Тетюши болгар переправа на машине
Как сделать Болгар доступнее: в исторические места на канатной дороге
Бывший сотрудник Минтранса — о еще имеющихся и уже упущенных возможностях транспортного сообщения с объектами священными и не очень
Ринат Губаев, экс-начальник отдела инноваций татарстанского Минтранса, подготовил для «Реального времени» очередную авторскую колонку. На этот раз она посвящена одному из вариантов решения проблемы транспортной доступности Болгара.
Ограниченная транспортная логистика
Город Болгар — это, как известно, город-история, самый северный в мире памятник средневековой мусульманской архитектуры, наглядно иллюстрирующий развитие мусульманства в России, священный для каждого правоверного и вызывающий неподдельный интерес у представителей других религий.
Туристы и паломники могут доехать до Болгара несколькими способами — на личном автотранспорте, автобусом, речным транспортом и совсем новым — воздушным (вертолет). И если наземным и воздушным транспортом посещать Болгар можно круглый год, то речным, естественно, только в период навигации.
Основной поток посетителей приходится на весенне-летний туристический сезон. С наступлением осени и до весны поток туристов значительно снижается. Основные религиозные праздники ислама отмечаются ежегодно по лунному календарю, и даты их проведения порой совпадают с некомфортными временами года. В этот период только рейсовый автобус из Казани ежедневно раз в день совершает поездку в Болгар. Существуют варианты поездки паломников и туристов из европейской части России через Казань и Ульяновск на личном автотранспорте. Возможно, с открытием Болгарской исламской академии приток посетителей увеличится.
И именно ограниченная круглогодичная транспортная логистика сдерживает поток людей в эти исторические места, и не только в Болгар, но и в уникальное место на правом берегу Волги — памятник истории под непривычным названием «Долгая Поляна».
Ограниченная круглогодичная транспортная логистика сдерживает поток людей в эти исторические места, и не только в Болгар, но и в Долгую Поляну
«Канатка» с одного берега Волги на другой
Когда приступили к работам по возрождению Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, возникла необходимость строительства речного причала и проведения дноуглубительных работ. Первые теплоходы стали у причала Болгар в 2017 году и к концу навигации их количество достигло 128 судов. За это же время около 350 теплоходов прошли, не заходя в Болгар. А это большой потенциал для туристической привлекательности исторического города.
Для стабильного и безопасного захода судов необходимо как минимум через каждые 5 лет проводить дноуглубительные работы, а это ведет к прекращению захода круизных теплоходов на три-четыре месяца. Кроме того, как показал 2010 год, на Волге периодически происходят значительные спады воды, ведущие к обмелению.
Учитывая все возможные проблемы с транспортной логистикой в Болгаре, Группа компаний «Горимпекс» в 2011 году обратилась к тогдашнему главе Тетюшского муниципального района Мухарряму Ибятову с предложением использовать уникальный, комфортабельный, безопасный и круглогодичный вид транспорта — подвесную пассажирскую канатную дорогу с правого берега Волги (Долгая Поляна) на левый берег (Болгар) протяженностью 8,5 км.
Круизные туристические суда, проходящие вверх и вниз по главному судоходному фарватеру Волги, могут швартоваться к причалу на правом берегу, где туристам представляется возможность ознакомиться с природно-историко-архитектурным памятником «Долгая Поляна» и усадьбой помещиков Молоствовых, а затем с помощью канатной дороги они могут переместиться в Болгар и обратно.
Два уникальных исторических места, соединенные подвесной пассажирской канатной дорогой, обеспечат приятное путешествие в обоих направлениях с прекрасным обзором Куйбышевского водохранилища.
Есть вариант строительства канатной дороги из райцентра Тетюши, где также много достопримечательных мест и имеется причальная стенка, но протяженность трассы длиною 14 км потребует размещения промежуточной станции на одном из островов, что значительно дороже.
Для круглогодичной работы канатной дороги потребуется организовать автобусные маршруты в Долгую Поляну из Ульяновска через Тетюши или Буинск, с созданием необходимой инфраструктуры.
Группа компаний «Горимпекс» в 2011 году предложила использовать подвесную пассажирскую канатную дорогу с правого берега Волги (Долгая Поляна) на левый берег (Болгар) протяженностью 8,5 км
Долгая Поляна — еще одно место притяжения
Очень много сделано для возрождения Болгар, и именно он стал всемирной туристической достопримечательностью Татарстана.
Но и природный парк Долгая Поляна является одним из немногих, если не единственным местом в Татарстане, где находится мощная аномальная энергетическая зона. Если смотреть из деревни Долгая Поляна в сторону Волги, на двух отрогах так называемых Тетюшских гор, спускающихся к реке, находятся две большие поляны — одна в форме прямоугольника, другая — пятиугольная.
Удивительные вещи происходят на этих полянах. Несмотря на стоящий вокруг лес, они уже несколько веков не зарастают. На этих полянах зашкаливают магнитные приборы, сбивается ход часов, непонятным образом исчезают заснятые кадры из цифровых фотоаппаратов.
Солнечных дней здесь не меньше, чем в Сочи или Кисловодске. Если даже вокруг тучи, то над поляной небо хоть на короткое время очищается и пропускает лучи светила. Но самое главное — человек, попадая сюда, физически ощущает тепло и спокойствие. Здесь выравнивается артериальное давление, исчезает душевная сумятица, успокаивается сердце, быстрее заживают раны, уходят простудные заболевания.
Особенности аномальной зоны заметили еще булгары. Не зря одна из столиц их государства — древний Булгар — находится на другом берегу Волги прямо напротив Долгой Поляны.
На двух отрогах Тетюшских гор находятся две большие поляны — одна в форме прямоугольника, другая — пятиугольная. Фото komanda-k.ru
В XVIII веке здесь возникает деревня Долгая Поляна, ставшая усадьбой дворянского рода Молоствовых. Фамилия эта хорошо известна в российской истории. За службу государю и Отечеству представители рода по мужской линии награждались крупными земельными наделами, в том числе в Поволжье.
Сельская дворянская усадьба в России — это не только место жительства рода. Это уникальное социальное, историко-культурное, психологическое, эстетическое явление русской жизни. Так случилось и с Долгой Поляной.
Молоствовыми были посажены сохранившиеся здесь до сих пор березовая и липовая аллеи. Украшением усадьбы стала аллея сибирской лиственницы от большака до Волги. В лиственничной аллее уцелело более 400 деревьев столетнего возраста, она — одна из главных достопримечательностей усадьбы.
Почему не построили канатную дорогу Казань — Верхний Услон
А что же с разрекламированной канатной дорогой Казань — Верхний Услон? В 2006 году Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ пригласило для реализации этого проекта ГК «Горимпекс», имеющую большой практической опыт строительства канатных дорог на территории России и стран СНГ. Компания разработала трассу дороги, провела технические и экономические расчеты. Проект являлся инвестиционным и в то время не мог финансироваться из бюджета.
Да и сама идея была только идеей, так как Верхний Услон не являлся точкой интересов инвесторов. Тем не менее, в 2007 году, в период разработки проекта, объявилась компания «Гулливер», которая ранее планировала разместить на территории Верхнего Услона развлекательный детский комплекс, но уперлась в вопрос транспортной доступности объекта. Канатная дорога могла стать той возможностью, которая вызвала бы интерес к комплексу. И с этого времени компания «Гулливер» стала на всех уровнях рекламировать канатную дорогу, представляясь в качестве автора идеи и разработчика проекта. Позднее «Гулливер» выдавил из транспортного проекта ГК «Горимпекс», организовав проведение тендера на строительство канатной дороги. В результате «Горимпекс» построила в Нижнем Новгороде пассажирскую канатную дорогу Нижний Новгород — Бор протяженностью 3 км, а строительство канатной дороги Казань — Верхний Услон зависло на неопределенное время.
Сельская дворянская усадьба в России — это уникальное социальное, историко-культурное, психологическое, эстетическое явление русской жизни. Фото komanda-k.ru
Можно лишь сожалеть о том, что идею строительства этой канатной дороги не учли, когда принималось решение о месте размещения научного города Иннополис. В результате осуществленного выбора сегодня самая большая проблема жителей Иннополиса — это транспортная логистика. Транспортная проблема усугубится еще с увеличением транспортного потока по федеральной трассе М-7, которая станет частью транспортного коридора Западная Европа — Китай. А это приведет к тому, что пропускная способность моста через Волгу не справится с возрастающей интенсивностью движения. Кроме этого, и на Горьковском шоссе постоянно образуются пробки. А недавний снежный циклон в Татарстане полностью парализовал автобусное движение между наукоградом и столицей республики.
Именно канатная дорога могла бы стать надежным и круглогодичным видом транспорта, если бы Иннополис был расположен значительно ближе к Казани, в районе Верхнего Услона. Последний стал бы интересен как для жилищного строительства, так и в качестве места для летнего и зимнего отдыха жителей и гостей Казани.
Расстояние между городами
Примеры расчета расстояний:
Когда может пригодиться расчет расстояний?
Бесплатный расчет расстояний между городами показывает точное расстояние между городами и считает кратчайший маршрут с расходом топлива. Он может быть востребован в следующих случаях:
Как пользоваться расчетом расстояний?
Для того чтобы рассчитать маршрут между городами, начните вводить в поле «Откуда» название начального пункта маршрута. Из выпадающей контекстной подсказки выберите нужный город. По аналогии заполните поле «Куда» и нажмите кнопку «рассчитать».
На открывшейся странице на карте будет проложен маршрут, красными маркерами будут обозначены начальный и конечный населенные пункты, а красной линией будет показан путь по автодороге. Над картой будут указаны суммарная длина маршрута, продолжительность пути и расход топлива. Под этой информацией будет размещена сводная таблица с подробными данными о маршруте и об участках пути: тип дороги, расчетная длина и продолжительность каждого фрагмента маршрута.
Полученный маршрут можно распечатать или, изменив некоторые параметры, повторить расчет. В дополнительных настройках можно задать транзитные населенные пункты, а также скорректировать расчетную скорость движения по дорогам каждого типа. Ниже дополнительных настроек расположены поля ввода данных топливного калькулятора. Внесите в них актуальный расход горючего вашей машины и среднюю цену 1 литра топлива. При повторном расчете эти данные будут использованы для подсчета необходимого количества топлива и его стоимости.
Другие методы прокладки маршрута
Если курвиметра нет под рукой, то можно воспользоваться линейкой. Приложите нулевую отметку линейки к начальному пункту маршрута и двигайте линейку, плотно примыкая ее к извилинам дороги.
Рассчитать расстояние между городами также можно с помощью таблиц, которые опубликованы в атласах и справочниках. Это достаточно удобно для маршрутов, начинающихся и заканчивающихся в крупных городах. Мелких населенных пунктов, как правило, нет в таблицах.
Алгоритм расчета расстояния между городами
Расчет маршрута основан на алгоритме поиска кратчайшего пути во взвешенном графе автодорог (алгоритм Дейкстры). Расстояния определены по точным спутниковым координатам дорог и населенных пунктов. Расчет является результатом компьютерного моделирования, а модели не бывают идеальными, поэтому при планировании маршрута поездки не забудьте заложить резерв.
Существует несколько подходов к определению расстояния между городами:
В наших расчетах расстояния между городами берутся по автодорогам.
Паром в Болгар и «элитка» на немецкие деньги: что одобрил Минниханов на инвестсовете?
Целый ряд крупных инвестпроектов одобрил сегодня на инвестиционном совете при президенте РТ Рустам Минниханов: приход немецкого инвестора KGAL в недвижимость и агросектор, строительство паромной переправы из Сюкеево в Болгар за 620 млн рублей, зеленодольская промзона за полмиллиарда, новый завод лифтов и траволаторов и другие. Пока солидные инвесторы совещались с президентом в казанском Кремле вне глаз и ушей прессы, «БИЗНЕС Online» собрал подробности.
