Тепловая машина для аэродрома
Аэродромные машины: «Горыныч», деайсер, УМП. Поговорим о самых загадочных
Опубликовано 11.09.2021 · Обновлено 11.09.2021
Озадачившись поиском необычных автомобилей, аэропорт не должен быть последним местом, куда следует за этим заглянуть. Огромное количество всяких разных машин перемещается по аэродромным рулежным дорожкам, словно роботы, и если с предназначением многих современных моделей аэродромной техники все более-менее понятно, то вот модели, доставшиеся в наследство от СССР, внешне не намекают о своем предназначении, но внимание однозначно приковывают. Я отобрал пару таких интересных экземпляров как из прошлого, так и из настоящего.
Аэродромная тепловая машина «Горыныч»
Представьте, что в российском аэропорту в иллюминатор самолета вы увидели вот такой автомобиль… Что бы вы подумали о предназначении данной ракеты спереди? Не иначе огнемет против зомби.
На самом деле спереди установлен реактивный двигатель, работающий на самолетном топливе — керосине, а цистерна, за водительской кабиной, несет запас топлива для него. Реактивный двигатель дает на выходе мощную струю выхлопных газов, которая помимо высокой кинетической энергии имеет еще и высокую температуру 650-800 градусов Цельсия.
Зачем на аэродроме такой агрегат? Самая очевидная версия, что он используется как ветродуй, для сдувания снега с взлетной полосы, при детальном рассмотрении не выдерживает критики, особенно если критика исходит от главного бухгалтера. Реактивные двигатели — это самые прожорливые двигатели внутреннего сгорания, отправляющие поршневые моторы просто в нокаут по этому показателю. Так что на раздувание снега никто не даст тратить столько денег, когда для этой цели можно направить снегоочиститель с метелкой (далее в этом материале я привожу пример такой машины). Высокая температура струи у данного агрегата позволяет растопить любую наледь с асфальта, не оставив ни единой лужи. После прохода «Горыныча» асфальт становится чистый и сухой. Для направления потока газа в конкретную точку, а также для уменьшения теплопотерь, применяется насадка вроде «пылесоса», как на приведенных фото.
Называют же данный аппарат «Аэродромная тепловая машина на базе автомобиля КРАЗ(или иной)», а народ говорит просто «Горыныч». Актуальным агрегат оказывается в те периоды, когда при плюсовой температуре днем выпадают осадки, которые замерзают из-за отрицательной температуры воздуха ночью, и в результате все летное поле превращается в сплошной каток. В такие периоды с высокой вероятностью образования наледи, «Горыныч» помогает держать летное поле чистым и сухим.
Другие тепловые машины
Название «Горыныч» носит не только тепловая машина с реактивным двигателем спереди, также это официальное название машин УМП-400, на базе шасси Камаз. В расшифровке УМП означает «Универсальный моторный подогреватель», и такие аппараты могут базироваться не только на автомобильной платформе Камаз, но и Краз.
С помощью двух шлангов из «Горыныча» к двигателю летательного аппарата подводится тепло, произведенное двигателем внутреннего сгорания первого. Тепло передается с помощью воздушной струи, по шлангу горячий воздух подается к двигателю.
Аэродромный пылесос
Вблизи подобная машина наводит мысли о минувшем апокалипсисе, насколько суровый облик она имеет вы можете оценить сами, взглянув на фото выше. Это ни что иное, как аэродромный пылесос. Машина способна бесконтактно очистить взлетную полосу и рулежные дорожки от любых предметов, и все это по принципу домашнего пылесоса: создавая пониженное давление во всасывающей трубе машина увлекает в нее воздушные массы, которые забирают с собой все, что попадается им на пути. Попросту говоря машины просто «засасывает» мусор асфальта. Дальше крупные предметы, попавшие в трубу, задерживаются в бункерах, имеющих нижние люки для удобства персонала, ну а воздух выбрасывается в атмосферу. Надо сказать машина производит очень сильную тягу, способную захватить даже кирпич.
Для чего нужна такая машина? Дело в том, что для самолетов очень критична чистота взлетно-посадочной полосы от посторонних предметов. Помните катастрофу с «Конкордом», когда запчасть от предыдущего самолета попала между шасси и была отброшена в сторону крыла, пробив топливный бак? Тогда все закончилось гибелью всех находящихся на борту людей. По этому в крупных аэропортах, где каждая минута дорога, через некоторое количество взлетов и посадок данная машина-пылесос проезжает по взлетной полосе. После этого в бункере открывается люк и персонал в обязательном порядке инспектирует что именно залежалось на полосе, и если это запчасть от самолета, то начинается самое настоящее расследование, и если самолет, которому она принадлежит, находится в воздухе, диспетчер обязательно уведомляет о находке пилотов.
Другие машины для очистки летного поля и ВПП
Также в аэропортах работают классические щеточные машины для очистки летного поля как от мусора, так и от снега. Чем крупнее аэропорт, тем большей производительностью обладают специальные машины. В современном исполнении щеточные агрегаты позволяют чистить сразу половину ширины ВВП, так что для очистки одной полосы нужно всего два прохода или два автомобиля.
Деайсер
Каждую зиму эти машины являются невероятно востребованными в любом аэропорту России. Деайсер в переводе с английского означает противообледенительный, и в функции этой машины входит обработка плоскостей самолета специальным противообледенительным составом. Конечно то, что разбрызгивается деайсером, не может являться водой ни в коем случае.
Противообледенительная обработка очень важна, но обрабатывается не весь самолет, как может показаться, а только отклоняемые поверхности: механизация крыла(спойлеры, элероны, закрылки, предкрылки), руль высоты и руль направления. Именно для того, чтобы деайсер мог качественно обработать руль направления и руль высоты современных самолетов, кабина управления располагается на подъемнике и обладает управляемостью по двум осям.
Чего же страшного в обледенении? Для начала нужно понять, что это за процесс. С повышением высоты понижается температура воздуха. В какой-то момент температура воздуха охлаждает фюзеляж самолета до температуры образования конденсата (точки росы), но с дальнейшим набором высоты температура продолжает снижаться, вплоть до отрицательного значения, при котором вся сконденсированная влага немедленно замерзает. Если к этому моменту на управляющих поверхностях, точнее в щелях, будет влага, вероятнее всего воспользоваться этим органом управления просто так не получиться, ведь механизмы будет закованы льдом. На самолетах также есть своя противообледенительная система, но она не рассчитана на очищение льда, образовавшегося из налипшего снега, однако на современных летательных аппаратах проблема обледенения еще не приводила к известным происшествиям.
Автор: Илья Марченко
Журналист JQ7
Запуск Горыныча. Тепловая пушка для дезинфекции
Вот такая дезинфекция на улицах города. Смотреть со звуком, собственно звук тут главное.
ТМ-59 — тепловая машина (ветродуйка). Представляет тягач + гидравлически управляемая (поворотная) одноосноя тележка впереди с газотурбинным двигателем ВК-1, на сопло которого надет широкий насадок, направляющий выхлопные газы двигателя веером вниз. Служит для удаления мусора, бетонной крошки, льда и снежного наката с покрытия аэродрома. Машины подобного типа получили прозвище «Змей Горыныч».
Я так понял, что может использоваться и для дезинфекции.
Дезинфекция асфальта? А это поможет?
довольно странно обрабатывать середину многополосной дороги вместо ручек подъездов и магазинов. вам не кажется? )
Все «ябывдувальщики» на этом фоне смотрятся блекло )))
Вспомнил пылесос «Буран», один в один.
Может, ей сдувают нарушивших карантин?
Ну звук как звук, а какой звук можно ожидать от авиадвигателя, дизельный чтоле?
Лучше было бы использовать что-нибудь вроде Big wind или Прогрев-Т, чтобы сразу всю уличу обеззараживать.
У нас подобной фигней на базе КРАЗа сдували камешки с полосы, а сушили полосу зимой обычной турбиной с МиГа установленой на тягач с бочкой керосина. В зимнее время круглосуточно курсировала эта «тепловая пушка » по ВПП.
Да, нехай-ка этот вирус нашего горыныча отведает!
В данном случае это скорее всего машина РХБЗ. И они не просто пыль сдувают. Сзади за горынычем едет бочка, походу с какой-то дрянью для обработки.
Пост для поддержки тех, у кого нет сил продолжать худеть дальше
Не буду много говорить.
Вы сможете
Романтик
В СССР много чего не было
Инструкция: как выйти замуж счастливо
Почему
Буфер-покер
Инструкция для верующих по поведению в приличном обществе
Равнодушие
Было это в марте. Пришел старший мастер с обходным листом. Увольняется. Спросил причину. Отвечает:
— Работаю 8 лет, работу знаю и люблю. Но по семейным обстоятельствам вынужден взять отпуск за свой счет, нужно ехать в другой город. За мамой ухаживать, я у неё один, больше некому. Но начальник цеха против, сказал чтобы увольнялся.
