шуша собор святого христа всеспасителя шуша
Собор Казанчецоц в Шуши
Это последняя достопримечательность осмотренная нами в непризнанной республике Нагорный Карабах (Арцах). Пробыли мы в непризнанной республике около двух суток и ни разу не жалеем что заехали сюда. Без Арцаха Армения не Армения.
Об этой прогулке по столице непризнанной республики я уже рассказывал вскользь тут: «Шуша. Второе дыхание». https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/36011
Вишенка на торте в городе Шуша — Собор Сурб Аменапркич Казанчецоц.
Собор Сурб Аменапркич Казанчецоц (собор Святого Христа Спасителя).
Это главный собор в городе Шуши Нагорно Карабахской республики.
Архитектурный комплекс состоит из церкви (1868–1887 год) и колокольни (1858 год). Да, вначале построили колокольню.
Церковь Казанчецоц упоминается в книге «Путешествие в Армению» Месропа Тахиадяна (1820). По мнению Шагена Мкртчяна, это обстоятельство, а также то, что колокольня была построена раньше церкви, является свидетельством того, что собор был построен на месте менее примечательной с архитектурной точки зрения церкви 18 века.
Колокольня была построена шушинцем Абраамом Хандамирянцем раньше самой церкви. Посетителей совсем немного. Армения и Арцах произвели ощущение покинутых людьми городов и сёл.
Согласно из надписи на торце алтаря церкви, её строителем был Аветис Ерамишянц, зодчим — Симеон Тер-Акобянц.
Неумолимое время не пощадило храм Казанчецоц.
Во время воинствующего атеизма в СССР храм использовали под гараж. Купол был разрушен.
Во время Карабахской войны здесь находился азербайджанский склад ракет системы «Град». Удачнее места для ракет не нашли!
Вход в храм Святого Христа Спасителя.
Посмотрите на эту великолепную лепнину…
Сразу после того как сюда вошли войска Арцаха храм стали восстонавливать.
С 1998 года храм восстановлен.
Храм белоснежный и величественнный. Правда кричащая российская православная позолота — это не про Армению.
Собор расположен в центре города, находящегося на вершине плато.
Макет храма в церкви. Очень характерно для армянских храмов.
Мы такие макеты в храмах за время путешествия много где видели.
Церковь представляет собой залу размерами 34,7×23×35 м. Фасадные части её облицованы отесанными плитами из местного известняка светло-кремового оттенка.
В центре сооружения расположен купол, опирающийся на четыре пилона.
В церкви написаны имена тех горожан, кто внёс пожертвования на реконструкцию храма.
В храме окна размером 1 метр на 5 метров.
В церкви оказалось также ни души кроме нас.
В наших православных храмах всегда кто-то присутствует. Хоть служка, если не прихожанин. И этот кто-то всегда сделает замечание если вздумал сделать фото. В Армении фотографируй пока не надоест.
Имеет три одинаковых входа с красивыми трехарочными полукруглыми в плане портиками: с запада, юга и севера. Над серединными арками портиков открывается по одному крестообразному окну. Парадные входы завершаются круглыми вставками-монолитами, покрытыми рельефами.
По архитектуре храм очень напомнил собор в Эчмиадзине. Армения — первая страна в мире принявшая христианство.
«Священный Вагаршапат (Эчмиадзин) на Новый год».
Колокольня расположена в нескольких метрах к западу от церкви, представляет собой трехэтажное сооружение.
В верхних углах первого этажа были установлены четыре скульптуры, изображающие людей, «…которые с грозным видом дуют в трубы».
Слегка напоминает архитектура не наши православные, а католические храмы.
Однако, эти статуи были разрушены во время Карабахской войны, когда город находился под контролем азербайджанцев, и в настоящее время на их месте находятся воссозданные копии.
Зачем люди воюют в такой прекрасной стране? Всё из-за разный религий. Но ведь никакой из Богов мира не учит убивать, воевать?
Нет покоя этой древней земле…
Посмотрите на каменный пояс резьбы. Это архитектурный стиль армянских храмов.
16 октября 2008 года в Нагорном Карабахе прошла «большая свадьба»: из 687 пар, 550 обвенчались в соборе Казанчецоц, a остальные — в монастыре Гандзасар. https://www.tourister.ru/responses/id_23015
Видимо столько пар желаюших связать судьбу узами брака искали по всей Армении, не только в Нагорном Карабахе.
Но об этом я уже рассказывал в прошлых заметках.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.
Следующий материал — о нашем путешествии из Шуши в армянский курорт Горис.
Шуша собор святого христа всеспасителя шуша
Собор Сурб Аменапркич Казанчецоц (собор Св. Христа Спасителя) — армянский собор в городе Шуша в Нагорном Карабахе.
Архитектурный комплекс состоит из церкви (1868—1887 годы) и колокольни (1858 год).
История
Церковь Казанчецоц упоминается в книге «Путешествие в Армению» Месропа Тахиадяна (1820).
По мнению Шагена Мкртчяна, это обстоятельство, а также то, что колокольня была построена раньше церкви, является свидетельством того, что собор был построен на месте менее примечательной с архитектурной точки зрения церкви XVIII века.
Колокольня была построена шушинцем Абраамом Хандамирянцем. Строительная надпись колокольни, выполненная на восточной её стене, гласит:
«(Построена) колокольня в память о покойном Габриеле Овсепян-Батирянце, что родом из Казанчи и о паломнике Мкртиче Маргаряне-Хандамирянце, о супруге его Баласан и сыновьях Арупе и Степане и всех казанчийцах. Да воспомянем Бога во славу его и ради спасения душ всех живых и покойных. В лето 1858»
Согласно из надписи на торце алтаря церкви, ее строителем был Аветис Ерамишянц, зодчим — Симеон Тер-Акобянц. Даты строительства собора указаны в строительной надписи в верхней части южного портала:
«Благодатью и милостью всемогущего бога построен чудотворный святой собор на средства и пожертвования прихожан церкви Аменапркич Казанчецоц города Шуши, строительство которой было начато в 1868 г. при царствовании всемогущего самодержца императора всея Руси Александра II и при патриаршестве Георга IV, завершено в 1887 г. во время коронования сына Его Величества благословенного императора Александра III при католикосе Маркаре I. 20 сентября 1888 г.»
После Шушинской резни 1920 года собор перестал функционировать. В советский период собор использовался в качестве амбара и, позже, гаража. В это время он находился в полуразрушенном состоянии, отсутствовал купол церкви. Во время Карабахской войны здесь находился азербайджанский склад ракет системы «Град».
В настоящее время собор полностью восстановлен и с 1998 года является действующим храмом.
Описание
Собор расположен в центре города, находящегося на вершине плато. По архитектуре Казанчецоц напоминает Кафедральный собор Эчмиадзина.
Церковь
Церковь представляет собой залу размерами 34,7*23*35 м. Фасадные части ее облицованы отесанными плитами из местного известняка светло-кремового оттенка.
В центре сооружения расположен купол, опирающийся на четыре пилона. В зале имеются окна размером 1*5 м.
Имеет три одинаковых входа с красивыми трехарочными полукруглыми в плане портиками: с запада, юга и севера. Над серединными арками портиков открывается по одному крестообразному окну. Парадные входы завершаются круглыми вставками-монолитами, покрытыми рельефами.
В церкви имеется множество надписей в память о горожанах, жертвовавших на ее постройку.
Колокольня
Колокольня расположена в нескольких метрах к западу от церкви, представляет собой трехэтажное сооружение. В верхних углах первого этажа были установлены четыре скульптуры, изображающие людей, «. которые с грозным видом дуют в трубы».
Однако, эти статуи были разрушены во время Карабахской войны, когда город находился под контролем азербайджанцев, и в настоящее время на их месте находятся воссозданные копии. Одна из этих скульптур изображена на гербе Шуши. Прекрасным образцом каменной резьбы является орнаментированный пояс колокольни.
Интересные факты
Собор Святого Христа Всеспасителя, Шуша, Нагорно-Карабахская Республика, Армения
Собор Святого Христа Всеспасителя, Шуша, Нагорно-Карабахская Республика, Армения
Собор Святого Христа Всеспасителя, Шуша, Нагорно-Карабахская Республика, Армения
Собор Святого Христа Всеспасителя, Шуша, Нагорно-Карабахская Республика, Армения
Собор Святого Христа Всеспасителя, Шуша, Нагорно-Карабахская Республика, Армения
Собор Святого Христа Всеспасителя, Шуша, Нагорно-Карабахская Республика, Армения
Собор Святого Христа Всеспасителя, Шуша, Нагорно-Карабахская Республика, Армения
Собор Святого Христа Всеспасителя, Шуша, Нагорно-Карабахская Республика, Армения
Собор Святого Христа Всеспасителя, Шуша, Нагорно-Карабахская Республика, Армения
Собор Святого Христа Всеспасителя, Шуша, Нагорно-Карабахская Республика, Армения
Собор Святого Христа Всеспасителя, Шуша, Нагорно-Карабахская Республика, Армения
Собор Святого Христа Всеспасителя, Шуша, Нагорно-Карабахская Республика, Армения
Источник:
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Eurasianet (США): Азербайджан приступил к противоречивой реставрации армянского храма
Собор Казанчецоц был поврежден во время войны осенью прошлого года
Азербайджан приступил к реконструкции собора в Шуше, чтобы воссоздать его «исторический» облик, который, по словам Баку, был искажен армянами в 1990-х годах. На сегодняшний день это наиболее яркий показатель того, что Баку намерен манипулировать историей территории, которая вернулись под его контроль победы в войне с Арменией в прошлом году.
На протяжении нескольких недель вокруг собора Казанчецоц, который является самым большим в Шуше, воздвигались строительные леса, а 3 мая в армянских источниках появились первые сообщения о том, что купол церкви, похоже, был демонтирован. После протестов со стороны армян, а также заявления министерства иностранных дел Армении, в котором демонтаж был охарактеризован как «акт вандализма», Азербайджан признал, что планирует изменить облик храма.
«В рамках проводимых в Шуше широкомасштабных реставрационных работ восстанавливаются мечети, исторические памятники, мавзолеи, дома-музеи, а также церковь Газанчы [азербайджанское название Казанчецоц], — говорится в заявлении МИД. — Мы хотели бы отметить, что реконструкция осуществляется с целью восстановления исторического облика Шуши в соответствии с изначальным архитектурным стилем».
А какой он, этот «оригинальный» стиль, Баку не уточнил.
Церковь была построена в XIX веке; над южным входом имелась надпись, гласившая, что строительство началось в 1868 году «при Императоре Всероссийском Александре II и Патриархе Геворге IV» и было завершено в 1887 году. (На момент завершения строительства, по данным переписи населения Российской империи, 57 процентов населения Шуши составляли армяне, а 43 процента — «татары», как тогда называли азербайджанцев).
Азербайджанские источники распространяют сделанные в советский период изображения церкви и сравнивают их с тем, как она выглядела после победы Армении над Азербайджаном в первой войне, когда армяне получили единоличный контроль над Шушой. Они отмечают, что на фотографиях постсоветского периода церковь приобрела характерный остроконечный купол, которого не было на более ранних фотографиях.
Однако на более ранних фотографиях досоветского периода купол изображенного на них собора имеет похожую остроконечную форму.
В 1920 году проживавшие в Шуше армяне пережили учиненные азербайджанцами погромы, во время которых все армянское население города было убито или изгнано. В то время церковь была повреждена и лишилась купола. В таком поврежденном, заброшенном виде она простояла на протяжении всего советского периода. Когда армяне одержали победу в первой карабахской войне и обернули этническую чистку 1920 года в обратную сторону, одним из первых зданий, которое они восстановили, был собор. Именно тогда они установили остроконечный купол.
Тем не менее, официальный Баку утверждает, что остроконечный купол — инородный элемент, впервые появившийся в 1990-х годах.
«В Шуше все восстанавливается в том виде, в котором исторически было построено, — цитирует слова члена парламента Тогрула Джуварлы новостное издание «Кавказский узел». — Скорее всего и церковь будут восстанавливать в первоначальном виде, как было раньше, без остроконечного купола».
Во время прошлогодней войны храм дважды подвергся артиллерийским ударам, в следствие чего его купол был поврежден. Международная правозащитная организация Human Rights Watch пришла к выводу, что Азербайджан, скорее всего, «преднамеренно выбрал мишенью» церковь, «нарушив законы и обычаи войны».
Контекст
Детали: в России строят «храм Сталина»
Драка и разбитые носы: ПЦУ отжала у Филарета храм (Главред)
Le Monde: проблемы присутствия российских миротворцев в Шуше
Остается непонятным, какой именно церковь якобы была до того, как ее изменили.
Источник предположил, что церковь могла быть албанской, ссылаясь на поддерживаемую азербайджанским государством псевдонаучную теорию, согласно которой многие армянские церкви в регионе принадлежали другому средневековому народу — кавказским албанцам. «У азербайджанских реставраторов есть опыт восстановления церквей. За последние два десятилетия были восстановлены несколько албанских религиозных храмов, а также армянская церковь в центре Баку», — сказал источник.
Но утверждения об албанском происхождении обычно не относятся к церквям, построенным в XIX веке или позднее. Некоторые азербайджанские источники предполагают (правда, без особых доказательств), что храм изначально принадлежал Русской православной церкви.
Путаный нарратив Баку по поводу происхождения церкви оставляет открытым вопрос о том, как она будет выглядеть после восстановления. В комментарии о храме на сайте haqqin.az говорится, что «православный это будет храм, либо григорианский [то есть принадлежащий к Армянской апостольской церкви], решать наследникам древних албанов — православным удинам». (Удины — проживающая в Азербайджане небольшая этническая группа, ближайшие потомки кавказских албанов. В последнее время Баку все чаще пытается заручиться их поддержкой для продвижения теории об албанском происхождении церквей).
Пресс-секретарь Министерства культуры Азербайджана не ответил на обращение Eurasianet.org с просьбой предоставить дополнительную информацию.
В любом случае, очевидно, что Баку не намерен обращаться за информацией ни к армянам, ни к международным экспертам. Пока так и не состоялся давно ожидаемый визит миссии ЮНЕСКО в регион, однако представитель ЮНЕСКО подтвердил Eurasianet.org, что «переговоры о визите ведутся» (но более подробной информации он не предоставил).
Действия по поводу реконструкции церкви в некотором роде схожи с отношением армян к исламским и азербайджанским культурным объектам, расположенным на той же территории, в период, когда они контролировали ее, то есть с 1990-х годов до прошлого года. В 2019 году армяне восстановили мечеть в Шуше, но окрестили ее «персидской», несмотря на возражения азербайджанцев. Однако во многих других случаях армяне просто не заботились о неармянских исторических объектах, вычеркнув их из истории региона, и позволяя им разрушаться или подвергаться разграблению. Теперь азербайджанцы пытаются повернуть этот процесс в обратную сторону.
Известно, что Азербайджан уже разрушил одну армянскую церковь, но это было здание, построенное три года назад на военной базе. Кроме того, на прошлой неделе группа американских ученых, изучающих судьбу армянских объектов в регионе, опубликовала спутниковые фотографии, на которых запечатлено разрушение армянского кладбища. Официальные лица Азербайджана не прокомментировали ситуацию.
Беззастенчивость, с которой азербайджанские власти ремонтируют храм, и неприкрытое желание изменить его в соответствии со своим историческим нарративом — это еще один шаг. Это говорит об их растущей уверенности в том, что они могут перекроить облик недавно отвоеванных территорий по своему усмотрению. «Понятно, что их цель стереть все армянское в Шуши, — сказал бывший житель города Артем Погосян. — И очень жаль, что ни армянская сторона, ни международное сообщество, ни российский миротворческий контингент не влияют на действия азербайджанской стороны».
Вскоре после окончания войны в ноябре президент Азербайджана Ильхам Алиев заверил своего российского коллегу Владимира Путина (одного из подписантов заявления о прекращении огня), что Баку будет охранять находящиеся под азербайджанским контролем христианские святыни. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, посетивший Ереван на прошлой неделе, лишь вскользь упомянул о вопросе храма. «Мы не снижаем усилий, направленных на возвращение домой всех удерживаемых лиц, разминирование, защиту культурного и религиозного наследия, направленных на запуск работы в Нагорном Карабахе профильных международных организаций», — сказал он. На этой неделе состоялся визит Лаврова в Баку.
Если изначально Азербайджан уверял, что этнические армяне Карабаха станут полноценными гражданами Азербайджана, то реконструкция церкви доказывает, что Баку даже не пытается делать вид, что его интересует мнение этих граждан.
Тем более это стало очевидным после того, как 30 апреля в Азербайджане была упразднена «Азербайджанская община Нагорно-Карабахского региона Азербайджанской Республики» — официальная организация, представляющая интересы азербайджанцев, перемещенных из региона во время первой войны. Эта организация была создана в противовес самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республике, которую армяне сформировали на этой территории в качестве де-факто правительства.
Роспуск общины — это определенный «посыл международному сообществу», сказал 4 мая депутат Захид Орудж: «Не будет никакого статуса, то есть понятие „армянская община» недопустимо; им не стоит ожидать особых прав и привилегий, они могут жить в соответствии с конституцией Азербайджана, как и другие этнические группы».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Альберт Восканян. Нагорный Карабах. Фотоблогер
Собор Святого Христа Всеспасителя в г.Шуши
Будучи в Шуши, как всегда зашёл в церковь Казанчецоц (Собор Святого Христа Всеспасителя), архитектурный комплекс которого состоит из церкви (1868—1887 годы) и колокольни (1858 год). Было холодно, туман периодически то появлялся, то исчезал. Во дворе церкви, на скамеечке, сидели две девушки, мирно беседующие о чём-то своём. В самой церкви мало людей, было ещё очень рано.
Купив свечи, я зажёг их, помолился, просил Бога дать здоровья родителям. Здоровья, благоплучия просил семье, моим родным и близким, мира всему нашему региону, чтобы никогда больше человеческая кровь не проливалась. В одно время поймал себя на том, что общаюсь с Ним на армянском и на русском, но подумал, что не такое это уж большое нарушение с моей стороны.
Пользуясь тем, что был с фотоаппаратом, я сделал снимки, как в самой церкви, так и вне её и выставляю их, друзья мои, на ваше обозрение.
Собор Святого Христа Всеспасителя.
Собор Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
В церкви Святого Христа Всеспасителя.
Колокольня церкви Святого Христа Всеспасителя.
Колокольня церкви Святого Христа Всеспасителя. Фото с обратной стороны.
Собор Святого Христа Всеспасителя.
Мраморная плита перед собором Святого Христа Всеспасителя.
Девушки во дворе церкви.
Верба. Этот куст рос по дороге в Степанакерт.