Транспортно заряжающая машина 9т230

БАЗ-6944 семейство «Основа»

Транспортно заряжающая машина 9т230

Специальное плавающее колёсное шасси БАЗ-6944 предназначено для монтажа ПУ и ТЗМ ОТРК 9К714 «Ока».

По заданию Министерства обороны в марте 1971 года СКБ БАЗ под руководством главного конструктора И. Л. Юрина приступило к созданию принципиально новых видов унифицированных четырехосных дизельных автомобилей и шасси. Все они проектировались в рамках заводской опытно-конструкторской разработки «Основа» и составили одноименное военное семейство, часть которого в военных документах носила кодовое обозначение «Вощина». Входившие в их состав машины до середины 1990-х годов выпускались в нескольких сухопутных и плавающих исполнениях различного назначения, обладавших существенно повышенными тактико-техническими показателями по мощности (400 – 420 л.с.), грузоподъемности (12 – 17 т.), габаритам, проходимости, быстроходности, экономичности и общей эффективности. Впервые на них были упразднены последующие важнейшие конструктивные принципы Грачева. Все автомобили получили сближенные передние и задние пары ведущих односкатных колес, в том числе четыре передних управляемых, а также независимую рычажно-торсионную подвеску всех колес, но легендарная бортовая схема трансмиссии сохранялась на них до выпуска последней машины этого семейства.

Прототипы оригинального плавающего четырехосного автомобиля-шасси БАЗ-6944 были разработаны ведущим конструктором В. Т. Авершиным и собраны в 1979 году. На следующий год машину приняли на вооружение и приступили к ее мелкосерийному изготовлению. Главной особенностью амфибии являлся несущий герметизированный цельнометаллический корпус с открытыми надколёсными нишами, обладавший высокой технологичностью и собиравшийся на специальном производстве БАЗа. В нем имелись три отсека – переднее отделение управления (кабина) для экипажа из четырех человек с входным люком в крыше и тремя лобовыми окнами, задний грузовой (монтажный) отсек с открытым верхом и средний моторный с вынесенными на крышу воздухозаборными кожухами. Для этого шасси совместно с НАМИ была создана специальная трансмиссия – диапазонная гидропередача (ДГП), состоявшая из одноступенчатого гидротрансформатора и механической 5-ступенчатой коробки передач от трехосного шасси БАЗ-5921. С целью повышения экономичности на первых образцах она снабжалась механизмом блокировки гидротрансформатора для перевода его в режим гидромуфты, что приводило к поломкам ведущего вала. Справиться с этой проблемой не удалось, и в результате на серийных шасси блокиратор просто не устанавливали, а на последующих автомобилях семейства «Основа» ДГП вообще не применялась. В трансмиссию входили также однодисковое сцепление с автоматическим управлением, двухступенчатая раздаточная коробка с одним межбортовым и межтележечным дифференциалом, коробки отбора мощности на электрогенератор и гидронасос, усиленные бортовые передачи и новые колесные редукторы. Для привода двух водометных движителей в трансмиссию были введены еще два дополнительных редуктора. Управление на плаву осуществлялось заслонками водометов и отклонением четырех передних колес. Подвеска каждого колеса оснащалась гидроамортизаторами двойного действия и обеспечивала максимальный ход в пределах 220 мм. В отсеке управления и в грузовой части стояли три водооткачивающих насоса производительностью по 120 л/мин.

В начальной стадии разработки и изготовления базовые шасси БАЗ-6944 успешно прошли полный цикл заводских и государственных испытаний, в том числе в составе нового оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Ока». Военная служба уникальной амфибии БАЗ-6944 и системы «Ока» оказалась слишком короткой: в конце 1980-х годов по Договору о ликвидации РСМД обе были уничтожены.

Колёсная формула 8х8

Формула рулевого управления 12-00

Тип шасси корпусное, плавающее

Ширина преодолеваемого рва 1,5 м.

Угол преодолеваемого подъёма 30º

Угол преодолеваемого косогора 20º

Грузоподъёмность 12000 кг.

Снаряженная масса 17000 кг.

