Sq аудиосистема в авто что это
Автозвук часть 1. Введение в SQ
Решил разделить данную тему на несколько частей, так как хочется рассказать подробнее об установке авто звука в своё авто.
Для начала, я определился в направлении, в котором будет строиться моя аудиосистема, это двушка+саб с процессорным ГУ. Компоненты выбирал не из эстрады, сразу понял что этот тип акустики не для меня точно).
Хотелось построить то что будет приятно играть в салоне, а если хочется во дворе врубить музон, чтоб и это можно было)
Сразу я по бюджету не потянул всё, решил поэтапно делать вложения.
На тот момент я уже имел ГУ Alpine 92bt и фронт Hertz DSK 165.
Решил для начала подключить поканально мидбасс и саб мостом от 4-х канальника, а твитера от ГУ.
Был куплен усилитель в б/у варианте ESX 4.80, немецкая фирма, отзывов мало в интернете, но играет для своего бюджета хорошо на мой слух.
Пищалки с комплекта Hertz DSK 165 были отправлены в черный ящик, а взамен них куплены шелковые твитеры Oris T-30, хорошо играют за свой бюджет.
Мидбассы с этого комплекта я пока оставил, они меня в принципе устраивают, единственно середина у них слабовата.
Подиумы или стойки специально я не делал, установка в лоб мне тоже не оч понравилась, поэтому пока установил твитеры на отражение друг напротив друга, закрепив их в уголках зеркал, так лучше всего звучит для меня.
По поводу саба, долго читал в сети что взять, в итоге, исходя из своего бюджета был куплен саб Opus sd250 RMS 200 Вт, и установлен в закрытый ящик объемом 17 литров. Ящик делал под него на заказ из фанеры, передняя стенка двойная, короб обтянут карпетом.
Далее по плану хотел убрать тыл, чтоб построить правильную сцену с поющей тётей на лобовом:).
Вообщем снятие и установке полки в нашем авто тот еще гемор, эти пластиковые клипсы, которые не хотят назад садится, то ещё веселье. В итоге динамики с тыла убраны, металл под полкой завибрил, саму полу частично проклеил анти скрипом.
Открыл для себя новую вибру Comfort mat, очень хорошее качество, в сравнении с STP, немного проклеил двери остатками comfort mat, но думаю в ближайшее время я уберу stp совсем с дверей.
По проводке для музыки обратился к знакомому мастеру, было решено, делать две протяжки 35 КГ, акустические провода прокинуты 2.5 квадрата, прокинули сразу акустику и на твитера с багажника, потому что в будущем они будут играть тоже от усилителя.
Были заменены штатные клеммы на АКБ, потому как штатные уже были в печальном состоянии.
Установлен предохранитель на 150 А под капотом. Установлен дополнительный «-» от АКБ на кузов, сечением 35 КГ.
Силовая проводка прокинута по левому борту и «+» и «-» от АКБ и акустические провода левого борта там же вместе с силой.
РЦА, акустика правого борта и Rem по правому борту.
Усилитель сейчас один, поэтому установил его на меньшей части дивана.
РЦА по совету, были приобретены DST, потом я пожалею что взял их, но это уже в другой части напишу)
В направление SQ звучания системы. Глава 1.
