То после 1000 км пробега пожарного автомобиля
Техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей: ТО-1,2
Пожарные автомобили, как и любые автомобили, проходят перед сдачей в эксплуатацию ряд обязательных процедур. Здесь постановка на учет, обкатка с последующим техническим обслуживанием и ремонтами. Но обслуживание машин этого типа немного отличается, потому что они относятся к категории «спецтехники». Итак, рассмотрим в статье виды ТО пожарных автомобилей, планирование этих мероприятий и порядок проведения.
Виды техобслуживания
Техническое обслуживание техники, используемой при ликвидации огня и последствий ЧС, зависит от периодичности ее эксплуатации и типа машин. Это комплекс мер планово-предупредительной системы. Они проводятся по графику. Сколько видов ТО пройдет машина, зависит от условий содержания пожарных автомобилей.
Проводимые в рамках техобслуживания операции делятся по категориям:
Первое ТО
График проведения ТО-1 составляет начальник технического отдела пожарной части и согласовывает его с начальником гарнизона. Периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже одного раза в месяц или через каждые 1500 км пробега. Специальную технику проверяют строго раз в месяц или при пробеге 1000 км. При этом важно учитывать общий пробег, который составляет расстояние, пройденное на выезде, и работу мотора при активации насоса.
В первом ТО важно соблюсти порядок действий:
Все процедуры ТО-1 проводит экипаж машины в свободное от дежурства время. Руководителем назначается старший водитель. Весь комплекс мероприятий в рамках первого технического обслуживания проводится за 2 дня.
Если в ходе диагностики были выявлены неполадки, выполняют текущий ремонт: сварочные работы, замену дисков сцепления, элементов управления и ходовой части. На каждый вид назначают ответственных, которые делают отметки о проведенных мероприятиях в специальном журнале.
Второе ТО
Его проводят раз в год или после каждых 7000 км пробега. Для спецтехники показатель уменьшается до 5000 км. Обслуживание также проводит экипаж, но уже не на месте дислокации, а в пожарно-техническом центре.
ТО-2 полностью дублирует первое, но с более углубленной диагностикой состояния машины. На этом этапе проверяют:
На ТО-2 для основных ПА отводится 2 дня, для спецтехники – 3 суток, а для машин типа АЦЛ и АЦПК – 5. Пятидневная проверка предусмотрена и для машин, находящихся в эксплуатации более 10 лет.
Сезонное
Технику обязательно готовят к смене сезона. Как правило, стараются совместить СО с одним из ТО, обычно первым. И только в северных регионах СО считается отдельным видом обслуживания ПА. В его рамках проводят:
Ежедневное
ЕТО – проверка автомобиля при каждой смене караула. Экипаж обязан убедиться, что принимает технику в исправном состоянии. Ответственным назначается командир отделения. При ЕТО необходимо завести ПА и убедиться в корректной работе его двигателя, насоса и всех агрегатов. Второй этап – заправка топливом, маслом, водой и ОТС.
В момент проведения проверки следует придерживаться регламента работы ДВС:
Ответственность за состояние машины лежит на сдающем карауле. Если выявлены неисправности, то их пытаются устранить на месте. В работе принимают участие водительский состав обеих смен. Если требуется ремонт, ПА отправляют в специальный бокс. Все действия фиксируют в журнале учета с указанием числовых данных (уровень масла, напряжения, давление пневмосистемы, люфт руля и т.д.).
Каждые 10 дней при ЕТО проверяют плотность электролита, давление в шинах и фиксацию колесных гаек.
ТО на пожаре и АСР
Во время непосредственной работы машина испытывает большие нагрузки, поэтому даже во время пожара проводят обслуживание основных механизмов системы. Комплекс мер состоит в следующем:
ТО в зависимости от вида ПА
При повседневной эксплуатации периодичность и объем работ в рамках ТО зависит от вида пожарных автомобилей и определяется не только приказом МЧС, но и инструкциями предприятия-изготовителя. Оно включает все основные виды обслуживания по заранее утвержденному в подразделении графику.
Автомобили, находящиеся на хранении, обслуживают строго по инструкции производителя. Это может быть ежемесячное, полугодовое, годовое обслуживание и регламентные работы. Обязательно проверяют состояние защитных покрытий и герметизирующей оклейки. Также очищают технику от пыли и грязи.
Меры безопасности при проведении техобслуживания
Независимо от вида ТО и ремонта пожарных автомобилей необходимо соблюдать правила техники безопасности.
Где и кем проводится
Техническое обслуживание пожарных автомобилей осуществляется как в гараже приписки, так и в специальных гаражах ГПС.
В редких случаях возможно обслуживание техники механиками на базе охраняемого объекта под руководством старшего водителя.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей
ТО базы пожарной машины
Автомобили, которые временно не используются в работе подразделений, также должны проходить ТО, подтверждающее полную готовность к введению их в действие на замену или для усиления подразделения.
Виды ТО пожарных автомобилей, находящихся в резерве на базе:
Условия хранения техники прописаны в технических документах предприятия-производителя. Организовывается очистка пыли и грязи на функциональных узлах, проверка целостности краски, смазка уплотнителей.
Ремонт пожарного автомобиля
Сезонное обслуживание (СО)
Этот вид техобслуживания надо рассматривать, как одно из ТО. Чаще, как ТО-1. Поэтому во многих случаях СО подгоняют под график первого технического обслуживания. Сезонное ТО пожарного автомобиля проводится два раза в год (осенью и весной). Основная задача – подготовить оборудование к работе в жаркое или холодное время года. В северных регионах СО является самостоятельным видом технического обслуживания пожарных машин.
Замена шин – сезонное техническое обслуживание
Обслуживание центробежного насоса
Работоспособность этого оборудования наиболее важна при тушении пожара, поэтому ему уделяется особое внимание.
Для безотказного функционирования насоса необходимо:
При проведении работ следует четко выполнять инструкции предприятия-изготовителя.
Обслуживание пожарно-технического вооружения
Оборудование, устанавливаемое на обычные и специальные автомобили, также подлежит ТО.
Классификация инженерных работ для ПТВ описана в таблице.
Периодичность | Мероприятия |
Каждый день | Требуется проверка: – наличия систем и надежности их крепления; – состояния и комплектности рукавов для подачи составов; – укладки и влажности пожарных веревок; – зарядки аккумуляторов, исправной работы лампочек и светильников; – укомплектованности перчатками, ковриками, ножницами; – комплектности и количества средств самоспасения; – работоспособности систем связи. |
После тушения пожара | Необходимо: – промыть, протереть, проверить целостность покрытия оборудования; – заменить рукава на новые в случае повреждения; – привести в порядок использованную спецодежду; – пополнить арсенал вспомогательным инструментом; – проверить наличие вооружения по описи. |
ТО 1 | Предусматривает: – организацию контроля состояния оборудования; – испытание на герметичность; – проверку дополнительных агрегатов. |
ТО 2 | Производится снятие оборудования с автомобиля, нормативные проверки, устранение неисправностей. Затем осуществляется обратная установка. |
Перечисленные мероприятия являются частью технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.
Техобслуживание на пожаре
К порядку проведения ТО на пожаре подходят с тех же позиций, которые озвучены в инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля. Его чаще всего проводит водитель, но иногда подключаются члены экипажа.
Главное в проведении ТО этого типа – отслеживать работу мотора автомобиля и насосного оборудования. Если одно из них выйдет из строя, то толку от машины не будет.
После окончания тушения пожара полости насоса необходимо промыть. Это касается и коммуникационных трубопроводов, если тушение огня производилось пеной. Обязательно цистерну заполняют водой. После чего автомобиль направляется в пожарную часть. По дороге проверяют работу тормозов, мотора и других вращающихся деталей.
Обслуживание автомобиля во время пожара
Раньше, после прибытия машины в часть, также проводилось ТО. Сегодня это не делают. Но обязательно автомобиль моют, заполняют топливом и огнетушащим веществом, проверяют агрегаты, детали и узлы. Также проводят осмотр пожарных рукавов на предмет их технического состояния. Если оно неудовлетворительное, то шланги меняют на новые.
Было еще одно техобслуживание, которое проводилось после пробега по спидометру в 1000 км. По сути, это было ТО-1. Сегодня оно тоже отменено.
Проекты по теме:
Технологии
Транспорт
Транспорт и автопром
Транспорт
Автоколонны • Грузовой транспорт • Индивидуальный транспорт • Легковой транспорт • Наземный транспорт • Общественный транспорт • Специализированный транспорт
Автозаправочные станции • Автобазы • Автовокзалы • Автомойки • Автопарки • Автосервисы • Автостоянки • Автострады • Автоцентры • Гаражи • Специализированные автостоянки • Транспортные системы
Бронирование транспорта • Водительские удостоверения • Договора на оказание транспортных услуг • Договора на транспортно-экспедиторское обслуживание • Логистика и грузоперевозки (общая) • Краны автомобильные • Организация перевозок и управление на транспорте • Переоформление авто • Регистрация транспорта • Транспортировка • Транспортная экспертиза • Шиномонтаж • Антикоррозийные работы • Тонирование стекла
Абразивные материалы • Авиационное оборудование • Автозаводы • Автозаправочное оборудование • Автокосметика, автохимия • Автомобили — испытания • Автомоечное оборудование • Автопокрышки, диски • Автосервисное оборудование • Аккумуляторные батареи • Транспортные схемы строительства
Audi • BMW • Cadillac • Chery • Chevrolet • Chrysler • Citroen • Daewoo • Dodge • Fiat • Ford • Great Wall • Honda • Hyundai • Infiniti • Jaguar • Jeep • Kia • Lada (ВАЗ) • Land Rover • Lexus • Mazda • Mercedes-Benz • Mitsubishi • Nissan • Opel • Peugeot • Porsche • Renault • Skoda • SsangYong • Subaru • Suzuki • Toyota • Volkswagen • Volvo
Техническое обслуживание пожарных автомобилей
Техническое обслуживание – это комплекс мероприятий, направленных на качественную и безотказную эксплуатацию пожарных автомобилей; оно проводится с целью обеспечения постоянной готовности пожарных автомобилей к ведению основных действий, безопасности их движения, надлежащего внешнего вида, увеличение межремонтных пробегов, предупреждения возникновения неисправностей и своевременного их устранения, уменьшения отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду, сокращения расхода топлива, смазочных и других эксплутационных материалов. Техническое обслуживание предусматривает уборку и мойку, заправку топливом, проверку технического состояния приборов, узлов и агрегатов, пожарного оборудования и устройств, доливку и смену эксплутационных жидкостей, промывочно-очистительные, крепежные, контрольно-регулировочные и электротехнические работы.
Руководители подразделений пожарной охраны (начальники пожарных частей) несут ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание пожарных автомобилей, пожарного оборудования и устройств. Они обязаны обеспечивать проведение технического обслуживания в установленные сроки, представляя для этого личному составу необходимые средства и время.
Техническое обслуживание организуется по планово-предупредительной системе, основанной на обязательном выполнении работ по уходу за пожарными автомобилями, пожарным оборудованием как в процессе их использования, так и в процессе кратковременного или длительного хранения.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
— ежедневное техническое обслуживание при смене дежурств (ЕТО);
— техническое обслуживание на пожаре или учении;
— техническое обслуживание по возвращении в часть с пожара или учения;
— техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру;
— техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
— техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
— сезонное техническое обслуживание (СО).
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится в подразделении при смене дежурств заступающим на дежурство водителем и личным составом расчета под руководством начальника пожарного расчёта, с целью проверки готовности выезда автомобиля на пожар или аварию. Основным назначением его является осуществление контроля, направленного на обеспечение безопасности движения пожарного автомобиля, поддержание его внешнего вида; оценки общего технического состояния специальных агрегатов, пожарно-технического вооружения и аварийно – спасательного оборудования, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.
Перед сменой дежурств сменяющийся водитель и личный состав расчета должны подготовить пожарный автомобиль к сдаче (подготовка осуществляется по всем пожарным автомобилям, включая резервные). Автомобили должны быть чистыми, полностью заправлен эксплутационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными исправным оборудованием согласно табельной положенности. Кроме того, сменяющийся водитель обязан проконтролировать внесение в эксплутационную карту всех записей о работе пожарного автомобиля во время его дежурства.
Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии сменяющегося водителя должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплутационной карте. При этом время работы двигателя автомобиля не должно превышать:
3 минуты – для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем;
5 минут – для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой;
7 минут – для специальных пожарных автомобилей;
10 минут – для пожарных автолестниц и автоподъемников.
В соответствии с типовой технологией технического обслуживания пожарных автомобилей для основных пожарных автомобилей общего применения в перечень работ ЕТО включаются следующие операции:
§ внешний осмотр автомобиля для проверки его комплектности и выявления наружных повреждений;
§ проверка состояния дверей кабины, салона расчёта и кузова (петель, фиксаторов, замков, запорных механизмов откидных кабин), стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, рамы, рессор, шин и креплений колес (визуально);
§ проверка правильности опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов пожарного насоса;
§ проверка (визуально) креплений цистерны, пенобака и специального кузова (ложементов, стремянок, стяжных болтов и т.п.);
§ проверка отсутствия течей воды и пенообразователя из ёмкостей и трубопроводов;
§ проверка действия кранов, вентилей, задвижек пожарного насоса, пеносмесителя и вакуумного затвора – маховички и ручки не должны иметь повреждений и должны быть надежно закреплены на штоках, вращение маховичков и передвижение ручек должны быть плавным, без заеданий;
§ проверка отсутствия в пожарном насосе воды (водных растворов) и посторонних предметов;
§ проверка состояния и натяжения приводных ремней (см. рис. 7.1);
|
|
§ проверка исправности привода жалюзи и (в зимнее время) состояния утеплительного чехла;
§ проверка отсутствия течей эксплуатационных жидкостей;
§ проверка уровеня масла в картере двигателя (для автомобилей с дизельным двигателем дополнительно уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения), уровня воды или низкозамерзающай жидкости в системе охлаждения двигателя, уровней рабочих жидкостей в гидроприводе тормозов, механизме выключения сцепления, бачке гидроусилителя, уровня топлива в топливном баке;
§ проверка работоспособности механизма выключения сцепления (см. рис. 7.2). Значения свободного хода педали сцепления должны соответствовать требованиям руководства по эксплуатации шасси, например, для ЗИЛ-431410 – 35…50 мм, для ЗИЛ-433360 и ЗИЛ-433100 – 30…42 мм, для автомобилей КамАЗ – 6…15 мм;
§ проверка работы двигателя на режимах пуска и на холостого хода, а также исправности контрольно-измерительных приборов на приборной панели в кабине водителя и на щитке водителя в насосном отсеке (где они есть);
§ проверка исправности гидроусилителя рулевого управления (включая радиатор охлаждения рабочей жидкости ГУР, если он установлен), оценка состояния рулевых тяг, шплинтовки их пальцев, ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес,
|
|
|
проверка величины люфта рулевого колеса. Суммарный угловой люфт (свободный ход) рулевого колеса при работе двигателя на режиме холостого хода не должен превышать 25° для автомобилей ЗИЛ и 15° для автомобилей КамАЗ;
§ проверка исправности приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, работоспособности стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла, системы отопления, вентиляции и обогрева стекол (в холодное время года);
§ проверка радиостанции в объёме ТО-1 (см. главу 6.3);
§ проверка исправности привода остановочных тормозов (величины свободного хода
|
|
§ проверка исправности стояночной тормозной системы;
§ проверка чёткости включения и надёжности фиксации рычага переключения передач КПП;
§ проверка срабатывания приводов включения раздаточной коробки и отключаемого переднего моста (где они есть);
§ проверка плавности включения КОМ дополнительной трансмиссии;
§ проверка приводов управления моторно-трансмиссионной установкой из насосного отсека;
§ проверка уровня и качества масла в корпусе (масляной ванне) пожарного насоса, наличия смазки в пресс-масленке, уровня масла в масляном бачке шиберного вакуумного насоса;
§ проверка крепления насоса к раме автомобиля;
§ проверка системы запуска двигателя из насосного отсека;
§ проверка исправности контрольно-измерительных приборов в насосном отсеке пожарного автомобиля (манометров, мановакууметра, тахометра, а также дублирующих контрольно-измерительных приборов (КИП) двигателя, если они есть);
§ проверка работоспособности вакуумной системы по величине создаваемого разряжения (при нормально работающей вакуумной системе разряжение 0,073-0,076 МПа должно быть достигнуто не более чем за 20 секунд)
§ проверка герметичности насоса по величине падения разряжения: герметичность насоса считается удовлетворительной, если падение разряжения не превышает величины 0,013 МПа за 2,5 мин (0,05 кг/см 2 за 1 мин)[31];
§ проверка (после остановки двигателя) работоспособности фильтра центробежной очистки масла: исправный ротор фильтра вращается 2-3 минуты после остановки полностью прогретого двигателя;
§ проверка работоспособности сигнальных ламп открытия дверей и плафонов освещения отсеков кузова;
§ проверка комплектности, состояния, укладки и крепления пожарного вооружения;
§ уборочно-моечные работы пожарного автомобиля: уборка кабины, отсеков кузова, ПТВ; очистка зеркал заднего вида, внешних световых приборов, специальных светосигнальных устройств, номерных знаков;
§ дополнительные смазочные и заправочные работы: доливка воды в бачок омывателя ветрового стекла, проверка уровней воды в цистерне и пенообразователя в пенобаке (цистерна и пенобак должны быть полностью заправлены, а контрольные лампочки уровня должны подтверждать полноту заправки).
Пожарно-техническое вооружение (ПТВ) и аварийно-спасательное оборудование (АСО) пожарных автомобилей обслуживает личный состав пожарного расчета. Ответственность за содержание ПТВ и АСО пожарных автомобилей в исправности и чистоте возлагается на начальников пожарных расчётов, за которыми закреплены автомобили. При проведении в ходе ЕТО проверки надежности закрепления ПТВ и АСО на автомобиле начальник пожарного расчёта должен иметь в виду, что согласно п. 23.2 Правил дорожного движения ответственность за крепление и состояние груза несёт водитель. Поэтому начальник пожарного расчёта не должен допускать не предусмотренных соответсвующей нормативно-технической документацией изменений схем и конструкций крепления ПТВ и АСО на автомобиле. Водитель, в свою очередь, обязан контролировать правильность раскладки ПТВ и работоспособность крепёжных, стопорных и фиксирующих устройств.
При обнаружении неисправности агрегата или системы пожарного автомобиля, устранение которой не требует больших трудозатрат, её устраняют, как правило, силами сдающего и принимающего водительского состава. В случае выявления неисправности, требующей проведения сложных восстановительных работ с использованием специализированного оборудования, пожарный автомобиль выводится из расчета и заменяется резервным. Решение о замене пожарного автомобиля на резервный принимается руководителем подразделения.
Работы по устранению неисправностей, выполненные в ходе ЕТО, указываются водителем в Журнале учета технического обслуживания.
Типовая технология ежедневного технического обслуживания предполагает, что помимо качественных оценок состояния агрегатов («работает – не работает») производится и количественная оценка ряда показателей пожарного автомобиля (см. таблицу 7.1). Для измерения параметров используются, в основном, штатные контрольно-измерительные приборы, но для проверки линейных, угловых и временных величин водителям необходимы дополнительные инструменты: линейка (или штангенциркуль), угломер типа К-402, К-187 или аналогичный и секундомер.
Перечень технических показателей пожарной автоцистерны,
подлежащих при проведении ЕТО количественной (числовой) оценке.
№ п/п | Перечень количественных показателей |
Давление масла в системе смазки двигателя на холостых оборотах | |
Давление масла в системе смазки двигателя на средних оборотах | |
Напряжение в бортовой сети на режиме запуска двигателя | |
Зарядный ток или напряжение в бортовой сети после запуска двигателя | |
Давление в пневмосистеме в момент отключения энергоаккумуляторов | |
Установившееся (номинальное) давление в пневмосистеме | |
Давление в контурах тормозной системы при нажатой педали тормоза | |
Выходы штоков передних и задних тормозных камер | |
Свободный ход педали тормоза | |
Расстояние от полностью нажатой педали тормоза до пола кабины | |
Свободный ход педали сцепления | |
Полный ход педали сцепления | |
Суммарный люфт рулевого колеса | |
Прогибы приводных ремней | |
Время вакуумирования | |
Максимальное разряжение в полости насоса | |
Падение разряжения в насосе в течение 2,5 минут |
В итоге ежедневного технического обслуживания водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство. Ответственность за своевременное и качественное проведение ежедневного технического обслуживания пожарных автомобилей несет начальник дежурной смены.
Один раз в 10 дней одновременно с ЕТО пожарного автомобиля осуществляется проверка уровня и плотности электролита, а также давления в шинах и затяжки гаек крепления колес, о чем делается соответствующая запись в журнале учета технического обслуживания.
Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше предохранительного щитка над сепараторами, и он доводится до нормы доливкой дистиллированной воды. Доливку электролита можно производить только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет его утечки или выплёскивания. При этом плотность доливаемого электролита должна быть, такой же, как и у электролита в аккумуляторной батарее. Плотность электролита заряженной аккумуляторной батареи должна соответствовать климатическому району эксплуатациии и календарному периоду.
Нормативное давление в шинах должно указываться несмываемой краской на крыльях или бортах пожарного автомобиля. При проверке давления шины должны быть холодными, а давление должно соответствовать требованиям завода-изготовителя шасси. Так, например, для пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ- 433360 и ЗИЛ-431410, шины колес камерные с радиальным кордом имеют размер 260-508Р: давление воздуха для передних колес – 0,4 МПа (4 кгс/см 2 ), для задних 0,63 МПа (6,3 кгс/см 2 ); для пожарных автомобилей на шасси КамАЗ-53213 шины 260-508Р: давление воздуха для передних колес 0,73 МПа, для задней тележки 0,53 МПа.
Техническое обслуживание на пожаре (учении) служит для обеспечения безотказной работы пожарного автомобиля при выполнении основных действий на пожаре и при проведении аварийно-спасательных работ. Оно выполняется водителем пожарного автомобиля. В соответствии с приложением №10 к Наставлению по технической службе ГПС МВД России примерный перечень операций ТО на пожаре (учении) для основных пожарных автомобилей общего применения включает:
§ проверку надежности установки в безопасное от воздействия огня место;
§ проверку положения всасывающих рукавов и всасывающей сетки при подаче воды из водоема: всасывающие рукава не должны иметь резких перегибов, а всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду с заглублением не менее 200 мм;
§ смазку уплотнений насоса, если он имеет сальниковое уплотнение вала: при работе насоса через каждый час смазывать сальники поворотом на 2-3 оборота крышки колпачковой масленки;
§ периодическую проверку утечек воды через соединения и сальники насоса, вентили, из основной и дополнительной систем охлаждения двигателя, а также утечек масла из двигателя, коробки передач и коробки отбора мощности;
§ постоянный контроль за температурой воды в системе охлаждения двигателя: температура охлаждающей жидкости должна быть 80 – 95 °С; в летний период при необходимости можно открывать капот двигателя, жалюзи радиатора, а также снижать температуру охлаждающей жидкости, регулируя подачу воды от пожарного насоса к теплообменному аппарату вентилями дополнительной системы охлаждения двигателя пожарного автомобиля;
§ постоянный контроль величины давления масла в системе смазки двигателя, которое в прогретом двигателе должно быть в пределах 0,2…0,4 МПа (2…4 кгс/см 2 ). На многих типах пожарных автомобилей приборная панель щитка приборов оборудована сигнализаторами с красными светофильтрами, один из которых загорается при понижении давления в системе смазки до 0,03…0,06 МПа (0,3…0,6 кгс/см 2 ), а другой при повышении температуры охлаждающей жидкости двигателя свыше 100°С;
§ постоянный контроль за показаниями контрольно-измерительных приборов (манометр, мановакууметр, тахометр) при работе пожарного насоса: для пожарного насоса ПН-40УВ (НПЦ-40/100) значения напора не должны превышать 100 метров (0,1 МПа или 10 кгс/см 2 ), а обороты вращения его вала – 2700 мин –1 ;
§ промывку пеносмесителя и всех внутренних полостей пожарного насоса чистой водой по окончании подачи воздушно-механической пены от насоса пожарного автомобиля;
§ заполнение (дозаправка) цистерны водой по окончанию работ на пожаре (учении);
§ полный слив воды из внутренней полости пожарного насоса и его водопенных коммуникаций, причём летом сливной краник и напорные патрубки насоса можно после слива закрыть, а с наступлением холодов их следует держать открытыми, закрывая только при работе насоса и проверке его на герметичность;
§ проверку на ходу автомобиля (при подъезде к пожарной части) работы сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, ручного и ножного тормозов: не допускается самовыключение передач, а также стук и скрежет в коробке передач и раздаточной коробке; передний ведущий мост должен легко включаться и выключаться без выключения сцепления при малых оборотах двигателя; ножной тормоз должен одновременно действовать на все колеса, полное торможение происходит при одноразовом нажатии на педаль тормоза; ручной тормоз должен обеспечивать надежное торможение пожарного автомобиля на уклонах (для одиночных автомобилей на шасси ЗИЛ не менее 16 %).
Дефекты, выявленные в процессе работы автомобиля, устранение которых возможно силами водителя и без перерыва подачи воды или пены, устраняются на месте, остальные дефекты устраняются по приезде в пожарную часть, перед постановкой пожарного автомобиля в расчет.
Кроме того, водитель и начальник пожарного расчета при работе на пожаре обязаны:
— следить за правильной прокладкой пожарных напорных рукавов, исключающей попадание их в кислоты, масла и другие вещества, вызывающие порчу, отсутствие заломов; при прокладке по проезжей части защитить рукавными мостиками в целях исключения наезда автотранспорта; в зимнее время рукавные головки утеплить снегом, а замерзшие рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами;
— при использовании всасывающей сетки или гидроэлеватора исключить засорение (заиливание) решетки, повреждение веревки обратного клапана;
— при работе с пожарной колонкой следить за состоянием сальников, при необходимости подтянуть уплотнение;
— при работе с разветвлением в зимнее время утеплить его снегом, при возможности установить в помещении;
— при использовании рукавных задержек следить за тем, чтобы острые предметы, части конструкций не повредили петли, охватывающие рукав;
— при подъеме и спуске по трехколенной выдвижной лестнице следить за полной фиксацией кулачков валика-останова о ступень колена лестницы;
— при работе со спасательной веревкой не допускать воздействия на нее едких веществ, открытого пламени, соприкосновения с острыми углами строительных конструкций.
Техническое обслуживание по возвращению с пожара (учения) в часть предназначено для восстановления работоспособности пожарного автомобиля после проведенных работ, подготовки его для выполнения последующих оперативных заданий. С точки зрения авторов, это техническое обслуживание является важнейшим, т.к. позволяет объективно оценить «поведение» автомбиля в процессе его реального применения, а также состояние узлов и агрегатов, прогретых до рабочих температур.
Техническое обслуживание проводят водитель и личный состав расчета пожарного автомобиля под руководством начальника пожарного расчета. Ответственность за своевременное и качественное проведение технического обслуживания по возвращению с пожара (учения) несет начальник дежурной смены. В соответствии с приложением №10 к Наставлению по технической службе ГПС МВД России примерный перечень операций ТО по возвращению с пожара (учения) для основных пожарных автомобилей общего применения включает:
§ проверку на ощупь нагрев ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов и промежуточной опоры карданного вала – нагрев считается нормальным, если не вызывает ощущения ожога ладони, а тормозные барабаны при правильно отрегулированных тормозных механизмах не должны нагреваться;
§ проверку, нет ли подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя, охлаждающей и амортизационной жидкостей;
§ проверку надежности затяжки гаек крепления колес, а также состояние шин по их осадке; удаление посторонних предметов, застрявших в протекторе и между спаренными колесами;
§ проверку состояния рессор и крепления амортизаторов;
§ проверку люфта рулевого управления, состояния крепления и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояния шкворней и стопорных шайб-гаек.
§ проверку состояния и герметичности трубопроводов и приборов тормозной системы, слив конденсата из воздушных баллонов пневматической системы тормозов (для гидравлической системы тормозов – проверку уровня тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра);
§ протирку двигателя, насоса и приборов, расположенных на них, стекол кабины, фар, подфарников, стоп-сигнала, регистрационных и других знаков;
§ проверку уровня масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе; при необходимости дозаправку этих емкостей.
§ заправку (при необходимости) автомобиля топливом и огнетушащими веществами;
§ заправку смазкой масленки насоса и при необходимости доливку масла в корпус насоса;
§ проверку состояния, исправности и чистоты всего пожарного и аварийно-спасательного оборудования, бывшего в употреблении;
§ проведение уборо-моечных работ пожарного автомобиля с последующей протиркой насухо поликов отсеков, пола кабины и салона под резиновыми ковриками, шторных дверей и их направляющих;
§ укомплектование автомобиля сухими напорными рукавами взамен использованных на пожаре (аварии) или учении;
§ устранение всех дефектов автомобиля, ПТВ и АСО, выявленных во время работы на пожаре (аварии) или учении, а также в пути следования и в ходе проведения технического обслуживания автомобиля.
Техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру (после обкатки базового шасси пожарного автомобиля) проводят для новых пожарных автомобилей с целью обеспечения исправной работы агрегатов и систем автомобиля в начальный период эксплуатации, а также для завершения процесса приработки деталей. Техническое обслуживание новых (гарантийных) автомобилей целесообразно проводить на СТО, имеющей договор с предприятием-изготовителем шасси. Допускается проведение ТО-1000 закрепленными за автомобилем водителями в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя на посту ТО пожарной части в объеме требований Инструкции по эксплуатации базового шасси пожарного автомобиля[32]. Ответственность за своевременность и качество проведения данного вида обслуживания несет непосредственно начальник пожарной части.
При техническом обслуживании производят замену масел и смазок, проверяют крепление (подтяжку) агрегатов, узлов и механизмов базового шасси пожарного автомобиля, правильность установки зажигания и другие работы.
Техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру для пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-433100 включает следующие операции.
1. Проверить крепление (при необходимости подтянуть):
§ передних и задних опор двигателя;
§ головок цилиндров двигателя;
§ деталей привода управления подачей топлива и привода останова двигателя;
§ топливного бака к кронштейнам и кронштейнов к раме;
§ глушителя, выпускных газопроводов и труб глушителя;
§ пневмогидравлического усилителя сцепления;
§ коробки передач к картеру сцепления;
§ картера демультипликатора к картеру коробки передач;
§ картера главной передачи;
§ корпуса тягово-сцепного или седельно-сцепного устройства к раме;
§ оси собачки тягово-сцепного устройства;
§ стремянок передних и задних рессор, стремянок и болтов отьёмных ушков, а также стяжных болтов;
§ рулевого механизма к раме, насоса к кронштейну и кронштейна к блоку двигателя, рулевой сошки, рулевой колонки, болта клеммного соединения продольной тяги, контргайки регулировочного винта вала сошки, клиньев карданного вала рулевого управления;
§ компрессора и его кронштейна;
§ тормозного крана и других пневматических аппаратов;
§ осей колодок, тормозных камер и кронштейнов разжимных кулаков, воздушных баллонов, шплинтовку пальцев штоков тормозных камер;
2. Проверить и при необходимости отрегулировать:
§ после проверки крепления головок блока цилиндров зазоры между стержнями клапанов и коромыслами (для впускного и выпускного клапанов на холодном двигателе зазоры равны 0,40. 0,45 мм);
§ натяжение приводных ремней;
§ ход штоков тормозных камер (для передних тормозных камер 20…30 мм, задних 25…35 мм).
§ пальцы передних и задних рессор;
§ шкворни поворотных кулаков;
§ валы разжимных кулаков и червячные пары регулировочных рычагов тормозных механизмов (только у рычагов без автоматической регулировки).
§ действие ручного останова двигателя;
§ герметичность привода сцепления, коробки передач, заднего моста.
К операциям ТО-1000 относится и техническое обслуживание насосного агрегата после его обкатки на пожарном автомобиле. Обкатка насосного агрегата осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации пожарного автомобиля и, как правило, для агрегата с пожарным насосом ПН-40 осуществляется в течение 20 часов при оборотах вала насоса в интервале от 1300 мин –1 до 2400 мин –1 (см. главу 2.2). После обкатки проводится техническое обслуживание насосного агрегата в объеме работ первого технического обслуживания (см. раздел 3).
Первое техническое обслуживание (ТО-1) предназначено для снижения интенсивности изнашивания деталей пожарного автомобиля, выявления и предупреждения неисправностей путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.
ТО-1 производится с периодичностью: для основных пожарных автомобилей – через 1500 км общего пробега (но не реже 1-го раза в месяц); для специальных пожарных автомобилей – через 1000 км общего пробега (но не реже 1-го раза в месяц).
Общий пробег пожарного автомобиля складывается из пробега по спидометру шасси и приведенного пробега. Приведенный пробег учитывает стационарную работу двигателя на привод специальных агрегатов из расчета: 1 час работы двигателя соответствует 50 км пробега автомобиля.
Годовой план-график ТО-1 разрабатывается технической службой ТПО; при его составлении обеспечивается равномерность вывода пожарных автомобилей из расчета в районах выезда.
Первое техническое обслуживание организует начальник пожарной части или его заместитель. Проводят его на посту ТО пожарной части закрепленные за автомобилем водители под руководством старшего водителя, а также личный состав расчета пожарного автомобиля в объеме основного перечня работ. Для проведения ТО-1 пожарный автомобиль выводится из расчета на срок до двух дней и заменяется резервным.
Перед ТО-1 начальник пожарной части или его заместитель совместно со старшим водителем, дежурным начальником пожарного расчета и водителем проводят контрольный осмотр технического состояния пожарного автомобиля, ПТВ и АСО. По результатам контрольного осмотра и с учетом замечаний водителей старший водитель составляет план проведения ТО с распределением всего объема работ между привлекаемыми на ТО водителями и личным составом пожарного расчета. Кроме того, старший водитель обязан подготовить необходимые для проведения технического обслуживания эксплутационные материалы, инструмент, приспособления и запасные части.
Первое техническое обслуживание включает работы ежедневного технического обслуживания и, кроме того:
§ проверку крепления всех агрегатов пожарного автомобиля, резьбовых соединений (крепление гаек, болтов и их шплинтовку),
§ состояние регулируемых деталей и механизмов с восстановлением между ними первоначальных рабочих зазоров;
§ смазку узлов и агрегатов пожарного автомобиля в соответствии с картой смазки[33];
§ снятие воздушных и топливных фильтров и их промывку;
§ действие приборов освещения и сигнализации;
§ исправность пожарного насоса, водопенных и других коммуникаций, приборов и их арматуры;
§ проверку состояния и испытание вывозимого пожарного оборудования и пожарных устройств.
Примечание: Все проверки затяжки резьбовых соединений, для которых величина моментов не оговорена особо в нормативно-технической документации, выполняются в соответствии с рекомендациями таблицы 7.2.
Моменты затяжки резьбовых соединений.
Техническое обслуживание может сопровождаться операциями по текущему ремонту пожарных автомобилей, например проведением сварочных работ, заменой нажимного и ведомого дисков сцепления и т.п.
Распределение работ среди водителей и пожарного расчёта при выполнении ТО-1 проводится в соответствие с рабочими картами.