тхэквондо обучение по картинкам
Тхэквондо — обучающие материалы (часть 1) Осами Инуэ (Osamu Inoue)
В урожайный год нищий еще более жалок.
Корейская народная поговорка
Обучающий фильм Осами Инуэ по Тхэквондо в пяти частях:
Часть первая «Базовая подготовка» (продолжительность — 1 час 40 минут) — в этой части рассматриваются: оригинальная разминка, ударные и защитные поверхности рук и ног, стойки, блоки руками, удары руками, передвижения, передвижения с ударами руками, передвижения с блоками и передвижения с ударами ногами, защитно-атакующие комбинации и способы растяжки для нанесения высоких ударов ногами. И в общем-то в фильме, по большому счету показана структура тренировочного занятия на первичном уровне подготовки: разминка- отработка техник — спарринги (или условные бои с противником — на несколько счетов)- растяжка. (Причем, как можно заметить техника Тхэквондо представленная в фильме практически идентична технике Каратэ — просто все то же самое. И человек знакомый с техникой, такого, стандартного (или классического) каратэ не найдет для себя вообще ничего нового — техники одинаковы как по способу выполнения так и по траекториям движений. Только названия разные одно Тхэквандо, другое Каратэ. И все.)
Часть вторая «Промежуточная подготовка. Часть 1» (продолжительность 55 минут) — в этой части рассматриваются: опять различные способы растяжки как самостоятельной так и с помощью партнера. (Опять же, довольно стандартные и известные всем каратистам.), опять способы передвижений, опять техники ударов руками и ногами а так же блоки — новые способы ударов руками и ногами и новые блоки — но выполняемые в одном и том же стиле техники каратэ. Комбинации из нескольких атакующих и защитных движений — такие короткие «формальные комплексы» в одном направлении или со сменой направления движения — тоже очень формализованные и не несущие какой либо прикладной ценности. И приемы самозащиты на основе техники Тхэквондо — освобождения от захватов.
Часть третья «Промежуточная подготовка. Часть 2» (продолжительность — 30 минут) — в этой части рассматриваются: комбинации защитно-атакующих действий со сменой направления движения под различными углами. (Выполняется комбинация из нескольких одних и тех же движений, под различными углами.)
Часть четвертая «Продвинутая подготовка. Часть 1» (продолжительность — 1 час) — в этой части рассматриваются: способы разминки, базовые движения, комбинации и комплексы передвижений с однотипными ударами или блоками со сменами направления движения, двойные удары (или повторные удары) одной ногой, комбинации последовательных ударов ногами. И еще фильме показываются какие то короткие формальные комплексы состоящие из нескольких комбинаций под названием Pyon An (Почему то все начинается с Pyon An 5 — возможно это какие-то комплексы перед Пхумсэ или просто «классические формальные комбинации» — не понятно)
И так же далее (4, 5 и 6 последовательности Pyon An 5)
Pyon An 5 whole form — то есть все комбинации вместе — то есть, по всей видимости, все таки разбор одного из Пхумсе Тхэквондо.
И еще разбор формальных комплексом под названием Kum-Mu и Pal Sek (Какие то видимо нетрадиционные Пхумсе — а может комплексы другой версии Тхэквондо — кто знает)
Часть пятая «Продвинутая подготовка. Часть 2» — в данной части рассматриваются: передвижения используемые в спарринге, техники ударов используемые в спарринге (или в бою) — то есть последняя часть уже более прикладная и более практичная — не привязанная к формальной технике «классического Тхэквондо», выполняемого в стиле каратэ.
Такой вот странный на самом деле обучающий фильм по Тхэквондо — четыре части про техники Тхэквондо — которые не используются в реальном бою и одна часть про техники которые используются в реальном бою (про совсем другие уже двигательные конструкции — приспособленные к реальным условиям). То есть непонятно — зачем тогда четыре части — когда более практично изучить технику из последней части — да и все.
С самого начала (путь тренера)
Контактные ударные единоборства. Это первая книга из серии книг путь тренера. Работа в спорте с детьми с самого начала. Дети впервые пришли в секцию и имеют огромное, а может и не очень, желание заниматься спортом под руководством специалистов. Эта книга написана для молодых, не имеющих достаточного опыта работы с детьми специалистам. А так же для опытных тренеров-преподавателей, имеющих солидный педагогический стаж. Я как автор, уверен, что и им тоже есть чего почитать и взять для себя рекомендации и советы, изложенные в книге. Эта книга будет интересна тренерам-преподавателям, родителям, инструкторам, руководителям: она поможет им лучше понимать своих воспитанников и эффективно взаимодействовать с ними. Эта книга будет интересна примерами из практики, подачей материала, позволяющего понять особенности мышления детей, восприятие ими информации, их возможности, мотивацию, развитие. Для специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги С самого начала (путь тренера) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. Особенности занятий тхэквондо с детьми в возрасте от 5 до 9 лет
Подходит время для тренировки. Осталось 15–20 минут. Скоро начнутся занятия. Родители приводят детей, переодевают, дают напутствия, указывают на предыдущие замечания и пожелания. Дети переодеты и готовы к тренировке. Есть еще пара минут. И тут начинается выплескиваться неуемная энергия нормального здорового ребенка. Просто со стороны визг, крики, суета. Вслушаться внимательно и почувствуем радость в детском визге, восторг. Даже детские игры «догонялки» носят свой характер веселой жизнерадости. Бурлит тусовка, кипит малая спортивная жизнь. Все в ожидании.
Существуют разные, причем обоснованные мнения о возрасте приема в секцию единоборств. Первое, скажем так, классическое, детей в секцию надо брать с 9-10 лет. Когда они подрастут и окрепнут. Их психика будет готова к нагрузкам. Второе, брать надо с 4–5 лет. И начинать заниматься. И причем, оба мнения правильные. А мы сделали проще, объединили два мнения в одно и 15 лет назад начали работать с детьми в возрасте 4–5 лет. Учились у детей, дети учились у нас. Возникали различные ситуации с родителями, приобретался опыт работы и на сегодня наше мнение таково.
Прежде чем говорить о возможности или невозможности обучения тхэквондо маленьких детей в возрасте до 9 лет, давайте попробуем разобраться, что представляет собой тхэквондо как объект изучения, что представляет собой ребенок как субъект обучения.
Тхэквондо как вид спорта входит в государственные программы образования РФ. В настоящее время в системе государственного дополнительного образования существует доплата тренеру-преподавателю за официальный результат, показанный на соревнованиях его воспитанниками. Согласитесь, фактор заработанной платы очень важен. Первые официальные первенства России среди кадетов предусматривают участие спортсменов с 12 лет. Спортсмен в 12 лет может попасть в сборную команду России и принять участие в официальных первенствах Европы и других международных соревнованиях. В 12 лет, спортсмену предъявляются требования, по физической, технической, тактической и психической подготовленности. Учебно-тренировочный процесс, направленный на развития необходимых качеств технологичен и определяется временными параметрами. Физическая подготовка на начальном этапе займет минимум два-три года. Специальная работа (специализация) на рабочие группы мышц займет еще два-три года. Техническая подготовленность спортсменов основана на физическом развитии и постоянных повторениях и отработки базовых техник. На тактическую работу уходит минимум 2 года и в дальнейшем у грамотного спортсмена тактика совершенствуется весь срок спортивной карьеры. Это средний срок, когда спортсмен начинает ориентироваться в правилах соревнований. Вычитаем из 12 лет 5–6 лет базовой работы и получаем минимальный возраст начала занятий с 5 года жизни ребенка. И если мы учтем, что с 10–11 лет спортсмен начинает принимать участие в соревнованиях, то к 18 годам спортсмен имеет соревновательный стаж 7 и более лет. Уже семь лет поединков и тренировок. Не много для начала?
Тхэквондо является сложным координационным олимпийским видом спорта, так же одной из корейских систем самообороны и может быть образом жизни. В целом основу технического арсенала тхэквондо составляют удары руками и ногами, но наряду с этим используется техника бросков, болевого воздействия на суставы, ударов по жизненно важным точкам человеческого тела и др. В спортивной практике используется только ударная техника с применением защитного снаряжения и электронного оборудования в ограниченные зоны поражения.
Оставив в стороне философско-этические аспекты, поговорим о технике. Занятия тхэквондо, как видом спорта, как правило, начинаются с обучения технике. Вся техника тхэквондо основывается на быстроте движения и на концентрации энергии в нужный момент, придающей удару точность. Движения должны быть энергоэкономными и оптимальными с точки зрения биодинамики. Чтобы выработать такой тип движений, необходимо не только понимание их механизма, но и огромная трудоемкая работа по отработке и совершенствованию элементов перемещения, выносов бедра, ударов в различных направлениях, защитных и атакующих действий.
Программа обучения тхэквондо состоит из трех обязательных разделов: базовая техника «школа», формальные упражнения «пумсэ», и спарринговая техника «керуги».
Базовая техника — это основные движения, перемещения «степы», атакующие удары и защитные движения, и их комбинации на основе различной техники перемещений.
Пумсэ — формализованные комплексы, исполнение которых в тхэквондо стандартизовано.
Керуги — упражнение с партнером, бой с противником. По четко сформированным соревновательным правилам. Причем удары наносятся в полную силу, по разрешенным зонам поражения.
Все три раздела на начальном этапе изучаются параллельно. Перешагнуть ученический уровень в тхэквондо может человек, не только физически хорошо подготовленный (тренированный), но и имеющий развитый интеллект, и определенные черты характера. Эффективным и достаточно быстрым процесс обучения тхэквондо может быть в том случае, если занимающийся способен не только к запоминанию, но также к анализу и самокоррекции.
Теперь давайте попробуем разобраться, что из программы тхэквондо могут усвоить маленькие дети. Отметим при этом некоторые особенности детского восприятия.
Обычные дети, не вундеркинды (а таких подавляющее большинство), и именно их мы учим тхэквондо, не способны к сложным логическим построениям. Их уровень мышления так и называется — дологический. Они воспринимают только конкретику. Если вы хотите, чтобы восприятие маленького ребенка было четким, т. е. чтобы он запомнил все детали, объем предлагаемой ему информации должен быть очень небольшим. Ребенок запоминает информацию образно, поэтому она должна быть представлена ему в удобном для этого виде. В каком именно, зависит от способа восприятия конкретного ребенка. Этот способ можно установить путем наблюдения или специальным тестированием для выявления модальности (способа восприятия и запоминания).
По способу восприятия и запоминания люди — в том числе и маленькие дети, у которых это особенно сильно выражено — делятся на так называемых визуалов (воспринимающих в основном зрительно, запоминающих зрительный образ), аудиалов (воспринимающих в основном со слов, запоминающих речевой образ), и кинестетиков (воспринимающих в основном через движение, с хорошо развитой»мышечной»памятью). Есть еще четвертая группа — дискретники, которые не относятся ни к одной из этих групп, но их мало, и в своей практике мы с ними не сталкивались.
Когда занятия проводятся в группе, в этой группе всегда будут находиться обладатели разных модальностей. Поэтому на занятиях тхэквондо нужно не только показывать, но и описывать словами каждое движение. При этом нужно использовать понятный ребенку образ. Если кто-то из детей все равно ничего не понимает и делает все неправильно, значит, скорее всего, перед вами кинестетик. Нужно подойти к нему, правильно поставить ему ноги и сделать его руками или ногами требуемое движение, дать ему почувствовать, как работают мышцы. Обязательно надо показать и дать возможность ощутить, для чего это движение нужно. Если движение хорошо прочувствовано, кинестетик запомнит его очень прочно, даже лучше, чем визуал или аудиал, несмотря на то, что»доходит»до него медленнее.
Различие модальностей — одна из причин, по которой с детьми можно заниматься тхэквондо продуктивно только в маленьких группах — не более 15 человек на одного тренера-преподавателя или инструктора. Почти каждый ребенок требует персонального внимания и индивидуального подхода.
Намного легче обучать взрослого человека, у которого сформирован понятийный аппарат, развита логика и способность структурировать материал, который умеет управлять своим вниманием (да, кстати, маленькие дети не умеют и этого, и их вниманием приходится управлять за них), у которого есть мотивация к обучению (у детей мотивация бывает редко, в лучшем случае она есть у родителей. А ребенку просто вдруг»захотелось». И через час»расхотелось») и волевой контроль (у детей его в помине нет, есть только настроение, которое обучающему приходится создавать). К тому же взрослый сам знает, что ему надо сделать, чтобы запомнить информацию — он уже интуитивно выработал технику запоминания, соответствующую особенностям его восприятия. Поэтому взрослому можно предлагать достаточно большой по объему материал для усвоения. По этой же причине занятия со взрослыми могут продолжаться около двух часов, а с малышами — обычно не больше часа. Большая часть занятия должна проходить в виде игр, информационную нагрузку надо увеличивать постепенно.
Ребенок воспринимает информацию целостно. Например, совсем маленький ребенок может не понять адресованных ему слов, но общий смысл обращения он скорее всего поймет. Дело в том, что основная часть информации идет невербально, т. е. помимо слов. Взрослый, благодаря своему опыту словесного общения, начинает в первую очередь осмысливать сами слова. А малыш в первую очередь воспримет интонацию, мимику, телодвижения, позу (так называемый,»иероглиф тела»), тембр голоса и т. д. Не потому, что ребенок такой умный, а взрослые — дураки, а потому, что анализировать другой слой информации он пока как следует не способен. Специально обученный взрослый тоже может анализировать невербальную часть информации, но, в отличие от ребенка, осмысленно управляя этим процессом.
Из этого можно сделать следующие выводы. Первое: Если инструктор приходит на занятие в детскую группу в плохом настроении, или плохо себя чувствует, не может сосредоточиться, испытывает негативные эмоции, дети мгновенно это почувствуют, и управлять группой станет невозможно. Поэтому самоконтроль инструктора, который ведет занятия с маленькими детьми, должен быть идеальным.
Второе: маленьких детей, у которых еще не развит в достаточной мере речевой аппарат — т. е. до 5-летнего возраста — можно, конечно, учить несложным вещам, в том числе и готовить к занятиям тхэквондо. Но такая подготовка может проводиться только индивидуально.
Детское восприятие отличается, как известно, яркостью. Мы говорим: свежесть восприятия. Давайте попробуем проанализировать этот феномен. Что это значит — яркость и свежесть восприятия? На самом деле все довольно просто. У ребенка еще нет картины мира, которая по сути своей является шаблоном. В том числе — шаблоном восприятия. Между воспринимаемыми образами и явлениями ребенок пока не установил связей, поэтому мир кажется странным, удивительным, захватывающе интересным, поэтому образы буквально впечатываются в память. Вспомните себя: что вам запоминается лучше всего? То, что удивляет и поражает. Что сопровождается сильной эмоцией. Так вот, ребенка удивляет все и все сопровождается эмоциями. Поэтому и впечатления у него яркие. Но то, о чем ребенок уже знает, что это такое, про что ему объяснили, что это — «то-то и то-то», перестает вызывать интерес и привлекать внимание. В детстве шаблоны складываются очень быстро, и они оказываются на редкость прочными.
Поэтому, во-первых, на занятиях с маленькими детьми ни в коем случае не должно многократно повторяться одно и то же упражнение в одной и той же форме — вы просто не заставите детей делать его как следует, они будут выполнять его чисто формально, так как уже»все знают»и им неинтересно.
Во-вторых, нужно все-таки постоянно возвращаться к пройденному, показывая детям, что они знают об этом не все — желательно в такой форме, чтобы вызвать у детей удивление или эмоциональный отклик.
В-третьих, если у ребенка уже сложился неправильный шаблон, например, выполнения какого-либо движения, надо поставить его в такие условия, в которых он не сможет использовать этот шаблон и вынужден будет сам контролировать свои действия.
Тхэквондо, как мы уже говорили, не относится к простым дисциплинам. Осмысление очень облегчает и ускоряет выполнение и запоминание движений. Чем лучше структурирован у человека процесс мышления, тем легче его учить тхэквондо.
Широко используется и другой способ: постепенное осмысление в процессе выполнения, как результат многократных повторений. Другими словами — «делай до тех пор, пока не поймешь». Но в любом случае, для того, чтобы учиться тхэквондо, понимание необходимо, будет ли оно отправным моментом или появится как следствие.
Чтобы у ребенка»пошел»процесс обучения более-менее сложным действиям, необходимо наличие у него:
— контроля внимания (его надо воспитывать);
— контроля своих действий и согласованности их с действиями инструктора
— понятийного аппарата (его нужно сформировать, и для этого ребенку необходим практический опыт);
— логического мышления (большие полушария головного мозга должны пройти процесс формирования, кроме того, ребенку нужно помочь научиться мыслить, а не использовать готовые шаблоны — что проще);
— волевого контроля, или управления намерением (достигается воспитанием и самовоспитанием).
Без этого обучение сложным предметам невозможно. Целостность восприятия и яркость впечатлений — это замечательно. Но без понимания взаимосвязей, без умения дифференцировать и интегрировать — иными словами, разбивать на составляющие и составлять из частей целое, без умения сосредотачиваться ничего в голове не уложится. Поэтому обучаемость у ребенка приходится формировать. Из-за особенностей детского восприятия и мышления обучение детей — процесс намного более трудоемкий и длительный, чем обучение взрослых.
Тхэквондо называют боевым искусством. Можно, конечно, назвать искусством рисунки 5-летнего ребенка, но даже если он талантлив, вы не поставите их в один ряд, скажем, с работами известных художников. Скорее их можно назвать упражнениями в рисовании. Точно также и мы занимаемся с детьми не тхэквондо как таковым, а подводящими и формирующими упражнениями, в том числе базовой техникой. Потому что базовая техника в тхэквондо, по сути, тоже является формирующими упражнениями. Никто из высококвалифицированных спортсменов тхэквондо не дерется базовой техникой — для этого нужны другие траектории, скорости и ритм.
Тхэквондо можно в некотором роде считать наукой. Наукой, которую человек приспосабливает не только к своему уму, но и к своему телу. И сам при этом приспосабливается к ней: учит свое тело работать по науке.
Любой инструктор тхэквондо знает, что техника ни в позднем, ни в раннем возрасте не достигается»естественностью движения». Естественные движения для ребенка, как и для любого человека — те, которые он привык совершать в своей повседневной жизни, предшествовавшей занятиям тхэквондо. То есть движения с привычной для него координацией. А привычная координация у многих малышей такая, что они и ложку до рта не могут донести, не расплескав.
Занятиям тхэквондо очень мешает шаблонность. С детьми в этом плане возникает больше проблем, чем со взрослыми. Нам могут возразить: как же так? Ведь взрослый всегда обладает большим количеством шаблонов, он за свою жизнь их накопил столько, что ребенку и не снилось. И, тем не менее, это так. Потому что взрослый может осознать свои шаблоны и осознанно заменить их или трансформировать, а ребенок на это не способен. За него все приходится делать инструктору, приходится использовать множество специальных упражнений для формирования новых типов движений. При этом неправильные шаблоны»пристают»к ребенку моментально, а если есть шаблон — движение перестает быть осознанным и не поддается контролю. Отучение ребенка от уже ставшего привычным для него неправильного выполнения — занятие очень трудоемкое. Поэтому все базовые движения разучиваются с детьми по разделениям, с промежуточными фазами и контролем на каждом участке траектории. С помощью специальных упражнений синхронизируется работа всех частей тела.
Для малышей особенно сложным всегда бывает волевой контроль за движениями периферийных частей тела — кистей рук и ступней ног. У большинства детей руки от запястий до кончиков пальцев и ноги ниже голени существуют как бы сами по себе, детей нужно научить чувствовать эти мышцы и произвольно управлять ими. Если инструктор не уделяет этому внимания, большинство базовых техник будут выполняться детьми неправильно.
Инструктор должен понимать, и научить этому детей, что есть схема выполнения движений, а есть конкретные варианты, зависящие от ситуаций. Иначе в дальнейшем у ребенка возникнут проблемы с вариативным применением техники и с восприятием различных модификаций, отличающихся от базового варианта.
Несмотря на то, что тхэквондо никак нельзя отнести к простым вещам, заниматься с маленькими детьми тхэквондо можно, нужно и полезно.
Во-первых, действуя аккуратно, можно значительно развить и усовершенствовать природные данные ребенка — например, гибкость, подвижность суставов.
Во-вторых, можно исправить недостатки его координации и скорректировать дефекты развития его опорно-двигательного аппарата, для этого существуют специальные упражнения.
Таким образом, можно избавить ребенка от физических недостатков, которые наложили бы ограничения на его технику. В более позднем возрасте такого рода недостатки приходится компенсировать, используя более доступную технику из арсенала тхэквондо.
Можно также освоить с ребенком базовую технику и выучить простейшие ученические формальные упражнения. На это потребуется 3–4 года (взрослому — 1 год), но это создаст предпосылки для быстрого прогресса в дальнейшем. Для ребенка, который занимается достаточно долго (несколько лет), координация тхэквондо становится привычной, т. е. естественной; кроме того, вырабатывается очень важный навык — быстрого и осмысленного усвоения новой координации
Ребенок учится правильно дышать, что тоже очень важно для тхэквондо, а так же быстро переходить от напряжения мышц к их расслаблению, и наоборот. Дети обычно более расслаблены, чем взрослые, поэтому, если техника у них хорошо поставлена, скорость движений у них выше, чем у взрослых. Для обучения тхэквондо, где вся техника построена на скорости, координации и концентрации в нужный момент, это целесообразно использовать.
Кроме того, занятия тхэквондо под руководством квалифицированного инструктора стимулируют у детей умственное развитие — учат сосредотачивать внимание, развивают память, учат ребенка использовать особенности и компенсировать недостатки свойственной ему системы репрезентации (способа восприятия информации), уводят от стереотипного мышления, развивают как логическое, так и образное мышление, и т. д.
Занятия тхэквондо влияют на формирование характера ребенка — он становится более уверенным в себе, учится сдержанности, самоконтролю, целеустремленности. Ребенок поймет, что уважения окружающих можно добиться только трудом и адекватным поведением. Замечено, что в детской группе наибольший авторитет имеют не те дети, которые всевозможными способами пытается привлечь к себе внимание — таких как раз не принимают всерьез, — а самые старательные и при этом спокойные, у которых самая хорошая техника.
Если ребенок занимается регулярно и достаточное время, результат всегда есть, независимо от исходных данных. Качественные изменения обычно проявляются после года занятий. Устойчивых результатов можно добиться за 2,5–3 года.
Под результатами мы подразумеваем в первую очередь — значительное повышение обучаемости (что обусловлено отходом от привычных стереотипов восприятия, мышления и движения, развитию контроля внимания), затем — владение базовой техникой, повышение психической устойчивости, коррекция поведения. Большинству детей, чтобы результат был выраженным, требуются дополнительные индивидуальные занятия, хорошо, если инструктор имеет возможность их проводить.
По поводу целесообразности занятий единоборствами в раннем возрасте можно добавить следующее. В первую очередь надо определиться родителям — чего они хотят для своего ребенка. Если они хотят, чтобы он вырос здоровым, сообразительным, стал пластичнее, научился основам поведения в спортивном коллективе и упражнениям, которыми он сможет заниматься для поддержания здоровья и хорошей формы всю жизнь, стал более спокойным и уверенным в себе, тогда ребенка нужно отдать в тхэквондо с конкретной целью для инструктора. Вообще в спорт детей обычно берут с 10–14 лет, причем не всех, а только»перспективных». Методика подготовки спортсмена построена на развитии природных качеств, а не на воспитании нужных. Я как тренер понимаю, что один спортсмен не вкладываю особого труда на тренировках, может без особых усилий выйти на уровень сборных команд России. Другой, упорно тренируясь не добьется высоких спортивных результатов. Хотя будет относиться к занятиям ответственнее, серьезнее, трудолюбивее. Скажут: «дано, от талантливый». Вопрос философский для многих специалистов и заинтересованных лиц. Но есть такая аксиома — в спорте чудес не бывает. Специалисты знают много примеров из практики, когда чемпионы из других видов единоборств пытались что-то показать в тхэквондо, в лучшем случае третье место, не больше, на первенствах и чемпионатах России. Мне даже немного жаль.
Нам кажется, целесообразнее учить ребенка тому, чем он сможет заниматься всю жизнь. Спортивным тхэквондо заканчивают заниматься по причине»возрастной непригодности». Если занимающийся перестал участвовать в соревнованиях, это не значит, что он перестал совершенствоваться в технике. Вообще между прогрессом в тхэквондо и участием в соревнованиях нет прямой зависимости. Огромную пользу и удовольствие от занятий тхэквондо можно получать в любом возрасте, при этом занятия тхэквондо не мешают, а способствуют умственной деятельности.
Приступим к практическим занятиям. Давайте наберем группу.