Не стал я ему подписывать заявление на увольнение. Позвонил в кадры, уточнил. У сотрудника есть 32 дня отпуска. Подписал ему отпуск, договорились, что после отпуска, если надо будет, возьмет отпуск без сохранения заработной платы.
Уже прощаясь с ним, заходит начальник конструкторского бюро, согласовать 2 вакансии. Вакансия на инженера- технолога, на удаленном доступе, вносить изменения в технологические карты. Обычно на эту должность идут молодые сотрудники, без опыта.
Спрашиваю старшего мастера:
— Там, куда Вы едете, работа будет?
— Это поселок, как таковой работы нет, только сезонная.
— Тех.карты будете править? Работа удаленно, зарплата не такая как здесь, но все лучше, чем ничего. 30-35 к на руки будет выходить.
Он с радостью согласился, поблагодарил. Ушел.
Вызвал к себе его руководителя, начальника цеха:
— У Вас сегодня старший мастер уволился, причину можете узнать?
— Да я не знаю, говорит, что по семейным обстоятельствам, просится на 3 месяца в отпуск.
— Вы за три месяца найдете специалиста его уровня?
— Вряд ли, сотрудник он грамотный, толковый. Такого так сразу не найдешь.
— Так почему Вы так легко подписываете заявление? Почему не подумали как найти компромисное решение?
— А что я могу? Он принес, я подписал.
Прошло 5 месяцев, сотрудник решил свои дела, с его слов, сестра приехала из Беларуси, стала с мамой жить, он вернулся на завод. Продолжил работать.
Сегодня увидел его, поздоровались.
Я подумал, как часто мы теряем ценных опытных сотрудников из за нашей занятости, торопливости, а зачастую и равнодушия. А потом тратим время, силы, нервы, чтобы подготовить нового специалиста. Но это очень длительный и трудный процесс, без гарантии положительного результата.
Чем сложнее становились самолеты, тем больше техники требовалось для их обслуживания. Помимо различного радиотехнического и светового оборудования на аэродромах работает множество специальных автомобилей. До 50-х годов аэропортовых автомобилей просто не существовало: в те годы широко применялись различные тележки с агрегатами или приспособлениями, перемещаемые вручную или устанавливаемые в гужевой повозке, запряжённой лошадью. Конская тяга доминировала в те годы в авиации, а при аэродромах были штатные конюшни. С развитием реактивной авиации началось и развитие специализированного аэродромного автотранспорта. В аэропортах стали широко внедряться спецавтомобили — заправщики, аэродромные тягачи, машины для заправки водой и кислородом, багажные машины, автолифты и масса другой, порой весьма примечательной, автотехники. Многие легко определяют модель самолета, но вот о назначении и работе тех или иных автомобилей имеют весьма смутное представление.
Вся аэродромная автотехника делится на несколько типов, каждый из которых предназначен для выполнения одной или нескольких смежных задач. Для обслуживания самолетов и их подготовки к полету используется техника для технического обслуживания воздушных судов. Для поддержания в рабочем состоянии аэродрома требуются различные машины, предназначенные для уборки взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и других элементов аэродрома. Перевозка грузов и пассажиров выполняется спецавтотранспортом коммерческого обслуживания воздушных судов.
Кроме топлива, самолет заправляется самыми разными интересными веществами, например, для заправки спиртом или водно-спиртовой смесью использовался водоспиртозаправщик ВСЗ-66.
а хде шайтан ашин змей горыныч, что лед топит на впп
Более прозаичное масло заправлялось с помощью маслозаправщика МЗ-66.
Жидкость для гидравлических систем, маслосмеси и пусковой бензин заправлялись с помощью заправщика специальными жидкостями ЗСЖ-66.
В авиации использутся множество систем, для заправки которых требуется кислород и азот. Кислород и азот получали прямо на аэродроме с помощью кислорододобывающей станции АКДС-70М2 на шасси КрАЗ-250.
И затем заправляли с помощью кислородозаправочной станции АКЗС-75М-131-П.
Для заправки пневматических систем самолета выпускался воздухозаправщик ВЗ-20-350.
Перед вылетом самолет проходит различные проверки, например, гидросистему проверяю с помощью установки проверки гидросистем УПГ-300.
Летом кабины самолетов охлаждают, например, аэродромным кондиционером АК-04М1.
Для загрузки багажа в аэропортах используют специальные машины, так как это достаточно непростая задача. Внешне машина для багажа (хотя ее используют и для загрузки, например, бортпитания) выглядит как обычный фургон. Автолифт АЛ 3У.
Но подъехав к самолету, фургон поднимается на высоту несколько метров. Автолифт АЛ-3А.
Для доставки пассажиров к самолету используются специальные автобусы. Иногда совсем небольшие, например РАФ-980-979.
Или самые распространенные автопоезда пассажирские перронные аэропортовые АППА-4.
На смену которым пришли более современные, например, МАЗ-171.
В СССР трапы выпускались на базе УАЗика. 🙂
Сейчас встречаются бюджетные трапы на базе Газели.
И навороченные закрытые импортные трапы.
Перед взлетом в зимнее время с самолета удаляют наледь специальной тепловой машиной, например ВМ-63.
Чтобы наледь не образовалась в момент взлета, требуется обработать самолет противообледенительной жидкостью.
Для запуска двигателей используются машины для воздушного пуска, например АИСТ.
Кое где еще сохранились пусковые установки на базе УАЗика.
Для электростартерного запуска авиационных двигателей и питания бортовых электрических систем самолетов используются знаменитые аэродромные пусковые агрегаты, АПА-5.
Чтобы не использовать двигатели во время движения по перрону или аэродрому требуются специальные тягачи. В СССР самолеты таскал ЛУАЗ-2403.
КАК он это делал? Он хоть АН-2 утащит?
И да, вторая цифра в индексе модели 4, это же по классификации седельный тягач? Что-то не похоже
Для более серьезной техники предназначался БелАЗ-7421.
И знаменитый МАЗ-541.
Военные предпочитают более серьезную технику, например Ураган.
Чтобы самолет мог безопасно взлететь, взлетно-посадочная полоса должна быть идеально чистой. От снега ее чистят сначала роторными снегоочистителями.
Уборочными машинами типа ДЭ-235.
Или пылесосами В-68.
Лед и воду с полосы убирают с помощью тепловых машин ТМ-59.
Или более серьезной техникой с реактивными «ветродуйками».
Состояние полосы проверяется тележкой для измерения коэффициента сцепления.
На всякий пожарный случай аэродромы имеют серьезную пожарную технику.
Кроме стационарных командно-диспетчерских пунктов бывают и передвижные, например СКП-11.
Хотя сейчас в аварийной ситуации руководитель полетов может воспользоваться более компактной и комфортабельной машиной.
Для радиотехнического обеспечения полетов так же может использоваться спецавтотехника, например радиопеленгатор АРП-11.
Закулисная жизнь аэропорта- всегда интересно. Столько служб работают для бесперебойного функционирования аэропорта.
Про многие машины и не думал, что есть на вооружении. Пост, я так понимаю, совмещённый и про армейскую авиацию, и про гражданскую.
За авиацию и все, что с ней связано всегда
Некоторое машины выглядят страшно как будто делались для фильмов об апокалипсисе или зомби.
Надо режиссерам идею закинуть. Зачем крошить мечами зомбей? Пошел в аэропорту взял очиститель полосы один раз дунул пол квартала освободил от нечисти.
Вот этот лучше всего подойдет.
Хочу Маз-541. Ну модельку хотя бы.
А у меня в аэродромной роте тепловые ТМ-59МГ были. Вестчь.
МАЗ 541
Это самый большой седан в мире, сделанный в СССР:28,23 тонны полной массы, почти 39 литров объема дизельного двигателя, отключаемый полный привод — и это далеко не все технические особенности монстра, представленного на этой фотографии. Зачем же был построен такой монстр, ведь в СССР рекорды ради рекордов были, мягко говоря, непопулярны? Дело в том, что эта машина должна была стать, фактически, «лицом страны». В смысле, аэродромным тягачом огромных авиалайнеров с международных авиалиний. Почему был выбран такой дизайн сказать не могу — но вышло весьма зрелищно. Интересной особенностью машины было наличие у нее двух рулей. Но это не от плюрализма в головах конструкторов и не из-за отсутствия усилителя руля, как говорят некоторые — а просто машина имела два полнофункциональных поста управления. Для движения передним и задним ходом соответственно, — ведь двигать хрупкие крылатые машины нужно было очень нежно и аккуратно. К сожалению, такие стильные и откровенно симпатичные тягачи в большую серию не пошли. По разным сведениям (источникам) было произведено то ли три, то ли тринадцать машин, после чего производство было прекращено.