Тип резервуара автомобилей цистерн имеющих переменную высоту
Виды конструкции цистерн: круг, овал, чемодан
Цистерна, в зависимости от ее исполнения, может иметь переменное или постоянное сечение. В поперечном разрезе емкость может иметь форму овала, круга или быть так называемого сечения «чемодан».
От формы цистерны зависит не только ее вместительность, но и габаритные размеры. Размер очень важен, потому что кроме предъявляемых ограничений к грузовым машинам и прицепам Правилами дорожного движения по высоте и ширине транспорта, есть и ограничения по параметрам устойчивости машины.
Чемодан
Некоторые производители спецтехники, к которой относятся и цистерны для транспортировки горючих нефтепродуктов, для монтажа на шасси массовых грузовых машин с формулой колес 4х2 и 6х4 выпускают резервуары сечения в форме чемодана. Они аргументируют такой выбор тем, что центр тяжести в транспортном средстве более низкий при сохранении предельно допустимого по нагрузке на шасси объема транспортируемой жидкости. Зачастую «чемоданы», устанавливаемые на шасси дорожных грузовых машин, имеют сечение, постоянное по всей длине.
Емкости, имеющие форму сечения в виде круга или овала, тоже довольно часто монтируются на грузовые шасси, но подобные формы предъявляют к технике свои требования. Например, чтобы была обеспечена безопасность транспортировки нефтепродуктов в более высокой по конструкции «трубе» (если сравнивать с овальной или чемоданной формой), производителю бензовоза приходится выбирать в пользу гораздо более устойчивого шасси, оснащенного современными устройствами и системами безопасности. От системы антиблокировки до системы стабилизации курса, аварийного усилителя торможения, который страхует от наезда на препятствие, а также системы предохранения от опрокидывания.
Так как круглые емкости по объему аналогичны чемоданным формам, в некоторых случаях имеют значительную длину, то и грузовые шасси выбираются длинномерными – так называемые «модели с длинной базой». Чтобы нивелировать небольшое ухудшение маневренности машины, предпочтение отдают грузовым авто с формулой колес 6х2, где предусмотрена подвесная ось, размещенная за ведущим мостом. При этом во время подъема «ленивца», который чаще всего не комплектуется механизмом подруливания, улучшается маневренность автомобиля.
Автоцистерны: виды, классификация, конструкционные особенности
К категории «спецтехники» относится большое количество разных машин. Их применяют в нефте, газодобывающем хозяйстве. Строительной, дорожно-строительной отрасли. Логистических услугах, заправке топливом самолетов, вертолетов, пищевой промышленности. Востребованный вид техники — автоцистерна. Продукция предоставлена на рынке в большом ассортименте. Купить автоцистерну можно под собственные запросы.
Классификация автомобильных цистерн
Под термином «автоцистерна» подразумевается грузовой автомобиль, у которого вместо классического кузова установлена емкость. Это закрытая капсула. Цистерна транспортирует и временно хранит жидкие грузы.
Классифицируют технику по нескольким критериям.
По виду перевозимого груза
Исходя из вида перевозимого груза, выделяют цистерны:
По назначению
Техника по назначению:
Сфера применения современных автомобильных цистерн очень широка. Их используют для перевозки агрессивных сред, цемента, битума. Кроме транспортировки и временного хранения, эта техника еще способна обеспечить дозированную выдачу жидких продуктов.
Дополнительная классификация
В классификации автоцистерн учен и ряд других, сопутствующих параметров:
Все цистерны, принадлежат к определенной группе. Их производят в соответствии с ГОСТ параметрами. Регламентируется грузоподъемность, размеры, допустимая механическая нагрузка, возлагаемая на ось, количество и конструкция волнорезов.
Конструкционные особенности
Автоцистерны выпускают отечественные и зарубежные производители. Конуструкция бывает:
— Рамная.
-Несущая.
Так, рамная автоцистерна отлично себя зарекомендовала при работе на зыбких поверхностях, торфяниках, песках. При таком решении края платформы полуприцепа дополнительно защищают емкость от повреждений. Но увеличить полезный объем рамной цистерны, не корректируя грузоподъемность самого шасси, не представляется возможным. Центр тяжести в ней находится достаточно высоко, что существенно снижает маневренность авто, скорость движения.
Несущая конструкция цистерны имеет низкий центр тяжести. Такие машины более маневренные, легкие в управлении. Нагрузка более равномерно распределяется и по оси, и на седельное устройство. Переменное сечение цистерны, всегда можно увеличить. Полезный объем станет больше, не меняя само шасси. За защиту емкости отвечают противоподкатные брусья, расположенные спереди и сзади, а также противоударная бронезащита с боковыми залицовками. Но такие автоцистерны не рекомендуется эксплуатировать на зыбучих почвах.
Как выбрать автоцистерну
Хотите подобрать автоцистерну, которая в точности будет соответствовать специфике предстоящих работ? Приймите во внимание: вес, габариты, колесную базу, конструктивные особенности, материал, дополнительные возможности модели.
Специалисты компании «Гидролидер» помоут найи подходящую модель среди техники. Конслуьтацию можно получить по телефону. Так же, работает кнопка обратной связи.
С нами работаю надежные поставщики. Мы работаем в России, Украине, Молдове, Белоруссии, Казахстане, в странах Европы. Вся техника сертифицирована, на нее распространяются фирменные гарантии.
Тип резервуара автомобилей цистерн имеющих переменную высоту
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ЗАПРАВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ
Типы, параметры и общие технические требования
Road vehicles for transportation and fueling of petroleum products. Tipes, parameters and general technical requirements
Дата введения 1997-01-01
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ)
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 10 июня 1996 г. N 368
4 ИЗДАНИЕ (август 2009 г.) с Изменением N 1, принятым в декабре 1998 г. (ИУС 3-99)
1 Область применения
Стандарт не распространяется на автоцистерны, предназначенные для транспортирования сжатых и сжиженных газов и специальных жидкостей, и автотопливозаправщики для наземного обслуживания летательных аппаратов (самолетов и вертолетов) и водного транспорта, а также на передвижные автозаправочные станции для розничной торговли нефтепродуктами.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 9200-76 (ИСО 1185-75, ИСО 1724-80, ИСО 3731-80, ИСО 3732-82, ИСО 4091-78) Соединения семиконтактные разъемные для автомобилей и тракторов
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 23544-84 Жгуты проводов для автотракторного электрооборудования. Общиетехнические условия
ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН N 48) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации
ГОСТ Р 41.58-2001 (Правила ЕЭК ООН N 58) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Задних защитных устройств: II. Транспортных средств в отношении установки задних защитных устройств официального утвержденного типа; III. Транспортных средств в отношении их задней защиты
ГОСТ Р 41.65-99 (Правила ЕЭК ООН N 65) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения специальных предупреждающих огней для автотранспортных средств
ГОСТ Р 41.87-99 (Правила ЕЭК ООН N 87) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дневных ходовых огней механических транспортных средств
ГОСТ Р 52280-2004 Автомобили грузовые. Общие технические требования
ГОСТ Р 52281-2004 Прицепы и полуприцепы автомобильные. Общие технические требования
ОСТ 37.001.269-87 Транспортные средства. Маркировка
ОСТ 37.001.511-81 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы на изделия автомобильной промышленности
3 Определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
— максимально допустимое давление наполнения;
— давление насыщенного пара при максимальной температуре плюс 50 °С, которому цистерна подвергается под воздействием содержимого нефтепродукта.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2 В настоящем стандарте приняты следующие сокращения.
4 Типы и основные параметры
4.1 В зависимости от назначения устанавливают следующие типы автоцистерн:
4.2 Основные параметры автоцистерн должны соответствовать указанным в таблице 1.
АВТОМОБИЛИ И АВТОПОЕЗДА- ЦИСТЕРНЫ
Значительное место среди специализированного подвижного состава занимают автомобили и автопоезда-цистерны.
Независимо от назначения автомобилей-цистерн их отличие от универсальных грузовых автомобилей (прицепов, полуприцепов) состоит в том, что они имеют резервуар для размещения груза и различные погрузочно-разгрузочные механизмы.
Основные типы автомобильных цистерн и их краткая характеристика приведены в таблице 4.1.
Автомобили-цистерны классифицируется по следующим признакам.
В зависимости от вида перевозимых грузов автомобили-цистерны подразделяются на АТС для перевозки: жидких грузов; сыпучих материалов; сжиженных газов.
По типу базового шасси, на котором смонтировано технологическое оборудование: автомобиль-цистерна; прицеп-цистерна; полуприцеп-цистерна. По проходимости: обычной или повышенной проходимости.
По назначению: транспортные, предназначенные только для транспортировки грузов (автомобиль-цистерна); транспортно-заправочные, предназначенные как для транспортировки грузов, так и заправки, например, топливом других АТС (автомобиль-цистерна-заправщик);
Взаимное расположение продольных осей резервуаров цистерн и АТС позволяют выделить цистерны горизонтального, наклонного, вертикального и поперечного расположения (см. табл. 4.1).
Основные типы автомобильных цистерн и их краткая характеристика
Номер схемы | Рисунок автомобильных цистерн | Краткая характеристика схемы |
| Автопоезд в составе: автомобиль-цистерна и прицеп-цистерна | |
| Полуприцеп-цистерна обычной несущей конструкции | |
| Полуприцеп-цистерна несущей конструкции с пониженным центром масс | |
| Полуприцеп-цистерна несущей конструкции с пониженным центром масс | |
| Полуприцеп-цистерна рамной конструкции с самосвальной разгрузкой | |
| Полуприцеп-цистерна рамной конструкции с поперечным расположением цистерн | |
| Полуприцеп-цистерна рамной конструкции с вертикальным расположением цистерн | |
| Полуприцеп-цистерна рамной конструкции с хопперной разгрузкой обычной конструкции |
По вместимости (грузоподъемности) цистерны делят на цистерны малой (до 2 т), средней (свыше 2 до 5 т), большой (свыше 5 до 15 т) и особо большой (более 15 т) грузоподъемности.
По типу технологического оборудования для выгрузки: с выгрузкой продукта под действием гравитационных сил; пневмовыгрузкой выгрузкой с помощью шнеков (механическая), расположенных на цистерне или автономно; с самосвальной разгрузкой или комбинированной. Гравитационная система разгрузки как самостоятельная применяется в основном на автоцистернах небольшой вместимости, предназначенных для перевозки жидких грузов.
Резервуары цистерн по конструктивным признакам разделяются:
Рисунок 4.1- формы автомобилей- цистерн в поперечном сечении
У каждого вида есть свои плюс и минусы. Так круглая цистерна выдерживает достаточно высокие нагрузки на стенки, проще в изготовлении, но в тоже время достаточно громоздка. Эллиптическое строение цистерны позволяет более компактно ее расположить. Что же касается цистерн с исполнением «Чемодан», то оно позволяет гораздо ниже расположить центр тяжести и как следствие обеспечить более высокую устойчивость автомобиля. А при одинаковых габаритных размерах имеет больший объем по сравнению с эллиптической цистерной.
Конструкция автоцистерны во многом зависит от материала, из которого она изготовлена. Изготавливают цистерны в основном из стали или алюминиевых сплавов. Алюминиевые цистерны наиболее предпочтительны, но не только из-за небольшого веса. Главное качество таких цистерн – это высокое сопротивление коррозии, при этом алюминий можно оставить без специальных покрытий. При условиях дополнительной защиты цистерна анодируется или окрашивается. При перевозке опасных легковоспламеняющихся грузов использование алюминиевых цистерн это к тому же гарантийная искра безопасность. Еще одним плюсом алюминиевых цистерн, по сравнению со стальными, является сохранение ими своих качеств при низких температурах, когда сталь становится ломкой (перевозка хладогенов, жидкого азота и т.п.).
В нижней части они имеют сливной (наливной) тракт, через который происходит слив жидкости из цистерны или «нижний налив» цистерны.
Могут оснащаться насосами.
Наполняют цистерны либо через верхнюю горловину наливным способом, либо через нижний сливной тракт. В этом случае заполнение цистерны может осуществляться собственным насосом, за счет откачки воздуха и создания в цистерне разрежения. Или сторонним насосом, установленным в месте отгрузки продукта. Нижний налив наиболее предпочтителен, т.к. при нем отсутствует росплеск наливаемой жидкости и практически отсутствует вспенивание и испарение продукта, что очень важно при наливе опасных грузов (светлые нефтепродукты и т.п.).
Цистерны, заполняемые через сливной тракт, оснащаются электрической системой сигнализации наполнения цистерны. В верхней части секций, в горловине, расположены датчики верхнего уровня загрузки, которые отслеживают наполнение цистерны и предотвращают возможность перелива.
Слив груза из цистерны осуществляется либо самотеком, либо при помощи собственного насоса создающего во внутренней полости цистерны избыточное давление воздуха.
Все автоцистерны в обязательном порядке оснащают поручнями и площадками обслуживания, имеющими поперечную перфорированную поверхность против скольжения. А при необходимости оборудуют рукавами и пеналами для их транспортировки.
Цистерны могут быть оснащены внешним термоизоляционным слоем для предотвращения замерзания жидкости при низких температурах или нежелательного нагрева при высоких наружных температурах. Возможна установка ТЭНов для подогрева жидкости внутри цистерны.
Для уменьшения силы гидравлического удара жидкости о стенки цистерны при изменении скорости и направления движения автомобиля цистерны могут оснащаться поперечным волнорезом.
При конструировании цистерн стремятся, чтобы собственная масса цистерны была минимальной, ее центр тяжести расположен как можно ниже, объем резервуара был разделен на несколько отсеков и обеспечивалась его быстрая разгрузка, конструкция цистерны была технологичной в изготовлении, а затраты на ее производство и эксплуатацию наименьшими.
Существенное значение при конструировании цистерн имеет правильный выбор ее поперечного сечения. Например, цистерны круглого сечения технологически просты в изготовлении, имеют небольшую удельную металлоемкость, обладают большой прочностью и поэтому их использование целесообразно для перевозки грузов под давлением (сжиженные газы и жидкости) или в случае пневматической разгрузки сыпучих материалов. Однако эти цистерны имеют большую высоту и высокое расположение центра тяжести.
Автоцистерны прямоугольного сечения имеют при одинаковой площади наиболее низко расположенный центр тяжести и наилучшее использование габаритных размеров, при той же вместимости у них минимальная длина и наименьшая чувствительность к колебаниям жидкости и боковой качке. Однако стоимость изготовления таких цистерн довольно высока.
К автомобилям-цистернам предъявляются следующие технико-эксплуатационные требования:
• наличие надежной герметизации люков;
• удобное расположение шлангов и их укрытие от загрязнения;
• оснащение резервуара подножками, поручнями, площадками;
• оснащение устройствами дистанционного привода открывания и закрывания крышки люка;
• оснащение подвижного состава контрольными приборами для определения степени загрузки, а также сигнальными устройствами ограничения наполнения;
• по окончании механизированной разгрузки не должно оставаться груза в резервуаре;
• наличие страховочных устройств, предотвращающих самопроизвольное включение механизмов оснащения цистерны во время движения;
• наличие средств срочной остановки выгрузки груза;
• установка внутренних перегородок для снижения силы гидравлического удара жидкости или равномерного размещения груза;
• разгрузочными механизмами, установленными на цистерне должен управлять один человек.
Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов
Автомобили-цистерны в зависимости от вида транспортируемого нефтепродукта (плотности этих нефтепродуктов) делят на цистерны: для топлив (бензина, дизельного топлива, газотурбинного топлива, керосина, лигроина); для масел (моторного, трансмиссионного, индустриального, турбинного, компрессорного, электроизоляционного, приборного); мазутов и битумов. Массовые перевозки нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо, масла, мазут и т.д.) во избежание загрязнения и потерь при транспортировании осуществляются одиночными автомобилями, автомобилями-тягачами с прицепами и полуприцепами, оборудованными герметичными кузовами-цистернами. Внутри цистерны разделяются перегородками на отдельные секции, сообщающиеся между собой, что способствует уменьшению гидравлических ударов в переднюю и заднюю стенки при резком изменении скорости движения автомобиля. Кроме того, такое устройство цистерн, особенно большой вместимости, устанавливаемых на полуприцепах, препятствует перемещению нефтепродуктов при движении автопоезда на подъеме или спуске, тем самым предотвращая чрезмерную перегрузку или разгрузку ведущих колес тягача вследствие перераспределения нагрузок на тележку полуприцепа и седельно-сцепное устройство тягача.
Цистерны заполняются самотеком при их расположении ниже резервуара, из которого поступает топливо, или с помощью стационарного насоса. Слив в большинстве случаев также осуществляется самотеком. Для ускорения слива автомобиль оснащается дополнительным оборудованием (например, центробежно-лопастным насосом, приводимым в действие от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности).
В технических характеристиках автомобильных цистерн указывают вид и плотность нефтепродуктов, для которых они предназначены. Цистерны, перевозящие жидкие топлива, можно использовать для транспортировки масел без предварительной очистки. Для перевозки топлив в цистернах, перевозящих до этого масло, их необходимо очистить и промыть. В автомобильных цистернах, транспортировавших мазуты, перевозка топлив и масел запрещена даже после промывки и очистки.
Цистерны для перевозки жидкого топлива изготавливают на шасси автомобилей семейства ГАЗ, ЗИЛ, КраЗ, КамАЗ, Урал, МАЗ, прицепов и полуприцепов различной грузоподъемности. Они предназначены для перевозки топлива с основных нефтебаз к автозаправочным станциям и промежуточным хранилищам, а также для перевозки и заправки топливом различных транспортных средств.
В зависимости от назначения автомобильные цистерны для перевозки жидкого топлива разделяются на транспортные и топливозаправочные.
Несмотря на различные технико-эксплуатационные характеристики автоцистерн для перевозки жидких топлив их конструктивные решения имеют много общего. В качестве примера на рис. 4.2 показан общий вид автомобиля-цистерны АЦ-4,2-53А, предназначенной для перевозки жидкого топлива плотностью не более 860 кг/м3.
Все резервуары автомобильных цистерн имеют горловины, смотровые окна, указатели уровня жидкости и дыхательные клапаны. Наливная горловина служит для заполнения резервуара, а также для монтажа и ремонта агрегатов, расположенных в ней. Кроме того, горловина является резервным объемом, заполняемым при расширении жидкого топлива вследствие его нагрева. Для предохранения стальных резервуаров от коррозии внутреннюю поверхность покрывают цинком.
Дыхательные клапаны подразделяются на вдыхательные, дыхательные и комбинированные.
Вдыхательный клапан предназначен для сообщения внутренней полости цистерны при понижении давления (разрежении) в ней через воздушный фильтр с атмосферой, что предупреждает ее смятие при сливе жидкости. Клапан срабатывает при разрежении в цистерне от 2 до 3 кПа. На цистернах, оборудованных вдыхательным клапаном, устанавливается также и дыхательный клапан.
Дыхательный клапан предназначен для сообщения внутренней полости цистерны с атмосферой и поддержания в ней давления около 101,3 кПа. Он вступает в работу при засорении воздушного фильтра и служит для предохранения нефтепродуктов от обводнения, а также уменьшения потерь их при испарении.
Комбинированный клапан соединяет внутреннюю полость цистерны с атмосферой, если давление в ней отличается от допустимого.
Кроме этого технологическое оборудование цистерн включает: гидравлическую систему трубопроводов, систему управления, контрольно-измерительные приборы, электрическое и противопожарное оборудование. Автомобили-топливозаправщики в обязательном порядке комплектуются фильтрами тонкой очистки и счетчиками расхода топлива, а также самонаматывающимися барабанами для раздаточных рукавов с наконечниками и кранами.
С помощью контрольно-измерительных приборов определяются: уровень налива нефтепродуктов в цистерну (звуковой или световой сигнал); время работы насоса; частота вращения вала насоса (манометры и вакуумметры); температура нефтепродукта; расход нефтепродукта при заправке (счетчики расхода); наличие воды в отстойнике и т. д. Количество и расположение контрольно-измерительных приборов на АТС в основном зависит от назначения автоцистерны и конструкции базового шасси. Эта аппаратура обычно усложняется с увеличением вместимости цистерны.
Рисунок 4.2- Автомобиль-цистерна АЦ-4,2-53А
В общем случае технологическое оборудование автоцистерн позволяет выполнять следующие операции:
• наполнять цистерну нефтепродуктами (в том числе с помощью насоса, не входящего в оборудование цистерны);
• выдавать нефтепродукты из цистерны с помощью насоса или самотеком;
перемешивать нефтепродукт в цистерне;
• производить откачку нефтепродукта из раздаточных и приемного рукавов в цистерну;
• перекачивать нефтепродукты из одного резервуара в другой, минуя цистерну.
Технологическое оборудование цистерн выбирается в зависимости от операций, которые должны выполняться, особенностей шасси автомобиля, на котором монтируется оборудование, и отличается большим разнообразием.
Перевозки масел осуществляются в цистернах-масловозах. Для перевозок масла нескольких сортов одним автомобилем цистерна разделяется герметичными перегородками на секции. Каждая секция имеет заливную горловину и сливную трубу с перекрывающим краном и шлангом. Ввиду значительной вязкости масла, затрудняющей его слив из цистерны, в их конструкции предусматривается подача сжатого воздуха в пространство цистерны над маслом. Это намного ускоряет слив масла из цистерны.
Битум перевозится в цистернах-битумовозах. Этот тип цистерн позволяет транспортировать битумные материалы, разогретые до температуры в 200 °С, от нефтеперерабатывающих заводов до потребителей (строительные площадки; места ремонта улично-дорожной сети, строительства новых дорог и др.).
Для обеспечения потребительских свойств битума и эффективной работы с ним конструкция цистерны предусматривает: сохранение постоянства температуры битума в цистерне при транспортировании его без подогрева; подогрев битума в цистерне до рабочей температуры; забор битума из битумохранилищ и битумопла-вильных котлов насосом; перекачивание битума, минуя цистерну.
Автомобили-битумовозы оборудуются, как правило, цистернами сварной конструкции, эллиптической формы и постоянного сечения по длине
Корпус цистерны обладает повышенной прочностью, изготовляется из конструкционной стали толщиной не менее 4 мм, имеет теплоизоляцию из синтетических материалов (как правило, минеральной ваты) толщиной 50-100 мм. Снаружи теплоизоляция облицована тонколистовой сталью. Для придания цистерне жесткости и гашения гидравлических ударов внутри ее корпуса устанавливаются одна или несколько перегородок. Сверху цистерна имеет заливную горловину (одну или несколько), закрывающуюся безопасной откидной крышкой, которая ограничивает давление в цистерне и отжимается при возникновении избыточного давления. В горловину вставлен сетчатый фильтр для предупреждения попадания посторонних частиц в цистерну. Защитный кожух предохраняет крышку горловины от возможных механических повреждений люка в аварийных ситуациях и от перелива при наполнении цистерны.
В задней части цистерна под днищем имеет фланец для присоединения сливного трубопровода или донный клапан, через который битумный материал подается в систему распределения (дозирования). Внутри цистерны установлены дыхательная труба, соединяющая внутреннюю полость цистерны с атмосферой, трубопроводы наполнения и опорожнения цистерны с помощью битумного насоса. По всей длине цистерны расположена жаровая П-образная труба, внутри которой смонтирована горелка для разогрева битумного материала. Количество битумного материала в цистерне определяется по шкале указателя уровня, расположенной на задней стенке цистерны. Для контроля температуры битумного материала на передней стенке цистерны устанавливается термометр.
Все автомобильные цистерны, предназначенные для перевозки вязких нефтепродуктов (тяжелого топлива, вязкого масла, битума), оборудуются обогревательными устройствами. Подогрев осуществляется паром или при помощи отопителей, работающих на дизельном топливе, керосине или сжиженном газе, а иногда цистерны обогреваются при помощи электричества. Форсунки нагревают змеевик, внутри которого под действием насоса циркулирует масло или битум. Система подогрева может быть снабжена термостатом, отключающим горелки при достижении заданной температуры битумного материала, и датчиками уровня, выключающими горелки при низком уровне битумного материала в цистерне
В настоящее время сыпучие грузы (цемент, известь, гипс, мука, сахар, зерно, отруби, комбикорма, минеральные удобрения и другие) в большинстве своем перевозятся бестарным способом в автомобилях и полуприцепах-цистернах. Технология такой доставки обеспечивает сохранность груза при погрузке, транспортировании и разгрузке, а также защищает окружающую среду от пыли, что имеет особое значение в условиях города.
Автомобили и автопоезда-цистерны для перевозок сыпучих грузов выпускаются с гравитационной, механической и пневматической разгрузкой. При гравитационном способе разгрузка происходит под влиянием собственной массы при наклоне цистерны и включении вибраторов. Для механической разгрузки характерно применение выгрузных шнеков, устанавливаемых в нижней части цистерны. Из цистерн, оснащенных системой пневматической разгрузки, груз выгружается под давлением сжатого воздуха, создаваемым специальным компрессором.
Расположение цистерн относительно горизонта может быть горизонтальным, наклонным или вертикальным. Преимущества горизонтального и наклонного расположения резервуаров, по сравнению с вертикальным, заключается в большем использовании площади платформы и снижении центра тяжести цистерны, что повышает ее устойчивость. Однако такое расположение резервуара связано с большими затратами энергии на его опорожнение из-за невозможности разгрузки груза самотеком. Для снижения центра тяжести автомобилей-цистерн, имеющих вертикальное расположение резервуаров, целесообразно общий объем груза распределить по резервуарам (чаще всего двум).
При горизонтальном или наклонном расположении резервуаров они изготавливаются в форме цилиндров с полусферическими днищами. Вертикально расположенные резервуары цистерн выполняются в виде цилиндров, переходящих книзу в усеченный конус и имеющих полусферическую верхнюю часть. Иногда вертикально расположенные резервуары изготавливают сферической формы.
Автомобилями- и автопоездами-цистернами транспортируется до 85 % всего производимого в стране цемента. При перевозке, погрузке и выгрузке цемента необходимо учитывать особенности его транспортной характеристики: легкую распыляемость; большую гигроскопичность; зависимость от атмосферных условий; склонность к слеживаемости и сводообразованию при перевозках; достаточно высокую абразивность. Цементная пыль вредно отражается на здоровье людей.
Перевозка незатаренного цемента в кузовах универсальных автомобилей и автомобилей-самосвалов сопряжена с большими потерями и загрязнением окружающей среды вследствие распыления. В ненастную погоду такой способ перевозки вообще недопустим из-за порчи груза. Перевозка цемента в автомобилях-цистернах (автоцементовозах) не только устраняет эти недостатки, но и позволяет механизировать процессы погрузки и выгрузки.
Автоцементовозы предназначены для бестарной перевозки порошкообразных и пылевидных строительных материалов (цемента, извести, сухой золы, минерального порошка).
Перевозка сыпучих сельскохозяйственных грузов, таких как минеральные удобрения (гранулированные или порошковые), комбикорма и так далее осуществляется в цистернах различного типа, с системами гравитационной или пневморазгрузки. Гравитационная система разгрузки реализуется с помощью самосвальных цистерн постоянного диаметра по длине и при использовании цистерн хопперного типа. Разгрузка самосвальных цистерн производится при наклоне их с помощью многозвенных гидроцилиндров, располагаемых на раме АТС за кабиной водителя. Угол подъема цистерны составляет примерно 40-50°. При гравитационном способе разгрузки цистерн хопперного типа упрощается их конструкция, но уменьшается вместимость. Для увеличения полезного объема емкостей используются надувные мешки (см. табл. 1.5, схема 8, 9). Многосекционные цистерны с пневматической разгрузкой широко используются в странах Западной Европы для перевозки кормов для скота.
Бетон представляет собой приготовленную смесь цемента, воды и наполнителя. Он должен быть доставлен в пункт назначения без нарушения однородности смеси, т. с. без отслаивания жидкой части, так как в этом случае смесь становится непригодной для использования. Кроме того, находясь продолжительное время в пути, бетон может затвердевать, теряя свои качества, а зимой при низких температурах воздуха он подвергается схватыванию, примерзая к днищу и бортам кузова.
Специализированный подвижной состав для перевозки товарного бетона применяется двух типов: автомобили-бетоносмесители и автомобили самосвалы с простыми системами подогрева кузова и зимнее время.
В существующих конструкциях автомобилей-бетоносмесителей привод смесительного барабана выполняется в трех возможных вариантах:
Загрузочно-разгрузочное устройство снабжено воронкой, жестко закрепленной на раме, выходной носок которой размещен в горловине барабана. Приемный лоток охватывает выходное отверстие барабана и направляет бетонную смесь к приемному желобу, угол наклона которого может регулироваться специальным винтом. Шарнирное закрепление желоба позволяет поворачивать его в горизонтальной плоскости. Желоб при необходимости может наращиваться дополнительным звеном. Вода в смесительный барабан подается из бака центробежным насосом через счетчик ее расхода и разбрызгиватель, установленный напротив выходного отверстия барабана.
При массовых перевозках товарного бетона с бетонных заводов на строительные площадки, особенно в городских условиях и расстояниях в пределах 20-30 км, целесообразно применение автомобилей-самосвалов. Для перевозки бетона в холодное время года кузова автомобилей-самосвалов оборудуются двойным днищем и системой его обогрева отработавшими газами двигателя. Для более быстрой и полной очистки кузова от налипшей смеси при выгрузке ее предусмотрен пневматический вибратор, приводимый в действие от пневматической системы автомобиля. Вибратор включается автоматически после достижения заданного угла подъема кузова. Частота колебаний вибратора равна 3,5. 4,5 Гц.