Техническое обслуживание системы зажигания автомобиля
Техническое обслуживание системы зажигания автомобиля
При ТО-1 очищают поверхности приборов зажигания от пыли и грязи, проверяют плотность крепления всех разъемов экранирующих шлангов проводов высокого напряжения и разъемов проводов низкого напряжения.
При ТО-2 смазывают валик и втулку ротора распределителя зажигания; осматривают распределитель и проверяют установку зажигания; выворачивают свечи, проверяют и регулируют зазор между их электродами; протирают съемные детали свечей, проверяют состояние изоляции проводов и их крепление.
При четвертом ТО-2 снимают, осматривают и устраняют неисправности распределителя зажигания.
При СТО проверяют систему зажигания, чтобы избежать затрудненного пуска холодного двигателя зимой.
Валик распределителя смазывают через колпачковую масленку, ввернутую в его корпус. С этой целью масленку поворачивают на ½. 1 оборот; если требуется в масленку закладывают смазку Литол-24. Втулку ротора смазывают 4. 5 каплями масла, применяемого для двигателя.
Зазор между электродами свечей проверяют с помощью специального круглого щупа. Установка нормального зазора производится подгибанием бокового электрода.
При снятии распределителя зажигания с двигателя его разбирают, осматривают все элементы, очищают от грязи и пыли, собирают и проверяют его работу на специальном стенде.
Установку зажигания выполняют в случае снятия с двигателя распределителя или при нарушении опережения зажигая. Порядок выполнения этой работы следующий:
Проверяют правильность установки зажигания пробегом. При движении на прямой передаче со скоростью 30 км/ч на ровной дороге резко нажимают на педаль дроссельных заслонок. Если при этом скорость возрастает до 50 км/ч и слышны слабые быстроисчезающие детонационные стуки, то зажигание установлено правильно. Если стуки «отсутствуют, то угол опережения зажигания увеличивают, если стуки, сильные — уменьшают. Корректировку угла зажигания производят октан-корректором. Перед пробегом автомобиля двигатель должен быть прогрет до 75-80°.
При ТО-1 проверяют и при необходимости подтягивают крепление прерывателя-распределителя и катушки зажигания Поворотом крышки колпачковой масленки на один оборот смазывают валик привода кулачка и ротора распределителя.
При ТО-2 проверяют состояние поверхности катушки зажигания, проводов низкого и высокого напряжения и сухой тряпкой очищают их от пыли, грязи и масла. Проверяют состояние свечей зажигания. Очищают свечи от нагара и регулируют зазор между электродами или заменяют свечи.
Снимают с двигателя прерыватель-распределитель и протирают сухой тряпкой внутреннюю и наружную поверхности крышки, ротор и корпус. Проверяют, нет ли в крышке и роторе трещин и обуглившейся поверхности изоляционного материала, а также состояние угольного контакта в центральном вводе крышки и подавительного резистора в роторе распределителя. Проверяют состояние контактов прерывателя, регулируют зазор между ними и зачищают рабочую поверхность от окиси металла. Протирают рабочую поверхность контактов прерывателя замшей, смоченной очищенным бензином или спиртом, а затем просушивают контакты.
Поворотом крышки колпачковой масленки на один оборот смазывают валик привода кулачка и ротора. Смазывают ось рычажка одной каплей масла. Снимают ротор, а затем фильц и закапывают 4…5 капель на втулку кулачка. Потом пропитывают фильц-щетку двумя каплями масла. Проверяют состояние других узлов и деталей.
При подготовке машины к зимней эксплуатации прерыватель-распределитель разбирают и тщательно проверяют состояние подшипника подвижного диска, рычажка прерывателя, валика и скользящих подшипников его, кулачка, контактов прерывателя, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Устраняют выявленные неисправности. Проверяют на стенде и при необходимости регулируют угол замкнутого состояния контактов прерывателя, центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания, а также исправность ротора, крышки распределителя и конденсатора.
Техническое состояние приборов системы зажигания, снятых с автомобиля, трактора, проверяют на стендах КИ-968 и др.
При техобслуживании системы зажигания автомобиля следует проверить и при необходимости отрегулировать зазор между контактами прерывателя, установить момент зажигания, осмотреть свечи зажигания и смазать подшипник валика распределителя.
Перед регулировкой зазора между контактами прерывателя проверяют состояние рабочей поверхности контактов. При существенном переносе металла с одного контакта на другой или при наличии нагара на контактах необходимо зачистить их плоским бархатным надфилем. Применять для этих целей шлифовальную шкурку нельзя, так как от нее на контактах остаются абразивные частицы, приводящие к искрообразованию и преждевременному выходу контактов из строя. Не рекомендуется полностью выводить выемку — кратер на контакте — или полировать контакты — за несколько ходов надфиля можно очистить контакты от бугорка и нагара.
После зачистки контактов прерывателя проверяют и при необходимости зачищают контакты в крышке распределителя и на роторе. Затем чистой, смоченной бензином замшей или другим материалом, не оставляющем волокно, протирают контакты прерывателя и ротора, наружную и внутреннюю поверхности крышки распределителя.
Рис. 104. Регулировка зазора между контактами распределителя: А — зазор между контактами; 1 — отвертка, 2 — распределитель, 3, 4 — винты
Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо, вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Надо проверить щупом величину зазора А (рис. 104). Если она превышает заданную (0,35. 0,45 мм), следует ослабить стопорные винты 3 крепления контактной панели, вставить отвертку в специальный паз и, поворачивая ее, установить нужный зазор, затем завернуть стопорные винты.
Момент зажигания на автомобиле можно проверить стробоскопом — прибором, позволяющим видеть движущийся объект неподвижным, или 12-вольтовой лампой. При использовании стробоскопа необходимо один его зажим соединить с клеммой Б катушки зажигания, подсоединить клеммы питания и надеть на провод первого цилиндра датчик импульсов, затем установить на двигателе обороты холостого хода и направить мигающий поток света стробоскопа на метку шкива коленчатого вала (для двигателей «Москвич», ГАЗ, ВАЗ-2105) или на маховик через специальный люк в картере сцепления (рис. 105 — для двигателей ВАЗ-2108 с бесконтактной системой зажигания). При этом метка на шкиве — вторая по ходу вращения шкива (для двигателей «Москвич» и ГАЗ) должна совпадать с меткой на блоке (средней для двигателя ВАЗ-2105). Для двигателя ВАЗ-2108 метка 3 на маховике не должна доходить до средней метки шкалы 2 на 0. 2 деления по ходу вращения маховика.
Если совпадения меток не произойдет, надо скорректировать угол опережения зажигания октан-корректором или поворотом корпуса распределителя.
Рис. 105. Установка момента зажигания: 1 — люк в картере сцепления, 2 — шкала (одно деление 1°), 3 — метка на маховике
Для установки момента зажигания с помощью контрольной лампы необходимо:
вывернуть свечу первого цилиндра (считая от радиатора) и заглушить отверстие бумажной пробкой, затем повернуть рукояткой коленчатый вал до выталкивания пробки. Это означает, что в первом цилиндре происходит такт сжатия. После этого продолжать медленно поворачивать коленчатый вал до совмещения меток установки зажигания;
снять крышку распределителя, повернуть ротор в положение, при котором его контактная пластина будет совпадать с боковой клеммой крышки первого цилиндра (пластина ротора направлена на клемму низкого напряжения корпуса), и в таком положении установить распределитель в гнездо блока; слегка поворачивая ротор, ввести валик в зацепление с приводом, завернуть вручную гайку крепления распределителя к двигателю и установить октан-корректор на нулевое деление;
присоединить контрольную лампу одним проводом к клемме низкого напряжения распределителя, а другим — на корпус автомобиля.
включить зажигание и поворачивать корпус распределителя против направления вращения ротора (на двигателе «Москвич-412» по часовой, на ВАЗ-2105 — против часовой стрелки) до момента размыкания контактов. В момент размыкания контактов загорается контрольная лампа. Момент размыкания контактов можно также определить по искре (для этого провод высокого напряжения, отсоединенный от центральной клеммы распределителя, следует удерживать на расстоянии 3. 4 мм от корпуса двигателя, поворачивая корпус распределителя. В момент размыкания контактов между проводом и корпусом двигателя появляется искра);
выключить зажигание, затянуть ключом гайку крепления распределителя к двигателю; закрыть крышку распределителя, начиная с клеммы первого цилиндра, присоединить провода высокого напряжения к свечам в направлении вращения ротора по порядку работы цилиндров двигателя.
Практическую проверку правильности установки момента зажигания можно провести и непосредственно на автомобиле. Для этого необходимо пустить двигатель, прогреть его до нормальной температуры и, двигаясь со скоростью 50 км/ч на высшей передаче по ровной дороге, резко увеличить скорость. При этом в двигателе должны прослушиваться слабые непродолжительные металлические стуки; отсутствие стуков указывает на позднее зажигание, а непрекращающиеся стуки — на раннее зажигание. Уточнение угла опережения зажигания в этом случае осуществляется октан-корректором.
Для проверки свечей зажигания необходимо вывернуть их из двигателя и внимательно осмотреть: изолятор не должен иметь трещин. Надо проверить, нет ли нагарообразования на контактах: если свеча покрыта тонким слоем нагара от серо-желтого до светло-коричневого цвета, его можно не удалять, так как такой нагар появляется на исправном двигателе и не нарушает работы системы зажигания. Матово-черный, бархатистый нагар свидетельствует о переобогащении смеси и необходимости проверки уровня топлива или слишком большом зазоре у электродов свечи. Глянцевито-черный цвет нагара и замасливание свечи указывает на слишком большое количество масла в камере сгорания.
Если на юбке изолятора свечи образуются металлические шарики, выгорают электроды и сам изолятор, значит свеча перегрелась. Причинами этого могут быть неправильная установка момента зажигания, применение низкооктанового бензина, слишком бедная смесь, недостаточное охлаждение и, как следствие, перегрев двигателя.
Нагар от свечи следует удалять специальной щеткой с применением специальной жидкости или на специальном пескоструйном аппарате типа Э-203. Если очистить свечи невозможно и слой нагара значительный, свечи заменяют.
После очистки свечей надо с помощью круглого проволочного щупа проверить зазор между электродами и отрегулировать его, подгибая боковой электрод. Величина зазора должна быть 0,5. 0,9 мм при обычной системе зажигания и 1,0. 1,2 мм при транзисторной.
Никогда не следует подгибать центральный электрод свечи — это неизбежно приведет к появлению трещин в изоляторе и к выходу свечи из строя.
Свечи, очищенные от нагара, с отрегулированным зазором между электродами перед установкой на двигатель необходимо проверить на приборе для испытания их под давлением. В исправных свечах при давлении 800. 900 кПа искра должна появляться регулярно без перебоев между центральным и боковым электродами и без поверхностного разряда. При давлении 1 МПа новая неработающая свеча должна полностью быть герметична: не пропускать воздух ни по соединению корпуса с изолятором, ни по соединению центрального электрода с изолятором. Для свечей, работавших на двигателе, допускается пропуск воздуха до 40 см 3 /мин.
Если в системе зажигания двигателя нет искры, необходимо проверить исправность первичной и вторичной цепей, а также исправность конденсатора.
Для определения неисправности в первичной цепи следует взять контрольную лампу и присоединить один ее провод к корпусу автомобиля, а другой последовательно (при включенном зажигании и разомкнутых контактах прерывателя) к включателю стартера, к входной и выходной клеммам замка и катушки зажигания и, наконец, к клемме низкого напряжения прерывателя. Отсутствие в цепи контакта будет на том участке, в начале которого лампа горит, а в конце не горит. Отсутствие накала лампы, присоединенной к выводной клемме катушки зажигания или к клемме прерывателя, помимо обрыва цепи на этом участке может указать и на неисправность изоляции подвижного контакта (замыкание контакта на корпус автомобиля). Рычажок подвижного контакта с неисправной изоляцией следует заменить.
Для проверки исправности цепи высокого напряжения (при исправной цепи низкого напряжения) следует снять крышку распределителя, поворотом коленчатого вала поставить контакты прерывателя на полное смыкание и вынуть провод высокого напряжения из центральной клеммы распределителя. Затем надо включить зажигание и, удерживая конец провода на расстоянии 3. 4 мм от корпуса автомобиля, пальцем размыкать контакты прерывателя. Отсутствие искры на конце провода свидетельствует о неисправности в цепи высокого напряжения или пробое обмоток конденсатора. Для окончательного выявления причин необходимо заменить конденсатор и снова проверить цепи: если искры нет — заменить катушку зажигания.
Проверяя исправность конденсатора при отсутствии специальных диагностических стендов, следует отсоединить его от корпуса распределителя, положив на головку блока так, чтобы корпус конденсатора имел надежное соединение с корпусом автомобиля. Затем надо поставить контакты прерывателя на полное смыкание, включить зажигание, подвести провод высокого напряжения к проводу конденсатора, оставив небольшой зазор, обеспечивающий проскакивание искры. Размыкая Рукой контакты прерывателя, следует зарядить конденсатор тремя-четырьмя последовательными искрами, а затем, сближая провод конденсатора с его корпусом, Разрядить. Если при разрядке будет проскакивать искра (слышен щелчок), конденсатор исправен; если искра не появляется, конденсатор неисправен и его необходимо заменить.
Техническое обслуживание (ТО) системы зажигания
При ТО-1 проверяют и при необходимости подтягивают крепление прерывателя-распределителя и катушки зажигания Поворотом крышки колпачковой масленки на один оборот смазывают валик привода кулачка и ротора распределителя.
При ТО-2 проверяют состояние поверхности катушки зажигания, проводов низкого и высокого напряжения и сухой тряпкой очищают их от пыли, грязи и масла. Проверяют состояние свечей зажигания. Очищают свечи от нагара и регулируют зазор между электродами или заменяют свечи.
Снимают с двигателя прерыватель-распределитель и протирают сухой тряпкой внутреннюю и наружную поверхности крышки, ротор и корпус. Проверяют, нет ли в крышке и роторе трещин и обуглившейся поверхности изоляционного материала, а также состояние угольного контакта в центральном вводе крышки и подавительного резистора в роторе распределителя. Проверяют состояние контактов прерывателя, регулируют зазор между ними и зачищают рабочую поверхность от окиси металла. Протирают рабочую поверхность контактов прерывателя замшей, смоченной очищенным бензином или спиртом, а затем просушивают контакты.
Поворотом крышки колпачковой масленки на один оборот смазывают валик привода кулачка и ротора. Смазывают ось рычажка одной каплей масла. Снимают ротор, а затем фильц и закапывают 4…5 капель на втулку кулачка. Потом пропитывают фильц-щетку двумя каплями масла. Проверяют состояние других узлов и деталей.
При подготовке машины к зимней эксплуатации прерыватель-распределитель разбирают и тщательно проверяют состояние подшипника подвижного диска, рычажка прерывателя, валика и скользящих подшипников его, кулачка, контактов прерывателя, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Устраняют выявленные неисправности. Проверяют на стенде и при необходимости регулируют угол замкнутого состояния контактов прерывателя, центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания, а также исправность ротора, крышки распределителя и конденсатора.
Техническое состояние приборов системы зажигания, снятых с автомобиля, трактора, проверяют на стендах КИ-968 и др.
Техническое обслуживание системы зажигания
При ТО-1 очищают поверхности приборов зажигания от пыли и грязи, проверяют плотность крепления всех разъемов экранирующих шлангов проводов высокого напряжения и разъемов проводов низкого напряжения.
При ТО-2 смазывают валик и втулку ротора распределителя зажигания; осматривают распределитель и проверяют установку зажигания; выворачивают свечи, проверяют и регулируют зазор между их электродами; протирают съемные детали свечей, проверяют состояние изоляции проводов и их крепление.
При четвертом ТО-2 снимают, осматривают и устраняют неисправности распределителя зажигания.
При СТО проверяют систему зажигания, чтобы избежать затрудненного пуска холодного двигателя зимой.
Валик распределителя смазывают через колпачковую масленку, ввернутую в его корпус. С этой целью масленку поворачивают на 1/2. 1 оборот; если требуется в масленку закладывают смазку Литол-24. Втулку ротора смазывают 4. 5 каплями масла, применяемого для двигателя.
Зазор между электродами свечей проверяют с помощью специального круглого щупа. Установка нормального зазора производится подгибанием бокового электрода.
При снятии распределителя зажигания с двигателя его разбирают, осматривают все элементы, очищают от грязи и пыли, собирают и проверяют его работу на специальном стенде.
Установку зажигания выполняют в случае снятия с двигателя распределителя или при нарушении опережения зажигая. Порядок выполнения этой работы следующий:
Только качественная недорогая мебель производства России. Вся мебель проверена специалистами.
Диагностирование системы зажигания. Техническое обслуживание и текущий ремонт системы зажигания
Ремонт системы зажигания.
В техническое обслуживание системы зажигания входит проверка установки момента зажигания, очистка свечей зажигания от нагара и их замена, проверка целостности и изоляции высоковольтных проводов. При техническом обслуживании бесконтактной системы зажигания необходимо проверить чистоту и крепление всех приборов и проводников. Наружную и внутреннюю поверхности крышки датчика-распределителя и ротора-распределителя необходимо тщательно очистить, как и электроды боковых клемм и токоразносную пластину ротора. Также необходимо протирать корпус электронного коммутатора и катушку зажигания, проверять надежность крепления соединений в электрических цепях низкого и высокого напряжения и целостность защитных колпачков всех соединений.
Кроме того, необходимо проверять плотность посадки клемм проводов на полную глубину в наконечниках свечей и крышки датчика-распределителя. Свечи в системах зажигания необходимо заменять согласно моторесурса, установленного заводом-изготовителем, а при замене следить за соответствием марки свечей зажигания относительно двигателя.
Если цвет изолятора свечи зажигания от светло-серого до светло-коричневого, корпус чистый, электроды не изношены, то это говорит о соответствии свечи данному двигателю и его нормальной работе. Черный сухой нагар на свече означает, что она не соответствует данному двигателю либо переобогащена рабочая смесь. Выгоревшие электроды указывают на перегрев свечи, вызванный ее несоответствием данному двигателю, либо на применение низкооктанового бензина или неверную установку момента зажигания.
Отказ в работе системы зажигания может быть вызван следующими причинами:
-ток не проходит через контакты прерывания (загрязнены, окислены или пригорели); образовался бугорок и кратер на контактах; слишком большой зазор между контактами или ослабление прижимной пружины; не размыкаются контакты прерывателя (нарушена регулировка зазора); изношена текстолитовая подушечка или втулка рычажка прерывателя;
-ослаблено крепление или окислены наконечники проводов в цепи низкого напряжения, обрыв в проводах или замыкание их с массой;
-неисправен выключатель зажигания;
— из-за короткого замыкания пробит конденсатор;
-обрыв в первичной обмотке катушки зажигания;
-не подается высокое напряжение к свечам зажигания (неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения, провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция);
-износ или повреждение контактного уголька, зависание его в крышке распределителя зажигания;
-утечка тока через трещины или прогары в роторе распределителя зажигания, либо через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки;
-обрыв или замыкание на «массу» вторичной обмотки катушки зажигания;
-нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к контактам крышки распределителя зажигания;
-зазор между электродами свечей не соответствует норме или замаслены свечи зажигания; свечи зажигания повреждены из-за трещин на изоляторе;
-неправильная установка момента зажигания.
Если двигатель не развивает полной мощности, возможными причинами неисправности могут быть: неправильная установка момента зажигания; большой износ втулки подвижного контакта прерывателя.
Порядок выполнения работы
1. Соберите схему и установите и закрепите трамблер во фланце электропривода, на передней панели стенда, заданной преподавателем системы зажигания
2. Подключите вакуумную трубку к вакуумному регулятору опережения зажигания.
3. Рассоедините высоковольтные провода по свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров четырех цилиндрового двигателя внутреннего сгорания: 1-3-4-2
4. Установка и проверка момента зажигания с помощью стробоскопа
5. Для проверки и установки угла опережения зажигания, произведите подключение стробоскопа к системе зажигания стенда
Датчик искры стробоскопа подключите к высоковольтному проводу первого цилиндра согласно номера на крышке трамблера
6. Направьте мигающий поток света стробоскопа на шкив двигателя, если момент зажигания установлен правильно, то на холостых оборотах видимая метка ВМТ на окне стенда должна находиться напротив метки необходимого угла опережения зажигания на шкиве двигателя.
7. Ослабить гайку крепления трамблера и поверните его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус трамблера поверните против часовой стрелки, а для уменьшения — по часовой стрелке
8. Затяните гайку крепления трамблера и вновь проверьте установку момента зажигания.
Устройство автомобиля
Ремонт системы зажигания состоит в замене вышедших из строя элементов (свечей, проводов высокого напряжения, катушки зажигания, конденсатора, электронного коммутатора, выключателя зажигания или его контактной группы, датчика-распределителя, распределителя зажигания и его элементов — крышки, ротора, контактной группы, кулачка, вакуумного регулятора).
Техническое обслуживание системы зажигания. Чтобы контактная система зажигания работала нормально, необходимо следить за чистотой всех приборов, входящих в эту систему, за креплением проводов на приборах, следить за целостностью защитных резиновых колпачков на проводах высокого напряжения и выполнять все работы по техническому обслуживанию в установленные сроки.
Через 10 000 км пробега необходимо снять крышку распределителя, протереть ее изнутри ветошью, смоченной бензином, а если будет обнаружено замасливание, протереть диск и контакты прерывателя. Смазать ось подвижного контакта и фетровую вставку маслом для двигателя.
Через 20 000 км пробега надо залить 3—4 капли масла, применяемого для двигателя, в отверстие масленки на корпусе распределителя зажигания, предварительно повернув ее крышку до открытия заливного отверстия. Осмотреть контакты прерывателя и при обнаружении окисления, неровностей и обгорания зачистить их. Проверить и отрегулировать величину зазора между контактами прерывателя. После регулировки зазора между контактами прерывателя каждый раз следует проверять и регулировать угол опережения зажигания, который при изменении величины зазора также изменяется. Вывернуть свечи, при наличии нагара удалить его указанными выше способами и отрегулировать зазоры между электродами свечей.
Через 30 000 км пробега свечи рекомендуется заменить новыми. Во избежание срыва резьбы при завертывании свечу следует устанавливать в специальный свечной ключ, а затем вместе с ключом — в отверстие головки цилиндров и легким поворотом руки вначале несколько влево, а затем вправо без большого нажима ввертывать свечу, пока она легко не повдет по резьбе, после чего окончательно затянуть с применением воротка. Для облегчения последующего отворачивания свечей перед ввертыванием их в блок желательно натереть резьбовую часть свечей графитным порошком. При техническом обслуживании бесконтактной системы зажигания главное вниманием необходимо уделять содержанию в чистоте и креплению всех приборов и проводников. Следует тщательно протирать чистой тканью, смоченной бензином, наружную и внутреннюю поверхности крышки датчика-распределителя и ротора, защищать электроды боковых клемм и токоразностную пластину ротора. Надо также протирать корпус электронного коммутатора и катушку зажигания, проверять надежность крепления соединений в электрических цепях низкого и высокого напряжения и целостность защитных резиновых колпачков всех соединений.
Не допускается снимать наконечники свечей с проводов и провода высокого напряжения из крышки датчика-распределителя при горячем двигателе во избежание обрыва токопроводящей жилы, которая от нагревания становится более эластичной (мягкой).
Необходимо проверять плотность посадки проводов на полную глубину в наконечниках свечей и крышки датчика-распределителя.
Среда, 21.04.2021, 20:45 Приветствую Вас Гость | RSS |
Главная | Регистрация | Вход |
ТО и ремонт автомобилей Узнай всё про автомобиль |
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДОСТАТОЧНОЙ МОЩНОСТИ И БЕСПЕРЕБОЙНОСТИ ИСКРООБРАЗОВАНИЯ НА СВЕЧАХ
при этом наблюдается затрудненный запуск и неустойчивая работа даже прогретого двигателя, снижение его мощности и экономичности, или ток высокого напряжения вообще не поступает на свечи и происходит полный отказ в работе системы зажигания.
Причины:
неисправность контактной группы включения в замке зажигания происходит обычно при окислении или обгорании контактов (например, при длительном одноразовом включении стартера);
обрыв в первичной цепи в т.ч. окисление или повреждение клемм;
электрический пробой крышек распределителя или катушки зажигания происходит при образовании трещин, обломов или при загрязнении их (сильная утечка тока происходит через образующиеся в микротрещинах грязевые отложения с металлической пылью);
пробой изоляции, замасливание, загрязнение или отсыревание проводов высокого напряжения например, при длительных стоянках при повышенной влажности воздуха;
пробой на массу или отложение большого количества нагара на электродах свечей. Нагар образуется в основном при попадании масла в камеры сгорания, причем при сильном проявлении вышеуказанных причин может произойти полный отказ искрообразования как на отдельных (при пробое на массу), так и на всех свечах двигателя;
несоответствие норме зазора между электродами свечей. При слишком большом зазоре (особенно в зимнее время при низких температурах) наблюдается неустойчивое искрообразование (пропуски в зажигании), при этом увеличивается возможность пробоя свечей на массу;
снижение вторичного напряжения катушки зажигания;
обрыв или пробой изоляции проводов (межвитковое замыкание) в первичной или начальных витках вторичной обмотки. Этому способствует старение изоляционного лака проводов при высокой температуре, наблюдающейся в катушках зажигания при работе (именно поэтому не рекомендуется оставлять на продолжительный период включенным зажигание без пуска двигателя);
обрывы в электрической цепи обмоток чаще всего в местах пайки соединений;
перегорание добавочного сопротивления или дополнительного резистора;
неисправная работа прерывателя-распределителя:
пробой конденсатора (в контактных системах зажигания);
слишком маленький зазор между контактами (в разомкнутом состоянии). При этом на больших и средних частотах нет четкости в размыкании первичной цепи, в результате исчезновение магнитного поля первичной обмотки катушки получается смазанным и во вторичной обмотке при этом не индуктируется ЭДС достаточной мощности (снижается вторичное напряжение);
слишком большой зазор между контактами. В результате подвижный контакт не успевает возвращаться в исходное положение, к моменту подхода следующего кулачка прерывателя первичная цепь при этом не разомкнется и на одну из свечей не будет подан ток высокого напряжения (это явление приводит к повышенному износу цилиндро-поршневой группы двигателей (говорят двигатель троит), оно возникает и при отказе одной из свечей двигателя);
износ граней кулачков, ослабление жесткости пружины подвижного контакта, биение валика при повышенных износах. В результате наблюдается отсутствие четкости размыкания первичной цепи;
замасливание, обгорание или эрозия контактов (лунка-выступ);
электрический пробой ротора распределителя, износ контактного уголька или обгорание токораздаточной пластины и сегментов;
неисправная работа транзисторного коммутатора (в контактно-транзисторных и бесконтактных системах зажигания). Происходит при выходе из строя диодов стабилитрона, импульсного транзистора, электролитических конденсаторов, транзисторов и т.п.
неисправная работа датчика импульсов (в бесконтактных системах зажигания). Это генераторный датчик-распределитель в виде малогабаритного генератора переменного тока, управляющий работой транзисторного коммутатора, в нем могут выйти из строя стабилизатор, датчик Холла, усилитель, резистор и выходной транзистор или релейный элемент (триггер) микропереключателя, являющегося основным узлом датчика.
МОМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИСКРЫ НА СВЕЧАХ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ОПТИМАЛЬНОМУ УГЛУ ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ (для конкретных условий эксплуатации автомобиля).
Причины:
неправильно выполнена установка угла опережения зажигания;
неисправная работа центробежного регулятора. Происходит обычно при ослаблении пружин и заедании грузиков;
неудовлетворительная работа вакуумного регулятора. Обычно из-за выхода из строя диафрагмы, при засорении или разрыве вакуумного шланга;
заедание опорного подшипника приводного валика прерывателя. Происходит при засорении или износе подшипника.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Перед пуском двигателя проверить визуально состояние элементов системы зажигания обращая особое внимание на целостность электрических цепей, клемм, проводов, крышек катушки зажигания и прерывателя-распределителя.
По характеру пуска и устойчивой работе двигателя на линии (без характерных хлопков в глушителе или впускном коллекторе, без пропусков в зажигании и снижении мощности двигателя, без значительных детонационных стуков и т.д.) опытный водитель может определить техническое состояние системы зажигания, выделив при необходимости негативное воздействие на характер работы двигателя, неполадок в топливной системе.
При работе на линии водитель может косвенно проверить правильность установки угла опережения зажигания. Для этого на ровном участке дороги, нажатием на педаль акселератора резко разгоняет автомобиль с 25—30 до 55—60 км/ч — на скорости 40—45 км/ч должна появиться легкие кратковременные детонационные стуки (их полное отсутствие свидетельствует обычно о слишком позднем зажигании).
Если в темное время суток открыть капот при работающем двигателе, на крышках катушки зажигания или распределителя можно заметить проскакивание по их поверхности электрических разрядов, это свидетельствует о загрязнении или пробое изоляции крышек и необходимости замены вышедших из строя узлов и деталей системы зажигания.
Выполнить объем работ при ЕО.
Затем очистить от пыли, грязи и налетов масла все элементы системы зажигания, проверить крепление и внешнее техническое состояние.
Провода с нарушенной изоляцией и поврежденными контактами заменить. Окисленные контакты зачистить стеклянной шкуркой, нанести тонкий слой противоокислительной аэрозоли типа «Унисма».
По регламенту работ при ТО-1 необходимо вывернуть свечи зажигания и осмотреть их.
Если нижняя часть имеет незначительный слой ржаво-коричневого оттенка, корпус покрыт от длительной эксплуатации тонким слоем сажи, а центральный электрод имеет нормальный серый цвет значит свеча работает нормально.
Если выступающие в камеру сгорания части свечи покрыты слоем бархатистого нагара, это может быть вызвано работой на переобогащенной смеси, засорением воздухо-очистителя, неправильной регулировкой клапанов и т.д.
Если свеча покрыта слоем масла, это признак износа («залегания») поршневых колец, высокого уровня залитого масла или неисправности самой свечи.
Если свеча с налетом твердого нагара серо-коричневого или серо-синего цвета, это вызвано, скорее всего, низким калильным числом свечи, преобладанием работы на бедной смеси, установкой слишком раннего зажигания.
Отказ работы хотя бы одной свечи, сопровождаемый потерей мощности, неустойчивой работой, хлопками в глушителе и выбросами дыма темно-бурого оттенка и т.д., приводит к очень негативным последствиям: несгоревшее топливо смывает смазку с зеркала цилиндра, резко возрастают износы и т.д. Поэтому эксплуатацию необходимо прекратить, выявить неисправную свечу и заменить ее. Для этого используют метод поочередного отключения проводов высокого напряжения от свечей на холостом ходу. Если после отключения какой-либо свечи характер работы двигателя не более ухудшится, значит свеча работает, если нет, значит именно эта свеча неисправна.
Перед проверкой и регулировкой зазора между электродами свечи проволочным калибром и специальным ключом рабочую часть свечи необходимо очистить.
На качество искрообразования свечу испытывают, завернув ее в гнездо воздушной камеры прибора Э-203.П наблюдая за характером искрообразования через смотровое окно, предварительно создав в камере рукояткой воздушного насоса давление 0,8—1,0 МПа (искра должна быть бесперебойной, яркого голубого цвета, без дополнительных искрообразований, характеризующих пробой изолятора).
Герметичность свечи определяют по скорости падения давления в воздушной камере по манометру.
Угол опережения зажигания является одним из важнейших параметров, влияющих на работу системы зажигания в целом.
Метод проверки установки зажигания по совпадению специальных меток в конце сжатия первого цилиндра и началу размыкания контактов в прерывателе-распределителе (которое определяется по загоранию контрольной лампочки, подсоединенной параллельно контактам) давно устарел и используется в частной практике или при сборке двигателей и установке на место прерывателя-распределителя.
Необходимо помнить, что при сборке двигателей нужно тщательно проверять совпадение соответствующих меток на шестерне коленчатого вала и шестерне распределительного вала, иначе в дальнейшем будет нарушена вся работа системы зажигания.
В настоящее время для определения правильности установки начального угла опережения зажигания или для корректировки его, в зависимости от изменившихся условий работы автомобиля, широко используют различного типа стробоскопы.
Стробоскоп подключают в ходе проверки к аккумуляторной батареи специальными зажимами, в крышку распределителя на место провода высокого напряжения от свечи первого цилиндра устанавливается переходник щупа, а затем и провод высокого напряжения. Поскольку лампа вспыхивает на очень короткое время в момент проскакивания искры на свече первого цилиндра, то и специальные метки нанесенные на вращающихся деталях кажутся неподвижными.
С помощью стробоскопического пистолета (например, мод. Э-102) можно проконтролировать правильность установки начального угла опережения зажигания по положению контрольных меток относительно друг друга при импульсном подсвечивании, откорректировать его при изменившихся условиях эксплуатации (например, при значительном понижении температуры окружающего воздуха угол опережения зажигания приходится увеличивать иногда на 2—4° и более), проверить работоспособность центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания.
На прогретом двигателе при минимальной частоте вращения коленчатого вала, когда вакуумный и центробежный автоматы не работают, проверяют правильность угла опережения зажигания, направив луч импульсной подсветки стробоскопа на подвижную метку которая будет казаться неподвижной. Если она не совпадает с контрольными неподвижными отметками (рисками, штифтами и т.д.), необходимо ослабить крепление корпуса прерывателя и плавно поворачивать его вправо или влево до момента совпадения меток.
Центробежный регулятор проверяют при отсоединенной трубке вакуумного регулятора постепенным увеличением частоты вращения КВ двигателя: подвижная метка должна плавно сместиться относительно неподвижной. Если перемещения не происходит или происходит рывком, это свидетельствует о заклинивании грузиков на осях.
При проверке вакуумного регулятора устанавливают частоту 2000—2500 мин-1 и быстро подключают соединительную трубку— должно произойти резкое отклонение подвижной метки.
В крупных АТП углубленную диагностику системы зажигания делают дважды — до начала работ по обслуживанию и по их завершении. Причем диагностика может проводиться в постах отдельной зоны диагностики Д-2 с использованием стационарных высокопроизводительны стендов (мотор-тестеров и т.д.), а может проводиться совмещенно, непосредственно на рабочих местах зоны ТО-2, в основном с помощью переносных диагностических приборов.
При ТО-2 особое внимание уделяется контролю и обслуживанию прерывателей-распределителей.
Необходимо снять крышку распределителя, очистить внутреннюю полость от пыли и грязи, при необходимости зачистить контакты в крышке и на роторе стеклянной шкурке: зернистостью 100—120. Затем продуть полость сжатым воздухом.
Контакты, в т. ч. и в гнездах крышки для проводов высокого напряжения целесообразно обработать антиокислительной аэрозолью типа «Унисма».
Затем надо проверить состояние контактов прерывателя — при наличии нагара или при повышенном износе (в т. ч. с образованием бугорка и кратера) их следует зачистить плоским бархатным надфилем, соблюдая при этом параллельность контактов. После этого полость продуть сжатым воздухом.
Вращая рукояткой КВ, добиться положения максимальной разомкнутости контактов и вставить между ними щуп, соответствующий нормативному зазору (0,3—0,45 мм). При регулировке ослабляют стопорный винт отверткой вращают эксцентрик, пока щуп не будет плотно входить между контактами, и в этом положении стопорный винт закрепляют. Необходимо отжать пальцем рычажок подвижного контакта и отпустить его — он должен быстро, со щелчком вернуться в исходное положение, в противном случае необходимо проверить упругость пружины динамометром. Натяжение должно быть 5,0—6,5 Н.
Очень удобен малогабаритный переносной прибор мод. Э-213 для проверки и регулировки прерывателей-распре¬делителей непосредственно на автомобиле, с его помощью можно замерять падение напряжения на контактах, значение угла замкнутого состояния кон¬тактов, емкость конденсатора и частоту вращения КВ двигателя.
В объем работ ТО-2 по прерывателю-распределителю входит смазка чистым моторным маслом оси рычажка и фильц-масленки (по одной-две капли), втулки кулачка (до пяти капель), и завернуть на один-два оборота крышку колпачковой масленки подшипников вала привода (смазка — ЦИАТИМ-201).
КОМПЛЕКСНАЯ И ПОЭЛЕМЕНТНАЯ ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
Переносной прибор мод. Э-214 удобен тем, что практически все элементы электрооборудования можно проверить на автомобиле, в т. ч. на работающем двигателе, что дает большую экономию времени. Этот прибор Э-214 позволяет проводить как комплексную диагностику системы зажигания, так и поэлементную проверку.
Вначале целесообразно проверить работу системы зажигания в целом. Для этого электрическую цепь разрядника с помощью провода и переходника подключают к центральной клемме высокого напряжения катушки зажигания, а второй провод, также с помощью переходника — к центральной клемме крышки распределителя. Таким образом, ток высокого напряжения, срабатываемый диагностируемой системой зажигания, проходит через разрядник прибора, а затем от контактов крышки распределителя идет к свечам зажигания двигателя. Вращением рукоятки нижнего электрода разрядника, закрытого предохранительным стеклянным колпачком, можно изменять расстояние между электродами разрядника.
Принцип проверки заключается в том, что чем больший зазор между электродами разрядника сможет пробить ток высокого напряжения испытуемой системы зажигания при работающем двигателе, тем в лучшем состоянии находится и катушка зажигания, и прерыватель, и остальные элементы.
Перед проверкой тумблером устанавливают соответствующий вольтаж проверки (12 или 24 В), а рукояткой устанавливают предстоящий род проверки. Зная нормативные значения зазоров между электродами разрядника для различных моделей автомобилей, пускают двигатель и увеличивают зазор в разряднике до «Lmax» для данной модели двигателя.
Если двигатель легко запустился, а искра в разряднике будет яркой и устойчивой при максимальном нормативном зазоре значит система зажигания находится в хорошем состоянии и дальнейшую (поэлементную) проверку можно не проводить.
При увеличении зазора между электродами разрядника сверх нормативного искра в разряднике становится вначале неустойчивой, затем вообще исчезает, и двигатель остановится.
Диагностика системы зажигания и ее элементов может производиться на автомобиле также с помощью высокоточных современных установок — анализаторов (мотор-тестеров).
Диагностирование с их помощью более удобно и менее трудоемко, а результаты проверок получаются емкими и точными, т.к. диагностирование может проводиться комплексно, во взаимосвязи с другими системами, причем в большинстве случаев на работающем двигателе.
Помимо основных многофункциональных измерительных приборов на многих моделях мотор — тестерах в верхней части корпуса расположены поворотные стрелы со жгутами присоединительных проводов с зажимами и переходниками, дополнительными приборами и приспособлениями (во время проверок стрела устанавливается прямо над двигателем, благодаря чему повышается удобство в работе). С помощью мотор-тестеров можно проверять техническое состояние двигателя, анализировать состав отработавших газов, производить комплексную проверку электрооборудования автомобиля.
При диагностике системы зажигания особая роль придается осциллографу, позволяющем; визуально наблюдать за быстротечными процессами по изображаемым на экране осциллограммам.
На вход прибора подаются сигналы с контактов прерывателя, с вывода высокого напряже¬ния от катушки зажигания и от свечи первого цилиндра. Горизонтальная ось отградуирована в градусах, вертикальная ось — в кВ, пики диаграмм вдоль нее дают сведения о максимальны, первичном и вторичном напряжениях в системе зажигания. Поворачивая переключатель выбора можно получать осциллограммы в виде кадров серии сравнивая их затем с «эталонными» диаграммами, что требует высокой квалификации оператора-диагноста. Эта задача упрощается, если использовать сравнительный метод осциллограмм сразу для нескольких цилиндров, получаемый путем наложения сигналов друг на друга — сразу видны различные отклонения и дефекты. Горизонтальную развертку первичной цепи условно делят на участки, характеризующие процессы в системе зажигания — от длительности искры до угла замкнутого состояния контактов прерывателя — одного важнейших диагностических параметров.
Прерыватель-распределитель оказывает большое влияние на работу всей системы зажигания. Поэтому в ходе проверки при ТО-2 вышеописанными методами при подозрении на неудовлетворительную работу прерывателя-распределителя, а при сезонном ТО-2 обязательно его снимают и передают в электроцех.
После тщательной очистки прерыватель проверяют на стенде мод. СПЗ-8М.
Кроме прерывателей-распределителей на нем можно проверять техническое состояние катушек зажигания, транзисторных коммутаторов и конденсаторов а также регулировать работу центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Привод проверяемых прерывателей осуществляется от двигателя, подключаемого к сет переменного тока 220 В. Питание проверяемых приборов осуществляется от аккумуляторной батареи напряжением 12 В. Прибор содержит вакуумный насос и синхроноскоп. На панели установлены выключатели, рукоятки управления и т.д. Синхроноскоп предназначен для проверки прерывателя, центробежного и вакуумного регулятор состоит из привода с диском, подвижной шкалы с делениями в градусах, неоновой ламп и импульсного трансформатора. Неоновая лампа закреплена под диском, имеющим радиальную щель. Вращение испытуемого прерывателя осуществляется от вала привода диска (для обеспечения синхронности вращения диска и вала прерывателя), а вал прерывателя соединяется муфтой с приводом стенда. При вращении кулачок прерывателя разрывает цепь в первичной обмотке импульсного трансформатора и импульсы ЭДС вторичной обмотки вызывают вспышки неоновой лампы. В результате на вращающемся диске синхроноскопа будут видны светящиеся риски (по количеству кулачков прерывателя), а угол чередования вспышек измеряют по шкале и сравнивают с нормативным.
Кроме того, в ходе испытаний на данном приборе при замере угла чередования вспышек по специальной градуированной шкале можно определить и разницу угла опережения зажигания для различных цилиндров и благодаря этому выявить дополнительные негативные факторы.
При проверке центробежного регулятора опережения зажигания следует помнить, что для различных моделей он может увеличивать угол на 15—20° (регулировка производится подгибанием стоек крепления пружинок).
Вакуумный регулятор при изменении нагрузки на двигатель должен работать в пределах повышения угла опережения зажигания до 10—15°. При неисправной работе его следует снять с прерывателя, осмотреть все детали, неисправные заменить, а необходимую регулировку можно произвести заменой регулировочной прокладки 2 на прокладку другой толщины.
ИЗМЕРИТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ
В небольших АТП и СТОА в основном используются переносные малогабаритные диагностические приборы.
Переносной прибор мод. К-484 электронного типа, многофункциональный. Помимо измерения эффективности работы цилиндров, он позволяет определять угол опережения зажигания, угол замкнутого состояния контактов прерывателя (т.е. техническое состояние всех деталей блока размыкания первичной цепи). Для проведения проверок он содержит тахометр, вольтметр, амперметр, омметр, киловольтметр, а также комплект присоединительных проводов с наконечниками, микростробоскопом.
При измерении эффективности работы цилиндров принцип действия аналогичен прибору Э-216М: измеряется значение снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя при поочередном отключении каждого цилиндра электронным выключателем путем шунтирования контактов прерывателя в необходимые моменты времени. Разница снижения частоты по цилиндрам не должна превышать 25% от среднего значения, полученного при испытаниях.
Принцип измерения угла замкнутого состояния контактов прерывателя основан на том, что средний электроток, проходящий во время испытаний через автотестер, пропорционален этому углу.
Переносной прибор мод. Э-216М предназначен для определения эффективной работы и обнаружения ненормально работа¬ющих цилиндров карбюраторных двигателей с числом цилиндров 4, 6, 8, с номинальным напряжением электрооборудования 12 В.
Принцип действия прибора заключается в измерении снижения частоты вращения КВ двигателя при поочередном отключении каждого цилиндра. Прибор содержит высокочувствительный измеритель частоты вращения коленчатого вала двигателя (поэтому прибор может использоваться при диагностике просто в качестве тахометра) и электронного выключателя зажигания, с помощью которого прекращают искрообразование в выбранном цилиндре путем шунтирования контактов прерывателя в необходимые моменты времени. В комплект прибора входит датчик с переходником и жгут из проводов подсоединения прибора к аккумуляторной батареи и к массе (корпусу двигателя). Датчик подсоединяют с помощью переходника к гнезду распределителя, а свечной провод первого цилиндра — в гнездо датчика.
Проверку производят на хорошо прогретом двигателе.
- Авто пинается при разгоне
- Авто 49 каталог товаров наро фоминск