Температура горения автомобиля при пожаре

Тушение автомобиля

Из-за большого количества горючих материалов и благоприятных условий для образования горючей среды возгорание автомобиля считается ситуацией повышенной опасности. Именно поэтому Главным управлением МЧС России для водителей была разработана памятка по тушению пожара автотранспортного средства.

Общие рекомендации

Горит автомобиль в ходе движения

Сложность тушения автомобиля состоит в том, что за 3-4 минуты пламя охватывает весь кузов, и за это время пожарные просто не успевают прибыть к месту аварии. Основная нагрузка в этом случае ложится на самого водителя.

Если во время движения слышен резкий запах или из-под капота появился дым, необходимо как можно быстрее остановиться. Рекомендуется сделать это немедленно, независимо от интенсивности движения на дороге. Необходимо выключить зажигание и вытащить ключ.

Водитель и пассажиры должны немедленно покинуть салон автотранспортного средства и сообщить о случившемся по номеру 101. Далее достать огнетушитель и попробовать самостоятельно купировать очаг возгорания.

Если из-под капота нет языков пламени, то его следует аккуратно открыть. Надев перчатки, необходимо отключить клеммы. Если же из-под капота валит дым и тем более пламя, открывать его не следует. Чтобы сбить пламя, необходимо направить раструб огнетушителя в щель между капотом и радиаторной решеткой. Если погасить горение удалось, капот открывают и отсоединяют клеммы, чтобы не спровоцировать повторное возгорание.

Горит автомобиль на стоянке

Принцип тушения сходен с действиями, рекомендованными для ситуации, описанной выше. Главная сложность в этом случае состоит в упущенном времени обнаружения возгорания и в фиксации уже сильного пламени. Тушение пожаров на стоянках пожарными автомобилями считается приоритетным способом, так как именно в этом случае удается добиться массированной атаки при помощи подачи пены под давлением.

Однако именно из-за большого очага горения тушение проводят собственными силами, используя несколько огнетушителей и подручные средства (песок, землю, снег). Если огонь распространяется дальше, необходимо отойти от автомобиля на безопасное расстояние и дождаться помощи спасателей.

Причины пожарной опасности

Автомобиль – сложная система, в которой множество элементов являются потенциально опасными для горения.

Меры профилактики

Чтобы избежать спонтанного пожара автотранспортного средства, необходимо соблюдать определенные меры безопасности.

Источник

Температура пожара при горении

Защита промышленных объектов и жилых зданий от пожаров – одна из наиболее важных и актуальных проблем. При этом основной целью при возникновении возгорания считается спасение людей, а единственным критерием эффективности действий по тушению – ликвидация очага возгорания в кратчайшие сроки. Чтобы решать практические задачи пожарной безопасности, необходимо учитывать комплекс параметров, наиболее важным из которых выступает температура пожара при горении.

Общие сведения

Пожарами называют процессы горения, которые не поддаются контролю, сопровождаются ущербом и убытками. Само горение представляет собой окислительную реакцию, для которой характерно образование пламени, свечение, появление дыма. Способность развивать горение является горючестью.

Пожары подразделяют на 4 класса на основании объектов, которые воспламеняются:

Классовая принадлежность определяют температуру при горении.

Все пожары сопровождаются опасными проявлениями:

Все они воздействуют на человека, причиняют материальный ущерб.

По мере нарастания пламени в помещении наступает момент, когда все сооружение оказывается задымленным и охваченным тепловым влиянием. Дальнейшее нахождение в нем оказывается невозможным. Такой момент называют критическим временем. Он зависит от площади помещения, теплоты сгорания, темпов выгорания. Предельным значением среды считается 70 °С – человек не способен находиться в здании с такой температурой.

Горение

Все вещества, способные сгорать, состоят из углерода и водорода – основных компонентов газовоздушного потока. Температура воспламенения для многих из них колеблется в пределах 300 °С.

