Технологическая карта на ремонт автомобиля
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ по предмету: «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Тема урока : Органы управления автомобилем
Проверка суммарного люфта в рулевом управлении
Передние колеса установлены соответствующе движению авто – прямо. Люфт не должен превышать 15*
Пружина люфтометра должна быть надежно закреплена на рулевой колонке
Установка шкалы люфтометра в определенном порядке
Определение элементов рулевого управления, вызвавших увеличение люфта
Домкрат, распорные клинья,
набор гаечных ключей от
Отсутствие зазоров в подшипниках ступиц передних колес втулок шкворней, износ пальцев рулевых наконечников,зазор в подшипниках червяка
Автомобиль должен быть поставлен на стояночный тормоз. Включена передача. Установлены клинья под колесами.
Целостность пружин на рулевых наконечниках.
Чистота отверстий для пресс- масленки.
Соответствующая смазка для рулевых тяг.
Замена наконечников рулевых тяг
Набор гаечных ключей от 10 до 36мм, съемник,плоскогубцы,шплинты
Устранить зазор в рулевых наконечниках путем замены шаровых пальцев и вкладышей
Автомобиль должен быть заторможен, расклинен, инструмент исправен
Отсутствие трещин, задиров на наконечниках, шаровые пальцы без дефектов.
Тема урока : Кузов и дополнительное оборудование автомобиля
Оборудование, инструменты и материалы
Манометр гидравлический, набор гаечных ключей, масло веретенное И-16
Герметичность подъемного механизма.Исправ-ность
шестеренчатого насоса и коробки отбора мощности
Работы осуществлять при исправном упоре и ограничительного троса подъема кузова
Повреждение зеркала подъемника. Целостность манжет на подъемнике. Негерметичность соединительного колпака
Проверка и регулировка длины троса, ограничение подъема платформы самосвала
Трос, набор ключей, метр, упор.платформы
Длина троса ограничителя не должна превышать длины выдвижки штока подъемника
Работать в рукавицах с исправным упором платформы
Задиры и порывы стоек троса. Надежность жимков троса
Замена масла в системе подъемного механизма
Емкость с шестер.насосом, индустр.или дизельное масло 20л
Состояние и чистота фильтров,сеток магнитов – уловителей, соответствие масла сезону
Работать с исправным упором, не выливать масло на землю, работать исправным инструментом
Масло выбирать соответственно сезону эксплуатации самосвала, следить за чистотой и герметичностью фильтров.
Оборудование, инструменты и материалы
шивание работы двигателя с помощью стетоскопа
Износ поршня и цилиндра-звонкий метал.звук при работе холодного двигателя.
Резкий метал. звук на всех режимах-износ втулки пальца и втулки верхней головки шатуна.
Глухой стук в ниж.части картера-износ вкладышей шатун.и коренных
Не допустить попадание элементов стетоскопа во вращающие ее части автомобиля. Работать в застегнутой куртке и головном уборе
Проверка и регулировка, натяжение ремня привода водян. насоса, работа термостата топливного насоса
Двигатель в рабочем состоянии.
Набор гаечных ключей
Ослабив крепление генератора при усилии 3-4кг прогиб ремня составил 10-15мм
Работать исправным инструментом.
Работы производить на заглушенном двигателе
Обратить внимание на целостность ремня, отсутствие трещин на ремне. Подтекание масла
Тема урока : Ходовая часть автомобиля
Оборудование, инструменты и материалы
Замена жидкости амортизатора передней подвески
Домкрат, подъемник, набор ключей, съемник, амортизаторная жидкость
Состав жидкости 60% трансформаторного и 40%турбинного масел
Работы по замене амортизатора производить со страховочной конструкцией, не на домкрате
Износ сальника, изменение диаметра поршня, износ клапана перепускного
Демонтаж, монтаж шин, балансировка колес
Домкрат, клинья, баллонный ключ, монтировка, стенд для балансировки колес, стенд для накачки колес
Демонтаж шины производить в определенном порядке.
Определение износа, прокола камеры.
Соответствие протектора на всех шинах.
Съемные бортовые кольца должны плотно сидеть в пазах диска.
Накачку шин производить на стенде, в полевых условиях – съемным кольцом к земле.
Размер камеры должен соответствовать размеру шины.
Протектор (рисунок) одинаково установлен в нужном направлении.
Тема : Ходовая часть автомобиля
Оборудование, инструменты и материалы
Домкрат, баллонный ключ, распорные клинья
Отсутствие зазоров в сайлент- блоках, рулевых тягах, подшипниках ступиц
Безопасные приемы при поддомкрачив. автомобиля.Установка клиньев, исключающих движение авто.
Износ подшипников ступиц, резьбы на рулевых пальцах должны быть четкими и зашплинтованы.
Замена шкворневой подвески передней оси
Домкрат, козелки, гаечный и баллонный ключи, ветошь, съемник
Опрессовка бронзовых втулок для шкворней. Соответствие отверстий втулок и отверстий для шприцевания их
Установка козелков при поддомкрачивании автомобиля.
Установка упорных клиньев, постановка авто на ручной тормоз
Прослабление втулок, не соответствие диаметра шкворней и запрессован.втулок
Замена рессорных листов
Домкрат, съемники, гаечные ключи, баллонный ключ
Замена прослабленной или треснутой рессоры.
Замена выработан.пальца рессоры
Не производить замену рессоры на поддомкрачив.
автомобиля без упора
Рессоры должны соответствовать радиусу прогиба.
Тема урока : Техническое обслуживание системы питания автомобиля
Оборудование, инструменты и материалы
Устранение засорения жиклеров и каналов карбюратора
Воздушный насос, компрессор, ванночка для промывки, керосин. растворитель
Калиброванные отверстия жиклеров должны быть чистые, без примесей и царапин
Царапины на калиброванных отверстиях жиклеров.
Изменение диаметров жиклеров
Замена поврежденной диафрагмы бензонасоса, пропуск воздуха (подсос)
Рожковые ключи от 8*10 до 17*19, отвертки, ветошь, герметик, тисы, манометр
Диафрагма новая, без пробоин.
Пружина целая, без прослабления и поломки.
Давление созд. Насосом0,3-0,4кгс/см
Работать исправным инструментом.
Пружина достаточно упруга.
Плотность соед.частей насоса, герметичность
Переполнение поплавковой камеры.
Устранение негерметичности поплавка
Притирка, паяльник, олово, ванночка с горячей водой
Поплавковая игла и гнездо должны быть притерты, герметичны,
поплавок без повреждений и опред.массы
Отсутствие открытого огня. При попадании паяльной кислоты промыть открытые участки тела
Игольчатый клапан и седло не герметичны.
Поплавок должен иметь свободный ход
Тема урока : Промывка системы охлаждения
Оборудование, инструменты и материалы
Промывка системы охлаждения
Двигатель, радиатор, водяной насос, дюритовые соединительные шланги, термостат
Слить старую охлаждающую жидкость.
Залить специальный раствор для удаления накипи в узлах охлаждение
Состав раствора:50гр. едкого Na, 10гр.керосина на 1литр воды выдержать 12 часов. Прогреть до 80*С, слить раствор из системы охлаждения
Работать в спецодежде. В помещении должна быть вентиляция. Работы производятся в резиновых рукавицах. Соблюдать осторожность при приготовлении раствора. Меры безопасности при сливе горячего раствора с блока двигателя
Утечка охлаждающей жидкости с патрубков радиатора, водяного насоса.
Утечка жидкости из радиатора, устранить методом пайки. Проверка работы термостата.
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ МДК 01.07 Ремонт кузовов автомобилей
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова»
ПМ 01. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
для обучающихся по выполнению практических работ
МДК 01.07 Ремонт кузовов автомобилей
для специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
от «____» __________2017г.
Заместитель директора по УВР
Составитель: _________ Орлова Александра Викторовна, преподаватель ГБПОУ «КПК имени С.В. Хохрякова»
В процессе написания практических работ реализуются следующие компетенции.
ПК 4.1 Выявлять дефекты автомобильных кузовов
ПК 4.2 Проводить ремонт повреждений автомобильных кузовов
ПК 4.3 Проводить окраску автомобильных кузовов
ОК2. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК4. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Цели проведения практических занятий:
обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам МДК.
формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Состав и содержание практического занятия определяется его ведущей дидактической целью: формирование практических умений:
профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности);
учебных, необходимых в последующей учебной деятельности.
Содержание практических работ
Ведущей дидактической целью работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей), поэтому они занимают преимущественное место при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального циклов и менее характерны для профессиональных модулей профессионального цикла.
решение разного рода задач (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.)
выполнение вычислений, расчетов, чертежей
работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой
работа с нормативными материалами, справочниками
составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации
Выполнение работ заканчивается составлением отчета с выводами, характеризующими полученный результат и защита работы перед преподавателем. Работа считается полностью выполненной после ее защиты. Оценки за выполнение заданий на практических занятиях могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачёта и учитываться как показатели текущей успеваемости обучающихся и студентов.
Перед выполнением практических работ следует повторить материал соответствующих разделов и тем МДК, изучить теоретическую часть методических указаний к данной работе.
Структура практических занятий включает в себя следующие элементы:
краткие теоретические основания выполняемого задания,
оборудование и аппаратура,
материалы и их характеристики,
порядок выполнения задания,
выводы (без формулировки),
учебная и специальная литература.
Список используемых источников
Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей – учебное пособие для студентов СПО / В.М. Виноградов, И.В. Бухтеева, В.Н. Репин, А.А. Соколов – М.: Издательский центр «Академия», 2016г.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Власов В.М. Учебник. М.: Академия, 2015г.
Критерии оценки практических работ
Уровень подготовки обучающегося оценивается в баллах: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно).
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся легко ориентируется, умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная оценка предполагает грамотное, логическое изложение ответа, качественное внешнее оформление.
«4» (хорошо) – если обучающийся полно освоил учебный материал, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если обучающийся обнаруживает знания и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновывать свои суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.
Перечень тем практических работ по МДК 01.07
Ремонт кузовов автомобилей профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
Устройство оборудования для ремонта кузова
Работа оборудования для ремонта кузова
Восстановление геометрических параметров кузовов на стапеле
Замена элементов кузова
Проведение рихтовочных работ элементов кузовов
Проведение сварочных работ по соединению элементов кузовов
Подбор лакокрасочных материалов для ремонта лакокрасочного покрытия элементов кузовов
Подготовка элементов кузова к окраске
Нанесение отделочных покрытий. Подготовка к работе, использование и обслуживание краскопультов.
Технологическая карта по ремонту автомобиля пример. Технологическая карта то или ремонта автомобиля
Техническое обслуживание предусматривает строго периодичное выполнение уборочных, моечных, заправочных, смазочных, контрольно-диагностических, крепежных и регулировочных работ. Работы ТО по характеру и месту выполнения разделяют на:
Сопутствующие работы текущего ремонта, выполняемые при ТО (на постах или вне их).
Для постовых работ ТО характерна вполне определенная периодичность, номенклатура и трудоемкость.
Текущий ремонт (по определению ГОСТ 18322—73) есть ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности автомобиля и состоящий в замене и восстановлении его отдельных частей и их регулировке.
Работы ТР по характеру и месту выполнения также разделяют на постовые, цеховые и сопутствующие техническому обслуживанию работы, выполняемые на постах ТО.
При ТР выполняют также медницкие, сварочные, жестяницкие, электротехнические, шиноремонтные, обойные, малярные, крепежные и регулировочные работы, потребность в которых возникает между очередными ТО.
Для работ ТР характерны большая номенклатура устраняемых отказов и неисправностей и значительные колебания трудоемкости выполняемых работ. Номенклатура работ, выполняемых при постовом ремонте, содержит около 500 наименований, а трудоемкость одного (по номенклатуре) постового ремонта колеблется в пределах 0,10-15,0 чел-ч.
Обычно необходимость проведения работ ТР выявляется по заявке водителя, на участках диагностирования или ТО.
Разработка технологического процесса текущего ремонта
Текущий ремонт предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением или заменою отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых) достигших предельно допустимого состояния.
Текущие ремонт должен обеспечивать безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей по пробегу не менее, чем до очередного технического обслуживания ТО-2.
