Техническая эксплуатация автомобилей лабораторные работы
ТЕТРАДЬ лабораторных работ по предмету: «Техническое обслуживание автомобильного транспорта»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Управление образования и науки Тамбовской области
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж техники и технологии наземного транспорта им.М.С.Солнцева»
лабораторных работ по предмету:
«Техническое обслуживание автомобильного транспорта»
Организация-разработчик: ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С.Солнцева»
Волков Александр Викторович, Почетный автотранспортник РФ, преподаватель специальных дисциплин ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С.Солнцева»
Рассмотрено на заседании ПЦК специальных УТВЕРЖДАЮ
дисциплин по специальности 23.02.03 Зам. директора по УР
Протокол № ___ от «___»______20 г. __________В.М.Сажнева
Председатель ПЦК _________Чернецов Д.А. «_____»________2016г.
I . Техническое обслуживание агрегатов
Определение технического состояния двигателя
Техническое обслуживание газораспределительного механизма
Техническое обслуживание системы охлаждения
Техническое обслуживание системы смазки
Прибор «Карат-4» для диагностирования и регулировки карбюраторов
Многокомплектный анализатор автомобильных выбросов «Автотест-01.04»
Проверка технического состояния топливных насосов карбюраторных двигателей
Проверка пропускной способности жиклеров
Проверка и регулировка датчика ограничителя максимальных чисел оборотов коленчатого вала двигателя
II . Техническое обслуживание системы питания дизельного двигателя
Проверка и регулировка форсунок дизельных двигателей
Устройство стенда СДТА-2
Проверка ТНВД дизельной аппаратуры
III . Техническое обслуживание приборов электрооборудования
Проверка и установка зажигания на двигателе
Проверка технического состояния аккумуляторных батарей
Проверка контактно-транзисторной системы зажигания
Проверка и очистка свечей зажигания
Техническое обслуживание сцепления и его привода
Техническое обслуживание главной передачи задних мостов
IV . Техническое обслуживание ходовой части
Проверка и регулировка углов установки передних колес и шкворней
Устройство и работа прибора ИСЛ-М (измерителя суммарного люфта рулевого управления автотранспортных средств)
Техническое обслуживание тормозов с гидравлическим приводом автомобиля ВАЗ-2109
Монтаж и демонтаж шин
Промывка инжекторов (форсунок) топливной системы автомобиля в ультразвуковой ванне
Диагностика и тестирование инжекторов (форсунок) топливной системы автомобиля
V . Техническое обслуживание механизмов управления
Регулировка тормозов с гидравлическим приводом.
Регулировка тормозов с пневматическим приводом.
Смена тормозной жидкости и регулировка ручного тормоза
Регулировка рулевого управления
Балансировка колес легкового автомобиля
Проверка светопропускной способности стекол автомобилей прибором «Тоник»
Областью профессиональной деятельности выпускников является организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, организация деятельности первичных трудовых коллективов.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
— технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
-первичные трудовые коллективы.
Техник готовится к следующим видам деятельности:
1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
2. Организация деятельности коллектива исполнителей.
3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»:
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
В результате изучения профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта обучающийся должен:
— иметь практический опыт разборки и сборки агрегатов и узлов автомобиля; технического контроля эксплуатируемого транспорта; осуществления технического обслуживания и ремонта автомобилей.
-уметь разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта; осуществлять технический контроль автотранспорта; оценивать эффективность производственной деятельности; осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач; анализировать и оценивать состояние охраны труда на производственном участке;
-знать устройство и основы теории подвижного состава автомобильного транспорта; базовые схемы включения элементов электрооборудования; свойства и показатели качества автомобильных эксплуатационных материалов; правила оформления технической и отчетной документации; классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта; методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности; основные положения действующей нормативной документации; основы организации деятельности предприятия и управление им; правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии и противопожарной защиты.
Организация работы по подготовке студентов к лабораторным занятиям
1.1 Преподавателем, ведущим дисциплину, в начале семестра в соответствии
с рабочей учебной программой дисциплины доводится до студентов перечень лабораторных работ, последовательность их выполнения, рекомендуемые учебно-методические пособия, руководства и др.