Горение возможно лишь в том случае, когда в воздухе будет содержаться определенное количество кислорода. Концентрация, при которой исключено воспламенение, определяется только опытным путем. Например, для картона самопроизвольное затухание наступает при 14 %.

Чтобы горючая смесь воспламенилась необходим источник зажигания. Это может быть огонь, тепловое воздействие нагревательных приборов, разряды статического электричества, молнии и т.п.

Особенности развития пожара

Процесс определяется несколькими факторами:

Существуют три стадии:

Когда говорят о внутренних пожарах, рассчитывается среднеобъемная t газовой среды в здании. Об открытых – предельные температурные показатели пламени.

Температурный режим

Абсолютные значения температуры наружных пожаров выше, чем внутренних. Это объясняется размерами зоны горения, а также особенностями горючих веществ, удельной теплоты пожара, газового обмена и прочих факторов.

Температура пожара – непостоянная величина. Она зависит от пространственно-временного фактора, может становиться выше или ниже. Температурные изменения в пространстве и времени – температурный режим (ТР) пожара.

В помещениях

ТР внутренних пожаров – среднеобъемные колебания температуры с течением времени. Скорость роста и абсолютное значение температуры зависит от многих факторов:

Высота помещения – один из ключевых факторов, определяющих температурный режим. В высоких сооружениях скорость роста t выше, однако по максимальному значению она меньше, чем в низких. Это обусловлено тем, что в помещениях малой высоты коэффициент избытка воздуха больше, следовательно, потери тепла из зоны горения тоже больше.

Например, подвалы, судовые трюма, кабельные тоннели, сушильные камеры и прочие относительно замкнутые пространства отличаются более высокой температурой пожара. Передача тепла наружу ограничивается, запускается процесс его аккумуляции.

Наружные

ТР наружных пожаров – среднеобъемные колебания температуры в зависимости от времени и области теплового воздействия до безопасных границ. Границы располагаются там, где температура не поднимается выше 50-60 °С. Влияние на нее оказывают теплота и скорость сгорания, дымообразующие способности.

Среднее значение для горючих газов – 1200-1300°С, для жидкостей – 1100-1300°С, для твердых веществ органического происхождения – 1000-1250°С.

По высоте температуры при пожаре распределяются неравномерно. Максимальные значения находятся непосредственно в зоне горения, минимальные – по мере удаления от нее к границам теплового воздействия. Чем дальше от области горения, тем ниже градус, что объясняется процессами теплообмена, происходящими в окружающей среде.

Лесные пожары

Защита лесов – одна из ключевых природоохранных проблем. Задача лесопожарного мониторинга состоит в прогнозировании температур горения верхового пожара. Согласно действующему Лесному кодексу РФ и прочим нормативным актам, классификация пожарной опасности в лесных массивах определяется как степень возможности появления очагов возгорания на соответствующих территориях.

Для количественной оценки применяется комплексный показатель (КП), который высчитывается ежедневно каждые 12-15 часов. Класс пожарной опасности выявляется на основании КП. Формула его расчета – сумма произведений t воздуха на разность t воздуха и точки росы за определенное количество дней без осадков.

Лесные пожары подразделяется на две категории:

Температура горения дерева составляет около 400-900°С при низовых и 1000-1100°С при верховых.

Особенности температурных расчетов

Для установления t используют:

Наиболее часто применяется формула зависимости температурных показателей от времени:

t = 345lg(8t+1), где t – период развития пожара, выраженный в минутах.

Такой ТР считается стандартным. Он демонстрирует исключительно экспериментальные данные при условии, что возгорание не ограничивалось.

Также при определении оцениваются отличительные внешние признаки нагрева – плавление, цвет и т.п.

При сухом воздухе и ТР 80-100 °С, а также при влажном и ТР 50-60 °С человек может пребывать без средств специальной защиты в течение нескольких минут. Более высокие значения и продолжительное нахождение в зоне опасного теплового воздействия приводят к ожогам, перегреванию, обморокам, а в крайних случаях – к летальным исходам.

Примеры

Знание среднеобъемных температур продуктов горения при пожаре, а также скорость их роста помогают делать корректные прогнозы относительно хода развития процесса, производить расчеты газообмена, предвидеть строительные обрушения и деформации, выявлять возможные взрывы. Наиболее распространенные данные приведены в таблице ниже. Характеристики взяты из ГОСТ 12.1.044-89.

МатериалСредняя температура, °С
Бумага360-500
Дерево (сосна)800-1000
Карболит530-600
Каучук1000-1200
Магний2000
Натрий800-900
Органическое стекло1000-1115
Пиломатериалы1200-1300
Полистирол1000-1100
Каменный уголь1000-1200
Нефтепродукты1100-1300
Папироса700-800
Спирт1180
Глина1400-1500
Медь1000-1080
Полиэтилен90-130

Одновременное горение разнородных веществ и материалов требует расчета средних значений ТР по весовой загрузке этих материалов.

Заключение

Высокие температурные значения в пределах горения и теплового воздействия становятся причиной гибели людей и животных. Они вызывают нагрев горючих материалов и их последующее воспламенение, деформируют и обрушают строительные конструкции, оказывают значимое воздействие на развитие и протекание пожара, создают сложные условия для его тушения.

Тушить обычно начинают спустя 20-30 минут, когда все пожарные показатели достигают своих пределов. Однако продолжительное воздействие высоких температур на конструкции негативно отражается на их несущих способностях – данный факт должен быть обязательно учтен.

Чтобы снизить опасность промышленных объектов, их оснащают автоматическими системами тушения, которые активируются на первых фазах развития пожара. В зависимости от особенностей горения они способы полностью прекращать пожар либо сдерживать его развитие.

Источник

Шесть ошибок, из-за которых машина может загореться

Температура горения автомобиля при пожаре Температура горения автомобиля при пожаре

Это самая распространенная причина возгорания. Нередко течь проявляется в подкапотном пространстве из-за разгерметизации топливных шлангов.

Температура горения автомобиля при пожаре

Как вариант, их крепление может ослабнуть от вибраций, например, после езды по разбитой дороге, и вот вам и утечка. Кроме того, течь может возникнуть, если топливный бак слетел с креплений (например, после ДТП) и начал тереться о внутреннюю часть кузова.

Такой же сценарий могут спровоцировать неплотно закрученные свечи, неисправная пробка бензобака, забившийся топливный фильтр, топливный насос (например, с перекошенной прокладкой модуля) и топливная магистраль от бака до подкапотного пространства, поврежденная опять-таки в следствие неаккуратной езды по проселку.

Хорошо, что все эти проблемы можно унюхать. При возникновении характерного запаха бензина или солярки, тщательно осмотрите подкапотное пространство и всю топливную магистраль.

Каталитический нейтрализатор (часть системы выхлопа, предназначенная для снижения токсичности отработавших газов), как известно, пожароопасная деталь.

Температура горения автомобиля при пожаре

Как следствие топливо догорает в выхлопном тракте, соты нейтрализатора разогреваются до сверхвысоких температур, что приводит к их спеканию и обгоранию. Если вовремя не заметить проблему и остановить машину, к примеру, в поле с сухой травой, последняя быстро загорится, после чего огонь может перекинуться на мастику на днище автомобиля или теплозащиту моторного отсека.

Как известно, при зарядке аккумулятора (в случае сильного перезаряда АКБ) или «прикуривании» при помощи силовых проводов батарея может взорваться. Такой сценарий возможен, к примеру, если происходит подсоединение от машины к машине сначала минусовых проводов.

Температура горения автомобиля при пожаре

Нередко замыкание проводки провоцируют недопустимые действия водителя, когда он вместо перегоревшего предохранителя за неимением аналогичного сменного ставит другой, более мощный, а то и вовсе металлические перемычки (монеты, скрепки, фольгу, провода).

Температура горения автомобиля при пожаре

Короткое замыкание могут вызвать также неправильное подключение проводов (например, при нарушении полярности), нарушение изоляции проводов, облом контактов в потребителях энергии (часы, фары, блок управления двигателем, различные датчики, электроприводы). Закоротить может даже внутри кнопки или тумблера и соединениях ламп с цоколем.

Случается, что автовладелец решил сэкономить на установке магнитолы, усилителя, сигнализации или датчиков парковки и отправился в гараж к дяде Пете.

Температура горения автомобиля при пожаре

А этот «умелец» вполне может, к примеру, подключить устройство толстыми проводами непосредственно к аккумулятору, не используя предохранители.

В такой самодельной цепи вполне может произойти замыкание или устойчивое перенапряжение вследствие нарушений в работе источников питания. При неправильном или плохом соединении провод также может нагреться до такой температуры, что воспламенится изоляция. Случается также, что некачественные зарядки для смартфонов, обогреваемые током чехлы на сиденья или тепловентиляторы расплавляют и поджигают гнездо прикуривателя.

Спровоцировать возгорание в автомобиле вполне могут также такие пожароопасные предметы, как оставленные в салоне спички, зажигалки или, скажем, стекла очков и даже бутылка с водой, которые в солнечную погоду могут сработать как линза для розжига.

Температура горения автомобиля при пожаре

Ну и, разумеется, курильщикам следует быть особенно внимательными не только на бензозаправках, но и во время курения в автомобиле.

Окурок, выброшенный из машины на ходу, может залететь в открытое заднее окно, после чего тканевая обивка, полимеры или шерстяные коврики начнут тлеть. В конце концов, можно просто неудачно стряхнуть пепел на промасленные тряпки. Именно поэтому непосредственно в салоне крайне желательно держать непросроченный огнетушитель.

Помните также, что при пожаре в моторном отсеке, первое, что нужно сделать, это заглушить двигатель. После этого не открывайте капот полностью, чтобы ограничить доступ кислорода и выпускайте внутрь весь баллон.

Источник

Книга

Исхаков Х.И., Пахомов А.В. «Пожарная безопасность автотранспортных средств»

Исхаков Х.И., Пахомов А.В.

Москва, НИИНавтопром, 1986 год

В книге рассмотрены состояние пожарной безопасности автомобилей и нормативные документы, требования к пожароопасным конструкциям, средствам предотвращения и защиты от пожаров.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в связи с ростом автомобильного парка увеличивается количество пожаров, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств (АТС). К ним относятся загорания АТС в автопарках, на стоянках, вследствие дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и др. В промышленно развитых странах загорания АТС составляют 0,007-0,02 % автомобильного парка и 5-12 % общего числа пожаров. Гибель людей при этом достигает 6-15 % общего количества погибающих на пожарах, а экономический ущерб превышает 3 %.

В соответствии с требованиями ГОСТ 25478-82 и 12.1.004-85, Правилами ЕЭК ООН, международными и национальными стандартами пожарная безопасность АТС должна обеспечиваться системой предотвращения возникновения пожара и системой пожарной защиты. В соответствии с требованием ГОСТ 12.1.004-85 «Пожарная безопасность. Общие требования» системы должны разрабатываться из расчета нормативной вероятности возникновения пожара, равной 10-6 в год в расчете на отдельный пожароопасный узел АТС. Большинство мероприятий, направленных на решение задач повышения пожарной безопасности, должны сопутствовать решению основных задач, стоящих перед автомобилестроением и автомобильным транспортом. Например, повышение топливной экономичности может привести к снижению вместимости топливного бака, повышению герметичности системы питания, что значительно повышает пожарную безопасность этой системы и др. Такой подход, несомненно, даст социальный и экономический эффект.

СОСТОЯНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Пожарная безопасность АТС является составляющей общей безопасности автомобиля [1]. Оценка состояния пожарной безопасности осуществляется на основе анализа статистики пожаров и реже экспериментальным путем. Как свидетельствует зарубежная статистика, несмотря на выполнение Правил ЕЭК ООН, международных и национальных стандартов, направленных на повышение пожарной безопасности АТС, вероятность загораний для грузовых, и легковых автомобилей выше, чем 2.10-3. 8 10-4 в год Так, во Франции количество загораний АТС составляет 2,3 на тысячу застрахованных. Это ниже вероятности ДТП, но выше нормативной для АТС, которая при наличии порядка десяти * пожароопасных узлов составит 10-5 пожаров в год по ГОСТ 12.1.004-85. Повышению вероятности загорания АТС способствуют применение пластмасс, насыщение электроникой и автоматикой, большое число гидравлических агрегатов на большегрузных автомобилях и увеличение тепло напряжённости агрегатов, приводящее к росту эксплуатационных температур.

По условиям эксплуатации выделяют пожары: при нормальной экс-плуатации, вследствие ДТП, на стоянках, при ремонтных работах, соревнованиях, испытаниях новой техники.

Наиболее частыми причинами загорания АТС при нормальной эксплуатации являются неисправность электро- и топливной систем, реже возникают пожары вследствие неисправности гидравлической системы и выпускного тракта двигателя. К этой же категории относятся пожары, возникающие из-за небрежного обращения с посторонними источниками загораний: курении в салоне, загорании покрышек грузового автомобиля в результате повреждения тормозного привода или перегрева подшипников, а также пожары, возникающие при перевозках опасных веществ. В ряде стран выделяют загорания АТС, связанные со злонамеренными действиями (поджогами), составляющими, например, в США до 11 %.

Незначительны по отношению к общему числу загорания АТС, вызванные ДТП, однако они представляют наибольшую опасность » для людей по следующим причинам: повреждение узлов и систем способствует быстрому развитию пожара, а заклинивание дверей и травмирование людей препятствуют возможности тушения пожара ручными средствами и быстрой эвакуации пострадавших.

Пожары при ремонте возникают из-за неосторожного обращения с огнем, нарушения правил пожарной безопасности при технологических процессах.

Хотя испытания новых АТС на пожарную безопасность стоят довольно дорого, однако без таких испытаний нельзя охарактеризовать их пожарную и общую безопасность.

Загорания возникают от внутренних и внешних источников [2]. В 10-16 % внутренний пожар переходит во внешний и горящий автомобиль становится источником загорания рядом расположенных АТС и объектов. К внутренним источникам загорания относятся искры, как результат неисправности электрической системы и разрядов статического электричества; искры, возникающие вследствие удара при ДТП или при неисправности выпускной системы, тормозов, сцепления, нагретые выше температуры воспламенения паров горючих жидкостей (топлива, гидрожидкостей, масла) и различных горючих материалов.

К внешним источникам загорания относятся высокоинтенсивные тепловые потоки, вызванные загоранием подвижного состава и строительных конструкций, открытое пламя и т.п.

По статистике загоранию АТС подвержены, %:

Таким образом, 44, 5 % пожаров возникает в моторном отсеке, системе питания и выхлопной трубе. Пожары салонов, кузова и багажника составляют 17,7 %. Причиной пожара в багажнике и кузове является перевозка горючих веществ с нарушением правил пожарной безопасности.

Пожары на большегрузных АТС, в частности автомобилях-самосвалах, приносят значительный ущерб как из-за высокой стоимости и уникальности некоторых из них, так и больших масштабов по сравнению с пожарами на легковых автомобилях,, Основными причинами загорания часто является утечка горючих жидкостей и их контакт с высоконагретыми поверхностями двигателя, трансмиссии и искры.

В результате утечки причинами загорания являются, %:

Механические поломки деталей. 15

Таким образом, основной причиной загорания большегрузных АТС является попадание топлива, масел и гидрожидкости на высоко нагретые поверхности двигателя, турбокомпрессора из-за нарушения герметичности арматуры гидросистем, масляных и топливных трубопроводов двигателя, возможны также взрывы в амортизаторах при попадании в них кислорода.

Ряд загораний может возникнуть из-за расплавления пластмассовых деталей топливной системы (трубопроводов, топливного бака) при воздействии отработавших газов в результате разрушения выпускного тракта.

Анализ пожаров в гаражах.

Большое количество загораний АТС происходит в гаражах и других местах их содержания при ремонте и обслуживании. Причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем; нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации теплогенераторов, электрооборудования; при пуске двигателя, сопровождаемом перегревом выпускного тракта и искрением. Нередко причинами загораний в гаражах служат сами АТС. При этом пожары, как правило, приобретают большие размеры и приносят огромный материальный ущерб, так как повреждаются или уничтожаются не только строения, но и семи АТС. В Великобритании было проведено исследование загорания в гараже девяти легковых автомобилей при расстоянии между ними около 1 м. В результате отмечено: маловероятно, что при загорании одного автомобиля пожар может распространиться на остальные; здание не получит значительных повреждений, если оно выполнено из огнестойких конструкций. Аналогичные результаты вытекают из опыта эксплуатации многоярусных стоянок для легковых автомобилей.

Пожарная безопасность открытых автомобильных стоянок.

При возникновении пожара на легковом автомобиле вероятность повреждения других незначительна, так как здесь не наблюдается скопления топлива, горючих материалов и отсутствуют причины, вызывающие пожары в гаражах. Поэтому не допускается сооружение стоянок с применением горючих перекрытий. Если открытая стоянка АТС сооружается из огнестойких или защищенных от загорания конструкций, то высота ее не лимитируется. Открытая стоянка обычно располагается на расстоянии не менее 5 м от открытых сторон зданий с деревянным каркасом и конструкциями с недостаточной степенью огнестойкости. Если такая стоянка пристраивается к зданию другого типа, то между ними устанавливают стены, перегородки и перекрытия из материалов, имеющих предел огнестойкости не менее 2 ч.

При возникновении загорания двигателя, салона или кабины и отсутствии автоматической установки пожаротушения происходит развитие пожара на весь автомобиль. При загорании двигателя автобуса выгорает пожарная нагрузка моторного отсека (общая масса горючих материалов и веществ), и пламя проникает в салон, где также полностью выгорает пожарная нагрузка (обивка кресел и панелей, лакокрасочные покрытия, теплошумоизолирующие панели, резиновые коврики, уплотнения остекления и дверей). Значительное тепловыделение вследствие большой поверхности пожарной нагрузки приводит к значительному тепловыделению в начальной стадии пожара в салоне и разрушению остекления. Пламя и тепловые потоки через оконные проемы могут вызвать загорание рядом стоящих автомобилей. Их загорание начинается с уплотнений остекления и разрушения стекол. После разрушения остекления происходит быстрый охват пламенем обивки и других материалов салона, затем пожар проникает в моторный отсек. Причиной перехода пламени из салона в моторный отсекли наоборот, является низкий предел огнестойкости перегородки между ними, т.е. времени, в течение которого на необогреваемой стороне температура достигнет 413 К или образуются сквозные трещины, по которым могут проникнуть продукты горения и пламя.

Предел огнестойкости панели пола салона автобуса достаточен для того, чтобы пожар из салона не распространился под днище. Поэтому правильный выбор предела огнестойкости перегородки между моторным отсеком и салоном ограничил бы размеры пожара автобуса. Увеличение фактической термостойкости остекления салона автобуса возможно путем снижения облучаемой поверхности уплотнений стекол и снижения жесткости крепления стекла.

Горение шин и разрушение топливных баков автобусов и грузовых автомобилей происходит в основном при пожарах в помещениях.

Пожары на легковых автомобилях от внутренних и внешних источников загорания.

Динамика пожаров на автомобилях определяется местом их возникновения: моторный и багажный отсеки, салон. При загорании электропроводки в моторном отсеке переход пламени в салон происходит через 8-10 мин. Затем через 1-3 мин наступает полный охват салона пламенем. Далее загорается весь автомобиль и вытекающее из системы питания топливо. Во время испытаний при загорании в салоне от источника зажигания, расположенного на заднем сиденье автомобиля (боковые стекла были приоткрыты), через 5 мин 45 с лопнули задние стекла. Спустя 30 мин закончилось видимое горение салона, моторного и багажного отсеков, но загорелся бензин, вытекающий из поврежденной системы питания (бак с топливом был заполнен наполовину), а через 46 мин наблюдалось беспламенное горение и тление горючих материалов.

В США при натурных исследованиях сделан анализ 73 послеаварийных пожаров на легковых автомобилях. Получены данные о развитии пожара в зависимости от скорости АТС при ударе и места удара, опрокидывания автомобиля. Сверхэкстремальная среда в салоне (повышенная температура и тепловое излучение от пламени в моторном отсеке или от разлившегося топлива) создается за 40-80 с (рис, 1).

Рис. 1. Средняя температура t среды в салоне легкового автомобиля в зависимости от времени горения при разрушении топливной системы вследствие ДТП: ожоговый (кривая 1) и болевой (2) пороги для обнаженной кожи человека при опрокидывании (3) и без опрокидывания (кривая 4) АТС

Динамика пожара на АТС и обстановка на пожаре.

Основные параметры пожара целесообразно рассматривать вместе с опасными факторами пожара. К основным параметрам пожара относятся: скорость выгорания и потеря массы пожарной нагрузки; температура пламени и продуктов сгорания на выходе из очага пожара; среднеобъемная температура среды для закрытых пожаров (салона или отсеков автомобиля); геометрические параметры пламени (площадь и периметр зоны горения, высота и площадь излучения); скорость выделения токсичных веществ и содержание кислорода; скорость и объем задымления, состав и оптическая плотность дыма; скорость распространения пламени и т.п.

В соответствии с ГОСТ 12.1.004—85 к опасным факторам пожара относятся: повышенная температура и тепловые потоки; задымленность и загазованность среды; падающие и отлетающие предметы; взрывы газов и паров. Воздействие опасных факторов пожара на людей и АТС следует учитывать при проектировании средств предотвращения и тушения пожаров. Для разработки этих средств необходима информация о регламентированной переносимости людьми опасных факторов пожара и о пожароопасных свойствах материалов, применяемых в автомобилестроении.

Загорания АТС относят к классу пожаров в ограждениях [3]. Различают два вида пожаров этого класса: открытые и закрытые. Открытые пожары АТС развиваются при открытых проемах (двери, стекла и т.д.), а также при разрушении остекления. Закрытые пожары развиваются внутри АТС при закрытых проемах. Основными параметрами, характеризующими обстановку в зоне горения и теплового воздействия на людей, окружающие предметы и конструкции, являются температура и тепловое излучение.

Под температурой открытого пожара понимают температуру пламени. В табл. 1 приведены температура пламени некоторых веществ и материалов, применяемых в автомобилестроении, а также показатели их пожарной опасности.

За температуру закрытого пожара (в салоне, отсеках) принимают среднеобъемную температуру горения смеси продуктов с воздухом. Изменение ее во времени называют температурным режимом пожара, который определяется массой горючих материалов, объемом, площадью остекления и тепловоспринимающей поверхностью.

Кроме значений температур и теплового излучения важно знать спектральную характеристику пламени горючих материалов. От нее зависит спектр поглощения инфракрасного излучения конструкционными материалами, а также воздействие на человека. Так тепловое излучение с длиной волн больше 2 мкм поглощается в основном поверхностью обнаженной кожи человека, а лучи с длиной волны до 1,5 мкм проникают сквозь кожу, частично нагревая ее, достигают кровеносных сосудов, непосредственно повышая температуру крови.

Значительную опасность для человека представляет дым, твердые частицы которого, как и токсичные продукты горения, вредны для человека. Воздействие дыма ограничивается зоной задымления, граница которой определяется показателем оптической плотности. Кроме вредного воздействия на человека, дым снижает видимость, затрудняет эвакуацию и тушение АТС.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *