Термостат для авто принцип работы

Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

Термостат для авто принцип работы

Термостат для авто принцип работы

🎥 Рекомендуем посмотреть видео в посте, как изготавливают автомобильный термостат, его принцип работы и из чего он состоит, очень интересно 😉

Все машины, в которых двигатель охлаждается при помощи жидкости, в системе охлаждения имеют небольшой прибор под названием термостат. Он располагается между двигателем и радиатором. В данной статье мы расскажем что такое автомобильный термостат, принцип его работы и устройство, а также, какие бывают неисправности при работе термостата.

🔎 Автомобильный термостат — что это?

Термостат — это регулятор температуры антифриза (тосола) в системе охлаждения двигателя. Он ускоряет прогрев двигателя и поддерживает нужный ему тепловой режим работы.

Основная задача термостата — блокировать поток охлаждающей жидкости в радиатор, пока двигатель не разогрелся. Когда двигатель холодный, через него не проходит охлаждающая жидкость. Когда двигатель достигнет операционной температуры 95 градусов, термостат открывается. Термостат позволяет двигателю разогреться быстрее, тем самым термостат уменьшает износ двигателя и вредные выхлопы.

Если вам интересно, то можно посмотреть, как работает термостат. Это довольно познавательно. Положите термостат в кастрюлю с водой и поставьте кастрюлю на электрическую плитку. По мере закипания воды в термостате примерно на 2 см откроется клапан. Эксперимент лучше проводить с новым термостатом, не со своей машины.

🔎 Устройство и принцип работы термостата

Автомобильный термостат сделан из латуни и меди. Принцип работы термостата кроется в маленьком цилиндре, который находится со стороны, повернутой в сторону двигателя.

В этом цилиндре находится шарик искусственного воска, который начинает плавиться при температуре 82 градусов по Цельсию. Воск выбран потому, что он может значительно расширяться, так как под действием тепла переходит из твердого в жидкое состояние.

Штырь вдавлен в цилиндр с воском и соединен с клапаном. Когда воск плавится, он значительно расширяется и выдавливает штырь из цилиндра, тем самым открывая клапан. Через открытый термостат проходит охлаждающая жидкость через радиатор. Когда двигатель отключается, он остывает, и воск в термостате застывает, снова становится твердым.

🔎 Какие бывают неисправности термостата?

Термостат — маленькая, но очень важная деталь. Плохо работающий термостат может задержать вас у обочины дороги. Термостат может выйти из строя по многим причинам, но самая распространенная причина — это коррозия.

Если термостат заклинил в полностью закрытом положении — возможен перегрев двигателя практически в любом режиме движения при любой положительной температуре воздуха и даже в небольшой мороз. Если термостат открывается, но не до конца, двигатель перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации автомобиля.

Если клапан термостата «завис» в полностью или частично открытом состоянии — до рабочей температуры двигатель будет прогреваться очень долго, а в зимнее время рабочая температура может быть и не достигнута. С исправной системой охлаждения при температуре воздуха ноль градусов двигатель должен прогреваться до рабочей температуры при движении за 5–10 минут. В случае неполного открытия термостата температура двигателя даже летом не будет подниматься выше 70 градусов.

🔎 Как определить, работает термостат или нет?

Для этого нужно прогреть двигатель, но так, чтобы температурная стрелка немного не доходила до красной линии. Затем нужно выключить двигатель, открыть капот, найти верхний шланг радиатора. Это черный резиновый шланг примерно 5 см в диаметре с металлическим хомутом на концах. Верхний шланг крепится сверху радиатора. Cтатья взята из паблика MOTOR. Затем нужно найти нижний шланг. Он выглядит так же, как и верхний. Нижний шланг крепится к низу радиатора.

Дотроньтесь до шлангов, но очень осторожно, так как они могут быть очень горячими. Если датчик температуры двигателя показывает, что двигатель нагрелся, а один шланг горячий, а другой холодный, то вероятнее всего клапан термостата закрыт, и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор. Термостат нужно заменить на новый.

Есть еще один «народный способ» как проверить термостат на работоспособность. Смысл в том, что мы должны положить термостат в сосуд с горящей (температура около 100 градусов) водой. Далее смотрим визуально, если клапан термостата открывается, то он рабочий. Если нет — нерабочий термостат, меняем его на новый. Данный способ предусматривает снятие термостата с машины.

Также, при замене термостата следует узнать температуру открывания клапана. У различных автомобильных термостатов она может быть разной и варьироваться в очень широком диапазоне. А как вы понимаете, нельзя ставить термостат с высокой температурой открывая, ведь двигатель в этом случае может перегреваться.

Спасибо, что прочитали статью до конца 👍
Удачи на дорогах 😉

Источник

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТЕРМОСТАТ: как проверить, принцип работы, виды, устройство

Что это такое и как работает

Как вы понимаете, термостат является компонентом системы охлаждения автомобильного двигателя.

Если коротко, то задачей этого элемента является открытие и закрытие пути для движения жидкости, которая протекает через малый или большой круг.

Работа устройства основана на физическом явлении. А именно на расширении жидкости при ее нагреве. У термостата довольно простое устройство, хотя по факту это датчик и исполнительный механизм в одном флаконе. Он состоит из цилиндра, который наполнен воскообразной жидкостью, порошковой медью, алюминием и графитом. Здесь же предусмотрен шток, расположенный внутри цилиндры, и пара подпружиненных клапанов. Один клапан для основного (большого), а второй для малого круга циркуляции жидкости охлаждения.

В процессе работы этот элемент постоянно находится под воздействием жидкости, которая его омывает. Тепло передается содержимому цилиндра.

Когда происходит нагрев, воск в цилиндре расширяется, шток выдавливается вместе с клапаном, отмечающим за малый круг. Тем самым происходит перекрытие малого круга циркуляции, и жидкость начинает проходить уже через радиатор двигателя, а не только через радиатор печки.

Термостат для авто принцип работы

Характеристика

Термостат – одна из конструктивных составляющих системы охлаждения, которая обеспечивает управление потоком антифриза.

Термостат для авто принцип работы

Также отметим, что существует и термостат стиральной машины. Проверка его осуществился омметром путем подсоединения щупов к контактам. В результате прибор должен выдать сопротивление в 1350 Ом.

Но вернемся к классическим термостатам. Работают они по следующему принципу. После запуска жидкость начинает циркулировать по малому кругу. Это радиатор печки и сам мотор. В результате двигатель быстрее прогревается, а в салоне обеспечивается теплый воздух (что особенно актуально зимой). Как только температура охлаждающей жидкости превышает заданную отметку (обычно от 70 до 80 градусов Цельсия), клапан устройства открывается и антифриз попадает на большой круг, включая основной радиатор охлаждения. Последний расположен сразу за решеткой радиатора автомобиля.

Где он располагается

Есть множество вариантов, что будет, если термостат окажется постоянно открыт на большом или малом кругу. Это приведет к перегреву, из расширительного бачка может выбрасывать тосол, изменится нормальное давление в системе охлаждения и не только.

Допускать неисправностей этого узла нельзя. При этом используется он на всех машинах:

Чтобы проверить исправность этого элемента на автомобиле, а также обнаружить признаки умирающего термостата, нужно хоть примерно понимать, где он находится.

Не могу сказать, что сделать это сложно.

Объективно правильно сразу заглянуть в руководство по эксплуатации. В разделе, где описывается система охлаждения, обязательно должно быть указано расположение искомого элемента.

Термостат для авто принцип работы

При этом есть достаточно универсальный метод поиска, актуальный для почти всех отечественных авто и множества иномарок.

Для поиска термостата нужно сделать следующее:

Хотя все же советую сначала заглянуть в руководство, и только потом начать поиски, демонтажные и ремонтно-восстановительные работы.

Варианты наполнителя

Итогом промышленных экспериментов и трудов стали две вариации наполнителя: с твердым веществом и гелиевым заполняющим. Последняя была разработкой французского инженера Сержа Вернье во второй половине XX века. Его компания и по сей день занимается производством, снискав заслуженные доверие и благосклонность потребителей.

Принцип работы обоих типов практически идентичен. Разница в том, что у гелиевого экземпляра повышена герметизация и есть особенности физических свойств самого наполняющего, как, например, уровень чувствительности к изменениям градусов в зависимости от состава. Однако, в современном производстве чаще встречаются приборы с твердым наполнителем.

Когда нужно менять деталь

Признаками необходимости замены термостата на холодильнике являются такие неисправности:

Причиной появления каждого из признаков может являться поломка терморегулятора. Устранение неисправности своими руками помогает сэкономить средства.

Основные неисправности термостата

Термостат для авто принцип работы

Термостат представляет собой довольное простое устройство, которое редко выходит из строя. Если возникли проблемы с термостатом, чаще всего они связаны со следующими причинами:

Рекомендуем: Почему фары автомобиля потеют изнутри и что с этим делать?

Стоимость термостата невелика, но далеко не во всех проблемах с охлаждением двигателя виноват он. Именно поэтому перед тем как производить замену термостата, необходимо убедиться в его неисправности.

Причина поломок, методы решения

В 99 процентах причина неисправности заключатся в термоэлементе. В первом во втором случае воск могло вымыть из-за пробоя и разгерметизации камеры (либо он засох из-за времени). В третьем производитель просто не доложил термоэлемент в полном объеме либо установил некачественную пружину. Но в любом случае, единственный способ решения проблемы – это покупка и установка нового термостата. Элемент неразборной и меняется целиком. Да и стоимость его не слишком велика, чтобы принимать меры по ремонту.

Как проверить термостат автомобиля

Можно выделить два основных способа проверки термостата автомобиля. Один из них проходит без снятия детали, но требует наличия пирометра, а второй более простой, но элемент потребуется на время проверки снять с двигателя.