НЕМЕЦКИЙ ИНВЕСТФОНД ПОСТРОИТ ДОМ В КАЗАНИ И ПОРАБОТАЕТ С ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ «ТАТНЕФТИ»
Сегодня в 10:00 в казанском Кремле прошло заседание первого в 2018 году инвестиционного совета при Рустаме Минниханове. Его повестка оказалась весьма насыщенной. Оказалось, что чуть не с десяток зарубежных и российских инвесторов стоят в очереди, чтобы сверить с президентом свои проекты в Татарстане. Формировала повестку совета глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, также пришли познакомиться с новыми инвесторами министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов, глава комитета по туризму Сергей Иванов, глава Госжилфонда РТ Талгат Абдуллин, главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева и другие.
«Сегодня создаются условия для развития территорий, не только ОЭЗ или инфраструктурных объектов», — напомнил президент о новосозданных ТОСЭР в Челнах, Нижнекамске, Чистополе и Зеленодольске. Он вкратце рассказал об экономических успехах региона в 2017 году, после чего передал слово гостям.
Первым свои планы работы немецкого холдинга KGAL Group в Татарстане представил член наблюдательного совета компании Владимир Шекоян. Суть доклада в повестке звучала интригующе: «Создание независимого иностранного инвестиционного холдинга». Шекоян напомнил о предыстории сотрудничества с Татарстаном: с немецкой KGAL Group Минниханов уже встречался в сентябре 2017 года, когда совершал двухдневный визит в Баварию. KGAL Group — это крупная инвестиционная компания с общим инвестиционным портфелем в 21,5 млрд евро. Она работает в Европе с 1968 года и фокусируется на долгосрочных инвестициях в капитал. Тогда же в Мюнхене KGAL подписала соглашение с казанской строительной компанией «Камастройинвест». Напомним, что «Камастройинвест» специализируется на крупных элитных комплексах: например, компания строит известный жилой комплекс Odette в центре Казани. Немцы проинвестируют строительство жилого комплекса «Тиффани», который расположится на улице Хади Такташ у берега озера Кабан. Как сообщал на коллегии АИР гендиректор «Камастройинвеста» Делюс Сиразетдинов, если все пойдет гладко, KGAL будет и дальше инвестировать в жилую и коммерческую недвижимость Татарстана.
Владимир Шекоян: «Опыт нашей компании позволит привлечь инвестиции, использовать капитал инвесторов для совместного финансирования в проекты внутри Татарстана» Фото: president.tatar.ru
На инвестсовете Шекоян упомянул о новом зарубежном фонде, с помощью которого KGAL и будет работать в Татарстане. «Мы надеемся продолжить взаимодействие с агентством (АИР) также в долгосрочном ключе. Для Татарстана, насколько нам известно, это первый независимый иностранный инвестиционный фонд», — сказал Шекоян. Он особо отметил капитализацию немецкого фонда 22 млрд евро. «Недостатка капитала мы не испытываем», — подчеркнул член наблюдательного совета KGAL Group. Какой будет капитализация фонда в Татарстане, Шекоян не сказал.
Кстати, как было сказано на слайде KGAL, помимо дома на Хади Такташ у немецкой компании есть в республике и другие интересы. Это совместный проект с пенсионным фондом «Татнефти» для привлечения в Татарстан стороннего капитала, а также инвестиции в агросектор — переработку зерна и мясопереработку. Методы инвестирования KGAL позволят привлекать в татарстанские проекты и капитал других инвесторов.
Методы инвестирования KGAL позволят привлекать в татарстанские проекты и капитал других инвесторов Фото: president.tatar.ru
Завкафедрой градостроительства КГАСУ, член президиума правления союза архитекторов РТ Александр Дембич, комментируя «БИЗНЕС Online» приход европейского инвестора в казанскую недвижимость, сказал, что Татарстан давно считается одним из наиболее стабильных регионов страны, что влияет на политику привлечения внешних инвесторов. «Многие хотят что-то делать в России, но они боятся нестабильности, проблем, с которыми они могут столкнуться, обычная их география — Москва, Санкт-Петербург. Видимо, и Казань начинает позиционироваться как привлекательный регион с высоким уровнем стабильности», — считает Дембич. Архитектор отмечает, что цены на недвижимость в Казани намного ниже, чем в Германии, поэтому он не уверен, что иностранный инвестор сможет у нас получить аналогичный экономический эффект от вложений. С другой стороны, если проект выйдет удачным и будет пользоваться спросом у потребителей, особенно учитывая удачное месторасположение, то процент доходности может быть даже выше, чем в Европе, где «привыкли работать на низком проценте». «В Татарстане идет рост спроса на ипотечные кредиты, в 2017 году он был значительно выше, чем был в 2016 году, это значит, что население занимается приобретением недвижимости», — добавил Дембич.