1.2 По каждой лабораторной работе преподавателем разрабатываются методические указания по их проведению.
1.3 При подготовке к лабораторным работам студент пользуется рекомендованными учебниками и учебными пособиями, методическим руководством к лабораторным работам, инструкциями, а также специальными указаниями по особенностям выполнения отдельных пунктов лабораторных работ.
1.4 Основной объем сведений, необходимых для глубокого понимания лабораторной работы и ее самостоятельного выполнения, содержится в методическом руководстве к лабораторной работе. Для лабораторных работ в методическое руководство включается раздел по правилам безопасного поведения при выполнении лабораторной работы.
1.5 Контрольные вопросы к лабораторной работе охватывают наиболее важные проблемы ее теоретической и практической части.
1.6 Подготовка к лабораторным работам осуществляется студентами самостоятельно. В процессе этой подготовки студент должен усвоить теоретический материал, относящийся к данной лабораторной работе; изучить и ясно представлять себе содержание и порядок выполнения лабораторной работы; знать принципы действия и правила работы с оборудованием, измерительными приборами, методы измерений, особенности конструкции лабораторной установки и правила безопасного поведения при выполнении лабораторной работы, знать ответы на приведенные в методическом руководстве контрольные вопросы, а также выполнить необходимый по заданию преподавателя объем предварительных
расчетов, заготовить необходимые таблицы и рисунки.
2. Организация и проведение лабораторных занятий
2.1 Лабораторные работы проводятся в составе подгруппы.
2.2 В начале занятия в лаборатории преподаватель знакомит студентов с лабораторными установками, измерительной аппаратурой, правилами поведения в лаборатории, проводит инструктаж студентов по правилам безопасного поведения при работе в данной лаборатории и оформляет журнал по технике безопасности, в котором каждый студент ставит свою подпись в подтверждение прохождения инструктажа. Во время этого занятия
преподаватель организует из студентов бригады по 2-4 человека в каждой,
знакомит с последовательностью выполнения лабораторной работы, правилами оформления отчета по работе, оформляет страницу проведения лабораторных работ в учебном журнале.
2.3 Во время теоретических занятий проводится обсуждение особенностей
всего лабораторного практикума и конкретных лабораторных работ, разбираются возможные трудности и типовые ошибки при выполнении отдельных работ. В случае если график теоретического курса отстает от графика выполнения лабораторных работ, в результате чего теоретические разделы, относящиеся к лабораторным работам, оказываются к этому времени еще не рассмотренными на теоретических занятиях, преподаватель разъясняет всей группе наиболее важные теоретические вопросы. Во время теоретических занятий также проводится контроль готовности студентов (индивидуально или в составе бригады) к выполнению ближайшей по времени лабораторной работы и для защиты ранее выполненной работы (индивидуально или в составе бригады). Контроль проводится в устной, письменной форме или с использованием соответствующей программы на компьютере.
2.4 Выполнение лабораторной работы производится в течение занятия в составе подгруппы, если иное не предусмотрено данным лабораторным практикумом. При этом все предусмотренные заданием работы выполняются студентами самостоятельно. При появлении затруднений или сомнений в исправности оборудования студенты обращаются за помощью к преподавателю, ведущему данный лабораторный практикум.
В процессе выполнения лабораторных работ студент обязан:
— строго соблюдать технику безопасности и правила охраны труда;
— строго соблюдать порядок проведения практической части лабораторной работы, описанный в методических указаниях к ней;
— согласовывать с преподавателем собранную схему измерений, включение и выключение приборов;
— работать с приборами в соответствии с инструкциями по их эксплуатации;
— вести необходимые записи в отчете по лабораторной работе или в рабочих
2.5 О всех выявленных неисправностях в работе используемого оборудования при
выполнении лабораторных работ преподаватель делает пометку в соответствующем журнале. Журнал учета неисправностей лабораторного оборудования оформляется в соответствии с правилами, принятыми на цикловой комиссии.
