Тестовая организация авто 10

Техосмотр по-новому: 7 важных вопросов и ответов (цена, порядок и другое)

Тестовая организация авто 10

Тестовая организация авто 10

Законопроект об отмене техосмотра принят в Госдуме в первом чтении. После продолжительных дискуссий победил документ за авторством «Единой России», который был представлен незадолго до выборов в Госдуму. Представленный гораздо раньше альтернативный законопроект партии «Справедливая Россия» не получил достаточной поддержки.

1. Законопроект приняли только в первом чтении. Это вообще хоть что-то значит?

Отмену техосмотра приняли в первом чтении, и это действительно важно: теперь законопроекту открыты все возможности для быстрого принятия во втором и в третьем чтениях и отправке на подпись президенту страны.

2. В чем главное отличие законопроекта «Единой России»?

Партия «Справедливая Россия» предлагала отменить процедуру абсолютно для всех автомобилистов. А набравший подавляющее большинство голосов в первом чтении законопроект «Единой России» включает ряд исключений. Проходить техосмотр все-таки придется в нескольких случаях: владельцы частных автомобилей и мотоциклов должны будут проходить техосмотр при постановке на учет — при смене собственника и только в случае, если машина или мотоцикл старше четырех лет. Также техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов. Кроме того, сама процедура не будет упразднена — техосмотр всегда можно будет пройти добровольно.

3. Почему техосмотр больше не нужен?

Обязанность проходить техосмотр для современных автомобилей представляет собой «дополнительную неоправданную нагрузку». Так заявил во время обсуждения законопроекта депутат от партии «Единая Россия» Павел Федяев.

«У некоторых производителей есть гарантия на автомобили до 7 лет, есть регламент проведения техобслуживания, уровень которого гораздо выше, чем проведение техосмотр. Этот день близок, когда обязательный техосмотр отменят», — сказал Федяев.

Тестовая организация авто 10

По словам депутата, всего около 1% водителей не следят за техническим состоянием своих автомобилей. «Они несут ответственность согласно ПДД. Контроль осуществляет ГИБДД, — сообщил Федяев. — Сейчас техосмотр проводят независимые коммерческие организации, но почему 99% водителей должны его проходить, платить, нести ответственность ради 1%? Это нецелесообразно».

В свою очередь председатель комитета Государственной Думы Евгений Москвичев объяснил, что еще несколько лет назад такой законопроект принимать было нельзя: производители не давали гарантии по 3-5 лет на свои автомобили. Теперь же ситуация изменилась.

Данные о водителях, которые попали в ДТП на неисправных автомобилях, есть в пояснительной записке к законопроекту. Там приводится статистика участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших техосмотр. Учитывая количество зарегистрированного автотранспорта и аварий, в случае с легковыми автомобилями вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%.

4. Что будет с водителями, которые устроят ДТП на технически неисправном автомобиле?

«На сегодняшний день 1% автомобилистов не следит за своими автомобилями, и они несут ответственность согласно ПДД и КоАП. Контроль осуществляет ГИБДД», — напомнил Федяев.

Стоит напомнить, что сейчас автомобилисту теоретически могут выписать штраф 500-800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке». Однако на практике это сделать проблематично: диагностическая карта не входит в перечень обязательных документов для проверки инспектором ГИБДД. Кроме того, с 1 марта 2022 года должна заработать возможность оформления штрафов за езду без техосмотра с помощью дорожных камер — в 2000 рублей. Пока законодатели не объяснили, что будет с этими видами наказаний при отмене обязательного техосмотра.

Тестовая организация авто 10

В свою очередь страховщики ясно дают понять: если ДТП произойдет по причине технической неисправности, то к водителю применят регресс. То есть выплаченный страховой компании ущерб в размере до 400 тыс. рублей по «железу» и до 500 тыс. рублей за вред жизни или здоровью будут в дальнейшем взыскивать с виновника аварии. Об этой возможности страховщики в очередной раз напомнили, когда полисы ОСАГО стало возможно оформлять без предъявления диагностической карты.

5. Что будет со станциями техосмотра?

На вопросы о том, что делать тем бизнесменам, которые открыли пункты техосмотра, а теперь будут вынуждены закрыться, Федяев ответил, что интересы граждан имеют больший приоритет.

«Сейчас техосмотр проводят независимые коммерческие организации. Но если мы видим, что 99% должны проходить техосмотр, платить, нести ответственность, тратить силы — и это ради 1%? Это нецелесообразно, в плане того, чьи интересы мы учитываем. Мы должны учитывать интересы 99% или 1%? И что касается отдельных бизнес-структур, которые в результате понесут какие-то потери, то в этом случае мы должны отстаивать интересы не бизнеса, а граждан», — сказал Федяев.

В свою очередь один из авторов законопроекта Евгений Москвичев заверил, что зарегистрированного в России коммерческого транспорта хватит, чтобы загрузить действующие пункты техобслуживания.

«К 2021 году на физлиц уже зарегистрировано более 55 млн автомобилей. Но ни одна станция не закроется: остается 6,5 млн грузовых автомобилей, 1 млн автобусов и более 370 тыс. автомобилей такси», — сказал Москвичев.

Тестовая организация авто 10

Впрочем, сами представители пунктов техосмотра с этим не согласны. Так, в Гильдии операторов технического осмотра транспортных средств при Московской торгово-промышленной палате заявили, что до 80% всех операций по техосмотру приходится на частные легковые автомобили. По оценке председателя Гильдии Игоря Волчека, если законопроект о добровольном техосмотре примут, то многие операторы просто уйдут с рынка. Это, в свою очередь, может обернуться проблемами как для коммерческого транспорта, так и для частных владельцев легковых автомобилей.

Также Волчек отметил, что пока нет данных о том, сколько регистрационных действий с автотранспортом старше четырех лет проводят в ГИБДД каждый год. Он не исключил, что таких сделок проходит достаточно много, и новые владельцы могут столкнуться со сложностью найти пункт техосмотра и, соответственно, с постановкой машины на учет.

6. Сейчас нужно проходить техосмотр?

Пока законопроект не утвердит Госдума и не подпишет президент, водители обязаны проходить техосмотр. Согласно постановлению правительства, в России действовал льготный период для прохождения техосмотра. Так, срок действия диагностических карт, срок действия которых истекал в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 г., был продлен на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 года. То есть всем водителям, у которых именно в этот период истекал срок действия карты, можно прибавлять к нему еще полгода. А водители с пройденным в феврале, марте и апреле техосмотром получили возможность не приезжать на проверку еще дольше, чем шесть месяцев, но также не позже, чем до 1 октября.

Таким образом, в октябре на станции техобслуживания должны были приехать те, у кого фактический срок диагностических карт истек в феврале. На очереди автомобилисты, у кого диагностические карты работали до марта и апреля 2021 года.

Станции техобслуживания необходимо посетить водителям, чьи автомобили достигли возраста четырех лет, и у них возникла предусмотренная законом обязанность получить первую для этого автомобиля диагностическую карту.

Тестовая организация авто 10

Также в эту категорию попадает грузовой, коммерческий и пассажирский транспорт — то есть любой, который оформлен на юрлицо или же используется для коммерческих целей — например, в такси. Никаких изменений и льгот для такого транспорта изначально не предусматривали.

Источник

Техосмотр 2021: названы автомобили, которые его точно не пройдут

Тестовая организация авто 10

Тестовая организация авто 10

Ожидаемая отмена техосмотра задерживается — несмотря на принятие законопроекта в первом чтении, Правительство потребовало внести в него доработки, касающиеся приведения документа к нормам Технического регламента Таможенного союза. У авторов проекта есть время до 8 декабря 2021 года, а значит, пока за езду без пройденного техосмотра продолжают штрафовать всех владельцев легковых автомобилей.

Для получения диагностической карты теперь обязательны фотофиксация, геометки и внесение данных в электронную базу ЕАИСТО с усиленной цифровой подписью. В результате все автомобили должны проходить техосмотр по-настоящему, и некоторые из них без доработок эту процедуру не пройдут.

Праворульные машины

Если в целом такие автомобили, несмотря на попытки запрета эксплуатации, законно могут ездить по российским дорогам, то некоторые технические недостатки, которые не позволят пройти техосмотр, у этих машин никуда не делись. Обзорность в них хуже, так как они предназначены для левостороннего движения, и особенности оптики станут серьезной проблемой.

В зависимости от движения в стране фары настраиваются определенным образом: согласно техрегламенту, лучи должны освещать обочину с полосы движения. Стандартные фары на праворульной машине плохо освещают обочину, зато ослепляют водителей на встречной полосе, поэтому их придется поменять на европейские и сертифицировать изменения в ГИБДД.

У некоторых моделей предусмотрена электронная функция переключения режима оптики с левосторонней на правостороннюю, но на старых японских машинах она практически не встречается.

Зарубежные автомобили, не прошедшие сертификацию

Скорее всего, конструктивными изменениями, не соответствующими российским нормам, признают дополнительные зеркала на капоте или крыльях, или антенны в бампере, которые встречаются у зарубежных машин. Их придется демонтировать или узаконить в ГИБДД.

С любыми изменениями без сертификации в ГИБДД

Любые внешние доработки: накладки на переднем бампере, обвесы, нештатные аэродинамические элементы, звуковые системы — оператор техосмотра, скорее всего, будет считать конструктивными элементами, влияющими на безопасность машины, и направит в ГИБДД за сертификацией.

Источник

Все-таки проходить техосмотр или нет? 15 самых важных вопросов и ответов

Тестовая организация авто 10

Тестовая организация авто 10

Систему техосмотра ждут глобальные изменения: часть процедур для обязательной проверки планируют сократить, а сам техосмотр в МВД вообще предлагают сделать добровольным. Многие водители уже сейчас решили, что получать диагностическую карту им не обязательно, тем более, что ОСАГО теперь можно оформить без нее. А еще якобы что-то меняется с 1 октября 2021 года. Объясняем, кому все-таки нужно проходить техосмотр, для кого есть исключения и есть ли наказание за его отсутствие.

1. У меня новый автомобиль. Мне нужно проходить техосмотр?

Нет. Легковые автомобили младше четырех лет полностью освобождены от прохождения техосмотра. Ранее льготный период составлял три года — столько дилеры обычно выделяют на гарантийное обслуживание автомобилей. Но недавние изменения в правила техосмотра позволили продлить возможность не ездить на государственный техосмотр. Согласно изменениям, не требуется прохождение технического осмотра в отношении легковых машин и грузовиков, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограммов, прицепов и полуприцепов, мототранспортных средств в первые 4 года, включая год выпуска. [1]

2. Возраст моей машины — от четырех до десяти лет. Как часто нужно приезжать на техосмотр?

Автомобили возрастом от четырех до десяти лет должны проходить техосмотр один раз в два года.

3. Моей машине больше десяти лет, когда мне надо проходить техосмотр?

4. Весной срок диагностических карт продляли. Моя еще действует? Как это понять?

С 1 марта 2021 г. заработали новые правила проведения техосмотра с учетом временных льгот. Диагностические карты, срок действия которых заканчивается в промежутке с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлили на полгода, но на срок не менее, чем до 1 октября 2021 года. Получается, что если срок диагностической карты истекает 1 сентября 2021 года, к нему можно прибавить еще шесть месяцев — она будет актуальна до 1 марта 2022 года.

5. Что изменится в процедуре техосмотра с 1 октября 2021 года и есть ли смысл успеть его пройти до этой даты?

С 1 октября 2021 года ничего не меняется. Эта дата была дана как ориентир для продления срока действия диагностических карт — их срок действия продляли на срок не ранее, чем эта дата. Саму процедуру обязательно техосмотра усложнили с 1 марта, добавив фотофиксацию. Поэтому если срок диагностической карты истекает, то неважно, когда проходить техосмотр — сейчас или после 1 октября.

Тестовая организация авто 10

6. Мой легковой автомобиль зарегистрирован как такси. Льготы на меня распространяются?

Нет, все изменения касаются только автомобилей, которые физлица используют в личных целях. Владельцы автобусов и автомобилей такси не старше пяти лет должны проходить техосмотр раз в год, а если транспорту больше пяти лет — раз в полгода.

7. У меня есть диагностическая карта, но я внес изменения в конструкцию автомобиля. Карта еще действует?

Нет, при внесении любых изменений в конструкцию нужно сразу приезжать на техосмотр.

8. Я установил газобаллонное оборудование и все согласовал в испытательной лаборатории. Техосмотр все равно нужен?

Да, любое изменение, даже узаконенное, нужно проверить на техосмотре.

9. С какими недостатками я не пройду техосмотр? Как их самому проверить?

Все пункты для проверки потенциальных технических неисправностей на техосмотре содержатся в Техническом регламенте таможенного союза о безопасности транспортных средств.

В частности, специалисты проверяют тормозные шланги, подвеску, внутреннюю часть колес, целостность шин и дисков, герметичность выхлопной системы. Также специалисты осматривают само днище машины на наличие проблем с техническими жидкостями: нет ли течей или подтеканий из коробки передач, мотора и гидроусилителя руля. А также изучают, нет ли подозрительных запотеваний.

Мастера обязательно проверяют шины: на резине старше 10 лет ездить нельзя, даже если она все эти годы хранилась в гараже. Размерность шин должна соответствовать одобренным производителями параметрами — их прописывают на наклейках на внутренней части кузова.

При запуске мотора не должно высвечиваться никаких предупреждений и «лампочек», сигнализирующих о необходимости проверить какие-либо параметры и системы помощи водителю. Все штатные оборудование должно находиться на месте, а нештатное без проведения узаконенных изменений в конструкцию — снято.

Это касается в том числе навигаторов и креплений для них на лобовом стекле: они не должны перекрывать обзор. Не допускается наличия крупных трещин на лобовом стекле, которые мешают обзору водителя. Одна из основных проблем, из-за которых водители проваливают проверку — сбои в настройке работы фар. Со временем они сбиваются, и фары начинают светить чуть выше или ниже, чем нужно.

Тестовая организация авто 10

10. Можно ли пройти техосмотр с трещиной на лобовом стекле?

В район обзора водителя допускаются только мелкие сколы. С трещинами более 10 см в районе площади лобового стекла, которую покрывает «дворник» со стороны водителя, ездить нельзя. Если такая трещина с пассажирской стороны, то это не проблема.

11. Можно ли пройти техосмотр в другом регионе России?

Техосмотр можно пройти на любом пункте, который аккредитован при Российском союзе страховщиков. Полный реестр пунктов техосмотра есть на сайте РСА.

12. Можно ли пройти обязательный техосмотр у официального дилера?

Нет, официальные дилеры не оказывают таких услуг. Это связано с экономическими причинами: чтобы проводить такие проверки, нужно получить аккредитацию и разрешение от ряда ведомств. При этом стоимость услуги строго регламентирована в зависимости от региона и составляет в среднем 1 тыс. рублей. Дилеру такой заработок не интересен, особенно с учетом возможных штрафов за ошибки при проведении проверок.

13. Можно ли пройти техосмотр удаленно?

Нет, это незаконно. Все автомобили сейчас должны приезжать на пункты техосмотра. Эксперты их фотографируют, а данные вносят в электронную базу данных ЕАИС ТО, которую ведет МВД.

«В случае если диагностическая карта оформлена на транспортное средство, в отношении которого не проведен технический осмотр, то есть транспортное средство не предоставлялось на пункт техосмотра и не проверялось на нем, или же при проведении технического осмотра было выявлено несоответствие состояния автомобиля обязательным требованиям безопасности, такая диагностическая карта может быть аннулирована», — предупредили в Госавтоинспекции.

14. Что будет за отсутствие техосмотра?

Автомобилисту могут выписать штраф 500-800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке». Впрочем, на деле это сделать проблематично — диагностическая карта не входит в перечень обязательных документов для проверки инспектором ГИБДД. А вот с 1 марта 2022 года за отсутствие техосмотра будет действовать новый штраф в 2000 рублей. Такие изменения уже внесены в КоАП. Фиксацию такого нарушения планируют организовать при помощи дорожных камер. Предполагается, что штраф будет приходить раз в сутки.

Тестовая организация авто 10

15. Техосмотр отменят? Когда это станет понятно?

Отмена техосмотра для коммерческих перевозок даже не обсуждается. Что касается перевода техосмотра на добровольную основу для принадлежащих физлицам автомобилей, то это скорее всего все-таки произойдет. 14 сентября 2021 соответствующий законопроект от «Единой России» внесли на рассмотрение в Госдуму. Как сообщил секретарь Генсовета «Единой России» и первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, законопроект оперативно примут в новом созыве.

Как объяснили в пресс-службе партии, в случае с частным транспортом техосмотр будет необходим теперь только для автомобилей и мотоциклов старше четырех лет и только при соблюдении определенных условий:

В таком случае, если изменения одобрят, в обязательном порядке получать диагностическую карту придется только новому владельцу автомобиля после его покупки. И только в случае, если машина будет старше четырех лет.

Получается, что штраф в 2000 рублей за отсутствие техосмотра будут действовать только на новых собственников-физлиц, которые не пройдут техосмотр после покупки машины на вторичном рынке. Но только в тех случаях, если автомобиль окажется старше четырех лет. Отсутствие техосмотра камеры должны начать фиксировать с 1 марта 2022 года.

Источник

Демонстрационный автомобиль: учет, налоги

Автор: С. В. Манохова

Каков порядок бухгалтерского учета автомобилей, используемых дилером для совершения тестовых поездок потенциальными покупателями? Могут ли указанные автомобили амортизироваться в целях налогообложения?

В большинстве автосалонов потенциальный покупатель может прокатиться на понравившейся ему модели авто (как правило, дилеры имеют целый парк автомобилей для тест-драйва – по одной-две машины на каждую модель). Указанные автомобили регистрируются в органах ГИБДД, как правило, страхуются по КАСКО на случай ДТП. Впоследствии тестовые экземпляры автомобилей продаются с существенной скидкой. Каков порядок бухгалтерского учета названных авто? Могут ли они амортизироваться в целях налогообложения?

Формулировки дилерского соглашения.

Прежде чем приступить к анализу ситуации, озвучим условия стандартного дилерского договора: поставщик предоставляет дилеру неисключительное право, а дилер принимает на себя обязанность осуществлять продажу договорной продукции клиентам (автомобилей и оригинальных и (или) рекомендованных поставщиком и приобретенных у поставщика запасных частей, расходных материалов и аксессуаров для автомобилей), а также обеспечивать сервисное и гарантийное обслуживание продукции.

Согласно договору дилер обязан иметь демонстрационные автомобили, допущенные к дорожному движению, находящиеся в исправном и готовом для использования состоянии, в количестве и ассортименте моделей, предусмотренных в годовом плане поставки. Предназначение таких автомобилей – предоставить возможность потенциальному клиенту совершить ознакомительную поездку «тест-драйв», в результате которой можно установить достоинства (недостатки) автомобиля определенной марки (модели).

В отношении демонстрационных автомобилей заключаются договоры купли-продажи отдельно на каждый автомобиль. Минимальный срок использования автомобиля в качестве демонстрационного составляет шесть месяцев со дня постановки на учет. По окончании срока демонстрационный автомобиль может быть выведен из тест-драйва, снят с учета и продан конечному потребителю со скидкой (расчетная скидка – 10% от рекомендованной розничной цены).

Бухгалтерский учет.

Для ответа на первый вопрос (каков порядок бухгалтерского учета демонстрационных автомобилей?) обратимся к положениям ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», 6/01 «Основные средства».

Согласно п. 2 первого из названных документов в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначенные для продажи;

используемые для управленческих нужд организации.

Товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются четыре условия:

1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

2) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Прочитав формулировки названных выше ПБУ, однозначно сказать, к какому из этих двух типов активов относится демонстрационный автомобиль, нельзя.

Условия признания актива в качестве ОС

Выполняется (+), не выполняется (-)

Демонстрационный автомобиль предназначен для использования в предпринимательской деятельности торгового предприятия (в частности, для активизации покупательского спроса)

Данное условие можно считать выполненным, если автомобиль в качестве демонстрационного образца организация планирует использовать свыше 12 месяцев

По окончании эксплуатации демонстрационный автомобиль планируется продать (при этом данный автомобиль будет считаться бывшим в употреблении, поскольку он был зарегистрирован, а потом снят с учета в органах ГИБДД)

Четвертое условие признания актива в качестве ОС по своему смыслу близко к первому, поскольку использование актива в деятельности предприятия само по себе подразумевает его способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем

Таким образом, автомобиль, предназначенный для тест-драйва, – нечто среднее между двумя видами активов (товар, основное средство). Как правило, торговые организации при принятии решения о том, в качестве какого актива учитывать данные автомобили, ориентируются на предполагаемый срок их эксплуатации в автосалоне. Если планируется использовать ТС в качестве демонстрационных автомобилей длительное время (более одного года), целесообразно принимать их на учет в качестве ОС. Если же планируемый срок эксплуатации невелик (скажем от шести месяцев до одного года), разумнее учитывать их в качестве товаров.

Налоговый учет.

Итак, выше мы рассмотрели вопросы бухгалтерского учета автомобилей, используемых для тест-драйва. Далее поговорим о налоговой стороне вопроса. Идентичны ли правила квалификации ОС в бухгалтерском и налоговом учете? Какое имущество признается амортизируемым в целях налогообложения прибыли?

Под основными средствами в целях применения гл. 25 НК РФ понимается часть имущества:

используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией;

первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Понятие амортизируемого имущества содержится в ст. 256 НК РФ. Так, амортизируемым признается имущество:

которое находится у налогоплательщика на праве собственности;

которое используется налогоплательщиком для извлечения дохода;

со сроком полезного использования более 12 месяцев;

первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Обратите внимание: критерии признания активов в качестве основных средств (амортизируемого имущества) в бухгалтерском и налоговом учете не идентичны. В частности, в целях ведения налогового учета не имеет значения дальнейшее применение актива (то, что организация предполагает последующую его продажу). Кроме того, в налоговом учете речь идет о сроке полезного использования объекта ОС, под которым понимается период, в течение которого он служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика, при этом срок полезного использования определяется налогоплательщиком в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы[1]. В то время как в бухгалтерском учете важен другой критерий – предназначение актива для использования в течение длительного времени на конкретном предприятии.

Возникает вопрос: вправе ли организация учитывать автомобили, предназначенные для тест-драйва, в составе товаров в целях ведения бухгалтерского учета и в составе амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли? Теоретически, да. В подтверждение этого вывода приведем пример из арбитражной практики (см. Постановление АС ВВО от 30.05.2017 № А79-5411/2016).

Мнение налоговиков.

В ходе налоговой проверки инспекторы установили, что организация в проверяемый период учитывала демонстрационные автомобили в бухгалтерском учете на счете 41 «Товары». В налоговом учете она признала их амортизируемым имуществом и ежемесячно начисляла амортизацию. Одновременно с этим налоговый орган установил, что в ряде случаев такие автомобили были проданы покупателям (считая с даты их приобретения) через продолжительное время (более года), а в ряде случаев – в период менее года.

По мнению инспекторов, спорные тестовые автомобили не отвечают критериям отнесения приобретаемого имущества к амортизируемому и не могут быть приняты на учет в качестве основных средств. Причем тот факт, что в отдельных случаях автомобили эксплуатировались в организации более года, не повлиял на принятое налоговиками решение.

Что интересно: в отношении демонстрационных автомобилей, приобретенных ранее и учтенных обществом на счете 01 «Основные средства», инспекция посчитала правомерным списание затрат путем отнесения амортизационных отчислений на расходы в период использования автомобилей в производственной деятельности.

Из объяснений налогоплательщика.

Ранее тестовые автомобили отражались в бухгалтерском учете на счете 01. В проверяемый период бухгалтером было принято решение учитывать их на счете 41 на том основании, что в целях ведения бухгалтерского учета не выполняется условие 3 для признания актива в качестве ОС.

То есть налоговики возможность начислять амортизацию в налоговом учете напрямую увязали с алгоритмом бухгалтерского учета демонстрационных автомобилей.

Мнение арбитров.

В статье 256 НК РФ не содержится условие о том, что для отнесения имущества к амортизируемому в целях ведения налогового учета необходимо соблюдение условия о том, что организация не предполагает дальнейшую перепродажу объекта.

В соответствии со ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Таким образом, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в период использования тестовых автомобилей в деятельности организации путем начисления амортизации соответствует положениям ст. 256 НК РФ и установленному ст. 272 НК РФ принципу равномерности признания доходов и расходов при исчислении налога на прибыль. Более того, указанный подход не приводит к потерям в бюджете, а наоборот, исходя из названного принципа равномерности признания доходов и расходов, позволяет равномерно учитывать расходы в отношении имущества, приносящего доход в длительный период.

Доводы инспекции о неправомерности учета тестовых автомобилей в составе амортизируемого имущества лишь на том основании, что налогоплательщик учитывал их на счете 41, не правомерны, поскольку законодатель исходит из различного применения понятий «основное средство» и «амортизируемое имущество» для целей ведения бухгалтерского и налогового учета.

В итоге суд сделал вывод, что демонстрационные (тестовые) автомобили правомерно учтены обществом в налоговом учете в составе амортизируемого имущества, а их стоимость частично списана через механизм амортизации.

Нормы бухгалтерского и налогового учета активов, расходов, доходов не идентичны. В частности, следуя буквальному прочтению бухгалтерских и налоговых норм, автомобили, используемые для тест-драйва и предназначенные для последующей продажи, допустимо отражать в бухгалтерском учете в качестве товаров, в налоговом учете – в качестве амортизируемого имущества. Но это в идеале. На практике такое «несоответствие» наверняка бросится в глаза налоговым инспекторам, и велик риск, что они посчитают признание в налоговом учете амортизационных отчислений неправомерным.

В то же время, мы видим, что судьи в подобной ситуации могут принять сторону организации. Как всегда, выбор алгоритма действий – за налогоплательщиком.

[1] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. В соответствии с названной классификацией легковые автомобили включены в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *