Толчок при включении первой передачи на мотоцикле
Мотоцикл дергается: как найти и устранить причину?
ПО ТЕМЕ
Почему мотоцикл дергается? Наверное, этим вопросом хоть раз задавался каждый мотовладелец во время поездок. Это довольно неприятно – ощущать вместо динамичной езды рывки и скачки, как будто железный конь пытается вас сбросить со своей спины. К сожалению, мотоциклы Украины также подвержены этой «болезни».
На самом деле, такое «поведение» транспортного средства сигнализирует о неисправностях внутри. Поэтому игнорировать рывки и подпрыгивания – не стоит, иначе последующий ремонт может оказаться в разы сложнее и дороже.
Мотоцикл дергается на ходу: причины
Искать неисправность и пути ее устранения необходимо в каждом конкретном случае – давайте их рассмотрим.
1. Если мотоцикл дергается на средних оборотах.
Первым делом необходимо проверить поступление бензина и устранить все засоры. Которые могут препятствовать его поступлению в камеру сгорания. Для этого можно промыть форсунки, заменить воздухофильтр, разобрать и перепроверить бензонасос, прочистить или заменить фильтр тонкой очистки.
Не лишним будет проверить и систему зажигания. Удостоверьтесь, что все контакты в порядке, ничего не отваливается и не замыкает на ходу или от тряски во время поездок (например, конденсатор нормально закреплен или нету пробоя в изоляции катушки).
2. Если мотоцикл дергается на малых оборотах или при нажатии на тормоз.
Обратите внимание, если при обычном режиме езды двигатель работает нормально, а при нажатии на ручку тормоза цилиндры начинают работать поочередно, стоит начать поиск проблемы с аккумулятора. Возможно, он сильно разряжен, и при активации еще одного энергопотребителя в цепи, то есть лампочки стоп-сигнала, заряда просто не хватает на подачу стабильной искры. А генератор при низких оборотах просто не способен обеспечить достаточный подзаряд батареи. Что с этим делать? Проверить электроцепь, все реле и генератор, протестировать аккумулятор (заменить изношенный).
Это довольно распространенная неисправность, характерна для некоторых отечественных мотоциклов и возникает она не только из-за конкретной проблемы в электроцепи, но и в силу конструктивных особенностей агрегатов.
3. Если мотоцикл дергается на высоких оборотах.
Бывает наоборот, карбюратор не сухой, а буквально залит бензином. Скорее всего, вышел из строя игольчатый клапан поплавковой камеры или сам поплавок. Ездить с такой неисправностью чревато серьезными поломками двигателя, поэтому устранить непорядок лучше сразу же.
4. Если мотоцикл дергается на ходу, внезапно.
Если движок всегда работал ровно, а тут вдруг начал сбоить, и эти сбои не связаны с переключением передач, первым делом удостоверьтесь в исправности воздухоочистителя. Бывает, что в него попадает довольно крупный мусор или тряпка из-под сидения, и это препятствует нормальной работе воздушного фильтра.
5. Если мотоцикл начал дергаться после мойки.
Особое внимание стоит уделить главному жиклеру внутри карбюратора. Бывает, в магистраль попадает вода и действует как пробка, то закрывая, то открывая путь для топливной смеси.
Бывает и так, что вся топливная система, электроцепь и зажигание в полном порядке, а двигатель все равно работает с перебоями и стуком. Опытные мотоциклисты отмечают, что иногда причиной перебоев становятся задиры на цилиндрах, обнаружить которые можно только при помощи эндоскопа. Поэтому, будьте внимательны к своему средству передвижения!
Толчок при включении первой передачи на мотоцикле
Сообщение Fataliti » 22 апр 2014, 14:24
Re: Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Andrey Ezhi » 22 апр 2014, 14:43
Re: Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Fataliti » 22 апр 2014, 14:44
Re: Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Andrey Ezhi » 22 апр 2014, 14:47
Re: Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Demon » 22 апр 2014, 14:48
Опыт и алкоголизм всегда победят молодость и энтузиазм.
Yamaha Raider S XV1900CSXR
Re: Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Fataliti » 22 апр 2014, 14:59
Re: Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Demon » 22 апр 2014, 17:08
Опыт и алкоголизм всегда победят молодость и энтузиазм.
Yamaha Raider S XV1900CSXR
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Vertalot » 13 июн 2016, 08:02
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение CHISToff » 16 июн 2016, 11:04
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение pride » 16 июн 2016, 11:06
По совету товарищей, новая подпись: ЧИТАЙ ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ НА ФОРУМЕ. 1
Как Светлый Хеймдалль стережет мост Асов, так пусть Молот могучего Тора охраняет это место от всего дурного.
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Rupreht_34 » 16 июн 2016, 11:18
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение pride » 16 июн 2016, 11:19
По совету товарищей, новая подпись: ЧИТАЙ ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ НА ФОРУМЕ. 1
Как Светлый Хеймдалль стережет мост Асов, так пусть Молот могучего Тора охраняет это место от всего дурного.
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Ковбой Marlboro » 16 июн 2016, 11:23
Вы слышите на Харлее коробку? У вас неправильные прямотоки.
Отправлено спустя 4 минуты 24 секунды:
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Tryam » 16 июн 2016, 11:43
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Rupreht_34 » 16 июн 2016, 11:43
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Tryam » 16 июн 2016, 11:44
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Rupreht_34 » 16 июн 2016, 11:45
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Tryam » 16 июн 2016, 11:45
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение pride » 16 июн 2016, 12:11
По совету товарищей, новая подпись: ЧИТАЙ ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ НА ФОРУМЕ. 1
Как Светлый Хеймдалль стережет мост Асов, так пусть Молот могучего Тора охраняет это место от всего дурного.
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Rupreht_34 » 16 июн 2016, 12:15
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Кирилл » 16 июн 2016, 13:00
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение pride » 16 июн 2016, 13:07
По совету товарищей, новая подпись: ЧИТАЙ ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ НА ФОРУМЕ. 1
Как Светлый Хеймдалль стережет мост Асов, так пусть Молот могучего Тора охраняет это место от всего дурного.
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Ковбой Marlboro » 16 июн 2016, 13:14
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение Rupreht_34 » 16 июн 2016, 13:18
Рывок при включении 1й скорости.
Сообщение pride » 16 июн 2016, 13:20
По совету товарищей, новая подпись: ЧИТАЙ ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ НА ФОРУМЕ. 1
Как Светлый Хеймдалль стережет мост Асов, так пусть Молот могучего Тора охраняет это место от всего дурного.
Толчок при включении первой передачи на мотоцикле
Стук при переключениях
Ilya: Добрый день, Поиск юзал, так что туда прошу не отправлять 🙂 Как и что: При включении первой передачи получаю пинок под зад, не очень сильный. Далее разгоняюсь и быстро переключаю на вторую. и тут при переключении сильный стук. Разгоняюсь далее и при переключении на 3-ю тоже самое, ощутимый стук. если же плавно переключать передачи не торопясь то стука вообще нет. Стоит ли заморачиваться или забить на это?
Ilya: Рокота у меня нет, все переключения четкие. Вот только эти стуки немного вкрадывают сомнения. Ну да ладно, видимо действительно все норм. причем у многих мотиков я такое замечал.
pajgen: Ilya попробуй при меньших оборотах переключаццо. и еще как вариант попробуй без сцепления вверх переключаццо. если без сцепления все четко и тихо, знач ты както не оч правильно работаешь газом и сцеплением при переключении. легкий пинок при включении первой передачи всегда. у меня еще треск, если с 1 на 2 на высоких оборотах и недостаточно быстро переключиццо. после второй все переключения тихие.
Ilya: pajgen Да я как бы сильно и не кручу его. Все переключения делаю от 3,5 до 4,5 тыс. А ниче не будет если без сцепления? Шестерни какие-нибудь не нае*нутся?
pajgen: ну всеравно попробуй поменьше. таки может ты услышишь волшебный какойньть звук и мы все сразу поймем =) сразу прям ниче не будет. я так неделю гдето ездил, радовался. потом народ посоветовал, что таки лучше со сцеплением. правда я уже не помню, чем это мотивировали, кроме того, что раз сцепление есть, его надо юзать =) но без сцепления реально тише и плавнее у меня втыкались передачи. просто попробуй один раз, штоп таки послушать звук.
pajgen: ну я вощем то такой способ и имел в виду =) если просто сбрасывать газ, то жосско както переключение идет, кайфа меньше.
Ilya: ФУРер, pajgen Спасиб, попробую как погода наладится 🙂
Байкер: Ilya пишет: Стоит ли заморачиваться или забить на это? не парься! это характерный звук хондовской коробки-нормальное явление! приноровишься переключаться,будет незаметно.