2.6 После выполнения лабораторных работ студенты предъявляют преподавателю результаты экспериментов, которые должны быть внесены в заготовку отчета в виде схем, таблиц и графиков, иных записей, рекомендованных методическими указаниями по выполнению лабораторной работы оформляется отчет.
2.7 Отработка невыполненных или пропущенных работ должна проводиться под руководством преподавателя, ведущего плановые занятия, или преподавателем, назначенным председателем цикловой комиссии, по специальному расписанию дополнительных занятий по лабораторным работам.
2.9 Преподаватель фиксирует в учебном журнале даты выполнения и защиты
всех лабораторных работ.
3. Оформление и защита лабораторных работ
3.1 Отчет по выполненной лабораторной работе оформляется каждым студентом индивидуально и оформляется в соответствии с образцом, принятым на цикловой комиссии. По усмотрению цикловой комиссии, отчет может представляться как в бумажном, так и в электронном виде.
3.2 Отчет по лабораторной работе содержит конкретные выводы, в которых в соответствии с поставленными целями дается оценка полученных результатов, сравнение их с теоретическими положениями, ожидаемыми результатами и т. д., проводится анализ причин, по которым цели лабораторной работы были достигнуты, возможно, не в полном объеме.
3.4 Защита лабораторной работы проводится по каждой работе в отдельности в виде индивидуального собеседования с каждым студентом (или бригадой из 2-4 студентов) по теоретической и практической части выполненной работы, а также по данным и результатам оформленного отчета. Ответы на поставленные вопросы студент дает в устной или письменной форме, возможно с использованием программированных заданий на компьютере.
3.3 Оценки за выполнение лабораторных работ могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.
3.4 Преподаватель проверяет отчет студента о выполненной лабораторной работе и делает отметку в журнале учебных занятий в соответствии с правилами ведения журнала.
3.5 На последней лабораторной работе преподаватель выставляет зачет в зачетной книжке успеваемости студента при условии, если студент выполнил и защитил лабораторные работы в полном объеме.
3.6 Преподаватель организует защиту лабораторных работ по мере их выполнения.
Методические рекомендации к выполнению лабораторно – практических работ по МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»
Согласовано на заседании
цикловой комиссии 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
протокол № 1 от 28.08.2019г.
Комиссии ___________Б.А. Астратов
31.08.2019г
Методические рекомендации к выполнению лабораторно – практических работ по МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
В процессе эксплуатации автомобиля его рабочие свойства постепенно ухудшаются из-за изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются отказы и неисправности, которые устраняют при техническом обслуживании и ремонте.
Методические указания к выполнению лабораторно-практических работ составлены согласно требованиям Государственного образовательного стандарта Российской Федерации и призваны помочь студентам глубже изучить ремонт автомобиля, а также получить навыки в самостоятельном проведении разборочно-сборочных работ и проведении дефектации деталей.
Выполнить разборку-сборку конкретного узла можно только на лабораторно-практических занятиях. В предлагаемых методических указаниях рассказано о том, что надо делать и как нужно работать для успешного выполнения всей программы учебных занятий. Учебная группа делится на три звена. Каждому звену дается задание. Содержание всех заданий различное, но общий порядок их выполнения одинаковый и предусматривает коллективную работу студентов всего звена с использованием разных приемов и способов изучения материала.
Первая и главная цель занятий – закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на теоретических занятиях и усвоенные при изучении учебника. Чтобы добиться этого, студенты работают самостоятельно, но под руководством преподавателя или мастера.
На лабораторно-практических занятиях студенты разбирают узел, чтобы определить состояние его деталей, затем проводят дефектацию деталей и собирают. Разборку проводят по инструкционной карте.
В процессе проведения лабораторно-практических работ студенты должны овладеть следующими основными навыками и умениями:
-использование инструкционных карт и других учебных пособий;
-освоение инструментов и приспособлений, необходимых для проведения разборочно-сборочных работ;
-проведение разборки и сборки всех агрегатов, узлов, механизмов и систем изучаемых автомобилей;
-проведение дефектации деталей;
-соблюдение требований безопасности проведения работ и гигиены труда.
После выполнения всего задания студенты приводят в порядок учебные места.
Автор: преподаватель спец дисциплин Астратов Б.А.
Правила безопасной работы учащихся в лаборатории
1.Одежда должна быть исправной, аккуратно заправлена, а обшлага рукавов застегнуты.
Волосы прикрыты головным убором.
2.Руки не должны быть мокрыми или замасленными, чтобы инструмент не выскользнул, а учебные пособия не запачкались.
3.Замасленные руки нельзя мыть бензином, это вредно для кожи.
4.Рабочее место надо содержать в чистоте и порядке: опасно, когда пол захламлен, а проходы не свободны.
5.Пол в лаборатории нужно поддерживать сухим. Пролитые нефтепродукты нужно засыпать опилками (или чистым просеянным песком), затем убрать их и насухо вытереть следы жидкости.
6.Обтирочный материал собирать в железный ящик с плотной крышкой.
7.Во время работы на подвижные колеса и другие неустойчивые части машины становиться запрещается.
8.Круглые детали нельзя класть на край стола, они могут упасть, причинив травму окружающим.
9.Применяемый инструмент должен быть исправным: у молотка боек слегка выпуклый, гладкий, не сбитый и без трещин; закреплена ручка в молотке неподвижно; ударная поверхность зубила и бородка – слегка выпуклая, без сколов, выбоин, трещин, заусенцев. Рабочий конец отвертки должен быть плоским и не острым. Работать отверткой, у которой погнут стержень, опасно: она срывается с головки винта.
10.Штангенциркуль, набор щупов, линейка и другой измерительный инструмент должен быть всегда чистым и сухим, кладите его отдельно от другого инструмента, берегите от ударов, царапин, замасливания, пользуйтесь им осторожно, аккуратно.
11.Ключ для гаек и болтов надо подбирать точно по размеру гайки и болта.
12.Для отвинчивания туго затянутых гаек или затягивания их до отказа, пользуйтесь торцовыми ключами, прилагая при этом значительные усилия.
13.Подтягивая крепежные детали, опасайтесь расположенных рядом частей с острыми кромками.
14.Острые инструменты берите за их нерабочую часть, а вот подавая такой инструмент другому, держите его рабочей частью к себе.
15.Когда нужно поднять одну сторону автомобиля, пользуются домкратами. Под домкрат обязательно кладется широкая прочная доска.
16.Приступая к работе со съемниками, проверьте, нет ли у него трещин, не погнуты ли винты и другие части съемника. Устанавливайте съемник так, чтобы силовой винт располагался соосно снимаемой детали и все лапки надежно захватили ее.
17.Когда вынимают или ставят в цилиндр поршень с шатуном, чтобы не повредить руки, нельзя браться за шатун у поршня или за кромку его направляющей части.
18.Совмещение отверстий собираемых деталей проверяйте бородком, но ни в коем случае не пальцем руки.
19.В помещении нельзя курить и пользоваться открытым огнем.
Лабораторно-практическая работа № 1
Тема: Ознакомление с авторемонтным предприятием
Цель: ознакомление с авторемонтным предприятием, характером и номенклатурой работ.
Средства обучения: учебники: Карагодин В.И. «Ремонт автомобилей и двигателей»
Содержание и последовательность выполнения лабораторной работы:
1.По учебнику ознакомиться с авторемонтным предприятием (АРП), его производственными участками, цехами и рабочими местами.
Капитальный ремонт автомобилей и их составных частей производится на специализированных ремонтных предприятиях, как правило, обезличенным методом, предусматривающим полную разборку объекта ремонта, дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание.
В условиях АРП возможно применение различных организационных форм выполнения ремонтных работ: ремонт на универсальных рабочих местах, ремонт на специализированных рабочих местах, поточный ремонт автомобилей и агрегатов.
Ремонт на универсальных рабочих местах производится в том случае, если производственная программа по данному типу изделий мала, а их конструкция не допускает обезличивания составных частей. Эта форма организации ремонта применяется обычно в условиях небольших мастерских. При значительной производственной программе ремонт организуется на специализированных рабочих местах. В условиях такой организации работ на каждом рабочем месте выполняется ремонт одного узла или совокупность заранее определенных технологических операций, что позволяет повысить производительность труда. Наиболее совершенной формой организации производства является поточная. Поточное производство характеризуется расположением средств технологического оснащения в последовательности выполнения операций технологического процесса и определенным интервалом выпуска изделий.
Рабочее место – первичное и основное звено структуры предприятия, где размещены исполнители работ, технологическое оборудование, оснастка и предметы труда. Оснащение рабочего места осуществляется по утвержденной технической документации на выполнение работ и включает организационную и технологическую оснастку. К организационной оснастке относятся устройства для хранения и размещения при работе инструмента, приспособлений, технической документации и предметов ухода за рабочим местом.
В состав ремонтного предприятия входят основное и вспомогательное производства, складское хозяйство, транспорт, лаборатории, заводоуправление.
Лаборатории ремонтного предприятия: центральная, измерительная, надежности. Центральная лаборатория включает отделения: химическое, металлографическое, фотографическое. Заводоуправление включает должностных лиц и отделы, состав и функции которых зависят от специализации и размеров предприятия.
Производственные участки возглавляют мастера. Участки объединены в цеха, а мастера участков подчинены начальникам цехов. В цехе должно работать не менее 125 человек.
Для ремонтного производства характерен следующий состав основного производства.
Разборочно-моечный цех включает участки наружной мойки и приемки, разборочно-моечный, дефектования деталей и входного контроля.
Сборочный цех включает участок комплектования деталей и другие участки в зависимости от типа предприятия:
на предприятиях по ремонту двигателей – участки восстановления базовых и основных деталей, сборки двигателей, испытания, доукомплектования и доводки двигателей, ремонта приборов питания, ремонта электрооборудования, окраски двигателей.
на предприятиях по ремонту полнокомплектных автомобилей – участки ремонта рам, ремонта электрооборудования, сборки автомобилей, шиномонтажный, аккумуляторный.
Цех ремонта кузовов создается на предприятиях по ремонту полнокомплектных автомобилей и включает участки: обойный, окрасочный, деревообрабатывающий, ремонта и сборки платформ, а также участок ремонта кабин и оперения.
Цех восстановления деталей имеет участки: слесарно-механический, сварочно-наплавочный, полимерный, гальванический, кузнечный, медницкий, термический.
Вспомогательное производство включает инструментальное хозяйство и отдел главного механика с участками ремонтно-механическим, электроремонтным и ремонтно-строительным.
2.По учебнику ознакомиться с характером и номенклатурой работ.
С принятого в ремонт автомобиля снимают АКБ, приборы системы питания, электрооборудование и направляют его на склад ремонтного фонда, откуда по мере необходимости автомобили подают в разборочно-моечный цех. Буксиром автомобиль устанавливают на конвейер, по которому он проходит рабочее место наружной мойки, а затем предварительной разборки, где с него снимают платформу, колеса, кабину и топливные баки. Снятые части направляют для ремонта на соответствующие производственные участки. Шасси автомобиля повторно моют и в специальные резервуары сливают масло из картеров двигателя, коробки передач, ведущих мостов, механизмов управления. Затем шасси перемещают по конвейеру на рабочие места полной разборки, где с него снимают механизмы управления, силовой агрегат, карданные валы, передний и задний мосты, части подвески и тормозной привод. Снятые механизмы и раму автомобиля моют и направляют для ремонта на соответствующие участки.
Агрегаты, снятые с автомобиля или поступающие в капремонт как товарная продукция, проходят наружную мойку и поступают на разборку. После разборки агрегатов наружные и внутренние поверхности деталей моют и очищают от нагара, накипи, старой краски, продуктов коррозии, смолистых отложений. При дефектации детали разделяют на три группы: утильные, годные без ремонта и требующие восстановления. Детали последней группы восстанавливают различными способами и после контроля передают на комплектование, где их подбирают в комплекты и передают на сборку агрегатов.
Двигатели обычно собирают на поточных линиях, другие агрегаты – на специализированных рабочих местах. Собранные агрегаты испытывают и после устранения обнаруженных дефектов окрашивают. Агрегаты, принятые отделом технического контроля (ОТК), поступают на конвейер для сборки автомобилей или на склад готовой продукции, откуда выдаются заказчикам.
Автомобиль после общей сборки заправляют топливом и испытывают пробегом или на стенде с беговыми барабанами. Во время испытаний регулируют механизмы и устраняют обнаруженные неисправности. При необходимости автомобиль моют, подкрашивают, после чего сдают заказчику.
3.Сходить на экскурсию на предприятия города «Челябинск-Лада» или ЧПАТП-2 для ознакомления с авторемонтным предприятием, его цехами и участками, характером и номенклатурой работ.
4.Письменно ответить на контрольные вопросы.
1.Что называют производственным и технологическим процессами и какое между ними различие?
2.Что такое технологическая операция, и какие элементы в нее входят? Приведите определения всех элементов технологической операции.
3.На какие типы разделяют ремонтное производство? Каково различие между единичным, серийным и массовым производством?
4.Приведите схему производственного процесса ремонта автомобиля и опишите ее словами.
5.Какие методы и виды организации ремонта автомобиля применяются на ремонтных предприятиях города?
6.Напишите отчет об экскурсии:
А) название предприятия.
Б) сфера деятельности.
В) какие цеха и участки имеются и их названия.
Г) какие работы выполняют на каждом участке.
Лабораторно-практическая работа № 2
Тема: Безопасность труда в сборочном цехе
Цель: формирование знаний по правилам безопасности труда в сборочном цехе.
Средства обучения: учебники: Коробейник А.В. «Ремонт автомобилей», Карагодин В.И. «Ремонт автомобилей и двигателей», инструкции по технике безопасности.
Содержание и последовательность выполнения лабораторной работы:
1.Изучите п равила безопасности труда в разборочных и сборочных цехах.
-участок разборки должен иметь прочные несгораемые стены.
-полы должны иметь ровную гладкую, но не скользкую удароустойчивую, не впитывающую нефтепродукты поверхность. Их необходимо систематически очищать от смазки и грязи.
-потолки и стены следует закрашивать краской светлых тонов.
-не допускается скопления на участке большого количества агрегатов и деталей.
-запрещается загромождать проходы, проезды и подходы к доскам с пожарным инструментом и огнетушителями.
-разбирать агрегаты, имеющие пружины, разрешается только на специальных стендах или при помощи приспособлений, обеспечивающих безопасную работу.
-при выпрессовке деталей, имеющих плотную посадку, на прессах последние следует снабжать защитными решетками.
-освещенность рабочих мест искусственным светом должна соответствовать для работ средней точности при малом контрасте различения объекта с фоном. Все стационарные светильники должны быть прочно укреплены, чтобы они не давали качающихся теней.
-при работе пневмоинструментом его во время работы держат двумя руками – за рукоятку и корпус. При неисправности пневмоинструмент отключают от воздухопровода. Шланг не должен иметь изломов, разрезов. Для обеспечения электробезопасности производственное помещение окольцовывают шиной заземления, расположенной на 0,5 м от пола и снабженной надежными контактами. Все корпусы электродвигателей, а также металлические части оборудования, которые могут оказаться под напряжением, должны быть занулены или заземлены.
2.Изучите правила безопасности труда при мойке и обезжиривании деталей.
-моечный участок должен быть оборудован общей приточно-вытяжной вентиляцией, а каждая моечная машина, работающая на водных растворах СМС и растворителях, должна иметь собственную вытяжную вентиляцию с элементами максимального улавливания и возврата паров моющих средств.
-загружать и разгружать моечные машины деталями массой более 20 кг разрешается только с помощью подъемных механизмов.
-стоять под поднятыми грузами или на пути их следования запрещается.
-грузы поднимать только вертикально.
-пуск электродвигателей моечной машины должен производиться только после закрытия дверей машины.
-для предупреждения обезжиривания кожи рук растворами СМС их рекомендуется смазывать защитными кремами.
-особую осторожность следует соблюдать при работе с растворами каустической соды и кислот, так как их попадание на кожу вызывает ее разъединение и ожоги. Куски каустической соды можно брать только лопатой или щипцами. Все работы с каустической содой выполняют в резиновой маске с защитными очками, а также в резиновых перчатках и фартуке.
-запрещается обрабатывать детали из алюминиевых сплавов в растворе каустика, так как при контакте происходит бурная реакция, сопровождающаяся вспениванием и разбрызгиванием раствора. При ожогах едкими щелочами пораженное место следует промыть слабым раствором уксуса и водой. При ожогах растворами кислот места ожога промывают растворами питьевой соды, водой и смазывают вазелином. Растворители являются в разной степени токсичными и при проникновении их в организм человека могут возникать различной степени отравления. Вдыхание воздуха, содержащей пары растворителей, вызывает раздражение слизистой оболочки дыхательных путей, может нарушить работу нервной и сердечно-сосудистой системы.
3.Изучите требования к рабочему месту, инструменту, оборудованию, приспособлениям, применяемым при ремонте автомобилей.
Рабочее место – это часть производственной площади цеха или участка, закрепленной за данным рабочим, со всем необходимым оборудованием, инструментами, приспособлениями, которые он (она) применяет для выполнения производственного задания.
-на посты разборки ремонтный фонд должен поступать тщательно вымытый и очищенный.
-рабочее место должно предусматривать максимальную экономию движений рабочего, что должно быть заложено в конструкцию оборудования.
-рабочее место должно быть оснащено средствами механизации основных и вспомогательных работ, необходимой документацией, местом для инструмента, специализированной тарой.
-режущие инструменты следует укладывать на деревянные подставки так, чтобы они были предохранены от повреждений.
-во время работы рабочий обязан в течение всего рабочего дня полностью использовать все рабочее время, не отвлекаясь от работы, по назначению использовать приспособления и инструмент и предохранять его от повреждений и загрязнений. Строго соблюдать правила техники безопасности.
-по окончании работы рабочий обязан привести в порядок свое рабочее место, а также прилегающую к нему площадь, инструменты и приспособления, применявшиеся при работе.
4.Изучите правила безопасности труда в производственных цехах авторемонтного предприятия: слесарно-механическом, кузнечно-рессорном, сварочном, гальваническом и других.
А) при выполнении слесарно-механических работ:
-надев спецодежду, проверить, чтобы у нее не было свисающих концов.
-проверить исправность инструмента.
-при рубке металла зубилом учитывать, в какую сторону безопаснее для окружающих направить отлетающие частицы.
-оберегать руки от ранения о режущие кромки ножовки и заусенцы на металле.
-надежно закреплять заготовки на столе станка.
-не оставлять ключа в сверлильном патроне.
-не работать на станке в рукавицах.
-при нарезании резьбы вручную в деталях с сильно выступающими острыми частями следят за тем, чтобы при повороте воротка не поранить руки.
-при шабрении обрабатываемая деталь должна быть надежно установлена и прочно закреплена.
-не допускается работа неисправными шаберами.
Б) при выполнении напыления:
-при плазменном и детонационном напылении вредными для здоровья являются шум, поэтому покрытие наносить в специальных камерах.
-оператор должен работать в защитной маске со светофильтром.
-руки от излучения защищаются рукавицами из асбестовой ткани.
-для сварщика устанавливают отдельные кабинки.
-материалом стен кабинок служит тонкое железо, фанера или брезент.
-сварщик должен работать в маске со специальными светофильтрами и обязан пользоваться сухими брезентовыми рукавицами.
-прокладка проводов к сварочным машинам по полу или земле, при котором изоляция проводов не защищена и провод доступен для прикосновения, не разрешается.
-перед началом работы, сварщик обязан надеть брезентовый костюм, ботинки и головной убор.
-баллоны с газами хранят только с навинченными на их горловины предохранительными колпаками и заглушками на боковых штуцерах вентилей.
-переносить баллоны на руках запрещается.
-при транспортировании баллонов не допускаются толчки и удары.
-баллоны с газом устанавливают в помещении не ближе чем на 1 м от радиаторов отопления и не ближе чем на 10 м – от горелок и других источников тепла с открытым огнем.
-запрещено хранить баллоны с кислородом в одном помещении с баллонами горючего газа, с барабанами карбида кальция, лаками, маслами и красками.
-при обнаружении на баллоне или вентиле следов жира или масла баллон немедленно возвращают на склад. Соседство масла и кислорода может привести к взрыву.
Г) при выполнении паяльных работ:
-рабочие посты паяльщиков оборудуют вентиляцией и местными отсосами.
-для защиты рук, применяют рукавицы из асбестовой ткани.
-перед паянием необходимо подогревать детали до температуры 110˚С.
-ручка электропаяльника должна быть сухой
-перегретый паяльник не охлаждают в жидкости.
-запрещено выполнять пайку деталей, в которых содержатся легковоспламеняющиеся материалы.
Д) при выполнении гальванических работ:
-участок оборудуют мощной приточно-вытяжной вентиляцией.
-перед спуском воды в канализацию, ее необходимо обезвредить, так как в ней находятся соли, кислоты.
-рабочие обеспечиваются спецодеждой: резиновыми сапогами, перчатками, прорезиненными фартуками, халатами и очками.
-нельзя закреплять детали в приспособлениях над поверхностью ванны.
-штанги, подвески и аноды следует чистить только мокрым способом, смачивая металлические щетки, так как пыль цветных металлов ядовита.
5.Изучите противопожарные правила в цехах авторемонтного предприятия.
-курить только в специально отведенных для этого местах.
-не пользоваться открытым огнем.
-хранить топливо в количествах, не превышающих сменную потребность.
-не хранить порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов
-проводить тщательную уборку в конце каждой смены.
-разлитое масло и топливо убирать с помощью песка.
-собирать использованные обтирочные материалы, складывать их в металлические ящики с крышками и по окончании смены выносить в специально отведенное для этого место.
-пожары тушить можно веществами, которые способствуют понижению температуры горения (вода) или изоляции горящих предметов от доступа кислорода (песок, огнетушительная пена).
-для оповещения о пожаре служат телефон и пожарная сигнализация.
-в случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщать об этом по телефону 01.
-легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин) нельзя тушить водой.
-при невозможности тушения водой горящую поверхность засыпают песком, накрывают специальными асбестовыми одеялами, используют пенные либо углекислотные огнетушители.
6.Изучите меры безопасности при испытании и обкатке агрегатов и автомобилей.
-обкатка и испытание двигателей проводятся в специально выделенном и изолированном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.
-осветительная аппаратура должна быть в закрытом, а в отделении топливной аппаратуры во взрывобезопасном исполнении.
-помещение для испытания двигателей оборудуют необходимым подъемно-транспортным оборудованием и набором специальных схваток.
-запрещается применять для подъема тросы и проволоку.
-каждый стенд для обкатки двигателей обеспечивают индивидуальным каналом отвода отработавших газов и вытяжным устройством для удаления испарения и теплового излучения.
-все вращающиеся части стендов должны быть ограждены, а сами стенды заземлены.
-во время обкатки запрещается проводить регулировки на работающем двигателе, за исключением регулировок карбюратора и угла опережения зажигания на карбюраторном двигателе.
7.Составьте инструкции по технике безопасности:
-при выполнении сварочно-наплавочных работ;
-при выполнении газотермических работ;
-при выполнении паяльных работ;
-при восстановлении деталей электрохимическими способами;
-при нанесении лакокрасочных покрытий;
-при работе с синтетическими материалами;
8.Ответить на контрольные вопросы.
1.Какие меры безопасности характерны для наружной мойки автомобиля?
2.Каковы приемы безопасной работы при разборочно-сборочных работах?
3.Какие меры безопасности принимают при обкатке и испытании агрегатов и автомобилей?
4.Какие основные меры предосторожности принимают при выполнении слесарных работ?
5.Чем обусловлена опасность при сварочных работах, и какие меры безопасности принимают?
6.Какие меры безопасности необходимо соблюдать при восстановлении деталей гальваническими покрытиями?