total physical response метод для обучения дошкольников

Метод TPR при обучении иностранному языку

Обучение иностранному языку — это комплексный процесс, включающий использование различных методик. Начнём с одного из самых «загадочных» методов, метода TPR (Total Physical Response) – это метод полного физического реагирования, он же метод активного использования языка жестов и действий. Он отлично подходит для кинестетиков, аудиалов и визуалов, поскольку он нацелен на восприятие через органы чувств.

total physical response метод для обучения дошкольников

История возникновения TPR

total physical response метод для обучения дошкольниковМетод TPR был разработан в 60-70х годах XX века американским профессором Джеймсом Ашером. Ашер наблюдал, как дети осваивают родной для них язык, и заметил, что поначалу дети воспринимают жесты и указания взрослых, а уже потом начинают говорить сами. В итоге профессор пришёл к выводу, что новые слова и фразы лучше всего запоминаются, если подкрепить их действиями.

Изначально данный метод предполагался для обучения взрослых, но сейчас он в основном используется для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Суть метода TPR

Запоминании новых слов, фраз и лексических конструкций происходит с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игры. Ученики изображают слово, повторяя за учителем. Например, преподаватель произносит «I’m sad». О значении выражения ребята должны догадаться, исходя из жестов и ситуации, перевод вслух не озвучивается.

TPR применяется для решения множества задач:
– отработка лексики, связанной с движениями (jump, swim, run) и частями тела (eye, head, mouth, nose);
– активизация временных конструкций (Every day I get up, I brush my hair, I wash my face);
– изучение фраз классного обихода и команд (Open your books, stand up, sit down);
– релаксация и смена деятельности во время физкультминутки.

Плюсы и минусы TPR

Как и у любого метода, у этого тоже есть свои минусы и плюсы. Сперва рассмотрим положительные стороны использования TPR:
+ Дети наиболее успешно запоминают весёлое и интересное, поэтому игры, повторение движений и постоянное проговаривание новых слов и фраз способствуют непроизвольному их запоминанию и дальнейшему употреблению в речи.
+ Задания на TPR могут выполнять функцию физпаузы, ведь они не дадут заскучать.
+ Благодаря этому методу можно разыграть практически любую песню, сказку, историю, и так она запомнится гораздо лучше без всякой зубрежки.
+ TPR применим даже в больших классах.

К сожалению, минусы у данного метода тоже есть:
– Преподавателю сложно физически проводить занятия, используя только TPR, поскольку приходится много двигаться вместе с детьми;
– Практически не подразумевается изучение грамматических правил и их объяснение, что для взрослого студента может оказаться барьером в овладении языком;
– Кроме того, данный метод не даёт инструментов для самостоятельного развития;
– Взрослым студентам трудно привыкнуть к обучению через TPR, поскольку многие из них являются логиками или просто привыкли к традиционным методам. Такие занятия больше подходят маленьким детям, так как их образное мышление лучше развито. Взрослым студентам следует готовить занятия по методу TPR лишь периодически.

total physical response метод для обучения дошкольников

Способы наиболее эффективного применения TPR

Благодаря содержанию изучаемого метод наиболее эффективен на начальном уровне обучения. Но и на более высоких уровнях его применение вполне уместно. Так он отлично подойдёт при изучении различных видов ходьбы (tiptoe, stumble, wobble) или глаголов «готовки» (grate, stir, whisk).

Очень эффективен метод TPR и при обучении студентов с дислексией, а также учеников, которые сталкиваются с трудностями при изучении иностранных языков с помощью традиционных методик.

Кроме того, данный метод отлично подходит студентам-кинестетикам, которым нужно всячески физически взаимодействовать с предметами на занятиях.

Не всё можно изучить с помощью TPR, да и при излишнем налегании он попросту приедается. Но в сочетании с другими методиками TPR способен внести элемент развлечения, сделать процесс усвоения новой информации максимально эффективным.

Источник

Метод TPR (total physical responceполное физическое реагирование) или активные уроки английского для детей

total physical response метод для обучения дошкольников Екатерина Мухамедьярова
Метод TPR (total physical responceполное физическое реагирование) или активные уроки английского для детей

Немного истории

TPR (Total Physical Response или метод полного физического реагирования) появился в 60-70х годах прошлого века и с тех пор занял особое место в обучении английскому дошкольников и младших школьников, хотя изначально предназначался и для взрослых.

А появился он вот как: профессор психологии Джеймс Ашер, наблюдая за тем, как дети осваивают первый язык, заметил, что они проводят достаточно много времени, слушая речь взрослых и выполняя их команды, прежде, чем сами начинают говорить. Ашер сделал вывод, что слова или фразы лучше всего запоминаются, когда на них реагируют действиями.

Теория о полушариях

метод полного физического реагированияТакже, в основе теории Ашера лежит популярная в то время теория о полушариях мозга, согласно которой правое полушарие отвечает за образное мышление, интуицию и творчество, а также движения, а левое полушарие — за абстрактно-логическое мышление и языковые способности.

Ашер предположил, что нужно избегать изучения языка с помощью одного только левого полушария и стараться максимально задействовать правое — через движения и наглядные материалы.

Кстати, сейчас теория о полушариях уже не считается верной. Просканировав мозг более 1000 человек, ученые из университета Юты доказали, что оба полушария во время разных видов деятельности активны примерно одинаково. Тем не менее, с детьми метод TPR отлично работает и дело совсем не в полушариях.

Как работает метод TPR

По сути, метод TPR — это запоминание новых слов или фраз с помощью жестов или выполнения команд преподавателя. Например, на слово ball — мяч, дети изображают жест, как будто играя с мячом, на слово pen — ручка — делают вид, что пишут воображаемой ручкой и т. п.

Действительно, дети запоминают английские слова и фразы гораздо лучше, когда их изучение подкреплено жестами. Ведь у дошкольников и школьников 7-8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому перевод не нужно и даже вредно использовать — пока еще не развито абстрактно-логическое мышление проводить параллели между русским и английским детям тяжело. Чтобы запомнить новое слово ребенку нужно соотнести это слово с его образом — предметом, картинкой или жестом, в чем нам и помогает TPR.

Первоначально, метод разрабатывался для разных возрастных категорий, но, по понятным причинам, прижился он только в обучении детей. Представьте себе взрослых с энтузиазмом выполняющих команды, которые дает преподаватель (ниже есть и такое видео — но, как вы понимаете, это скорее исключение). А вот для детей использование элементов TPR в сочетании с другими методами на уроках английского подходит превосходно.

Плюсы TPR в обучении детей:

У детей преобладает непроизвольное запоминание — лучше всего запоминается то, что весело и интересно. Поэтому им очень нравится играть роль учителя и отдавать команды, или изображать жестами слова, которые их одногруппники должны угадать, или играть в Simon says.

Детям требуется частая смена деятельности и включение заданий на TPR может играть роль физкультминуток (на YouTube много так называемых action songs, которые можно использовать, подбирая к теме урока).

С помощью TPR можно разыграть практически любую историю или песню из учебника и с жестами она запомнится гораздо лучше.

TPR можно применять даже в больших классах.

Когда следует применять TPR?

TPR можно применять для обучения и отработки множества вещей

Лексику, связанную с движениями (smile, chop, headache, wriggle)

Времена и аспекты глаголов (Every morning I clean my teeth, I make my bed, I eat breakfast)

Выражения классного обихода (Open your books)

Команды (Stand up, close you eyes)

Рассказы и истории

Зачем это применять в классе?

Это весело, ученикам нравится и вносит живость в урок. Это ускоряет темп работы и повышает настроение.

Это значительно повышает запоминаемость слов и фраз.

Это очень хорошо для учеников-кинестетиков, которым необходима физическая активность на уроке.

Это можно использовать как в больших так и в маленьких группах. Количество учеников не имеет особого значения, если учитель готов взять на себя роль ведущего, ученики последуют за ним.

Это прекрасно работает на смешанных классах разного уровня способностей. Физическое действие отлично доносит значение до ученика, поэтому все ученики без исключения способны понять и использовать изучаемый языковой материал (the target language).

Это не требует большой подготовки или множества материалов. Если вы точно знаете, что отрабатываете, на приготовление не уйдет много времени (хотя порепетировать не помещает).

Это очень эффективно с подростками и младшим возрастом.

Это задействует оба полушария головного мозга.

TPR в полной мере применим только на начальном уровне обучения, благодаря содержанию изучаемого. Однако и на более продвинутых уровнях его применение не исключается. Например, он отлично подойдет на высоких уровнях при обучении разным видам ходьбы (stumble,stagger,tiptoe) или глаголам по теме сooking verbs (whisk, stir, grate).

Не всему можно обучить с TPR, тем более, что при чрезмерном употреблении он приедается. Но в сочетании с другими методиками TPR способин оживить урок и внести элемент развлечения

Консультация для родителей «Уроки природоведения, или Шесть шагов на пути открытий» Мы, родители, так хотим, чтобы наши дети выросли гармонично развитыми людьми, имели широкий кругозор… Поэтому покупаем им разные книги,.

Активные технологии для инициативных детей. Приключенческая игра по произведениям К. И. Чуковского Идея Сталкиваются с различными заданиями (игры, загадки, кроссворды, творческие задания, спортивные эстафеты) создающие проблемы Придумывают,.

«Физическое воспитание детей в семье». Анкета для родителей Анкета для родителей. Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы по теме «Физическое воспитание Детей в семье». 1. Считаете ли вы.

total physical response метод для обучения дошкольниковКонспект развлечения для детей 4–6 лет «Уроки Золотой Осени» Конспект развлечения для детей 4-6 лет по теме «Уроки Золотой Осени». Программное содержание: закрепить представления о приметах осени,.

Консультация для педагогов «Активные формы взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями» Выступление на педагогическом совете Консультация: «Активные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и родителей» Воспитатель: Я. Н. Каткова.

Консультация для родителей «Физическое развитие детей» Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической.

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей: «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» С самого рождения ребенок является первооткрывателем,.

Проект «Уроки доброты» для детей средней группы Вид: познавательный, социально-личностный, творческий, коллективный. Участники: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

Спортивное — тематическое развлечение для детей «Уроки светофора» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеобразовательного вида №42 Уроки светофора Спортивное.

Источник

TPR или учим английский активно

Когда мы начинаем думать об обучении наших детей английскому, порой можно запутаться в разнообразии методов, которые предлагаются в языковых школах. Если традиционная методика преподавания более-менее понятна (информация подается в виде текста, с использованием аудио, видео и наглядностью), то что такое TPR – остается загадкой.

Student engagementin learning is the product of motivation and active learning.

Участие ученика в обучении является продуктом мотивации и активного обучения.

Elizabeth F. Barkley

TPR (Total Physical Response) – метод полного физического реагирования нацелен на восприятие языка через органы чувств и подходит для кинестетиков, аудиалов и визуалов.

История возникновения TPR

total physical response метод для обучения дошкольниковПри обучении ребенка c помощью метода TPR взрослые нередко сами становятся участниками обучения.

TPR появился в 60-70-х годах прошлого века, когда профессор психологии Джеймс Ашер, наблюдая за малышами, которые осваивали свой первый язык, заметил, что вначале дети выполняют команды взрослых, а потом уже начинают говорить. Он сделал вывод, что лучше всего новые слова и фразы можно запомнить, если подкреплять знания действиями.

Изначально метод TPR предназначался для взрослых и основывался на теории о полушариях, согласно которой, левое полушарие мозга ответственно за абстрактно-логическое мышление и языковые способности, а правое – за мышление, творчество и интуицию. Ашер предложил задействовать при изучении языка правое полушарие, а не только левое.

Сейчас эта теория устарела и наши полушария работают практически одинаково. Но метод полного физического реагирования остался.

Как работает метод TPR?

total physical response метод для обучения дошкольниковИнсценировать известную сказку про Пряничного Человечка и выучить много новых слов будет намного интереснее, если все персонажи сделаны своими руками.

Суть метода заключается в запоминании новых слов, фраз и лексических конструкций с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игры. Например, на слово ball (мяч) дети изображают сам предмет и игры с ним. Таким образом можно выучить огромное количество слов, запоминая их ассоциативно.

У дошкольников и детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, им тяжело проводить параллели между русским и английским, тем более переводить. Чтобы запомнить новое слово ребенку нужно соотнести это слово с его образом — предметом, картинкой или жестом, в чем нам и помогает TPR.

Когда следует применять TPR?

Основное правило TPR: нельзя понять то, чего ты не сделал сам. На занятиях ученики не являются пассивными слушателями, они активно вовлекаются в образовательный процесс: повторяют слова, фразы с разной интонацией, движениями, придумывают свои игры, танцуют. Глаголы движения таким образом учатся на ура. При таком запоминании задействуется наглядно-образное мышление и приводить дополнительные объяснения или параллели с родным языком не требуется, достаточно вспомнить слово и жест или картинку, которая его характеризует.

TPR можно и нужно применять для решения множества задач:

Как метод TPR выглядит в действии?

Например, можно инсценировать известную сказку про Пряничного Человечка, выучив по ходу действия много новых слов. Для наглядности можно вместе с детьми сделать фигурки Пряни из картона, пластилина или теста.

Или можно выучить песню-разминку Head and Shoulders (нет, это не реклама шампуня).

Английский вариантПеревод на русский
Head and Shoulders,
Knees and toes, knees and toes,
Head and Shoulders,
Knees and toes, knees and toes,
Eyes and ears, mouth and nose,
Head and Shoulders
Knees and toes, knees and toes.
Голова и плечи,
Колени и пальцы ног, колени и пальцы ног,
Голова и плечи,
Колени и пальцы ног, колени и пальцы ног,
Глаза и уши, рот и нос,
Голова и плечи
Колени и пальцы ног, колени и пальцы ног

Слова вообще не нужно переводить – просто пойте и показывайте части тела на себе. Дети быстро и легко их запомнят.

Плюсы использования TPR

total physical response метод для обучения дошкольниковTPR – идеальный способ выучить новые слова без зубрежки и проверочных диктантов.

Конечно, как и в любом методе, в этом есть свои плюсы и минусы. Вначале рассмотрим положительные стороны использования TPR:

Минусы использования TPR

total physical response метод для обучения дошкольниковБудьте готовы, что взрослые не готовы играть. Они предпочитают традиционное обучение, зубря правила и отвечая на вопросы учителя.

А теперь, остановимся более подробно на минусах, которые, к сожалению тоже есть:

Метод TPR и занятия английским по скайпу

total physical response метод для обучения дошкольниковВо время долгого сидения перед экраном компьютера, ребенок устает и хуже запоминает информацию.

Прочитав эту статью, скептики подумали, что метод TPR нельзя применить в онлайн обучении. Со всей уверенность заявляем- можно и нужно, особенно работая с детьми по скайп.

Стоит ли говорить, что во время долгого сидения перед экраном компьютера, ребенок устает и хуже запоминает информацию. Слушая объяснения учителя, маленькие непоседы все время норовят уронить ручку, почесать ножку, одним словом сделать любое объяснимое физическое действие, которая не спровоцирует гневного порицания родителей, внимательно наблюдающих за поведением своего чада: «Сиди тихо! Не вертись, у тебя же урок! Когда закончится, порезвишься!»

А ведь ребенку постоянно нужно чередование различных видов деятельности: почитал, побегал, поговорил, послушал. Взрослому человеку часто нелегко понять, что дети учат языки по-другому, не так как мы, взрослые. Если Вы хотите узнать ответ на этот вопрос, советуем прочитать статью Как дети учат иностранный язык.

Важно, чтобы песня или рифмовка были интересны и соответствовали учебной задаче. В интернете достаточно анимированных ресурсов, чтобы выбрать одну из тысячи, которая заинтересует малыша. Изучаем тему про одежду? Смотрим и поем песенку о девочке и её любимом плюшевом медвежонке по имени Сью

Ребенок имитирует действия главных героев, показывает и называет вещи гардероба. Это намного веселее, чем просто сидеть и слушать учителя. Обычно ребенок проделывает все действия с удовольствием, не замечая того, что он учится. А ведь во время выполнения движений, прослушивания и проговаривания фраз, способность запоминать информацию увеличивается на 200%!

В заключение:

Как видите, метод TPR – очень интересный, креативный и увлекательный. Вы можете пробовать его с вашими детьми и увидите, как английский из скучного урока превратиться в любимое занятие.

Ниже вы найдете видео, где Герберт Пухта, автор нескольких популярных линеек учебников (Playway to English, Superminds, More, English in Mind и др.) и невероятно талантливый педагог, показывает как используется TPR для введения новой лексики на уроке для дошкольников.

Источник

Активные игры по методике TPR (Total Physical Response)

total physical response метод для обучения дошкольников

Метод TPR используется в преподавании уже больше 30 лет. Его разработал американский профессор Джеймс Ашер. Методика ориентирована на запоминание новой лексики в процессе движения. Опираясь на теорию двух полушарий Ашер сделал вывод о том, что при использовании классических образовательных методик, правое (отвечающее за образное мышление) зачастую остается не задействованным. В процессе игры по методике TPR, напротив, наглядно-образное мышление выходит на первый план.

Ученики изображают слово, повторяя за преподавателем. Например, учитель произносит «I’m hungry». Перевод вслух не озвучивается, значение выражения ребята должны понять, исходя из жестов и ситуации.

Вот пример того, как дети реагируют на уже освоенные выражения — команды.

В чем плюсы этого метода?

— Во-первых, игры по методике TPR организовывают детей, и преподавателю уже не нужно думать о дисциплине: в процесс вовлекаются все учащиеся класса

— Во-вторых, ребята погружаются в языковую среду и, в результате, быстрее осваивают новые слова и выражения

— В-третьих, подобные activity совсем нетрудно организовать: метод довольно прост, но эффективен, его можно применять и в случае большого количества детей в группе, и в случае, если уровень языка учащихся различен

Какие игры можно использовать в классе?

1. Story time

Берем за основу популярную среди детской аудитории сказку/историю (обращайте внимание на возраст учеников). Детям дошкольного возраста нравятся фиксики и Лунтик. Для ребят постарше подойдут истории о волшебной лампе Алладина. Для самых маленьких подойдут простейшие истории о животных.

Вообще, использовать можно любые игрушки, которые есть под рукой. Преподаватель, в данном случае, выступает в роли аниматора. Он медленно рассказывает историю, повторяя фразы по нескольку раз, при этом подключая и детей. Они участвуют в процессе: придумывают имена героям, отвечают на вопросы по ходу сюжета. Тем самым, ребята учатся воспринимать речь на слух, привыкают к верным формулировкам вопросов.

2. Sing-sing

Дети любят петь, особенно хором. Музыка поднимает настроение и, благодаря песенкам, можно выучить новые слова. YouTube-каналы предлагают на выбор множество простых, но интересных песен: выбирайте, что душе угодно. Детям нравится, например, песенка про старого фермера Макдоналда.

В процессе прослушивания этой мелодии можно выучить лексику, связанную с названиями животных (cow, pig, dog и т. д). Можно включить песенку и показывать ребятам движения (они должны быть простыми: покачивания вправо-влево, повороты в разные стороны, хлопки). При этом необходимо пародировать звук, с которым ассоциируется то или иное животное («му» = корова, например).

3. My day

Используя методику TPR, можно выучить не только существительные, но и глаголы. Освоить их можно, сыграв в «my day» (everyday routines). Вначале учитель демонстрирует небольшой рассказ о своем дне. Вы произносите: «I wake up» (потягиваясь), «I brush my teeth», «I comb my hair» и т. д, сопровождая слова соответствующими жестами. Каждое выражение стоит озвучить и показать дважды, а затем, после нескольких команд, вновь вернуться к первой для закрепления. После групповой отработки новой лексики в движении, можно попросить нескольких ребят из группы рассказать о своем дне.

4. Guess who/what

Для игры понадобятся flash карточки. Учитель показывает картинку с животным, описывая его, например: «It’s big, black and white. What is it? It’s a cow» (название животного лучше написать на карточке, а потом изобразить звук, который издает корова). Затем преподаватель вновь спрашивает: «What is it?», и теперь дети отвечают самостоятельно.

После изучения 3-4 новых слов, начинается второй этап. Теперь дети должны изобразить животное, которое изображено на карточке, но учитель, при этом, старается их запутать. Например, в руках у вас карточка с тигром. Вы говорите: «This animal is black and orange. Is it a cow?» Дети хором говорят «No, it’s a tiger» и рычат, изображая тигренка.

5. Лепим снеговика

И заодно учим body parts. В преддверии Нового года можно слепить снеговика из ваты прямо в классе (в остальное время, снеговика можно заменить, скажем, на робота). Учитель говорит: «The snowman needs a head» (интонационный акцент делаем на последнем слове) и показывает на свое тело, чтобы дети поняли, что такое head. Наряду с body parts, в процессе игры закрепляются числительные.

Игры, которые можно организовать в рамках методики TPR, конечно, не ограничиваются вышеперечисленными. Вы можете придумывать, изменять и комбинировать activities по своему желанию. Можно строить уроки, основываясь только на эту методику (однако не забывайте о последовательности: нужно тщательно продумать все степы как отдельного урока, так и всего курса).

Подобные игры могут разнообразить любой курс: используйте их в качестве warm-up или небольших физкультминуток посреди урока. Кроме того, TPR предполагает обучение не только детей, но и взрослых. Попробуйте провести «Story time» на тему «Шерлок» с adult learners. Уверена, взрослые будут рады ненадолго погрузиться в детство и выучить новые выражения в процессе увлекательной игры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *