энлиля, он приказал уничтожить человечество с помощью гигантского потопа.
Но Энки-Эа и здесь нашел выход: он тайно поговорил с Утнапиштимом через тонкую стену тростниковой хижины, предупредив о грозящей беде и посоветовав построить большой корабль и погрузить туда «семя всех живых существ»:
Я взглянул на море – тишь настала,
И все человечество стало глиной!
Плоской, как крыша, сделалась равнина,
Я пал на колени, сел и плачу,
По лицу моему побежали слезы.
Стал высматривать берег в открытом море —
В двенадцати поприщах поднялся остров.
У горы Нацир корабль остановился…
Гигантский Потоп опустошил землю, и все люди (кроме одного или двух) погибли. В длительной истории человечества потоп отмечает определенный перерыв и замену одной расы людей другой. Сходство с библейским преданием является, конечно, поразительным.
Потоп во времена шумерской цивилизации
«И вот, я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою я поставлю завет мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою…».
Так в Ветхом Завете началась эпическая история Ноя — праведника, избранного богом для строительства огромного корабля и спасения всяческой живности. Однако миф о великом потопе, уничтожавшем грешников, не был изобретением древних иудеев.
«Зима. Всемирный Потоп». Никола Пуссен. Источник: wikipedia.org
Шумерская цивилизация по праву считается одной из самых загадочных в мировой истории. На протяжении нескольких тысяч лет города Лагаш, Ур, Урук (названий им сотни) были экономическими и культурными центрами междуречья Тигра и Ефрата. Пронизанная системой оросительных каналов, долина рек была житницей для многочисленного населения.
Карта Древнего Шумера. Источник: medium.com
Зимние месяцы сопровождались обильными дождями и выходом рек из берегов. Об этом свидетельствуют названия десятого (декабрь-январь) и одиннадцатого (январь-февраль) месяцев по вавилонскому календарю — «потопление» и «побивание ветром». Сельскохозяйственные циклы играли огромную роль в жизни шумерского общества.
Однако слово «потоп» могло использоваться не только применительно к природным катаклизмам. Так, например, «потопом» древние шумерские тексты называют наказание царя аккадской династии Нарам-Суэна, сына Саргона Древнего. Бог воздуха и бурь Энлиль наслал на властителя государства наказание за его неправедность.
Само наказание имело множество стадий, самым тяжёлым являлось разграбление столицы страны Ниппура племенем кутиев. «Плачи по Ниппуру» стали основой городских зимних ритуалов. В них наказание богов наречено «потопом», хотя, по всей видимости, о водной катастрофе речи не было.
Изображение Нарам-Суэна на стелле из города Сузы. Источник: wikipedia.org
В 1872 году 32-летний британский гравер и ассиролог Джордж Смит среди артефактов из библиотеки Ашшурбанапала нашёл обломок глиняной таблички с описанием предания о всемирном потопе.
Находка произвела фурор в европейском обществе — налицо были переклички с известным ветхозаветным сказанием о праведнике Ное, построившем ковчег и пережившем природный катаклизм. В следующем году Смит смог отправиться в экспедицию в Ниневию для поиска недостающих фрагментов эпоса.
Спонсором этой поездки стал Эдвин Арнольд, издатель газеты The Daily Telegraph. Поиски увенчались успехом, и уже в 1875 году Смит опубликовал результаты своих поисков в труде Assyrian Discoveries: An Account of Explorations and Discoveries on the Site of Nineveh, During 1873 to 1874.
Джордж Смит. Источник: ruspekh.ru
Легенда гласила о гневе богов на людей за их неправедность, вновь инициатором наказания стал уже упоминавшийся Энлиль. Дожди шли много дней и ночей. Однако был один спасшийся — царь города Шуруппак Зиусудра, предупреждённый богом мудрости Эа о надвигающихся тёмных временах.
Утнапиштим Источник: Зиусудра) и бог Энки (Эа). (godsbay.ru
Действительно, в 1930-е годы экспедиция Пенсильванского университета под руководством археолога Эриха Шмидта обнаружила в Шуруппаке культурный слой, состоящий из отложений глины и ила, что говорило о затоплении. Наводнение, датируемое рубежом 5 и 4 тысячелетий до нашей эры, причинило ущерб и более крупным городам Шумера — Уру, Уруку и Кишу.
Зиусудра, правивший в Шуруппаке, по преданию, на протяжении нескольких десятков тысяч лет, воздвиг огромный корабль для спасения своей семьи, имущества и живности, обитавшей на Земле:
«Все, что я имел› погрузил я туда:
Все серебро сложил на корабль;
И золото все принес;
И всех божьих тварей согнал я туда.
А также семью и родных.
И с полей, и из степи
Всех букашек принес я туда;
И всех мастеровых привел на корабль».
Ноев ковчег. Источник: ulltable.com
Катаклизм шёл 6 дней, после чего вода стала спадать, а судно оказалось на вершине горы Нисир — так в древности называли Арарат. Боги даровали Зиусудре бессмертие, и от него вновь пошёл род человеческий. Предание поразительно похоже на историю о Ное. Это позволило учёным утверждать, что семитские библейские сказания базировались на шумерских, аккадских, ассирийских и вавилонских мифах.
На этом, однако, история шумерского праведника не закончилась. В последний раз, но уже под другим именем, он появляется в эпосе о Гильгамеше — героическом правителе города Урука. Утнапиштим (именно так в аккадском эпосе звался Зиусудра) рассказывает царю, как достиг бессмертия. Однако таблички, которая повествовала бы о конце разговора двух могущественных героев, обнаружено не было.
Гильгамеш. Источник: tainy.net
Вполне возможно, что мотивы шумерской, а затем и аккадской, ассирийской и вавилонской культуры проникли в еврейскую культуру в результате знаменитого Вавилонского пленения 598−582 гг. до нашей эры. Вернувшиеся после завоевания персидским царём Киром Великим столицы государства X Халдейской династии и впитавшие в себя мифологический пласт древней цивилизации бывшие пленники, по всей видимости, зафиксировали ветхозаветные сказания в Торе. Множество сюжетов, отражённых в Библии, так или иначе связаны с вавилонскими традициями, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с шумерской культурой.
Источники
Материалы по теме
А вот ещё:
Удивительные мозаики из Помпей
Самый известный и самый сохранившийся из мертвых городов Древнего мира хранит множество великолепных образов мозаичного искусства, причем как в виде реалистичных картин, являвшихся именно произведением искусства, так и в виде больших напольных мозаик, служивших утилитарным напольным покрытием.
С точки зрения художественной стилистики и сюжетов помпейские мозаики представляют собой не только историю древнего искусства, но и предвосхищают развитие искусства в течение следующих тысячелетий. Символизм и реализм, примитивизм и даже сюрреализм — на различных этапах истории города мастера мозаики в Помпеях создали картины на любой вкус и цвет. (Что, в общем, подтверждает расхожее правило: все новое — хорошо забытое старое).
Многие из наиболее интересных мозаик хранятся сейчас в Национальном Археологическом музее Неаполя. Но и в самих Помпеях можно увидеть необыкновенные картины, выложенные из цветного камня. Во многих композициях поражает тщательность подбора цвета и размер мозаичных элементов — всего несколько миллиметров.
Александр Македонский и Дарий в «Битве при Иссе»
Наиболее известная мозаика Помпеев — «Битва при Иссе» из Дома Фавна. Знаменитой сделало мозаику не только изображение Александра Македонского, но и художественная глубина образов, динамика всей картины, пронесенные через тысячелетия эмоциональность и драматизм.
Предполагается, что мозаика выполнена в 1 веке нашей эры по живописному оригиналу греческого художника Филоксена из Эритреи. Филоксен был современником Александра, поэтому весьма вероятно, что резкие, напряженные, немного угловатые черты лица Александра куда более близки к оригиналу, чем идеализированные портреты позднего времени. Лицо Дария, хотя и отражает сложную гамму чувств, скорее всего также имеет портретное сходство с царем персов.
Картина в целом поражает многоплановостью и цельностью. Сложность композиции образуют многочисленные фигуры воинов, всадников, находящихся в движении. При этом лица и детали выписаны с точностью и реалистичностью. В мозаике «Битвы при Иссе» ограничена цветовая гамма — используются черный, белый и желто-красные цвета. Ограничение это отнюдь не связано с недостатком материалов другого цвета, а является художественным замыслом, вероятно, подчиненным каким-то общим интерьерным интересам. Сложно судить, возможно, и живописный оригинал изначально был выполнен в такой цветовой гамме.
В настоящее время оригинальная мозаика находится в Археологическом музее Неаполя, но изначально она украшала пол в Доме Фавна в Помпеях (сейчас там размещена точная копия мозаики, выполненная мастерами из Равенны). Размер композиции — 5,84 на 3,17 метра (площадь — свыше 15 квадратных метров), количество мозаичных элементов — более полутора миллионов.
Битва при Иссе. Мозаика из Дома Фавна в Помпеях. 1 в. н.э.
Битва при Иссе. Фрагмент. Александр Македонский.
Битва при Иссе. Фрагмент. Дарий.
Помпейский кот
Вторая растиражированная мозаика из Помпеев — изображение леопарда (некоторые, впрочем, считают, что это — кот). Характерная пятнистая раскраска передана довольно точно, не оставляют сомнений в хищности зверя и выраженные когтистые лапы. Но оскал на морде сложно считать агрессивным — кот скорее играет, приготовившись к прыжку за игрушкой, чем всерьез собирается нападать.
На этой мозаике хорошо заметен один из типовых приемов римских мозаик — силуэт рисунка подчеркнут не только цветными кубиками, но и выложенными по линии фоновыми белыми элементами. В мозаике хорошо передан объем самого тела животного, а тени от лап призваны подчеркнуть реалистичность изображения.
Хорошая киска, хорошая.
Кот. Помпеи. Мозаика
Cave Canem — Бойся собаки
Еще один «хит» мозаик Помпеев — сторожевая собака. В Помпеях изображение собаки у входа в дом служило чем-то вроде охранного талисмана и предупрежения гостям. Надпись Cave Canem (Бойся собаки) на одном из них стала нарицательным обозначением таких изображений. Большинство сторожевых псов выполнено в черно-белой гамме — охраняющий дом пес обычно выложен мелкими черными кубиками на светлом фоне. Размеры и сюжеты мозаик с собаками индивидуальны — встречаются крупные и весьма реалистичные псы, а также более мелкие и скорее обозначенными, нежели детально прорисованные. Свирепые и настороженные собаки более характерны, но на некоторых стражи мирно свернулись клубочком и спят.
В древней мифологии есть один очень выраженный образ сторожевой собаки — это цербер, охраняющий вход в иной мир. Кто знает, может, изображая собаку на входе, жители Помпеи надеялись, что она защитит их от бед и невзгод внешнего мира и сохранит мир и спокойствие в доме? Жаль, что прекрасные мозаики в конечном счете не выполнили этого предназначения.
Cave Canem — Бойся собаки. Мозаика. Помпеи. V, 1, 26. Casa di Cecilio Giocondo
Спящая собака. Мозаика. Помпеи. VI, 8, 3-5. Casa del Poeta Tragico
Сторожевая собака. Мозаика. Помпеи. I, 7, 1. Casa di Paquio Proculo
Еще одна собака. Мозаика. Помпеи.
Академия Платона
Академия Платона — знаменитая философская школа, в которой были заложены многие основы современной цивилизации. Мозаика в одной из вилл Помпеев, как предполагается, изображает группу философов классического периода. Второй слева — Лисий, третий слева — Платон. Сама картина лаконична и почти схематична в изображении деталей. Античный храм, дерево, капитель колонны обозначены, но не прорисованы, хотя складки на одеждах точны и реалистичны.
Композиция и манера исполнения позволяют предположить, что мозаика выполнена по картине греческой школы. Но к моменту изготовления мозаики в Помпеях царил иной стиль — к сюжетному изображению мастера мозаики добавили шикарную рамку с пышным декоративным переплетением фруктов, лент, листьев и восемью комическими масками. Каждая маска — оригинальна, они не повторяются, и их смешные гротескные гримасы словно смеются над пафосом центрального сюжета.
Некоторые историки считают, что на мозаике изображен вовсе не Платон и совсем не его Академия, а заседание ученых Александрийского Музея (который был совсем не музей в нашем понимании, а нечто вроде академии наук и университета в одном флаконе). По большому счету — так ли это важно? Сидят люди, беседуют о важном, а вокруг смеются маски — сколько раз еще повторит такую коллизию мировое искусство.
Материалом для мозаики послужили мраморные кубики с добавлением смальт. Сейчас мозаика находится в Неаполе, в Национальном археологическом музее.
Академия Платона. Мозаика. Помпеи (Вилла Т. Симиния Стефана). Начало I в. до н. э.
Люди и судьбы
В Помпейской живописи и мозаике часто встречаются мифологические и жанровые сюжеты. Подчас отделить, где изображена легенда,а где — реальная жизнь, попросту невозможно. Для нас весь мир Древнего Рима — большая легенда, со своими устоявшимися образами, клише, заблуждениями.
Битва с Минотавром (Лабиринт). Мозаика. Помпеи
Комедианты. Мозаика. Помпеи
Мозаика с изображением скелетика — может показаться мрачным пророчеством, но в действительности жители Помпеев вовсе не склонны были впадать в тоску и уныние. Скорее всего, такое изображение — напоминание лекарю о том, как устроен человек, или вывеска ритуального бюро. Если помпейские лупанарии прославились своими иллюстрациями, которые понятны без всяких объяснений, то почему сходного подхода не предположить в других сферах оказания услуг?
Скелет. Мозаика. Помпеи
Наш поголовно образованный мир подчас слишком зациклен на предопределенности. А вот помпейцы, судя по этой картине, большое значение придавали Фортуне, Случаю, Удаче. (Что-то вроде «от сумы не зарекайся»). Колесо, череп, весы, мера — символика понятна и спустя пару тысячелетий. Два платья, два мира — и подчас так легко оказаться с другой стороны.
Фортуна. Мозаика. Помпеи
Звери, птицы, рыбы
Искусство мозаики было настолько широко распространено, что среди сюжетов мозаичных картин и панно встречаются самые разнообразные звери, птицы, рыбы — в родной среде обитания, во взаимодействии или просто в виде натюрморта (а до знаменитых охотничьих «развалов» Снейдерса еще века и века. ).
Бегемот. Мозаика. Помпеи
Крокодил. Мозаика. Помпеи
Рыбы и утки. Мозаика. Помпеи.
Кошка с перепелом, птицы и рыбы. Мозаика. Помпеи.
Подводное царство
Мозаика с изображением обитателей морских глубин известна также под названиями «Рыбы», «Морское дно» и даже «Морские гады». На черном фоне представлена энциклопедия рыб и животных, обитавших в морской пучине и хорошо известных авторам мозаики, так как большинство существ (больше двадцати различных жителей моря) не только узнаваемы, но и переданы с поразительной точностью. С помощью нюансов цвета художник воспроизвел характерную окраску рыб, включая даже мелкие детали — плавнички, линии жабр, присоски осьминога и т.п.
Композиционный центр картины — осьминог, обвивший щупальцами лангуста. Близко посаженные и подчеркнутые глаза осьминога кажутся направленными прямо на зрителя картины. Осьминог словно ведет диалог со зрителем сквозь стекло современного аквариума, в то время как остальные рыбы заняты своими делами. Впрочем, не подлежит сомнению, что все представленные виды рыб, моллюсков, ракообразных составляли значительную часть рациона помпейцев, так что мозаика — своего рода иллюстрация к кулинарным пристрастиям двухтысячелетней давности.
Морское дно. Помпеи. Мозаика
Мозаика в интерьерах Помпеев
Было бы несправедливо не уделить внимания сохранившимся образцам внутреннего убранства дворов и вилл Помпеев. Жители древнего города знали толк не только в изобразительных искусствах, но и умели обустраивать свои дома с изяществом и роскошью. Вероятно, большинство полов в домах аристократии и богатых семейств украшали геометрические и растительные орнаменты, выложенные из черных и белых элементов. Но не редкость и огромные цветные напольные композиции (вроде уже упоминавшейся «Битвы при Иссе»).
Некоторые сохранившиеся образцы декоративного и интерьерного искусства поражают обилием идей и гармоничностью цветовых сочетаний. Облицованную мозаикой колонну иные «специалисты» готовы отнести то к византийской эпохе (до нее несколько веков), то к излишествам барокко (-надцать веков).
А между тем в колонне соединяется небанальный геометрический узор, цветочно-растительный ковер, а также три бордюра-пояса с оригинальными рисунками. Использование смальты позволяет предположить, что колонна изготовлена в поздний период, что не мешает ей на века обгонять достижения искусства дизайна. Размер мозаичных элементов в облицовке колонны составляет порой всего несколько миллиметров.
Мозаичная колонна из Помпеи. (Сейчас в Национальном Археологическом музее Неаполя)
История римской мозаики далеко не исчерпывается художественными картинами, найденными в Помпеях. Однако именно засыпанный пеплом город дал представление о том, насколько масштабно применялась мозаика в искусстве внешней и внутренней отделки общественных зданий и жилых домов в древне-римском мире. Погибнув, Помпеи стали памятником себе и древней цивилизации, уделявшей столь значительное внимание красоте и эстетике своей повседневной жизни.