Технология изготовления краски для авто
Виды красок для автомобилей
Основное различие красок для автомобиля — это химический состав, именно в зависимости от него покрытия подразделяются на три вида:
— алкидная эмаль;
— меламиноалкидная эмаль;
— акриловая эмаль.
АЛКИДНЫЕ ЭМАЛИ
Алкидная автомобильная эмаль — это производная маслянистой алкидной смолы. Особенностью такого вида эмалей является их быстрая полимеризация без создания дополнительных условий (то есть при нормальной температуре под действием атмосферного кислорода). Для полной окраски автомобиля такая эмаль применяется очень редко, так как требует дополнительного нанесения лака и полировки. Есть и полностью матовая автомобильная эмаль, она применяется или для локального ремонта перед лакированием, или как самостоятельный декор деталей, блеск на которых не нужен.
Достоинства алкидной эмали:
— хорошая полимеризация;
— относительно низкая стоимость;
— хорошие защитные свойства, в том числе и стойкость к воздействию — агрессивных сред;
— простота использования.
Недостаток такой эмали вытекает из ее же достоинства. Так как полимеризация происходит достаточно быстро, и краска активно сохнет, то на ее поверхности образуется тонкая пленка, которая препятствует равномерному высыханию.
Статья опубликована в сообществе «AUTO»
Наиболее частое применение получила аэрозольная алкидная эмаль, так как такая форма нанесения краски является хорошим аналогом использования в локальной работе вместо специального оборудования (краскопульта или аэрографа). Аэрозольная эмаль распыляется на поверхность очень тонким слоем, благодаря чему она быстро полимеризуется и сохнет.
МЕЛАМИНОАЛКИДНЫЕ ЭМАЛИ
Использовать такой вид эмали в гаражных условиях невозможно, так как эта автомобильная краска требует повышенной температуры для застывания: она сохнет при нагревании от 110 до 130°С.
Достоинства меламиноалкидной эмали:
— прочность покрытия и надежность его эксплуатации;
— богатство цветовой гаммы, в том числе и добавление блеска с разным эффектом (металлик, перламутр или без него — матовая эмаль).
Недостатки меламиноалкидной эмали:
— длительное время нанесения — обязательно трехслойное покрытие;
— длительное время сушки, которая невозможна в обычных гаражных условиях.
— Такая эмаль широко применяется в заводских условиях, так как на специализированном предприятии не трудно создать необходимые условия для работы.
АКРИЛОВЫЕ ЭМАЛИ
Акриловая эмаль — наиболее популярный среди автовладельцев вид краски. Автомобильная акриловая эмаль состоит из двух компонентов: красящего пигмента и отвердителя. Их затвердевание происходит после того, как эти вещества вступают в совместную химическую реакцию. Эмаль может быть и глянцевая, и матовая.
— Нет необходимости в покрытии слоем лака, так как покрытие после высыхания становится равномерно глянцевым.
— Устойчивость к воздействию агрессивных сред.
— Возможность исправления дефектов, пока краска сохнет. Кстати, такая эмаль сохнет относительно быстро. Столько времени ожидания, сколько требуется для других эмалей, не нужно.
Недостатки:
— Относительно высокая стоимость.
— Необходимость нанесения в несколько слоев.
Эффекты, создаваемые автоэмалью
Раскрывая тему автоэмали, невозможно не упомянуть и об эффектах, которые ею создаются на кузове автомобиля.
Глянцевая поверхность
Такую поверхность, не нуждающуюся в дополнительном нанесении лака, создают практически все известные автоэмали, за исключением алкидных. Глянец обеспечивается полимеризацией связующего вещества при высыхании краски.
Матовая поверхность
Цель применения эмалей, лишенных блеска, — матовая однородная поверхность. Такая покраска используется не только на всем кузове, но и для выделения отдельных деталей автомобиля. Лучше всего для матирования подходит алкидная автоэмаль.
Эффект «металлик»
Такой эффект достигается благодаря добавлению специального светоотражающего пигмента. Покраска достаточно трудна, и доверять ее можно только профессионалам. Покраска «металлик» возможна, даже если поверхность автомобиля матовая.
Эффект «хамелеон»
Достижение эффекта станет возможным при трехслойном окрашивании с использованием эмали «хамелеон». Оттенок машины будет различным, если смотреть на нее под разным углом.
Эффект «перламутр»
Специальный пигмент отражает солнечный свет по-разному в зависимости от расположения в окрашенном слое. Так появляется особый блеск.
Методы нанесения автоэмали
С использованием специального оборудования
В качестве оборудования для нанесения эмали используется краскопульт (для больших объемов работ) или аэрограф (для покрытия небольших площадей или нанесения рисунков).
Без использования оборудования
Зачастую автовладелец не имеет необходимого покрасочного оборудования, или площадь покраски настолько мала, что его применение нецелесообразно. Производители автокраски учли этот момент и наладили выпуск эмали в различной таре:
Аэрозоль
Аэрозольная краска очень удобна в использовании, так как ее нанесение на тщательно подготовленную поверхность автомобиля не вызывает трудностей. Эмаль хорошо ложится, но для того, чтобы не образовались подтеки, нужно следовать указаниям производителя и распылять средство с оптимального расстояния от поверхности. Чаще всего в такой таре фасуются акриловая и алкидная автомобильные эмали.
Карандаш
Карандаш — очень удобное средство для закрашивания мелких сколов или царапин. Автовладельцы ценят такую тару, так как карандаш можно использовать сразу же после нанесения повреждения (или при обнаружении его), не дожидаясь возвращения в гараж. Единственная проблема — владельцам автомобилей редких цветов придется потрудиться, чтобы найти карандаш с необходимой эмалью, ведь даже при заказе онлайн срок ожидания может достигать двух-трех месяцев.
Что касается отзывов людей, которые применяют карандаш на практике, то все они рекомендуют пользоваться такой тарой при маскировке маленьких дефектов — тогда карандаш наиболее эффективно справляется со своей задачей. Если повреждение большое, то, сколько ни крась — разница с нетронутым покрытием будет очень заметна.
Производство красок
Себестоимость производства краски в России значительно дешевле, чем в странах Европы. С другой стороны, из представленных на рынке производителей только половина отечественных, а потребность в этом продукте постоянно растет. Поэтому производство красок является перспективным бизнесом.
Технология производства краски
Понятие краски объединяет большую группу цветных красящих веществ, которые можно использовать в промышленности и в быту.
Все краски можно разделить на две группы:
Обе категории могут быть искусственными (синтетика) и естественными (природными).
Каждый тип краски имеет свои особенности. Поэтому для получения определенной краски используется соответствующая технология. Краски могут различаться как по цветам, так и по физическому состоянию: эмаль, грунтовка, шпатлевка, лак.
Технологический процесс изготовления состоит из следующих этапов:
Процесс изготовления эмалевых красок, проходит немного по-другому:
Для того чтобы получить нитроэмалевую краску, проводят:
Все действия, необходимые для получения определенного вида краски, происходят с особой осторожностью, и требуют соответствующей квалификации у сотрудников.
Бизнес по производству красок
Одним из наиболее выгодных капиталовложений по праву считают производство лакокрасочных материалов:
Если взять во внимание статистику, то за последние 7 лет виден серьезный подъем в уровне продаж лакокрасочных изделий. При этом следует отметить, что большая часть проданных материалов относится к импортному производителю. И это указывает не на низкий уровень отечественной продукции, а на небольшое количество предприятий, специализирующихся в производстве и продажа красок.
Несмотря на то, что крупные и мелкие магазины предлагают по большей части, импортные краски, ни один из них не против сотрудничать с российскими производителями. Это указывает на то, что сбыть свою продукцию молодой компании, осуществляющей производство и продажу лакокрасочных изделий, не составит труда.
Оборудование для производства краски
Для получения качественной краски потребуется профессиональное оборудование такое, как:
Для того, чтобы проводить полноценное смешивание, эмульгирование и дисперсию, потребуется диссольвер. Бисерная мельница необходима для диспергирования и гомогенизирования жидкостей.
После того, как краска будет готова, продукция идет на линию разлива, которая происходит автоматически.
Линия разлива состоит из следующих составляющих:
Конвейерная лента состоит из цилиндрических вальцов, материалом для изготовления которых служит нержавеющая сталь. Система управления происходит посредством использования пневматики и электроники.
Автоматизация процесса изготовления позволяет сократить время производства, сократить процент потери материала, а также снизить финансовые затраты. Качество продукции улучшится, а уровень производительности повысится.
Среди российских компаний, предлагающих оборудование для производства красок, можно выделить:
Диссольверы для производства краски
Диссольверы для производства краски необходимы для гомогенизирования пигментированных гранул. Этот процесс происходит в образовательной пленке. Диссольвер требуется и для вымачивания, и для начальной стадии распыления.
Если продукция на последней стадии изготовления не требует процедуры измельчения пигментных частиц, то механизм может работать в автономном эмульсионном режиме. Примером этого служит приготовление пигментированных паст, которые используется для изготовления эмалей и красок, предназначенных для разметок на проезжей части.
По внешнему виду диссольвер напоминает механический смеситель. Разница заключается в том, что резка происходит посредством зубчатой фрезы. Еще одним отличием от смесителя является мощный двигатель.
Диссольвер используется для максимального измельчения гранул пигмента. На выходе они должны находиться в жидком состоянии. Для того чтобы из сухого порошка преобразовать пасту, необходима высокая энергетическая мощность, обеспечить которую сможет лишь мощный аппарат.
Иногда диссольвер снабжают дополнительным перемешивающим инструментом. Это позволяет эффективно размельчать пигментные смеси, обладающие высокой плотностью.
Сырье для производства красок оптом
За сырье, необходимое для изготовления красок, отвечает технолог. В задачи специалиста входит:
Технолог спрогнозирует норму выработки. Точные данные о наименованиях и количестве необходимого сырья, можно определить только после утверждения ассортимента первых партий. Поэтому каждая технология подразумевает определенный тип сырья.
Для стартового набора для изготовления краски примерно потребуется:
Приблизительная сумма, которая потребуется для первоначального набора сырья, составит около 120 тыс. рублей.
Краски для пищевых производств оптом
К краскам для пищевых производств предъявляются особые требования. Это связано с тем, что такие краски будут использоваться для окраски емкостей для транспортировки и хранения продуктов питания и напитков. При оптовых закупках важно учесть способы хранения и срок реализации продукции.
Распространенными красками для пищевых производств являются:
Краски для пищевых производств оптом можно купить у производителей или поставщиков продукции, например, у завода «ЛКМ «СпецЭмаль» или компании «Палитра Руси».
Краска для производственных помещений оптом
Для производства необходима особая краска, обладающая важными свойствами – водостойкость, стойкость к износу и быстрое высыхание.
Этим требованиям могут отвечать только специальные лакокрасочные покрытия такие, как:
Оптовые поставки краски для производственных помещений предлагают дилеры крупных торговых брендов в регионах.
Краска российского производства оптом
Как уже говорилось, немногие отечественные предприниматели решили связать свою деятельность с изготовлением лакокрасочных изделий.
Тем не менее, есть зарекомендовавшие себя поставщики, изготавливающие и продающие качественный материал:
Производство краски на водной основе
Главной особенностью такой краски – это испарение ее главного компонента – воды. За счет этого экология не страдает. При этом краска на водной основе обладает стойкостью к износу, и не боится влаги.
В России работают более 50 компаний, выпускающих краски на водной основе. Это указывает на рентабельность бизнеса ввиду малой конкурентности.
Производство алкидной краски
Алкидная краска получается путем комбинирования: кобальта, железа, церия, марганца, циркония, свинца, стронция, лития, кальция и бария.
Алкидная краска применяется для окрашивания производственных объектов. Этот материал имеет низкую цену, что делает ее востребованным продуктом.
Производство водоэмульсионной краски
Технологическая линия по производству водоэмульсионной краски состоит из диссольвера, бисерной мельницы, автоматической линии розлива и упаковки готовой продукции.
Для изготовления краски потребуется: латексная дисперсия, пигменты и наполнители, пластификатор, тонкодисперсный мел, функциональные добавки (эфиры целлюлозы, диоксид титана и так далее.
Производство акриловых красок
Акриловые краски – это самый востребованный вид, без которого не представляются работы, направленные на защиту и декорирование поверхностей. Акриловая краска – это стойкий материал, который содержит минимальное количество токсинов.
Основой технологического процесса производства является диспергирование акрилового связывающего, наполнителей и добавок. Для такой работы необходим диссольвер. Сырьем для данного вида красок служит акриловая дисперсия, загуститель, коалесцент и неорганические пигменты.
Производство порошковой краски
Для изготовления порошковой краски используются высокотехнологические линии.
Технологии производства подразделяется на два вида:
Первый способ имеет главный недостаток, которые состоит в том, что при простом смешивании получить стабильные, не расслаивающиеся при хранении и использовании композиции, сложно. При смешивании в расплаве контролировать качество продукции проще, но этот процесс длится намного дольше и требует дорогостоящего оборудования.
Одним из наиболее популярных производств порошковой краски в стране является компания «ЯЗПК». На предприятии весь процесс изготовления краски происходит на сверхточном электронном оборудовании.
Производство масляных красок
Производство масляных красок заключается во взвешивании компонентов и последующего замеса. Этот процесс осуществляется в специальных емкостях большого размера. Что касается рецепта краски, то он зависит от технолога. Поэтому рецептура у каждого производства уникальна.
Для получения масляных красок необходима собственная химическая лаборатория. Как показывает статистика, большая часть производителей масляных красок, представленных на отечественном рынке, находится за территорией РФ.
Производство художественных и акварельных красок
Для получения акварельных красок прибегают к комбинированию тонкодисперсных пигментов, растительного клея и декстрина. Продукция выпускается в сухом виде. Для изготовления акварельных красок требуется большая площадь, способная уместить необходимое оборудование. Как правило, она составляет 40-60 кв. метров. Еще 20 квадратов потребуется для хранения сырья.
Реализация акварельных и художественных красок происходит через специализированные магазины.
Производство декоративных красок
Рынок производства декоративных красок постоянно расширяется. Все время появляются новое оборудование и материалы. Особенности изготовления декоративных красок зависят от сферы применения, для каких видов работ будет использоваться покрытие внутри или снаружи помещения. Еще одним важным фактором является планируемое количество выпускаемой продукции.
Производство резиновой краски
Резиновая краска используется в кровельных работах. Эта краска идеально подходит для дорожной разметки, покрытия спортивных кортов, бассейнов и полов в производственных помещениях. Помимо привычных в производстве краски веществ, типа коалесцент и антифриз, при получении резинового покрытия используются и специальные добавки, которые обычно применяют военные.
Производством резиновой краски занимается «ЛКМ СССР» – компания, осуществляющая научные разработки по производству особо прочных материалов. Особенностью резиновой краски является ее долговечность. Она способна прослужит более 8-и лет.
Производство дорожной краски
Дорожная краска используется исключительно разметки на проезжей части. Этот вид покрытия должен обладать водостойкостью и невосприимчивостью к другим атмосферным явлениям.
На производстве дорожной краски специализируются компании:
Производство краски для волос
Краска для волос пользуется большим спросом у потребителей, поэтому многие предприниматели сконцентрировались именно на этом производстве.
Для изготовления красок для волос понадобится:
Разработкой и выпуском краски для волос занимаются не только косметические компании, но и разнопрофильные организации. Например, Гамма – известная российская компания выпускает более 30-и оттенков краски для волос по экономичной стоимости.
Производство огнезащитной краски
Огнезащитное покрытие – это материал, который широко используется для объектов специального назначения. Огнезащитную краску применяют на атомных станциях, нефтегазовых заводах, баках для хранения топлива.
Среди компаний, которые производят огнезащитную краску, можно выделить:
Производство фасадных красок
Фасадные краски изготавливаются при помощи диссольвера-смесителя, так как именно это устройство способно перемешивать требующиеся компоненты. Если такой агрегат отсутствует, то компании-производители используют диссольвер с центральным валом и фрезой, не имеющей рамной мешалки.
Для производства фасадных красок используется оборудования из нержавеющей стали. Это объясняется тем, что водно-дисперсионные краски представляют собой агрессивные вещества.
Стоит выделить организации, которые уже не первый год производят краску для фасадов:
Производители и поставщики оборудования для производства красок
Разные компании, специализирующиеся на разработке, производстве и распространении оборудования, необходимого для изготовления лакокрасочной продукции, принимают участие в выставке «Химия». Это широкомасштабное мероприятие организует ЦВК «Экспоцентр» – один из самых крупных выставочных комплексов России. Выставку посещают российские и зарубежные гости.
Автомобильные эмали: функции, состав, классификация
Покраска автомобиля — работа тонкая, почти ювелирная. Мелочей в этом деле не бывает. Чтобы получать блестящие в прямом смысле слова результаты, мастер должен не только «чувствовать материал», уметь подбирать фактуру покрытия и приспосабливаться к мало-мальским изменениям окружающих условий, но и обладать знаниями о краске, как таковой. Вы скажете, что это пустая трата времени, ведь краска — это всего лишь краска, но на самом деле все гораздо сложнее.
Что такое краска? Или… эмаль?
За свою история термин «краска» претерпел существенные изменения. Раньше так именовались только масляные краски — материалы, изготовленные на основе растительных масел и олиф. Но со временем термин «краска» стал общеупотребительным и его начали применять и к другим ЛКМ, включая эмалевые краски.
Краски — это однородные суспензии пигментов в пленкообразующих веществах. Изготавливаются на основе олиф (масляные краски), лаков (эмалевые краски), водных растворов некоторых органических полимеров (клеевые краски) и жидкого стекла (силикатные краски), водных дисперсий полимеров (эмульсионные краски).
(«Большой энциклопедический словарь», 2000 г.)
Краски, применяющиеся в автомобилестроении относятся к разряду эмалевых красок — смесей пигментов в лаках, образующих твердое непрозрачно покрытие с различными глянцем и фактурой.
Сокращенно эмалевые краски еще называют «эмалями»: разницы, вроде бы и нет, но на самом деле смысл этих двух понятий далеко не одинаков.
Дело в том, что эмалью (от франц. email) изначально называлось тонкое стекловидное покрытие, изготавливаемое из легкоплавких цветных стекол с добавлением оксидов металлов и пигментов, и закрепляемое высокотемпературной обработкой. Такие эмали используются, например, в художественной керамике, в ювелирном деле.
Во времена Московии все виды художественных эмалей носили название «финифть», и только в XIX веке это старинное название сменилось на новый термин «эмаль»
Также эмалями нередко называют практически все стекловидные покрытия по металлам, используемые в бытовых целях. За примерами далеко ходить не надо — эмалированные тазы, кастрюли и ванны имеются в каждом доме.
Стекловидная эмаль появилась самой первой, поэтому во всех словарях и справочниках она упоминается в первую очередь. Для автомобильных кузовов она, конечно же, не подходит – как по технологическим соображениям, так и из-за повышенной колкости покрытия. С эмалевыми красками на основе лаков такую эмаль связывает лишь некая схожесть внешнего вида и не более того.
Но тем русский язык и велик, что изъясняться на нем можно достаточно вольно, пренебрегая некоторыми правилами, и все нас поймут. Тем более, что постоянно использовать термин «эмалевая краска» было бы не совсем удобно.
Поэтому в дальнейшем под словом «эмаль» будем понимать, конечно же, эмалевые краски, используемые в автомобильной индустрии.
А теперь давайте вспомним, какие функции возлагаются на автомобильное ЛКП.
Функции лакокрасочного покрытия
Лакокрасочное покрытие автомобиля выполняет двойную функцию.
Во-первых, лакокрасочный слой обеспечивает защиту поверхности, на которую он нанесен. Он создает устойчивое к агрессивным внешним воздействиям покрытие, которое предохраняет лежащий под ним материал и, следовательно, продлевает срок его службы. Понятно, что в автомобилях, кузова которых сделаны из стали (которая ржавеет) слой краски — первая линия обороны против коррозии.
Во-вторых, лакокрасочное покрытие позволяет индивидуализировать транспортное средство, сделать так, чтобы оно радовало глаз и выделялось среди множества похожих машин. Разнообразие цветовой палитры и использование всевозможных эффектных ЛКП повышают стоимость автомобилей и стимулируют их продажи.
Термины «краска/эмаль» и «лакокрасочное покрытие» часто используются как взаимозаменяемые. Понятие ЛКП более общее и применимо к любому материалу, который может быть использован в качестве тонкой сплошной пленки на поверхности. Термин «краска/эмаль» традиционно используется применительно к пигментированным материалам с целью отличить их от прозрачных пленок, которые правильнее называть лаками.
Состав краски
Суть краски в том, что она начинает жизнь в жидком виде, в котором ее наносят на поверхность, после чего она превращается в твердую пленку с теми или иными декоративными и эксплуатационными показателями.
Из чего делают краски? Любая краска состоит из трех основных компонентов:
Также в состав эмали могут входить различного рода наполнители и добавки.
Наличие всех этих компонентов во всех ЛКМ не обязательно. Например, порошковые краски не содержат растворителей, а прозрачные лаки — красящих пигментов. Но связующее — это обязательный компонент любого лакокрасочного материала, его основа.
Пленкообразователь (связующее)
Свойства этого компонента очевидны из названия — связующее «держит» все составляющие краски вместе, связывая их как друг с другом, так и окрашиваемой поверхностью.
Во многом именно связующее определяет ключевые свойства готового ЛКП — его адгезию, механическую и атмосферостойкость.
В качестве пленкообразователей в лакокрасочной промышленности используются различные природные и синтетические смолы, растительные масла. Некоторые лакокрасочные материалы могут иметь в своем составе два и более пленкообразователя.
Зачастую тип связующего можно определить из самого названия краски: нитроцеллюлозная (нитрат целлюлозы), алкидная (алкидные смолы), акриловая (акриловые смолы) и т.п.
Растворитель
Пленкообразующие вещества обычно представляют собой либо очень вязкие жидкости, либо хрупкие твердые тела. Чтобы понизить их вязкость, в лакокрасочный материал вводятся растворители. Благодаря растворителю краска остается жидкой во время изготовления и хранения.
В качестве растворителей применяется очень широкий ряд органических жидкостей (углеводороды, кетоны, спирты, эфиры) и смеси подобных жидкостей.
Не стоит путать растворители, которые вводят в ЛКМ при изготовлении, с теми жидкостями, которые мы наливаем в материал перед применением. Последние правильнее называть разбавителями, поскольку они не растворяют полимерное связующее, а лишь понижают вязкость продукта.
Пигменты и наполнители
Основная функция пигментов — декоративная — они обеспечивают пленке цвет и укрывистость. Также пигменты повышают прочностные и эксплуатационные свойства покрытия, некоторые из них обладают свойствами ингибиторов коррозии. По химическому составу — это природные или искусственные оксиды, или соли металлов, металлические порошки, а также органические пигменты для придания покрытиям ярких тонов.
Помимо основного пигмента в состав ЛКМ могут входить различные наполнители. Их добавляют для удешевления лакокрасочных материалов, а также для улучшения прочностных и защитных свойств. По составу они представляют собой белые или слегка окрашенные порошки дешевых природных минералов (тальк, гипс, слюда, каолин, мел и др.). Некоторые наполнители вводятся для повышения термостойкости — например, слюда или асбест.
Добавки
То время, когда лакокрасочные материалы состояли максимум из трех компонентов давным-давно ушло. Современные ЛКМ — это многокомпонентные композиции, и помимо связующего, пигмента и растворителя они имеют в своем составе различные целевые добавки, призванные улучшить те или иные свойства продукта.
В частности, добавки могут повышать эластичность покрытий (пластификаторы), их стойкость к старению (антиоксиданты), огнестойкость (антипирены), поглощать УФ-излучение, предотвращать выпадение пигмента в осадок, препятствовать образованию поверхностной пленки при хранении, улучшать розлив.
Некоторые добавки могут вводиться в лакокрасочный материал непосредственно перед применением, например ускорители сушки, пластификаторы, матирующие и структурирующие добавки.
Классификация автомобильных эмалей
Существует два основных способа систематизации автомобильных эмалей и лаков:
С первым все более-менее понятно: основными видами авторемонтных эмалей в зависимости от типа основы являются нитроэмали, алкидные, меламиноалкидные, акриловые, а также базовые эмали (чаще всего они представляют собой комбинацию полиэфира, меламинформальдегидной смолы и ацетобутирата целлюлозы).
Сейчас нас больше интересует второй пункт — характер формирования пленки. По этому признаку все эмали можно разделить на две группы:
Механизм сушки эмалей первой группы — чисто физический. Пленка этих красок формируется исключительно за счет испарения растворителей, без изменения химического состава связующего. Полученная после высыхания пленка может быть снова растворена в растворителе, поэтому ее называют обратимой. Такие материалы относятся к классу термопластичных.
Типичный представитель — эмали на основе нитрата целлюлозы (нитроэмали), использовавшиеся на ранней стадии развития автомобильной промышленности.
Высыхание в результате испарения растворителей (нитроэмали, масляные краски)
Отверждение эмалей второй группы происходит уже иначе. Испарение растворителей, само собой, тоже происходит. Но, в отличие от эмалей предыдущей группы, здесь параллельно запускается еще один процесс: химическое превращение молекул связующего в сетчатый полимер. Полученная пленка обладает новыми физическими и химическими свойствами, после полного отверждения растворить такую пленку невозможно, поэтому ее называют необратимой (термореактивные материалы).
Сама реакция «сшивания» молекул может быть запущена разными способами. Если вспомнить алкидные эмали, то отверждение их пленок происходит в результате реакции с кислородом. В меламиноалкидных материалах («синтетика») реакция запускается при нагреве.
Отверждение в результате окисления кислородом (алкидные эмали)
Пленки современных акриловых эмалей и лаков отверждаются в результате реакции с отвердителем, который добавляется в материал непосредственно перед применением.
Отверждение в результате реакции с отвердителем (акриловые материалы)
Материалы, состоящие из двух частей, которые смешиваются перед применением, называются двухкомпонетными (2K). В лакокрасочной терминологии применительно к ним можно также встретить термин «двухупаковочные» (потому, что поставляются в двух упаковках). И наоборот — материалы, выпускаемые в одной упаковке принято называть однокомпонентными (1K).
Невозможно в краткой статье рассмотреть все нюансы, связанные с автоэмалями. За кадром остались их физико-химические свойства, а также преимущества и недостатки тех или иных видов. К этим вопросам мы вернемся в следующей статье.