Проверка термостата не снимая с двигателя

Термостат для авто принцип работы

Как известно, корпус термостата соединяется с верхним шлангом радиатора, который включен в большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. Соответственно, при рабочем термостате после пуска мотора верхний шланг радиатора должен оставаться холодным (слегка теплым) некоторое время, до того момента как по нему будет пущен антифриз.

Чтобы проверить термостат не снимая с двигателя, обзаведитесь пирометром (прибор для измерения температуры). Можно встретить мнение, что проверку следует производить и без прибора, замеряя температуру руками, но это довольно опасно, учитывая большое количество подвижных деталей при работе двигателя.

Направьте пирометр на верхний шланг радиатора и запустите мотор (холодный пуск). На протяжении двух-трех минус наблюдайте за показателями прибора. Далее сделайте вывод об исправности термостата по следующим правилам:

Важно: В процессе проверки термостата следите за температурой двигателя на панели приборов. Если термостат заклинил и не переключит охлаждающую жидкость на большой круг, двигатель начнет перегреваться, что может привести к выходу из строя дорогостоящих деталей.

Проверка термостата в кастрюле

Широко распространенный и хорошо известный способ самостоятельной проверки термостата, это с использованием кастрюли. Как несложно догадаться, перед диагностикой потребуется снять термостат с двигателя машины и принести его домой. После этого проделайте следующее:

Термостат для авто принцип работы

Если клапан при нагреве воды открывается, отследите его поведение при охлаждении жидкости, проверив, на какой температуре он вернется в исходное положение. На основании полученных данных сделайте вывод о работоспособности термостата.

Как проверить заклинивший термостат?

Проверить его можно следующим образом. Включаем двигатель и сразу же щупаем верхний и нижний патрубок. Если они в течение минуты стали теплыми, это значит, что клапан закрыт не полностью. При этом двигатель будет долго прогреваться. Это очень вредит мотору – он не может выйти на свой температурный режим. Когда оба патрубка сразу после запуска стали теплыми, можно сделать вывод, что клапан заклинил наполовину. В таком случае требуется замена термостата.

Инструкция по демонтажу

Перед тем как поменять термостат, необходимо снять ранее установленное устройство. Для выполнения демонтажа своими руками необходимо придерживаться нижеприведенной инструкции:

Термостат для авто принцип работы

На различных автомобилях технология как заменить термостат может отличатся. Может потребоваться выполнить демонтаж мешающих узлов. Или наоборот доступ к термостату у автовладельца появляется сразу после поднятия капота.

Замена термостата

Ослабьте хомут верхнего шланга и освободите сам шланг. Предварительно частично слейте жидкость из системы охлаждения.

Термостат для авто принцип работы

При нормальном расположении термостата необходимо слить лишь часть жидкости. Не стоит сливать жидкость при горячем двигателе. Вы рискуете получить сильные ожоги. Подождите, пока двигатель остынет.

Сливайте жидкость через кран на радиаторе или нижний шланг до тех пор, пока ее уровень не будет ниже, чем корпус термостата.

Если корпус не открывается, осторожно постучите по нему деревяшкой, стараясь не повредить.

Термостат для авто принцип работы

Если вы планируете использовать жидкость повторно, слейте ее в чистую емкость, а затем процедите через тонкую ткань.

Отсоедините верхний шланг от корпуса термостата, ослабив хомут.

Поднимите крышку и извлеките термостат.

Термостат для авто принцип работы

Снимите крепежные гайки на корпусе термостата. Если корпус не открывается, осторожно постучите по нему деревяшкой. Не пытайтесь поддеть его отверткой. В противном случае вы можете повредить корпус, что в дальнейшем приведет к протечкам.

Термостат для авто принцип работы

Вытащите термостат. Если при холодном двигателе термостат открыт, значит, его заклинило, и он подлежит замене. В противном случае его необходимо проверить с помощью сковороды с водой.

Установка термостата

Термостат для авто принцип работы

Многие термостаты устанавливаются определенным образом, особой меткой (например, стрелкой, указывающей на радиатор) вперед. Стартовая температура, как правило, указывается на ободе.

Перед установкой нового термостата соскребите с корпуса все следы старой прокладки. Действуйте очень осторожно, чтобы не повредить корпус.

В качестве скребка можно использовать щетку или деревяшку. Заткните отверстие тряпками, чтобы куски старой прокладки не проваливались внутрь.

Снимите крепежные гайки на корпусе термостата.

Вставьте в корпус новый термостат и слегка смажьте новую прокладку несхватывающимся герметиком. Вложите прокладку на место и закройте крышку. Поочередно закрутите гайки, избегая перекоса. Не перетягивайте гайки.

Долейте жидкость в систему охлаждения и ощупайте шланги, чтобы обнаружить возможные протечки.

О хомутах и патрубках

В ходе диагностики и замены термостата необходимо обратить внимание и на состояние других элементов. Это патрубки и хомуты. Последние могут окисляться, а резьба – деформироваться – их очень трудно открутить и закрутить.

Термостат для авто принцип работы

Рекомендации по использованию

На отечественных автомобилях часто наблюдаются проблемы с поддержанием рабочей температуры двигателя. Причем, это может возникать даже на исправном термостате. Чтобы решить эту проблему, специалисты рекомендуют использовать разные термостаты посезонно. Например, в зимнее время ездить с элементом на 85 градусов, а в летнее – на 75. Так машина будет быстрее прогреваться зимой и не кипеть летом. Также вы не будете испытывать проблем с холодной печкой.

Термостат для авто принцип работы

Цена детали и ремонта

Большинство автосервисов рекомендуют заменять термостат раз в 3-5 лет, не дожидаясь возникновения проблем. Удобнее всего это делать вместе с диагностикой системы охлаждения или заменой ОЖ. Стоимость данных работ невысока, все упирается в положение детали под капотом и производителя автомобиля.

Авторынок отвечает на спрос широким ассортиментом как универсальных, рассчитанных практически на любой мотор, так и на индивидуальный, экземпляров. Отечественное производство будет на порядок дешевле импортных аналогов. Например, стоимость российского узла для ВАЗ будет составлять около 300 рублей. В то время, как зарубежный прибор имеет цену от 600 рублей и выше.

Заключение

Итак, мы выяснили, как проверить термостат и как правильно его заменить. Проверку можно сделать разными способами. Но в любом случае с решением проблемы не стоит медлить. Своевременная проверка исправности термостата поможет предотвратить перегрев двигателя, что чревато серьезным капитальным ремонтом.

Источник

Термостат. Всё о термостате.

Термостат для авто принцип работы

Продолжаем познавательную страничку.

Термостат используется в системе охлаждения двигателя для управления потоком охлаждающей жидкости между двигателем и радиатором. В результате его работы обеспечивается быстрый прогрев двигателя при запуске и поддержание оптимального температурного режима на всех режимах работы. Термостат в системе охлаждения двигателя применяется с 1922 года.

Местоположение термостата определяется типом и моделью двигателя, а также конструкцией системы охлаждения. Термостат, в большинстве своем, расположен на выходе из головки блока цилиндров или на входе насоса охлаждающей жидкости. На современных двигателях устанавливается термостат с твердым наполнителем. Под термином «твердый наполнитель» понимается физическое состояние термоэлемента термостата.

Конструктивно термостат представляет собой термочувствительный клапан, размещенный в латунной рамке. Клапан включает тарелку, насаженную на корпус. Корпус исполняет роль цилиндра, в который вставлен шток. Шток одним концом упирается в верхнюю рамку термостата, другим – в резиновую полость в корпусе. Между корпусом и резиновой полостью размещен термочувствительный элемент, состоящий из смеси гранулированного воска и меди.

Термостат для авто принцип работы

Устройство термостата:
При запуске двигателя термостат закрыт. Охлаждающая жидкость, выходя из блока цилиндров и снова туда возвращается, чем обеспечивается быстрый прогрев двигателя. Нагрев охлаждающей жидкости до температуры 80-90°С приводит к началу открытия термостата. При данной температуре термоэлемент расплавляется и увеличивается в объеме. Увеличение объема термоэлемента сопровождается перемещением корпуса термостата по штоку (шток перемещаться не может, т.к. закреплен на верхней рамке). Тарелка клапана, преодолевая усилие возвратной пружины, начинает открываться. Часть охлаждающей жидкости начинает циркулировать через радиатор и там охлаждаться.

При дальнейшем увеличении температуры охлаждающей жидкости термостат все больше открывается, и, соответственно, все больше жидкости проходит через радиатор. Термостат полностью открыт при температуре порядка 95-105°С. При различных режимах работы двигателя происходит постоянное изменение величины открытия термостата, чем достигается поддержание оптимальной температуры.

На двигателях устанавливаются различные виды термостатов: одноклапанный, двухступенчатый, двухклапанный, а также термостат с электронным управлением.

Одноклапанный термостат имеет самое простое устройство. Все, что было сказано выше про термостат, относится именно к одноклапанному термостату. Данный вид конструкции термостата наиболее популярен у зарубежных автопроизводителей.

Разновидностью одноклапанного термостата является двухступенчатый термостат. В некоторых системах охлаждения создается высокое давление охлаждающей жидкости, которое клапану термостата достаточно сложно преодолеть. Для таких случаев разработана конструкция термостата, у которой клапан состоит из двух тарелок – малой и большой. Сначала открывается малая тарелка, т.к. для преодоления давления ей требуется меньше усилий. При открытии малая тарелка тянет за собой большую тарелку, которая в свою очередь полностью открывает проход для охлаждающей жидкости.

Двухклапанный термостат имеет два клапана (две тарелки), расположенные на одном корпусе. Первый (основной) клапан запирает большой круг охлаждающей жидкости. Второй (перепускной) клапан управляет малым кругом. Клапаны работают совместно – когда один запирает, другой открывает соответствующий контур. Данная конструкция термостата популярна на отечественных легковых и грузовых автомобилях.

Самым совершенным является термостат с электронным управлением, который обеспечивает разные температурные режимы для разных режимов работы двигателя. Конструктивно это обычный одноклапанный термостат, в термоэлемент которого добавлено нагревательное сопротивление. Управление нагревом сопротивления осуществляется блоком управления двигателем. Данная конструкция термостата позволяет реализовать температурный режим 95-110°С при частичной нагрузке двигателя и 85-95°С при полной нагрузке. Эффект от применения электронного термостата заключается в снижении расхода топлива, а также некоторого увеличения мощности за счет более интенсивного охлаждения всасываемого воздуха.

На некоторых двигателях устанавливается два термостата, например в двухконтурной системе охлаждения. Один термостат отвечает за контур головки блока цилиндров и поддерживает в нем температуру 87°С. Другой термостат установлен в контуре блока цилиндров. Рабочая температура там выше – 105°С. Данная схема системы охлаждения используется на прогрессивных двигателях TSI и позволяет добиться определенного увеличения мощности за счет дополнительного охлаждения воздуха.

Термостат для авто принцип работы

1. нижняя рамка
2. возвратная пружина
3. тарелка клапана
4. верхняя рамка
5. шток
6. направляющее устройство
7. уплотнительное кольцо
8. резиновая полость
9. корпус клапана
10. термоэлемент

Источник

Термостат автомобильный: что это такое, устройство и принцип работы, виды, фото + видео

Автомобильный термостат – это маленькое, но очень важное устройство для поддержания определённой температуры охлаждающей жидкости. Располагается эта деталь между мотором и радиатором.

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) при работе нагревается. Для снижения температуры используется охлаждающая жидкость — антифриз или тосол. Устройство, обеспечивающее поддержку температуры движка на нормальном уровне, называется термостат автомобильный.

Принцип работы системы основан на физических свойствах наполнителя — искусственного воска, смешанного с металлическим порошком, находящегося внутри. Именно этот наполнитель быстро меняет своё состояние – из жидкого в твёрдое и наоборот. До прогрева двигателя автомобиля, антифриз находится в малом круге, а после повышения показателей переходит в большой — для охлаждения двигателя. При неисправностях нарушается работа машины, заметно уменьшается срок службы двигателя.

В статье полная информация, что же это такое – автомобильный термостат, устройство, как он работает, виды, неисправности и способы проверки.

Что это такое, назначение устройства

Автомобильный термостат представлен основным узлом системы охлаждения. Его главное назначение – контроль температурных показателей с последующим перераспределением тосола или антифриза по большому или малому кругу циркуляции. До тех пор пока двигатель прогревается, защитный клапан системы находится в закрытом положении, а жидкость — в малом кругу. Из-за этого прогрев мотора происходит быстрее.

После достижения необходимой температуры, во избежание перегрева срабатывает защитный клапан, и тосол проходит в большой круг. Охлаждающая жидкость подаётся через радиатор, заметно улучшая охлаждение движка.

Терморегулирующий механизм имеет незначительные размеры, что делает его незаметным среди других деталей под капотом. Но это не делает его менее значимым. Маленькая система занимает положение между малым и большим кругом движения охлаждающего компонента.

В целом, ездить с неработающим автомобильным термостатом можно, но это скажется на работоспособности ДВС автомобиля. Он будет быстро перегреваться, увеличится интенсивность его износа. Замену узла системы можно провести самостоятельно (в отдельных машинах). Если подкапотное устройство конкретной модели неизвестно, лучше довериться грамотным специалистам, ведь рядом расположены ценные составляющие которые можно повредить.

Внимание! Автомобильный термостат – прибор специального назначения, обеспечивающий поддержку температуры двигателя в необходимом диапазоне. Эта функция достигается при слаженной и полностью исправной работе терморегулятора и своевременном фазовом переходе.

Блокировка функции радиатора обеспечивает набор максимальной температуры двигателя. Это нужно для полного раскрытия характеристик силового узла. Такие условия помогают уменьшить интенсивность его износа.

Основной функциональный элемент – клапан. Он срабатывает при температуре от 70 до 92 градусов по Цельсию. Точный показатель определяется после уточнения конкретной конструкции и требуемого режима работы мотора авто.

Какие бывают автомобильные термостаты?

Сейчас можно найти термостаты нескольких видов. Они различаются между собой по принципу работы и имеют свои особенности. Варианты российского производства стоят дешевле немецких или польских, но именно зарубежные варианты славятся высоким качеством и хорошей износостойкостью. Востребованными остаются универсальные варианты деталей. Их ценят за простоту установки, удобство пользования, невысокую стоимость и достаточную распространённость. Рассмотрим, какие виды приборов существуют.

Одноклапанный

Популярный вид устройства. Его устанавливают до настоящего времени в автомобили зарубежного и отечественного производства. Ведущие фирмы напротив считают, что модель морально устарела и не может обеспечивать качественное охлаждение мощного мотора. Суждение верное, но лишь отчасти. Возможностей одноклапанного терморегулятора не хватит лишь для гоночных автомобилей.

Классическая система успешно работает во многих случаях, но определять конкретную модель и устройство следует в зависимости от оснащения всей охлаждающей системы двигателя.

Одноклапанный автомобильный термостат отличается конструкционной простотой исполнения. Удивительно, но этот параметр является ключевым. Приспособление успешно выполняет возлагаемые на него действия и считается надёжным. Ведущие производители современных авто до сих пор выбирают такую конструкцию для оборудования собственных продуктов.

Двухступенчатый или двухклапанный

Принципиальных отличий в устройстве при сравнении с одноклапанным вариантом не выявлено. Разница лишь в расширении возможностей для обеспечения эффективного процесса охлаждения.

Термостат, как и в классическом исполнении, имеет две тарелки. Одна из них обеспечивает затвор большого круга циркуляции, а вторая малого. Функционирование систем обеспечивается синхронно. Когда один круг закрывается, второй сразу же запускается – в этом и состоит преимущество двухклапанного устройства. Работа – синхронная, запор одного клапана провоцирует открытие другого.

Устройство двухступенчатого термостата отличается. Пересмотреть принципиальное строение физики и автомеханики решили из-за определённого несовершенства предыдущего варианта. Система охлаждения создаёт высокое давление тосола и клапан автомобильный термостата не может его преодолеть.

Изменение конструкции состояло во внедрении двух тарелок (малой и большой). Сначала открывается первая, она призвана уменьшить усилие и снизить давление внутри системы. Открывается плавно, запускает взаимодействие большой по цепи. Из-за этого изначально жидкость не проходит в большой круг.

С электронным управлением

Электронное устройство представлено в форме классического одноклапанного термостата, включающего нагревательное сопротивление. Функция управления последним обеспечивается электронным блоком контроля над функциями движка. Последний способен достигать температуры 95-100 градусов при частичной нагрузке. На максимальной мощности отметки сохраняются в диапазоне 85-95°C.

Оснащение такого класса позволит экономить топливо и рационально его использовать за счёт дополнительного охлаждения поглощаемого цилиндрами воздуха. Электронный термостат повышает КПД двигателя.

Корпусный и бескорпусный

Во многих случаях термостат продаётся в автомагазинах без корпуса. В этом случае установить его можно просто вынув старый. Но некоторые производители выпускают автомобильные термостаты уже установленными в корпус, который надо подключить к патрубкам охлаждающей системы автомобиля.

Чаще всего термостаты продаются вместе со специальной резиновой прокладкой, которая выдерживает воздействие охлаждающей жидкости.

Есть отдельный вариант термостатов – бескорпусный. Их устанавливают непосредственно в блок двигателя.

При нагреве воскового шара он плавится, становится больше в размерах и выталкивает шток (примерно на 2 см). Клапан на штоке поднимается и закрывает патрубок. Чем выше температура антифриза, тем сильнее выталкивается шток. А при остывании мотора менее 70 градусов восковой шар уменьшается и становится твёрдым, а шток с клапаном встаёт на своё место благодаря пружине.

Устройство и принцип работы автомобильного термостата

Из чего сделано это устройство? Автомобильные термостаты производят из цветных металлов. Чаще всего используется латунь или медь. Первый вариант считают более подходящим. Принцип устройства прибора прост, он включает такие элементы:

Все устройства автомобильного термостата представлено в форме цилиндра, возвратного штыря, воскового шарика и запорного клапана большого и малого круга. Именно эта простота и обеспечивает надёжность работы конструкции.

Внимание! Несмотря на популярность модернизации в производстве автомобилей, конструкция автомобильных термостатов остаётся неизменной в течение многих лет. Единственное, часто производителей переходят на двухступенчатые варианты. Принцип работы от этого не изменился.

В автомобилях отдельных марок термостат можно настроить для срабатывания при достижении двигателем определённых температур. Обычно пометка о данных возможностях есть в инструкции к прибору. Это своеобразный плюс, позволяющий сократить расход бензина при прогреве мотора.

Схемы циркуляции

Обычный механический термостат выполняет свою работу сам по себе. Чтобы понять, за счёт чего обеспечивается функционирование, нужно рассмотреть принципиальную схему:

Следовательно, работоспособность системы заключается в контроле и восстановлении нормальной температуры двигателя. Если рассмотреть схему детально, то можно сделать вывод об автономности процесса. Восприимчивость к температурным колебаниям зависит от состава наполнителя.

Видео: автомобильный термостат. Принцип работы в 3D анимации

В этом наглядном видео вы узнаете строение и принцип работы термостата в 3D графике.

Технические характеристики и место установки

Место установки устройства под капотом автомобиля определяется в зависимости от рабочей модели ДВС. Чаще всего прибор размещают у точки выхода охладителя из цилиндров. Иногда оправдано размещение вблизи помпы, рядом с центробежным насосом.

Модели моторов – разные. Конструкция отдельных приборов требует наличия двух термостатов в системе. Их называют двухконтурными. Первый прибор контролирует показатели температуры у головок блоков цилиндров и поддерживает отметки в заданных пользователем или производителем пределах. Второй находится непосредственно у самого цилиндрового блока.

Варианты наполнителя

В ходе проводимых испытаний в лабораторных условиях было определено два варианта наполнителей для системы. В первом случае выбрали твёрдое вещество, а во втором гелиевый компонент. Заслуга последней разработки (популярной доныне) принадлежит французскому инженеру Сержу Вернье. Открытие произошло в первой половине 20 века и его компания до сих пор занимаемся выпуском термостатов.

Принцип работы наполнителей неизменен. У гелиевого компонента несколько повышена герметизация и присутствует собственный уровень восприимчивости к изменению отметок.

С жидким наполнителем

Такой компонент не применяется с конца прошлого века. В основе изделия лежит латунный цилиндр, внутри которого есть жидкость, состоящая из дистиллированной воды и эфира. Закрепляется система на специальном штоке, а на другом её конце располагается клапан, который фиксируется внутри корпуса. Цилиндр включает четыре окна, позволяющих жидкости поступать из охладительной рубашки непосредственно к насосу даже при использовании запора.

В момент пуска клапан прижимается к седлу и открывает доступ к основному радиатору. Тепловой режим работы меняется, система охлаждения двигателя проходит в большой круг. Посредством специальных окон вещество заходит в резиновый шланг радиатора, а потом возвращается в рубашку охлаждения двигателя.

Перегрев двигателя исключён, охлаждающая жидкость быстро набирает рабочую температуру. Регулятор температуры антифриза срабатывает, когда последний прогревается до 70 градусов. Происходит закипание жидкости и повышение давления. Гофрированный цилиндр расширяется и давит на шток. Одновременно с этим происходит открытие клапана, окна запираются.

После этого жидкость проходит через клапан к главному баку радиатора и распределяется по его трубкам, чтобы достичь заданной (безопасной) температуры. Охлаждение при температуре до 95 градусов происходит быстро, охлаждающий компонент вновь поступает к насосу и вливается в систему. Цикл повторяется.

С твёрдым наполнителем

Подобная система сейчас используется зарубежными и отечественными производителями. В основе содержится воск — церезин, который смешивают с медным порошком и помещают в специальный баллон, производимый из меди или латуни. Между крышкой и самим баллоном помещают мембрану, сделанную из резины, в неё упирается шток.

Вверху баллон соединяется с клапаном, упирающимся в седло. Под ним расположена специальная пружина, контактирующая с подковообразной направляющей и фланцем. Она обеспечивает полностью закрытое положение.

При работе мотора происходит нагрев антифриза и самого баллона. Возрастает температура находящегося внутри него воска. Когда компонент достигает 65-70 градусов, происходит плавление, вещество расширяется.

Состав оказывает действие на мембрану, и она через специальный шток поступает на клапан, обеспечивая его открытие. Нагреваемый компонент поступает в радиатор. Клапан открывается при температуре более +78 градусов по Цельсию. При снижении отметок, процесс – обратный. Пружина разжимается, перекрывает проход. Антифриз проникает к насосу и вновь поступает в систему охлаждения.

Дополнительные элементы термостата

Во многих современных авто термостаты имеют термодатчик и подогреватель. Их регулировка происходит благодаря ЭБУ – электронному блоку управления. Как это происходит?

На средних оборотах мотора температура антифриза удерживается на более высокой температуре. При максимальной нагрузке на ДВС сразу же включается подогрев, поэтому автомобильный термостат срабатывает раньше. Это в свою очередь приводит к снижению температуры охлаждающей жидкости на 10 градусов, а также экономит топливо.

Какие бывают неисправности термостата, их признаки и причины

Неисправность одного из основных узлов системы чаще всего связана с износом или коррозией некоторых элементов. На начальном этапе подобных деформаций, изменения незаметны, а потом случается так, что клапан завис в открытом или закрытом положении. Иногда встречается неполное открытие клапана. При этом автовладелец может не сразу заметить неисправность, потому что симптомы открытого термостата возникают только при небольшом морозе, когда прогрев ДВС идёт долго.

Если клапан термостата заклинило полностью в закрытом положении, то движок может перегреться даже при отрицательной температуре окружающей среды. Требуется незамедлительно заменить термостат на новый.

Если открытие термостата происходит очень рано, то это может указывать на бракованное изделие или самодельное, или устройство просто не подходит для вашей модели автомобиля.

Если клапан термостата заклинило наполовину или в полностью открытом состоянии, то ДВС будет долго прогреваться до рабочей температуры. А в зимнее время двигатель вообще не прогреется, да и печка греть совсем не будет. Отмечу, что если детали исправны, то при нуле двигатель прогреется до рабочей температуры за 5-7 минут.

Внимание! Проблему считают серьёзной. Если клапан термостата завис в закрытом положении. Не исключён перегрев двигателя и его серьёзные поломки как следствие.

Автомобильный термостат может быть некачественным изначально. В этом случае открытие клапанов происходит несвоевременно. Такое нарушение не опасно, но может бить по бюджету из-за увеличения расхода топлива. Чтобы суметь вовремя диагностировать проблему надо знать, какие типы поломок существуют и как проводить тестирование самостоятельно.

Причины неисправностей термостата:

Перечислю признаки неисправностей термостата:

Самое опасное – это моментальный перегрев двигателя в жаркое время года, что приведёт к его поломке. А если двигатель не выходит на рабочую температуру, то повысится износ узлов и ухудшится эффективность моторного масла.

Как проверить автомобильный термостат, работает он или нет?

Выявить неисправность системы охлаждения можно по следующим проблемам. Чаще всего клапаны не открываются при нагреве ДВС или не закрываются при охлаждении. Следовательно, устройство перестаёт выполнять основные функции. Ключевая причина поломки может заключаться в накипи и коррозии, когда шток заклинивает в каком-либо положении. Происходит это из-за работы авто и создаваемых при этом вибраций.

Обнаружить это – просто, работоспособность автомобильного термостата отражается на функциях двигателя. Он либо перегревается (температурная стрелка на панели приборов уходит в красную зону), либо слишком долго набирается рабочая температура. Всё это плохо влияет на функции двигателя, снижаются его динамические показатели. Если клапан термостата закрыт постоянно – это опасно для мотора — сердца автомобиля.

Видео: как проверить термостат, не снимая его с авто

Рекомендую посмотреть очень толковое видео про проверку термостата, установленного в автомобиле.

Рассмотрим популярный алгоритм проверки функций без демонтажа:

Внимание! Ремонт этой детали обеспечивают крайне редко. Специалисты на СТО напротив рекомендуют менять его 1 раз в 3-5 лет (срок службы зависит от режима движения и эксплуатации). Своевременная замена позволит сохранить срок службы ДВС.

Также есть иной метод проверки. Поместите автомобильный термостат в ёмкость с горячей водой (90-100 градусов по Цельсию). Внимательно осматриваем прибор. Если клапан стал открываться – то устройство рабочее. Если же нет, то надо менять его на новый. Ниже рассмотрим этот метод подробнее.

Диагностика и ремонт автомобильного термостата в домашних условиях

Точную проверку работоспособности механизма можно выполнить в домашних условиях. Вот этот способ проверки. Для этого термостат демонтируют из подкапотного пространства и заносят домой. Деталь помещают в глубокую и широкую кастрюлю, заливают холодной водой, ставят на электрическую плиту и прогревают до рабочих температур. Оптимальный показатель следует сверить с данными на корпусе. При отрицательной температуре воздуха этот тест нельзя провести.

Если в процессе нагрева клапан открылся, устройство работает правильно. Если процесс замедлен или вовсе не обеспечивается, диагностируют неисправность. Если термостат заклинил, его возвращают на место.

Если вам кажется, что с прибором всё равно что-то не то, несмотря на то, что клапан открылся, лучше заменить его на новый.

Выполнить ремонт автомобильного термостата в домашних условиях нельзя. Подобная деталь не является восстанавливаемой. При обнаружении проблем следует приобретать новую и проводить замену. Выбирая подходящий элемент смотреть надо на необходимые температурные характеристики закрытия и открытия. Для нормальной работы мотора следует выбирать модели, рекомендуемые производителем.

При выборе нового автомобильного термостата обязательно узнайте температуру открывания клапана, поскольку значения могут быть разные. Если купить термостат с большой температурой открывания, то двигатель будет постоянно перегреваться.

Видео: проверка термостата автомобиля дома самостоятельно

Вот очень хорошее видео про способ проверки термостата перед установкой его на автомобиль.

Цена устройства и ремонта

Мастера по ремонту автомобилей и оборудования советуют менять эту важную деталь, влияющую на работоспособность мотора минимум 1 раз в 3-5 лет. Не следует ожидать её выхода из строя, потому что каждый час работы двигателя в условиях некомфортных для него снижает срок его службы.

На СТО можно провести полную диагностику системы охлаждения с заменой антифриза или тосола. Стоимость работ невысока, но она зависит от расположения узла под капотом и производителя авто. Подобрать качественный автомобильный термостат на зарубежные машины сложнее, деталь иногда приходится заказывать и ждать некоторое время.

Российские термостаты гораздо дешевле, чем импортные. К примеру, отечественный термостат на ВАЗ будет стоить 300 руб., когда как зарубежный стоит более 600 руб.

Термостат автомобильный – узел охлаждающей системы машины, функционирующий благодаря сигналам, которые подаёт датчик температуры двигателя. Принцип его работы заключается в охлаждении мотора после его нагревания при движении. Система имеет малый и большой круг. На холостом ходу, тосол находится в первом положении благодаря работе клапанов. После нагревания, устройство пропускает охлаждающий компонент в большой круг.

Неисправность рабочего узла приводит к некачественному выполнению функций. Это – опасно для автомобиля из-за нагрузок на мотор. Ввиду этого многие мастера и опытные водители советуют не игнорировать тревожные признаки, своевременно находить подходящий элемент и выполнять его замену. В отдельных авто справиться можно своими руками, без дополнительных затрат на работу мастера. Если подкапотное строение – сложное, экономить не стоит, можно нанести существенный ущерб, повредив соседние детали.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *