Тест драйв советских мотоциклов
Советские мотоциклы, где вы?
Сегодня будет не самая типичная для меня запись. А все дело в том, что я стараюсь всегда использовать только свои собственные фото, и текст является лишь дополнением. Но не в этот раз. Здесь фото будут из интернета, как дополнение мыслей, спонтанно возникших у меня в голове в тот момент, когда я просто чистил картошку на кухне…
Думаю, что у большей части моих подписчиков, были мопеды или мотоциклы. У меня — нет. Я как-то долго оттягивал свою «автомобилизацию» аж до 18 лет, после чего сразу сел за руль. Большой такой, округлый — это была волга, которая есть у меня в профиле. Первая машина… А как же начать с мопедов и постепенно прийти к авто? Я пропустил этот отрезок пути. Как знать, может это имело бы решающее значение, но есть люди, я уверен, которые любят машины не меньше моего, и тоже пришли к ним аналогичным образом. Но это и не суть. Если описывать свои ощущения от мотоциклов, и в частности, советских (ведь я люблю все старое, на свежак у меня не стоит), то я бы описал их одним словом — интересно. Не было, но хотел бы. Страшно, конечно, поскольку для меня этот вид транспорта кажется куда более опасным, чем обычный автомобиль. Чего только стоят рассказы о том, как можно просто взять и обжечь ногу об выхлопную трубу… брр.
Но ведь все эти «Планеты», «Юпитеры», «Уралы» такие же железные и так же вкусно и забавно пахнут стариной. От них веет всем тем, за что мне нравятся москвичи и подобные им. Следовательно, определенный интерес у меня есть, и просто так запись не родилась бы.
Я хорошо помню, как еще в детстве меня жутко раздражали такие мотоциклы, поскольку город был ими попросту забит. Бесконечное «дррр, дыр дыр дыр» раздражало даже днем, а чего уж говорить про ночное время суток… Искренне ненавидел их только за звук. Разумеется, что и внимания как-то им не уделял, и казалось, что так будет всегда. Потом начали появляться мото-иномарки, вызывавшие у меня восторг не внешним видом, а именно звучанием, которое не мешало думать у себя в комнате. Сейчас их развелось столько, что уже совсем наскучили, да и звук не кажется таким тихим.
Я был прекрасно осведомлен о том, что большая часть советских мото эксплуатируется без документов и без прав у наездников. Дорога — штрафстоянка — снова дорога. Это их цикл, который поддерживался только на тех стоянках, где коррупция процветала. Но было немало и таких, где они оставались навсегда. Нет документов — нет мотоцикла. Где-то в 2012-ом году я услышал от одного мужичка историю, как они с кучей будущих призывников ходили разгребать огромный ангар на окраине, где все эти годы складировались мопеды и мотоциклы. По его словам, это заняло кучу времени. Двухколесники лежали там штабелями до самого потолка, ходить можно было только посередине, и то, с трудом. Разгребали… и куда все отправилось? В металлолом. Никто за ними не придет. Никто не заведет их снова и они не поедут по разбитому асфальту улочек местного частного сектора, оставляя за собой шлейф сизого дыма.
Мне хорошо запомнилась эта история. По натуре своей, я человек, который не любит нерациональное расходование природных ресурсов, поэтому очень и очень жалко, что техника не послужила людям до конца. Лучше, конечно, не задумываться о том, что вообще происходит в мире абсолютно в любых сферах, в таком случае… Но одна мысль изрядно засела в голове и впоследствии спроецировалась почти на все.
— Если их так много попадает на штрафстоянку безвозвратно, то почему они не кончаются?
Дальше она, видоизменяясь, находила свое отражение в реакции на тысячи фотографий раздолбанной «боевой классики» — откуда берутся все жигули, ведь сколько их уже разбили, сколько сдали в утиль? А теперь я с удивлением замечаю, что хорошую классику автоваза не так-то и легко найти. Раньше это было лишь вопросом денег, а сейчас даже за 50 000 ее можно приобрести, но самую позднюю. А где ранние? Понятно, где…
Так же и с мотоциклами. Я совсем недавно задумался о том, что я их попросту не вижу. Их же реально просто НЕ СТАЛО ВОВСЕ.
Вы серьезно? Буквально вчера они досаждали своим звуком и вонью на городских улицах круглые сутки, на них ездил каждый второй парень, а каждый первый — мечтал о таком. А куда же они все исчезли?
Мне кажется, что немалую роль сыграло именно безответственное отношение к документам, вследствие чего их было огромное количество на любой штрафстоянке. Одну из таковых я даже посещал… ну… или просто подглядывал через щель в заборе)) Фотографии, к сожалению, не нашел. Хотя искал старательно и до того, как начать писать, где-то минут сорок копался в папках на компьютере. Звиняйте, ничего не поделаешь. Приведу в пример изображения, найденные в интернете.
Вот так живешь, не обращая внимания на мелочи, и прямо при тебе, целая эпоха в ее скромном выражении определенными вещами, куда-то исчезает. Мне правда жаль, что тысячи этих мотоциклов просто отправились в металлолом, и половина из них еще догнивает на многочисленных штрафстоянках. И раньше я не особо представлял себе ощущения людей старшего возраста — в их молодости были москвичи и волги, а потом только уже появились иномарки. Теперь получилось полностью прочувствовать на себе все нотки грустной ностальгии по ушедшим элементам повседневности. Возможно, их где-то еще много, но у меня все именно так. Нельзя отрицать, что время советских мотоциклов прошло. Опять же, те, у кого они были, наверняка вспомнят тысячу и одну историю про ремонты и мучения с конструктивными просчетами и их архаичностью в целом, но я лишь сторонний наблюдатель. И таковым куда проще быть — куда больше получаешь удовольствия от созерцания, не особо погружаясь в пучину проблем, непременно связанных с использованием старой техники в тех условиях.
P.S. Напоследок хочу сказать, что не так давно в одном из гаражей мне попался неизвестный мотоцикл на советских номерах, весь заваленный разным хламом. По словам владельца, его отец покупал это железное чудо б/у еще в СССР, чтобы получить право на владение гаражом и с тех пор ездил раза два. Вот думаю — а если купить.
ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ ЗАПИСЬ — ПОДЕЛИСЬ!) ХОЧУ СОБРАТЬ БОЛЬШЕ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ)
Back in the USSR. Тест-драйв самого быстрого советского мотоцикла
Рок-н-ролл в чистом виде
I’m back in the USSR,
you don’t know how lucky you are, boys.
Back in the USSR.
Красивый мотоцикл. Совершенно непонятно, как идеологический отдел партии допустил его к выпуску. Ведь очевидно, что создан он для стиляг, тунеядцев и прочих хулиганов. Любителей джаза и рок-н-ролла. А ведь говорили, что если слушаешь ты джаз, значит, родину продашь.
Пять интересных фактов о «Иж Планета-Спорт»
1. В момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1050 руб., последующие партии стали продаваться по 1000 руб., так что не каждый тунеядец мог его себе позволить. При этом в те годы «Москвич-412» стоил около 5000 рублей.
2. Советские мотоциклисты дали мотоциклу прозвище «пёс» (от сокращенного «Иж ПС»), «пээска» и «спортак».
3. Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что «Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США. Он действительно уходил на экспорт, особенно полюбился мотоциклистам Великобритании, Нидерландов и Финляндии.
4. «Спорты» были ярко-желтыми и оранжевыми, что в сочетании с черным цветом рамы и строгим блеском никелированных деталей смотрелось по-настоящему спортивно.
5. «Иж Планета-Спорт» выдерживал 50-60 тысяч км без заметного износа основных узлов. Очень неплохо для советской мототехники.
Ходят легенды, что якобы на этот мотоцикл жаловались главному идеологу партии Михаилу Суслову и тот пытался запретить его продажу. Но производство «Спорта» одобрил Брежнев, который лично проехал на мотоцикле. Поговаривают, что Леонид Ильич сам любил быструю езду, вероятно, поэтому «Иж Планета-Спорт» все же пошел в продажу. Не факт, что все так и было на самом деле, но мотоцикл действительно получился хулиганский.
Внешне «пёс» был очень похож на японские мотоциклы середины 1960-х годов вроде Suzuki T250 Super Six, Yamaha 350R5 и Kawasaki A1 Samurai. Стилягам он подходил, поскольку действительно был стильным. Чего только стоят черные круглые накладки на баке! Стремительный легкий силуэт мотоцикла сразу давал понять, что аппарат предназначен не для перевозки картошки, а для скоростных »отжигов». Даже в наши дни, когда в кастомайзинге популярна ретротематика, «пээска» выглядит круто.
Порочащие связи с Западом
И это не «колхоз». Ранние мотоциклы штатно оснащались японским электрооборудованием, оптикой и карбюратором. Некоторые детали ставились от европейских мотоциклов, например, у первых «Ижей» был чешский замок зажигания, итальянский спидометр. Даже аккумулятор вначале ставился импортный.
А еще у ранней «Планеты-Спорт» была система раздельной смазки. Обычно двухтактные моторы смазываются маслом, которое смешивают с топливом в том или ином соотношении. Поэтому количество масла, попадающее в двигатель, зависит только от количества поступающего бензина. Но в ранних «пээсках» стоял насос, производительность которого росла при увеличении оборотов или нагрузки на двигатель.
Воспоминания одного владельца «Иж Планета-Спорт» (взято отсюда)
Со временем «Иж Планета-Спорт» растерял и импортные комплектующие, и систему раздельной смазки. Из-за замены карбюратора «Микуни» на отечественный К-62М максимальная мощность снизилась с 32 до 28 л.с. Поэтому особенно ценились мотоциклы первых лет выпуска, где все это было. И стоили ранние «псы» дорого даже в десятилетнем возрасте. Более подробно историю изменений в технической части можно почитать здесь.
К примеру, у нас в гостях прекрасно сохранившийся мотоцикл 1978 г.в. с пробегом всего 15.000 км и в «родной» краске. Карбюратор предыдущий владелец сам поменял с советского на японский. Задний фонарь уже советский. Но «поворотники», фара и пульты импортные. Системы раздельной смазки уже нет, как нет и резиновых подушек двигателя ранних экземпляров. Не тот уже пирог, конечно, но тоже очень крутой мотоцикл. Почему? Сейчас заведемся, и расскажу.
Мотоцикл тройного назначения
Для СССР того времени это очень быстрый мотоцикл. 340-кубовый «одноствольный» двухтактник ведет свою родословную от кроссовых байков, поэтому легко крутится, «взрывается» на средних оборотах и весело едет на «верхах». Несмотря на возраст, он довольно быстро набрал 120 км/ч, причем запас для разгона до официальных 140 км/ч еще оставался.
При этом экипировки толком нет, хороших дорог мало, куцые зеркала стоят не на всех автомобилях, а если и стоят, то только слева. Хорошо хоть этих машин было в разы меньше, чем сегодня. Но в любом случае «Иж Планета-Спорт» для Советского Союза убийственно быстрый мотоцикл.
При этом едешь по кочкам, едешь быстро, но ничего не гремит и не отваливается, как в некоторых современных «китайцах». Вообще на ямах посторонних звуков нет. Никаких. «Иж» не «гуляет» под тобой, в нем чувствуется прочность и основательность. В общем, для советской техники это очень качественный мотоцикл.
2. Хорош на асфальте. Учитывая динамические характеристики автомобилей и мотоциклов СССР, «Иж Планета-Спорт» на их фоне самый что ни есть спортбайк.
Что может быть лучше? Нет ничего лучше.
Юрий ГЛАДЧУК
Фото и видео Антона ШЕЛКОВИЧА
ABW.BY
Редакция благодарит Николая Мельникова за предоставленный для теста «Иж Планета-Спорт»
Заметки на полях
Все прогрессивно в «Планета-Спорт», но боковой подножки нет. Еще и «ушко» центральной подножки почему-то находится с правой стороны.
Советские мотоциклы с роторно-поршневыми двигателями
В 60-70-х годах прошлого века практически все ведущие авто- и мотопроизводители экспериментировали с роторно-поршневыми моторами, которые, как тогда многим казалось, за счет меньшей массы и высокой удельной мощности могли вытеснить традиционные ДВС. В Советском Союзе также пытались идти в ногу с тогдашней технической модой, поэтому темой РПД активно занимались отечественные конструкторские бюро и научно-исследовательские институты, а на ВАЗе даже наладили мелкосерийное производство моделей с этой продвинутой силовой установкой. Детально о роторных «Ладах» я расскажу вам чуть позже, а сегодня речь пойдет именно об опытных мотоциклах с РПД, созданных специалистами ВНИИмотопром (Всесоюзный научно-исследовательский конструкторский и технологический институт мотоциклов и малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания).
Еще в начале 60-х годов в ЦКЭБ (Центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотоциклостроения в Серпухове) начали проектирование роторно-поршневого двигателя. Первый рабочий образец двигателя — РД-250, был создан в 1961 году. Он имел чугунный корпус и воздушное охлаждение. Удалось добиться устойчивой работы РПД на частотах до 6000 об/мин (при этом двигатель развивал мощность 8,5 л.с.). Однако, при дальнейшей форсировке мотора до 17 л.с. при 9000 об/мин появились проблемы, связанные с малой эффективностью уплотнений и большими механическими потерями. Их удалось разрешить за счет применения более эффективных уплотнений, изменения формы окон и камеры сгорания и перехода к подшипникам качения. Накопленный опыт позволил в 1964 году приступить к разработке РПД, предназначенного непосредственно для установки на мотоцикл. Техническое задание предусматривало создание мотора мощностью 30-35 л.с. для киевских и ирбитских тяжелых мотоциклов с коляской.В 1970-м году был построен 1-секционный роторно-поршневой мотор РД-350В мощностью 30,5 л.с. Для дорожных испытаний его установили в шасси стандартного мотоцикла «Днепр» К-650. Такой аппарат демонстрировал удовлетворительные динамические показатели, но отличался очень низким ресурсом — всего 100 часов работы.
Спустя 2 года инженеры создали модернизированную установку РД-500В с корпусом из алюминиевого сплава и хромовым покрытием рабочей поверхности. Такой 500-кубовый мотор развивал уже 40 л.с. при 6000 об/мин. Были также попытки оснастить агрегат системой впрыска топлива, но от этой затеи быстро отказались из-за проблем с пуском холодного двигателя. Этим РПД укомплектовали более современный мотоцикл «Днепр» МТ-9: в 1974-м году была выпущена опытная партия из 10 машин.
Дальнейшим развитием РД-500В стал мотор РД-501 (1973-й год), в котором применили износо-жаростойкое никасиловое покрытие алюминиевого корпуса. Ротор двигателя был изготовлен из спеченного алюминиевого сплава, а воспламенение бензовоздушной смеси обеспечивалось электронной бесконтактной системой зажигания.
Испытания показали, что воздушное охлаждение для роторного двигателя подходит плохо, поэтому в 1976-м году разработали более совершенную конструкцию — РД-510. Этот роторно-поршневой мотор выдавал уже 48 л.с. и отличался системой жидкостного охлаждения. В 1979 году была выпущена партия из 30 машин с модифицированным шасси от мотоцикла «Днепр». Их раздали председателям окрестных колхозов – самые что ни на есть жесткие условия реальной эксплуатации. Дальнейшие работы были направлены на повышение надежности двигателя, снижение расхода топлива и токсичности отработавших газов.
К началу 80-х годов также был создан 1-секционный двигатель РД-515, унифицированный по размерам и конструкции уплотнений с автомобильным роторно-поршневым двигателем ВАЗ-111. При весе 38 кг и объеме 491 см куб. он выдавал 38 л.с. (6000 об./мин.) и 51 Нм (3500 об./мин.). Торцевые уплотнители изготовляли из стали или чугуна. Специально для этого мотора разработали технологию нанесения износостойкого жаропрочного никель-кремниевого покрытия «никасил» (BMW, привет!) на алюминиевую основу. Данный силовой агрегат выхаживал до капитального ремонта 50 тысяч километров.
Мотор испытывался в значительно модернизированном шасси экспериментального мотоцикла М-73. Тогда же во ВНИИМотопром занялись разработкой специального шасси под этот силовой агрегат. Модель под индексом 7.151 увидела свет в 1987 году.
Помимо экзотического двигателя, ее отличали легкосплавные диски составной конструкции (литые спицы и отдельный обод), комбинированный гидравлический привод барабанных тормозов. Рассматривались даже планы строительства нового мотоциклетного завода в Набережных Челнах – увы, они так и остались на бумаге.
«Лебединой песней» стал разработанный в 1988 году эскортный мотоцикл с двигателем РД-601, рабочим объемом 613 куб.см, мощностью 52 л.с. при 6000 об/мин и максимальным крутящим моментом в 51Нм (3500 об. мин).
В 1985-м году был построен еще один интересный прототип — мотоцикл РД-660. Правда, только с макетом перспективного 660-кубового роторно-поршневого мотора: начинки нет, а наружные детали двигателя изготовлены из дерева и пенопласта и окрашены серебристой краской под металл.
К сожалению, «перестройка» и последовавшей за ней развал Советского Союза помешал амбициозным планам по запуску роторных мотоциклов в производство, хотя ВНИИмотопром уже располагал несколькими отработанными конструкциями РПД, пригодными для массового выпуска. В 90-х годах «роторную» тему окончательно забросили: сохранившиеся экспериментальные образцы байков разошлись по музеям, а некоторые «уплыли» за границу.
Также рекомендую к прочтению материал о новом мотоцикле Иж Юпитер-3 1976 года в заводской упаковке, кастом-байке на базе ИЖ Планет Спорт, раннем Иж Планета Спорт 1974-го года выпуска, трех самых быстрых мотоциклах эпохи СССР, спортбайке Yamaha RZ500N 1985-го года с пробегом 0 км, кафе-рейсере, сделанный из популярной Yamaha YBR-125 и кастоме SKULL от DoZer garage с советским мотором К-750.