Тен в печку авто
Да будет жара! Установка ТЭНа.
Приветствую читателей бортжурнала и гостей!
Нынче сказ пойдет про подготовку к далекой еще зиме, а именно об установке ТЭНа. Опция на мой взгляд нужная и полезная.
Так как родина моего Мегана — Турция, то ни ТЭНа, ни проводки для него не было. Печально(((.
Поэтому сначала ищется сам ТЭН и желательно проводка под него заводская (предпочитаю заводской вариант), хотя можно обойтись и мини вариантом — реле и разъем, а проводку самому сделать. Благодаря zlodey67 была приобретена заводская проводка с ТЭНом. Также получены оперативно советы по установке, в оn-line режиме.
Итак как говорилось выше нам потребуется сам ТЭН
проводка для него с реле и фишкой.
Далее набираемся терпения и работа разбивается на два этапа: под капотом и в салоне.
Начинаем стандартно, снимаем аккумулятор, площадку под него, на площадке болты под звездочку почти скрутились.
Вынимаем блок предохранителей, под ним блок с силовыми предохранителями
Для удобства я снял еще и корпус воздушного фильтра, но это не обязательно.
Место жгута проводки, протягиваем три провода два красных и желтый. Через резиновую заглушку с помощью электрода, в качестве бура все отлично пролазит.
Вот так это выглядит, после стягиваем стяжками к заводскому жгуту.
На этом под капотом все.
Ставим все обратно.
Болты на площадке заменил, на обыкновенные.
Теперь переходим в салон, залазим под руль и располагаемся, почти с комфортом.
Снимаем накладку
Блок предохранителей, отогнув язычек.
Лучше снять воздуховод, иначе не удобно разъемы отсоединять.
Отсоединяем разъемы, здесь нужен черный разъем, а внутри его зеленая фишка.
В зеленую фишку подключаем бело-желтый во второе гнездо, оранжевый в третье, они свободные.
Теперь поворачиваемся к штатному месту ТЭНа и начинаем удалять заглушку. Я просто насверлил дырок
и оставшееся подрезал ножом
Вставляем ТЭН, чтобы не отламывать нижнее крепление ТЭНа, ослабил усилитель, отпустив болты на 13, тем самым просунув свободно и закрепил
Теперь осталась минусовая клемма. Ее пропихиваем по направлению к рычагу КПП.
Штатная гайка для крепления находится в этом районе
В принципе нащупывается руками, но для удобства лучше снять центральный тоннель, тогда шумоизоляция мешать меньше будет
минус на месте.
Не торопясь потратил на все целый день. Сейчас конечно все можно сделать быстрее.
Осталось активировать Clip-ом и наслаждаться теплотой в салоне.
Вот такой помощник был придан в помощь.
Электрический радиатор отопителя (тэн)
Обсуждал тут намедни со сцениководом Jawan наличие и расположение электрического тэна отопителя в печке. Никогда не озадачивался поиском этой приблуды.
На форумах пишут (да и человек это подтверждает), что уже через короткий промежуток времени из воздуховодов уже дует теплый воздух. Я вот две зимы уже езжу и что то ни разу не ощущал тепла сразу. Хотя после запуска секунд через 30 начинают щелкать релюхи в панели. А при достижении второго деления температуры опять щелчки из панели.
После обсуждения места установки я полез разбирать панель. Мне достаточно было снять консоль КПП. Снимается быстро и легко. Спустился вниз к печке и слева увидел ЕГО! Штекер питания, который и питает мой тэн. Честно говоря, с моим везением я думал там увидеть заглушку.
На форумах пишут, что начинает работать тэн только при температуре не выше +5. Сама судьба благоволит мне проверить штуку этой теплой весной — на улице +3)))
Когда достал тэн, то удивился его практически девственному состоянию. Ни пыли (хотя может это заслуга своевременной замены салонного фильтра), ни нагара, как будто он и не нагревался никогда.
Подключил его на колодку с проводами снаружи печки, завел машину. Через пол минуты раздаются щелчки. ЭТА СОБАКА НАЧАЛА ГРЕТЬ! Так какого хрена я мерз две зимы, если он грел?! Прогрев был постепенный, по контурам. Через минуту тэн полностью нагрелся так, что даже пару раз обжог пальцы. Побоялся надолго включать его без охлаждения воздухом из печки. Заглушил машину.
Факт: эта хреновина работает, но в условиях нашей зимы бесполезная. Или может у меня он от старости уже греет не так, как раньше, а у остальных, которые говорят, что тепло идет сразу, тэны исправны? А еще пишут, что у машин с климатом включается только при включении функции «улучшеный обзор». У мена вот сразу, но даже в +3 теплого воздуха как такового сразу не было.
Покупать за 6000 новый тэн, просто чтоб проверить мою теорию с неработоспособностью считаю не целесообразным.
К следующей зимы придется ставить проточный подогреватель антифриза на свечах накала.
Установка ТЭНа 500 Вт в отопитель салона
Для более комфортной эксплуатации автомобиля в зимний период, решил установить штатный ТЭН мощностью 500 Вт, установка происходит в штатное место в отопители салона прямо над радиатором печки.
Разбираем торпедо. Необходимо снять блок забора воздуха печки.
Вырезаем заглушку в корпусе.
Подключаем ответные фишки со стороны машины. В моем случае фишек со стороны машины не было, взял с Приус 30.
Включение ТЭНа происходит кнопкой на климат контроле, индикатор на кнопке показывает подачу питания на ТЭН.
Алгоритм включения:
1. Включаем вентилятор на климат-контроле.
2. Подается питание (напряжение от 3 до 12 Вольт) на повышающий преобразователь, на выходе преобразователя стабилизировано 15 Вольт. Замыкается реле, которое дает разрешение на запуск системы включения. Данный блок служит для защиты от включения ТЭНа при выключенном вентиляторе.
3. Реле контроля включения вентилятора подает питание на реле управления ТЭН, которое представляет собой реле задних противотуманных фонарей от ВАЗ кат. номер 23.3777. Данное реле дает возможность нажатием кнопки включать и следующим нажатием отключать нагрузку.
4. Далее подается питание на силовые реле, которые в свою очередь запитывают ТЭН.
По ощущениям — в салоне стало теплее, как основной нагреватель ТЭН на 500 Вт конечно слабый, но как дополнительный догреватель салона работает отлично.
Утепляемся: дооснащение ТЭНом отопления салона
Всем привет.
Зима близко… — а значит пора сделать то, что откладывал с прошлой зимы 😅
Ещё прошлой зимой я прикупил ТЭН и реле для печки,
т.к. выяснилось, что немцы на дизеля ставили либо вебасто, либо обогреватель салона (согласно эльзе), несмотря на расшифровку комплектации по VIN. Так вот, у меня заводская вебаста и фена (см. ТЭН) нету. Вернее не было 🙃
Первым делом изучили схему, записали/запомнили какие нужны провода, прикинули метраж и шагом-марш на радиорынок. У меня получилось по 1 метру (красный и черный) кабель AWG сечением 6мм и по 3 метра сечением 4 квадрата (немного с запасом). Всё старался сделать максимально приближенно к штату.
Колодки реле, держатели предохранителей (40 и 60 ампер) должны быть мощными.
Проводку клепал самостоятельно
А для соединения проводов решил попробовать своеобразные втулки: термоусадка с припоем. Очередной китайский ништяк…) заказал уже на али, но ждать долго. Пришлось купить упаковку на месте
Коса получилась увесистая, но как иначе?!
Теперь самое сложное — воткнуть все на места.
Первым делом вырезаем заглушку в печке под ТЭН
Немного пришлось поувлекаться камасутрой…особенно устанавливая обогреватель на законное место 😂 но я придумал небольшой лайфхак: удобнее ставить ТЭН без корпуса разъёмов, чёрной накладки, передняя часть так получается прилично уже. Накладка снимается легко
И вот уже в таком виде он довольно легко входит в гнездо
Задвигаем до конца и надеваем обратно накладку.
Теперь разбираем короб ЭБУД и видим планку с разъёмами. Чтобы сделать все красиво, надо её снять — она держится на двух болтах М4.
Этот, как выяснилось, удобнее откручивать из салона
А этот все таки из под капота…т.к. с салона к нему с ключиком подобраться нереально, разве что с каким-то необычным коротким накидным)))
Открутили — достаём эту планку, нам нужен красный разъем.
Чтобы достать красную фишку, надо сначала достать чёрную и коричневую, т.к. там провода натянуты и убраны. Добавляем провода с тонкими штыревыми пинами (как на круиз) на 8(высокой мощности) и 9(низкой мощности) пины разъема. Заодно я решил в свободные места (10, 11 и 12 пины) добавить сразу ещё проводов, чтоб больше не лазить туда, если захочется что-то подключить, например датчик давления топлива 😁 один провод пустил сразу на буст.
Следующим шагом смотрим ответную фишку (вернее мы её заранее посмотрели, чтоб убедиться в пустоте 10-12 пинов), и радуемся что провода на управление ТЭНом (8 и 9 пины) уже заложены =) вроде как они не всегда там есть.
Осталось все разложить аккуратно, собрать, закрутить и проверить.
Проверить в нормальном рабочем режиме пока не удалось, т.к. на улице было ещё не так холодно (выше +5), но тест исполнителей в ЭБУД релюшки отрабатывают исправно 🙂
Спасибо Андрею (rgdaudi) за проверку активности отопителя в прошивке ЭБУД, и за корректировку алгоритма его работы, чтоб включался раньше и грел дольше😉
Всем тепла!
Электрический отопитель салона — ЭПВС (PTC heater) (ТЭН)| часть 1-ая
Электрический отопитель салона — ЭПВС (PTC heater) (ТЭН)
Вспомогательный отопитель автомобиля с дизельным двигателем (электрический отопитель PTC) подогревает охлаждающую жидкость двигателя и воздух в салоне автомобилей с дизельными двигателями. Он автоматически включается или выключается в зависимости от температуры наружного воздуха, температуры охлаждающей жидкости и нагрузки генератора.
При каких условиях он включается:
-температура окружающей среды ниже минус 10 градусов
-температура охлаждающей жидкости ниже плюс 60 градусов
при повышении температуры охлаждающей жидкости выше плюс 70 градусов или температуры окружающей среды выше плюс 20 градусов доп.отопитель выключается
Вещь очень нужная в северной части нашей необъятной страны =)
Самое главное что ничего дорабатывать (пилить, резать, и т.д.) не нужно — для него есть штатное место (смотрим фото ниже), а так же установка не займёт у Вас более 10 минут, надо всего-то 2 болта открутить, снять пластмассовую заглушку:
затем перед нами открывается вот такая картина с указанием места куда надо устанавливать отопитель:
и вместо неё вставить отопитель ну и естественно теми же болтами от заглушки прикрутить его на место.
Но как оказалось не всё так просто как я думал, управляющий провод мне удалось найти, а вот проводки которая идёт от аккумулятора напрямую в в эту электопечку я не могу найти, видимо её и нет.
Проводка для тена должна выглядеть вот так:
Если кто-то знает откуда идёт этот провод (через какое технологическое отверстие) просьба подсказать мне.
Нашёл как выглядит полный набор для 2-го фокуса, в комплекте идёт провод фиолетовый…а для 3-го фокуса не идёт в комплекте. фото ниже.