Тепловая машина аист 5тм
Аэродромный КрАЗ с реактивным двигателем или просто «Горыныч»
Из всей специальной техники, работающей в аэропорту, эта машина, пожалуй, самая необычная. Впереди нее установлен настоящий реактивный двигатель. Официальное название этого чудо-агрегата «Тепловая машина «АИСТ-5ТМ», но чаще его ласково-уважительно называют «Горыныч».
Тепловая машина «АИСТ-5ТМ» предназначена для удаления с бетонных покрытий аэродромов влаги, снега и гололёдных образований. По-простому: «Горыныч» плавит лёд со снегом и испаряет воду, оставляя сухой бетон.
Выпускает такие машины НПО «Авиаисток», производственной базой служит «Софринский экспериментально-механический завод» (СЭМЗ).
На «Горыныче» установлен авиадвигатель ВК-1, один из первых советских турбореактивных двигателей, производившихся серийно. В своё время такие двигатели устанавливались на истребителях МиГ-15 и МиГ-17, бомбардировщике Ил-28, бомбардировщике-торпедоносце Ту-14 (Ту-12).
Сейчас на ВК-1 уже, наверное, никто не летает, но двигатели получили вторую жизнь, помогая авиации на земле. Струя раскаленных газов, вырывающаяся из сопла, моментально плавит лёд в любой мороз. Главное не увлечься, бетон тоже долго не выдержит прямого воздействия реактивной струи.
За кабиной «КрАЗа» находится вместительная цистерна для авиационного керосина, на котором работает реактивный двигатель. Реактивные двигатели очень прожорливые: на максимальных оборотах «Горыныч» расходует 1700 кг керосина в час. Это одна из основных причин того, что машины сейчас используют крайне редко.
В кабине в глаза сразу бросается блок управления реактивным двигателем. Удалось пообщаться с водителем, который работает в аэропорту уже 30 лет. Он рассказал немало интересного, например, о том, что в советское время колонне «Горынычей» случалось выезжать из Домодедово во Внуково для очистки взлётно-посадочной полосы.
Сейчас «Аист-5ТМ» для очистки взлётно-посадочных полос не используется. На смену пришли другие технологии и другая техника. Тем не менее, иногда «Горынычу» выезжать приходится на некоторые специфические операции, например, нужно зимой обновить или изменить разметку.
«Аист-5ТМ» не единственная тепловая машина, работавшая в аэропорту. Есть снимки и другого «реактивного» КрАЗа. Над этой машиной работали непосредственно механики в Домодедово. Двигатель у нее установлен сзади.
Такие машины могли работать в паре с «Аист-5ТМ», первая машина плавила лёд, вторая струёй выдувала воду за пределы полосы и сушила бетон.
Конечно, немного жаль, что не довелось увидеть и услышать «Горыныча» в работе. Эта техника сыграла большую роль в прошлом, но сейчас в повседневной работе прекрасно обходятся без неё. Тем не менее, большое спасибо сотрудникам аэропорта Домодедово, что поддерживают её в хорошей форме.
Домодедовод
Домодедово — один из лучших и перспективных районов Подмосковья. Визитной карточкой и локомотивом городского округа является аэропорт Домодедово.
C любовью к Домодедово, Ваш Домодедовод
КрАЗ с реактивным двигателем. Возможно и такое!
Примерно месяц назад Домодедовод опубликовал репортаж из зимнего аэропорта. Тогда по погодным условиям не было возможности запечатлеть уникальную разработку отечественных инженеров — тепловую машину АИСТ-5ТМ.
АИСТ-5ТМ — практически фантастическая машина. На шасси КрАЗа установлен турбореактивный двигатель и цистерна с топливом. В сильные морозы через сопло двигателя вылетает струя раскаленных газов, которая не только плавит любой снег и лед, но и моментально испаряет влагу, оставляя после себя сухой бетон.
АИСТ-5ТМ весьма прожорливая, в максимальном режиме расход топлива составляет 1700 кг в час. Это больше массы среднего легкового автомобиля.
АИСТ-5ТМ — грузовой автомобиль с реактивным двигателем
В любую погоду взлетно-посадочная полоса должна обеспечивать необходимый коэффициент трения. Это залог безопасности, и АИСТ-5ТМ исправно несёт свою службу.
Конечно, это не единственная и не основная машина для очистки взлетно-посадочной полосы. Обычно уборка снега производится другими машинами.
Необычные способы использования авиационных двигателей
Р еактивный двигатель это мощь, поэтому главная сфера их применения — авиация. Впрочем, авиационные двигатели не всегда используются по своему прямому назначению. Например, с их помощью расчищают дороги от мин и борются с комарами. Самые необычные способы применения авиационных двигателей в обзоре LiveJournal Media.
Не претендуя на лавры капитана Очевидность, заметим, что любой двигатель в первую очередь предназначен для того, чтобы что-то двигать. Поэтому массовые эксперименты с альтернативным применением авиационных двигателей проводились именно в области транспорта. Правда, в основном это были машины, которые двигались не за счет реактивной тяги, а за счет вращения колес валом турбины (турбо-вальные двигатели).
Однако были и реактивные изыскания. В 60-70х годах прошлого века СССР и США появились экспериментальные железнодорожные локомотивы, которые перемещались в пространстве при помощи реактивной тяги.
Скоростной вагон-лаборатория ЭР22
Советский реактивный поезд, а точнее «скоростной вагон-лаборатория ЭР22» был построен в 1970 году на Калининском вагонном заводе (КВЗ). В движение локомотив приводился двумя турбо-реактивными двигателями АИ-25 применявшимися на самолёте Як-40.
Во время испытаний локомотив сумел развить скорость в 250 километров в час. Несмотря на это, от идеи вскоре отказались, одной из причин стал огромный по сравнению с классическими локомотивами расход топлива.
http://ic.pics.livejournal.com/lj_magaz ine/70300696/6570737/6570737_original.jp g
Локомотив M-497 «Black Beetle»
За океаном эксперименты по переводу железнодорожного транспорта на реактивную тягу вылились в постройку локомотива M-497 «Black Beetle», на крыше которого были установлены двигатели General Electric J-47-19 от бомбардировщика Convair B-36. Локомотив был переоборудован из обычной дизельной мотриссы, на испытаниях чудо техники развило максимальную скорость в 290 километров в час, но, как и в случае с советским побратимом, создание таких поездов было признано нецелесообразным.
Другое полезное свойство турбореактивных двигателей, на которое обратили внимание рационализаторы — это мощная реактивная струя, вырывающаяся из сопла двигателя. При ее помощи можно, например, эффективно что-нибудь распылять. Распылять, в частности, решили воду для тушения пожаров. В СССР, а позже и в России были созданы несколько «автомобилей газо-водяного тушения».
Подробней об этих гибридах пишет vanillarabbit:
Автомобиль Газо-водяного Тушения
Пожары бывают разные, сложные, простые, страшные. Характеризуются они все по площади горения, количеству вещества участвующего в горении (пожарной нагрузке), и в принципе все тушатся одинаково, а иногда выгорают сами. Исключение составляют газонефтяные фонтаны, у них нет площади горения как таковой, у них есть высота пламени.
Пожарная нагрузка их не поддается исчислению, так как под землей всего этого добра может быть просто море. А вот ущерб подсчитывается очень быстро, достаточно знать дебет (отдачу скважины) и умножить ее на стоимость нефти, и мы получим то количество денег что сгорает в течении секунды. Для тушения такого вот нестандартного пожара нужна нестандартная техника.
Для тушения газо-нефтянных фонтанов и предназначен АГВТ (Автомобиль Газо Водяного Тушения). Как видно на иллюстрации машинка дико интересная, обычное автомобильное шасси, с установленным на него. правильно Турбовинтовым авиационным двигателем. Принцип действия прост, основан он на эффекте распыления воды в реактивной струе. Вода в струю реаткивную струю подается с помощью нескольких стволов расположенных непосредственно на ТВРД, для достижения необходимого давления и водоотдачи АГВТ обвязывают с одной или двумя ПНС (Пожарно Насосной Станцией)».
Однако чаще всего грузовики с установленными на них авиационными двигателями можно встретить не на нефтяных месторождениях, а на аэродромах. Машины, получившие прозвище «Горыныч» применяются для расчитски взлетно-посадочных полос ото льда. На различных шасси используется хорошо зарекомендовавший себя авиационный двигатель ВК-1, применявшийся еще на истребителе Миг-15.
Об одной из таких машин — «Аист-5ТМ» пишет zhzhitel:
Тепловая машина „АИСТ-5ТМ»
«Из всей специальной техники, работающей в аэропорту, эта машина, пожалуй, самая необычная. Впереди нее установлен настоящий реактивный двигатель. Официальное название этого чудо-агрегата «Тепловая машина „АИСТ-5ТМ», но чаще его ласково-уважительно называют „Горыныч».
Тепловая машина „АИСТ-5ТМ» предназначена для удаления с бетонных покрытий аэродромов влаги, снега и гололёдных образований. По-простому: „Горыныч» плавит лёд со снегом и испаряет воду, оставляя сухой раскаленный бетон.
За кабиной „КрАЗа» находится вместительная цистерна для авиационного керосина, на котором работает реактивный двигатель. Реактивные двигатели очень прожорливые: на максимальных оборотах „Горыныч» расходует 1700 кг керосина в час. Это одна из основных причин того, что машины сейчас используют крайне редко».
Газодинамический тральщик «Прогрев-Т»
Двигатель ВК-1 использовался и на другой интересной машине- газодинамическом тральщике Прогрев-Т. Грозная на вид машина на шасси танка Т-54 предназначалась для разминирования дорог. По задумке авторов проекта газодинамическая струя создаваемая двигателем должна была «выковыривать» из грунта вражеские мины. Известно, что Прогрев-Т применялся в Афганистане, однако в серию машина так и не пошла.
Тепловая машина для специальной обработки военной техники ТМС-65
Зато авиа-автомобильные гибриды прижились в химических войсках. Тепловая машина для специальной обработки военной техники ТМС-65, смонтированная на базе грузовика «Урал» предназначена для дезактивации, дегазации и дезинфекции техники мощным газовым и газокапельным потоком. Проще говоря, машина смывает и сдувает с техники всю химическую, бактериолохическую и радиоактивную гадость. Что интересно, и здесь используется все тот же авиационный двигатель ВК-1 от давно снятого с вооружения Миг-15. ТСМ-65 была разработана в середине 60-х годов, но машина до сих пор стоит на вооружении Войск РХБЗ и регулярно принимает участие в военных учениях.
Машина для борьбы с гнусом
Пожалуй самой оригинальной идеей стал проект по использованию турбореактивных двигателей для борьбы с гнусом, который донимал строителей и геологов в Сибири. В 1964 году ученые из Сибирского отделения РАН установили на плавающий транспортер реактивный двигатель, который распылял в воздухе ядохимикаты. За один час работы машина уничтожала гнус на 10 тысячах гектар, стоимость обработки одного гектара составляла 12 копеек.
Из всей специальной техники, работающей в аэропорту, эта машина, пожалуй, самая необычная. Впереди нее установлен настоящий реактивный двигатель. Официальное название этого чудо-агрегата «Тепловая машина «АИСТ-5ТМ», но чаще его ласково-уважительно называют «Горыныч».
2. Тепловая машина «АИСТ-5ТМ» предназначена для удаления с бетонных покрытий аэродромов влаги, снега и гололёдных образований. По-простому: «Горыныч» плавит лёд со снегом и испаряет воду, оставляя сухой раскаленный бетон.
3. Выпускает такие машины НПО «Авиаисток», производственной базой служит «Софринский экспериментально-механический завод» (СЭМЗ).
4. На «Горыныче» установлен авиадвигатель ВК-1, один из первых советских турбореактивных двигателей, производившихся серийно. В своё время такие двигатели устанавливались на истребителях МиГ-15 и МиГ-17, бомбардировщике Ил-28, бомбардировщике-торпедоносце Ту-14 (Ту-12).
5. Сейчас на ВК-1 уже, наверное, никто не летает, но двигатели получили вторую жизнь, помогая авиации на земле. Струя раскаленных газов, вырывающаяся из сопла, моментально плавит лёд в любой мороз. Главное не увлечься, бетон тоже долго не выдержит прямого воздействия реактивной струи.
6. За кабиной «КрАЗа» находится вместительная цистерна для авиационного керосина, на котором работает реактивный двигатель. Реактивные двигатели очень прожорливые: на максимальных оборотах «Горыныч» расходует 1700 кг керосина в час. Это одна из основных причин того, что машины сейчас используют крайне редко.
7. В кабине в глаза сразу бросается блок управления реактивным двигателем. Удалось пообщаться с водителем, который работает в аэропорту уже 30 лет. Он рассказал немало интересного, например, о том, что в советское время колонне «Горынычей» случалось выезжать из Домодедово во Внуково для очистки взлётно-посадочной полосы.
8. Впереди выруливает один из самых «сильных» самолётов: Boeing 747-400 авиакомпании AirBridgeCargo, про него я писал отдельный пост.
9. Гигант, красавец и объект поклонения адептов карго-культа. Удачного полёта, полоса чистая!
10. Сейчас «Аист-5ТМ» для очистки взлётно-посадочных полос не используется. На смену пришли другие технологии и другая техника. Тем не менее, иногда «Горынычу» выезжать приходится на некоторые специфические операции, например, нужно зимой обновить или изменить разметку. Кто еще способен быстро очистить и просушить покрытие?
11. Сейчас уборка взлётно-посадочных полос ведётся при помощи целого парка подметально-продувочных машин, усиленных разбрызгивателями реагентов. Подробнее про современную очистку ВПП от снега я писал недавно.
12. «Аист-5ТМ» не единственная тепловая машина, работавшая в аэропорту. У меня в архиве есть снимки и другого «реактивного» КрАЗа. Над этой машиной работали непосредственно механики в Домодедово. Двигатель у нее установлен сзади.
13. Такие машины могли работать в паре с «Аист-5ТМ», первая машина плавила лёд, вторая струёй выдувала воду за пределы полосы и сушила бетон.
14. Конечно, немного жаль, что не довелось увидеть и услышать «Горыныча» в работе. Эта техника сыграла большую роль в прошлом, но сейчас в повседневной работе прекрасно обходятся без неё. Тем не менее, большое спасибо сотрудникам аэропорта Домодедово, что поддерживают её в хорошей форме, и, конечно, за возможность познакомиться с «Горынычем» поближе.
т.е. асфальт вам во дворе то же нафиг не нужен?
эта хрень вместе со снегом и льдом очень качественно асфальт сдувает, если попадется хоть небольшой нарушение поверхности.
чуть офтопну, но тоже про эти же реактивные движки, таким образом тушили нефтяные пожары.
Что-то намудрили они с УМПшкой.
было дело, наверно я знаю где это было), но промолчу, раскусят, что оттуда)))
у этой машины офигенная производительность и полезность, полоса после нее сухая и льда нет, постоянно их применяем
вот еще один пример использования этих двигателей, дымовая завеса
в общем эти движки под что только не пихали))
Водитель что то не договаривает, автор, будь осторожен!
ТМС-65 это. Только конус добавили.
Войска РХБЗ чем-то подобным бронетехнику обеззараживают.
Блин, опередили. Отколь столько химиков на ЯПе?
Добавлено в 16:40
Завесу дымовую проще и дешевле ставит ТДА-М. На базе ГАЗ-66.
РХБЗ еше их использует
Все,кто учился или жил в Минске на Петруся Бровки(МРТИ_БГУИИР)навсегда запомнят рёв испытывыемых тягачей АМКОДОР именно для посадочных полос Минского аэропорта
Сдувка или тепловая?
Движок там стоял вроде ВК-копия английского «НИН» с центробежным компрессором и диким расходом ТС.. потом и других по его подобию строили, только после него в стыках между бетонными плитами на полосе можно было ерундукор разводить.. выдувал всё.
Добавлено в 18:50
«Ерундуков») сорри
Вот он! Вот он! Здоровенный КРАЗ, ребята! Снегоуборщик моей мечты!
Главное не сдуть соседские постройки.
Кстати, тонна керосина МС-1 с доставкой стоит 33500 рублёв. 🙂
Цитата |
В 2010 году уже несуществующий завод АМУР (Автомобили и моторы Урала) из Новоуральска демонстрировал сотрудникам института «Спецтехника и связь» МВД РФ самодельную «таратайку» жуткого вида, в «носу» которой стоял газотурбинный двигатель — видимо, от списанного самолета. |
Добавлено в 19:57
Только не смейтесь, это чтобы демонстрантов разгонять.
(убиЦааПстену)
Чем сложнее становились самолеты, тем больше техники требовалось для их обслуживания. Помимо различного радиотехнического и светового оборудования на аэродромах работает множество специальных автомобилей. До 50-х годов аэропортовых автомобилей просто не существовало: в те годы широко применялись различные тележки с агрегатами или приспособлениями, перемещаемые вручную или устанавливаемые в гужевой повозке, запряжённой лошадью. Конская тяга доминировала в те годы в авиации, а при аэродромах были штатные конюшни. С развитием реактивной авиации началось и развитие специализированного аэродромного автотранспорта. В аэропортах стали широко внедряться спецавтомобили — заправщики, аэродромные тягачи, машины для заправки водой и кислородом, багажные машины, автолифты и масса другой, порой весьма примечательной, автотехники. Многие легко определяют модель самолета, но вот о назначении и работе тех или иных автомобилей имеют весьма смутное представление.
Вся аэродромная автотехника делится на несколько типов, каждый из которых предназначен для выполнения одной или нескольких смежных задач. Для обслуживания самолетов и их подготовки к полету используется техника для технического обслуживания воздушных судов. Для поддержания в рабочем состоянии аэродрома требуются различные машины, предназначенные для уборки взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и других элементов аэродрома. Перевозка грузов и пассажиров выполняется спецавтотранспортом коммерческого обслуживания воздушных судов.
Кроме топлива, самолет заправляется самыми разными интересными веществами, например, для заправки спиртом или водно-спиртовой смесью использовался водоспиртозаправщик ВСЗ-66.
а хде шайтан ашин змей горыныч, что лед топит на впп
Более прозаичное масло заправлялось с помощью маслозаправщика МЗ-66.
Жидкость для гидравлических систем, маслосмеси и пусковой бензин заправлялись с помощью заправщика специальными жидкостями ЗСЖ-66.
В авиации использутся множество систем, для заправки которых требуется кислород и азот. Кислород и азот получали прямо на аэродроме с помощью кислорододобывающей станции АКДС-70М2 на шасси КрАЗ-250.
И затем заправляли с помощью кислородозаправочной станции АКЗС-75М-131-П.
Для заправки пневматических систем самолета выпускался воздухозаправщик ВЗ-20-350.
Перед вылетом самолет проходит различные проверки, например, гидросистему проверяю с помощью установки проверки гидросистем УПГ-300.
Летом кабины самолетов охлаждают, например, аэродромным кондиционером АК-04М1.
Для загрузки багажа в аэропортах используют специальные машины, так как это достаточно непростая задача. Внешне машина для багажа (хотя ее используют и для загрузки, например, бортпитания) выглядит как обычный фургон. Автолифт АЛ 3У.
Но подъехав к самолету, фургон поднимается на высоту несколько метров. Автолифт АЛ-3А.
Для доставки пассажиров к самолету используются специальные автобусы. Иногда совсем небольшие, например РАФ-980-979.
Или самые распространенные автопоезда пассажирские перронные аэропортовые АППА-4.
На смену которым пришли более современные, например, МАЗ-171.
В СССР трапы выпускались на базе УАЗика. 🙂
Сейчас встречаются бюджетные трапы на базе Газели.
И навороченные закрытые импортные трапы.
Перед взлетом в зимнее время с самолета удаляют наледь специальной тепловой машиной, например ВМ-63.
Чтобы наледь не образовалась в момент взлета, требуется обработать самолет противообледенительной жидкостью.
Для запуска двигателей используются машины для воздушного пуска, например АИСТ.
Кое где еще сохранились пусковые установки на базе УАЗика.
Для электростартерного запуска авиационных двигателей и питания бортовых электрических систем самолетов используются знаменитые аэродромные пусковые агрегаты, АПА-5.
Чтобы не использовать двигатели во время движения по перрону или аэродрому требуются специальные тягачи. В СССР самолеты таскал ЛУАЗ-2403.
КАК он это делал? Он хоть АН-2 утащит?
И да, вторая цифра в индексе модели 4, это же по классификации седельный тягач? Что-то не похоже
Для более серьезной техники предназначался БелАЗ-7421.
И знаменитый МАЗ-541.
Военные предпочитают более серьезную технику, например Ураган.
Чтобы самолет мог безопасно взлететь, взлетно-посадочная полоса должна быть идеально чистой. От снега ее чистят сначала роторными снегоочистителями.
Уборочными машинами типа ДЭ-235.
Или пылесосами В-68.
Лед и воду с полосы убирают с помощью тепловых машин ТМ-59.
Или более серьезной техникой с реактивными «ветродуйками».
Состояние полосы проверяется тележкой для измерения коэффициента сцепления.
На всякий пожарный случай аэродромы имеют серьезную пожарную технику.
Кроме стационарных командно-диспетчерских пунктов бывают и передвижные, например СКП-11.
Хотя сейчас в аварийной ситуации руководитель полетов может воспользоваться более компактной и комфортабельной машиной.
Для радиотехнического обеспечения полетов так же может использоваться спецавтотехника, например радиопеленгатор АРП-11.
Закулисная жизнь аэропорта- всегда интересно. Столько служб работают для бесперебойного функционирования аэропорта.
Про многие машины и не думал, что есть на вооружении. Пост, я так понимаю, совмещённый и про армейскую авиацию, и про гражданскую.
За авиацию и все, что с ней связано всегда
Некоторое машины выглядят страшно как будто делались для фильмов об апокалипсисе или зомби.
Надо режиссерам идею закинуть. Зачем крошить мечами зомбей? Пошел в аэропорту взял очиститель полосы один раз дунул пол квартала освободил от нечисти.
Вот этот лучше всего подойдет.
Хочу Маз-541. Ну модельку хотя бы.
А у меня в аэродромной роте тепловые ТМ-59МГ были. Вестчь.
МАЗ 541
Это самый большой седан в мире, сделанный в СССР:28,23 тонны полной массы, почти 39 литров объема дизельного двигателя, отключаемый полный привод — и это далеко не все технические особенности монстра, представленного на этой фотографии. Зачем же был построен такой монстр, ведь в СССР рекорды ради рекордов были, мягко говоря, непопулярны? Дело в том, что эта машина должна была стать, фактически, «лицом страны». В смысле, аэродромным тягачом огромных авиалайнеров с международных авиалиний. Почему был выбран такой дизайн сказать не могу — но вышло весьма зрелищно. Интересной особенностью машины было наличие у нее двух рулей. Но это не от плюрализма в головах конструкторов и не из-за отсутствия усилителя руля, как говорят некоторые — а просто машина имела два полнофункциональных поста управления. Для движения передним и задним ходом соответственно, — ведь двигать хрупкие крылатые машины нужно было очень нежно и аккуратно. К сожалению, такие стильные и откровенно симпатичные тягачи в большую серию не пошли. По разным сведениям (источникам) было произведено то ли три, то ли тринадцать машин, после чего производство было прекращено.