Замена отремонтированных агрегатов и узлов и крепежно-регулировочные работы производятся на участках обслуживающих закрепленные за ними автомобили и автоприцепы согласно распоряжению.
Ремонт агрегатов и узлов в АТП производится на участках. Документом, являющимся основанием для постановки подвижного состава на текущий ремонт, является заявка на ремонт.
Заявка на ремонт выписывается при выявлении неисправностей в основном при заезде подвижного состава с линии, а в других случаях по разрешению заместителя начальника цеха по технической части.
Контрольный механик заявку на ремонт регистрирует по порядковому номеру на каждый день в журнале регистрации заявок на ремонт и выдает водителю. Ставит в известность отдел эксплуатации о неисправных автомобилях и прицепах по автоколоннам.
Водитель, получив заявку производит уборочно-моечные работы подвижного состава, представляет листок учета мастеру участка и с его согласия автомобиль ставит на ремонт.
Водитель, участвующий непосредственно на ремонте, выписав заявку на ремонт, предъявляет его диспетчеру автоколонны. На основании заявки диспетчер выписывает учетный листок участия водителя на текущем ремонте. После прохождения медицинского освидетельствования и соответствующей отметки на учетном листке участия водителя на ремонте, он предъявляет его мастеру участка, обслуживающего автоколонну.
Во время нахождения в ремонте, водитель подчиняется мастеру участка, (выполняет работу по ремонту закрепленного за ним автомобиля или по распоряжению начальника АТП выезжает на линию исправном автомобиле при отсутствии водителя данного т.с.).
По окончанию смены мастер заполняет учетный листок участия водителя на ремонте, указывает объем выполненной работы водителем и, согласно норм времени, ставит количество отработанных часов за смену.
При отсутствии запасных частей или малого объема работ на закрепленном автомобиле мастер имеет право перевести водителя на ремонт другого автомобиля этой же автоколонны. При этом водитель переводится на повременно оплачиваемую работу.
Оплаты труда водителей, привлекаемых на ремонт, производится согласно тарифной ставки ремонтных рабочих.
Учетный листок участия водителей на ремонте является основным документом для оплаты водителю, который после оформления мастером участка и сдается диспетчеру ежедневно.
После окончания ремонта мастер участка (бригадир) записывает наименование произведенных работ в соответствующем разделе заявки и передает контрольным механикам.
Получив листок учета с отметкой о выполнении работ, контрольный механик проверяет техническое состояние автомобилей при выпуске их на линию, после чего делает отметку на выезд в путевой лист, и при обнаружении неисправностей автомобиль направляется обратно на ремонтные участки для устранения обнаруженных неисправностей.
Все заявки ежедневно, по окончании выпуска автомобилей передаются механиком из контрольного пункта инженеру по ремонту для обработки и хранения.
Работы, проводимые на подъемнике в зоне ТО и ТР включают в себя следующие операции разборочно-сборочные, ремонтные операции без элементов восстановления деталей, т.е. замену неисправных агрегатов, механизмов и узлов автомобиля на исправные, замену в них неисправных деталей на новые или отремонтированные.
Технологическая карта
В качестве примера приводим постовые работы на подъемнике по разборке заднего моста при ТО и ТР автомобиля КамАЗ 5320.
Технологическая карта по разборке заднего моста автомобиля КамАЗ
Наименование и состав работ (операций)
Место выполнения операций
Количество узлов или деталей
Профессия и разряд работы
Технические условия и указания
Установить автомобиль на подъемник
Подъемник грузоподъемностью 10т
Отвернуть пробки наливного и сливного отверстий
Открепить, снять ступицы с тормозными барабанами и подшипниками
Открепить тормоза задние, снять стяжные пружины, стопорные пластины, колодки, оси (эксцентрики), опоры, кронштейны разжимных кулаков, колесные цилиндры
Отсоединить вилки штоков с рычагов, открепить, вынуть пальцы, снять Камеры тормозные и кронштейны
Открепить и снять крышку картера моста
Открепить и снять редуктор моста
Открепить и снять механизм блокировки межосевого дифференциала
Открепить, снять крышки подшипников и вынуть диференциал
Разработана технология работ на проектируемом подъемнике и привязана к общей системе проведения ТО и ТР. Составлена технологическая карта на проведение постовых работ на подъемнике по разборке заднего моста при ТО и ТР автомобиля КамАЗ 5320.
«Разработка технологической карты текущего ремонта автомобиля и его элементов»
Технологическая документация представляет собой графические или текстовые документы, которые определяют технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей. Единая система технологической документации устанавливает следующую технологическую документацию: технологические карты, маршрутные карты, операционные карты, инструкции, операционные чертежи, ведомости заказа и нормы расхода запасных частей, материалов, инструментов, оснастки и принадлежностей, а также другие документы.
Одним из важным нормативно-технологическим документом при организации выполнения технического обслуживания автомобиля и его узлов является технологическая карта (ТК) текущего ремонта, которая состоит из нескольких переходов, приемов и представляет собой детальную разработку технологического процесса текущего ремонта элемента автомобиля.
В технологической карте указываются:
Исходным материалом при разработке ТК являются:
оборудования оптимальной производительности и стоимости);
Порядок разработки технологических карт:
Для разработки плана технологических переходов в основном используют инструкции заводов-изготовителей по проведению технического обслуживания автомобилей. Дополнительную информацию можно получить из технической литературы и специальных журналов, а также из личных наблюдений за выполнением технического обслуживания автомобилей.
Оборудование, инструмент, приспособления и приборы для проведения текущего ремонта автомобилей назначают по справочной литературе.
Нормы времени на выполнение переходов и приемов определяют при помощи нормативной документации, а также посредством хронометража. Для автомобилей разработаны «Типовые пооперационные нормативы текущего ремонта». Для автомобилей, на которые нормативная документация не разработана, нормы времени на проведение отдельных операций текущего ремонта и ее переходов устанавливают путем хронометража и сравнения.
Технические условия изложены также в инструкциях заводов-изготовителей и в руководствах по организации работ определенных видов (диагностирование, техническое обслуживание, текущий ремонт, хранение и др.).
В таблице 3 приведена форма технологической карты текущего ремонта автомобиля.
В графе 1 указывается номер перехода. Как правило, используется сквозная нумерация по всей карте.
В графе 2 кратко перечисляется содержание переходов в технологической последовательности. Например: «Демонтировать колпачок вентиля шины».
В графе 3 указывается место выполнения работ. Например, при снятии передних колес необходимо указать: «Сбоку в передней части», поскольку для выполнения этой операции не требуется наличия осмотровой канавы, а передние колеса автомобиля находятся в передней его части.
В графе 4 указывается количество мест воздействия. Например, при обслуживании передних колес указывается «2», поскольку их два.
В графе 5 указывается специальность и разряд исполнителя.
В графе 6 указывается необходимое для проведения переходов оборудование.
В графе 7 указывается трудоемкость обслуживания в человеко-минутах или человеко-часах. Данные можно взять из справочников или по результатам хронометража.
В графе 8 указываются все технические условия, касающиеся рассматриваемого перехода.
Из инструкции по ТО и ТР ВАЗ-21213 имеем:
По изученным данным составим технологическую карту ТР ВАЗ-21213 «Замена масляного насоса»
Производство и продажа автомобилей Лада Largus в России было начато в 2012 году. Внешний вид и габаритные размеры автомобиля Лада Largus представлены на рис. 1.
Рис.1 Габаритные размеры и внешний вид автомобиля Лада Largus
В настоящее время автомобиль выпускается в 5 модификациях:
Largus cross (5 мест);
Largus универсал (7 мест);
Largus cross (7 мест);
Все вышеприведённые модификации выпускаются в 3 комплектациях: «стандарт», «норма» и «люкс».
Автомобили версии «стандарт» оснащаются 1,6-литровым 8-ми клапанным двигателем, мощностью 87 л.с. с максимальным крутящим моментом в 140 Нм при 3800 об/мин. Автомобиль оснащён механической, 5-ти ступенчатой коробкой переключения передач. Время разгона от 0-100 составляет 15,4 с. Максимальная скорость 155 км/ч. Расход топлива в городском режиме составляет 10,6 л. на 100 км., по шоссе – 6,7 л. на 100 км., а в смешанном цикле на 100 км – 8,2 л.
Автомобили версии «норма » так же как и «стандарт» оснащаются 1,6-литровым 8-ми клапанным двигателем, мощностью 87 л.с. с максимальным крутящим моментом в 140 Нм при 3800 об/мин. Автомобиль оснащён механической, 5-ти ступенчатой коробкой переключения передач. Время разгона от 0-100 составляет 15,4 с. Максимальная скорость 155 км/ч. Расход топлива в городском режиме составляет 10,6 л. на 100 км., по шоссе – 6,7 л. на 100 км., а в смешанном цикле на 100 км – 8,2 л. Отличительными особенностями версий «стандарт» и версии «норма» являются элементы комфорта, экстерьера и интерьера.
Автомобили версии «люкс » оснащаются 1,6-литровым 16-ти клапанным двигателем, мощностью 102 л.с. с максимальным крутящим моментом в 145 Нм при 3750 об/мин. Автомобиль оснащён механической, 5-ти ступенчатой коробкой переключения передач. Время разгона от 0-100 составляет 13,5 с. Максимальная скорость 165 км/ч. Расход топлива в городском режиме составляет 10,1 л. на 100 км., по шоссе – 6,7 л. на 100 км., а в смешанном цикле на 100 км – 7,9 л.
Все варианты исполнения в трёх версиях имеют:
Одинаковую базу в 2905 миллиметров;
Колею передних и задних колёс, соответственно, в 1469 и 1466 миллиметров;
Дорожный просвет, равный 145 миллиметров;
Одинаковые шины размером 185/65/R15;
Основные технические характеристики автомобилей Лада Largus с механической коробкой передач с двигателями, мощностью 87л.с. и 102 л.с. приведены в таблице 1.
Таблица 1. Технические характеристики автомобиля Лада Largus.
Характеристики | 1,6 л./8V/5МТ/87 л.с. | 1,6 л./16V/5МТ/102 л.с. |
Кузов | ||
Колёсная формула | 4*2/передние | 4*2/передние |
Расположение двигателя | Переднее поперечное | Переднее поперечное |
Тип кузова | Универсал | Универсал |
Габаритные размеры (д*ш*в*), мм | 4470*1750*1670 | 4470*1750*1670 |
База, мм | ||
Колея задних / передних колёс | 1469/1466 | 1469/1466 |
Дорожный просвет | ||
Двигатель | ||
Тип двигателя | Бензиновый | Бензиновый |
Система питания | Электронный впрыск | Электронный впрыск |
Количество цилиндров/ расположение | 4/ рядное | 4/рядное |
Рабочий объём, куб.см | ||
Максимальная мощность, л.с/кВТ/об. мин | 87/64/5100 | 102/75/5750 |
Максимальный крутящий момент Нм/об | 140/3800 | 145/3750 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость | ||
Время разгона 0-100 км/ч | 14,5 | 13,1 |
Расход топлива | ||
Городской цикл л/100 км | 10,6 | 10,1 |
Загородный цикл л/100 км | 6,7 | 6,7 |
Смешанный цикл л/100 км | 8,2 | 7,9 |
Масса | ||
Снаряжённая, кг | 1260…1345 | 1260…1345 |
Технически допустимая максимальная, кг | 1705…1790 | 1705…1790 |
Объём топливного бака, л | ||
Трансмиссия | ||
Тип трансмиссии | 5 МТ | 5МТ |
Передаточное число главной передачи | 4,2 | 4,2 |
Подвеска | ||
Передняя | независимая | Независимая |
Задняя | полузависимая | полузависимая |
Шины | ||
Размерность | 185/65 R15 (88/92, H) | 185/65 R15 (88/92, H) |
Структура ТО, перечень и периодичность основных работ,
Обязательное техническое обслуживание состоит из периодического технического обслуживания по талонам «Сервисной книжки»: ежегодного технического обслуживания по выявлению дефектов ЛКП и антикоррозийного покрытия и иных работ, предусмотренных «Руководством по эксплуатации.
Согласно сервисной книжке рассматриваемого автомобиля периодическое техническое обслуживание автомобиля производится через каждые 15000 км. При комплексном техническом обслуживании проводятся контрольно-осмотровые (диагностические) и регламентные работы.
К контрольно – осмотровым работам относятся проверка кузова на наличие сколов, проверка уровня жидкостей (тормозной охлаждающей), проверка приборов наружного освещения, заряда АКБ и т.д. К регламентным работам относятся такие работы, как замена масла в картере двигателя, масляного фильтра, а так же воздушного фильтра.
Гарантия ОАО «Автоваз»
1.Предметом гарантии является соответствие автомобиля, в комплектации, поставленной изготовителем, обязательным требованиям к качеству.
2. Гарантийные обязательства действительны при своевременном и обязательном выполнении планового технического обслуживания.
3. При обращении на предприятие Вам необходимо предоставить следующие документы:
Акт приема-передачи автомобиля;
Договор купли-продажи автомобиля.
Гарантия не распространяется:
1) на коррозионные процессы деталей подвески, трансмиссии, двигателя и кузова, возникших вследствие воздействия внешних факторов окружающей среды;
2) на повреждения лакокрасочного покрытия кузова, вследствие внешних воздействий, включая естественное истирание по местам контакта сопрягаемых деталей, возникшее в процессе эксплуатации.
Для сохранения кузова автомобиля от коррозии на долгие годы необходимо в первый же год эксплуатации произвести антикоррозионную обработку кузова, проводить ежегодно контрольно – осмотровые работы по выявлению дефектов лакокрасочного и антикоррозионного покрытия.
Технологическая карта ТО или ремонта автомобиля
(агрегата, узла, системы)
Технологический процесс замены шаровой опоры (Рис. 2) передней подвески автомобиля Лада Largus.
1.Установить автомобиль на двухстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом и выключить зажигание (подъемник электрогидравлический типа П-3,2Г грузоподъемностью 3,2 т);
2. Снять переднее колесо (головка сменная 19’ вороток);
3. Снять рычаг передней подвески;
4. Очистить рычаг передней подвески (щетка металлическая);
5. Снять хомуты чехла шаровой опоры и чехол (отвертка плоская);
6. Установить на стол пресса упор, установить на упор рычаг передней подвески, установить на корпус шаровой опоры оправку для выпрессовки и выпрессовать шаровую опору из рычага передней подвески (пресс гидравлический типа КС-124, упор и оправка для выпрессовки);
Рис. 2. Шаровая опора. 1.-маркировка шаровой опоры поставляемой в запасные части; 2-шаровая опора; 3-рычаг передней подвески; 4-стопорная пружина.
7. Установить на стол пресса упор, установить на упор рычаг передней подвески, установить в отверстие рычага новую шаровую опору, установить на корпус шаровой опоры оправку для запрессовки и запрессовать шаровую опору в рычаг передней подвески (пресс гидравлический типа КС-124, упор и оправка для выпрессовки);
8. Установить стопорную пружину в паз шаровой опоры, используя в качестве направляющей защитный чехол;
9. Снять с шаровой опоры транспортный чехол;
10. Установить рычаг передней подвески;
11. Установить переднее колесо (головка сменная 19’ вороток);
12. Проверить и при необходимости отрегулировать углы установки передних колес.
Список использованной литературы.
АВТОВАЗ «Руководство по эксплуатации и ремонту LADA Largus» 2012г.
Для наиболее рациональной организации работ по ТО, ремонту и диагностированию автомобилей, его агрегатов и систем составляются различные технологические карты.
На основании этих технологических карт определяется объем работ по техническим воздействиям, а также производи тся распределение работ (операций) между исполнителями.
Любая технологическая карта является руководящей инструкцией для каждого исполнителя и, кроме того, служит документом для технического контроля выполнения обслуживания или ремонта.
При разработке ТП необходимо с учетом объема выполняемых работ и их повторяемости стремиться к наиболее полной и экономически оправданной механизации, всемерному сокращению ресурсных, энергетических и трудовых затрат, облегчению ручного труда.
Оптимальный вариант технологического процесса ТО и Р автомобилей позволяет получить следующие преимущества:
Высокую производительность труда и качество работ;
Исключить пропуски или повторения отдельных операций и переходов;
Рационально использовать средства механизации;
Выполнить требуемую организацию и обустройство рабочих мест.
Общая трудоемкость ТО-2 – 16 чел ∙ час (960 чел ∙ мин)
Карта № 1. Контрольно-осмотровые работы.
Место выполнения операций
Количество мест или точек обслуживания
Инструмент и оборудование
Трудоемкость, чел ∙ мин
Технические условия и указания
Осмотреть автомобиль и при этом проверить состояние кабины, номерных знаков, платформы, сидений, стекол, уплотнений стекол и дверей, облицовки, оперения, вентиляционных люков крышки кабины и окраски
Стекла кабины должны быть целыми. Номерные знаки должны быть надежно закреплены и их состояние должно отвечать ПДД. На окрашенных поверхностях автомобиля не должно быть заметных повреждений. Борта платформы должны плотно запираться и удерживаться в закрытом состоянии, они не должны иметь трещин и изломов
Проверить исправность и крепление замков дверей кабины, запоров бортов платформы, устройства для обмыва ветрового стекла, держателей зеркал заднего вида
Замки кабины и запоры бортов платформы должны быть исправны. Водяной насос обмыва ветрового стекла должен быть надежно закреплен, подтекания моющей жидкости не допускается. Зеркала должны быть целыми, надежно укреплены на кронштейнах и правильно отрегулированы
Проверить состояние и действие привода жалюзи радиатора стеклоочистителей и стеклоподъемников
Жалюзи радиатора должны открываться и закрываться без заеданий. Щетки стеклоочистителей должны плотно прилегать по всей длине кромки к поверхности ветрового стекла и перемещаться без заеданий и остановок. Стеклоподъемники должны работать плавно без заеданий.
Осмотреть автомобиль на наличие явных повреждений
Проверить действие приборов освещения, сигнализации, звукового сигнала
Приборы освещения должны светить, а сигнализации и звукового сигнал исправно работать
Проверить работу стеклоочистителей, омывателей и обогревателей (зимой) ветрового стекла, наличие противосолнечных щитков
Стеклоочистители и омыватели должны работать
Проверить действие контрольно-измерительных приборов
Визуально, прибор Э-204
Показания контрольно-измерительных приборов должны соответствовать данному режиму работы двигателя. При наличии отклонений в показаниях КИП от действительных проводить дополнительно проверку с использованием прибора Э-204
Карты делятся на операционно-технологические, постовые, рабочего места, маршрутные. Могут также разрабатываться карты-схемы расстановки и перемещения исполнителей на постах ТО.
Постовые карты (форма 2) составляются на работы, выполняемые только на данном посту (наименование операций, количество исполнителей, их специальность, место выполнения, трудоемкость).
Карта рабочего места (форма 2) содержат операции, выполняемые одним рабочим в строгой технологической последовательности. В них указываются также инструмент и оборудование, ТУ и указания, трудоемкость операций.
Маршрутная карта (форма 2) отражает последовательность операций по ремонту агрегата или механизма автомобиля в одном из подразделений текущего ремонта.
Трудоемость работ чел.ч. Количество исполнителей на посту чел.
(наименование агрегата, системы или вида работ)
Исходными данными для разработки технологической карты являются:
Нормирование трудоемкости операций технологического процесса
На каждую операцию ТП ТО и ТР должна быть установлена норма трудоемкости. Такая норма необходима для расчета числа исполнителей и оплаты их труда и для проектирования техпроцесса (равномерного распределения объемов работ по исполнителям, составления оптимальной последовательности выполнения операций и др.).
Общая норма времени на выполнение операций складывается из оперативного, подготовительно-заключительного времени, времени обслуживания рабочего места и перерывов на отдых и личные надобности.
Оперативным называется время, затрачиваемое непосредственно на выполнение данной операции. Оно определяется одним из методов, рассмотренных ниже.
Остальная часть нормы времени устанавливается в виде надбавок в процентах к оперативному времени.
Таким образом, норма времени на операцию ТО, Д, ТР в мин или ч:
Трудоемкость операций в чел.-ч или чел.-мин находится по формуле:
Например, контрольно-диагностические операции выполняются без пропусков (в обязательном порядке при каждом обслуживании Кп=1). Регулировочные и крепежные операции могут иметь Кп