Тигр подвеска в машину
Встретили “Тигра” за 10 миллионов. Рассказываем что за зверюга
У каждый страны должен быть свой флаг, герб, гимн и, желательно, крутой военный вездеход. Монструозная в хорошем смысле тачка, которая бы подчеркивала мощь вооруженных сил государства. В штатах с этой ролью успешно справлялся “Хаммер”, в Германии, разумеется, “Гелик” в милитари-исполнении Wolf. Но и России, кстати, есть чем гордиться. «Тигр», созданный на ГАЗе, это вполне себе эпичный герой.
Первым русским внедорожником считается ГАЗ-64 – творчески переосмысленная версия американского Willys MA/MB. Дело было в годы Великой Отечественной, поэтому никто не стеснялся происхождения автомобиля. “Шестьдесят четвертый” даже ласково называли “Русский Виллис” и “Иван-Виллис”.
Затем были другие вездеходы. И тоже от ГАЗа. Усовершенствованная версия оригинала – ГАЗ-67,
а уже потом после войны и ГАЗ-69, чья проходимость и непотопляемость легендарны. Правда, в какой-то момент Горьковский автозавод передал свои внедорожные наработки Ульяновск, а сам сконцентрировался на грузовиках и легковых моделях.
Но чудеса случаются. Уже в 2001-м на Международной выставке вооружения IDEX дебютировали первые три вездехода, получившие имя Tiger HMTV (High Mobility Transport Vehicle). Дальше началось самое интересное. По не совсем понятным причинам арабский заказчик решил не продолжать сотрудничество с ГАЗом и расторг контракт. При этом все наработки проекта, а также три построенных прототипа остались в ОАЭ.
Впрочем, полная техническая документация на машину была и в Нижнем Новгороде. Этим наследием на ГАЗе распорядились с умом. Уже в 2002-м были собраны первые три российских “тигра” – ГАЗ-2975. А в 2005-м серийное производство хищной кошки наладили на Арзамасском машиностроительном заводе.
“Тигр” получился действительно классной машиной со множеством талантов. Он может использоваться и как настоящий бронетранспортер – более мобильная и легкая, но при этом хорошо вооруженная и достойно бронированная альтернатива БМП и БТРам – и в качестве спецтранспорта силовых структур.
На “Тигр” без труда встает практически любое современное вооружение: от пулеметных турелей, включая современные системы с дистанционным управлением, до комплексов противовоздушной обороны. Существует “Тигр” для десантных войск – такую кошку натурально сбрасывают с парашютом. Есть, конечно, и бронированные версии, и варианты с противотанковым вооружением, и военная скорая помощь, и прочая-прочая…
Вполне естественно, что как в случае с американским “Хаммеров”, “Тигром” в конце-концов заинтересовались не только военные, но и гражданские заказчики. Ведь что может быть круче настоящего мачисткого вездехода с погонами и подтвержденной историей торжественных проездов по брусчатке Красной площади во время парадов?!
Нам удалось поближе познакомиться именно с таким хищником. Гражданский “Тигр” ценой приблизительно в 10 миллионов рублей. Дорого? Ну, по сравнению с типичным прайсом Hummer H-1, нормально. Тем более, никакой “Хаммер” не предложит вам уровень оснащения русского “Тигра”. Достаточно сказать, что на газовском внедорожнике есть даже встроенный в конструкцию… водопад.
Но не будем забегать далеко вперед. Все подробности встречи с “Тигром” за 10 миллионов в нашем новом видео.
«Тигр» в гараже: нужна ли армейская машина на «гражданке»
Дорогая замена «Хамви»
На каких бронемашинах ездят наши спецподразделения? Какие военные технологии можно использовать на своем личном автомобиле? Зачем военные делают гражданские версии броневиков и сколько стоят такие машины?
Пикап с динамикой спорткара
Американские пикапы умеют разгоняться до сотни за 4 секунды – похвастаться такой динамикой могут только спорткары. При этом топлива эта машина потребляет не больше обычного внедорожника: в среднем получается порядка 17 литров бензина по городу и 12-13 по трассе. Правда, в Москве на таком авто далеко не уедешь, нужны водительские права категории «С», а въезд в центр города и даже внутрь Третьего транспортного кольца таким машинам и вовсе запрещен. А у самого большого серийного пикапа под капотом стоят аж 10 цилиндров. Они «съедают» по 30 литров дизеля на 100 километров, это сопоставимо с расходом военных бронеавтомобилей.
Семитонный монстр на колесах от БТР – это самый популярный армейский бронеавтомобиль «Тигр». Он форсирует водные преграды глубиной до полутора метров, но вот плавать, как БТР или БМП, «Тигр» не умеет. В люке машины турель для крупнокалиберного пулемета «Корд», можно поставить «Печенег» или автоматический гранатомет АГС-30, а вот на гражданской версиях в крыше сделан обычный люк.
Домашний «Тигр»
Небронированная гражданская версия «Тигра» стала достаточно популярной: конечно, еще не вездеход, но уже и не «паркетник», на котором можно доехать только до дачного участка.
У противотанкового «Тигра» «в бою» вместо пулемета стоят управляемые ракеты «Корнет». Все восемь боеприпасов внедорожник может выпустить по цели за полминуты.
«Тигр» часто сравнивают с «Хамви». Создавался он действительно в противовес американцам в 1990-е годы. Пентагон же начал разработку своих бронеавтомобилей еще в конце 1970-х. В итоге российская машина оказалась современнее, более пригодной к военным условиям и по броне, и по проходимости. Еще бы: подвеску «Тигр» унаследовал от БТР-80.
О военных секретах, удивительных приемах армий, вооружении, брутальных гаджетах и многом другом смотрите в новых выпусках программы «Совбез» с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ!
Тигр подвеска в машину
КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЯ «ТИГР»
Часто на выставках, где представлялись СТС или СПМ «Тигр», многим посетителям почему-то казалось, что машина создана на шасси автомобиля ГАЗ-66. Не знаю, почему у них сложилось такое мнение, но скажу, что «Тигр» в своей конструкции практически не имеет узлов и агрегатов ГАЗ-66. Общего у них только то, что и тот и другой автомобиль имеют рамную конструкцию и колесную формулу 4×4. Как уже говорилось, столько же общего у «Тигра» и с «Хаммером».
Автомобили семейства «Тигр» предназначены для перевозки личного состава (людей), различных грузов и прицепных систем общей массой до 2,5 т по любым видам дорог и местности. Особенностью автомобилей семейства «Тигр» являются: повышающая минная стойкость и простота обслуживания, ка-потная схема компоновки, размещение основных агрегатов и узлов на сварной раме. Таким образом, получилось единое шасси, на которое за короткое время монтируются различные бронированные или небронированные корпуса в зависимости от требований заказчика иметь военный, полицейский или гражданский вариант автомобиля.
Рама бронеавтомобиля «Тигр». Именно с нее начинается сборка машины.
Капотная компоновка автомобилей семейства «Тигр» позволяет установить мощный силовой агрегат и избежать увеличения габаритных размеров по высоте и ширине, а также разделения отделения управления и десантного отделения.
В автомобиле «Тигр» на сварной раме (на опытных образцах машины использовалась клепаная рама) высокой жесткости смонтированы; независимая торсионная двухрычажная подвеска всех колес с гидравлическими амортизаторами, силовой агрегат в составе: дизельный двигатель, сцепление с пневмогидравлическим усилителем, пятиступенчатая механическая коробка передач ГАЗ-2330-1700010, двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом с электропневмоприводом его блокировки, системы обеспечения работы двигателя (охлаждения, питания воздухом и топливом, смазки и т. д.), два моста с самоблокирующимися межколесными дифференциалами повышенного трения, колесные редукторы, колеса с шинами для движения по труднопроходимой местности. Дизельные двигатели и коробки передач (механические или автоматические), шины могут быть как отечественного, так и импортного производства. В стандартном исполнении автомобили комплектуются пятью колесами (4 + 1 запасное) с разъемным стальным ободом, с пневматическими камерными радиальными шинами с регулируемым давлением и направленным рисунком протектора КИ-115АМ размерностью 12.00R18. Индекс нагрузки — 132 (2000 кг), индекс скорости — L (120 км/ч).