Всех приветствую на моей странице, речь пойдет о Автозвуке или как им можно заразиться воздушно-капельным путем…
Решился все описать я и поделится историей болезни…
Жил я значит единственной мечтой, это наконец перетянуть потолок в черный… И тут на просторах Драйва я познакомился с Денисом ( dendud73 ). Как то раз, а без малого наверное уже скоро год будет, при встрече дал он мне послушать свою акустику, слушали мы с ним часа 3, для меня было в ощущениях минут 10… Эмоции не передать словами… Я понял что мне надо хоть что то подобное. От цен и выбора я был в шоке, но спасибо огромное Дену, который поддерживает меня по сей день с моей болезнью (ведь сам он одолён такой же проблемой как автозвук). Лечится сей вирус хорошей акустикой и отличным звучанием системы внутриушно…
Потихоньку я начал сдвигаться с мертвой точки, искать, мучать Дениса каждый день с советами надо это брать или нет… На пути я понял, что проект задуманный у меня в голове не может обойтись мне до 50 т.р. Так же я не мог смериться с тем, что при продаже а/м мне придется подарить шумку, которая является неотъемлемой частью хорошего и правильного звучания… Спустя время я смирился с этим…да будет счастлив следующий владелец. И мы пошли дальше. Выбор акустики… Тут расписывать не буду, легче сказать что куплено и что еще осталось купить…
Что уже куплено:
— Сабвуфер Morel Ultima (10-ка)
— Процессор Helix DSP.2
— Мидбасс Hertz ML 1600.2
— Усилитель на миды Mosconi AS 200.2
Что остается найти в хорошем состоянии и купить:
— Усь на СЧ\ВЧ (предпочтительно Pioneer PRS-A900)
— Усь на Саб (предпочтительно Alpine PDX 1.1000)
— Твитера Hertz ML 280.3 найдены осталось забрать
— Середина Hertz ML 700.3 найдены осталось забрать
— Проводку (по ней все рассчитано осталось приобрести)
— Короб стелс уже найден остается забрать (будет позже пока что буду разминать саб в коробе зя)
— Обшивки дверей другого варианта с выносом мидбасса из обшивки найдены осталось забрать
— Стойки под СЧ\ВЧ уже в работе
Тут же я и закрываю вопрос и с потолком (все уже обговорено по счет него) пока будут делать шумоизоляцию, я отдам в пошив потолок со стойками (как раз будут готовы стойки под СЧ\ВЧ). Все будет играть по коаксиалу с моего ГУ (Teyes SPRO), тут я тоже хапанул дермеца, тк нет у китайца выхода оптического. А покупать другую магнитолу для меня просто уже шок. Да и пришли мы к выводу с ребятами из Excluzive Sound (респект огромный ребятам) что лучше и дешевле будет взять альтернативное устройство на примере плеера и на него кинуть уже оптику. Проц сможет переключаться между сигналами автоматически, тк часто с головы буду слушать музыку через телефон, а если есть желание послушать все в наилучшем качестве, то пожалуйста флешка и плеер тебе помогут. На данном этапе самое главное что есть движение. Продукты которые уже купил для оздоровления, в пути, саб забираю сегодня с ТК, по счет короба в ЗЯ уже договорился на завтра, после придут остальные компоненты, проц уже на руках. Сейчас жду готовности стоек, снимаю потолок отдаю на пошив, перед этим еще надо закупаться проводкой и буду делать шумку и прокладку проводки. Надеюсь найти еще недостающие компоненты.
На этом история не кончается…продолжению быть!
Авто-звук. Строим SQ (sound quality) часть 1. Компоненты.
Приветствую Вас, мои многоуважаемые читатели.
Наверно практически каждый хочет, чтоб в своём железном коне музыка играла достойно. Но, как многие считают, что хорошие компоненты стоят кучу денег. На самом деле можно построить вполне качественный звук из бюджетной аккустики. Да, потратиться конечно придётся, но не так много. Основные затраты пойдут на ГУ.
Всё, что можно сделать своими руками, будем делать сами.
Сегодня я расскажу о том, как оснащал свою машинку музыкой.
Даже вернее наверно будет так: музыкальный апгрейд. Так как музыка то у меня в машине стояла. И состояла она из головного устройства (гу) Alpine CDE 131r, передней компонентной акустики Урал АК-74с, сабвуфера Pioneer TS-WX303, усилителя к нему MAC Audio MPX-2500.
Вроде всё устраивало, но, в конце концов мне захотелось большего. В большей степени на апгрейд толкнул меня мой старый хороший друг Жека. А так же очень помог мне материалами, за что ему ОГРОМЕННОЕ спасибо!
За ранее хочу сказать, что особо тратиться на дорогие компоненты нет финансовой возможности. Поэтому кое что остаётся от прежнего инсталла.
Суть звукового апгрейда заключалась вот в чём.
Надоело слушать каждый компонент акустики на своём месте, формируя готовую сцену уже в мозгу. То есть в автомобиле, когда мы слушаем музыку, мы слышим верха, например где-то на уровне головы, с лева и с права, серёдку – где-то в низу, так как динамик установлен в нижней части двери, и где-то в багажнике басит сабвуфер. Конечно много зависит от того, у кого как расположены компоненты акуситки, и какая акустика установлена, компонентная или коаксиальная. То есть чёткой картины звука нет. Её уже формирует наш мозг.
Чтобы все компоненты акустики заиграли так как нам нужно, нужно их развязать, и получить возможность настройки частотных характеристик для каждого компонента отдельно. Это подключение называется – По-канальное подключение, или «по-каналка», как её называют в простонароде.
Вообще, в по-канальном подключении компонентов акустики очень много плюсов: Например, можно гибко настроить частотную характеристику для каждого компонента аудио системы, плавность срезов, диапазон воспроизводимых частот, задержку для каждого компонента, и.т.д.
Минус – это сложность настройки, и необходимость приобретения звукового процессора, или ГУ с таковым уже на борту. А такие устройства не дёшевы.
Но самое главное в такой системе, это возможность при правильной настройке сформировать именно ту звуковую сцену, которая вам нужна. Словно ты находишься в зале, и перед тобой выступает твой любимый певец, или играет твоя любимая группа.
Итак, что же нам понадобится.
Сразу скажу, что это долгий путь, предстоит много работы, от приобретения всех необходимых компонентов до доведения до ума того, что уже имеется и установлено.
Поэтому вся статья будет разделена на несколько частей, каждая из которых будет посвящена отдельной переделке, доработке.
Начнём!
Первым делом несколько дней подряд «курим» разные технические форумы по авто звуку, читаем сравнение различных компонентов, любуемся инсталлами гуру в этом деле…
Затем приступаем к сбору компонентов.
Чтобы построить по-каналку, нам понадобится первым делом звуковой процессор. Я предпочёл заменить своё ГУ на ГУ со встроенным процессором. После долгих сравнений и поисков, я наконец то определился, и мой выбор упал на Pioneer DEH 80 prs.
Эта голова имеет на борту полноценный звуковой процессор с множеством гибких настроек по-канальной системы. Да и по цене, по сравнения с Альпайнами, он дешевле. Но новый тоже стоит не мало, поэтому ищем б/у, но в полном комплекте и в отличном состоянии. Такой нашелся в Самаре за вполне разумную стоимость. После разговора по телефону с продавцом, он согласился мне его отправить. Через 7 дней я получил долгожданную посылку.
Так же по дешёвке урвал 4-х канальный усилитель Kicx rts 4.60
В общем то не идеал, но пока пойдёт. На всё сразу деньжат нет, я ведь простой работяга с небольшой ЗП. )))))
Этот усь у нас как раз и будет качать мой будущий двух полосный фронт, а MAC Audio MPX 2500
по прежнему останется на сабе. Штатные твиттеры с комплекта Урал выбрасываем из системы, и меняем их на более качественные Earphoria, приобретённые ранее.
В гараже уже ждёт своего часа новая сила, а собственно силовой кабель КГ-35, который пойдёт на замену ранее проложенного, а так же купленные дистрибьюторы питания, с предами и вводной пред с «колбой».
Хм… Чего – то не хватает… А… Точно… Нет межблочного кабеля.
Так как то дерьмо, называемое межблочником мистери, что уложено у меня сейчас в машине после демонтажа благополучно отправится в мусор, покупаем новые хорошие разъёмы RСA (в простонароде тюльпаны). И начинаем подыскивать новый кабель для межблочника.
На фирменный денег нет, да и переплачивать за надпись на кабеле половину его стоимости как то совсем не айс, мы идём другим путём.
Находим на работе на старой координатной АТС во такой кабелёк:
Как раз то, что нам нужно. Две витые жилы в экране. Очень даже подойдёт для моего нового баллансного межблочника.
Дербаним столько, сколько нам нужно, и принимаемся паять кабель. В конце засовываем кабелёк в термоусадку и вуаля… Межблочник готов)))).
Готовый рецепт. Очень доступная аудиосистема без отдельных усилителей, но с замахом на SQ
На этот раз будет не тест, а, скорее, некий рецепт получения хорошего звука в минимальном бюджете. В первую очередь материал будет интересен тем, у кого в машине нет штатного аудио, а есть простая аудиоподготовка и пустое «гнездо» под головное устройство. Такой расклад не означает, что нужно довольствоваться примитивной схемой «ГУ и четыре динамика», при желании можно получить и более продвинутую систему. Причём, не затратив ни одного лишнего рубля.
Идея этой небольшой познавательной статьи зрела давно. На неё натолкнул дурацкий стереотип о том, что нормальная аудиосистема стоит дорого, и если в ней нет отдельных усилителей, то к ней можно относиться с пренебрежением, мол, ждать от неё всё равно нечего. В итоге даже если человек и любит послушать музыку, но не имеет достаточного бюджета и времени на развитую аудиосистему, идёт в магазин, покупает простенькое головное устройство, две пары динамиков и довольствуется звуком по принципу «ну ладно хоть так играет». А меж тем, сегодня немало доступных головных устройств со встроенным процессором, которые позволяют получить неплохие результаты за какие-то совсем смешные деньги.
ВЫБИРАЕМ ГОЛОВНОЕ УСТРОЙСТВО И СХЕМУ ПОДКЛЮЧЕНИЯ
В качестве примера я взял головное устройство JVC KD-X272BT. В последних поколениях JVC и Kenwood все модели с Bluetooth имеют собственный процессор, и для наглядности я намеренно выбрал одну из младших моделей с такими возможностями – её цена на сегодня что-то около 5500 рублей.
Это медиаресивер без дискового привода и с укороченным корпусом, основными источниками для него являются USB-флешки и подключенные по Bluetooth смартфоны. По этой части расписывать возможности не стану, отмечу лишь, что аппарат читает с флешек файлы FLAC, причём в разрешении вплоть до 96 кГц / 24 бит, а при передаче аудио по Bluetooth использует кодирование ААС (Advanced Audio Codec) – это даёт более высокое качество звука, нежели со стандартным кодеком SBC (Subband Codec).
Плюс в JVC лично меня привлекают фирменные фичи вроде технологии обработки сигнала K2, функций Space Enhancement, Sound Response и т. д. На мой взгляд, в данном ценовом сегменте «улучшайзеры» у JVC реализованы наиболее грамотно и корректно – сказывается большой опыт разработки техники для студий звукозаписи.
Но основное внимание в нашем случае нужно уделить особенностям подключения и возможностям настроек. Модель JVC KD-X272BT имеет всего одну пару линейных выходов, и нам этого вполне достаточно – к ней можно подключить усилитель сабвуфера или сразу активный сабвуфер. Акустика же подключается непосредственно к головному устройству, причём в нашем случае это можно сделать не совсем так, как это принято. В этом, собственно, и есть главная хитрость и основная тема этой статьи.
Коротко поясню. Стандартно выходы головных устройств имеют обозначения – Front и Rear, т. е. на передние и задние динамики.
Мы же будем строить систему иначе – по поканальной схеме. В такой системе все четыре выхода целиком работают на фронтальную акустику, причём твитеры и мидбасовые динамики в дверях подключаются к головному устройству напрямую, без кроссоверов. Тыловых динамиков в нашей системе не будет вовсе.
Для этого нам нужно переключить головное устройство из режима 2-Way в режим 3-Way. В JVC это делается прямо из меню звуковых настроек, нужно найти пункт «Тип кроссовера». Это важный момент, про него многие забывают и палят твитеры.
Второй этап – нужно перекоммутировать провода в самой ISO-фишке. В разных головных устройствах это делается по-разному, но в JVC и Kenwood переход на «поканалку» требует меньше всего усилий. Выходы Front становятся выходами на мидбасовые динамики, а выходы Rear становятся выходами на твитеры.
При таком раскладе всё, что нужно – это отсоединить выходы на тыловые динамики от ISO-фишки (ведь в нашей системе тыловых динамиков не будет) и подключить вместо них провода на твитеры. В стандартной ISO-фишке это будет зелёная пара проводов (в штатной проводке она шла на задний левый динамик, теперь же к этим выходам цепляем левый твитер) и фиолетовая пара проводов (был выход на задний правый динамик, стал выходом на правый твитер). Всё остальное, включая проводку к мидбасовым динамикам в передних дверях, остаётся без изменений, так что больше ничего трогать не нужно.
КОРОТКО О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ПОКАНАЛЬНОГО ПОДКЛЮЧЕНИЯ АКУСТИКИ
Для начинающих коротко поясню насчёт преимуществ поканальной системы. Эдакий лёгкий ликбез. В обычных системах кроссоверы «делят» звуковой сигнал, отправляя верхние частоты на твитеры, а нижние и средние – на мидбасовые динамики. Это необходимо, чтобы динамики в дверях не «мешались» твитерам на верхних частотах, а твитеры не сгорели от того, что на них идёт широкополосный сигнал. В итоге твитеры и дверные динамики воспроизводят только те частотные диапазоны, которые им положены, а не всё подряд.
В поканальных системах привычные кроссоверы не используются, мидбасовые динамики и твитеры подключаются каждый к своему выходу напрямую. При этом задачу «разделения» звукового сигнала по соответствующим диапазонам берёт на себя головное устройство. В мидбасовых каналах задействуется ФНЧ (фильтр нижних частот) – он пропускает то, что ниже указанной частоты, а в каналах твитеров – ФВЧ (фильтр верхних частот) – он пропускает на твитеры только те частоты, которые выше установленного в меню значения.
Всё это дело гибко настраивается в меню – вы можете сами указывать, до какой частоты будет подаваться сигнал на мидбасовые динамики, и выше какой – на твитеры. Можно задавать крутизну фильтров, т. е. насколько сильно будет ослабляться сигнал за пределами полосы пропускания. Такая гибкость позволяет точнее согласовать звучание мидбасовых динамиков и твитеров в зависимости от того, как они установлены друг относительно друга – в каждом автомобиле оптимальная настройка будет своя.
Трактат о тонкостях настройки, полагаю, нет смысла писать, главное сейчас понять сам принцип – что и для чего настраивается. Единственное, отмечу – в качестве отправной точки можно указывать для фильтров частоту 4 кГц и крутизну 12 дБ/октава, и дальше уже отталкиваться от этих значений.
НЕМНОГО О ТОМ, КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ФУНКЦИЕЙ ЗАДЕРЖЕК
Другое преимущество систем с поканальным подключением (по крайней мере, конкретно в нашем случае с JVC KD-X272BT и другими процессорными головными устройствами) – это наличие функции задержек. В англоязычных меню подобных аппаратов она называется Time Alignment, дословно – «выравнивание по времени».
Эта функция позволяет на доли секунды задерживать сигнал на выходах и тем самым как бы виртуально «отодвигать» подключенные к ним динамики. По времени прихода звуковой волны до правого и левого ушей (в случае аудиосистемы – от правых и левых динамиков) наш мозг определяет направление на источник звука. Задерживая сигнал от ближайших динамиков, можно получить в автомобиле правильную и равномерную звуковую сцену и избавиться от эффекта «прилипания» звука к динамикам.
Принцип настройки сводится к выставлению задержек таким образом, чтобы виртуально как бы выровнять расстояние до всех динамиков от точки прослушивания (например, с водительского сиденья). Отсюда, кстати, и англоязычное название этой функции – Time Alignment.
Приятное удобство последних поколений JVC (в том числе и модели KD-X272BT) – это возможность не выставлять все задержки вручную с нуля, а выбрать в меню «Позиция» точку прослушивания (например, впереди слева, т. е. для места водителя), и задержки уже будут выставлены с учётом среднестатистического расположения динамиков – потом при желании их можно будет «подвигать» в меню «Дистанция». Принцип, думаю, уже понятен – смотрим, какой у нас динамик расположен дальше всего, и «отодвигаем» остальные, чтобы сравнять расстояния.
ДВА СЛОВА ПРО ЭКВАЛАЙЗЕР
На остальных настройках особо делать акцент не стану, все они, в том числе и эквализация сигнала (усиление или ослабление отдельных частот), остаются уже за рамками сегодняшней темы. Разве что отмечу, что в современных процессорных ГУ стало нормой иметь развитый 13-полосный эквалайзер – с таким количеством полос можно не только корректировать характер звука, но и в какой-то степени нивелировать акустические особенности салона.
Впрочем, это уже дебри тонких настроек, которые для новичка не всегда востребованы, но само наличие такого инструмента в любом случае можно считать плюсом.
Эта статья не предназначена для опытных инсталляторов, работающих с дорогими серьёзными системами. Она для тех, кто хочет получить звук пусть и без аудиофильского фанатизма, но приличный, а не то, что обычно предлагается в минимальном бюджете. Её задача – показать, что имея головное устройство с нужным набором функций, можно построить приличную поканальную систему, которая будет уж точно на два порядка лучше обычных бюджетных систем. И, кстати, раз уж мы говорим об автомобилях младшего ценового сегмента, то и штатные аудиосистемы тоже легко обойдёт.
Причём всё это, как видите, без единого дополнительно затраченного рубля – только головное устройство, фронтальная акустика и, при желании, сабвуферное звено. А деньги, сэкономленные на тыловых динамиках, лучше пустить на фронтальную акустику поприличнее. Получается готовый рецепт крайне доступной аудиосистемы с очень жирным намёком на SQ.
Автозвук: установка трехполосной поканальной SQ-системы в Gentra/Lacetti
Наконец установил музыку. С прошлой машины были сняты компоненты, часть заменена на новые и в итоге имеется поканальная трехполоска, управляемая внешним процессором.
Концепция системы следующая. С обычного (неплохого) китайского ГУ звук забирается по USB при помощи внешнего ЦАП/Преобразователя BEHRINGER U-CONTROL UCA-222. Откуда цифра преобразуется в оптический сигнал, и по оптике передается на вход процессора Helix DSP.2.
В процессоре звук раскидывается по отдельным каналам (отсюда и поканалка, что каждый канал на каждый динамик) и по межблокам звук разадается на усилители отличными межблочниками DAXX R77. От которых уже собственно идет на динамики.
Что любопытно, при подключении через внешний ЦАП, отключается регулировка громкости и тембра самого Android. Что положительно сказывается на качестве звука. Громкость регулируется при помощи выносного регулятора от процессора. Который по ошибке был установлен мастером в кармашек слева от руля. Позже я его переставлю на более доступное место.
Все динамики на фронте СЧ/ВЧ/НЧ фирмы Hertz, серии Mille Pro. Звучанием которых доволен более чем.
Система с усилителями тоже не простая, а побортная. Это значит все динамики левого канала играют от усилителя левого канала. Правые динамики от правого. Решил сделать подобную систему, потому что читал, что в таком случае взаимопроникновения каналов минимальны. Это сказывается на сцене и звуковой стереопанораме. И на слух действительно звучит ощутимо лучше. Конечно, для этого нужны пара одинаковых усилителей, с одинаковыми настройками. В качестве которых у меня установлены два четырехканальника Hertz HCP-4 A/B-класса. Неплохие усилители, однако выдающие по 50 Вт на каждый канал/динамик. Если для СЧ и ВЧ этого достаточно, то для НЧ-динамиков, номинал каждого который 90 Вт это мало, и на большой громкости был заметен клип. Поэтому НЧ я подключил мостом.
На сабвуфер установлен отдельный моноусилитель Pioneer GM-D9601 D-класса. Мощность которого с запасом для динамика Hertz ES 300D.5. Сабвуфер закрытого типа на 35 литров и установлен в багажнике.
Отдельное слово про установку фронта. Для СЧ/ВЧ были изготовлены на заказ стойки. Динамики установлены на одной плоскости, что полезно для звучания, но смотрится как-то грустно. Стойки обшиты корейской тканью под алькантару. Цвет обивки подбирал под потолок.