Техническая эксплуатация ходовой части автомобилей и систем обеспечивающих безопасность движения
Выполнение лабораторной работы
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ХОДОВОЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЯ И СИСТЕМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
Методические указания по выполнению лабораторных работ
для студентов всех форм обучения и МИППС направления
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических
машин и комплексов
Составители: д-р техн. наук, проф. В.П. Артемьев;
ассист. А.С. Назарько
Техническая эксплуатация ходовой части автомобиля и систем, обеспечивающих безопасность движения:методические указания по выполнению лабораторных работ для студентов всех форм обучения и МИППС направления 23.03.03.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов /Сост.: В.П. Артемьев, А.С. Назарько; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. материаловедения и автосервиса. – Краснодар, 2014. – 58 с. Режим доступа: www/moodle/kubstu.ru ( по паролю).
Изложены теоретические основы, порядок и методы выполнения лабораторных работ, способы обработки результатов измерений и нормативно-техническая документация по технической эксплуатации ходовой части автомобилей и систем обеспечивающих безопасность движения.
Ил. 21. Табл. 6. Библиогр.: 13 назв.
Рецензенты: д-р техн. наук, проф. кафедры МиА КубГТУ Ю.Д. Шевцов;
управляющий директор ООО «Автокомплекс»
компании «Юг-Авто». К.А. Долгов
Содержание
Введение
Целью курса являетсязакрепление теоретических знаний, полученных студентами при слушании курса лекций и в процессе самостоятельной работы, приобретение практических навыков диагностирования, технического обслуживания и текущего ремонта автомобиля и навыков исследовательской деятельности.
Задачи курса –изучение конструкции и принципа работы деталей и узлов ходовой части автомобилей, измерение показателей их работы, снятие и анализ рабочих характеристик; изучение технологии технического обслуживания и текущего ремонта (ТО и ТР) ходовой части автомобилей; проверить и углубить полученные в процессе обучения теоретические знания и развить практические навыки студента, необходимые в его будущей работе по специальности; развить у студента навыки и умение пользоваться справочной и другой литературой, директивными и нормативными материалами, отраслевыми и государственными стандартами; ознакомление с оборудованием и приборами, используемыми в процессе выполнения ТО и ТР ходовой части автомобиля, измерение диагностических параметров технического состояния автомобиля с последующим их анализом и в необходимых случаях выполнение регулировочных работ.
Лабораторная работа № 1
Балансировка колёс
Цель работы
1. Освоение технологии и получение практических навыков балансировки колёс автомобиля.
Задание
1. Восстановить в памяти знания по устройству подвески автомобиля и колёс, а также сведения о статических и динамических явлениях колёс, связанных с неравномерным распределением массы шин [5].
2. Ознакомиться с методами балансировки колёс со снятием и без снятия с автомобиля (по технической литературе) [1, с.197-201; 2, с.58-59 или 3, с.660,].
3. Изучить по технической литературе устройство и принцип действия оборудования для балансировки колёс; зарисовать схему балансировочного стенда [2, с. 58].
4. Заготовить черновик отчёта с зарисовкой принципиальной схемы балансировочных установок.
5. Установить колесо на стенд и произвести его балансировку.
6. Оформить отчёт с зарисовкой схемы балансировочного стенда.
П р и м е ч а н и е – Пункты 1-4 и 6 выполняются студентами самостоятельно, а пункт 5 – в лаборатории кафедры под руководством преподавателя.
Отчёт должен содержать: схему стационарного стенда для балансировки колёс; краткое описание порядка выполнения балансировки; данные о весах грузиков и местах их установки на колесе по результатам балансировки колеса, использованного при выполнении задания.
Выполнение лабораторной работы
Различают статический и динамический дисбаланс. Причина дисбаланса – неравномерное распределение массы в элементах колеса (шины, обода, ступицы). Допустимый статический дисбаланс до 5-10 Н*м. Статическая балансировка производится на станках или на оси автомобиля. Динамический дисбаланс может быть выявлен только при вращении колеса и выполняется с помощью станков со снятием с автомобиля или без снятия с него. Основным элементом стационарного станка является вал, на котором крепится балансируемое колесо. Одна из опор вала сферическая, другая плавающая (подпружиненная) и имеет некоторую свободу перемещения.
Вращение вала с колесом осуществляется электроприводом. Колесо, имеющее дисбаланс, вызывает биение плавающего конца вала. Эти колебания передаются на датчик и от него на индикатор (указатель положения и веса балансировочных грузиков). Динамическая балансировка колеса без снятия с автомобиля выполняется передвижным станком, который подкатывают к вывешиваемому колесу и раскручивают колесо, затем станок отодвигают и определяют дисбаланс датчиком, установленным так, чтобы он воспринимал колебания подвески (шкворня) колеса. Место установки грузиков определяется стробоскопической лампой, вспышки которой происходят синхронно с колебаниями колеса.
Машина балансировочная ЛС1-01 (далее МБ) является прецизионным автоматическим устройством с микропроцессорным управлением и обработкой информации.
МБ обеспечивает измерение динамического дисбаланса колеса в двух плоскостях коррекции (на наружной и внутренней сторонах обода) за один цикл измерений.
К работе с МБ должны допускаться лица, изучившие настоящее руководство и прошедшие практическое обучение.
1.3.1 Описание лицевой панели
Общий вид лицевой панели, расположение органов управления и индикации приведены на рисунке 1.1
при использовании различных схем ALU и статической балансировке; 13 – индикаторы, показывающие диаметр обода, в данный момент введенный в компьютер МБ.
Рисунок 1.1 – Лицевая панель
Кнопка «R» имеет три функции:
-длительное нажатие – переключение дюймовой или метрической шкалы для диаметра и ширины обода;
-короткое нажатие до появления в окнах 1 и 4 символов гEC – пересчет величины дисбаланса для вновь заданных параметров A, b и d в случае неправильного их задания;
-включение питания МБ при нажатой кнопке «R» запускает тест индикации. При этом поочередно зажигаются все цифры от 0 до 9 на индикаторах 1 и 4 и все светодиоды на линейках 2, 3 и 5.
Кнопка «F» имеет три функции:
-короткое нажатие – включение и выключение тормозного устройства;
-длительное нажатие – переключение схем установки грузов;
-включение питания при нажатой кнопке – вход в режим автокалибровки.
1.3.2 Установка колеса
Балансируемые колёса устанавливаются на шпиндель МБ за центральное отверстие обода с помощью конуса и быстросъёмной гайки с раздвижными резьбовыми сухарями. Управление раздвижными сухарями производится теми же рукоятками, которые предназначены для затягивания и отворачивания гайки.
При приложении к рукоятке усилия по часовой стрелке резьбовые сухари выдвигаются из тела гайки, входят в зацепление с резьбой шпильки шпинделя и гайка затягивается.
При приложении усилия против часовой стрелки, резьбовые сухари убираются в тело гайки и гайка свободно снимается со шпильки.
Правильное положение колеса в плоскости, перпендикулярной оси шпинделя, обеспечивается плотным прилеганием установочной поверхности обода к фланцу шпинделя.
В зависимости от конфигурации обода конус может быть установлен как с внешней, так и с внутренней стороны. В этом случае усилие центровки создается пружиной, установленной между фланцем и конусом, а втулка зажимной гайки, передающая усилие зажатия на конус, должна быть заменена на специальный фланец, передающий усилие на обод колеса.
Колёса автомобилей «Запорожец» и «Таврия» устанавливаются с помощью планшайбы, которая устанавливается на шпиндель при помощи конуса для колес автомобиля «Газель».
Внимание!
Точность балансировки колес в значительной степени определяется точностью их центровки на шпинделе МБ. Поэтому тщательно производите закрепление колеса на шпинделе МБ, следя за тем, чтобы рабочая торцевая поверхность обода плотно прилегала к флангу шпинделя и за отсутствием грязи на сопрягаемых поверхностях.
Рабочую часть шпинделя, фланец и комплект конусов содержите в чистоте, своевременно протирайте их ветошью, смоченной минеральным
маслом для очистки и создания на их поверхности пленки масла. Оберегайте их от ударов, могущих привести к деформации и появлению забоин, нарушающих центровку колеса.
1.3.3 Ввод геометрических параметров колеса
Для правильного вычисления величины дисбаланса на внутренней и внешней сторонах колеса необходимо точно задать его геометрические параметры: диаметр и ширину обода (параметры d и b) и дистанцию до внутренней стороны обода (параметр А).
Диаметр обода в дюймах указан на маркировке шины. При включении МБ автоматически устанавливается диаметр, равный 13 дюймам. Для изменения диаметра необходимо нажать кнопку d «+» или d«-» и удерживать ее нажатой до достижения требуемой величины.
При этом на индикаторах 1 появляется символ d, а на индикаторах 4 величина диаметра. Каждый шаг изменения диаметра сопровождается коротким звуковым сигналом.
Ширину обода по местам установки грузов желательно измерить специальным инструментом. При включении МБ автоматически устанавливается ширина, равная 5,0 дюймов. Для изменения ширины обода необходимо нажать и удерживать соответствующую кнопку b «+» или b «-» до достижения требуемой величины. При этом на индикаторах 1 отображается символ В, а на индикаторах 4 – ширина обода.
Величины d и b могут быть введены в дюймах или в мм. Для перехода из дюймовой шкалы в метрическую и обратно необходимо нажать и удерживать кнопку «R» до появления на индикаторах 1 символа «r», а на индикаторах 4 – «0», что соответствует дюймовой шкале или «1», что соответствует метрической шкале. Для изменения шкалы необходимо снова нажать кнопку «R», при этом введенные ранее значения dи b автоматически пересчитываются.
Для ввода дистанции необходимо вытянуть штангу ввода дистанции за рукоятку, подвести палец, расположенный в нижней части рукоятки, к месту установки грузов на внутренней стороне обода, располагая торец пальца приблизительно на линии, проходящей через центр масс груза, выдержать штангу в этом положении до появления звукового сигнала.
При этом на индикаторе 1 отражается символ «А», а на индикаторе 4 – введенная величина дистанции. Далее возвратите штангу в исходное положение.
В случае если величина дистанции после включения МБ не введена, при запуске МБ кнопкой «START» машина не запускается, на индикаторах 1 отображается символ »А», а на индикаторах 4 – мигающее число «00», предупреждающее о том, что дистанция не введена.
Следует иметь ввиду, что ошибки введения параметров »А» и »В» приводят к ошибке разделения машиной суммарной величины дисбаланса на дисбаланс по внутренней и внешней сторонам колеса. В этом случае установка корректирующих грузов на одной стороне будет изменять величину дисбаланса на другой, причем проекция величины дисбаланса с одной стороны на другую будет вызывать и ошибку определения места дисбаланса
Взаимное влияние плоскостей коррекции будет тем больше, чем больше дисбаланс колеса. Указанные ошибки разделения приводят к тому, что после проведения первого цикла балансировки колеса могут наблюдаться остаточные значения несбалансированности, устраняемые в последующих циклах.
Учитывая сказанное, следует внимательно производить определение и ввод параметров А и В. При этом параметр A определяется до линии положения центра масс грузов на внутренней плоскости, а параметр В – от линии положения центра масс грузов на внутренней плоскости до линии положения центра масс грузов на наружной плоскости.
1.3.4 Балансировка колес с ободами из легких сплавов
Для балансировки колес с ободами из лёгких сплавов обычно применяются самоклеющиеся грузы, устанавливаемые в положениях, отличных от используемых при стандартной балансировке с грузом на пружине. В этих случаях используются программы ALU, предусматривающие три варианта расположения самоклеющихся грузов на ободе.
Программы ALU позволяют получить правильные результаты балансировки при нестандартной схеме установки грузов, при этом геометрические параметры колеса вводятся как и при стандартной балансировке.
Переключение из стандартной программы в любую из программ ALU и обратно производится нажатием и удержанием кнопки F до загорания соответствующего светодиода.
Однако из-за большой разницы в форме литых ободов одинаковых номинальных размеров могут быть отличия фактических геометрических параметров колеса А, b и d от усредненных, заложенных в программах ALU. При этом, как и при ошибках введения геометрических параметров, описанных в предыдущем пункте, могут наблюдаться небольшие остатки несбалансированности после первого цикла балансировки, устраняемые при последующих циклах.
1.3.5 Балансировка колеса
При включении МБ программа измерения дисбаланса настраивается таким образом, что дисбаланс менее 8 гс на любой плоскости коррекции не показывается, в этом случае на индикаторах 1 и 4 высвечивается «0». Минимальный дисбаланс, отображающийся на индикаторах 1 и 4, равен 8 гс. Дисбаланс, превышающий 8 гс, округляется до величины, кратной 5. То есть, дисбаланс 9, 10, 11 и 12 отображается цифрой 10. Дисбаланс 13,14,15,16 и 17 – цифрой 15 и т. д. Для получения неокругленного значения дисбаланса или дисбаланса в пределах 8 гс необходимо кратковременно нажать кнопку «
Требования безопасной эксплуатации транспортных средств
Актуально
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Требования безопасной эксплуатации автотранспортных средств.
Следует иметь в виду, что даже автомобили одной модели, выпущенные практически одновременно, обладают выраженными индивидуальными особенностями поведения на дороге. Использовать полностью скоростные и динамические возможности автомобиля рекомендуется по мере «привыкания» к нему, постижения его характера и только после прохождения автомобилем первых 2000-3000 км с соблюдением ограничений, указанных в подразделе «Обкатка автомобиля».
Не допускайте работу двигателя с частотой вращения коленчатого вала, при которой стрелка тахометра находится в красной зоне шкалы.
Запрещается начинать движение автомобиля с места «на стартере». Трогаться с места на автомобиле с механической коробкой передач можно только на первой передаче при полностью отпущенном рычаге стояночного тормоза, плавно отпуская педаль сцепления.
Не превышайте нормы грузоподъемности, указанные в технической характеристике автомобиля: перегрузка приводит к повышенному износу шин и деталей подвески, к потере курсовой устойчивости.
Не допускайте движения по дорогам с низким качеством покрытия на повышенных скоростях. «Пробои» подвески, которыми, как правило, сопровождается движение в таких режимах, приводят к повреждению и деформации узлов ходовой части автомобиля. В этом случае также могут возникать повреждения и деформации кузова.
Регулярно проверяйте давление воздуха в шинах: пониженное давление приводит к их интенсивному износу. Разница давления в шинах 0,2-0,3 атм становится причиной ухудшения управляемости автомобиля.
Регулярно проверяйте состояние защитных резиновых чехлов шаровых опор, шарниров равных угловых скоростей и шарниров рулевых тяг. Поврежденные чехлы надо заменить, поскольку вода и грязь быстро выведут механизмы из строя.
Для заправки используйте горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости, рекомендованные заводом-изготовителем.
Регулярно проверяйте состояние клемм аккумуляторной батареи и крепление проводов на них. Ослабленное крепление или окисление клемм может вывести из строя электронные приборы автомобиля.
Запомните, что клеммы аккумуляторной батареи разного диаметра: положительная клемма больше отрицательной. Следите за тем, чтобы провода были подсоединены в соответствии с указанной на их наконечниках и клеммах полярностью.
При заряде аккумуляторной батареи непосредственно на автомобиле от внешнего источника тока обязательно отключите ее от генератора (отсоедините провод от клеммы «+»аккумуляторной батареи).
Утеплитель для автомобиля позволяет сохранить тепло в двигателе, системе его охлаждения и аккумуляторной батарее. Благодаря утеплению автовладелец может быстрее прогреть двигатель в мороз(сэкономив при этом топливо), нагреть салон, избавиться от наледи на капоте.
Однако утеплитель для машины имеет и недостатки. Среди них —возможность возникновения перегрева, падение мощности мотора, вероятность возгорания некачественного изделия. Низкий срок эксплуатации большинства таких «одеял» (около одного-двух лет) при их достаточно высокой стоимости еще больше расстраивают автовладельцев. Преимущества и недостатки автоодеяла
Опыт использования утеплителя для автомобиля идет корнями еще в старые времена, когда автомобили были карбюраторными, и повсеместно использовался 76-й бензин. Естественно, что такие машины в мороз грелись очень медленно, а остывали, соответственно, быстро. Однако эти времена давно ушли, машины стали инжекторными, а бензин более высокооктановым.
Соответственно, время на их прогрев тратится меньше. В настоящее время существует три типа утеплителей —двигателя, радиатора и аккумуляторной батареи.
Преимущества его использования заключаются в следующем:
Грузовые и легковые автомобили должны комплектоваться порошковыми или хладоновыми огнетушителями с вместимостью корпуса не менее 2 л (типа ОП-2 или ОХ-2).Автобусы особо малого класса (типа «Газель», РАФ и др.) оснащаются, как минимум, одним огнетушителем типа ОП-2; автобусы малого класса (ПАЗ и др.) —двумя огнетушителями ОП-2; автобусы среднего класса (ЛАЗ, ЛиАЗ, МАЗ и др.) и другие автотранспортные средства для перевозки людей —двумя огнетушителями (один в кабине ОП-5, другой в салоне ОП-2).
Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов и транспортные средства для перевозки опасных грузов должны оснащаться, как минимум, двумя огнетушителями типа ОП-5: один должен находиться на шасси, а второй —на цистерне или в кузове с грузом.•На большегрузных внедорожных автомобилях-самосвалах должен быть установлен один огнетушитель типа ОП-5.•
Передвижные лаборатории, мастерские и другие транспортные средства типа фургона, смонтированного на автомобильном шасси, должны быть укомплектованы двухлитровыми огнетушителями соответствующего типа в зависимости от класса возможного пожара и особенностей смонтированного оборудования.
На всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном месте.
Запрещается хранение огнетушителей в багажнике, кузове и в других местах, доступ к которым затруднен.
Огнетушители, размещаемые вне кабины, следует защищать от воздействия осадков, солнечных лучей и грязи
Конструкция кронштейна должна быть надежной, чтобы исключалась вероятность выпадения из него огнетушителя при движении автомобиля, а также при столкновении или ударе его о препятствие.
Рабочая программа учебной дисциплины техническая эксплуатация ходовой части автомобилей и систем, обеспечивающих безопасность движения направление подготовки 190600
Название | Рабочая программа учебной дисциплины техническая эксплуатация ходовой части автомобилей и систем, обеспечивающих безопасность движения направление подготовки 190600 |
Размер | 135.53 Kb. |
Тип | Рабочая программа |
ПРМЕРНЫЙ ВАРИАНТ МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ХОДОВОЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЕЙ И СИСТЕМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ Направление подготовки 190600 МАШИН И КОМПЛЕКСОВ ” Квалификация (степень) выпускника 1. Цели освоения учебной дисциплины: Получить профессиональное представление о ходовой части автомобиля и ее влиянии на дорожную безопасность автомобиля; научиться применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности в процессе работы в сервисных предприятиях автомобильной отрасли. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная учебная дисциплина входит в раздел «Специальные дисциплины» по направлению 190600 “ Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе по дисциплине «Физика» и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра «Детали машин», «Автомобили», «Основы работоспособности технических систем». Исходя из требований Государственного образовательного стандарта к знаниям и умениям инженера этой специальности, задачами дисциплины являются: — изучение особенностей эксплуатации систем ходовой части; — усвоение нормативов технического состояния, изучение документов, эти нормативы определяющие; — освоение основами технологий диагностирования, ремонта и обслуживания систем ходовой части, устройства и работы сопутствующего технологического и диагностического оборудования; — получение представлений об организации рабочих мест, постов по обслуживанию и ремонту систем ходовой части автомобилей. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: должен знать технические требования, предъявляемые к системам ходовой части, диагностические параметры, нормативно-технологические документы; должен иметь представление о технологиях ремонта и обслуживания систем ходовой части автомобилей, принципах действия диагностического оборудования, составлять технологическую документацию для исполнителей; должен знать основы организации работ на производственных участках предприятий автосервиса, работу специализированных постов. 4. Структура и содержание учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет зачетные единицы, 110 часа. Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
1 | Требования к техническому состоянию подвески и рулевого управления автомобиля | 7 | 1 | Л:2 | СР:2 | ||
2 | Причины изменения характеристик технического состояния в эксплуатации | 7 | 2 | Л:2 | СР:2 | ||
3 | Технологии обслуживания и ремонта | 7 | 3-5 | Л:6 | СР:6 | ПР:8 | Тест и участие в ПР |
4 | Организация работ на предприятиях автосервиса | 7 | 6-7 | Л:4 | СР:4 | ПР:8 | Тест и участие в ПР |
5 | Особенности эксплуатации автомобилей на шинах и колесах различного типа | 7 | 8 | Л:2 | СР:2 | ПР:4 | Тест и участие в ПР |
6 | Ресурс шин | 7 | 9 | Л:2 | СР:2 | ||
7 | Технологии ремонта и обслуживания шин | 7 | 10-12 | Л:6 | СР 6 | ПР:4 | Тест и участие в ПР |
8 | Особенности эксплуатации и контроля тормозных систем | 7 | 13 | Л:2 | СР:2 | ||
9 | Технологии и организация обслуживания тормозных систем | 7 | 14 | Л:2 | СР 2 | ПР:4 | Тест и участие в ПР |
10 | Диагностическое и технологическое оборудование | 7 | 15 | Л:2 | СР:2 | ||
11 | Контроль работоспособности систем освещения и сигнализации | 7 | 16 | Л:2 | СР:2 | ||
12 | Диагностическое оборудование для контроля энергообеспечения автомобиля | 7 | 17 | Л:2 | СР:2 |