Техническая эксплуатация автомобиля это
Техническая эксплуатация, понятие и определение.
Техническая эксплуатация машин как наука определяет пути и методы наиболее эффективного управления техническим состоянием машин в целях их высокопроизводительной и надежной работы при оптимальных материальных и трудовых затратах.
Техническая эксплуатация машин как область практической деятельности — это комплекс технических, экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих поддержание машин в работоспособном, исправном состоянии, предупреждение их простоев из-за технических неисправностей.
Техническая эксплуатация включает: обкатку, техническое обслуживание, заправку, хранение, технические осмотры, диагностирование машин и предупреждение или устранение неисправностей, т. е. не плановый ремонт машин. В отличие от технической производственная эксплуатация включает использование машин по назначению. Обкатка. Под обкаткой понимается период работы машины после ее изготовления или ремонта при определенной увеличивающейся нагрузке в целях хорошей приработки трущихся деталей, обеспечивающей их длительный срок службы. Техническое обслуживание — это комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности машины при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании (операции очистки, контроля или диагностирования, крепления, регулирования, смазывания, замены некоторых составных частей машин, например фильтрующих элементов). Заправка машин включает операции заполнения ее баков, картеров и других емкостей топливом, смазочными материалами и рабочими жидкостями (например, охлаждающей, электролитом и др.). Хранение машин — содержание в местах их размещения в соответствии с установленными правилами, выполнение которых обеспечивает сохраняемость машин до использования по назначению. Технический осмотр машин — комплекс контрольных операций, проводимых перед началом напряженных полевых работ в целях проверки готовности машин к их использованию. Диагностирование машин — процесс определения их технического состояния с определенной точностью. Ремонт машин — комплекс операций по восстановлению их исправности или работоспособности, что характеризуется восстановлением ресурса составных частей.
Таким образом, цель технической эксплуатации заключается в обеспечении машин работоспособным или исправным техническим состоянием. Обычно под техническим состоянием подразумевают совокупность изменяющихся в процессе эксплуатации свойств машин. Эти свойства характеризуют пригодность машины к использованию по назначению и определяются значениями параметров и качественными признаками, состав которых установлен технической документацией. Различают следующие виды технического состояния: исправное и неисправное, работоспособное и неработоспособное. Исправность — состояние объекта, при котором он удовлетворяет всем требованиям нормативно-технической и конструкторской документации.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Что значит эксплуатация транспортного средства
Разобраться в понятии эксплуатация транспортного средства довольно непросто. Лучше всего обращаться к официальным источникам и нормативно-правовым документам. В них более чётко сформулировано определение термина. Статья позволит определить, что это может означать для владельца автомобиля и как правильно понимать значение формулировки.
Эксплуатация транспортного средства — что это
Точная формулировка дана в разделе І Общие положения Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 №720 (ред. от 15.07.2013, с изм. от 08.04.2014) «Об утверждении технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств». Эксплуатация транспортного средства — это период жизненного цикла ТС, в который входит отрезок времени, когда автотранспорт используют по прямому назначению, сразу после того, как приобрели в пользование до стадии утилизации.
Знаете ли вы? В Южноафриканских странах по закону разрешают владельцам авто устанавливать на него огнемёты, чтобы дать отпор угонщикам.
Другими словами, когда автомобиль попал в ваше распоряжение, им можно пользоваться до того, как он станет непригоден для эксплуатации. С момента прохождения технического осмотра автомобиль разрешается официально использовать в различных целях: личное пользование, коммерческая эксплуатация и т. д. После прохождения ТО в уполномоченной организации выдаются разрешающие документы, которые проверяет ГИБДД.
Транспортные условия эксплуатации
Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО №001МР/СЭ дают чёткое определение, что такое транспортные условия эксплуатации авто. К ним относятся факторы, которые в большей степени влияют на ухудшение технического состояния машины.
К ним причисляют:
Фактически это физический износ автотранспорта. Постепенно автомобиль «стареет» вплоть до состояния металлолома в зависимости от условий эксплуатации и износа комплектующих деталей.
Рекомендуем для прочтения:
Основные правила эксплуатации
Согласно Постановлению ПРФ от 23.10.1993 №1090 (ред. от 04.12.2018) «О правилах дорожного движения» определены ключевые пункты допуска автомобиля к использованию, которые оговаривают общие правила использования авто в зависимости от его категории.
Среди общих норм выделяют следующие:
Автомобиль, не проходивший государственный техосмотр, может эксплуатироваться после регистрации в ГИБДД не более 30 суток. Этот срок возможно продлить, когда возникают непредвиденные обстоятельства после подтверждения события документами (больничный лист, командировочные и пр.).
Важно! На гибкие связующие звенья необходимо устанавливать более 2 предупредительных конструкций.
Для разных видов машин
Автотранспорт различных категорий имеет дополнительные правила по использованию, которые указаны ниже:
Более детально правила эксплуатации автотранспорта различных категорий описаны в законах и правилах, которые утверждены соответствующими государственными органами.
Знаете ли вы? До 1 июля 2014 года в Туркменистане действовала социальная программа от Правительства, по которой ежемесячно бензин раздавали бесплатно каждому владельцу авто по норме: для легковых – 120 л, грузовиков, спецтехники, автобусов – 200 л топлива, мототехники до 50 л.
Сезонные условия
Детальные инструктажи как пользоваться автомобилем в разные сезоны года проводят дважды в год для водителей организаций, которые занимаются грузоперевозками и пассажироперевозками.
Разработаны следующие правила эксплуатации авто в осенне-зимний сезон:
Особенности езды в весенне-летний период:
Помимо прочего, грязные брызги на мокром дорожном покрытии, попадая на лобовое стекло, снижают видимость, поэтому стеклоочистители должны находиться в рабочем состоянии.
Для физического и юридического лица
Единые правила эксплуатации транспортных средств и дорожного движения для физ. и юрлиц определены в ПДД РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (ред. от 04.12.2018 г.).
Важно! При неблагоприятных метеорологических условиях, которые несут угрозу безопасности людей (туман, гололёд, сильный дождь) предприятие-перевозчик в срочном порядке корректирует график движения транспорта или отменяет рейс.
Дополнительные обязанности возлагаются на индивидуальных предпринимателей и юрлиц при использовании ТС, а именно:
Эти правила координируются Федеральным законом от 10.12.95 №196-Ф3 «О безопасности дорожного движения». Проверяющие органы контролируют, как соблюдаются указанные нормы. Юрлица могут разрабатывать и обязывать водителей выполнять собственные дополнительные требования и правила, чтобы обеспечить безопасность движения на дорогах.
Важно! Надзорные ведомства в случае нарушений эксплуатации ТС выписывают предписания, которые обязывают устранять их сразу после выявления. Нормы закона распространяются на всех юридических лиц без исключения.
Автомобиля с газовым оборудованием
Многие владельцы автомобилей переоборудуют их на ГБО, поскольку ездить на газовом топливе значительно дешевле.
Для транспорта с газобаллонными установками необходимо соблюдать следующие правила эксплуатации:
Категорически запрещено ремонтировать газовую установку при работающем двигателе автомобиля, а также запускать его при утечке газа.
Знаете ли вы? Первая в мире авария с участием автомобилей произошла в 1891 году в штате Огайо (США).
Период замены резины
Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» чётко обозначены сезоны года, когда следует сменить зимний тип шин на летний и в обратном порядке.
Различают два временных периода:
Определить дополнительный срок, запрещающий езду на шипованных шинах, может законодательная власть на любом уровне с учётом региональных климатических условий. Изменения вносят исключительно в сторону увеличения периода.
Выделяют три типа шин и срока эксплуатации для авто:
С сентября и до конца ноября в обязательном порядке летний тип шин заменяют на зимний. Весной, с марта по май устанавливают летний тип шин. С декабря по февраль допускается применять всесезонные шины исключительно трёх вышеупомянутых марок.
Важно! Если машину эксплуатируют со стёртой резиной на обледеневшей или сильно заснеженной дороге со стёртой резиной до глубины протектора меньше 4 мм — водителя штрафуют. Закон разрешает наложение штрафных санкций только в этом единственном случае.
Автомобиля с АКПП
Транспорт с автоматической коробкой передач следует более бережно эксплуатировать и учитывать некоторые нюансы.
Владельцам таких автомобилей необходимо соблюдать следующие правила:
Если передвигаться на высокой скорости и включить пониженную передачу, может произойти занос, поломка АКПП, двигателя или авария.
Знаете ли вы? Первые трансмиссии автомат начали конструировать в 30-х годах ХХ столетия, а с 40-х годов впервые стали устанавливать полноценные установки на авто американского производства. В СССР подобные изобретения с успехом монтировали на спецтранспорт, ГАЗы,«Чайки» и автобусы ЛиАЗ.
Видео: 5 ошибок при вождении на автомате
Правила технического обслуживания
Все манипуляции по техническому обслуживанию автотранспорта всех категорий регламентируют «Правила по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ Р 0-200-01-95» (утв. Приказом Минтранспорта РФ от 13.12.95 №106). Все необходимые работы и ремонт проводят на специально предназначенных для этого станциях, где есть необходимые устройства, приспособления, приборы и инвентарь, которые указаны в Табеле утверждённых Правил в п. 25 Приложения 1.
Каждый автомобиль должен проходить несколько видов ТО при эксплуатации:
Для каждой марки и модели автомобиля определяют индивидуальный перечень операций и характер действий технического обслуживания. Каждый раз учитывается пробег авто, сезон, срок хранения в ситуации, когда транспорт совсем не эксплуатировали в это время.
Знаете ли вы? Газовый двигатель был изобретён раньше бензинового. Впервые заправили автомобиль газом по ошибке на одном из СТО. Это вызвало удивление водителя и сотрудников станции, а также стало доказательством того, что газ можно использовать в качестве топлива.
При каких неисправностях можно эксплуатировать
В п. 31.4 ПДД и «Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС» (Постановление ПРФ от 21.02.2002 №127) приведён исключительный список неисправностей. Когда они обнаружены в автомобиле, пользоваться им не разрешается.
Во время поломок рулевого управления, колёс и шин, тормозной системы, стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла, внешних световых приборов, двигателя и других конструктивных элементов передвижение на авто недопустимо. При других неполадках сотрудники ГИБДД не имеют права запрещать пользоваться автомобилем.
Когда неисправности не несут угрозу жизни, на машине можно передвигаться, например:
Эксплуатация ТС — это не только пользование автомобилем в личных и коммерческих целях, но и целая система правил, которые утверждены и регулируются на законодательном уровне. Соблюдение установленных государством требований поможет безопасно передвигаться по дорогам и существенно продлит срок службы вашего авто. К тому же нарушение указанных норм и правил, утверждённых Правительством РФ в нормативно-правовых документах, приводит к наложению штрафа на владельца транспорта, а в некоторых случаях к более строгим наказаниям.
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
Техническую эксплуатациюавтомобилей (ТЭА) можно представить как область практической деятельности и как науку, котораяопределяет пути и методы наиболее эффективного управления техническим состоянием автомобильного парка с целью обеспечения регулярности, безопасности и экономичности перевозок.
Как область практической деятельности ТЭА – это комплекс взаимосвязанных технических, экономических, организационных и социальных мероприятий, обеспечивающих:
— своевременную передачу службе перевозок или внешней клиентуре работоспособных автомобилей необходимых номенклатуры и количества и в нужное для клиентуры время;
— поддержание автомобильного парка в работоспособном состоянии при рациональных затратах трудовых и материальных ресурсов, нормативных уровнях дорожной и экологической безопасности, нормативных условиях труда персонала.
Как отрасль науки ТЭА определяет пути и методы управления техническим состоянием автомобилей и парков для обеспечения:
— регулярности и безопасности перевозок при наиболее полной реализации технико-эксплуатационных свойств автомобилей;
— заданных уровней работоспособности и технического состояния;
— оптимизации материальных и трудовых затрат;
— минимума отрицательного влияния автомобильного транспорта на население, персонал и окружающую среду.
5.1. Техническое состояние автомобиля и причины его изменения
На техническое состояние автомобилей при их эксплуатации оказывают влияние как внутренние, так внешние факторы. Учет этих факторов необходим при определении нормативов ТЭА, потребности в ресурсах (персонал, производственно-техническая база, запасные части и материалы).