Полная масса 29400 кг.

База 1500+3500+1500 мм.

Дорожный просвет 480 мм.

Минимальный радиус поворота:

по шоссе без груза 70 км/ч

с полной нагрузкой 65 км/ч

Максимальный запас хода 1160 км.

контрольный 50 л/100 км

эксплуатационный 85-190 л/100 км

Рабочий объём 21,2 л.

Максимальная мощность 400 л.с.

Размер шин 1300х530-533

Топливные баки 2 шт. по 300 л.

Ракетный комплекс «Ока»

Уникальный автономный ОТРК 9К714 «Ока» повышенной точности разрабатывался в коломенском СКБ-221 для замены комплекса 9К72 на шасси МАЗ-543. Благодаря своему плавающему шасси он обладал способностью передвигаться не только по пересеченной местности, но и форсировать достаточно широкие водные преграды, имел высокоэффективное особо точное вооружение и был практически недосягаем для ПВО противника. Комплекс снабжался несколькими типами твердотопливных ракет серии 9М714 длиной 7,3-7,5 м. и стартовой массой 4,4-4,6 т. с углепластиковыми корпусами, обычной фугасной боеголовкой или ядерной мощностью до 50 Кт. При дальности стрельбы с разными головными частями в пределах 300-400 км. они обеспечивали сверхвысокую для того времени точность поражения – 350 м., причем головка самонаведения имела отклонение от цели в пределах всего лишь 30 м. Скорость полета ракет многократно превышала звуковую. Их первые пуски состоялись в 1976 году, через три года появилась не менее оригинальная СПУ 9П71 на автомобиле БАЗ-6944, и в 1983 году комплекс «Ока» приняли на вооружение.

По своим революционным техническим решениям ОТРК «Ока» не имел аналогов в мире, а в военных кругах считался жизненно важным для поддержания обороноспособности СССР, являлся негласной национальной гордостью и олицетворением превосходства над Западом. Но вскоре после его создания в стране разразилась перестройка. 7 декабря 1987 года первый и последний советский президент М.С. Горбачев в условиях показного дружелюбия и открытости подписал со своим заокеанским коллегой Рональдом Рейганом Договор о ликвидации РСМД, в целом сокращавший для Советского Союза угрозу американских средств передового базирования. В его первоначальный вариант комплекс «Ока» не входил, так как не соответствовал критериям Договора и не должен был попасть под сокращение, но в последний момент комплекс «Ока» по настойчивой инициативе США внесли в текст соглашения. Нашему бывшему президенту оставалось подписать Договор, не согласованный со своими советниками и специалистами. В 1988-1989 годах в нашей стране были уничтожены 102 пусковые установки и более 200 ракет системы «Ока», а с ними – практически все шасси БАЗ-6944. В бывших соцстранах они оставались на вооружении до 2003 года.

Источник

Ракетный комплекс «Ока»: благодаря своей мобильности он был лучше современного ОТРК «Искандер»

У всех на слуху знаменитый оперативно-тактический комплекс «Искандер», стоящий на вооружении ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск Российской Федерации с 2006 года. И правда, отличный ракетный комплекс, который полностью соответствует заявленным характеристикам. Недаром его наличие вызывает в войсках вызывает негодование, а порой даже зубовный скрежет, у военно-политического руководства ряда стран, входящих в Североатлантический альянс.

Например, всего лишь одна ракетная бригада, размещенная на территории Калининградской области, позволяет держать под прицелом ключевые объекты военной инфраструктуры НАТО на значительной части Восточной и Западной Европы.

«Искандер». Комплекс принят на вооружение относительно недавно, если брать в расчет сроки службы систем вооружения и военной техники. Отличная система с выдающимися характеристиками.

А ведь мало кто знает, что в нашей стране уже давно имелся и состоял на вооружении ракетный комплекс аналогичного с ОТРК «Искандер» назначения. И назывался он «Ока». Просто и ненавязчиво, по названию одной из крупнейших рек европейской части России. Ракетный комплекс, который при схожих характеристиках был лучше «Искандера». Благодаря своей мобильности. И об этом ниже.

Для начала следует понять, почему об оперативно-тактическом комплексе «Ока» говорят в прошедшем времени. Дело в том, что его просто нет на вооружении. Благодаря действиям М.С. Горбачева, который пошёл на уступки Западу, все имеющиеся на тот момент комплексы «Ока», стоявшие на вооружении Советской армии, были ликвидированы в рамках ДРСМД (Договора о ракетах средней и малой дальности), хотя по своей дальности оперативно-тактические комплексы (ОТРК) «Ока» не попадали в рамки договора. Дальность ракет на тот момент составляла всего до 500 километров. И эти новейшие на тот момент ракетные системы были сняты с вооружения и отправлены в утиль.

Так чем же ОТРК «Ока» лучше «Искандера»? Боевые характеристики схожие, назначение одинаковое, а «Искандер» еще и современный. А тем что ракетный комплекс «Ока» был лучше «Искандера» благодаря своей мобильности.

Для начала следует понимать, что представляет собой ракетная бригада ОТРК «Искандер» по количественному составу техники? А представляет она (на марше) собой огромную «колбасу» автомобилей в количестве 51 единицы. И причем все эти единицы специализированной автотехники построены на разных колесных шасси. Ниже приведена сводная таблица автотехники бригады, вооруженной «Искандерами».

Состав оперативно-тактического комплекса «Искандер»

Вся информация об составе вооружения и автомобильной техники ракетных бригад на ОТРК «Искандер» собрана из открытых источников

Теперь стоит поговорить о боевом применении. Для того, чтобы обеспечить пуск хотя бы двух ракет из состава ОТРК «Искандер», потребуются: одна СПУ, одна ТЗМ (чтобы перезарядить СПУ), одна КШМ, одна МЖО, один ППИ, одна МРТО. Итого: 6 машин на разных шасси. Расшифровка сокращений дана в таблице, представленной выше.

А что было у ОТРК «Ока»? А тут намного интереснее. Чтобы произвести запуск двух ракет из состава ОТРК «Ока», потребуются:

— две самоходных пусковых установки 9П71 на шасси БАЗ-6944 (каждая установка несла по одной ракете).

— одна транспортно-заряжающая машина 9Т230 на шасси БАЗ-6944 (две запасных ракеты)

Все! Итого: всего три единицы техники на унифицированном шасси БАЗ-6944. Причем, обязательно надо отметить, что это шасси обладало амфибийными свойствами. Машины комплекса могли форсировать водные преграды, не дожидаясь прибытия понтонно-мостового батальона и наведения переправы через водное препятствие. Что было очень удобно как для расчетов «Оки», так и для командования армейских соединений. Не требовалось передвигать немногочисленные инженерные подразделения для обеспечения переправы.

Теперь очевидно, что благодаря своей мобильности ракетный комплекс «Ока» был лучше ОТРК «Искандер».

Источник

Неизвестная Ока: брянские ракетные системы, жертвы перестройки

Транспортно заряжающая машина 9т230

Все знают маленький вазовский автомобильчик Ока, ставший бюджетным средством передвижения для молодежи, пенсионеров, инвалидов и просто небогатых россиян 1990-х и начала «нулевых». В конце 1980-х была и другая Ока – производства Брянского автозавода, которая могла стать одним из главных козырей советской «оборонки», но оказалась неуместной в наступившую эпоху большой дружбы с Западом.

В начале 1970-х годов СКБ Брянского автозавода под руководством главного конструктора Ивана Людвиговича Юрина приступило к реализации опытно-конструкторской темы «Основа», которая в военных документах носила кодовое обозначение «Вощина». В это обширное семейство вошли плавающие и сухопутные четырехосные автомобили-шасси новой концепции с колесной формулой 8х8. Впоследствии оно пополнилось следующими поколениями, созданными под руководством главного конструктора Юрия Ивановича Мосина.

В машинах гаммы «Основа» впервые были упразднены важнейшие конструктивные принципы московского конструктора Виталия Грачева. Брянские автомобили получили один силовой агрегат (вместо двух, как это принято у Грачева) и сближенные передние и задние пары ведущих колес на независимой торсионной подвеске, но легендарная бортовая трансмиссия сохранялась вплоть до прекращения их выпуска.

Первым и наиболее известным автомобилем в семействе «Основа» стало принципиально новое плавающее корпусное шасси БАЗ-6944, с самого начала рассчитанное на несение совершенно секретного ракетного комплекса Ока, впоследствии неожиданно получившего широкую мировую огласку.

Транспортно заряжающая машина 9т230

Корпусное шасси БАЗ-6944 в Центральном музее Вооруженных сил России (фото автора)

Транспортно заряжающая машина 9т230

Комплекс Ока в софийском Военно-историческом музее (фото A. Dragnes, Норвегия)

Плавающие шасси БАЗ-6944 семейства «Основа» (1979 – 1989 гг.)

Несколько прототипов плавающего 12-тонного автомобиля-шасси БАЗ-6944 были разработаны ведущим конструктором В. Т. Авершиным, собраны в 1979 – 1980 годах и затем прошли заводские, пробеговые и полигонные испытания. Первые образцы снабжались приземистым открытым сварным несущим корпусом с удлиненной остроносой передней частью. Опытные машины второго выпуска получили укороченный передок с узкой водоотражающей панелью и более вместительный корпус с кабиной повышенного расположения и раздельными нишами для двух пар колес. Третий вариант с расширенной передней панелью и укрупненными выемками для световых блоков стал основой предсерийного автомобиля. В 1980-м доработанную машину приняли на вооружение, и завод приступил к ее мелкосерийному изготовлению.

Транспортно заряжающая машина 9т230

Остроносый прототип шасси БАЗ-6944 с несущим корпусом. 1979 год (из архива 21 НИИЦ)

Транспортно заряжающая машина 9т230

Второй вариант БАЗ-6944 с узкой водоотражающей панелью корпуса (из архива 21 НИИЦ)

Транспортно заряжающая машина 9т230

Водные испытания второго прототипа с открытым корпусом (из архива Н. Щербакова)

Транспортно заряжающая машина 9т230

Третий прототип БАЗ-6944 с закрытым монтажным отсеком (из архива Н. Щербакова)

Герметизированный цельнометаллический корпус амфибии имел три отсека: переднее отделение управления (кабина) для экипажа из четырех человек с входным люком в крыше, задний открытый грузовой (монтажный) отсек и средний моторный с вынесенными на крышу воздухозаборными кожухами. В нем помещался огромный безнаддувный дизельный двигатель V8 мощностью 400 л. с. с углом развала цилиндров 120°. Для БАЗ-6944 совместно с НАМИ была создана так называемая диапазонная гидропередача (ДГП), состоявшая из одноступенчатого гидротрансформатора и механической пятиступенчатой коробки передач от трехосного шасси БАЗ-5921. Для повышения экономичности на первых образцах она снабжалась механизмом блокировки гидротрансформатора для перевода его в режим гидромуфты, что часто приводило к поломкам ведущего вала. Справиться с этой проблемой не удалось, и в результате на серийных шасси блокиратор просто не устанавливали.

В состав трансмиссии входили раздаточная коробка с дифференциалами и коробки отбора мощности на электрогенератор, гидронасос, водооткачивающие насосы и два водомета. При полной массе свыше 29 т пустая машина на шоссе достигала скорости 70 км/ч, с полной нагрузкой — 65 км/ч, на плаву — 8 км/ч.

Транспортно заряжающая машина 9т230

Предсерийный образец с расширенной передней панелью. 1980 год (из архива 21 НИИЦ)

Транспортно заряжающая машина 9т230

Испытания БАЗ-6944 с корпусом со сдвижными створками крыши (из архива автора)

Транспортно заряжающая машина 9т230

Серийный 12-тонный плавающий автомобиль-шасси БАЗ-6944. 1983 год (фото автора)

В первую серию «Основа» входила опытная трехосная семитонная амфибия БАЗ-5947 с двумя передними парами управляемых колес, объединенными в четырехколесную тележку, и одиночным задним ведущим мостом. Конструктивно она представляла собой укороченное шасси БАЗ-6944 и была рассчитана на монтаж зенитного вооружения и радиоэлектронного оборудования. Военным эта машина не пригодилась, но в истории советской военно-автомобильной отрасли она приобрела известность благодаря своей необычной компоновочной схеме.

Транспортно заряжающая машина 9т230

Трехосный прототип БАЗ-5947 c одиночным задним мостом. 1979 год (из архива 21 НИИЦ)

Транспортно заряжающая машина 9т230

Доработанное шасси БАЗ-5947 для зенитно-ракетных систем (из архива 21 НИИЦ)

Главным и единственным предназначением БАЗ-6944 являлась работа в качестве пусковой установки оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) Ока. По своим конструктивным решениям и тактико-техническим данным он не имел аналогов в мире, а в военных кругах считался жизненно важным для поддержания высокой обороноспособности СССР, являлся негласной национальной гордостью и олицетворением тактического превосходства над Западом.

Транспортно заряжающая машина 9т230

Оперативно-тактический комплекс Ока на 400-сильном шасси БАЗ-6944 (фото M. Gyurosi)

Транспортно заряжающая машина 9т230

Пусковая установка комплекса Ока на боевом дежурстве (из архива БАЗ)

Ракетный комплекс Ока (1979 – 1987 гг.)

Плавающий ракетный комплекс 9К714 Ока повышенной скрытности и точности обладал способностью передвигаться по пересеченной местности и форсировать широкие водные преграды, имел высокоэффективное особо точное вооружение и был практически недосягаем для ПВО противника. Он снабжался ракетами серии 9М714 с разными боевыми частями, включая ядерную мощностью до 50 Кт. При дальности стрельбы 300–400 км они обеспечивали сверхвысокую для того времени точность поражения — 350 м, а боеголовка с самонаведением допускала отклонение от цели в пределах всего лишь 30 м.

Транспортно заряжающая машина 9т230

Транспортно заряжающая машина 9т230

Автомобиль БАЗ-6944 в Петербургском артиллерийском музее (фото автора)

Самоходная пусковая установка (СПУ) 9П71 комплекса Ока на специально подготовленном шасси БАЗ-6944 была закончена в 1979-м и через четыре года принята на вооружение. Автомобиль снабжался четырьмя гидравлическими домкратами и высоким закрытым корпусом с грузовым (ракетным) отсеком с пологими боковыми и задними скосами. На его крыше размещались узкие продольные створки, которые при помощи гидроцилиндров приподнимались и сдвигались в разные стороны, освобождая место для подъема в стартовое положение стрелы с заправленной ракетой и направляющими для ее запуска. Для полной автономности имелся отдельный дизельный агрегат для привода гидронасоса, а в аварийной ситуации для открывания створок и подъема ракеты применялся ручной насос.

Транспортно заряжающая машина 9т230

Боевые машины Ока пятого ракетного полка вооруженных сил Словакии (фото M. Gyurosi)

Транспортно заряжающая машина 9т230

Пусковая установка 9П71 с повышенным закрытым корпусом (фото автора)

Транспортно заряжающая машина 9т230

Размещение ракеты 9М714 в корпусе с раздвинутыми створками крыши (фото M. Gyurosi)

Вся эта стройная конструкция позволила довольно просто разрешить важные проблемы, связанные с маскировкой ракетной системы, скрытностью ее перемещения и дезориентированием противника. Все предстартовое и пусковое оборудование, заправленная ракета и другие спецсистемы были скрыты от посторонних глаз внутри корпуса. В результате общий силуэт и внешность машины практически не отличались от базового шасси, а с первого взгляда можно было даже спутать мощную боевую систему с крупным автофургоном. Время перевода СПУ из транспортного положения в боевое не превышало пяти минут, а ракета поднималась в вертикальное положение за 20 секунд до пуска.

Для транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) 9Т230 применялся такой же корпус, но без верхних створок, у которого открытый грузовой отсек с двумя ракетами закрывался брезентовым верхом. Их перегрузка осуществлялась с помощью складного пятитонного гидрокрана, расположенного в передней части отсека.

Транспортно заряжающая машина 9т230

ТЗМ 9Т230 с открытым грузовым отсеком на две ракеты (фото M. Smisek)

Транспортно заряжающая машина 9т230

Перегрузка боеголовки из грузовика на ТЗМ 9Т230 с пятитонным краном (из архива автора)

Опытные образцы обеих машин собирал волгоградский завод «Баррикады», в дальнейшем их комплектацией занимался «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» в Казахстане. До 1987 года он изготовил 108 мобильных СПУ и 88 ТЗМ. Они поступали в Советскую армию и ряд стран Варшавского договора.

Но… К моменту постановки на вооружение комплекса Ока в СССР началась перестройка. 7 декабря 1987 года первый и последний советский президент Михаил Горбачев подписал со своим заокеанским коллегой Рональдом Рейганом Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). В целом для Советского Союза он сокращал угрозу со стороны американских средств передового базирования, но заодно привел к фактическому уничтожению не только Оки, но и десятков других уже принятых на вооружение и проектируемых советских систем вооружения.

Транспортно заряжающая машина 9т230

Транспортно заряжающая машина 9т230

Как рассказывают свидетели заключения договора, в первоначальный вариант документа Ока не входила, так как формально не соответствовала его критериям, но НАТОвская сторона настояла на отдельном упоминании комплекса в нем. Считается, что Горбачев был не сведущ в перспективных оборонных разработках и не стал согласовывать текст договора с военными советниками, «подмахнув» его, как есть. Бывшие советские офицеры, знающие подоплеку не понаслышке, сейчас в частных беседах называют это откровенным предательством и часто сопровождают рассказы непечатными выражениями.

В конце 1980-х в СССР с энтузиазмом было подорвано более 200 ракет системы Ока и выведены из строя и утилизированы 102 пусковые установки и большинство ТЗМ, а с ними — практически все шасси БАЗ-6944. В бывших соцстранах, в частности – Словакии и Болгарии – комплекс Ока оставался на вооружении до 2003 года, но затем порезали на металл и их. Сегодня несколько чудом уцелевших грозных машин Ока сохранились только в военных музеях.

Транспортно заряжающая машина 9т230

Демонтаж стрелы пусковой установки 9П71. ГДР, 1990 год (фото R. Patzold)

Транспортно заряжающая машина 9т230

Машина БАЗ-6944 в процессе утилизации в Болгарии. 2002 год (из архива А. Андреева)

Транспортно заряжающая машина 9т230

Демилитаризованная ТЗМ 9Т230 на аукционе военной техники в Москве (фото автора)

Незадолго до этих событий в Брянске подготовили к производству 13-тонное плавающее шасси БАЗ-69441 для фронтового ОТРК Ока-М. По общей концепции машина не отличалась от БАЗ-6944, но относилась уже к первой серии третьего поколения Основа-1 и потому вновь обрела двухмоторную компоновку с дизелями КамАЗ-740 мощностью по 210 л. с. и двумя трансмиссиями с уже известной цепочкой бортовых передач на колеса и водометы. Нововведением на ней была вспомогательная несущая рама из Z-образных профилей.

Транспортно заряжающая машина 9т230

Двухмоторное шасси БАЗ-69441 для комплекса Ока-М. 1987 год (из архива 21 НИИЦ)

Прототип появился в 1987-м, потом, успев пройти государственные испытания, поступил на вооружение под военным кодом «Вощина». Между тем смертный приговор, вынесенный комплексу Ока, заставил заморозить все дальнейшие разработки и по теме Ока-М. Формирование для нее СПУ и ТЗМ завершено не было. В результате вместо постановки на производство и вооружение, перспективное шасси БАЗ-69441 вмиг превратилось в железный хлам, стоивший стране гигантских денег. В то же время была спроектирована новая ракетная система Ока-У, для транспортировки которой в Брянске разработали оригинальное сухопутное шасси БАЗ-69481, сходное с амфибией БАЗ-6944. Но это уже тема нашей следующей статьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *