Транспортно заряжающая машина 2ф77м
Зенитный ракетно-пушечный комплекс 2К22 Тунгуска
Разработка комплекса «Тунгуска» была поручена Конструкторскому бюро приборостроения (КБП) МОП (главный конструктор А.Г. Шипунов) в кооперации с другими организациями оборонных отраслей промышленности Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8 июня 1970 г. и первоначально предусматривала создание новой пушечной зенитной самоходной установки (ЗСУ) на смену известной «Шилке» (ЗСУ-23-4).
В войне во Вьетнаме американцы впервые применили вертолеты, вооруженные противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). Стало известно, что оказались успешными 89 из 91 захода вертолетов с ПТУР в атаки на объекты бронетехники, огневые позиции артиллерии и другие наземные цели. Исходя из этого боевого опыта в каждой дивизии США были созданы специальные вертолетные подразделения для борьбы с бронетанковой техникой. Группа вертолетов огневой поддержки совместно с вертолетом-разведчиком занимала укрытую в складках местности позиции в 3-5 км от линии боевого соприкосновения войск. При подходе к ней танков вертолеты «подскакивали» вверх на 15-25 м, поражали танки с помощью ПТУР, а затем быстро скрывались. В результате проведенных исследований было определено, что средства разведки и поражения, имеющиеся у современных танков, как и в целом вооружение, используемое для поражения наземных целей в мотострелковых, танковых и артиллерийских формированиях, не способно поражать вертолеты в воздухе. ЗРК «Оса» могут осуществлять надежное прикрытие наступающих танковых подразделений от ударов самолетов, но они не способны обеспечить защиту танков от вертолетов. Позиции этих ЗРК будут находится на удалении до 5-7 км от позиций вертолетов, которые при атаке танков будут «подскакивать», зависая в воздухе не более 20-30 с. По суммарному времени реакции комплекса и полета ЗУР до рубежа расположения вертолетов ЗРК «Оса» и «Оса-АК» не могли поразить вертолет. ЗРК «Стрела-2», «Стрела-1» и ЗСУ «Шилка» по своим боевым возможностям также были не способны вести борьбу с вертолетами огневой поддержки при подобной тактике их боевого применения. Единственным зенитным средством, способным вести эффективную борьбу с зависающими вертолетами, могла быть ЗСУ «Тунгуска», обладающая возможностью сопровождать танки в составе их боевых порядков, имевшая достаточную дальнюю границу зоны поражения (4-8 км) и малое работное время (8-10 с).
Разработка комплекса «Тунгуска» в целом проводилась КБП МОП (главный конструктор А.Г. Шипунов). Главными конструкторами пушек и ракеты соответственно являлись В.П. Грязев и В.М. Кузнецов. В разработке основных средств комплекса участвовали Ульяновский механический завод МРП (по радиоприборному комплексу, главный конструктор Ю.Е. Иванов), Минский тракторный завод МСХМ (по гусеничному шасси ГМ-352 с системой электропитания), ВНИИ «Сигнал» МОП (по системам наведения, стабилизации линии выстрела и оптического прицела, аппаратуре навигации), ЛОМО МОП (по прицельно-оптическому оборудованию) и другие организации.
К середине 1990 г. комплекс «Тунгуска» был модернизирован и получил обозначение «Тунгуска-М» (2К22М). Комплекс 2К22М с августа по октябрь 1990 г. проходил испытания на Эмбенском полигоне под руководством комиссии, которую возглавлял А.Я. Белоцерковский и был принят на вооружение в том же году.
ЗРПК «Тунгуска» и его модификации находятся на вооружении вооруженных сил России, Белоруссии. В 1999 году Россия начала поставки в Индию ЗРПК «Тунгуска-М1» в общем количестве 60 штук. Ранее Индия приобрела 20 комплексов «Тунгуска». По некоторым данным комплекс в единичном количестве через ГК «Воентех» в середине 90-х годов был поставлен в Великобританию.
На западе комплекс получил обозначение SA-19 «Grison».
Зенитный пушечно-ракетный комплекс 2К22 состоит из боевых средств, средств технического обслуживания и учебно-тренировочных средств, размещаемых в изделиях 1Р10-1 и 2В110-1.
Боевые средства ЗПРК 2К22 включают в себя батарею зенитных самоходных установок ЗСУ 2С6, состоящую из шести боевых машин.
Средства технического обслуживания ЗПРК 2К22 включают в себя:
Учебно-тренировочные средства состоят из:
Зенитная самоходная установка ЗСУ 2С6 состоит из гусеничного шасси ГМ 352, на котором установлена башня 2А40. В башне смонтирован радиоприборный комплекс РЦК 1А27, в состав которого входят радиолокационная система 1РЛ144 (см. описание), цифровая вычислительная система 1А26 и система измерения углов качек 1Г30.
Снаружи башни, в передней ее части установлена антенная колонка станции сопровождения цели, с внешней стороны по бортам корпуса башни расположены направляющие для установки ракет 9М311 (см. описание, проекции) и зенитные автоматы 2А38. На крыше башни, в кормовой части, расположена антенная колонка станции обнаружения и целеуказания.
Внутренняя часть башни, по расположению и назначению оборудования, делится на отделение управления, артиллерийский и кормовой отсеки. Отделение управления находится в передней части башни, артиллерийский отсек занимает объем по периметру башни и среднюю часть колпака башни.
Взаимодействие составных частей ЗСУ представлено на рисунке.
Оптический прицел с ситемой наведения и стабилизации обеспечивает поиск, обнаружение, сопровождение воздушных и наземных целей и определение рассогласования между положением ракеты и оптической линией визирования прицельно оптического оборудования. Оптический прицел с системой наведения и стабилизации состоит из системы наведения и стабилизации оптического прицела, прицельно-оптического оборудования и аппаратуры выделения координат.
Наведение ПОО на цель осуществляется приводами СНС ОП по сигналам управления, поступающим с пульта наводчика или от ЦВС.
Средства внешней и внутренней связи обеспечивают связь с внешнем абонентом и между номерами расчета.
Башня 2А40 установлена на гусеничном шасси. По назначению систем и оборудования шасси разделено на отделение управления, отделение под установку башни, моторно-трансмиссионное отделение и отсеки для размешения средств жизнеобеспечения, противопожарного оборудования, силового следящего привода горизонтального наведения, газотурбинного двигателя.
Электропитание ЗСУ осуществляется от СЭП. Источником электроэнергии постоянного тока является генератор постоянного тока, ротор которого приводится во вращение от ГТД или от тягового двигателя. Преобразовательный блок преобразует электроэнергию постоянного тока в электроэнергию трехфазного переменного тока частотой 400 Гц напряжением 220 В, предназначенную для питания аппаратуры ЗСУ.
Силовой следящий привод (СПП) горизонтального наведения предназначен для автоматизированного наведения и стабилизации башни по сигналам ЦПССЮ а также полуавтоматического наведения по сигналам СНС ОП.
СПП представляет собой электрогидравлическую систему автоматического управления.
Машина ремонта и технического обслуживания (МРТО) 1Р10-1. В состав МРТО 1Р10-1 входят специальная контрольно-проверочная аппаратура и оборудование, радиоизмерительные приборы, средства связи, первичные источники электропитания, оборудование, обеспечивающие нормальное функционирование изделия и микроклимат, средства ПАЗ, ПХЗ, ПБЗ, вспомогательное оборудование.
МРТО 1Р10-1 предназначена для проведения технического обслуживания ТО-1 и ТО-2 и восстановления работоспособности электрорадиоаппаратуры ЗСУ 2С6 путем замены неисправных составных частей исправными из состава группового комплекта ЗИП ЗСУ 2С6.
МРТО 1Р10-1 обеспечивает:
Машина технического обслуживания (МТО) 2В110-1. В состав МТО входят оборудование, инструменты и материалы, используемые при проведении технического обслуживания и текущего ремонта ЗСУ 2С6 и его составных частей, радиостанция Р-173, аппарат телефонной связи, приборы ПХЗ и ПАЗ, установка первичного электропитания и средства жизнеобеспечения и микроклимата. МТО предназначена для проведения технических обслуживаний ТО-1 и ТО-2 и восстановления работоспособности механических сборочных единиц ЗСУ 2С6, а также для транспортирования тренажера 9Ф810 и тренировок наводчика из расчета ЗСУ 2С6.
Машина ремонта и технического обслуживания (МРТО) 2Ф55-1. В состав МРТО 2Ф55-1 входят стеллажи с кассетами, в которые уложены запасные части из состава группового комплекта ЗИП изделий 2С6, отдельные составные части одиночных комплексов ЗИП ЗСУ, приборы наблюдения и системы жизнеобеспечения расчета и создания микроклимата в кузове фургона, приборы ПАЗ и ПХЗ. МРТО 2Ф55-1 предназначена для размещения, хранения и перевозки части группового комплекта ЗИП ЗСУ 2С6, а также части номенклатуры одиночного комплекта ЗИП, не размещенной на ЗСУ 2С6. Элементы ЗИП расположены в выдвижных ящиках, закрепленных в каркасах вдоль бортов кузова-фургона.
Автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция (АКИПС) 9В921. В ее состав входят специальная контрольно-проверочная аппаратура для проверки ракет 9М311, стандартизованные контрольно-измерительные приборы, аппаратура жизнеобеспечения расчета, электроустановка переменного однофазного тока напряжения 220 В 50 Гц.
Мастерская технического обслуживания МТО-АГ-1М предназначена для текущего ремонта и технического обслуживания в полевых условиях гусеничного шасси ГМ-352 и автомобилей, входящих в состав комплекса 2К22. Оборудование мастерской позволяет производить диагностические, моечно-уборочные, смазочно-заправочные работы, регулировку агрегатов, зарядку аккумуляторных батарей, шиноремонтные, подъемно-транспортные, сварочные, столярные и другие работы по текущему ремонту.
Дизельная электростанция ЭСД2-12 предназначена для использования в качестве внешнего источника электропитания ЗСУ 2С6 при проведении регламентных работ. ЭСД2-12 обеспечивает подачу трехфазного переменного тока частотой 400 Гц напряжением 220 В и постоянного тока напряжением ±27 В (со средней точкой).
ЗСУ 2С6 смонтирована на шасси многоцелевого гусеничного тяжелого транспортера МТ-Т. Гидромеханическая трансмиссия и гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом обеспечивают высокую проходимость и плавность хода по пересеченной местности.
При автономной работе обеспечивались:
При стрельбе по наземным движущимся целям применялся режим полуавтоматического или ручного наведения вооружения в упрежденную точку по дистанционной сетке прицела. После поиска, обнаружения и опознавания цели станция сопровождения переходила на ее автосопровождение по всем координатам.
Модернизация
В комплексе 2K22M1 «Тунгуска-М1» (2003г.) реализован ряд технических решений, позволивших расширить его возможности:
Модернизация системы управления оптическим прицелом, ЦВС и РЛС значительно упрощает процесс сопровождения цели наводчиком с одновременным повышением точности сопровождения и уменьшением зависимости эффективности боевого применения оптического канала от уровня профессиональной подготовленности наводчика. Проводятся работы по дальнейшей модернизации ЗСУ 2С6М1. Введение телетепловизионного канала с автоматом сопровождения обеспечивает наличие пассивного канала сопровождения цели и всесуточность применения ракетного вооружения.
Транспортно заряжающая машина 2ф77м
ЗЕНИТНЫЙ ПУШЕЧНО-РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТУНГУСКА». ANTI-AIRCRAFT GUN-MISSILE COMPLEX «TUNGUSKA»
Машина ремонта и технического обслуживания 1Р10-1М (на шасси авто-мобиля Урал-43203 с кузовом-фургоном К2.4320) предназначена для проведения технического обслуживания и текущего ремонта радиоэлектронной аппаратуры ЗСУ 2С6М. В состав МРТО входят специальная контрольно-проверочная аппаратура и оборудование; стандартные контрольно-измерительные приборы; источники электропитания; система жизнеобеспечения; средства связи.
Машина ремонта и технического обслуживания 2Ф55-1М (монтируется на шасси автомобиля «Урал-43203» с кузо-вом-фургоном К2.4320 и на низкорамном прицепе 782Б типа 2-ПН-4Н с кузовом-фургоном К2.П4) предназначена для хранения и транспортировки группового комплекта ЗИП и проведения текущего обслуживания ЗСУ. Габаритные размеры машины и прицепа в походном положении: длина — 8000 и 6826 мм, ширина — 2550 мм, высота — 3455 и 3302 мм. Вес машины — 13550 кг, прицепа — 7000 кг.
Машина технического обслуживания 2В110-1 (на шасси автомобиля «Урал-43203» с кузовом-фургоном К2.4320) предназначена для проведения текущего ремонта и технического обслуживания зенитных автоматов, механических и гидравлических систем и узлов ЗСУ. Кузов-фургон укомплектован рабочими местами, инструментом, приспособ-лениями и специальным оборудованием для проведения технического обслу-живания и текущего ремонта автоматов 2А38 (2А38М), механических и гид-равлических систем и узлов ЗСУ. В состав средств машины входит контрольно-проверочная аппаратура для проверки работоспособности гидравлических при-водов ЗСУ, вспомогательное оборудо-вание, средства жизнеобеспечения и радиосвязи. Машина оборудована бензо-электрическим агрегатом АБ-2-0/230-М1 для обеспечения автономной работы.
Автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция 9В921 (на шасси автомобиля ГАЗ-66 с кузовом-фургоном К66) предназначена для прове-дения контрольно-проверочных работ и обслуживания ракет 9М311. В состав АКИПС входят специальная контрольно-проверочная аппаратура и оборудование для проверки ракет 9М311, стандартные контрольно-измерительные приборы; электрооборудование; вспомогательное оборудование. Контроль состояния одной ракеты средствами станции производится за 5 минут. Время развертывания обору-дования — 50 минут. Габаритные размеры в походном положении: длина — 6030 мм, ширина — 2400 мм, высота — 2845 мм, вес — 5670 кг. Вес станции — 5670 кг.
Мастерская технического обслу-живания МТО-АТГ-М1 (на шасси авто-мобиля ЗИЛ-131 с кузовом-фургоном К131) предназначена для технического обслуживания и проведения текущего ремонта автомобилей «Урал-43203», КамАЗ-43101, ГАЗ-66 и гусеничных шасси ГМ-352. Время перевода машины в рабочее положение — 20 минут. На шасси автомобиля установлена лебедка с ко-робкой отбора мощности. В кузове размещен комплект технологического оборудования, приборов, приспособлений и инструмента, обеспечивающий диагнос-тические, смазочно-заправочные, сле-сарные, подъемно-транспортные, сва-рочные и прочие работы по текущему ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и гусеничных шасси. Кузов используется в качестве производствен-ного помещения при выполнении ре-монтных работ и места отдыха расчета мастерской. Электропитание мастерской осуществляется от генератора, установ-ленного в мастерской с приводом от двигателя автомобиля. Габаритные размеры МТО в походном положении: длина — 7995 мм, ширина — 2550 мм, высота — 3350 мм, вес — 5670 кг.
Тренировочное устройство 1РЛ912, предназначенное для тренировок опера-торов радиолокационной системы 1РЛ144 по обнаружению, опознанию и сопро-вождению цели в ручном режиме, перево-зится в МРТО 1Р10-1М.
Тренажер 9Ф810, предназначенный для проведения тренировок наводчиков из состава экипажа ЗСУ, перевозится в МТО 2В110-1.
За создание комплекса «Тунгуска» Лауреатами Ленинской премии стали А.Г.Шипунов, В.М.Кузнецов, А.Д.Ру-сьянов, А.Г.Головин, П.С.Комонов, Лауреатамир Государственной премии — И.П.Зыков, В.А.Коробкин, Н.П.Брыз-галов, В.Г.Внуков и другие.
Выпущенные боевые машины 2С6 в ходе эксплуатации постоянно совершенст-вовались, дорабатывались и модернизи-ровались. АК «Туламашзавод» в рамках проведения модернизации установок 2С6 «Тунгуска» предлагает произвести замену автоматов 2А38 на автоматы 2А38М, что позволит увеличить ресурс автоматов в 1,3 раза.
Состояние принята вооружение Постановлением СМ СССР от 8 сентября 1982 года
Разработчик КБ Приборостроения
Главный конструктор А.Г.Шипунов
Изготовитель Ульяновский МЗ
Производство серийное с1982 года
Разработчик шасси КБ МТЗ
Изготовитель шасси МТЗ
Боевая масса установки, т 34-34,8
База (шасси) ГМ-352
Габаритные размеры, мм:
— длина 7930
— ширина 3236
— высота
в походном положении 3356
в боевом положении 4021
— клиренс 400 (450)
Тип двигателя дизель В-46-4
Мощность, л.с. 780 (700)
Запас топлива, л (.)
Максимальная скорость, км/ч 65
Запас хода, км 500-560
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град. 35
— крен, град. 25
— ров, м 2,0
— стенка, м 1,0
— брод, м 0,8
Экипаж, чел 4
Время перевода в БГ, мин (.)
Радиостанция Р-173
Радиоприборный комплекс
Разработчик КБ УМЗ
Главный конструктор Ю.Е.Иванов
РЛС 1РЛ-144
Рабочий диапазон (длина волны):
— станция обнаружения целей дм
— станция сопровождения целей см
Дальность, км:
— обнаружения цели 18
— сопровождения цели 13
(по доработкам — 16)
Скорость обстреливаемой цели, м/с:
— минимальная 0
— максимальная 500
Зона поражения воздушных целей
— по высоте, м 0-3500
— по наклонной дальности, м 200-8000
Время реакции, с 6-8
Время перевода в БГ, мин (.)
Зенитный пушечный ракетный комплекс Тунгуска
Зенитный пушечный ракетный комплекс (ЗПРК) «Тунгуска-М1» (последняя модификация ЗПРК «Тунгуска») предназначен для прикрытия войск и объектов от ударов средств воздушного нападения, и в первую очередь вертолетов огневой поддержки и штурмовой авиации, действующих на предельно малых, малых и средних высотах, а также для стрельбы по легкобронированным наземным и надводным целям.
ЗРПК Тунгуска-М1″ состоит из:
— средств технического обслуживания и ремонта;
К боевым средствам ЗПРК относятся:
— зенитная самоходная установка (ЗСУ)2С6М1;
— зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 9М311-1М;
В состав средств технического обслуживания и ремонта входят:
— транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 2Ф77М;
— машина ремонта и технического обслуживания (МРТО)1Р10-1М1;
— машина технического обслуживания (МТО) 2В110-1;
— машина ремонта и технического обслуживания (МРТО)2Ф55-1М1;
— машина (мастерская) технического обслуживания МТО-АГЗ-М1;
Для проверки ракет на базах (складах) хранения применяется автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция (АКИПС)9В921-М.
Учебно-тренировочные средства включают:
— тренировочное устройство для командира ЗСУ и оператора РЛС 1РЛ912М-2У467;
— автономный тренажер наводчика оптического прицела 9Ф810М;
— учебно-действующую ракету 9М311;
— габаритно-массовый макет ракеты 9М311;
— учебно-разрезную ракету 9М311;
— учебные 30-мм выстрелы;
— учебный класс изучения материальной части ЗСУ и приемов ее эксплуатации (комплект электрифицированных стендов).