Механическая коробка передач, установленная на «Тигре», уступает в определенном смысле автоматическим трансмиссиям по легкости управления, но имеет более высокий коэффициент полезного действия и, самое главное, позволяет водителю самому выбирать оптимальный режим движения при преодолении труднопроходимых участков и препятствий. Она проста, дешевле в эксплуатации, не требует высококвалифицированных специалистов и оборудования для ее обслуживания и производства, а также более надежна в тяжелых условиях эксплуатации.
Карданная передача открытого типа с карданными шарнирами с игольчатыми подшипниками. Главная передача — коническая, с равновысоким элоидным зубом (эрликон). Межколесные кулачковые дифференциалы повышенного трения. Колесные редукторы цилиндрические с косозубыми цилиндрическими шестернями внешнего зацепления.
Такая конструкция трансмиссии обеспечивает постоянный полный привод, что в сочетании с большим клиренсом, блокировками колес и осей обеспечивает автомобилю высокую проходимость, надежность и простоту управления.
Задний узел подвески «Тигра» практически не отличается от БТРовского.
Дизельный двигатель Cummins В205. Именно такой устанавливался на первых серийных «Тиграх».
Механическая коробка переключения передач и раздаточная коробка «Тигра».
Подвеска автомобиля полностью независимая торсионная со стабилизатором поперечной устойчивости на передних колесах (на опытных образцах «Тигров» до доработки стабилизатор был установлен и на задней подвеске), с оригинальными гидравлическими амортизаторами двустороннего действия (на задних узлах подвески — по два амортизатора на колесо) и с уникальной конструкцией опор рычагов, что позволяет автомобилю двигаться по любым видам дорог и местности, обеспечивая отличную плавность хода, управляемость и устойчивость. А использование в составе подвески многоцелевых автомобилей узлов и агрегатов, аналогичных узлам российских бронетранспортеров, обеспечивает огромный запас эксплуатационной надежности и живучести на поле боя.
Тормоза автомобиля «Тигр» включают две независимых системы — рабочую и стояночную. Рабочая тормозная система двухконтурная с гидравлическим приводом и пневмо-усилителем, передние и задние тормозные механизмы колодочные, барабанного типа, закрытые. 1-й контур — тормозные механизмы передней оси, 2-й контур — тормозные механизмы задней оси.
Стояночная тормозная система трансмиссионная с механическим тросовым приводом на тормозной барабан вторичного вала раздаточной коробки.
Сиденья командира и водителя оборудованы трехточечными ремнями безопасности, спинки сидений складываются. Сиденья десанта оборудованы двухточечными ремнями безопасности. Сиденья откидываются, а их спинки складываются.
Собранное шасси «Тигра» с двигателем Cummins В205.
Бронированный корпус СТС ГАЗ-233014 «Тигр».
Небронированный пятидверный корпус автомобиля ГАЗ-233001 «Тигр».
Поскольку обитаемое отделение бронеавтомобилей «Тигр» расположено между осями, то в совокупности с независимой подвеской это сводит к минимуму дискомфорт и усталость экипажа и десанта, вызванные ударновибрационными нагрузками при движении автомобиля по пересеченной местности на большие расстояния.
Двери корпуса снабжены замками, которые блокируются изнутри — фиксаторами, а снаружи ключом.
Все окна корпуса и дверей выполнены с бронестеклами.
Внутренняя поверхность бронированного корпуса обшита антиосколочной защитой (АОЗ), выполненной из тканей на основе арамидной нити отечественного производства. Обшивка бронекорпуса изнутри АОЗ позволяет:
— обеспечить защиту членов экипажа от вторичных осколков брони при попадании в бронекорпус пуль и фрагментов снарядов и мин;
— исключить рикошет от противоположного борта при пробитии бронекорпуса;
— улучшить термоизоляцию корпуса и эргономические показатели интерьера.
Высокие показатели проходимости и подвижности обеспечиваются за счет применения мощного дизельного двигателя, независимой торсионной подвески на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, автоматической системой регулирования давления воздуха в шинах, раздаточной коробкой обеспечивающей привод на все колеса с принудительно блокируемым межосевым дифференциалом, а также мостами с самоблокирующим или принудительно блокируемым дифференциалами, большим дорожным просветом (не менее 400 мм).
При создании специального транспортного средства «Тигр» было принято решение о максимально возможной поузловой унификации с проверенными многолетней эксплуатацией и боевым использованием узлами бронетранспортера БТР-80 и многоцелевого высокомобильного бронированного автомобиля ГАЗ-39371 «Водник». Речь идет, прежде всего, о наиболее нагруженных узлах ходовой части. Это значительно уменьшило время проектирования машины и позволило избежать проблем, связанных с освоением производства новых узлов. Но в связи с тем, что в отличие от многоосных бронетранспортеров необходимо было добиться более высокого ресурса узлов и машины в целом, каждый из примененных узлов был глубоко модернизирован. Высокая надежность модернизированных узлов была подтверждена многочисленными испытаниями.
Так выглядел сборочный комплект бронеавтомобиля СПМ-2 ГАЗ-233036 «Тигр», подготовленный к отправке одному из инозаказчиков.
Кроме того, автомобили семейства «Тигр» по своим техническим характеристикам должны обеспечить высокую скорость движения, как по дорогам общего пользования, так и по труднопроходимой сильнопересеченной местности. Данные характеристики были обеспечены новой конструкцией торсионов, увеличенными ходами рычагов подвески, новыми энергоемкими гидравлическими амортизаторами.
Новая длинноходная подвеска, клиренс 400 мм, большие углы свеса, небольшая колесная база, постоянный полный привод, возможность блокировки межосевого и межколесных дифференциалов обеспечивают автомобилям семейства «Тигр» высочайшую проходимость по слабонесущим сырым грунтам и устойчивость при движении с максимальной скоростью, как на сухом, так и на мокром шоссе.
Конструкция автомобиля, позволяет экипажу комфортно чувствовать себя как при движении по дорогам общего пользования (максимальная скорость до 140 км/ч), так и при движении по труднопроходимой и сильнопересеченной местности (скорость до 70 км/ч).
В первое время в качестве силового агрегата «Тигра» использовался импортный турбонаддувный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением Cummins В 205. Этот мотор в то время широко использовался в народном хозяйстве в качестве силового агрегата на автобусах ПАЗ и на других транспортных средствах. Мощность, которую развивает этот двигатель, составляет 205 л.с., что обеспечивает машинам семейства «Тигр» удельную мощность более 28 л.с./т и, соответственно, высокие динамические характеристики. Начиная с 2010 года, в первую очередь на «Тиграх» поставляемых для нужд МО РФ, в качестве силового агрегата стали использовать отечественный турбонаддувный дизельный двигатель ЯМЗ-534 производства Ярославского моторного завода. Этот мотор более компактен, и экономичен, развивает большую мощность (215 л.с.) и крутящий момент.
Для гарантированного пуска двигателя при отрицательных температурах на автомобилях семейства «Тигр» устанавливаются:
— устройство для облегчения пуска холодного двигателя — электронагреватель впускного воздуха;
— предпусковой подогреватель — ПЖД-12Г теплопроизводительностью 12 кВт или при установке на машине дизеля ЯМЗ-5347-10 — ПЖД-16 теплопроизводительностью 16 кВт (может служить так же автономным отопителем).
Для повышения живучести машины и выживаемости экипажа на автомобилях семейства «Тигр» устанавливаются:
— автономная система пожаротушения моторного отсека и колес;
— централизованная автоматическая система регулирования давления в шинах с электронным блоком управления;
— полноразмерное запасное колесо на задней двери;
— двухконтурная рабочая тормозная система с пневмогидравлическим приводом;
— колесные тормозные механизмы закрытого типа повышенной эффективности;
— электрическая лебедка с тяговым усилием 4000 кгс и длиной троса 20 м;
— антитравматические кресла и противоминные коврики;
Выгодным отличием семейства автомобилей «Тигр» от многих зарубежных аналогов является наличие возможности выхода каждого из членов экипажа через любую из дверей или люки. Это повышает выживаемость экипажа.
Семейство автомобилей рассчитано на эксплуатацию в следующих условиях:
— температура окружающего воздуха от минус 50 °C до плюс 50 °C;
— относительная влажность воздуха до 100 % при температуре плюс 25 °C;
— скорость ветра до 20 м/с;
— запыленность воздуха до 1,5 г/м 3 ;
— абсолютная высота над уровнем моря до 4500 м, с возможностью преодоления горных перевалов на высоте 4650 м.
Рамная конструкция автомобилей семейства «Тигр» позволяет использовать единое базовое шасси под установку различных корпусов в зависимости от пожеланий заказчиков, будь то военный, полицейский или гражданский вариант автомобиля.
Готовые к отправке в войска СТС ГАЗ-233014 «Тигр».
«Конструктивно ближе к бронетранспортёру»: на что способен российский армейский автомобиль «Тигр-М»
Общевойсковое объединение в Бурятии получило четыре новейших универсальных бронированных автомобиля специального назначения «Тигр-М» с колёсной формулой 4×4, сообщает пресс-служба Восточного военного округа (ВВО). Отмечается, что машины значительно повысят боевые возможности войск при выполнении различных задач.
«Машина предназначена для ведения разведки, сопровождения и охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки. Бронеавтомобиль обеспечивает высокую защищённость экипажа, груза и узлов автомобиля от стрелкового вооружения и фугасов в боевых условиях», — говорится в сообщении пресс-службы ВВО.
Модернизированный «Тигр» поставляется в армию последние несколько лет. Из официальной информации Минобороны следует, что эти бронеавтомобили в плановом порядке поступают в части всех военных округов. Ими вооружаются подразделения спецназа, ВДВ, мотострелковых войск, военной полиции и силовых структур РФ.
Производство машин развёрнуто на мощностях ООО «Военно-промышленная компания». В войсках «Тигр» заменяет внедорожник УАЗ «Гусар», который относится к классу лёгких штурмовых автомобилей. Турель данного автомобиля позволяет устанавливать 30-мм автоматический гранатомёт, пулемёты калибра 7,62-мм и 12,7-мм.
Однако этот автомобиль имеет ряд существенных недостатков. В частности, он оснащён импортными комплектующими (двигатель и механическая коробка переключения передач). Помимо этого, «Гусар» заметно уступает по своим ходовым качествам, комфорту и уровню защищённости образцам нового поколения отечественных бронемашин, пояснил в разговоре с RT коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.
«Самый главный недостаток УАЗа — это отсутствие даже нормальной противопульной защиты. Естественно, что такой транспорт не спасёт экипаж от взрыва фугаса и поражения осколками. УАЗы — это хорошие внедорожники, но к ведению боевых действий они приспособлены очень слабо. Поэтому полная замена «Гусаров» — закономерный и необходимый процесс», — сказал Леонков.
Неприхотливость и «всеядность»
«Тигр-М» выпускается в трёх версиях: многоцелевая модификация представлена АМН-233114, специального назначения — АСН-233115, бронированная — СБМ ВПК-233136. На международном военно-техническом форуме «Армия-2017» был представлен вариант машины связи «Тигр-УС» для замены строевых командно-штабных машин. Однако актуальная информация о судьбе данного образца отсутствует.
В материалах «Рособоронэкспорта» говорится, что «Тигр-М» способен выполнять задачи на высотах до 4,5 тыс. м, преодолевать горные перевалы, выдерживать запылённость воздуха до 1,5 г/м³ и порывы ветра до 20 м/с. Автомобилю под силу преодолеть брод глубиной 1,2 м, вертикальную стенку высотой 0,4 м и ров шириной 0,5 м.
«На нём («Тигре-М») установлена независимая торсионная подвеска, позволяющая достигать максимально возможных скоростей при движении по пересечённой местности, сохраняя при этом высокий уровень комфорта для экипажа и перевозимого десанта», — говорится на сайте «Рособоронэкспорта».
Скорость многоцелевой версии «Тигра-М» по шоссе составляет не менее 110 км/ч (по бездорожью — до 90 км/ч), запас хода — свыше 1 тыс. км. На машине установлен двигатель ЯМЗ 5347-10/53472-10 разработки ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод) номинальной мощностью 215 л. с. и рабочим объёмом 4,43 л. Ресурс силовой установки до капитального ремонта — 300 тыс. км.
В интервью RT в конце 2017 года генеральный директор ВПК Александр Красовицкий назвал «Тигр-М» «всеядной» машиной. По его утверждению, автомобиль способен работать на любом виде топлива — «будь то керосин, солярка, бензин» — и развивать скорость до 155 км/ч.
Все колёса «Тигра-М» оснащены гидравлическими телескопическими амортизаторами. Машина производится как с механической, так и с автоматической коробкой передач. Узлы автомобиля унифицированы с агрегатами бронетранспортёра БТР-80, получившего положительные отзывы военных за манёвренность, проходимость и надёжность.
«В качестве стандартного оборудования на машину устанавливаются централизованная система подкачки шин, позволяющая водителю изменять давление в шинах на ходу в зависимости от дорожных условий, электрическая лебёдка с тяговым усилием 4000 кг и фильтровентиляционная установка», — отмечается в материалах «Рособоронэкспорта».
Броня и огневая мощь
Пожалуй, наиболее важным достоинством «Тигра-М» стало повышение уровня защищённости экипажа, говорят эксперты. Лобовая проекция машины обладает пятым классом баллистической защиты из шести возможных. Такие бронелисты выдерживают попадание пуль из автомата Калашникова и снайперской винтовки Драгунова (СВД) с дистанции 5 или 10 м. Бортовые и кормовые проекции автомобиля имеют третий класс защиты.
Благодаря цельносварному корпусу, изготовленному из броневой катаной стали, экипаж «Тигра-М» будет защищён от осколков артиллерийских боеприпасов и поражающих элементов фугасных снарядов, если даже они сдетонируют в непосредственной близости от автомобиля.
Помимо этого, экипаж машины способен сохранить мобильность при подрыве 0,6 кг взрывчатого вещества под колесом или днищем. Также «Тигр-М» оснащён пулестойкими шинами с противовзрывными вставками. Внутренняя поверхность автомобиля обшита антиосколочной защитой, выполненной из тканей на основе арамидной нити.
Весьма солидно выглядит и вооружение «Тигра-М». При необходимости военнослужащие могут установить на поворотной турели машины пулемёты «Корд», «Печенег», автоматический станковый гранатомёт АГС-17 «Пламя», средства разведки, связи и радиоэлектронной борьбы. Стрельбу из автоматов военнослужащие могут вести как из люка, так и из открывающихся окон.
Однако наиболее безопасным способом ведения огня из «Тигра» считается стрельба из боевого модуля с дистанционным управлением. В частности, отечественные машины оснащаются комплексом «Арбалет-ДМ», который включает два пулемёта и один гранатомёт.
Модернизированные «Тигры» прошли боевое крещение в Сирии. Именно на этих бронеавтомобилях перемещались российские военнослужащие и сотрудники военной полиции. По мнению Алексея Леонкова, отечественная машина достойно показала себя.
«Ключевое преимущество семейства бронемашин «Тигр» состоит в том, что они сконструированы специально для нахождения в зоне боевых действий. По этой причине у них очень серьёзный уровень защиты, в том числе противоминной, а также весьма мощное вооружение. Крайне важно, что экипаж может вести огонь из дистанционного боевого модуля», — сказал Леонков.
Аналогичной точки зрения придерживается военный эксперт Алексей Хлопотов. В комментарии RT он высоко оценил широкие боевые возможности и надёжную ходовую часть «Тигра-М». По его мнению, по многим параметрам отечественная машина превосходит ближайших зарубежных конкурентов — американский внедорожник HMMWV и итальянский автомобиль Iveco.
«Конструктивно «Тигр» ближе к бронетранспортёру, поэтому «иностранцы» уступают ему в защищённости, подвижности и проходимости. Российские инженеры создали универсальную платформу с глубоким модернизационным потенциалом. «Тигр-М» стал популярным автомобилем в войсках, уже появились полицейские и гражданские версии. Думаю, что в перспективе машину «Тигр-М» ожидает успех на зарубежных рынках», — прогнозирует Хлопотов.