Табель укомплектованности пожарных автомобилей
Приложение N 2. Примерные нормы оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
к Порядку, утвержденному
приказом МЧС РФ
от 23 декабря 2005 г. N 999
Примерные нормы
оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами
С изменениями и дополнениями от:
1. Средства индивидуальной защиты
Противогаз фильтрующий (в т.ч. с защитой от аварийно химически опасных веществ)
На штатную численность создаваемых формирований
Для подгонки по размерам создается 5% запас противогазов
На штатную численность создаваемых формирований
Противогаз изолирующий на сжатом воздухе или кислороде
На штатную численность газодымозащитников
Средство индивидуальной защиты кожи изолирующего типа герметичное
На штатную численность формирований радиационной химической защиты
Средство индивидуальной защиты кожи фильтрующего типа
На штатную численность формирований радиационной и химической защиты
Костюм защитный облегченный
На штатную численность создаваемых формирований, за исключением формирований радиационной и химической защиты
Мешок прорезиненный для зараженной одежды
На 20 защитных костюмов
На 30% штатной численности создаваемых формирований
На штатную численность пожарно-спасательных формирований
2. Медицинское имущество
Индивидуальный противохимический пакет
На штатную численность создаваемых формирований
Комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты
На штатную численность создаваемых формирований
Комплект индивидуальный противоожоговый с перевязочным пакетом
На штатную численность создаваемых формирований
Носилки мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные)
Санитарная сумка с укладкой для оказания первой помощи
На 5% штатной численности всех формирований
Набор перевязочных средств противоожоговый
На 20% штатной численности всех формирований
Примечание: Комплекты индивидуальные медицинской гражданской защиты и санитарные сумки с укладкой для оказания первой помощи пополняются медицинскими средствами по мере их использования или при истечении сроков их годности.
3. Средства радиационной, химической разведки и контроля
Дозиметр-радиометр -,
— и
-излучения (носимый) с диапазоном измерений мощности амбиентного эквивалента дозы
-излучения от 0,10 мкЗв/ч до 10 Зв/ч и плотности потока
-излучения от 0,01 до
и
-излучения от 0,1 до
Каждому формированию радиационной и химической защиты
Дозиметр -излучения (персональный) с диапазоном измерений мощности дозы
-излучения от 0,1 мкЗв/ч до 3 мЗв/ч и дозы от 1,0 мкЗв до 100 Зв
На штатную численность создаваемых формирований радиационной и химической защиты
Дозиметр гамма-излучения с диапазоном измерений мощности амбиентного эквивалента дозы -излучения от 0,10 мкЗв/ч до 10 Зв/ч и выносным блоком детектирования (бортовой или стационарный)
На пункт управления (подвижный, стационарный) и транспортные средства формирований радиационной и химической защиты
Электронный дозиметр с диапазоном измерения эквивалента дозы -излучения от 0,10 мкЗв до 15 Зв (со связью с ПЭВМ)
Руководящему составу создаваемых формирований
Комплект дозиметров (индивидуальных) с диапазоном измерения от 20 мкЗв до 10 Зв со считывающим устройством
1 на группу, звено, пост
На штатную численность создаваемых формирований за исключением руководящего состава
Комплект дозиметров радиофотолюминесцентных (индивидуальных) с измерительным устройством и устройством для отжига
1 на отряд, команду
На штатную численность создаваемых формирований за исключением руководящего состава
Метеорологический комплект с электронным термометром
Каждому создаваемому формированию
Комплект носимых знаков ограждения
Каждому создаваемому формированию разведки
Каждому создаваемому формированию разведки
Каждому химику-разведчику создаваемых формирований
Комплект отбора проб
Каждому химику-разведчику создаваемых формирований
Войсковой прибор химической разведки с комплектом индикаторных трубок
Каждому химику-разведчику создаваемых формирований
Каждому создаваемому формированию разведки
Примечания: 1. Источники питания приобретаются на приборы по истечению их срока годности или при их использовании.
2. Индикаторные средства для приборов химической разведки и газового контроля пополняются по истечению их срока годности или при их использовании.
Приложение N 1. Табель боевого расчета отделения караула на пожарном автомобиле
Информация об изменениях:
Приложение N 1
к Уставу подразделений
пожарной охраны
(с изменениями от 28 февраля 2020 г.)
Табель боевого расчета отделения караула на пожарном автомобиле
Состав боевого расчета
Пожарно-техническое вооружение, документация, имущество, принимаемые при заступлении на боевое дежурство
Первоначальные действия по сигналу тревоги
Основные обязанности боевого расчета при тушении пожаров
Носимая радиостанция, электрофонарь, СИЗОД, планшет и справочник водоисточников
Надевает боевую одежду и
снаряжение, получает путевку, план или карточку тушения пожара, следит за посадкой личного состава
караула в ПА, занимает место в кабине ПА рядом с
водителем первого отделения, объявляет адрес выезда и дает команду на
выезд, уточняет по справочнику расположение ближайших водоисточников
Руководит работой караула по спасению
людей, тушению пожара, проведению
аварийно-спасательных работ и эвакуации имущества, возглавляет звено ГДЗС
караула (командир отделения)
Носимая радиостанция, электрофонарь, планшет и
справочник водоисточников, журнал учета работающих звеньев
Надевает боевую одежду и
снаряжение, получает путевку, следит за посадкой личного состава отделения в ПА, занимает место в кабине ПА рядом с водителем соответствующего отделения, объявляет адрес выезда и дает команду на
выезд, уточняет по справочнику расположение ближайших водоисточников
Руководит работой отделения по спасению людей, тушению пожара, проведению аварийно-спасательных работ и эвакуации имущества, возглавляет звено ГДЗС
Пожарные стволы, электрозащитные средства
(перчатки резиновые диэлектрические, ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками, галоши (боты)
резиновые диэлектрические, коврик резиновый диэлектрический, переносные заземлители)
Прокладывает магистральную или
рабочую линию, работает со стволом, выполняет работу по
спасению людей, вскрытию и разборке конструкций, работает в звене ГДЗС
Напорные рукава с условным проходом DN-50, 65, 80, рукавные задержки и зажимы
Надевает боевую одежду и снаряжение, открывает ворота гаража, занимает место в кабине ПА с правой стороны, берет рукавную задержку
Прокладывает магистральную или рабочую линию, работает со стволом. С пожарным N 3 переносит и устанавливает
выдвижную трехколенную лестницу, работает с инструментом для
резки электропроводов, выполняет работу по
спасению людей, вскрытию и разборке конструкций, работает в звене ГДЗС
Пожарные лестницы, резиновые сапоги, теплоотражательные
костюмы, ручной немеханизированный инструмент (багры, ломы, топоры, пилы, лопаты, крюк)
Надевает боевую одежду и снаряжение, занимает место в кабине ПА вторым слева и берет рукавную задержку
Помогает прокладывать магистральную линию, устанавливает разветвление, с пожарным N 2 переносит и устанавливает трехколенную лестницу, остается на посту безопасности, работает шанцевым инструментом,
разбирает конструкции, выполняет работу по спасению людей
Всасывающие и напорно-всасывающие рукава, всасывающая сетка, водосборник, напорные рукава диаметром 77 мм и длиной 4,5 м для работы от пожарного гидранта (далее
— ПГ), переходные соединительные головки, пожарная колонка, ключ торцовый для открывания ПГ, крюк для открывания крышки колодца ПГ, ключи для соединения всасывающих рукавов и напорных, рукавные мостики
Надевает боевую одежду и снаряжение, занимает место в кабине ПА вторым справа и берет рукавную задержку
Вместе с водителем устанавливает ПА на водоисточник, прокладывает магистральную линию, работает на разветвлении, выполняет работы по
спасению людей, вскрытию и разборке конструкций, работает на посту безопасности, устанавливает рукавные мостики
ПА (двигатель, системы
питания, смазки, охлаждения, сцепления, электрооборудования, механизмы управления, силовая передача и ходовая часть, кузов, рама и оперение, пожарный насос), шоферский инструмент, медицинская аптечка, автомобильная
радиостанция, огнетушитель, наличие в емкостях ПА необходимого количества воды и пенообразователя
Занимает место за рулем ПА
в ПА, заводит двигатель, через зеркала заднего обзора убеждается в отсутствии помех при выезде, по указанию командира отделения выезжает из гаража
С пожарным N 4 устанавливает ПА на
водоисточник, переключает работу двигателя на насос, работает на насосе, обеспечивает бесперебойную подачу воды
Организационно-методические рекомендации по определению численности противопожарной службы субъекта Российской Федерации и ее технической оснащенности
В настоящих рекомендациях представлен метод обоснования численности противопожарной службы субъектов Российской Федерации в зависимости от демографических характеристик образований (далее городских или сельских поселений). Приведены статистические данные по численности противопожарной службы в ряде стран и городов мира. Предложены нормативы по технической оснащенности противопожарной службы с учетом расширения ее функций, связанных с проведением работ.
Рекомендации предназначены для использования при разработке законодательства субъектов Российской Федерации, определяющего порядок создания и функционирования противопожарной службы субъектов Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1 Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № «О пожарной безопасности» (в редакции от 22 августа 2004 г.)).
1.2 Основными задачами противопожарной службы субъектов Российской Федерации являются:
организация и осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения работ.
1.3. В соответствии с возложенными задачами противопожарная служба субъектов Российской Федерации осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
— тушение пожаров и проведению работ;
профилактическое — предупреждение пожаров и создание условий для их успешного тушения;
управленческое — организация работы и координация деятельности подчиненных подразделений в целях выполнения поставленных задач;
техническое — организационное и информационное обеспечение процесса управления подразделениями противопожарной службы субъектов Российской Федерации.
1.4 Основной принцип создания оперативных подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации состоит в том, что противопожарная служба должна быть организована таким образом, что в любой момент времени на возникшее событие, связанное с пожаром, аварией, катастрофой и другими чрезвычайными происшествиями, в ликвидации последствий которых противопожарная служба обязана принимать участие, противопожарная служба могла своевременно отреагировать адекватно характеру возникшего события.
1.5 В законодательных актах субъектов Российской Федерации, определяющих создание противопожарной службы, необходимо отражать норму, регламентирующую численность противопожарной службы по отношению к численности населения городских или сельских поселений. Данная норма определяется в соответствии с методикой изложенной в настоящих рекомендациях.
2. Методика обоснования численности противопожарной службы в зависимости от плотности населения в городском или сельском поселении.
2.1. Настоящая методика предназначена для определения численности противопожарной службы (ПС) городских и сельских поселений субъектов РФ на основе оценки соотношения площади обслуживаемой территории ПС и численности проживающего на данной территории населения. Методика применима для городских или сельских поселений с численностью населения более 3 тыс. человек.
В основу методики положена зависимость количества сотрудников ПС от плотности населения (Р, чел./ км2).
2.2. Исходными данными для расчетов являются:
Sт — площадь территории обслуживаемой ПС, км2;
Nнас — численности населения, проживающего на данной территории, чел.
Значения Sт и Nнас определяются из официальных источников информации. При отсутствии данной информации производится самостоятельная оценка значений Sт и Nнас.
2.3. Рассчитываем плотность населения (P) в городском или сельском поселении по формуле:
2.4. По рассчитанному значению плотности населения определяем величину количества населения, приходящегося на одного сотрудника ПС (NПС) по формуле:
Вид данной зависимости представлен в приложении 1.
2.5. Для упрощения расчетов можно воспользоваться табулированными значениями функции (2) (см. приложение 2).
2.6. Используя полученные значения NПС и Nнас, определяем необходимое число сотрудников ПС (КПС) по формуле:
2.7. При определении итоговой численности необходимо учитывать коэффициент резерва численности (к), который связан с наличием профессионально обусловленных заболеваний, фактов травматизма и гибели сотрудников ПС при исполнении служебных обязанностей, а также необходимостью подмены сотрудников на время отпусков, учебы, командировок. В приложении 3 приведены рекомендуемые значения коэффициента резерва численности для городских и сельских поселений по субъектам Российской Федерации.
С учетом коэффициента резерва численности итоговая численность сотрудников ПС () определяется по формуле:
2.8. Полученную численность сотрудников ПС () рекомендуется распределять по направлениям деятельности ПС в следующих пропорциях, которые могут быть скорректированы с учетом особенностей АТО:
профилактическое — 15% от ;
управленческое — 5% от ;
2.9. В городских или сельских поселениях с численностью населения менее 3 тыс. человек, но более 500 человек создается одна пожарная часть.
2.10. Примеры определения численности противопожарной службы
2.10.1 Пример расчета численности сотрудников противопожарной службы для г. Чита (характеризуется низкой плотностью населения).
Согласно официальной статистической информации площадь г. Чита — 500 км², численность населения — 316 200 чел.
Рассчитываем плотность населения в городе Чита по формуле (1):
P=316 200 / 500 = 632,4 чел./км2
По формуле (2) определяем значение количества населения приходящегося на одного сотрудника ПС (N). Для упрощенной оценки, величину N определяем из таблице приложения 2. Для г. Чита, при расчетной плотности 632,4 чел./км2, значение N равно 709 чел. / 1 сотр. ПС.
Численность сотрудников ПС определяем по формуле (3):
КПС =316200 / 709 =446 чел.
По таблице приложения 3 определяем коэффициент резерва численности для г. Чита. Он равен 1.06. Тогда, по формуле (4) определяем итоговую численность ПС:
Таким образом, численность сотрудников ПС для города Чита должна составлять 473 человека. Рекомендуемое распределение данной численности по направлениям деятельности следующее (при расчетах осуществлено округление до целого):
профилактическое — 71 чел;
управленческое — 24 чел;
техническое- 47 чел.
2.10.2 Пример расчета численности сотрудников ПС г. Таганрога (характеризуется средней плотностью населения).
Согласно официальной статистической информации площадь- г. Таганрога — 80 км², численность населения — 289 800 чел.
Рассчитываем плотность населения в г. Таганроге по формуле (1):
P=289800 / 80 = 3622,5 чел./км2
По формуле (2) определяем значение количества населения, приходящегося на одного сотрудника ПС (N). Для упрощенной оценки, значение N определяем из таблици приложения 2. Для г. Таганрога, по расчетной плотности 3622,5 чел./км2, значение N равно 863 чел. / 1 сотр. ПС.
Численность сотрудников ПС определяем по формуле (3):
КПС =289800 / 863 =336 чел
По таблице приложения 3 определяем коэффициент резерва численности для г. Таганрога. Он равен 1.09. Тогда, по формуле (4) определяем итоговую численность ПС:
Таким образом численность сотрудников ПС для г. Таганрога должна составлять 366 человек. Рекомендуемое распределение данной численности по направлениям деятельности следующее (при расчетах осуществлено округление до целого):
профилактическое — 55 чел;
управленческое — 18 чел;
техническое- 37 чел.
2.10.3 Пример расчета численности сотрудников ПС г. Владимира (характеризуется высокой плотностью населения).
Согласно официальной статистической информации площадь- г. Владимир — 60 км², численность населения — 339 200 чел.
Рассчитываем плотность населения в г. Владимире по формуле (1):
P=339 200 / 60 = 5653 чел./км2
По формуле (2) определяем значение количества населения приходящеюся на одного сотрудника ПС (N). Для упрощенной оценки, значение N определяем из таблици приложения 2. Для г. Владимира по расчетной плотности 5653 чел./км2, значение N равно 909 чел. / 1 сотр. ПС.
Численность сотрудников ПС определяем по формуле (3):
КПС =339200 / 909 =373
По таблице приложения 3 определяем коэффициент резерва численности для г. Владимира. Он равен 1.11. Тогда, по формуле (4) определяем итоговую численность ПС:
Таким образом, численность сотрудников ПС для г. Владимира должна составлять 414 человек. Рекомендуемое распределение данной численности по направлениям деятельности следующее (при расчетах осуществлено округление до целого):
профилактическое — 62 чел;
управленческое — 21 чел;
техническое- 42 чел.
3. Нормы технической оснащенности противопожарной службы
3.1. Количество пожарных депо и пожарных автомобилей в зависимости от численности населения и площади территории городского или сельского поселения определяется в соответствии с приложениями 1 и 7 НПБ 101–95.
3.2. С учетом расширения функций деятельности ПС, связанных с проведением работ, в таблице 1 приведены рекомендуемые нормативы по количеству аварийно- спасательных автомобилей в зависимости от численности населения в городском или сельском поселении.
3.3. Для осуществления работ и пожарной техники, средств связи и пожарного вооружения в субъекте Российской Федерации создаются, в зависимости от количества единиц и пожарной техники, подразделения технической службы. Типы данных подразделений в зависимости от количества единиц эксплуатируемой техники в субъекте Российской Федерации определяются в соответствии с НПБ 101–95 (п. 1.5).
4. Требования к проектированию объектов противопожарной службы и местам их дислокации
4.1. Проектирование пожарных депо, в зависимости от их типов, осуществляется по НПБ 101–95.
4.2. Места дислокации пожарных депо определяются по СНиП –89* (приложение1). Радиус обслуживания может быть скорректированным как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от особенностей объектов городских или сельских поселений по пожарной опасности, градостроительных условий (этажность зданий, плотность застройки, ландшафтная особенность территории и.т.п.), а также от наличия элементов системы противопожарной защиты. Корректировка радиуса обслуживания пожарными подразделениями осуществляется по утвержденным методикам.
5. Заключение
Предлагаемый вариант обоснования численности ПС субъектов Российской Федерации основан на двухфакторной модели, отражающей два показателя городских и сельских поселений — численность населения и площадь территории. Предварительные расчеты нормы численности по данному варианту показывают, что в среднем на одну единицу численности ПС должно приходиться от 400 до 750 чел. населения в зависимости от плотности населения.
В приложении 4 приведена информация по численности ПС ряда зарубежных стран и городов мира. В международной практике норматив «одна единица численности профессиональной ПС в расчете на некоторое число жителей» имеет в среднем значение: 1 на 2300 чел. населения. При этом следует отметить, что для выполнения функций по предупреждению и тушению пожаров, проведению работ привлекается значительное количество добровольцев.
По отдельным городам мира, наблюдаются значительные колебания норматива. Минимальные значения доходят до 100 чел. населения в расчете на одну единицу численности ПС (например г. Лондон), а максимальные — до 5000 чел. населения в расчете на одну единицу численности ПС (например г. Тэгу).
Приказ МЧС России от 28.02.2020 N 129 О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты МЧС России в области пожарной безопасности
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
от 28 февраля 2020 г. N 129
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МЧС РОССИИ В ОБЛАСТИ
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст. 2649; 2011, N 26, ст. 3807.
Внести изменения в некоторые нормативные правовые акты МЧС России в области пожарной безопасности, согласно приложению.
к приказу МЧС России
ВНОСИМЫЕ В НЕКОТОРЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МЧС РОССИИ
В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1) пункт 12 дополнить подпунктом «з» следующего содержания:
«з) другое имущество, оборудование и инструменты, находящиеся на вооружении подразделений гарнизона.»;
а) абзац первый после цифр «101» дополнить словами «, по иным выделенным каналам связи»;
б) абзац четвертый после слов «полученной информации» дополнить словами «с момента получения сообщения до ликвидации пожара»;
3) в абзаце пятом пункта 17 слова «и характере пожара» заменить словами «, характере пожара, состоянии противопожарного водоснабжения, перекрытых проездах к месту пожара»;
4) пункт 18 изложить в следующей редакции:
«18. Обработка сообщения не должна задерживать выезд и следование караула к месту пожара (ЧС).
Отсутствие сведений об объекте пожара и данных о заявителе не может задержать выезд караула на пожар (ЧС).»;
5) в абзаце третьем пункта 22 слово «кратчайшему» заменить словом «оптимальному»;
а) по тексту слова «здания (сооружения)» в соответствующем падеже заменить словами «здания (сооружения, другого объекта защиты) » в соответствующем падеже;
б) дополнить сноской 4 следующего содержания:
7) абзац второй пункта 44 изложить в следующей редакции:
«на проведение подготовки к боевому развертыванию и прокладку магистральной рукавной линии, или рукавной линии с условным проходом 50 мм, с присоединенным к ней перекрывным пожарным стволом (пеногенератором) или с помощью рукавной катушки с рукавом высокого давления»;
8) пункт 46 дополнить абзацем следующего содержания:
«постоянный и своевременный обмен информацией между участниками тушения пожара и проведения АСР с должностными лицами гарнизона.»;
9) пункт 55 дополнить абзацем следующего содержания:
10) абзац второй пункта 69 после слов «транспортных средств» дополнить словами «, технологических установок, участков местности»;
11) абзацы второй, пятый пункта 73 после слова «СИЗОД» дополнить словами «(при их наличии)»;
12) абзац четвертый пункта 79 после слов «спасательные рукава» дополнить словами «, спасательные веревки»;
13) абзац четвертый пункта 89 изложить в следующей редакции:
14) абзац шестой пункта 102 после слов «пожарной охраны или караула» дополнить словами «, за исключением случаев, представляющих собой явную угрозу жизни и здоровью участнику(ам) боевых действий по тушению пожаров»;
15) в абзаце первом пункта 103 после слова «первая» добавить словом «прибывшая»;
17) дополнить пунктом 116.1 следующего содержания:
«116.1. Пожар считается локализованным, если одновременно выполнены следующие условия:
отсутствует или предотвращена угроза людям и (или) животным;
предотвращена возможность дальнейшего распространения горения;
созданы условия для ликвидации пожара имеющимися силами и средствами.»;
18) пункт 120 изложить в следующей редакции:
«120. После завершения боевых действий по тушению пожаров начальником караула подразделения пожарной охраны, в районе выезда которого произошел пожар, составляется донесение о пожаре (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Боевому уставу), которое регистрируется в Журнале учета донесений о пожаре (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Боевому уставу).
Донесение составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в подразделении пожарной охраны, второй представляется в орган государственного пожарного надзора.
Листы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Журнал включается в номенклатуру дел подразделения пожарной охраны.»;
19) подпункт «в» пункта 135 после слов «штатные должности» дополнить словами «или исполнение обязанностей по штатным должностям»;
а) в абзаце шестом после слов «организует расстановку» дополнить словами «и учет»;
б) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«организует взаимодействие с судебно-экспертными учреждениями, с администрацией объекта, службами жизнеобеспечения.»;
21) абзац восьмой пункта 156 изложить в следующей редакции: «ландшафтных и лесных пожаров (когда существует угроза перехода на населенные пункты);»;
22) подпункт «в» пункта 240 после слов «штатные должности» дополнить словами «или исполнение обязанностей по штатным должностям»;
23) абзац шестой пункта 241 после слов «организует расстановку» дополнить словами «и учет»;
24) приложение N 1 к Боевому уставу изложить в следующей редакции:
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения
пожаров и проведения
Путевка для выезда подразделения пожарной охраны
дежурного караула (отделения)
1. Место выезда, адрес
2. Объект пожара (характер ЧС)
3. Время получения сообщения
4. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и номер телефона заявителя
(подпись дежурного диспетчера подразделения пожарной охраны)
«__» _____________ 20__ г.
25) приложение N 3 к Боевому уставу изложить в следующей редакции:
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения
пожаров и проведения
Донесение о пожаре
«__» _________ 20__ г.
(должность, звание, фамилия, имя, отчество (при наличии)
составил настоящее донесение о пожаре, произошедшем «__» __________ 20__ г.
Время обнаружения пожара
Место возникновения пожара
Фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, обнаружившего пожар, и способ сообщения о нем в пожарную охрану ________________________________________
и время поступления сообщения о пожаре
Время прибытия первого подразделения пожарной охраны
расстояние до места пожара
и время подачи первого ствола в
и время локализации пожара в
и время ликвидации открытого горения в
и время ликвидации последствий пожара в
Обстановка к моменту прибытия подразделений пожарной охраны
(площадь пожара, пути и скорость его распространения, угроза людям
животным, опасность обрушений и взрывов, действия населения)
Силы и средства, применявшиеся при тушении пожара
Подразделения пожарной охраны и иные участники боевых действий по тушению пожаров ________________________________________________________________
Количество основных и специальных отделений
Количество отделений ГДЗС
Число участников тушения
Тип, количество и принадлежность пожарной техники
Штаб на месте пожара (создавался/не создавался)
Количество и вид поданных стволов:
Наличие и срабатывание установок пожарной автоматики
Огнетушащие вещества, применявшиеся при тушении пожара
Виды водоисточников, использованных при тушении пожара
Погибло людей: всего ____, в т.ч. детей ____, работников пожарной охраны _____
Сведения о погибших
Получили травмы: всего ____, в т.ч. детей ____, работников пожарной охраны ___
Сведения о травмированных
Уничтожено (повреждено) пожаром:
строений ___/___ ед., жилых квартир ___/___ ед., комнат ___/___ ед.; поэтажной площади, кв. м, техники ___/___ ед.; сельскохозяйственных культур ______________
погибло сельскохозяйственных животных
Условия, способствовавшие развитию пожара,
Спасено при пожаре:
Донесение о пожаре направлено в
Подпись должностного лица, составившего донесение
Приложение к донесению:
1. Схема расстановки сил и средств на момент локализации пожара.»;
26) приложение N 4 к Боевому уставу изложить в следующей редакции:
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения
пожаров и проведения
(наименование подразделения пожарной охраны)
учета донесений о пожаре
Начат: «__» ___________ 20__ г.
Окончен: «__» ________ 20__ г.
На _________ листах.
Дата регистрации донесения о пожаре
Порядковый номер донесения о пожаре
Должность, специальное (воинское) звание (при наличии), фамилия, инициалы лица, составившего донесение о пожаре
Дата направления экземпляра донесения в орган ГПН, исходящий номер
Наименование органа ГПН, в который направлено донесение
27) приложение N 9 к Боевому уставу изложить в следующей редакции:
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения
пожаров и проведения
Знаки различия на касках
1. Рядовой состав (пожарные, пожарные-спасатели, спасатели)
2. Начальник пожарно-спасательного (аварийно-спасательного) расчета (командир отделения, помощник начальника караула).
3. Начальник караула (дежурной смены)
4. Заместитель начальника пожарно-спасательной части (начальник отдельного поста)
5. Начальник пожарно-спасательной части
6. Руководящий состав пожарно-спасательного отряда
7. Руководящий состав главных управлений (отделов) МЧС России субъектов Российской Федерации (красный фон)
8. Сотрудники главных управлений (отделов) МЧС России субъектов Российской Федерации (без фона, внутри указывается сокращенное наименование отдела)
9. Сотрудники центрального аппарата МЧС России (красный фон)
10. Знаки различия располагаются симметрично на обе стороны каски (спереди и сзади) контрастным цветом (на поверхностях темного цвета рекомендуется использование световозвращающего материала). При наличии узкого ребра жесткости на каске обозначение допускается расположить симметрично справа.
Размеры цифровых знаков указаны примерные, при использовании технических средств нанесения рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, Tahoma (при нанесении ручным способом толщина линии не менее 3 мм).
2. В Порядке проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, утвержденном приказом МЧС России от 20 октября 2017 г. N 450 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 января 2018 г., регистрационный N 49784):
1) абзац пятый пункта 3 признать утратившим силу;
2) абзац пятый пункта 4 признать утратившим силу;
3) абзац четвертый пункта 5 признать утратившим силу;
4) абзац четвертый пункта 6 признать утратившим силу;
5) пункт 8 изложить в следующей редакции:
«8. Рассмотрению на заседаниях аттестационной комиссии подлежат:
а) аттестационной комиссии МЧС России:
руководители (заместители руководителей) подразделений аварийно-спасательных служб (формирований), входящих в систему МЧС России, к которым отнесены функции по руководству тушения пожаров и проведения АСР на территории закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях;
начальники ГУ МЧС России и их заместители;
начальники специальных управлений ФПС и их заместители;
б) аттестационных комиссий ТПСГ:
руководители (заместители руководителей) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, являющиеся при этом руководителями органа управления подразделений пожарной охраны или органа управления аварийно-спасательной службы (формирования), к которым отнесены функции по руководству тушения пожаров и проведения АСР;
руководители (заместители руководителей) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющиеся при этом руководителями органа управления подразделений пожарной охраны или органа управления аварийно-спасательной службы (формирования), к которым отнесены функции по руководству тушения пожаров и проведения АСР;
начальники управлений (отделов, служб) ГУ МЧС России и их заместители;
начальники управлений (отделов, служб) ЦУКС и их заместители;
сотрудники управлений (отделов, служб) ГУ МЧС России;
сотрудники управлений (отделов, служб) ЦУКС;
руководители пожарно-спасательных подразделений ФПС и их заместители (за исключением специальных подразделений ФПС);
руководители (заместители руководителей) спасательных воинских формирований, входящих в систему МЧС России, к которым отнесены функции по руководству тушения пожаров и проведения АСР;
руководители (заместители руководителей) аварийно-спасательных служб (формирований), входящих в систему МЧС России, к которым отнесены функции по руководству тушения пожаров и проведения АСР;
начальники управлений (отделов) специальных подразделений ФПС и их заместители;
сотрудники (работники) управлений (отделов, служб) специальных подразделений ФПС;
начальники пожарно-спасательных подразделений, входящих в состав специальных подразделений ФПС, и их заместители;
руководители (заместители руководителя) органа управления подразделения пожарной охраны, органа управления аварийно-спасательной службы (формирования);
в) аттестационных комиссий МПСГ:
руководители подразделений иных видов пожарной охраны и их заместители;
руководители (заместители руководителей) подразделений аварийно-спасательных служб (формирований), не входящих в систему МЧС России, к функциям которых отнесены функции по тушению пожаров и проведению АСР;
иные оперативные должности в подразделениях пожарной охраны, аварийно-спасательных службах (формированиях), при замещении которых предусмотрено непосредственное исполнение должностных обязанностей, связанных с осуществлением руководства тушением пожаров и проведением АСР;
г) аттестационных комиссий специальных подразделений:
руководители подразделений иных видов пожарной охраны, созданных в целях организации и осуществления тушения пожаров на территории ЗАТО, и их заместители;
руководители (заместители руководителей) подразделений аварийно-спасательных служб (формирований), не входящих в систему МЧС России, к функциям которых отнесены функции по тушению пожаров и проведению АСР на территории ЗАТО;
иные оперативные должности в подразделениях пожарной охраны, созданных в целях организации и осуществления тушения пожаров на территории охраняемых объектов и ЗАТО, аварийно-спасательных службах (формированиях), к функциям которых отнесены функции по тушению пожаров и проведению АСР на территории ЗАТО.»;
6) в пункте 13 слова «в пункте 7» заменить словами «в пункте 8»;
7) в абзаце четвертом пункта 17 слова «и специального подразделения ФПС» исключить;
8) подпункт «а» пункта 20 дополнить абзацем следующего содержания:
«дата, месяц, год рождения аттестуемого лица;»;
9) в пункте 21 слова «в пункте 18» заменить словами «в пункте 20»;
10) пункт 28 изложить в следующей редакции:
«28. Аттестуемое лицо, не прошедшее аттестацию или одну из ее частей, допускается к повторному прохождению аттестации, но не более 2 раз, не ранее чем через один месяц.
В случае, если аттестуемое лицо после последней пересдачи аттестации получил оценку «неудовлетворительно», председатель аттестационной комиссии письменно уведомляет подразделение пожарной охраны, аварийно-спасательную службу (формирование) о несоответствии аттестуемого лица занимаемой должности, связанной с руководством тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.»;
11) в пункте 35 слова «пунктом 18» заменить словами «пунктом 20».
1) пункт 9 изложить в следующей редакции:
«9. Личный состав отделений на основных и специальных ПА выполняет обязанности согласно табелю боевого расчета отделения караула на ПА (приложение N 1 к настоящему Уставу).
Личный состав дежурного караула назначается в состав боевого расчета начальником караула при заступлении на боевое дежурство. Состав боевого расчета утверждается начальником (руководителем) подразделения пожарной охраны непосредственно после смены караулов (дежурных смен).
Табель боевого расчета разрабатывается исходя из конструктивных особенностей здания пожарного депо, типажа пожарных автомобилей и размещенного на них оборудования.
Резервная пожарная техника принимается командиром отделения, старшим пожарным, водителями и пожарными, назначенными начальником заступающего караула, согласно табелю боевого расчета.»;
2) пункт 12 изложить в следующей редакции:
«12. Несение боевого дежурства дежурным караулом осуществляется в соответствии с распорядком дня, утвержденным начальником подразделения (приложение N 2 к настоящему Уставу).
3) абзац пятый пункта 13 признать утратившим силу;
а) слова «водители ПА» заменить словами «должностные лица, осуществляющие управление ПА «;
б) дополнить сноской 1 следующего содержания:
5) сноски 1, 2, 3 считать сносками 2, 3, 4 соответственно;
6) в абзаце первом пункта 16 слово «неисправной» заменить словом «неисправностей»;
7) в пункте 31 слово «караулов» исключить;
а) в абзаце двадцать втором слова «приказы, распоряжения» заменить словами «приказы и распоряжения»;
слова «должностными лицами, осуществляющими управление ПА » заменить словом «водителями»;
в) абзац сорок первый изложить в следующей редакции:
«обеспечивать своевременное представление сведений о наличии и состоянии техники и вооружения по запросам уполномоченных организаций и государственных органов;»;
г) дополнить абзацем следующего содержания:
«осуществлять контроль за организацией пропускного режима в подразделении.»;
9) абзац второй пункта 47 после слов «по телефону словами:» дополнить словами «Пожарная охрана» или»;
а) абзац второй после слов «тушению пожаров» дополнить словами «и проведению АСР»;
б) абзац четвертый после слов «закрепленного СИЗОД» дополнить словами «, техники и вооружения»;
а) абзац второй после слов «тушению пожаров» дополнить словами «и проведению АСР»;
б) в абзаце пятом слово «СИЗОД,» исключить;
12) абзац первый пункта 67 изложить в следующей редакции:
«67. Приняв от начальников караулов доклады о сдаче и приеме дежурства, начальник подразделения или лицо, его замещающее, должен проверить записи сменяющегося караула в книге службы, утвердить лист наряда на службу и план-конспекты (методические планы) проведения учебных занятий заступающего караула, проинструктировать начальника заступающего караула и поставить перед ним задачи на период боевого дежурства, после чего отдать команду о подаче сигнала «ОТБОЙ».»;
а) абзац второй после слов «доставляться к месту пожара (ЧС) и» дополнить словами «после решения РТП»;
б) в абзаце третьем слова «начальника (руководителя)» заменить словами «старшего должностного лица»;
14) пункт 81 дополнить абзацем следующего содержания:
«При проведении проверок подразделений пожарной охраны, осуществляющих тушение пожаров на особо важных и режимных объектах, лица, прибывшие для проверки, должны иметь соответствующую форму допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и согласование с соответствующими органами безопасности, на предмет допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.»;
15) приложение N 1 к Уставу изложить в следующей редакции:
к Уставу подразделений
боевого расчета отделения караула на пожарном автомобиле
Состав боевого расчета
Пожарно-техническое вооружение, документация, имущество, принимаемые при заступлении на боевое дежурство
Первоначальные действия по сигналу тревоги
Основные обязанности боевого расчета при тушении пожаров
Носимая радиостанция, электрофонарь, СИЗОД, планшет и справочник водоисточников
Надевает боевую одежду и снаряжение, получает путевку, план или карточку тушения пожара, следит за посадкой личного состава караула в ПА, занимает место в кабине ПА рядом с водителем первого отделения, объявляет адрес выезда и дает команду на выезд, уточняет по справочнику расположение ближайших водоисточников
Руководит работой караула по спасению людей, тушению пожара, проведению аварийно-спасательных работ и эвакуации имущества, возглавляет звено ГДЗС
Помощник начальника караула (командир отделения)
Надевает боевую одежду и снаряжение, получает путевку, следит за посадкой личного состава отделения в ПА, занимает место в кабине ПА рядом с водителем соответствующего отделения, объявляет адрес выезда и дает команду на выезд, уточняет по справочнику расположение ближайших водоисточников
Руководит работой отделения по спасению людей, тушению пожара, проведению аварийно-спасательных работ и эвакуации имущества, возглавляет звено ГДЗС
Пожарные стволы, электрозащитные средства (перчатки резиновые диэлектрические, ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками, галоши (боты) резиновые диэлектрические, коврик резиновый диэлектрический, переносные заземлители)
Прокладывает магистральную или рабочую линию, работает со стволом, выполняет работу по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций, работает в звене ГДЗС
Напорные рукава с условным проходом DN-50, 65, 80, рукавные задержки и зажимы
Надевает боевую одежду и снаряжение, открывает ворота гаража, занимает место в кабине ПА с правой стороны, берет рукавную задержку
Прокладывает магистральную или рабочую линию, работает со стволом. С пожарным N 3 переносит и устанавливает выдвижную трехколенную лестницу, работает с инструментом для резки электропроводов, выполняет работу по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций, работает в звене ГДЗС
Пожарные лестницы, резиновые сапоги, теплоотражательные костюмы, ручной немеханизированный инструмент (багры, ломы, топоры, пилы, лопаты, крюк)
Надевает боевую одежду и снаряжение, занимает место в кабине ПА вторым слева и берет рукавную задержку
Помогает прокладывать магистральную линию, устанавливает разветвление, с пожарным N 2 переносит и устанавливает трехколенную лестницу, остается на посту безопасности, работает шанцевым инструментом, разбирает конструкции, выполняет работу по спасению людей
Надевает боевую одежду и снаряжение, занимает место в кабине ПА вторым справа и берет рукавную задержку
Вместе с водителем устанавливает ПА на водоисточник, прокладывает магистральную линию, работает на разветвлении, выполняет работы по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций, работает на посту безопасности, устанавливает рукавные мостики
ПА (двигатель, системы питания, смазки, охлаждения, сцепления, электрооборудования, механизмы управления, силовая передача и ходовая часть, кузов, рама и оперение, пожарный насос), шоферский инструмент, медицинская аптечка, автомобильная радиостанция, огнетушитель, наличие в емкостях ПА необходимого количества воды и пенообразователя
Занимает место за рулем ПА в ПА, заводит двигатель, через зеркала заднего обзора убеждается в отсутствии помех при выезде, по указанию командира отделения выезжает из гаража
С пожарным N 4 устанавливает ПА на водоисточник, переключает работу двигателя на насос, работает на насосе, обеспечивает бесперебойную подачу воды (пенообразователя) в рукавную линию
16) приложение N 2 к Уставу изложить в следующей редакции:
к Уставу подразделений
дня несения боевого дежурства личным составом дежурного
Время проведения, час. мин.
Смена караулов (дежурных смен)
Подготовка к занятиям
Занятия согласно расписанию:
первый учебный час
второй учебный час
третий учебный час
четвертый учебный час (отработка нормативов по ПСП, ГДЗС)
Время психологической разгрузки
Пятый учебный час. Оперативно-тактическое изучение района выезда подразделения и охраняемых объектов.
Отработка планов и карточек тушения пожаров
Обслуживание пожарной (аварийно-спасательной) техники, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования. Административно-хозяйственные мероприятия по улучшению условий службы, режимов труда и отдыха личного состава
Шестой учебный час. Физическая подготовка
Самостоятельная подготовка, выполнение индивидуальных заданий, изучение нормативных документов
Культурно-досуговая работа, информирование личного состава, прослушивание радио и просмотр телепрограмм, личное время
Несение караульной службы в ночное время, охрана помещений и территории подразделения
Завершение несения караульной службы в ночное время
Утренний туалет, физическая зарядка
Подготовка к смене караулов (дежурных смен)
17) приложение N 7 к Уставу изложить в следующей редакции:
к Уставу подразделений
построения караула (дежурной смены) подразделения
1) в пункте 2 после слов «пунктах, объединяются в» дополнить словами «пожарно-спасательные»;
2) абзац четвертый пункта 4 признать утратившим силу;
а) в подпункте «г» слова «летательные аппараты» заменить словами «авиационные системы»;
4) пункт 8 изложить в следующей редакции:
5) абзац десятый пункта 9 изложить в следующей редакции:
6) в абзаце третьем пункта 11 после слов «профилактических мероприятий» дополнить словами «по особо важным и режимным объектам»;
7) пункт 14 изложить в следующей редакции:
«14. В целях организации и проведения совместных мероприятий подразделений гарнизона начальником гарнизона ежегодно утверждается План гарнизонных мероприятий (приложение N 1 к настоящему Положению).
План гарнизонных мероприятий составляется на год (полугодие) и доводится до руководителей подразделений гарнизона.
В Плане гарнизонных мероприятий указываются мероприятия, не предусмотренные планами основных мероприятий и планом профессиональной подготовки. В Плане гарнизонных мероприятий могут быть предусмотрены другие разделы.»;
б) в абзаце пятнадцатом слова «разрабатывать и» исключить;
10) в абзаце шестом пункта 26 после слов «отсутствии распространения огня» дополнить словами «до прибытия первого РТП»;
11) пункт 27 изложить в следующей редакции:
«27. Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в гарнизонах создаются следующие нештатные службы:
В местных гарнизонах разрешается не создавать нештатную службу связи и радиационно-химическую службу.»;
12) пункт 28 дополнить абзацем следующего содержания:
«В состав нештатных служб входят представители подразделений гарнизона, подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.»;
13) в абзаце пятом пункта 45 слова «проверять состояние» заменить словами «участвовать в проверке состояния»;
а) абзац третий изложить в следующей редакции:
«обеспечение возможности в максимально короткое время сосредоточения на месте пожара сил и средств местного гарнизона в количестве, необходимом для локализации пожара;»;
б) сноску 1 к абзацу шестому после слов «подразделения ФПС» дополнить словами «(специальные, объектовые и договорные)»;
в) в сноске 2 к абзацу шестому слова «основными ПА» заменить словами «мобильными средствами пожаротушения»;
15) пункт 78 изложить в следующей редакции:
«78. Расписание выезда на территории муниципального образования утверждается главой муниципального образования.
В случае, если местный гарнизон включает в себя несколько муниципальных образований, то Расписание выезда утверждается главами муниципальных образований.
Расписание выезда в городе федерального значения утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.»;
а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«изменения количества подразделений гарнизона, их места дислокации, штатной численности личного состава, количества техники;»;
б) дополнить абзацем следующего содержания:
«при включении и исключении организации или части территории организации из перечня объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы.»;
17) в пункте 88 слова «актом руководителя» заменить словами «руководителем»;
18) в пункте 96 слова «организации и сельские населенные пункты» заменить словами «сельские населенные пункты, садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества и иные организации»;
а) дополнить абзацами следующего содержания:
б) дополнить сноской 1 следующего содержания:
» Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. N 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2018 г., регистрационный N 50100).»;
20) абзац первый пункта 99 изложить в следующей редакции:
21) абзац первый пункта 100 изложить в следующей редакции:
«100. На основании Перечня начальником подразделения гарнизона разрабатывается План-график составления и корректировки планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров на сельские населенные пункты, садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества и иные организации, расположенные в районе выезда подразделения гарнизона, на календарный год (приложение N 10 к настоящему Положению), в котором определяются сроки составления и ответственные лица от сельского населенного пункта, садоводческого, огороднического некоммерческого товарищества и иных организаций и гарнизона.»;
22) в абзаце первом пункта 104 слово «ежегодно» заменить словами «один раз в два года»;
23) в пункте 106 слова «или классно-групповым методом» исключить;
24) пункт 111 изложить в следующей редакции:
«111. По решению начальника гарнизона, информация о составе сил и средств гарнизона, отображаемая в разделе 1 приложения N 2 может быть дополнена и иными позициями, учитывающими особенность и специфику гарнизона.
Информация о наличии и составе сил и средств подразделений гарнизона направляется по средствам связи (информационно-телекоммуникационным сетям, телефонная, сотовая связь, радиосвязь).»;
25) приложение N 1 Положения изложить в следующей редакции:
о пожарно-спасательных гарнизонах
(начальник пожарно-спасательного гарнизона)