— прием, обработку и отображение телекодовой информации координации боевых действий, передаваемой с унифицированного батарейного командирского пункта (УБКП), и передачу на него координат обнаруженных и сопровождаемых целей и служебной информации донесений;
— радиолокационный круговой обзор воздушного пространства, поиск и обнаружение воздушных целей;
— определение государственной принадлежности воздушных целей;
— выбор воздушной цели для обстрела (по целеуказанию от УБКП или автономно), захват и сопровождение выбранной цели по радиолокационному и (или) оптическому каналам;
— помехозащищенность от пассивных, активных, несинхронных импульсных и оптических помех;
— постоянное ориентирование и топопривязку ЗСУ на местности.
ЗСУ собрана на бронированном гусеничном шасси ГМ-352М1, имеющем гидромеханическую трансмиссию с гидрообъемным механизмом поворота и гидроамортизаторами ходовой части, обеспечивающими движение вперед и назад на четырех передачах, бесступенчатый поворот, разворот машины на месте, высокую проходимость, маневренность, плавность хода и возможность ведения радиолокационной разведки воздушных целей и огня в движении. Гусеничная машина снабжена системами электропитания, навигации, внешней и внутренней связи, вентиляции и обеспечения микроклимата, средствами наблюдения, противоядерной, противохимической и противобактериальной защиты, противопожарным оборудованием.
Кроме перечисленных систем в состав ЗСУ входят:
— башня;
— радиолокационно-приборный комплекс;
— оптический прицел с системой наведения и стабилизации;
— шифратор;
— силовые следящие приводы наведения;
— аппаратура телекодового приема и передачи данных.
Вращающаяся башня предназначена для обеспечения стрельбы зенитными автоматами, пуска ЗУР, размещения аппаратуры, боекомплекта и расчета. В состав башни входят качающиеся части, зенитные автоматы, механизмы сцепки, направляющие и другие блоки, устройства и механизмы.
Радиолокационно-приборный комплекс ЗСУ состоит из радиолокационной станции, цифровой вычислительной системы (ЦВС) и системы измерения угловых качек.
В состав радиолокационной системы ЗСУ входят радиолокационная станция обнаружения и целеуказания, наземный радиолокационный запросчик, радиолокационная станции сопровождения целей. РЛС обеспечивает поиск, обнаружение, опознавание, сопровождение воздушных целей, выдачу их координат в цифровую вычислительную систему (ЦВС) и передачу на борт ракеты команд управления полетом.
Система измерения углов качек обеспечивает измерение углов крена и курса ЗСУ и передачу их значений в ЦВС при стрельбе на месте и в движении.
Оптический прицел, состоящий из прицельно-оптического оборудования, системы наведения и стабилизации оптического прицела и двухканальной аппаратуры выделения координат (инфракрасного пеленгатора) ЗУР, предназначен для обнаружения и сопровождения по оптическому каналу Цели и ракеты, определения и выдачи их координат в ЦВС для решения задач управления огнем и выработки команд управления полетом ракеты.
Шифратор служит для преобразования вырабатываемых ЦВС команд управления полётом ЗУР в кодовые посылки и выдачи их в радиолокационную станцию сопровождения цели для передачи на борт ракеты.
Силовые следящие приводы предназначены для наведения башни в горизонтальной плоскости и зенитных автоматов или направляющих контейнеров ЗУР в вертикальной плоскости. Сигналы управления силовыми следящими приводами вырабатываются по данным, поступающим от ЦВС. Аппаратура телекодового приема и передачи данных обеспечивает информационное и техническое сопряжение ЗСУ с УБКП.
ЗУР 9М311-1М предназначена для поражения визуально наблюдаемых воздушных целей и представляет собой бикалиберную двухступенчатую ракету с отделяемым твердотопливным ракетным двигателем, выполненную по аэродинамической схеме «утка», помещенную в герметичный транспортно-пусковой контейнер.
Ракета 9М311-1М поставляется в войска в транспортно-пусковом контейнере в снаряженном состоянии и не требует технического обслуживания в течение 10 лет.
Транспортно-заряжающая машина 2Ф77М предназначена для транспортирования 32 коробов с выстрелами и 8 ЗУР (два боекомплекта выстрелов в коробах и одного боекомплекта ракет), загрузки (разгрузки) и дозагрузки ЗСУ боекомплектом, самозагрузки с грунта и с транспортных машин, снаряжения (раснаряжения) патронных лент ручной машинкой, а также приема с ЗСУ пустых коробов и их транспортирования. T3M собрана на базе автомобильного шасси КамАЗ-43101 и имеет в своем составе платформу, на которой размещено крановое и дополнительное оборудование (магазины для размещения патронных коробов, ложементы для укладки ракет 9M311-1M, машинка для снаряжения патронных лент, та-келажные приспособления). Машины технического обслуживания и ремонта (МТО и МРТО), применяемые в комплексе, обеспечивают проведение плановых технических обслуживании и текущего ремонта радиолокационной, цифровой вычислительной аппаратуры, электрооборудования, гусеничных шасси и автомобилей, восстановление работоспособности механических сборочных единиц, перевозку, хранение группового комплекта ЗИП и учебно-тренировочных средств.
Тренировочное устройство 1РЛ912М работает совместно с аппаратурой ЗСУ и позволяет проводить в условиях воздействия активных шумовых и пассивных помех обучение и тренировки командира и оператора ЗСУ по поиску, обнаружению, опознаванию, выдаче целе-указаний, сопровождению целей в ручном режиме.
На тренажере 9Ф810М проводятся обучение и тренировка наводчиков в слежении за имитированными подвижными воздушными целями, совершающими маневр скоростью, курсом и высотой, а также совершенствуются его навыки в работе с визирным устройством и пультом наведения. Тренажер является оптико-электронным устройством, обеспечивающим имитацию воздушной цели, которая может перемещаться в поле зрения оптического прицела с различными скоростями, высотами и параметрами, а также осуществлять различные виды маневра.
В процессе эксплуатации тренажер стационарно располагается в МТО 2В110-1 или может быть установлен в учебном классе.
Организационно ЗПРК «Тунгуска-М1», как правило, образует зенитную ракетно-артиллерийскую батарею, которая может входить в состав зенитного дивизиона мотострелкового или танкового полка, бригады, дивизии. В составе батареи обычно имеются отделение управления и три зенитных взвода.
Отделение управления предназначено для ведения визуальной и радиолокационной разведки воздушного противника, анализа воздушной обстановки, обеспечения обмена служебной и радиолокационной информацией с командным пунктом дивизиона (вышестоящим командным пунктом ПВО) и управления боевыми действиями ЗСУ (взводов). На вооружении отделения обычно находится унифицированный батарейный командирский пункт (УБКП) 9С737М и могут также использоваться ПУ-12М6, ППРУ-М1.
Зенитный взвод является основным тактико-огневым подразделением, в составе которого оптимальным является наличие двух ЗСУ и двух ТЗМ. Взвод такого состава может вести боевые действия и выполнять боевые задачи в составе батареи или самостоятельно.
При проведении работ по созданию ЗПРК «Тунгуска-M1» в состав ЗПРК была введена новая ЗУР 9М311-1М. В отличии от ЗУР 9М311 на ЗУР 9М311-1М установлены:
— импульсный инфракрасный ответчик вместо трассера инфракрасного излучения;
— радиолокационный неконтактный взрыватель взамен восьмилучевого лазерного неконтактного датчика цели;
— другие модернизированные элементы, увеличившие срок эксплуатации аппаратуры ракеты.
В состав аппаратуры ЗСУ ЗРПК «Тунгуска-М1» введены аппаратура приема и реализации автоматизированного целеуказания от батарейного командирского пункта, двухканальный (вместо одноканального в ЗСУ «Тунгуска- М») инфракрасный пеленгатор ЗУР аппаратуры выработки координат цели оптического прицела схема «разгрузки» наводчика в оптическом прицеле новый вычислитель, обладающий большим быстродействием и памятью, модернизированная система измерения углов качек.