К внутренним факторам относятся процессы, происходящие при работе автомобиля, его агрегатов, систем, узлов, механизмов и деталей; квалификация водителей; обслуживающего и ремонтного персонала; технологические процессы, используемые для технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) и другие; а к внешним – природно-климатические условия; транспортные условия и интенсивность использования подвижного состава; природно-климатические и сезонные условия.
Если внутренними факторами путем каких-либо воздействий (технических, технологических, организационных) возможно управлять, то к внешним факторам можно лишь приспосабливаться, путем обоснованного подхода к той или иной ситуации.
Интенсивность изменения параметров технического состояния автомобиля во многом определяется внешними условиями эксплуатации, оказывающими влияние на режим работы деталей, узлов и механизмов автомобиля, ускоряя или замедляя интенсивность изменения параметров технического состояния.
Дорожные условия характеризуются технической категорией дороги, которая зависит от ширины проезжей части, типа покрытия, величины подъемов и спусков, радиусов закругления.
Транспортные условия или условия перевозок характеризуются числом дней работы в году, числом смен работы в сутки, продолжительностью работы на линии, коэффициентом использования пробега, коэффициентом использования грузоподъемности и другими.
Влияния дорожных и транспортных условий движения эксплуатации переплетаются и учитываются с помощью понятия «категория условий эксплуатации».
Природно-климатические и сезонные условия характеризуются температурой окружающего воздуха, влажностью, ветровой нагрузкой, уровнем солнечной радиации и другими параметрами. Данные условия влияют на тепловые и другие режимы работы агрегатов, которые, в свою очередь, оказывают влияние на надежность автомобиля в целом.
В процессе эксплуатации свойства автомобилей не остаются постоянными, что внешне проявляется в снижении их динамических свойств, безопасности движения, повышенном расходе горюче-смазочных материалов, ухудшении пуска двигателя, появлении стуков, шумов и так далее. Это результат вредных процессов, постоянно протекающих в течение всего времени существования автомобиля.
К вредным процессам относят: изнашивание рабочих поверхностей деталей, старение, коррозия, вибрации узлов и механизмов, внутренние напряжения в деталях, и другие.
Вредные процессы подразделяются на три группы:
— быстропротекающие – вибрация узлов, изменение сил трения в подвижных сопряжениях, колебательные нагрузки (период их действия – секунды);
— средней скорости – температура окружающей среды и самого автомобиля, влажность среды (период их действия – минуты, часы);
— медленные – изнашивание деталей, усталость металла, коррозия (период их действия – дни, месяцы).
Устранить эти процессы невозможно, но замедлить можно путем проведения ТО и Р, что приводит к снижению уровня вредных процессов и проявлении их в допустимых пределах.
Изнашивание – процесс постепенного изменения размеров, формы и состояния поверхности детали, происходящий при трении. В результате трения изнашивание поверхностей может протекать по-разному, что зависит от многих факторов: нагрузки на поверхности трения; величины зазора между трущимися поверхностями; твердости и чистоты обработки поверхностей; скорости относительного перемещения трущихся деталей; вязкости, температуры, чистоты смазки, но в конечном итоге приводит к износу.
Износ – это процесс отделения материала и (или) увеличения остаточной деформации, проявляющийся в изменении размеров и формы детали. Износ может быть естественным, ускоренным и аварийным. Естественный износ появляется в результате трения, действия высоких температур и нагрузок при нормальных условиях эксплуатации. Ускоренные и аварийные износы возникают в результате некачественного ТО и Р, недоработок в конструкции, низкого качества материалов и других факторов.
Трение и износ не являются до конца изученными явлениями, поэтому для их объяснения используют различные виды классификаций по внешним признакам.
Механическое изнашивание является результатом механических действий и включает резание, царапание, деформирование, отслаивание и выкрашивание микрообъемов материала.
Абразивное изнашивание заключается в режущем и царапающем действии на деталь твердых частиц находящихся в свободном или закрепленном состоянии. Царапание заключается в образовании углублений на поверхности в направлении скольжения под воздействием выступов сопряжений детали или свободных твердых частиц; при этом могут происходить многократная пластическая деформация и цикличное образование хрупкого слоя, который затем разрушается.
Абразивному изнашиванию в сочетании с другими видами подвержены практически все трущиеся детали автомобиля.
Гидроабразивному изнашиванию, происходящему под действием твердых частиц, взвешенных в жидкости и перемещающихся относительно изнашивающейся детали, подвержены водяные, топливные и масляные каналы, а также детали, смазываемые под давлением. При этом абразивными частицами являются не только частицы кварца и других соединений, попадающие на трущиеся поверхности снаружи, но и частицы нагара и продукты износа, образующиеся внутри агрегатов автомобиля.
Газоабразивное изнашивание возникает под воздействием частиц, взвешенных в газе. Этому виду изнашивания подвержены впускные и выпускные системы автомобильных двигателей, а также наружные лакокрасочные покрытия кузовов автомобилей, особенно при работе в запыленных условиях. Наибольший износ трущихся поверхностей деталей автомобиля вызывают частицы кварца, поэтому обеспечение чистоты воздуха и эксплуатационных жидкостей, поступающих во внутренние полости агрегатов автомобиля, является важнейшим методом уменьшения интенсивности различных видов абразивного изнашивания.
Трение потоков жидкостей и газов о поверхности деталей вызывает их эрозионное и кавитационное изнашивание.
Эрозионное изнашивание является механическим видом изнашивания в результате воздействия на поверхность детали потока жидкости, газа или электрических разрядов. Гидро- и газоэрозионное изнашивания представляют собой процесс вымывания и вырыва отдельных микрообъемов материала. Электроэрозионное изнашивание является видом эрозионного изнашивания поверхности в результате воздействия разрядов при прохождении электрического тока.
Интенсивность эрозии зависит от агрессивности среды, характерным является наличие латентного (скрытого) периода в начале износа, когда износ не обнаруживается.
Наиболее сложным во внешних проявлениях является эрозионно-механический износ, когда в износе одновременно участвуют струи жидкости или газа и механическое истирание.
Кавитация представляет собой образование, а затем разрушение парогазовых пузырьков в движущейся по поверхности детали жидкости при определенных соотношениях давлений и температур в переменных сечениях потока. Разрушение кавитационных пузырьков сопровождается гидравлическими ударами по поверхности детали и образованием каверн (ямок), полостей.
Усталостное изнашивание – это процесс разрушения детали под действием многократно повторяющихся знакопеременных нагрузок, которые превышают предел выносливости материала. Проявляется в виде выкрашивания, приводящего к образованию ямок (питтинга) на поверхности трения.
Накопление усталости объясняют смещением дислокаций (микроскопических несплошностей) на гранях кристаллов при их раскачивании, объединением дислокаций и образованием за счет этого микротрещин. Постепенно микротрещины перерастают в макротрещины, которые уменьшают сечение детали, за счет чего возрастают фактические напряжения, что и приводит к разрушению детали. Источниками циклических нагрузок могут быть условия естественного функционирования детали, вибрационные нагрузки.
Изнашивание при фреттинге возникает вследствие трения скольжения соприкасающихся деталей при возвратно-поступательных перемещениях в условиях динамической нагрузки с малыми амплитудами.
Заедание – результат схватывания, глубинного вырывания материала, переноса его с одной поверхности на другую и воздействие возникших неровностей на сопряженную поверхность. Изнашивание при схватывании рабочих поверхностей определяется свойствами материалов, трущихся деталей и зависит от скорости скольжения поверхностей, а также от температуры. Схватывание рабочих поверхностей может завершаться прекращением относительного движения деталей и вызывать их задир – повреждение поверхностей трения в виде широких и глубоких борозд в направлении скольжения.
Химическая активность поверхностей вызывает коррозию – разрушение материалов вследствие взаимодействия с внешней средой. Таким образом, коррозионно-механическое изнашивание является результатом механического воздействия, сопровождаемого химическим и (или) электрическим взаимодействием материала со средой. Для деталей автомобиля коррозия при трении в основном связана с окислением материала поверхностей деталей, то есть ведущее значение имеет окислительное изнашивание, при котором основное влияние на изнашивание имеет химическая реакция материала с кислородом или окисляющей окружающей средой. Скорость изнашивания резко меняется в зависимости от коррозионной агрессивности среды.
Окислительное изнашивание заключается в том, что кислород воздуха или растворенный в масле образует на металле окисную пленку, которая механически удаляется при трении и на обнаженных участках процесс повторяется вновь.
Следует отметить, что пленки окислов и других соединений из-за неметаллической природы не способны к схватыванию. Это используют при разработке противозадирных присадок к маслам – образующиеся достаточно стойкие к стиранию пленки исключают молекулярное схватывание поверхностей.
Изнашивание при фреттинг-коррозии наблюдается в том случае, когда изнашивание при фреттинге сопровождается агрессивным воздействием среды.
Старение – это изменение физико-химических свойств материалов деталей и эксплуатационных материалов в процессе эксплуатации и при хранении автомобилей или его частей под действием внешней среды.
Техническое состояние основной доли деталей автомобилей лимитируется износом их рабочих поверхностей. Величина износа увеличивается в течение всего пробега автомобиля до предельного состояния детали, при этом интенсивность изнашивания VИ, являющаяся отношением величины износа И к наработке L, зависит от разных факторов и различна на разных этапах работы. Зависимость между этими показателями называется типовой кривой изнашивания.
Приработка – это процесс изменения геометрии поверхностей трения и физико-механических свойств поверхностных слоев материала в начальный период трения, обычно проявляющийся при постоянных внешних условиях в уменьшении работы трения, температуры и интенсивности изнашивания. Уменьшение приработочных износов достигается работой деталей в облегченных нагрузочных и скоростных режимах, применением специальных эксплуатационных материалов (масел, присадок) и усиленной очисткой их от продуктов износа. На период приработки деталей (1 – 5 тыс. км. пробега) назначают режим обкатки автомобиля.
Период установившегося изнашивания (II) характеризуется постоянной интенсивностью и, следовательно, линейно-возрастающей прямой или близкой к ней кривой износа. Этот период (период гарантийной эксплуатации), составляющий для различных деталей 60 – 500 тыс. км пробега автомобиля, характеризуется стабильностью рабочих процессов, при котором происходят постепенное накопление напряжений и изменение размеров и формы детали.
В процессе эксплуатации износ рабочих поверхностей увеличивает зазоры в сопряжениях деталей, что приводит к ухудшению условий смазки, повышению динамических, ударных нагрузок; разрушению специально обработанных износостойких поверхностных слоев. В результате интенсивность изнашивания повышается (III), что приводит к аварийному изнашиванию в период постгарантийной эксплуатации. С целью исключения полного разрушения детали и всего сопряжения (особенно для деталей, обеспечивающих безопасность движения автомобилей) устанавливают величину предельного износа, соответствующую предельному состоянию детали на начало этого периода.
Знание основных причин изменения работоспособности и технического состояния важно как для совершенствования конструкции автомобилей, так и для выбора наиболее эффективных мероприятий по предупреждению отказов и неисправностей в эксплуатации.
5.2. Надежность и ремонтопригодность АТС
Большинство задач, решаемых технической эксплуатацией, связано в большей или меньшей степени с качеством изделий (в данном случае автомобилей, агрегатов, деталей, технологического оборудования) и эксплуатационных материалов при их функционировании или использовании в определенных условиях эксплуатации.
По международному стандарту ISO качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. По отечественному стандарту качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Можно также сказать, что качество – это совокупность свойств изделия выполнять заданные функции при использовании его по назначению.
Качество автомобиля закладывается в процессе его проектирования, обеспечивается в процессе его производства и поддерживается в процессе эксплуатации.
Надежность является специфическим свойством качества, поскольку проявляется только в течение длительного времени. Обобщенно можно считать, что надежность – это качество изделия, развернутое во времени. По общепринятому определению надежность – это свойство изделия (объекта) выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных показателей в пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, ТО и Р, хранения и транспортирования.
Надежность – сложное понятие, оно выражается четырьмя параметрами:
безотказность – свойство объекта (изделия) непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки. Показателями безотказности являются: средняя наработка на отказ; интенсивность потока отказов – величина, обратная средней наработке на отказ; вероятность безотказной работы при заданной наработке;
долговечность – свойство объекта сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для ТО и текущего ремонта (ТР). Показателями являются: средний ресурс (в единицах наработки), средний срок службы (обычно в календарных годах), гамма-процентный ресурс (это ресурс, который достигается, например, 95% объектов);
ремонтопригодность (эксплуатационная технологичность) – свойство объекта, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей. Показателями ремонтопригодности автомобилей являются: периодичность ТО, разовая оперативная трудоемкость ТО, удельная трудоемкость ТО, количество используемых видов горючего и смазочных материалов (ГСМ), инструментов и оснастки и другие;
сохраняемость – свойство объекта обеспечивать установленные показатели качества в процессе хранения, транспортирования и непосредственно после. Показателями сохраняемости являются средний и гамма-процентный срок хранения.
Основными терминами и понятиями надежности также являются:
отказ — изменение одного или нескольких показателей заданных параметров объекта, приводящее его в неработоспособное состояние. Изменения могут быть внезапными (случайными) и систематическими с нарушением геометрии деталей или свойств материалов. Изменения, постепенные по развитию, могут быть внезапными по проявлению;
неисправность — состояние, когда объект не отвечает хотя бы одному из требований нормативно-технической документации;
сбой — самоустраняющийся отказ.
Для анализа причин их возникновения, разработки мероприятий по их предупреждению и устранению отказы классифицируются по следующим признакам:
— по источнику возникновения: конструкционные (возникают вследствие нарушения установленных правил и (или) норм конструирования), производственные (возникают из-за нарушения или несовершенства технологического процесса изготовления или ремонта), эксплуатационные (являются следствием нарушений правил эксплуатации изделия или неблагоприятного сочетания режимов эксплуатации);
— по влиянию на работоспособность: частичные (отказы элементов объекта, при которых он может продолжать выполнять свои функции) и полные (вызывающие неисправность, или отказ объекта в целом);
— по связи с отказами других элементов: зависимые (отказ одного из элементов объекта вызывает отказ или неисправность другого и (или) объекта) и независимые (отказ одного элемента объекта не влияет на исправность других элементов и (или) объекта в целом);
— по характеру возникновения: постепенные (характеризуются монотонным изменением параметров технического состояния объекта, вызваны чаще всего изнашиванием) и внезапные (характеризуются скачкообразным изменением параметров, вызваны скрытыми производственными дефектами или некачественными материалами, из которых изготовлены детали);
— по частоте возникновения: с малой наработкой (3 – 4 тыс. км), средней (до 12 – 16 тыс. км), большой (свыше 12 – 16 тыс. км);
— по трудоемкости устранения: с малой трудоемкостью (до 2 чел.-ч.), средней (2 – 4 чел.-ч.), большой (свыше 4 чел.-ч.);
— по влиянию на потери рабочего времени: без потери (устраняются при плановом ТО или в нерабочее время) и с потерей (устраняются при прекращении работы).
— по последствиям: безопасные (не влекущие за собой человеческие жертвы, не имеющие вредного влияния на окружающую среду) и опасные (являющиеся причинами человеческих увечий, жертв, оказывающие вредное влияние на окружающую среду);
— по возможности устранения: устранимые и неустранимые.
Оценку качества, надежности и других свойств автомобиля осуществляют при помощи параметров. Под параметром понимается качественная мера, характеризующая свойства объекта, определенная конкретным процессом. Параметры могут быть структурными, конструктивными и диагностическими.
Структурные параметры характеризуют свойство структуры и отражают качественную сторону процессов, происходящих в изделиях (тепловая напряженность, изменение микроструктуры, физико-механические свойства). Они подразделяются на основные и дополнительные. При этом основные структурные параметры характеризуют возможность выполнения системой заданных функций, а дополнительные – удобство в эксплуатации, внешний вид и другие.
Конструктивные параметры характеризуют качественную меру проявления технического состояния объектов и их составных частей по геометрическим характеристикам (размеры деталей, положение деталей относительно друг друга и другие).
Диагностические параметры характеризуют качественную меру проявления технического состояния объектов и их составных частей по косвенным признакам (шум, вибрация).
Кроме того, параметры бывают входными и выходными. Входной параметр – это качественная мера воздействия на систему извне, а выходной характеризует внешнее проявление свойства системы. К входным относят нагрузку на двигатель, дорожные и климатические условия и ряд других. К выходным относят, например, такие, как мощность двигателя, расход топлива, частота вибрации элементов трансмиссии и другие.
Номинальная величина параметра характеризует, как правило, объект (сопряжение, узел, агрегат), как новый или капитально отремонтированный (в некоторых случаях после обкатки и приработки).
Допустимая величина параметра – величина параметра, при котором объект (сопряжение, узел, агрегат) годен к эксплуатации без ремонта, регулировки или других профилактических мероприятий до следующего регламентированного контроля его технического состояния. Для ряда основных параметров технического состояния машин и механизмов установлены два допустимых значения. При этом, первая величина допустимого параметра определяется исходя из необходимости обеспечения работоспособности механизма до соответствующего ТО, вторая величина – до очередного ремонта.
Предельная величина параметра – это величина параметра, при которой дальнейшая эксплуатация объекта (сопряжения, узла, агрегата) недопустима по определенным критериям.
Текущая величина параметра – это действительная величина параметра, измеренная (установленная) в процессе диагностирования, дефектации, ремонта и (или) ТО.
Для эффективной работы предприятий автотранспортного комплекса с учетом составленных и реализуемых планов и программ необходимо использование обоснованных нормативов.
Норматив – количественный или качественный показатель, установленный нормативно-технической документацией и используемый для упорядочения процесса принятия и реализации решений.
Нормативы регламентируют, в частности:
— свойства изделий (надежность, безопасность, производительность, масса);
— состояние изделий (номинальные, допустимые и предельные значения параметров технического состояния) и материалов (плотность, вязкость, содержание компонентов, примесей);
— ресурсное обеспечение (капиталовложения, расход материалов, запасных частей, трудовые затраты);
— технологические требования, определяющие содержание и порядок проведения определенных операций и работ ТО и Р.
Нормативы используются при определении уровня работоспособности автомобилей и парка, планировании объемов работ, определении необходимого числа исполнителей, потребности в производственной базе, в технологических расчетах.
К важнейшим нормативам технической эксплуатации относятся периодичности ТО, ресурс изделия до ремонта, трудоемкость ТО и Р, расход запасных частей и эксплуатационных материалов.
Ресурс – это наработка объекта от начала эксплуатации нового или после капитального ремонта (КР) до наступления его предельного состояния, оговоренная нормативно-технической документацией.
Предельное состояние объекта в зависимости от значимости определяется тремя критериями:
— технический критерий устанавливает такое состояние объекта, при котором он либо не способен выполнять установленные функции, либо его работа обеспечивается критическим (или близким к критическому) состоянием;
— экономический критерий устанавливает такое состояние объекта, при котором дальнейшая его эксплуатация экономически не целесообразна;
— критерий безопасности устанавливает такое состояние объекта, при котором он является опасным для людей и окружающей среды по какому-либо условию.
Основной целью ТЭА является обеспечение эксплуатации автомобилей путем проведения своевременного и в полном объеме ТО и Р при минимальных затратах трудовых, материальных, природных, топливно-энергетических и других ресурсов.
Под работоспособным состоянием понимается такое, при котором значения всех параметров, характеризующих способность подвижного состава выполнять транспортную работу, соответствуют требованиям нормативно-технической документации.
Следовательно, работоспособность – это состояние подвижного состава, при котором он способен выполнять функции в соответствии с параметрами, установленными нормативно-технической документацией.
Под исправным состоянием (исправностью) подвижного состава понимается такое состояние, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической документации. Соответственно, неисправность – это состояние, при котором подвижной состав не соответствует хотя бы одному из требований.
Автомобили с неисправными агрегатами, состояние которых не соответствует установленным требованиям безопасности или вызывает повышенный износ деталей, не должен продолжать транспортную работу или выпускаться на линию. Другие неисправности могут быть устранены после завершения транспортной работы в пределах сменного или суточного задания.
Таким образом, можно выделить три состояния автомобиля, либо агрегата: