Техническое обслуживание пожарного автомобиля на пожаре учении порядок проведения

Виды ТО пожарных автомобилей

Исправность техники, задействованной при тушении пожара, – одна из составляющих успеха всей операции. Именно поэтому приказом МЧС РФ № 555 от 18.09.2019 утверждена «Инструкция по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В ней прописан порядок, сроки и виды ТО пожарных автомобилей.

Регулярное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации всех видов пожарных автомобилей. Оно обеспечивает:

ТО проводится в пунктах постоянной дислокации автомобилей. Если техника находится на выезде, то ее обслуживание проводится посредством задействования подвижных средств или сторонними организациями, уполномоченными проводить данный вид работ.

Виды техобслуживания

Техническое обслуживание техники, используемой при ликвидации огня и последствий ЧС, зависит от периодичности ее эксплуатации и типа машин. Это комплекс мер планово-предупредительной системы. Они проводятся по графику. Сколько видов ТО пройдет машина, зависит от условий содержания пожарных автомобилей.

Проводимые в рамках техобслуживания операции делятся по категориям:

Первое ТО

График проведения ТО-1 составляет начальник технического отдела пожарной части и согласовывает его с начальником гарнизона. Периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже одного раза в месяц или через каждые 1500 км пробега. Специальную технику проверяют строго раз в месяц или при пробеге 1000 км. При этом важно учитывать общий пробег, который составляет расстояние, пройденное на выезде, и работу мотора при активации насоса.

В первом ТО важно соблюсти порядок действий:

Все процедуры ТО-1 проводит экипаж машины в свободное от дежурства время. Руководителем назначается старший водитель. Весь комплекс мероприятий в рамках первого технического обслуживания проводится за 2 дня.

Если в ходе диагностики были выявлены неполадки, выполняют текущий ремонт: сварочные работы, замену дисков сцепления, элементов управления и ходовой части. На каждый вид назначают ответственных, которые делают отметки о проведенных мероприятиях в специальном журнале.

Второе ТО

Его проводят раз в год или после каждых 7000 км пробега. Для спецтехники показатель уменьшается до 5000 км. Обслуживание также проводит экипаж, но уже не на месте дислокации, а в пожарно-техническом центре.

ТО-2 полностью дублирует первое, но с более углубленной диагностикой состояния машины. На этом этапе проверяют:

На ТО-2 для основных ПА отводится 2 дня, для спецтехники – 3 суток, а для машин типа АЦЛ и АЦПК – 5. Пятидневная проверка предусмотрена и для машин, находящихся в эксплуатации более 10 лет.

Сезонное

Технику обязательно готовят к смене сезона. Как правило, стараются совместить СО с одним из ТО, обычно первым. И только в северных регионах СО считается отдельным видом обслуживания ПА. В его рамках проводят:

Ежедневное

ЕТО – проверка автомобиля при каждой смене караула. Экипаж обязан убедиться, что принимает технику в исправном состоянии. Ответственным назначается командир отделения. При ЕТО необходимо завести ПА и убедиться в корректной работе его двигателя, насоса и всех агрегатов. Второй этап – заправка топливом, маслом, водой и ОТС.

В момент проведения проверки следует придерживаться регламента работы ДВС:

Ответственность за состояние машины лежит на сдающем карауле. Если выявлены неисправности, то их пытаются устранить на месте. В работе принимают участие водительский состав обеих смен. Если требуется ремонт, ПА отправляют в специальный бокс. Все действия фиксируют в журнале учета с указанием числовых данных (уровень масла, напряжения, давление пневмосистемы, люфт руля и т.д.).

Каждые 10 дней при ЕТО проверяют плотность электролита, давление в шинах и фиксацию колесных гаек.

ТО на пожаре и АСР

Во время непосредственной работы машина испытывает большие нагрузки, поэтому даже во время пожара проводят обслуживание основных механизмов системы. Комплекс мер состоит в следующем:

ТО в зависимости от вида ПА

При повседневной эксплуатации периодичность и объем работ в рамках ТО зависит от вида пожарных автомобилей и определяется не только приказом МЧС, но и инструкциями предприятия-изготовителя. Оно включает все основные виды обслуживания по заранее утвержденному в подразделении графику.

Автомобили, находящиеся на хранении, обслуживают строго по инструкции производителя. Это может быть ежемесячное, полугодовое, годовое обслуживание и регламентные работы. Обязательно проверяют состояние защитных покрытий и герметизирующей оклейки. Также очищают технику от пыли и грязи.

Меры безопасности при проведении техобслуживания

Независимо от вида ТО и ремонта пожарных автомобилей необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Виды ремонта

Если во время диагностики определяют поломку, то ПА переводят в ремонт. В рамках ТО он может быть капитальный, средний и текущий.

Соблюдение регламента ТО помогает продлить срок эксплуатации машин и повышает результат проводимой спасательной операции.

Источник

Виды ТО пожарных автомобилей

Пожарные автомобили, как и любые автомобили, проходят перед сдачей в эксплуатацию ряд обязательных процедур. Здесь постановка на учет, обкатка с последующим техническим обслуживанием и ремонтами. Но обслуживание машин этого типа немного отличается, потому что они относятся к категории «спецтехники». Итак, рассмотрим в статье виды ТО пожарных автомобилей, планирование этих мероприятий и порядок проведения.

Техническое обслуживание пожарного автомобиля на пожаре учении порядок проведения

Эксплуатация пожарных машин

Организация эксплуатации – это перечень процессов, которые производятся с автомобилем. Здесь четкая последовательность проводимых действий:

Техническое обслуживание

К техническому обслуживанию пожарных автомобилей отношение серьезное. Потому что от ТО зависит эффективная работа техники. Но, как и любое оборудование, со временем детали, узлы и агрегаты изнашиваются. Этот процесс закономерный и естественный. Износ деталей приводит к снижению качественного состояния самой машины. А значит, велика вероятность, что в самый неподходящий момент она выйдет из строя. Это скажется на боевом состоянии пожарной части.

Есть пять эксплуатационно-технических показателя, которые определяют техническое состояние оборудования. Это:

Понятно, что со временем эти характеристики снижаются. Но чтобы увеличить их действие во времени, нужно периодически проводить обслуживание, и при необходимости, выявляя недостатки или поломки, проводить ремонт. Поэтому для пожарных автомобилей производители устанавливают периодичность.

Что должно обеспечивать ТО:

ТО – это в первую очередь мойка автомобиля, смазка вращающихся и перемещающихся деталей, подтяжка крепежей, диагностика. Во вторую очередь – это заправка топливом и огнетушащим веществом, регулировка деталей и узлов согласно стандартам, ремонтные работы. Эти три операции проводятся только после того, как будет выполнена диагностика. И если она подтверждает, что эти процедуры необходимы.

Суть ППС заключается в следующем:

Итак, из выше сказанного можно сделать заключение, что техническое обслуживание проводится строго по графику, а ремонт по необходимости.

Техническое обслуживание пожарного автомобиля на пожаре учении порядок проведения Ремонт пожарных машин делается по необходимости

Как планируется техническое обслуживание

Виды технического обслуживание пожарных автомобилей – это два вида: ТО-1 и ТО-2. График, он же годовой план, для ТО-1 разрабатывает начальник технического отдела пожарной части. Этот документ согласовывается с отделом пожаротушения этой же части. План-график утверждается начальником гарнизона.

Важно! Составляя план-график ТО, начальник техотдела формирует равномерную периодичность вывода каждого пожарного автомобиля из боевого дежурства. При этом он учитывает ТО-2 и другие специфичные условия несения службы пожарной части.

Что касается ТО-2, то план-график его составления производит служба пожаротушения областного или регионального управления, которая все свои наметки согласовывает со службой вышестоящей организации, а также с отделом службы и подготовки. Утверждает этот документ начальник ОГПС или УГПС. То есть составляется он не в пожарной части. А вот выписку из него рассылают всем подразделениям за 15 дней до начала года, то есть 25-26 декабря.

Необходимо отметить, что в некоторых регионах оба вида ТО объединяются в один план-график.

Техническое обслуживание пожарного автомобиля на пожаре учении порядок проведения ТО проводится строго по плану согласно инструкции

Первое техническое обслуживание (ТО-1)

Здесь необходимо учитывать, что на службе пожарных частей есть обычные автомобили и специальные. Так вот периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже 1 раза в месяц или при пробеге 1500 км. Для специальных 1 раз в месяц или при пробеге 1000 км.

Но как учесть пробег, ведь автомобиль работает и на пожаре, когда включается насос. Последний работает от двигателя. Поэтому общий пробег учитывает и время работы насоса. Отсюда формула расчета общего пробега:

So=Sпр + Sн, где Sпр – это пробег, измеряемый по спидометру, Sн – пробег, равный времени работы насоса, измеряемый в часах.

Порядок проведения первого ТО заключается в следующем:

Второе техническое обслуживание

Периодичность ТО-2 основных пожарных автомобилей – пробег 7000 км или один раз в год. Для специальных машин – 5000 км. Для этого автомобиль выводится с боевого дежурства на два или три дня. Проводят его водитель автомобиля и работники технической службы пожарной части.

Постановка пожарного автомобиля на второе техническое обслуживание производится в пожарно-техническом центре на посту (отдельном для каждой машины).

Сезонное обслуживание (СО)

Этот вид техобслуживания надо рассматривать, как одно из ТО. Чаще, как ТО-1. Поэтому во многих случаях СО подгоняют под график первого технического обслуживания. Сезонное ТО пожарного автомобиля проводится два раза в год (осенью и весной). Основная задача – подготовить оборудование к работе в жаркое или холодное время года. В северных регионах СО является самостоятельным видом технического обслуживания пожарных машин.

Техническое обслуживание пожарного автомобиля на пожаре учении порядок проведения Замена шин – сезонное техническое обслуживание

Ежедневное техническое обслуживание

Цель ЕТО – убедиться, что пожарная машина готова к боевым действиям. Это мероприятие производит водитель и члены экипажа, заступающие в караул. Руководит процессом командир отделения. Что делается во время ежедневного ТО:

Техобслуживание на пожаре

К порядку проведения ТО на пожаре подходят с тех же позиций, которые озвучены в инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля. Его чаще всего проводит водитель, но иногда подключаются члены экипажа.

Главное в проведении ТО этого типа – отслеживать работу мотора автомобиля и насосного оборудования. Если одно из них выйдет из строя, то толку от машины не будет.

После окончания тушения пожара полости насоса необходимо промыть. Это касается и коммуникационных трубопроводов, если тушение огня производилось пеной. Обязательно цистерну заполняют водой. После чего автомобиль направляется в пожарную часть. По дороге проверяют работу тормозов, мотора и других вращающихся деталей.

Техническое обслуживание пожарного автомобиля на пожаре учении порядок проведения Обслуживание автомобиля во время пожара

Раньше, после прибытия машины в часть, также проводилось ТО. Сегодня это не делают. Но обязательно автомобиль моют, заполняют топливом и огнетушащим веществом, проверяют агрегаты, детали и узлы. Также проводят осмотр пожарных рукавов на предмет их технического состояния. Если оно неудовлетворительное, то шланги меняют на новые.

Было еще одно техобслуживание, которое проводилось после пробега по спидометру в 1000 км. По сути, это было ТО-1. Сегодня оно тоже отменено.

Технологический процесс технического обслуживания пожарных автомобилей

Есть две причины, почему разрабатывается технологический процесс:

ТО пожарных машин – это комплекс действий, которые проводятся в последовательном определенном порядке. Все действия, они же операции, объединяются в группы по условиям выполнения или по характеру проводимых операций. Поэтому проводимые во время ТО работы делятся вот на эти категории:

В видео показано, как надо проводить техническое обслуживание пожарных автомобилей основного назначения:

Заключение по теме

Итак, в статье рассмотрены виды ТО пожарных автомобилей, сроки, место проведения и их периодичность. В заключении нужно сказать, что техническое обслуживание позволяет обеспечить постоянную боевую готовность пожарной техники, максимальную надежность агрегатов и узлов, а также маневренность машины при выполнении поставленных задач.

При этом техобслуживание дает возможность выявить неполадки и неисправности автомобиля и пожарного оборудование, которое является составной частью машины. А также причины, которые могут за собой повлечь эти неполадки. То есть с помощью ТО «убивается сразу два зайца». Поэтому на каждый вид обслуживания есть инструкция, в которой четко расписано, что надо делать, ставя пожарную машину на то или другое ТО.

Источник

Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 16 октября 2017 г. N 444

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БОЕВОГО УСТАВА

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ

В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» «1», от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» «2», от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» «3», подпунктом 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «4», пунктом 36 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «1», подпунктом 17 пункта 6 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 «2», приказываю:

«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1, ст. 2, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3635, N 45, ст. 5265, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54, N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 46, ст. 6407, N 49, ст. 7023; 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 1, ст. 88, N 10, ст. 1407, N 18, ст. 2621, N 27, ст. 3951, N 29, ст. 4359, ст. 4360, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 15, ст. 2066, N 22, ст. 3089, N 26, ст. 3887; 2017, N 22, ст. 3069, N 27, ст. 3938, N 31, ст. 4765.

«2» Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3450, ст. 3477, N 52, ст. 6969; 2014, N 30, ст. 4272, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408, N 18, ст. 2622, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 7, ст. 919, N 26, ст. 3887.

«3» Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2000, N 32, ст. 3341, N 33, ст. 3348, N 46, ст. 4537; 2003, N 46, ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377, N 49, ст. 4840; 2005, N 1, ст. 15, N 19, ст. 1752; 2008, N 18, ст. 1938; 2009, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2012, N 41, ст. 5525; 2013, N 27, ст. 3477; 2017, N 30, ст. 4447.

«4» Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51, ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, ст. 194, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643, N 19, ст. 2329, N 47, ст. 6455; 2013, N 26, ст. 3314, N 52, ст. 7137; 2014, N 11, ст. 1131, N 27, ст. 3754; 2015, N 4, ст. 641, N 11, ст. 1588; 2016, N 1, ст. 211, N 31, ст. 4987, N 39, ст. 5626; 2017, N 13, ст. 1913.

«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675; N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, 981; N 14, ст. 1950; 2012, N 17, ст. 2009; N 37, ст. 5002; N 44, ст. 6026; N 46, ст. 6339; 2013, N 24, ст. 2999; N 30, ст. 4114; 2015, N 16, ст. 2389; 2016, N 43, ст. 6042; N 49, ст. 6929; 2017, N 6, ст. 928, N 21, ст. 3024.

«2» Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст. 2649; 2010, N 1, ст. 116; 2011, N 26, ст. 3807; 2013, N 23, ст. 2910; 2014, N 21, ст. 2694; 2015, N 1, ст. 262; 2016, N 27, ст. 4500.

2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 31.03.2011 N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2011 г., регистрационный N 20970).

Источник

Сроки и порядок проведения технического обслуживания пожарной техники и ПТВ

Сроки и порядок проведения технического обслуживания пожарной техники.

Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в технической готовности.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать:

-постоянную техническую готовность к использованию;

-надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленного срока службы;

-устранение причин, вызывающих преждевременное возникновение отказов и неисправностей;

-установленный минимальный расход горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов;

-уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.

При проведении технического обслуживания пожарных автомобилей уборочно-моечные, смазочные, контрольно-диагностические и крепежные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и ремонтные работы проводятся по потребности на основании результатов контрольно-диагностических работ.

Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

-ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов;

-техническое обслуживание на пожаре (учении);

-техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения);

-техническое обслуживание после первой тысячи километров

пробега (по спидометру);

-первое техническое обслуживание (ТО-1);

-второе техническое обслуживание (ТО-2);

-сезонное техническое обслуживание (СО).

Примерный перечень основных операций по видам технического обслуживания приведен в приложении 10.

Для новых типов шасси и импортных пожарных автомобилей могут устанавливаться дополнительные виды технического обслуживания согласно инструкциям заводов-поставщиков и фирм.

Ежедневное обслуживание проводится в подразделении при смене караулов заступающим на дежурство водителем и личным составом боевого расчета под руководством командира отделения.

Перед сменой караулов все пожарные автомобили, находящиеся в боевом расчете и резерве, должны быть чистыми, полностью заправленными эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными согласно табельной положенности.

Водитель сменяющегося караула обязан внести все записи о работе пожарного автомобиля во время его боевого дежурства в эксплуатационную карту и подготовить автомобиль к сдаче. Личный состав под руководством командира отделения осуществляет подготовку ПТВ к сдаче согласно обязанностям номеров боевого расчета.

Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии водителя сменяющегося караула должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплуатационной карте.

При этом время работы двигателя не должно превышать:

-для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем 3 минут;

-для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей, оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой 5 минут;

-для специальных пожарных автомобилей 7 минут;

-для пожарных автолестниц и коленчатых подъемников 10 минут.

При обнаружении неисправностей пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования принимаются меры по их устранению силами личного состава караула. В случае невозможности немедленного устранения неисправностей пожарное оборудование и снаряжение заменяются, а пожарная техника выводится из боевого расчета и заменяется резервной, о чем уведомляется ЦППС.

Решение о замене пожарного оборудования и снаряжения принимается начальником караула, а о замене пожарной техники – руководителем подразделения (оперативным дежурным).

При отсутствии или неисправности резервной техники соответствующие должностные лица ставят в известность ЦППС для принятия мер по обеспечению пожарной безопасности района выезда данного подразделения за счет других подразделений гарнизона.

Резервный пожарный автомобиль перед постановкой на боевое дежурство должен пройти ежедневное техническое обслуживание, которое выполняется водителями заступающего и сменяющегося =караулов.

Неисправности, не требующие больших трудовых затрат, устраняются водителями заступающего и сменяющегося караулов на посту ТО подразделения, а при значительных дефектах пожарный автомобиль (узел, агрегат) по согласованию с начальником отдела (отделения) пожарной техники УГПС, ОГПС направляется в подразделение ТС, а автомобили, состоящие на балансе объектов, направляются для устранения неисправностей в автохозяйства охраняемых объектов.

О выполненных работах по устранению неисправностей старший водитель (водитель) делает запись в журнале учета ТО.

Водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство.

Ответственность за содержание ПТВ пожарных автомобилей в исправности и чистоте возлагается на командиров отделений, за которыми закреплены автомобили.

Уход за пожарными автомобилями, ПТВ осуществляется ежедневно личным составом боевого расчета караула в установленное распорядком дня время. Исправность пожарно-технического вооружения, предназначенного для работы на высотах и спасания людей (пожарные лестницы, спасательные веревки, пояса и карабины), проверяется командиром отделения.

Вывозимое на пожарном автомобиле ПТВ и пожарные рукава должны быть надежно закреплены.

Личный состав заступающего караула и водитель докладывают командиру отделения об исправности автомобиля и ПТВ.

Командир отделения обязан доложить начальнику караула о технической готовности пожарного автомобиля.

Техническое обслуживание на пожаре (учении) выполняется водителем пожарного автомобиля в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) проводится водителем и личным составом под руководством командира отделения в подразделении.

Техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега проводится закрепленными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя на посту ТО подразделения в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

Первое техническое обслуживание проводится на посту ТО подразделения закрепленными за автомобилем водителями в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя* в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

* При составлении графика ТО-1 пожарных автомобилей служебное и свободное от дежурства время должно распределяться равномерно между водителями. Водителям, привлеченным на ТО в свободное от дежурства время, дополнительная оплата не производится, а предоставляются дополнительные дни отдыха по графику.

Перед ТО-1 руководитель подразделения совместно со старшим водителем, командиром отделения и водителем проводит контрольный осмотр технического состояния пожарного автомобиля и ПТВ.

По результатам контрольного осмотра старший водитель, с учетом замечаний водителей, составляет план проведения ТО с распределением всего объема работ между привлекаемыми на ТО водителями и личным составом боевого расчета.

Старший водитель подразделения обязан подготовить необходимые для проведения технического обслуживания эксплуатационные материалы, инструмент, приспособления и запасные части.

В дни проведения технического обслуживания пожарных автомобилей не планируются практические занятия с выездом в охраняемый район. Расписание занятий в этот период составляется таким образом, чтобы занятия можно было провести в любое удобное время в течение текущих дежурных суток.

После проведения ТО-1 каждый водитель расписывается в журнале учета ТО за фактически выполненные работы.

Старший водитель и командир отделения проверяют качество выполненных работ, о чем делают запись в журнале учета ТО.

Второе техническое обслуживание, проводится в ПТЦ, отряде (части), отдельном посту технической службы рабочими этих подразделений с участием водителя пожарного автомобиля согласно годовому плану-графику ТО-2 (приложение 11).

Как исключение, допускается проведение ТО-2 на посту ТО в подразделении при наличии необходимых условий для его выполнения.

При этом техническое обслуживание проводится закрепленными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя.

Сроки и порядок проведения технического обслуживания ПТВ.

В объектовых подразделениях ТО может проводиться на базе автохозяйства охраняемого объекта в соответствии с разработанными и согласованными графиками.

Первое и второе технические обслуживания выполняются после пробегов, устанавливаемых в зависимости от видов пожарных автомобилей, особенностей их конструкций и условий эксплуатации согласно нормативам периодичности технического обслуживания (приложение 12).

Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке пожарных автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года.

Сезонное обслуживание, как правило, совмещается с очередным техническим обслуживанием. Как самостоятельный вид технического обслуживания СО проводится в районах очень холодного климата.

Боевое обмундирование должно быть подогнано для каждого бойца и командира пожарной части так, чтобы они имели опрятный и подтянутый внешний вид.

Пригодность боевого обмундирования проверяют внешним осмотром при заступлении на дежурство. Оно должно быть сухим, чистым и исправным. В случае обнаружения неисправностей (надрезы, прожог и т. п.) боевое обмундирование снимают с боевого расчета до приведения его в исправное состояние.

Снаряжение состоит из спасательного пояса, карабина и кобуры с поясным топором.

Спасательную веревку кроме проведения спасательных работ используют для подъема на высоту пожарного инструмента и рукавов.

Один раз в десять дней, а также перед каждым занятием и после применения веревку проверяют внешним осмотром. Она должна быть сухой, чистой, без следов плесени и иметь не более 15X200 мм обрывов нитей.

Перед каждым использованием на пожаре и на занятии веревку проверяют на прочность путем нагрузки массой трех бойцов в течение 1…2 с. При этом после снятия нагрузки веревка не должна иметь остаточного удлинения.

Один раз в 6 мес. веревку испытывают статической нагрузкой с усилием 350 кг в течение 5 мин. После снятия нагрузки веревка не должна иметь внешних повреждений и остаточного удлинения более 5 % ее первоначальной длины. Результаты испытаний и внешнего осмотра веревки заносят в журнал испытаний пожарно-технического вооружения.

Осветительные приборы (фонари) предназначены для освещения пути при передвижении пожарных в затемненных помещениях во время проведения разведки, а также места работы при тушении пожара. Пожарные фонари подразделяются на индивидуальные и групповые.

При смене караула фонари проверяют внешним осмотром. Они должны быть чистыми. Не допускаются окисление клемм аккумулятора и наличие электролита на поверхности корпуса.

Немеханизированный ручной инструмент предусматривает следующие его разновидности: багры, ломы, крюки, топоры.

Техническое состояние ручного немеханизированного инструмента проверяют при смене дежурства. При внешнем осмотре обращают внимание на то, чтобы поверхность инструмента была гладкой, без трещин, пленок, заусенцев, глубоких раковин, окалин и ржавчины. Для предотвращения образования ржавчины ежедневно и после каждого использования инструмента его поверхность протирают сухой тряпкой до блеска,

Никелировать, смазывать или красить наружные поверхности немеханизированного инструмента не разрешается, так как в этом случае они скользят в руках, а на окрашенных поверхностях трудно заметить повреждения.

По мере необходимости осуществляют заточку заостренных частей ручного инструмента, после чего их подвергают термической обработке на длину не менее 60 мм, лезвия топора — 15 мм и прямые концы ломов на глубину 150 мм.

Ломы, багры, крюки изготовляют из стали Ст. 45, полотно топора — из стали Ст. У7.

Ручные пожарные лестницы.

Основным условием безопасной работы на высоте с использованием лестниц является содержание их в технически исправном состоянии. Лестницы, не находящиеся в боевом расчете, хранят на складе в сухих проветренных помещениях. Не допускается попадание прямых солнечных лучей на древесину тетив и ступеней и воздействие теплоты от отопительных приборов. Лестницы на пожарных автомобилях должны быть плотно, уложены и надежно закреплены. При снятии с автомобилей не допускаются их удары о землю.

После работы лестницу следует очистить от грязи и влаги, тщательно осмотреть и при необходимости смазать трущиеся поверхности графитом или мылом. В случае обмерзания лестницы не допускается отбивать лед острым инструментом.

Пожарные рукава являются гибкими трубопроводами, которые соединяются в рукавные линии для подачи огнетушащих средств к месту тушения пожаров. В зависимости от назначения рукава подразделяются на всасывающие и напорные.

Техническое обслуживание эксплуатируемых напорных пожарных рукавов включает следующие технологические операции: отмочку (оттаивание), мойку, испытание, сушку, талькирование, сматывание в скатки, а для льняных рукавов также периодическую противогнилостную пропитку.

Испытание рукавов. Различают два вида испытаний всасывающих и напорных рукавов — контрольные и эксплуатационные. Контрольные испытания проводят при получении новых партий, эксплуатационные испытания — после каждого использования рукавов, при их ремонте или после навязки соединительных головок, а также (1 раз в год) в процессе длительного хранения.

Пожарные стволы присоединяются на конце напорных рукавных линий. Они предназначены для формирования и направления компактных или распыленных струй огнетушащих средств, а также перекрытия потока при прекращении подачи его в очаг пожара

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *