Тема основные пожарные автомобили конспект
Основные пожарные автомобили общего и целевого применения: группы и классификация
Основные пожарные машины – пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а так же для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Основные пожарные машины, как следует из определения, это основная группа пожарных автомобилей, которые предназначены для тушения пожаров.
Пожарные автомобили общего применения применяются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в жилых секторах.
Пожарные автомобили целевого применения применяются для тушения пожаров на промышленных объектах.
Группы
Классификация пожарных автомобилей
Группы пожарных автомобилей
Классификация
Общего применения
Основные пожарные автомобили общего применения
Основные пожарные автомобили общего применения – это пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.
Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.
Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Целевого применения
Основные пожарные автомобили целевого применения
Основные пожарные автомобили целевого применения – это пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах.
Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.
По массе и проходимости
Классификация по массе и проходимости пожарных автомобилей
Пожарные автоцистерны преимущественно выпускают на базах автомобилей ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ, Урал.
Основное отличие данных автомобилей – это технические характеристики, а именно объем вывозимого огнетушащего вещества и параметры насоса для подачи огнетушащего вещества.
Расшифровка обозначения
Структура обозначения пожарного автомобиля
Расшифровка обозначения пожарного автомобиля
Например: АЦ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ-ХХ
Примеры
АЦ-2,5-40 (ЗиЛ)
АЦ-3,5-40 (ЗиЛ)
АЦ-5,0-40 (КамАЗ)
АЦ-15-100 (Урал)
Автомобиль насосно-рукавный (АНР) данный автомобиль предназначен для подачи воды от водопроводной сети (пожарных гидрантов) либо водоема. При помощи АНР возможно осуществлять перекачивание воды с подобными автомобилями на значительные расстояния. Автомобиль так же оборудован емкостью с пенообразователем.
АНР-100-3000 (КамАЗ)
Автомобиль первой помощи (АПП) – это одни из самых быстрых автомобилей базируются как правило на шасси ГАЗ, Соболь, такие автомобили способны в кратчайшие сроки прибыть к месту происшествия, благодаря своей компактности очень мобильны и проходимы в жилых секторах дворовых территориях с большим скоплением автомобилей.
АПП оборудованы достаточным минимумом пожарно-технического вооружения и достаточным запасом огнетушащих веществ для проведения локализации пожаров до прибытия основных сил и средств.
АПП-0,5-2,0 (ГАЗ)
Дополнительный материал
Источники:
Основные пожарные автомобили
Основные пожарные автомобили – автомобили пожаротушения, предназначенные для доставки личного состава пожарно-спасательных подразделений, ОТВ и оборудования на место вызова и подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов и др.) в зону горения, а также для проведения личным составом первоочередных АСР.
Основные пожарные автомобили (ОПА) имеют соответствующую их назначению и определяемую нормами комплектацию пожарно-техническим вооружением и аварийно-спасательным оборудованием.
В зависимости от преимущественного использования и направлений оперативной деятельности ОПА подразделяются на автомобили общего применения – для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах (АЦ, АПС, АР, АВД, АПП) и автомобили целевого применения – для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на др. специальных объектах (АА, АПТ, АГВТ, ПНС, АКТ, АП, АГТ, ППП).
Основные конструктивные элементы ОПА:
базовое шасси (различной допустимой полной массы и проходимости) с дополнительной кабиной и салоном для личного состава расчёта или без них;
сосуды для хранения ОТВ, насосный агрегат с гидравлическими коммуникациями и трансмиссией для привода или без них, система вытеснения ОТВ (для АП, АКТ);
кузов с отсеками для размещения пожарно-технического вооружения и оборудования.
АЦ тяжёлого класса АП, АКТ имеют, как правило, стационарно установленные лафетные пожарные стволы.
Литература: Пожарные автомобили предприятий России: Сб. нормативных док. Вып. 8. М., 2000;
Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.;
Нормы табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных автомобилей, изготавливаемых с 2006 г. Приложение к приказу МЧС России от 25.07.2006 № 425.
Основные направления превентивных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уменьшению их масштабов в случае возникновения – превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций весьма многочисленны и многоплановы и осуществляются по ряду направлений: строительство и использование защитных сооружений различного назначения; мероприятия по повышению физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах; создание и использование систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления, которое позволяет принять своевременные необходимые меры по защите населения и тем самым снизить потери. К организационным мерам, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, могут быть отнесены: охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно-эпидемические и ветеринарно-противоэпизоотические мероприятия, заблаговременное отселение или эвакуация населения из неблагоприятных и потенциально опасных зон, обучение населения, поддержание в готовности органов управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций. Планирование предупредительных мероприятий осуществляется в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях РСЧС. В эти планы включаются мероприятия инженерно-технического, технологического характера, организационные и экономические меры. Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат, решаются в рамках федеральных или территориальных целевых программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Конкретные мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций. Эта подготовка осуществляется путём проведения названных ранее отдельных мероприятий, реализации упомянутых планов и целевых программ, целенаправленной работы объектов и отраслей экономики в соответствующих режимах функционирования РСЧС.
Основные принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях – руководящие правила, в соответствии с которыми организуется защита населения в чрезвычайных ситуациях. Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно, наращиваются с возникновением чрезвычайных ситуаций и проводятся непрерывно до полной их ликвидации. Мероприятия по защите населения планируются и осуществляются дифференцированно, с учётом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объёмы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Наиболее рациональным является такой подход, когда материально-технические средства могут быть использованы не только для защиты в условиях чрезвычайных ситуаций, но и в интересах обеспечения функционирования объектов экономики и обслуживания населения в повседневной обстановке. Меры по защите населения в чрезвычайных ситуациях осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Основные пожарные и аварийно спасательные автомобили общего применения. Тема 4
Основные пожарные автомобили общего применения
Общее устройство пожарных автоцистерн
В зависимости от грузоподъемности базовых шасси и объема применяемых цистерн пожарные автоцистерны делятся на три группы:
Пожарные автоцистерны имеют конструктивное сходство и состоят из общих основных элементов агрегатов, систем и узлов (рис. 1, 2).
Рис. 1. Пожарная автоцистерана: 1 – двигатель; 2 – шасси; 3 – кабина водителя; 4 – кабина боевого расчета; 5 – цистерна; 6 – отсеки кузова; 7 – кузов пожарного автомобиля; 8 – насосный отсек
Рис. 2. Общее устройство пожарной автоцистерны: 1 – кузов; 2 – цистерна-3 – бак для пенообразователя; 4 – шасси с двигателем; 5 – система дистанционного управления двигателем и сцеплением; 6 – система дополнительного охлаждения; 7 – дополнительное электрооборудование; 8 – система выпуска отработавших газов; 9 – дополнительная трансмиссия привода пожарного насоса; 10 – насосная установка
ТТХ пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, имеющихся на вооружении
АЦ 3 0 40 2 433362
Тактико-техническая характеристика АЦ-3,0-40/2(433362)
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | ЗИЛ-433362 |
Колесная формула | 4 × 2 |
Полная масса | 10000 кг |
Габаритные размеры: |
3200 мм
· мощность
150 л.с.
· расположение
заднее
· при напоре 100 м.вод.ст.
· при напоре 440 м.вод.ст.
· при совместной работе двух ступеней:
2 л/с
· высокого давления
не менее 440 м.вод.ст. (44 кгс/см 2 )
– длина рукава на катушке
– производительность ствола-распылителя высокого давления
0,2 ÷ 2 л/с
ручное управление)
Рис. 3, 4, Автоцистерна АЦ-3,0-40/2(433362).
АЦ 5 0 60 43114 20ВР
Тактико-техническая характеристика АЦ-5,0-60(43114)20ВР
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | КамАЗ-43114 |
Колесная формула | 6 × 6 (имеется функция блокировки межосевого и межколёсных дифференциалов) |
Полная масса | 15535 кг |
Габаритные размеры: |
3350 мм
· мощность
240 л.с.
· расположение
заднее
2)
автоматическая вакуумная система.
Рис. 6, 7, 8. Автоцистерна АЦ-5,0-60(43114)20ВР.
АЦ 5 0 40 43114 003ТВ
Тактико-техническая характеристика АЦ-5,0-40(43114)003ТВ
Наименование параметра
3400 мм
· мощность
260 л.с.
· расположение
заднее
Рис. 9, 10, 11 Автоцистерна АЦ-5,0-40(43114)003ТВ.
АЦ 3 2 40 433124
Тактико-техническая характеристика АЦ-3,2-40(433124)
ЗИЛ-433124
3140 мм
· мощность
175 л.с.
· расположение
заднее
Рис. 12 Автоцистерна АЦ-3,2-40(433124)
АПП 1 0 40 2 5301 ЮО 001ТМ
Тактико-техническая характеристика АПП-1,0-40/2(5301 ЮО)001ТМ
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | ЗИЛ-5301ЮО |
Колесная формула | 4 × 2 |
Полная масса | 6950 кг |
Габаритные размеры: |
2680 мм
· мощность
109 л.с.
· расположение
заднее
· при напоре 100 м.вод.ст.
· при напоре 440 м.вод.ст.
· при совместной работе двух ступеней: – низкой
2 л/с
· высокого давления
не менее 440 м.вод.ст. (44 кгс/см 2 )
– длина рукава на катушке
– производительность СРВД-2/300
0,2 ÷ 2,0 л/с
· максимальная мощность
6 кВт
· количество / мощность прожекторов
пневматический (сжатым воздухом)
2 шт. / 1,0 кВт
– углошлифовальная машина (типа «болгарка»)
1 шт.
· рабочее напряжение / количество / длина
Рис. 13, 14, 15, Автомобиль первой помощи АПП-1,0-40/2(5301ЮО)001ТМ.
АНР 40 1500 433112 35ВР
Тактико-техническая характеристика АНР-40-1500(433112)35ВР
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | ЗиЛ-433112 |
Колёсная формула | 4 × 2 |
Полная масса | 9600 кг |
Габаритные размеры: |
3200 мм
мощность
132 л.с.
расположение
среднее (в кабине боевого расчёта)
– низкой кратности (0,1…0,15 л/с×м 2 )
– средней кратности (0,05…0,08 л/с×м 2 )
5 стволами ГПС-600: Sт=600-375 м 2
1 стволом ГПС-2000М и 2 стволами ГПС-600: Sт = 640-400 м 2
5 стволами ГПС-600 Vт = 600 м 3
Рис. 17, 18, 19, 20. Автомобиль насосно-рукавный АНР-40-1500(433112)35ВР.
Система дополнительного охлаждения двигателя агрегатов и узлов пожарной автоцистерны
Пожарные автоцистерны при тушении пожаров часто продолжительное время работают в стационарном режиме, и эффективность системы охлаждения значительно снижается, двигатель перегревается из-за отсутствия встречного потока воздуха. Чтобы не допустить перегрева двигателя в стационарных условиях работы пожарного автомобиля, он оборудуется дополнительной системой охлаждения.
Конструктивное исполнение этой системы у всех пожарных автоцистерн не имеет принципиальных отличий (рис. 21).
Рис. 21 Принципиальная схема работы теплообменника
Горячая вода из системы охлаждения двигателя поступает в теплообменник, где через змеевик проходит холодная вода от пожарного насоса. Горячая вода охлаждается и через верхний патрубок поступает в радиатор для дополнительного охлаждения.
На рис. 22 показано устройство теплообменника. Он состоит из нижнего патрубка с термостатом, корпуса, в котором размещен змеевик, изготовленный из латунной трубы и для лучшей теплопередачи выполненный в две спирали. Его концы выведены наружу через крышку и вместе со штуцерами припаяны к ней. Крышка через резиновую уплотнительную прокладку крепится к корпусу винтами.
Рис. 22 Устройство теплообменника: 1 – патрубок нижний; 2-термостат; 3 – корпус; 4 – змеевик; 5 – крышка; 6 – штуцера; 7 – резиновая прокладка; 8 – винт
При необходимости винты можно вывернуть и змеевик вместе с крышкой отсоединить от корпуса. К штуцерам подсоединяются трубопроводы, по которым вода из напорного патрубка пожарного насоса поступает в змеевик теплообменника и возвращается во всасывающий патрубок насоса.
На рис. 23 показана принципиальная схема работы системы дополнительного охлаждения двигателя пожарной автоцистерны.
Рис. 23 Принципиальная схема работы системы дополнительного охлаждения двигателя
Пожарный насос 6 установлен на водоисточник и подает воду для тушения пожара. При нагревании системы охлаждения двигателя до 95 °С и выше необходимо включить в работу систему дополнительного охлаждения. Для этого первоначально открывается вентиль 5 трубопровода 4, соединяющего всасывающую полость насоса со змеевиком 11 теплообменника 10. Затем открывается вентиль 8 трубопровода 9, соединяющего напорную полость насоса с теплообменником. Холодная вода из напорной полости насоса по трубопроводу поступает в змеевик теплообменника и после нагревания возвращается во всасывающую полость насоса.
Горячая вода системы охлаждения двигателя поступает через открытый термостат в теплообменник, охлаждается с помощью змеевика и поступает через верхний патрубок в радиатор 1 для дополнительного охлаждения, затем через нижний патрубок радиатора она подается в водяной насос 2 системы охлаждения двигателя.
Перед окончанием работы пожарного насоса воду из системы дополнительного охлаждения необходимо удалить. Для этого вентиль 8 закрывается полностью и открывается кран продувки 7. Всасывающая полость работающего пожарного насоса создает разрежение, которое через открытый вентиль 5 распространяется по трубам. Воздух через открытый кран 7 подсасывается, проходит по трубам и освобождает их от остатков воды. Затем вентиль и кран закрываются.
Дополнительная система охлаждения обеспечивает продолжительную работу двигателя на пожарный насос при температуре окружающего воздуха до +35 °С. При этом температурный режим в системе охлаждения обеспечивается в диапазоне от +80 до +90 °С.
Система отвода отработавших газов
На пожарных автоцистернах кинетическая энергия отработавших газов двигателя применяется для забора воды в пожарный насос с помощью газоструйного вакуум-аппарата, а тепловая энергия – для обогрева цистерны с водой и насосного отсека в зимнее время.
На рис. 24 показана принципиальная схема системы отвода отработавших газов.
К патрубкам выпускных трубопроводов крепится газоструйный вакуум-аппарат. Отработавшие газы постоянно проходят через внутреннюю полость аппарата и поступают в летнее время через глушитель, а в зимнее – через обогреватели цистерны и насосного отделения.
Рис. 24 Принципиальная схема системы отвода отработавших газов:
1 – патрубки выпускных трубопроводов; 2 – газоструйный вакуум-аппарат;3 – раструб с диффузором; 4 – глушитель; 5, 6 – фланцевые соединения; 7 – телескопические соединения; 8 – обогреватель цистерны; 9 – обогреватель насосного отсека
Перед работой в зимнее время во фланцевом соединении 5 устанавливается заслонка, и отработавшие газы поступают в обогреватели. В летнее время заслонка фланцевого соединения 5 снимается и устанавливается во фланцевом соединении 6.
При включении газоструйного вакуум-аппарата отработавшие газы поступают через струйный вакуумный насос и выходят через раструб. Создаваемое разрежение обеспечивает заполнение пожарного насоса водой.
Обеспечение эксплуатации пожарных аварийно спасательных автомобилей
При ежедневном техническом обслуживании (ЕТО) производится проверка двигателя, тормозной системы, рулевого управления, насосной установки и других систем, агрегатов и узлов. В зависимости от марки ПАСА разрешается выполнять проверку с пуском двигателя.
При выезде из гаража все основные агрегаты и системы базового шасси автомобиля начинают работать при максимальной нагрузке без предварительного прогрева до оптимальной температуры. Большую часть времени агрегаты ПАСА при следовании к месту вызова эксплуатируются в режиме прогрева. Двигатель при этом может развивать только 30-80 % максимальной мощности, а трансмиссия, ее агрегаты имеют крайне низкий коэффициент полезного действия вследствие большой величины вязкостного трения применяемых масел. Установлено, что при форсированном движении ПАСА к месту вызова его средняя скорость в 1,2-1,5 раза превышает скорость движения обычного грузового транспорта. Водители ПАСА для обеспечения безопасности движения вынуждены применять торможение в 3—5 раз чаще по сравнению с обычным транспортом. Вследствие этого двигатель, тормозная система, рулевое управление, ходовая часть и другие агрегаты ПАСА работают в напряженном режиме, подвергаясь интенсивному износу. В процессе эксплуатации ПАСА в сельской местности (при движении по неблагоустроенным, проселочным дорогам и по бездорожью) агрегаты и в первую очередь двигатель эксплуатируются в неблагоприятных условиях. Работа двигателя в пыльных условиях способствует абразивному износу цилиндропоршневой группы, подшипников коленчатого вала и других сопряжений. Рулевое управление, тормозная система, ходовая часть также постоянно работают в напряженном режиме, что ведет к интенсивному изнашиванию деталей. Поэтому требуются более частые регулировки, проведение моечных, очистных и смазочных работ.
При боевом развертывании ПАСА устанавливают в зависимости от его назначения на водоисточник или в боевую позицию для выполнения необходимой работы. В отдельных случаях возможно преодоление участков бездорожья, подъемов с повышенным сопротивлением дороги при работе агрегатов автомобиля с максимальной нагрузкой.
Надежная работа ПАСА в стационарном режиме по подаче огнетушащих веществ, функционированию механизмов автолестницы, коленчатого подъемника, генератора для питания механизированного инструмента и других механизмов в основном зависит от технического состояния двигателя внутреннего сгорания. В процессе его продолжительной работы необходимо контролировать температурный режим системы охлаждения и давление масла в системе смазки. Нарушение указанных режимов работы двигателя может привести к его преждевременному выходу из строя.
На пожарных автомобилях для обеспечения температурного режима системы охлаждения двигателя предусмотрена конструкция дополнительного охлаждения. При продолжительной по времени стационарной работе для обеспечения оптимального температурного режима двигателя требуется квалифицированное применение дополнительного охлаждения, постоянный контроль за его функционированием.
Перечень основных проверок технического состояния АЦ
Что проверяется и при помощи какого инструмента, приборов и оборудования.
Методика проверки
1. Герметичность насоса и водокоммуникаций
1.1. Проверка на «сухой вакуум» Закрыть все задвижки и краны насосной установки. Подсоединить всасывающую линию длиной 8 м из двух рукавов диаметром 125 мм с заглушкой на конце. Включить вакуумную систему. По достижении максимального вакуума (стрелка мановакуумметра больше не опускается – стоит на месте) величиной не менее 0.075 МПа (0,75 кгс/см”) закрыть вакуумный затвор и выключить вакуумную систему.
Вакуум в 0,075 Мпа (0,75 кгс/см 2 ) должен быть достигнут за время не более 40 с. Падение вакуума не должно превышать 0,013 МПа (0,13 кгс/см”) за 150 с.
2. Время забора воды из водоема с момента включения вакуумной системы (открытия вакуумного затвора) до появления воды в глазке вакуумного затвора при высоте всасывания 7-7,5 м и всасывающей линии длиной 8 м. Время не должно превышать 40 с.
3. Работа пеносмесителя
Проверить работу пеносмесителя забором воды вместо пенообразователя из внешней емкости через шланг диаметром 32 мм длиной 4 м при каждом положении дозатора (1, 2. 3, 4, 5).
Время опорожнения контрольного объема в 100 л должно соответствовать:
Порядок работы на АЦ
Установка АЦ на пожаре
АЦ должна содержаться в гараже пожарной части, как правило, в полной готовности: заправленной топливом, маслом, с заполненными водой цистерной и пенообразователем – пенобаком, укомплектованной ПТВ.
По прибытию на место пожара, в зависимости от наличия открытого водоема или гидранта, а также, от способа предстоящей работы (подачи воды или воздушно-механической пены) АЦ устанавливается на место, безопасное в отношении воздействия на нее огня и позволяющее, при необходимости, быстро эвакуироваться. При этом надо стремиться, чтобы длина напорной линии и количества изгибов рукавов при прокладке были минимальными.
Убедившись в правильности выбора места, необходимо:
Установить АЦ с работающим на холостом ходу двигателем на ручной тормоз, рыча переключения передач должен быть в нейтральном положении, а рычаг системы управления подачей топлива в насосном отсеке – в положении холостого хода, т.е. поставлен в крайнее положение «от себя», (работа насоса без воды на больших оборотах или длительное время недопустима);
При работе от цистерны необходимо:
Работа от водоема
При работе от водоема необходимо:
Работа от гидранта
При работе от гидранта необходимо:
Подача воздушно механической пены
К напорным рукавам присоединяют пеногенераторы.
При подаче воздушно-механической пены необходимо поддерживать давление в насосе нормального давления в пределах (0,7-0,8) МПа [(7-8) кгс/см 2 ], при достижении этого давления необходимо установить указательную стрелку пеносмесителя на деление шкалы, соответствующее производительности присоединенных пеногенераторов.
Для образования воздушно-механической пены воду в насос можно забирать из цистерны, водоема или гидранта, а пенообразователь – из пенобака или сторонней емкости.
Забор пенообразователя из пенобака, а воды из цистерны
При заборе пенообразователя из пенобака, а воды из цистерны необходимо сначала выполнить работы в соответствии с разделом 10.2 настоящего РЭ, при этом до открытия напорных задвижек (вентилей) насоса необходимо открыть кран пеносмесителя. После открывания напорных задвижек (вентилей) насоса установить необходимый режим его работы и открыть кран от пенобака к пеносмесителю.
Забор пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или гидранта При заборе пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или гидранта необходимо сначала выполнить работы в соответствии с разделом 10.3 или 10.4. При заборе воды из гидранта давление во всасывающем патрубке насоса должно быть не более 0,25 МПа (2,5 кгс/см 2 ), давление регулируют заслонкой, встроенный в водосборник, а также клапанами пожарной колонки.
До открытия напорных задвижек (вентилей) насоса необходимо открыть кран пеносмесителя. После открытия напорных задвижек насоса установить необходимый режим его работы и открыть кран от пенобака к пеносмесителю.
Требования безопасности при эксплуатации пожарного автомобиля общего применения
Техническое состояние пожарных автомобилей должно отвечать требованиям инструкций заводов-изготовителей. Безаварийная и безопасная работа обеспечивается своевременным и квалифицированным их обслуживанием водителями и мотористами, которые несут ответственность за исправное состояние закрепленных за ними автомобилей, спецузлов и агрегатов.
Двери кабины водителя и боевого расчета, а также дверцы отсеков кузова пожарных автомобилей должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.
Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным в отсеках и на платформах пожарных автомобилей, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких автомобилей должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.
С целью постоянного содержания автолестниц (автоподъемников) в исправном состоянии приказом начальника подразделения ГПС назначается ответственный для осуществления контроля за безопасной эксплуатацией автомобиля.
Осмотр пожарных автомобилей производится закрепленными за ними водителями при заступлении на боевое дежурство.
На автолестницах с лифтами не реже 1 раза в месяц проверяется работоспособность ловителей кабины лифтов. Осмотр грузозахватных приспособлений должен производиться лицом, ответственным за их исправное состояние в соответствии с временным регламентом по обслуживанию данных узлов. Результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются в установленном порядке.
Результаты технического освидетельствования автолестниц (автоподъемников) записываются в формуляр пожарного автомобиля лицом, произведшим освидетельствование.
При первичном освидетельствовании этой записью подтверждается, что автолестница (автоподъемник) находится в исправном состоянии и произведено техническое обслуживание.
К управлению пожарными автомобилями и работе со спецагрегатами допускаются водители, прошедшие специальную подготовку, обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже третьего и получившие свидетельство установленного образца, выданное квалификационной комиссией территориального органа управления ГПС. К работе на пожарных автомобилях с электроэнергетическими агрегатами допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже третьего.
К работе на мотопомпах допускаются лица, прошедшие подготовку мотористов пожарных мотопомп и получившие свидетельство установленного образца.
Электронная защита электросиловой установки пожарного автомобиля газодымозащитной службы должна обеспечивать мгновенное отключение (не более 0,05 с) силового питания в случаях пробоя изоляции электроинструмента или понижения ее сопротивления.
В случае неисправности генератора электросиловой установки или появления признаков, указывающих на выход его из строя, подключается распределительный щит автомобиля к внешней электросети. Расстояние от места подключения до автомобиля не должно превышать 50 м. Параметры токоприемников должны соответствовать параметрам электросети: напряжение – 220 – 230 В, частота тока – 50 Гц.