Sql система в авто что это
Типы аудиосистем — шпаргалка для начинающих
Друзья, очень часто приходится видеть автозвуковые проекты, в которых, как мне кажется, создатели не совсем представляют их конечную цель и используют не ту технику, которую нужно. В частности, это касается низкочастотного звена — сабвуфера и его стыковки с мидбасами. Эта тема создана как небольшая «шпаргалка», чтобы помочь выбрать правильный путь для построения своей ситемы и не разочароваться. В своем блоге я дополнительно привел пример на конкретных моделях сабвуферов, здесь же отмечу только сами принципы.
Вариант 1. Строим систему для себя. Это означает, что слушаем музыку в машине на умеренной громкости, но некоторый запас по громкости приветствуется. Именно запас, потому что система в этом варианте не предназначена для экстремальной работы на улицу. Фронт (и при необходимости, тыл) строится по классическим принципам, с низкоиграющими мидбасами и разделом между мидами и сабом в районе 50-80 Гц.
Вариант 2. То же, что и в первом случае, но с возможностью иногда поработать «на тусовку» (SQ с уклоном в SQL). В этом случае лучше использовать сабвуфер на нескольких динамиках, т.к. гонять больше воздуха можно либо увеличивая ход динамика, либо увеличивая суммарную площадь излучения. Но помните, что иногда лучше использовать две 12-шки с более легкими подвижными системами, чем одну 15-шку или 18-шку с тяжеленным диффузором. При переключении в «тусовочный» режим обязательно поднимаем раздел с сабом выше, чтобы не перегружать мидбасы. При работе на повышенных уровнях громкости сабсоник обязателен.
Вариант 3. Вариант чисто для работы на улицу при открытых дверях (чистый SQL). В этом случае низкоиграющие мидбасы становятся не нужны вовсе, можно использовать «эстрадки» — по сути, среднечастотные динамики. Кстати, такие динамики требуют не менее жесткой установки, чем какие-нибудь могучие мидбасы! Крепить их только лишь на переделанные обивки, которые держатся на штатных клипсах просто нелепо! На вопрос «а зачем?» ответ можно найти в школьном учебнике физики в главе про импульс силы. Ну и у людей, которые занимаются проектированием сценической аппаратуры. При этом нужно учесть, что такая система рассчитана на работу в дальнем поле, т.е. ни о каком качестве звука внутри машины (в ближнем поле) говорить не приходится. Для получения нормального результата вне автомобиля неплохо почитать и о принципах звуковых прожекторов. Для сабвуферов сабсоник обязателен.
Вариант 4. SPL-система. Это чистая математика, точный расчет для получения результата. О музыке тут речи не идет. Выражения типа «150 дБ на музыке» — это не что иное, как просто гипертрофированный бас (а по факту просто SPL-сигнал) с каким-нибудь дополнительным сопровождением, не играющим существенной роли. Такие штуки особенно любят «негры» — фактически просто низкочастотный SPL-сигнал с диким уровнем, плюс немного понтов вокруг него.
Надеюсь, этот небольшой пост поможет начинающим любителям автозвука поконкретнее определиться со своими желаниями и выбрать для себя приоритеты — SQ, SQL или SPL. А дальше, как говорится, учим матчасть.
И помните, что выжать банку сока из одного апельсина нельзя, а тактильные ощущения от баса и «шевеление внутренностями» — это совсем не обязательно высокое фактическое звуковое давление!
Аудиосистема двойного назначения (SQ+SQL) со скрытой установкой компонентов в Volkswagen Touareg
Как и обещал, выкладываю ещё один материал «Клуба профессиональных инсталляторов» об инсталляции с минимальным вмешательством во внешний вид салона и без ущерба для функциональности багажника.
Только в этот раз задача стояла совсем иначе. Новая аудиосистема должна не просто приятно звучать во время ежедневных поездок, но и позволять устраивать open air при вылазках на природу. Иными словами, совмещать в себе SQ и SQL.
Для этого пошли по проверенному пути. Строится классическая аудиосистема с поканальным фронтом, а тыл составляется из «эстрадных» компонентов. Разумеется, при этом делается две настройки. В первой работает фронтальная акустика и сабвуфер, во второй ведущую роль берёт на себя тыл, а фронт работает лишь как небольшая поддержка.
Фронтальная акустика: 2-полосный комплект BLAM 165.85, дополненный СЧ звеном в виде широкополосников BLAM FR80. Эти компоненты имеют очень широкий частотный диапазон, что даёт большую гибкость в настройке системы под разные музыкальные жанры.
«Эстрадный» тыл: НЧ/СЧ динамики Ground Zero GZCM 8.0N-PRO с твитерами Ground Zero GZCT 19N-PRO-S. Очень достойные компоненты с большим запасом надёжности.
Твитер удачно встал практически на место штатного высокочастотника.
Сабвуфер: Ground Zero GZRW 12D2. Поскольку занимать багажник большим корпусом было нельзя, пришлось выбирать модель, которая умеет работать в компактном оформлении с максимальной отдачей. В нише заднего левого крыла сделали корпус-стеллс. В некоторых комплектациях «Туарегов» она бывает занята штатным оборудованием, но в этот раз повезло, и было решено использовать эту возможность.
А вот с усилительным звеном получилось сложнее всего. Поначалу возникла идея взять компактный усилитель с процессором, и для обычных систем это действительно было бы самым рациональным решением. Но поскольку в этот раз система должна быть разносторонней и обеспечивать при необходимости приличный запас громкости, от этого варианта пришлось отказаться.
В итоге выбор пал на отдельный 10-канальный процессор Helix DSP PRO MK2. Шесть его каналов пошли на фронт, два — на тыл и ещё два — на сабвуфер. Сигнал взят из MOST-шины штатного головного устройства и через «Триому» отправлен на процессор в цифровом виде. В качестве дополнения в процессор установлен Helix HEC HD-Audio USB-Interface, делающий смартфон ещё одним источником высококачественного аудио.
Вариант установки усилителей оставался один — в багажнике. При выборе моделей важным условием была компактность, ведь нужно было ещё и запаску на своём месте оставить:
Ground Zero GZRA 4230X. При относительно небольших размерах он имеет приличную выходную мощность. Два его канала определили работать на НЧ звено фронтальной акустики, а ещё два — на НЧ/СЧ звено «эстрадного» тыла. С этой задачей он справляется лучше всего.
E.O.S. AE-70.4 работает На СЧ/ВЧ звено фронтальной акустики. Студия неоднократно использовала его в своих инсталляциях, среди компактных усилителей это одна из самых «музыкальных» моделей.
E.O.S. AE-300.1. Индекс модели может ввести в заблуждение, но это на самом деле двухканальный усилитель. В нашей системе он работает на «эстрадные» твитеры.
Ground Zero GZCA 1.2K-SPL работает на сабвуфер. Это тоже компактный для своей мощности усилитель, который, согласно заявке, может выдать до 1400 Вт и обеспечить хороший контроль динамика.
Проводку к усилителям протянули через салон, кабели «одели» в нейлоновую защитную «шкурку».
Автозвук ч.74. SQL Show ver.3. Правильные двери. Часть 1
Как я ранее писал, что подготовку 3 версии решено было разделить на две части. Первая — двери, а вторая — багажник. Первая часть была сделана еще в прошлом году в середине сезона и на финалах я выступал уже с новым фронтом.
Двери готовились в Карцентр. С Димой мы согласовали моменты, которые надо было подкорректировать относительно прошлой инсталляции.
Прежде чем я расскажу, как делались двери и какие нюансы учитывались при подготовке дверей я остановлюсь на некоторых моментах касающиеся громких фронтов. Надеюсь, что качественные SQL машины будут хорошим примеров для тех, кто строит громкие машины с улиями в дверях, пологая, что они идут по правильному пути. Это не касается конкретно SPLщиков, так как задачи там совсем другие. Их интересуют высокие цифры по звуковому давление на датчике и к качественной музыке это не имеет никакого отношения. Это совершенно другой вид соревнований. Бывают конечно и исключения, что на основе SPL системы строится качественная SQL система, но пока таких машин очень мало. Самым ярким примером является машина Renault Rapid Вани Слабейко г.Минск (победитель финала России EMMA ESQL Эксперт и многократный чемпион Р. Беларусь).
Не так давно Максим Кольцов выложил статью «О групповых излучателях, громких калитках и «распускателях вширь» в которых он наглядно показал работу двух, трех и четырех одинаковых динамиков в единой плоскости без доворотов, рам к раме в линию.
Про мидбас писать не буду, так как ситуация немного лучше чем с ВЧ и СЧ. Если интересно, то можете почитать оригинал статьи тут: https: //vk.com/собачкаsamopalpro-davno-hotelos-napisat-prostym-yazykom-o-rabote-gruppy-dinami»> (после https: убрать пробел и вместо надписи собачка вставить символ @)
«Один СЧ это несерьезно!» говорят нам «гуру» автозвука. Соглашусь, но с поправкой. Несерьезно если «распускать» за поршневой режим группу.
Проверим! 165мм СЧ два штуки, полоса 300-20000 Герц, стоят рама к раме. Красная зона — зона уверенного покрытия.
И что мы видим? Уже после 1000 Герц начинают отрастать тестикулы и уменьшается давление по оси, а к 1500 Герцам «яйца» принимают угрожающие масштабы. (Мы ведь хотим равномерную зону покрытия? Идем далее: ставим 3 СЧ и начинаем «распускать по верху»
А? Каково? Печалька да? Чем больше излучателей тем уже полоса по правому краю АЧХ и тем более низкоиграющий нужен драйвер для избежания провалов.
Пошалим? Поставим 4 СЧ посмотрим что получится?
Уже после 500 Герц такой излучатель начинает капризничать.
Какой же выход из создавшейся ситуации?
1. один мощный линейный динамик (дорого и больно) с круговой диаграммой направленности.
2. несколько излучателей меньшего калибра. (3-4дюйма)
Ну вот мы и перекрыли СЧ диапазон. Что дальше? Конечно «много рупоров для громкости» скажет большинство и попадут пальцем в небо.
Итак, два рупора диаметром 60мм магнит к магниту, полоса 3000-20000 Герц
Нравится? Усугубим ситуацию? Ставим три ВЧ!
Красота! Пики-провалы… И что делать? А поставим мы 4 ВЧ в ряд!
Нравится? И мне не нравится. Тут ни покрытия, ни давки на микрофон нет. Зато присутствует мифическая «точка установки микрофона для реза».
Понимаете теперь почему не можете ее найти? Излучение подобно лазерному лучу и найти куда он бьет практически невозможно.
Вариантов тут тоже два:
1. Один мощный драйвер.
2. Использование для стыковки акустических волноводов.
Оба варианта дороги по затратам и требуют провести много работы по инсталляции.
Что хочется сказать после всего этого?
1. Не выводите динамики за поршневой режим в групповом излучателе.
2. Не используйте много дешевых излучателей.
3. Не раскидывайте бездумно однотипные излучатели по «пустым местам обшивки ибо два растянутых на 40 см друг от друга рупора дадут такую картину:
Теперь понимаете почему внешний вид обшивки и расположение на ней излучателей профессионалу даст представление о звуковой картине и диаграмме направленности? И повторюсь еще раз о сфазированности излучателей, о недопустимости использования «сисек», о недопустимости раскидывания излучателей по свободным местам. Все это формирует диаграмму направленности и сводит иной раз настройку либо к трем перекурам, либо к головной боли до полного уничтожения обшивы топором (или огнем).
Теперь перейдем к моим дверям:
В дальнейшем, когда я начал соревноваться, выяснилось, что система звучит куда интересней по тоналке если присесть. Я стал применять для судейства кресла. С одной стороны судить в сиденьях удобнее, особенно в конце соревновательного дня, но с другой стороны, это жесткая привязка к конкретной точке. Это конечно хорошо, но когда судят двое судей одновременно и нужно выбрать, кого посадить по центру, при этом второй судья остается не в лучшей точке прослушивания, а он может повлиять на выставление баллов. Когда судят стоя, то есть возможность смещения у судей по горизонтали, чтоб более точно зафиксировать центр сцены или поменяться местами. В AMT с этим проще, так как судит один судья. Если брать в целом, то все слушатели вне судейства слушают стоя. Поэтому принято однозначное решение, что в новой инсталляции учитывалось все на прослушку и судейство стоя. И весь инстал строился на конкретную точку судейства, аналогично SQ машина.
Это хорошо сказалось на ВЧ. У Faital Pro FD 371 узкая диаграмма направленности :
По-хорошему бы сделать открывание двери под 90 градусов относительно кузова и иметь жесткую фиксацию регулировок на закрывание и открывания дверей, за счет чего и происходил бы доворот. Такая система имела бы более гибкую настройку.
Второй момент который хотелось решить, это расположение ВЧ. Нет-нет, они стоят все правильно и по хорошему я бы их еще поднял, как на Renault Rapid, тогда бы меньше пришлось доворачивать. По правилам AMT запрещается ставить динамики выше начала остекления. А у меня декоративная часть выступала за начало остекления, что вызвало спорные моменты. Поэтому пришлось опускать на пару см вниз. Это конечно сблизило сч и вч фактически на минимальное расстояние между собой, что очень хорошо.
В итоге мы получили:
В следующей части более подробно разберу подготовку, проектирование, оформление дверей.
Автозвук: SQ разбавляем SQL басом
Сегодня будет рассказ про переделку басового звена в BMW X3 (F25) от 3S Customs. Это совместный проект от Воронцова Алексея и Ерёмина Александра. Один строит чемпионов в SQ, другой в SPL. А всё вместе – уникальный сплав возможностей и знаний. Отсюда и название 3S – SQ, SQL, SPL. А значит будет и громко, и качественно!
Исходные данные. Система изначально была собрана на компонентах AMP:
Настроено хорошо, однако, на большой громкости были слышны явные призвуки от акустики. Акустика работала на ускоренный износ.
Был сделан небольшой фазоинверторный короб-трапеция в 45 литров (грязного объема) с SQL-сабвуфером Xcelsus XSS12. Этот динамик имеет интересную конструкцию. Лёгкая подвижная система (160 гр для такого монстра – слёзы) сочетается с большим ходом и серьёзным мотором. Без всякого пафоса с обратной стороны подвеса сделаны насечки для линеаризации его работы и снижения искажений. Измеренные параметры ложатся в заводские и дают интересную картинку – ровная полка акустического усиления за счёт фазоинвертора и низкая групповая задержка в критичном диапазоне частот. Задержка переваливает порог в 12мс лишь ниже 35 Гц.
После корректировки настроек фронта и тыла, запуск сабвуфера. Даже без разминки звучит бомбически. Бас-бочки на роке строчат, что многим SQ-сабам в закрытом ящике должно стать стыдно. При этом любая электронная музыка и негры – только в путь. Настройка сделана чуть ниже, но АЧХ по низу ровная. Скорее всего усилитель не даёт инфры. Наигравшись с параметрами, потрогали колпак – ну да, тёпленький, моноблока и питания не хватает. Стоят AGU-предохранители и кабели в пределах 16 кв.мм сечения. Но задача выполнена.
Расходимся? Сабвуфер Xcelsus XSS12 классно играет. Да. Прям очень. От усилителя марки Магнум… А от равноценного усилителя как будет.
Встретились ещё раз. Подключили SQL-моноблок Xcelsus Magma 1600.1D как есть на старое питание. Теперь стало слышно, что настройка слегка пониженная, бас стал более детальный, на каких-то рокерских заходах слышно новые нюансы, на электронной музыке отдача заметно выше даже на старом питании, усилитель не упирается в предел и звучит подвижно, без натуги. Давление не замеряли итоговое, не знаю, как это описать – зубы стучат, если плотно челюсть не прикрыть ))) но при этом слушается в удовольствие. Колпак после наваливания холодный, как будто саб и не работал.
Времени на работу впритык – уже вечер. Переделали питание и поставили более мощный Magma 2200.1D. Разница в цене небольшая. Запас карман не тянет.
Вы можете прочитать в отдельном pdf файле полный обзор установки акустики Xcelsus audio в автомобиль BMW X3 (F25).
Автозвук ч.75. SQL Show ver.3. Правильные двери. Часть 2.
В первой части я подробно рассказывал о многих нюансах которые надо учитывать в SQL системах. В этой части уже непосредственно расскажу, как готовились двери.
А двери еще во 2 версии готовились основательно, но тогда стояли 2-20см мидбаса. В этой версии 2-25см мидбаса. Были опасения, что двери не выдержат. Поэтому, пришлось еще усилить их:
Также было изменено крепление вч:
Смещение крепления ВЧ вниз потянуло за собой переделку механизма ограничения верхнего положения стекла.
СЧ в своем объеме. Миды на дверь играют.
После того, как усилили двери и исправили момент с вч, то перешли к дизайну. Что мы имеем?
Работа над дизайном отнимает большое количество времени, иногда больше чем сама подготовка дверей. Это ведь творчество и каждый творец видит по-разному и сколько это займет времени неизвестно.
Что нам скажет дизайнер?
Ребята из Карцентр додумали идею дальше:
И вот что получилось:
Двери сразу обновил на финалах России в прошлом году.
Hyundai Tiburon 2003, двигатель бензиновый 2.7 л., 200 л. с., передний привод, механическая коробка передач — автозвук
Машины в продаже
Комментарии 30
Насколько критично влияют на звук грили, сетки и прочее? Ведь они перекрывают немалую площадь перед динамиком
На самом деле у меня ничего не перекрывает, сетка специальная. Если это акустическая ткань или гриль с мелкой сеткой, то влияние минимально. Но если гриль будет с большими перегородками, то на вч диапазон влияние будет.
Можете более подробно почитать про дифракцию звуковых волн и станет более ясно.
Дифракцией называют огибание звуковыми волнами механических, жестких препятствий, находящихся на пути волны. Дифракция существенно зависит от соотношения линейных размеров препятствия и длины волны.
Если длина волны значительно меньше размеров препятствия, то звук будет эффективно отражаться или поглощаться препятствием. Если длина волны сравнима с размерами препятствия, то она будет частично огибать препятствие и частично отражаться. Если длина волны значительно превышает размеры препятствия, то она будет его огибать и распространяться далее в пространстве, незначительно при этом рассеиваясь и отражаясь.
Длин волны можно высчитать по формуле:
F — частота звуковых колебаний.
Для примера возьмем 20гц L = 340/20=17 метров, то есть длина волны 20гц будет 17м
20000гц L=340/20000= 0.017м или 1.7см
В моем же случае вч в рупоре и его ничего не закрывает, а сч порезан до 3.5кгц, а то и меньше и влияние с такой сеткой минимально. Поэтому все хорошо.