Pro_s: да, я тоже заметил, что бывает иногда переключается со стуком, а иногда идеально, только обороты на тахометре падают и все. просто надо приноровиться и переключать правильно
Ilya: Пасиба, проверил седня в гараже все ок 🙂 При выжиме сцепления на 5-7мм стука при переключениях вообще нет )
ФУРер: Ilya пишет: При выжиме сцепления на 5-7мм стука при переключениях вообще нет
Байкер: а интересно-у всех при переключении с нейтрали на первую стучит. я как только не пробывал-бесшумно неполучается.
pajgen: Байкер на СВ750, СВ400, VTR1000, Virago 400 и MZ175 стучит. так что наверное можно сделать вывод что стучит на большинстве мотоциклов =)
Байкер: pajgen пишет: Байкер на СВ750, СВ400, VTR1000, Virago 400 и MZ175 стучит нууу! тады я забил-ибо оно так и должно быть!
ФУРер: Пополню список: СВ1300, Х4.
Яныч: Поумничать немного))) Коробка стучит когда не совпадают скорости вращения первичного (Двигатель )и вторичногова (Заднее колесо) вала, вы вводите их в зацепление, вот и получается стук. Когда стоите на месте, первичный вал вращается от двигателя, даже когда выжимаете сцепление, за счет вязкости масла. Вторичный вал неподвижен, т.к мотик стоит на месте. Сл-но щелчок будет поюбому. На ходу же, есть возможность подогнать скорость вращения первичного вала ко втроичному за счет перегазвки, тогда и щелчка не будет. На авто все эти проблемы снимаются так кат там есть специальная феня-синхронизаторы всех скоростей, такие муфти, которые сами согласовывают скорости вращения валов. А на мото их нет. Вот такие дела.
Байкер: Яныч вот теперь все понятно! спасибо за подробное объяснение.
Big One: Яныч, не совсем верно. Синхронизаторы в коробках авто (не всех) есть, это точно. А вот в коробках старых авто синхронизаторов не было, и они требовали перегазовки для уравнивания скоростей шестерен, иначе оди делали характерное «р-р-р. «, но никак не стучали. Задняяя передача на большинстве механических коробок тоже без синхронизатора и при включении иногда этот «р-р-р. » вылазит-все слышали. У мотоциклов совсем другая коробка-двухвальная, одноходовая, по научному «секвентальная». Отличается быстротой переключения, но и. шумностью. В ней шестерни входят в зацепление между собой еще и с помощью кулачков на боковых поверхностях шестерен-вот эти кулачки и стучат.
most: У моего тестя на Иксе та же херня. Он сначала парился по этому поводу, пока я ему не распечатал несколько статей про характерные стуки в коробке передач (практически во всех хондовский моделях).
Uralbiker: На американских грузовиках типа фрейдлайнер, интернешнл. Коробки без синхронизаторов. И работают идеальна. Без выжима сцепления. Там привод сцепления механический без всяких пгу.
Байкер: кстати-после смены масла с ликвимоли на мотюль-стук стал заметнее! видимо масло пожиже.
Big One: Байкер пишет: после смены масла с ликвимоли на мотюль-стук стал заметнее! MOTUL все равно самое лучшее из мотомасел.
maxfayter: ну ненаю в этом сезоне castrol залил полностью синтетику 10-50 вроде нормально работает
oskar: да. пост интересный, меня тоже этот стук доканал! сичас немного почитав я наверное перестану обращать на него внимание! )))но есть одно но!! фсе заметили что когда в городе на светофоре стоишь и потом включаешь первую то в радиусе все водилы делают квадратные глаза(((((
ФУРер: Согласен. Водилы удивляются..Что мол иномарка и так клацает! часто просто не включаю нейтраль. Стою держу сцепление!
Байкер: oskar пишет: когда в городе на светофоре стоишь и потом включаешь первую то в радиусе все водилы делают квадратные глаза((((( ужасно неудобно в этот момент.
Байкер: ФУРер пишет: часто просто не включаю нейтраль. Стою держу сцепление! я тож,да так и удобнее вроде.
s0s: maxfayter пишет: ну ненаю в этом сезоне castrol залил полностью синтетику 10-50 вроде нормально работает Я тоже на этом масле и все Байкер пишет: часто просто не включаю нейтраль. Стою держу сцепление! Ну не знаю я на нейтрали
Pro_s: а мне наоборот нравится, когда на светофоре щелкает передача и все смотрят. 🙂 типа это же не машина, все по взрослому, по спортивному 🙂
Zim: А «крутые все из себя» тачилы воспринимают как вызов, и дёргают со светофора
Байкер: Pro_s пишет: все по взрослому, по спортивному тока не все взрослые это правильно понимают.
Ilya: Pro_s пишет: а мне наоборот нравится, когда на светофоре щелкает передача и все смотрят. 🙂 типа это же не машина, все по взрослому, по спортивному 🙂 +1 🙂
Feo: посмотри регулировку сцепления, мо жет не до конца разжимается
pajgen: golfist ну ващет диски труццо даже на выжатом, так что кончаццо быстрее
golfist: значит будем щелкать и смотреть на лица автолюбителей. (просто у некоторых такие прикольные) а сритрэсеры начинаут даж нервничать
Alex61: Некоторые сритрэсеры воще на светофорах скорость не выключают. Стоят и рычат, ноздри пузырём раздувают. Я иногда рядом с такими сритерами прикалываюсь. Не дожидаясь зелёного, громко включаю передачу! И тут сритер вылетает на середину перекрёстка и понимает что он не срит вовсе, а ЛОХ. НО! ЕСЛИ КТО-ТО ЗАХОЧЕТ ТАК ПОШУТИТЬ. ПОСМОТРИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ПО СТОРОНАМ, ЧТОБ СЛЕВА И СПРАВА НИ КОГО НЕ БЫЛО.
Dan: ФУРер пишет: Пополню список: СВ1300, Х4 я училса на ямахе ебр 125, так там просто-таки скрежетает ужастно!
Как переключаются скорости на мотоцикле
Когда нужно переключать
Присутствуют особенности, как, и когда выполнить переключение передач на разной КПП («механика» или «автомат»). В любом случае предварительно стоит изучить основные азы, как например расположение ручки сцепления, правила набора и сброса скорости, рычага переключения передач. Именно они используются в последующем для выполнения указанных действий.
Повышение скорости
Тронувшись на первой передаче, для чего газ убирается и педаль нажимается вниз, водитель переходит на более высокую скорость. Далее действуем, как описывалось выше — выключаем газ, выжимаем сцепление (если это механическая система) и переключаемся на вторую скорость.
Менять их следует постепенно, не перескакивая через показатели. Иначе система трансмиссии очень скоро выйдет из строя.
Профессионалы советуют переходить на повышенную передачу на высоких оборотах двигателя. И включение-выключение сцепления нужно делать быстро. Иначе двигатель будет «спотыкаться», что опять же не пойдет ему на пользу. К тому же мотоцикл дернется, а это очень опасно на высокой скорости.
Также профессионалы рекомендуют помнить, что сцепление будет плавным, если количество оборотов двигателя увеличить на 500-1000 единиц по сравнению с тем, на котором начинается переключение. И еще они советуют не прекращать ускорение при переходе на более высокую передачу.
Выжимается рычаг сцепления и в один момент нажимается рычаг переключения передач левой ногой. После включения первой передачи, планомерно добавляется газ путем прокручивания ручки, а сцепление медленно отпускается.
При помощи носка левой ноги рычаг приподнимается вверх до характерного щелчка на 2-ю и последующие скорости. Некоторые «асы» производят переключение более простым способом: слегка приподнимают носком рычаг и сбрасывают газ. Но для этого нужен определенный опыт для плавности. В противном случае срок службы сцепления из-за повышенного износа значительно сократится.
Может возникнуть необходимость включения пониженной передачи. После сброса газа примерно на 2 000 – 3 000 оборотов путем торможения, следует выжать сцепление и выполнить переключение скорости вниз. Так можно продолжать до тех пор, пока не будет включена нейтраль. Плавные действия будут только в том случае, когда действующие обороты будут меньше примерно на 500 – 1 000 оборотов пониженной передачи.
Иначе будет ощущаться рывок.
ВАЖНО: На передачах с 4 по 6 можно передвигаться довольно быстро и на максимальных скоростях. Но тронуться с них с места будет невозможно. Причина заключается в отсутствии необходимой силы передаваемой на колеса.
Как переключать передачи на мотоцикле
Большинство мотоциклов оборудованы последовательной коробкой передач. Поэтому основные принципы всех действий схожи.
Переключение передач на мотоцикле различается «вверх» и «вниз». Первое из них означает, что вам нужно включить более высокую передачу. Для этого вы включаете первую передачу, и таким образом повышаете скорость мотоцикла, а после этого постепенно переключаетесь на следующую передачу
в такой последовательности:
Любое переключение передачи на более высокую происходит в этой последовательности.
Для включения низкой передачи используется переключение «вниз». Это делается при необходимости повышения мощности заднего колеса, например, поднимаясь в гору. Какова последовательность действий в этом случае?
Если вы хотите замедлить ход мотоцикла или остановить его, газ необходимо сбрасывать до того, как начнете выжимать сцепление. Тормозите до переключения с первой на вторую передачи.
Последовательность действий при троганье с места:
Если брать во внимание коробку «автомат», здесь включения сцепления не требуется, так как оно взаимосвязано с КПП. По этой причине переключение может выполняться на любых оборотах при движении. При сброшенном газе нажимается рычаг переключения передач вниз. Должен состояться только один щелчок для первой передачи. Аналогичным образом включаются повышенные скорости, но только рычаг поднимается вверх при отпущенной рукоятке газа (на один щелчок). Для сброса передач рычаг опускается вниз нажатием. При этом лучше выполнить именно так: поддается газ и сразу же убирается рука с ручки, а после падения оборотов производиться переключение скорости и вновь добавляется газ в нужном количестве.
Последовательность действий
У большинства мотоциклов водитель регулирует сцепление вручную при помощи рычага, который находится возле левой рукоятки руля. Такая трансмиссия установлена на мотоциклах «Урал» и «Минск». Чтобы переключить передачи в этих моделях необходимо выполнить последовательность:
Другими словами, при повышении передачи повторяются действия, описанные в пункте два.
У мотоциклов с полуавтоматической трансмиссией сцепление при переключении скоростей выключается автоматически
Для понижения передачи:
С полуавтоматической трансмиссией дело обстоит гораздо проще. У таких мотоциклов как «Днепр», «Иж-Юпитер 5», «Иж-Юнкер», «Ява» сцепление при переключении передач выключается автоматически. У этих моделей сцепление синхронизировано с КПП. Тут главное правило при повышении передач — убираем газ, а тогда меняем скорость.
Вначале движения с нейтральной скорости нужно включить первую передачу. Для этого необходимо убрать газ и нажать вниз рычаг переключения передач. При понижении передачи надо поддать газу, убрать руку с газа и на падающих оборотах сменить передачу, затем снова добавить газу.
За счет чего происходит переключение скорости
Когда происходит движения рычага выбора скорости байка, специальный привод позволяет привести в движение вилки. Они предназначены для перемещения муфт продольного включения. Одновременно две передачи включенными быть не могут, так как для этого используется замок (механизм для блокировки). Если рассматривать на примере трехходовой коробки, во время движения одного ползуна, остальные просто фиксируются замком.
В тот момент, когда муфта, отвечающая за включение, направляется к шестерне конкретной передачи, происходит встреча их зубчатых венцов. Они между собой соединяются, и происходит их единовременное вращение. Таким образом КПП передает вращательные движения от мотора посредством карданного вала главной передаче.
Устройство коробки передач мотоцикла
Коробка передач — это механизм, состоящий из набора шестерен, которые могут вводится в зацепление в различных сочетаниях.
Она предназначена для изменения тяговых усилий на заднем колесе мотоцикла при постоянных оборотах коленчатого вала двигателя.
На мотоциклах устанавливаются коробки передач с двумя (рис. 54, а) и тремя валами (рис. 54, б) с шестернями постоянного и периодического зацепления. С двумя валами коробки передач применяются на мотоциклах с карданной передачей (К-750, М-61, М-62 и др.), с тремя валами на мотоциклах с цепной задней передачей. При шестернях постоянного зацепления передачи включаются с помощью кулачковых, зубчатых и других муфт.
Рис. 54. Простейшие коробки передач с шестернями постоянного зацепления: а — с двумя валами; б — с тремя валами; 1 — первичный вал; 2 — муфта включения; 3 — вторичный вал; 4 — промежуточный вал
Первичный вал в коробках передач непосредственно соединяется через сцепление с коленчатым валом. Вал, соединенный через заднюю передачу с колесом, называется вторичным валом. Третий вал является промежуточным и изготовлен вместе с шестернями. Муфта включения, установленная на шлицах вала, вращается вместе с валом, и ее можно перемещать в осевом направлении. Муфта служит для включения передач и установки нейтрального положения шестерен. В коробке передач находятся механизм переключения передач и пусковой механизм.
Принцип работы коробки передач основан на попеременном введении в зацепление различных пар шестерен с неодинаковым числом зубьев.
Отношение числа оборотов первичного вала к количеству оборотов вторичного вала называется передаточным числом данной передачи, а отношение числа оборотов коленчатого вала к оборотам заднего колеса — общим передаточным числом.
Валы коробки передач на мотоциклах с цепной задней передачей размещаются поперек оси, а при карданной передаче — вдоль оси.
передач, устанавливаемые на мотоциклах, служат для включения соответствующего набора шестерен. Они имеют ручной и ножной приводы. Часть механизмов (рис. 55), монтируемая в коробке передач, состоит из муфт включения, вилок, вала переключения (копирного вала) или вала переключения с сектором (рис. 55, д), имеющего фигурные пазы и фиксатор. Муфты включения бывают с кулачковым (рис. 55, б), шлицевым (рис. 55, г), зубчатым (рис. 55, д) зацеплением. Они перемещаются по валу в осевом направлении с помощью вилки или поводка. Вилка входит в кольцевую канавку муфты включения, а шип — в фигурный паз копирного вала (рис. 55, б) или сектора переключения. При повороте копирного вала или сектора паз перемещает за ним вилку с муфтой включения в заданном направлении.
Рис. 65. Детали механизмов переключения передач: а — вал переключения с сектором: б — вал переключения (копирный): в — кулачковая муфта; г — шлицевая муфта; д — зубчатая муфта; 1 — фиксатор; 2 — фигурные пазы; 3 — шип; 4 — вилка; 5 — муфты включения
При ручном переключении передач вал переключения через систему тяг перемещают рукой с помощью рычага. Ножной привод механизма переключения непосредственно поворачивает копирный вал или поводок переключения.
Ножной привод механизма переключения передач (рис. 56) состоит из педали и селектора (избирателя). У селектора педаль соединена с державкой собачек, а зубчатый сектор — с валом переключения, который с помощью вилок и муфт включает передачи.
Рис. 56. Схема механизма ножного переключения передач с селектором: 1 — зубчатый сектор; 2 — собачки; 3 — державка; 4 — педаль
При наличии селектора, служащего избирателем передач, для включения передачи нужно только переместить педаль из нейтрального положения вверх или вниз до упора.
Пусковой механизм на мотоциклах бывает двух типов: первый — с торцовыми зубьями храповой шестерни и зубчатым сектором (рис. 57), второй — собачкой и храповой шестерней внутреннего зацепления (рис. 58).
Рис. 57. Пусковой механизм с зубчатым сектором и храповой шестерней: 1 — пусковая педаль; 2 — спиральная пружина; 3 — зубчатый сектор; 4 — вал коробки передач; 5 — пружина; 6 — храповая шестерня; 7 — храповик; 8 — крышка картера
Пусковой механизм перепускного типа преимущественно используется на мотоциклах с двухтактными двигателями. Его работа осуществляется следующим образом. При нажатии на педаль зубчатый сектор (см. рис. 57), установленный в крышке картера коробки передач, входит в зацепление с храповой (пусковой) шестерней, прижатой пружиной своими торцовыми храповыми зубьями к храповику. Пусковая шестерня свободно надета на вал коробки передач, а храповик соединен с ним. При перемещении педали вниз зубчатый сектор поднимается и через пусковую шестерню и храповик поворачивает коленчатый вал двигателя.
При отпускании педали зубчатый сектор под воздействием спиральной пружины возвращается в прежнее положение и заставляет шестерню вращаться в обратную сторону. При этом в пусковой шестерне срабатывает храповик, и зубчатый сектор, поворачивая шестерню в обратном направлении, возвращается в исходное положение, выходя из зацепления с ней.
Пусковой механизм с собачкой и шестерней с внутренним зацеплением храповых зубьев (рис. 58) работает следующим образом. При нажатии на педаль собачка, установленная на оси, под действием толкателя входит в зацепление с храповыми зубьями пусковой шестерни и поворачивает ее.
Рис. 58. Пусковой механизм с собачкой и храповой шестерней внутреннего зацепления: 1 — пусковая педаль; 2 — пусковая шестерня; 3 — толкатель; 4 — собачка; 5 — ось собачки; 6 — выключатель собачки; 7 — пружинный упор
Вращение от этой шестерни передается через находящуюся с ней в постоянном зацеплении шестерню вторичного вала, соответствующую шестерне первичного вала, и далее через сцепление — коленчатому валу двигателя. С началом работы двигателя храповые зубья отталкивают прижатый к ним толкателем конец собачки. При отпускании педали собачка вместе с валом под действием возвратной пружины возвращается в исходное положение до пружинного упора, при этом она отжимается от зубьев.
Коробка передач на мотоциклах с двухтактными двигателями монтируется в одном блоке с двигателем. На мотоциклах ИЖ-Ю, ИЖ-П коробки передач одинаковой конструкции и различаются между собой только устройством механизмов переключения. Коробки передач имеют четыре передачи и одно нейтральное положение (рис. 59). Первичный вал пустотелый и выполнен заодно с шестерней первой передачи. Одним концом он насажен на шариковый подшипник, а другим входит внутрь вторичного вала и вращается в двух бронзовых втулках. На первичном валу находится шестерня второй передачи с кулачками на торце. На шлицах вала установлены скользящая шестерня и каретка второй и четвертой передач с двусторонними кулачками.
Вторичный вал также пустотельный и выполнен заодно с основной шестерней вала, на его конце крепится ведущая звездочка задней цепной передачи.
Промежуточный вал со шлицованой поверхностью опирается на шарикоподшипники. На нем свободно насажены шестерни первой и третьей передач. Основная шестерня жестко соединена с валом и имеет постоянное зацепление с шестерней вторичного вала. Скользящая шестерня-каретка второй передачи с двусторонними кулачками может перемещаться вдоль оси вала.
Механизм переключения коробки передач состоит из вилки и копирного вала. Если шестерня 14 (рис. 59, а) перемещается влево, включается первая передача, вправо — третья передача. При перемещении шестерни 6 влево включается вторая передача, вправо — четвертая.
Рис. 59. Коробка передач и схема переключения передач мотоцикла ИЖ-П: 1 — шарикоподшипник; 2 — промежуточный вал; 3 — первичный вал; 4 — шестерня первой передачи; 5 — шестерня второй передачи; 6 — шестерня второй. и четвертой передач (скользящая); 7 — опорная шайба вторичного вала; 8 — основная шестерня вторичного вала; 9 — кольцо подшипника; 10 — ведущая звездочка; 11 — вторичный вал; 12 — основная шестерня промежуточного вала; 13 — шестерня третьей передачи промежуточного вала; 14 — шестерня второй передачи (скользящая); 15 — шестерня первой передачи
На мотоциклах К-750, М-62 коробка передач монтируется в отдельном блоке, крепящемся с помощью шпилек к картеру двигателя.
В этой коробке передач (рис. 60) имеются два вала — первичный и вторичный, четыре передачи и одно нейтральное положение. Переключение передач — ножное и ручное — осуществляется с помощью валов и сектора с фигурными пазами. Муфты включения — кулачкового типа.
Рекомендации
Во время поездок на мотоцикле следует довести все действия до автоматизма. Начинающим водителям лучше откатать все моменты на площадке, где отсутствуют посторонние люди. Это позволит избежать травм, как самого ездока, так и окружающих. При этом стоит обратить внимание на некоторые другие советы.
Нужно ли оставлять мотоцикл на передаче во время парковки
Нормально оставлять мотоцикл на нейтральной передаче, когда вы паркуетесь на ровной местности. Если же есть склон, следует включить первую передачу, чтобы предотвратить смещение боковой или центральной подножки.
Даже людям очень далеким от авто и мототехники известно, что для движения любого транспортного средства необходимо «переключать передачи». Иногда этот процесс еще называют «переключением скоростей», что не совсем корректно, но в целом отражает содержание взаимодействия двигателя внутреннего сгорания с колесами.
Знание о том, как переключать передачи, является базовым для любого человека, который только приступает к осваиванию мотоцикла. В самом переключении нет ничего сложного. Но для начала следует понять ту принципиальную роль, которую играет передача крутящего момента в движении мотоцикла.
Трансмиссия или механизм передачи крутящего момента от двигателя к колесам – необходимый элемент всех двигателей внутреннего сгорания. Это связано с особенностями работы двигателя, с его тяговой характеристикой.
Физические основы движения транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания таковы:
И наоборот: выигрывая в скорости и снижая крутящий момент, мы начинаем проигрывать в силе. Если, например, после равномерного скоростного движения мы начнем подъем в гору, то сопротивление движению усилится. Как следствие – обороты двигателя начнут падать, небольшой крутящий момент уменьшится, и двигатель заглохнет. Чтобы этого не произошло, нужно увеличить крутящий момент.
Максимальный крутящий момент обеспечивает 1 скорость. С возрастанием порядкового номера передачи крутящий момент уменьшается. Но все равно скорости с 1 по 3 считаются низшими и позволяют ехать небыстро, но преодолевать большее сопротивление. Передачи с 4 по 6 считаются высокими.
На высоких передачах можно двигаться с максимальной скоростью, но абсолютно невозможно тронуться с места, т.к. на колеса не будет передаваться необходимая для этого сила.
Таким образом, потребность в дифференцированной передаче крутящего момента от двигателя к колесам приводит к необходимости специального передаточного механизма – трансмиссии или коробки передач.
Как правило, у мотоцикла 6 передач. Плюс 1 нейтральная. Скорости переключаются педалью с левой стороны. Для этого в зависимости от модели мотоцикла, а также от того, нужно ли нам поднять или снизить скорость, ее приподнимают или на нее нажимают.
На большинстве мотоциклов переключение скоростей производится по такой схеме:
Переключение скоростей осуществляется при выжатом сцеплении и сбавлении (или сбросе) газа.
Как переключать передачи вверх:
Схема переключения скоростей вниз:
Как переключаются передачи вниз в случаях, когда необходимо перескочить на более чем 1 скорость (напр., в случае торможения):
Все действия, выполняемые при переключении скорости, необходимо проводить быстро, но плавно. Сбрасывание газа и выжимание сцепления должно производиться одновременно. Если пауза будет долгой, то мотоцикл заглохнет.
Если, наоборот, выжимание сцепления будет предшествовать сбросу газа, байк заревет и при последующем переключении скорости начнет дергаться.
Переключать передачи нужно в ходе прямолинейного движения. Прежде чем входить в поворот, следует разобраться со скоростью.
Когда вы освоите базовое переключение скоростей на мотоцикле, вы увидите, что в некоторых случаях сцепление может не использоваться. Например, при значительных оборотах двигателя достаточно просто нажимать педаль переключения передач вверх.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ МОТОЦИКЛОВ «ДНЕПР»
В моделях МТ9, МТ10, МТ10-36, («Днепр-11», «Днепр-12», «Днепр-16»), МВ-750М МВ-650 устанавливается двухвальная четырехступенчатая коробка передач с передачей заднего хода и механизмом автоматического выключения сцепления модели МТ804 (рис. 4.11).
В коробке введена передача заднего хода, механизм силового выключения сцепления при переключении передач, изменены другие узлы. Коробку передач можно устанавливать на мотоциклы киевского мотоциклетного завода моделей К-750, К-750М, К-650 и на последние модели мотоциклов «Урал». В случае замены коробок предыдущих выпусков необходимо произвести некоторую доработку. Нужно укоротить карданный вал.
Для вала конструкции Киевского мотоциклетного завода это можно сделать при помощи перестановки стопорного кольца, которое размещено на заднем конце карданного вала. В случае необходимости прорезать еще одну канавку на валу, немного укоротив вилку кардана. Вилку и вал можно также соединить штифтом (рис. 4.12). Вал укорачивают со стороны карданного шарнира на такую величину, чтобы торец вала был удален от масленки на расстояние не менее 3-х мм.
На мотоциклах Киевского мотоциклетного завода моделей К-750, К-750М рама короче, чем на последующих моделях, поэтому возможно соприкосновение диска пружинного кардана и рамы. В этом случае делают скосы на диске и раме (рис. 4.13).В отличие от коробки предыдущих выпусков нейтраль механизма переключения устанавливается ножной педалью при помощи указателя лампы-фонаря, которая монтируется на приборном щитке. Схема включения фонаря показана на рис. 4.14. В отличие от предыдущей коробки передач корпус состоит из картера и одной крышки. Между картером и крышкой установлена картонная прокладка, которую смазывают консистентной смазкой, например, Литолом-24. Прокладка не прилипает к металлическим поверхностям и во время разборки остается на крышке или картере.
Рис. 4.12. Уменьшение размеров карданного вала
Рис. 4.13. Сопряжение диска пружинной муфты и рамы мотоцикла: 1 — скос на диске. 2 — предельно допустимое положение диска пружинной муфты. 3 — поминальное положение диска: 4 — скос на раме
Рис. 4.14. Схема включения лампы указателя нейтрали: 1 — лампа указателя нейтрали; 2 — провод, 3 — изолирующий колпачок
Рис. 4.16. Вал вторичный мотоциклов «Днепр-11/16»: 1 — вал в сборе; 5, 9, 11, 15, 20, 22, 23, 29 — шестерни; 2 — шпонка; 3 — вал; 4, 8, 10, 14 — втулки; 6, 7, 12, 13 — муфты; 16, 19, 26 — шайбы; 17, 18 — подшипник; 21 — болт; 24 — гайка; 25 — шплинт; 27 — диск; 28 — диск в сборе; 30 — кольцо; 31 — прокладка.
ВАЛЫ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ МОТОЦИКЛОВ «ДНЕПР»
Вал первичный установлен на двух подшипниках. Вал выполнен заодно с венцами шестерен заднего хода, первой и второй передач. Шестерни третьей и четвертой передач насадные. От проворачивания нарвалу шестерня четвертой передачи удерживается сегментной шпонкой. Шестерня третьей передачи связана с шестерней четвертой передачи при помощи торцовых выступов.
Вторичный вал также установлен на двух подшипниках и имеет шлицевой венец для скользящей шестерни заднего хода. На вал напрессованы две шлицевые муфты, удерживаемые от проворачивания шпонками. Шестерни первой, второй и третьей передач свободно вращаются на металлокерамических втулках, а шестерня четвертой передачи — на бронзовой втулке. Шестерни с валом соединяются при помощи подвижных муфт включения передач. Специального подвода смазки к трущимся поверхностям нет.