Председатель правления ООО «Юникэм» Айдар Якупов презентовал проект завода по производству синтетических смол мощностью 200 тыс. т в год, в том числе карбамидоформальдегидного концентрата КФК-85 и формалина мощностью 60 000 т в год. Якупов — предприниматель, имеющий активы как в Москве, так и в Казани, например ЗАО «ТХМ-Инвест», зарегистрированное в Левченко, и ООО «Каргофон». Видимо, проект вполне годится для второй очереди особой зоны «Алабуга-2» в Нижнекамске, которая будет специализироваться на инновационных проектах нефтехимии.
Правда, пока неясно, не будут ли пересекаться интересы Якупова и «Нижнекамскнефтехима», где тоже производят смолы. Гендиректор завода « КЗСК-Силикон» Владислав Клиенков в беседе с «БИЗНЕС Online» отметил, что синтетические смолы, включая КФК-85, применяют при производстве мебельных плит — ДСП, фанеры и прочих видов. По его словам, аналогичные производства есть в России. Он не смог дать оценку окупаемости проекта в Татарстане. Вторым способом применения КФК, как выяснил «БИЗНЕС Online», является обработка карбамида против слеживаемости. Как известно, крупнейшим производителем карбамида является завод «Аммоний» в Менделеевске — в год там производят 717,5 тыс. т удобрения. Так что, вероятно, нового инвестора заинтересует и промплощадка в Менделеевске, где как раз создается новая промзона для переработчиков газохимии.
Согласно проекту, ООО «Волгадорстрой» на свои средства закупит паромы и построит причальную стенку, а республика поможет решить вопрос с дорогой к этой причальной стенке Фото: «БИЗНЕС Online»
ПАРОМ В БОЛГАР: СОКРАТИТЬ ПУТЬ И ЗАВЕСТИ ТУРИСТОВ В КАМСКОЕ УСТЬЕ
Весьма любопытен проект ООО «Волгадорстрой», который презентовал президенту его замгендиректора Айрат Миннуллин. Он предложил в рамках государственно-частного партнерства организовать паромную переправу из Сюкеево в Болгар. Согласно проекту, ООО «Волгадорстрой» на свои средства закупит п аромы и построит причальную стенку, а республика поможет решить вопрос с дорогой к этой причальной стенке. Общий бюджет проекта составит порядка 620 млн рублей, из них 400 млн рублей — на строительство автодороги длиной 3,5 километра. Причем работы по строительству автодороги уже начаты, ООО «Волгадорстрой» вложил в нее порядка 100 млн рублей. Кроме того, 100 млн рублей будет потрачено на берегоукрепление и строительство причальной стенки (80 пм), еще 120 млн рублей запланировано на покупку четырех паромов (также за счет ООО «Волгадорстрой»). Президент поддержал проект строительства паромной переправы, детали и суммы проекта будут уточнены в течение месяца.
В Татарстане зарегистрированы два ООО «Волгадорстрой» с разными ИНН: одно зарегистрировано в Казани, другое — в Тюлячах. Впрочем, оба принадлежат одним и тем же бизнесменам — Айрату Миннуллину и Олегу Иванову. Казанская в 2016 году выручила 1,8 млрд рублей, тюлячинская — 1,1 млрд рублей. Тандем компаний регулярно становится участником рейтингов «БИЗНЕС Online» в рубрике «Короли госзаказа».
Как пояснил «БИЗНЕС Online» глава Камско-Устьинского района Павел Лоханов, присутствовавший на совете, проект строительства паромной переправы в районе поддерживают и всячески стараются ускорить начало его реализации. Если он состоится, то позволит провезти через Камское устье поток туристов, движущихся в Болгар. Туристы смогут попутно любоваться достопримечательностями района и, как следствие, помогут развивать малый и средний бизнес района. С точки зрения транспортной инфраструктуры, постройка паромной (а в зимнее время — ледовой) переправы позволит решить вопрос с транспортной логистикой. К примеру, расстояние от Буинской зоны до Альметьевской сократится примерно на 130–140 км, это сэкономит примерно 50 минут пути. Сегодня среднее время поездки туристов из Казани в Болгар автобусом через мост в Сорочьих горах составляет примерно 3 часа 40 минут. Для сравнения: время поездки из Казани до Сюкеевского взвоза — примерно 2 часа 15 минут, а с учетом переправы на пароме (примерно 25–30 минут) время в пути составит менее трех часов.
По данным госкомитета по туризму РТ, в 2017 году Болгары посетили 546 тыс. туристов, а Камское Устье — 12,5 тыс. туристов. «Таким образом, даже если половина из посещающих ежегодно Болгар туристов предпочтет приехать или вернуться из Болгара через паромную переправу, осмотрев при этом известные достопримечательности Камско-Устьинского района (Юрьевскую пещеру, гору Лобач, камско-устьинский рудник, Императорский питомник хвойных растений), то туристический поток в район вырастет кратно», — говорит Лоханов.
Познакомиться с новыми инвесторами РТ пришли Талия Минуллина, Тимур Нагуманов, Ирек Файзуллин и другие Фото: president.tatar.ru
Он добавляет, что положительным результатом реализации проекта станет развитие торговли, сферы услуг и придорожного хозяйства. Возле переправы появится ярмарочная зона с продуктами питания из личных подворий района, а также сувенирной продукцией, а значит, появятся новые рабочие места. «Для паромов необходимо проходить техобслуживание и ремонт, данные услуги может предложить ремонтная база флота имени Куйбышева, которая находится в ПГТ „Затон“ Камско-Устьинского района, что положительно повлияет на предприятие», — считает глава района.
Советник гендиректора АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров сообщил «БИЗНЕС Online», что паромная переправа предполагает покупку самоходной баржи, а пристани в Сюкеево и Болгаре уже существуют. «Это затраты инвестора на плавсредство. Любое деяние инвестора нужно приветствовать, предоставлять ему возможности и льготы, чтобы он работал. Во-первых, решается социальный вопрос, это делается для людей, улучшаются условия проживания. Во-вторых, происходит движение людей. Любое движений людей — затраты, развитие экономики и доходная часть бюджета», — говорит Комаров. По его словам, проект может быть неприбыльным, но ничего странного в этом нет. «Ошибочно думать, что бизнесмены занимаются проектами только ради прибыли. Не всегда проект бывает прибыльным. Заняться им для них — чувствовать себя человеком, гордиться тем, что ты homo sapiens», — заявил Комаров.
Александр Тыгин презентовал Рустаму Минниханову новый промышленный парк в Зеленодольске еще в конце прошлого года на отчетной сессии района Фото: president.tatar.ru
СЮРПРИЗЫ ДЛЯ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКА: ПРОМПЛОЩАДКА ЗА 500 МЛН РУБЛЕЙ И ЛИФТЫ
Новый промышленный парк в Зеленодольске презентовал генеральный директор ООО «Новая Тура-управление» Руслан Хусаинов. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» замруководителя инвестиционного центра Зеленодольска Алексей Соловьев, впервые проект был презентован Минниханову в конце прошлого года на отчетной сессии района. Презентацию проводил лично глава района Александр Тыгин, до которого нам оперативно дозвониться не удалось. Основная идея проекта, по словам Соловьева, заключается в том, что отойти от идеи государственных промышленных площадок, коим считается промпарк «Зеленодольск» с прилегающим технополисом «Новая Тура», к идее государственно-частного партнерства, «чтобы минимизировать участие бюджетных средств». В настоящий момент для проекта ищут финансово самодостаточного инвестора, обязательным условием к которому будет наличие опыта в реализации подобных инициатив.
Будущая промплощадка расположится в районе распределительного центра «Магнита» — по трассе А-295 на Йошкар-Олу в сторону распределительного центра. «Там порядка 100 гектаров земли, очень хорошая энергетика, по газу и электроэнергии. Мы считаем, что это может быть интересно», — пояснил Соловьев, заверив, что будущие резиденты могут полностью рассчитывать на все блага и льготы от ТОСЭР. Подразумевается, что обустройство территории будет происходить очередями, контактными очередями, не как это было в случае масштабной застройки государственной промплощадки. Ожидается, что на обустройство и проведение всех необходимых коммуникаций потребуется от одного до двух лет, а также не менее 0,5 млрд рублей.
Но для Зеленодольска на этом предложения не закончились. Так, директор екатеринбургской группы компаний «Век» Михаил Молочников выступил с проектом создания в моногороде производства лифтового и траволаторного оборудования. Его компания, основанная в 1989 году на базе бывшего оборонного комплекса «Вектор», продает и производит лифты для России и СНГ. К слову, о создании в Татарстане собственного лифтового производства в последнее время говорят постоянно. Так, недавно об этом же Минниханов договаривался с президентом Беларуси Александром Лукашенко. Как сообщал на днях «Татар-информ», в Татарстане должен появиться филиал лифтостроительного завода ОАО «Могилевлифтмаш». Проектом занимается «Татнефть». «Мысль о создании нормального лифтостроительного завода в головах наших татарстанских предпринимателей бродит уже давно», — объяснял консультант проекта, директор ООО «Региональный инженерно-консультационный центр „Инжтехсервис“» Ильдар Насыров.
Проект включает в себя строительство здания напротив гендирекции КАМАЗа и благоустройство территории на площади 5 тыс. кв. метров Фото: пресс-служба ПАО «КАМАЗ»
МУЗЕЙ КАМАЗА С ФУТУРИСТИЧНЫМ ОБЛИКОМ
Корпоративный директор КАМАЗа Жанна Халиуллина презентовала на инвестсовете предварительный проект культурно-исторического центра ПАО «КАМАЗ». Главным объектом здесь станет музей автогиганта площадью 6 тыс. кв. м, который планируется открыть к 50-летию завода перед выставочным комплексом «Экспо-Кама» — отмечать юбилей будут в декабре 2019 года. Кроме него КИЦ включает в себя сквер им. Льва Васильева — гендиректора КАМАЗа в 1969–1981 годах. Собственно, у республики КАМАЗ пока ничего не просит, Халиуллина поехала к президенту с презентацией, чтобы получить моральное одобрение на высоком уровне.
Стоимость проекта, по предварительным прикидкам, оценивается в 500 млн рублей — он включает в себя не только строительство здания, но и благоустройство территории на площади 5 тыс. кв. м, из которых пятно застройки займет только 2,5 тыс. кв. метров. «Мы видим музей не в классическом понимании этого слова, когда экспозиция состоит только из исторических артефактов, — пояснил „БИЗНЕС Online“ руководитель пресс-службы ПАО „КАМАЗ“ Олег Афанасьев. — Он будет иметь футуристичный облик и вместит в себя как историческую часть, так и современную — актуальные разработки КАМАЗа и даже перспективные. Историческая часть подразумевает не выставку автомобилей — она будет отражать этапы строительства города, историю людей, какие-то личные вещи легендарных руководителей. Одним словом, она посвящена подвигу народа. Также в музее мы планируем принимать делегации и обучать наших партнеров и дилеров. Мы рассчитываем, что экспозиция будет интересна горожанам, в первую очередь молодежи, потому что в музее будет и интерактивная часть — движущиеся макеты кабин, 5D-аттракцион».
По словам Афанасьева, первые два этажа из трех планируется построить в виде атриума, на третьем же расположатся переговорные комнаты и офисные помещения.
Все шесть представленных проектов были одобрены президентом, для нескольких были созданы рабочие группы, чтобы инвесторам было легче пройти все необходимые бюрократические процедуры.