Требования к авто для въезда в европу
Документы для выезда за границу на автомобиле
Поездку за границу на своём автомобиле многие считают неоспоримым преимуществом при выборе средства передвижения. Действительно, этот вид транспорта даёт возможность менять планы на ходу, не зависеть от авиа и железнодорожных компаний.
Но следует учитывать, что выбрав данный вид путешествия, вам предстоит оформить документы для поездки на автомобиле не только на себя и родственников, но и на транспортное средство.
Основные документы на автомобиль
При поездке в страны Шенгенской зоны для получения визы потребуется, кроме основного пакета документов, описание плана вашей поездки – маршрутная карта. Это документ свободной формы с указанием предполагаемых мест посещения, запланированных ночёвок, подтверждённых документов о бронировании отелей, если таковые имеются.
Никто не будет проверять в дальнейшем точность выбранного маршрута, и вы сможете легко его менять на своё усмотрение.
На границе запросят документ, подтверждающий право владения автомобилем – свидетельство о регистрации транспортного средства.
Оформление страховки на автомобиль
Для поездок по России одним из главных документов является полис ОСАГО. При поездке за рубеж следует оформить страховку на автомобиль для выезда за границу, так называемую Грин-карту, действующую на территории большинства зарубежных государств. Зелёная карта оформляется на автомобиль, а не на водителя, поэтому не имеет значения, кто будет находиться за рулём. Нужно это для того, чтобы ваша ответственность была застрахована в случае нанесения вреда здоровью, жизни или имуществу третьих лиц.
Образец Зелёной карты
Вы можете купить страховку для выезда за границу в страховой компании, имеющей лицензию на право выдачи подобного рода документа. Таких страховых компаний по стране около 11. При этом важно тщательно подбирать компанию и удостоверится в наличии её офисов за рубежом, чтобы не возникло проблем с оформлением документов при несчастном случае и ДТП.
Важно иметь в виду, что в разных странах лимиты по выплатам при ДТП могут разниться, может варьироваться и стоимость Green Card. Не ищите низких цен, в данном случае легко попасть на покупку нелегального полиса. Оформить страховой полис можно также непосредственно на границе. Он оформляется при поездке в конкретную страну.
При наличии достаточных средств лучшим выбором будет оформление КАСКО. Это окажется серьёзным подспорьем в неожиданных ситуациях: при угоне, необходимости сервисного обслуживания, ДТП, случаях стихийного бедствия. Набор услуг вы можете выбирать сами при заключении страхового полиса.
Доверенность на управление автомобилем
Если водитель автомобиля не является его собственником, то, кроме свидетельства о регистрации транспортного средства, необходимо будет представить доверенность на управление автомобилем от собственника. Таковы правила въезда за границу на чужом автомобиле. В документе вам передаётся право на выезд за границу на автомобиле.
Доверенность должна быть заверена нотариусом и иметь нотариально заверенный перевод.
Международное водительское удостоверение
Для выезда за границу потребуется водительское удостоверение российского образца нужной категории, в некоторых случаях ещё и водительское удостоверение международного класса (МВУ). Проблем с пересечением границы не будет и с российским документом. Но в случае зафиксированного нарушения у вас могут потребовать предъявить права международного образца.
Также в случае ДТП при наличии международной страховки требуют к предъявлению международные права. Вам будет отказано в страховой премии при отсутствии МВУ. Следует знать, что МВУ законны только при наличии национальных прав.Процесс получения международных прав отлажен и не занимает много времени.
Однако за выдачу этого вида прав ответственны только некоторые отделения ГИБДД. Необходимо заблаговременно выяснить место выдачи. Экзамены при этом не сдаются.
Международное водительское удостоверение (МВУ)
В отделе ГИБДД для получения прав необходимо предоставить:
Тонкости документации
При использовании транспортного средства по доверенности документ на автомобиль должен быть заверен нотариально. В тексте доверенности также указываются данные загранпаспорта.
Талон техосмотра, упразднённый в настоящее время, заменяет диагностическая карта. Она является основным документом, доказывающим исправность автомобиля. Срок её действия должен покрывать весь период пребывания за рубежом. Поэтому если срок техосмотра вашего авто подходит к концу, лучше пройти процедуру заново, раньше установленного времени.
Если автомобиль куплен в течение последних трёх лет, и на него ещё не оформлялась карта диагностики, надо пройти технический осмотр для получения документа. Существует также специальный бланк для выезда за границу. Все сведения в нём содержатся на иностранном языке.
В случае если автомобиль до сих пор находится под залогом в банковском учреждении, то выехать за границу можно только при наличии справки из банка о том, что у вас нет задолженности по кредиту, и банк не имеет возражения по поводу выезда машины за границу.
Следует знать, что на границе не предъявляют ПТС или медицинскую справку о прохождении водительской комиссии.
Особенности въезда на автомобиле на Украину
Для пересечения границы Украины требования документов немного иные. Основные – свидетельство о регистрации ТС и права. В этом случае подойдёт любое ВУ, кроме документов, выданных в СССР. Для поездки на Украину следует также оформить страховку – это может быть украинский полис или Зелёная карта.
Знак, обозначающий принадлежность автомобиля России, – RUS – не является обязательным. Но по старым нормам ПДД Украины он был нужен, поэтому можно и перестраховаться, прикрепив его. Виза на Украину россиянам не нужна.
Ещё одну вещь не следует забывать: необходимо проверить все свои долговые обязательства и погасить их, если таковые имеются: будь то неоплаченные в срок кредиты в банках, платежи по налогам или задержанные выплаты алиментов.
При определённой сумме накопившейся задолженности вас могут не выпустить из страны. Перед выездом пограничники всегда проверяют базу данных судебных приставов.
Если вы не уверены в том, есть ли у вас долги, проверьте свою личность по официальной базе ФССП. Раздел «Банк исполнительных производств» информативно покажет все просроченные платежи. Важно уплатить долговые обязательства заблаговременно, чтобы платёжные данные поступили в базу данных судебных приставов.
Предъявленные на границе квитанции о погашении задолженностей вас не спасут.
Личные документы
С собой в поездке необходимо иметь личные документы:
Медицинская страховка по стоимости должна покрывать предоставление услуг на сумму не меньше 30 тысяч евро на весь срок пребывания в стране.
Наличие страховки и остальных личных документов, обязательно для каждого, находящегося в автомобиле.
За границей всё дороже
Все необходимые документы оформлены, и вас пропустили через границу. Но радоваться рано. Обо всех проблемах, возникающих на зарубежных дорогах, необходимо поинтересоваться заранее, выбрав информацию именно о тех странах, куда вы собираетесь. И не важно, будь то транзит или пункт назначения. Например, столь привычный в России антирадар может явиться предметом контрабанды, даже если вы его везёте в багажнике.
Выяснив все тонкости правил езды по зарубежным дорогам, вы сможете верно рассчитать стоимость всего путешествия и избежать лишних трат. В некоторых странах превышение скорости более 20 км/ч стоит несколько евро, а в других это может исчисляться сотнями. Водители автомобилей с иностранными номерами расплачиваются наличными сразу на месте нарушения.
Качественные дороги оказываются платными. Стоимость рассчитывается по километрам. И если в одних местах это всего лишь центы, то в других – несколько евро. Можно рассмотреть путь по объездной, который окажется немного длиннее, но бесплатным.
Часто такие поездки по объездным дорогам оказываются более увлекательными и зрелищными, так как открывается возможность проехать по узким городским и сельским улочкам и понаблюдать за жизнью местных жителей, не выходя из машины.
Существует вариант приобретения проездного билета, который даёт право проезжать практически все платные дороги в нескольких странах. Он приобретается на бензозаправках и действует сроком в неделю. Стоимость его не превышает 10 евро.
Паркинг. Бесплатной её нет вовсе, и в зависимости от района и удалённости от центра или популярных для посещения мест её цена колеблется от 2 до 5 евро в час. Во многих городах бесплатно можно парковаться на окраинах, выяснив, не остановились ли вы в частном, запрещённом для пребывания после 20 часов вечера, секторе.
FAQ для выезжающих на машине в страны ЕС.
Сначала — дисклаймер.
Этот FAQ написан из собственного опыта, и не предполагает обсуждений.
Актуален для граждан РФ.
Понятно, каждый поступает так, как считает нужным, я лишь расскажу, что надо и что — не надо, с точки зрения здравого смысла.
Откуда я всё это знаю — можно посмотреть на карте, где я живу, думаю, будет понятно.
Наткнулся вот на эту запись — www.drive2.ru/l/491095220352451178/
Немедленно понял, что надо восполнить пробел в знаниях сограждан о том, что для нас, жителей Калининграда, стало обыденным и привычным, как МКАД для москвичей)
Речь пойдёт о том, что необходимо, можно, и не нужно иметь с собой, если вы собрались ехать в страны ЕС на машине.
Пока рассмотрим въезд на территорию ЕС.
Список обязательных документов:
Паспорт, виза и медицинская страховка для каждого — это, надеюсь, понятно и очевидно)))
1. Национальное ВУ (это и так понятно, но к этому мы ещё вернёмся).
2. Свидетельство о регистрации ТС (ламинированный талон).
3. Полис ОСАГО. Если электронный — лучше распечатать, и кинуть в бардачок, могут проверить на обратном пути при пересечении границы РФ. Не везде ещё есть доступ к электронным базам данных страховок.
4. Зелёная карта (страховка для ЕС). Обязательно проверяйте, чтобы полис был с покрытием «Для всех стран».
5. Диагностическая карта, даже для нового автомобиля. Не факт, что её попросят (в Литве теперь нужна в 100% случаев), но иметь вы её обязаны. Если у вас её спросят, а её нет — развернут с границы домой.
6. Наличные. Сколько — смотрите требования страны, в которую будете въезжать. В какой валюте — не суть, но лучше евро или валюта страны, в которую въезжаете. Карта VISA или другая, пусть она будет сто раз платиновая, вам не поможет. Тем более, что наличные в Европе нужны много где. Не факт, что попросят показать, но, в случае чего — развернут с границы.
7. Помимо огнетушителя, аптечки и знака аварийной остановки — сигнальный жилет.
UPD. Свежие новости с польской границы — поляки просят показывать подтверждённую бронь в отеле. Это новшество, такого раньше не было. Скорее всего, из-за праздников. Распечатайте и возьмите с собой.
Теперь, что желательно, но не обязательно.
1. МВУ. Это такая смешная копеечная книжка. Нужна она в случае ДТП (не дай Бог). И то, только потому, что в ВУ нового образца (которое фиолетовое) не впечатали заглавие на французском. Формально — в наших новых ВУ название документа написано только по-русски, русский же не является международным, соответственно — это повод для страховой обвинить вас в том, что вы управляли ТС, не имея лицензии, и отказаться от выплаты. Законность этого неоднозначна, расчёт сделан, в основном, на то, что вы — турист, языка не знаете, на адвоката денег тратить не будете, в суд не пойдёте. Короче — лучше сделать, и не париться.
Второй случай, где эта смешная книжка понадобится — прокат автомобиля. Без МВУ ни одна крупная прокатная контора машину вам не даст. Мелкая — обязательно напарит со страховкой, если даже даст.
2. Фотографии в телефоне — паспортов, виз, ВУ, свидетельства о регистрации, страховок и т.д. Сильно поможет в случае кражи (не дай Бог).
3. Запасной ключ от машины в вещах, спрятанный подальше. И лучше, чтобы он не был на одной связке с брелком от сигнализации.
4. Омывайка. Особенно в это время года. Я всегда беру запас в Польше, если еду в Германию. Там она стоит чудовищных денег, выбор на автобанах невелик, и деваться будет некуда. Воду в бачок на заправке вы не наберёте, простой воды тоже не купите — точнее, она будет ещё дороже. Всё продумано)
Теперь, про саму машину.
1. Колхозный ксенон — нет.
2. Шипованная резина — очень много где нет.
3. Все осветительные приборы должны быть исправны.
4. Все стёкла должны быть целыми.
5. Тонировка — как и у нас, только зад. Никаких полос на лобовом и прочей херни.
6. На машине не должно быть значительных вмятин, повреждений и прочего.
7. Ничего не должно течь. Если потечёт масло на границе — то вам, перед тем, как развернуть, ещё и предложат заплатить за уборку.
8. Лысая/разная резина — нет.
9. Дымить — нет. Не так сильно цепляются, порой вижу настоящие паровозы, работающие на хз чём — но ездят. Однако, лучше не рисковать, могут отправить на проверку (приборы стоят прям на границе).
10. Дополнительный запас топлива (это кроме бака) с собой можно иметь 10 л. Оно вам надо? Только вонь лишняя. Кроме того — не дай Бог вам встать где-то на паркинге и начать лить из канистры в бак)
11. Радар-детекторы запрещены практически везде — имейте ввиду. Да и толку от них мало, если честно.
Что нельзя делать на границе.
1. Острить, хамить или качать права. С вероятностью 100% поедете обратно, и хорошо, если обойдётся без полиции, аннулировании визы и штрафов.
2. Курить, когда вы заехали в зону досмотра.
3. Пользоваться мобильным телефоном и фотоаппаратом в зоне досмотра. У нас на время прохождения границы некоторые снимают и видеорегистраторы — от греха подальше.
Про то, что можно провозить — читайте внимательно, особенно в части сигарет и алкоголя.
С этим очень строго.
Обязательно прочитайте, как оплачиваются дороги в странах, в которых вы будете ездить.
Штрафы — конские.
Не нарушайте правил, помните, что в ЕС превышение скорости на 1 км/ч — это превышение. А не 20 км/ч, как у нас.
Штрафы — не сказать, чтобы прям вот высокие, но неприятные.
Кроме того, на скоростных дорогах скорость контролируют машины, которые внешне ничем не отличаются от обычных — имейте ввиду.
Парковки в странах ЕС практически все — платные. Оплата для нас — наличные, монетами. Система — предоплатная. Дико неудобно. Очень часто лимит по времени — 2 часа.
Штрафы — конские.
Потом, полиция в ЕС штрафует за всё разом. Если нарушили три пункта правил — получите три штрафа, а не так, как у нас — на выбор)
Помните, что в некоторых странах ЕС есть свои, локальные дополнения к правилам — к примеру, Umweltzone в Германии.
Нарушите — вас оштрафуют, хоть вы тридцать раз турист.
Собственно, вот и всё, что надо иметь ввиду, чтобы не получить испорченный отдых или просто лишнюю нервотрёпку.
Что нужно для путешествия на авто по Европе
В этом году я впервые съездил на своей машине в Европу. Для таких поездок нужно оформить ряд документов. Первый раз я получал шенгенскую визу полностью через компанию и не знал, как это реально происходит. Виза была на полгода и быстро кончилась, хотя я и успел дважды проехаться по Европе и намотать по ней более 10 000 километров. Сейчас же для получения такой визы нужно лично посещать визовый центр, сдавать отпечатки пальцев и поэтому появился некоторый опыт, чем с удовольствием и делюсь.
Документы на машину. Это так называемый пластик. Если едете по доверенности, то разумеется, нужна доверенность. заверенная нотариусом.
Водительское удостоверение. Обычное российское удостоверение, в котором ваши данные дублируются латиницей. Какого-то специального международного удостоверения не нужно. По крайней мере у меня за время посещения полутора десятков европейских стран никаких вопросов к моим правам ни у кого не было.
Страховка на машину. Это так называемая «грин карта». Оформляется за 10 минут в любой страховой компании, или же непосредственно перед границей. На выезде из России можно увидеть множество пунктов продажи таких страховок. Я делал такую страховку заранее перед каждой поездкой, плюс всегда оформлял страховку здоровья. Страховку здоровья никто и нигде не спрашивал у меня (хотя, говорят иногда могут и спросить на границе), так что это дело почти добровольное. Однако с учетом дороговизны европейской (да и не только европейской) медицины, я делаю такую страховку всегда. Зеленая карта на автомобиль оформляется на тот срок, который вам нужен. Правда там, как мне сказали, есть некая кратность дней — 10, 15, 30 и тд. Т.е. если вы едете на 11 дней, то оформлять ее придется на 15. Может это правила конкретной страховой компании и в других иначе, не проверял. На мою машину месячная страховка стоит 4420 рублей.
Загранпаспорт. Ну тут все понятно. Главное, чтобы он был действителен не менее 3-6 месяцев с момента вашего въезда в страну путешествия. Это требование есть почти во всех странах.
Визы. Для путешествий по Европе нужны визы, правда не во все страны. Итак, первый вариант — Шенгенская виза. Второй — виза непосредственно в ту страну. куда вы едете, при условии, что никаких других стран с визовым режимом пересекать не будете. Ну, например. поездка в Польшу. Хотя, эото вариант вовсе не вариант, так как проще получить сразу Шенгенскую визу и открыть себе путь в разные страны. На данный момент к числу стран Шенгенского соглашения относятся 26 из 28 государств Евросоюза (кроме Великобритании и Ирландии). Получить шенгенскую визу можно для поездок в следующие страны: Австрию, Бельгию, Болгарию, Венгрию, Германию, Грецию, Данию, Исландию, Испанию, Италию, Кипр, Литву, Латвию, Лихтинштейн, Люксембург, Мальту, Нидерланды, Норвегию, Польшу, Португалию, Румынию, Словению, Словакию, Чехию, Францию, Финляндию, Швецию, Швейцарию, Хорватию, Эстонию. Вроде никого не забыл.
Получив визу любой из этих стран, можно посетить не только эту страну, но и любое иное государство, входящее в состав шенгенской зоны. Это удобно — никаких лишних формальностей. Разумеется, что виза должна быть не однократной, а мультивизой, т.е. разрешающей множественный въезд-выезд в течении срока ее действия.
Кроме того есть европейские страны, куда россиянам можно попасть без виз вовсе — Албания (летний период), Беларусь, Босния и Герцеговина, Македония, Молдова, Северный Кипр, Сербия, Турция, Украина, Черногория.
Первую визу мне выдали на полгода, которые очень быстро кончились. Пришла пора делать новую. Первая получалась в итальянском консульстве, вторую решил делать там же. Итак, что нужно.
1. Заявление. Форма есть на сайте итальянского визового центра.
2. Справка из банка о состоянии счета. Надо на счету иметь примерно 250-300 тыс. рублей. На сайте тоже есть какие-то расчеты по срокам пребывания в стране и соответствующим суммам. Ну типа, чтоб туристы не начали работать или побираться ))
3. Страховка жизни и здоровья на срок пребывания. Делается в любой страховой.
4. Билеты. Если едете на машине, то полностью расписанный маршрут с пунктом 5. Я не стал усложнять себе жизнь и остановился на варианте авиаперелета.
5. Бронь гостиниц на срок пребывания.
6. Фото, паспорта… Может еще что-то забыл, но вроде все написано…
Брони билетов и гостиниц делаются через интернет. Если вы решите потом изменить сроки вылета или вовсе решите ехать на машине (разве есть варианты?), брони отменяются и все. Только заранее смотрите, чтобы отмена не попадала на штрафные санкции у отеля или авиакомпании.
Иногда в интернете встречаются страшилки про то, что если вы получали визу и не имеете отметок в паспорте о нахождении в стране, то вторую визу вам могут не дать. Как получилось у меня. Первая виза была получена у итальянцев. Но так как я ехал на машине и страной въезда была Польша, то, соответственно, отметок о том, что я был в Италии нет. Они были бы, если б я летел на самолете и проходил таможенный и паспортный контроль непосредственно в итальянском аэропорту. Так вот, это обстоятельство не стало препятствием для получения второй визы. Хотя, мне можно было подстраховаться и сохранить хотя бы счета из итальянских гостиниц, как доказательство моего пребывания в Италии.
Визовый центр сработал очень оперативно. Мы сдали документы во вторник днем, а паспорта с визами курьер доставил в Брянск уже в субботу утром. На этот раз визы выданы на 2 года! Так что мы посетим еще немало интересных европейских уголков!
Подготовка машины. Тут тоже ничего сверхъестественного не нужно. Конечно, в разных странах и требования разные, но есть те, которые существуют почти везде. Помимо привычных нам огнетушителя, знака аварийной остановки и аптечки, во многих европейских странах требуется наличие в машине полного комплекта используемых в машине предохранителей и ламп. А еще необходим жилет со светоотражательными полосками. Где-то он нужен по числу пассажиров в машине, где-то один. Шипы на зимней резине во многих странах запрещены. Вместе с тем, зимой на некоторые горные перевалы можно попасть только если у тебя есть цепи противоскольжения. И не забудьте положить в машину буксировочный трос, хотя, уверен, у вас он и так есть.
В любом случае, прежде чем ехать в какую-то страну, не поленитесь найти их ПДД и ознакомиться. Лишним это не будет. Например, следует знать, что в ряде стран для езды по платным автодорогам придется купить виньетку — наклейку на лобовое стекло. Если ее нет, нарушителя ждет большой штраф.
И еще. Сделайте копии всех документов (на машину, паспорта, страховки) в двух вариантах — бумажные и электронные. Бумажные возите с собой отдельно от оригиналов, а электронные скопируйте на флешку, в телефон и отправьте в облачный сервис или себе на почту. В случае потери документов это поможет вам значительно упростить их восстановление.
Как видите, ничего сложного в подготовке к поездке на автомобиле в Европу нет. Путешествуйте с удовольствием!
Как путешественнику из России попасть в закрытые страны Европы
Что нужно, чтобы попасть в Италию, Испанию, Францию
Этот материал был обновлен 01.11.2021.
Большая часть государств Евросоюза и Шенгенской зоны сейчас закрыты для путешественников, которые вылетают из России.
В некоторые страны Европы, например в Финляндию, Францию и Испанию, можно улететь напрямую, если привились зарубежными вакцинами. Если сертификата о прививке нет, на самолет посадят лишь по веской причине вроде работы и учебы за границей. Но это придется подтвердить документами.
Тем не менее россияне регулярно рассказывают в соцсетях и на форумах, что отдохнули в закрытых европейских государствах без всяких сертификатов. Чтобы попасть туда, они включают в маршрут промежуточную европейскую страну, которая принимает россиян.
Объясню, как выглядит такая схема, чем она сложна и какие последствия могут быть. Важно: вся информация в статье актуальна на момент публикации, а правила въезда постоянно меняются, поэтому обязательно перепроверяйте их перед путешествием.
О чем расскажем
Где отдохнуть за рубежом в 2021 году?
Какие страны ЕС и Шенгенской зоны открыты для россиян
В октябре 2021 года для россиян открыты границы Австрии, Болгарии, Венгрии, Греции, Кипра, португальской Мадейры, Румынии, Словении, Хорватии, Эстонии. Болгария, Кипр, Румыния и Хорватия не входят в Шенгенскую зону, но в них можно въехать по многократной шенгенской визе. В эти страны и приезжают россияне, чтобы потом из них отправиться в закрытые государства Европы.
На Мадейру и в Эстонию нет прямых рейсов из России, поэтому мы исключим их из нашего анализа: туда можно добраться с пересадкой, но тогда получится две стыковки в маршруте — неудобно и дорого.
По земле в Эстонию тоже попасть нельзя: сухопутная граница России закрыта для туристов. Выехать из страны на машине, автобусе или поезде получится лишь в Абхазию, Южную Осетию и поездом в Беларусь. Еще из страны через КПП выпускают тех, у кого есть уважительная причина, например наличие ВНЖ или документы о предстоящем лечении.
Через какие страны россияне попадают в Европу
Как правило, путешественники из России попадают в закрытые страны через Австрию, Венгрию, Грецию, Румынию и Хорватию. Коротко расскажем о правилах въезда в них.
Австрия. В течение 72 часов до прибытия заполните специальную форму. При регистрации на рейс и на границе нужно показать один из документов:
Вакцинированные освобождены от карантина, все остальные обязаны 10 дней соблюдать самоизоляцию. Ее можно прервать досрочно, если сдать анализы на пятый день.
Греция ждет от туристов заполненную форму за 24 часа до въезда и один из тестов: ПЦР не старше 72 часов или антиген не старше 48 часов. Но в Европе признают результаты анализов на антиген только от определенных производителей. По прилете непривитые путешественники сдают еще один тест — в аэропорту.
Румыния. Чтобы попасть в страну, у россиян есть три варианта:
Хорватия потребует у туристов заполненную форму и один из документов:
В какие закрытые страны едут россияне
Судя по комментариям на Форуме Винского, среди соотечественников популярны Испания, Италия, Франция. Покажем, как въезжают в закрытые страны ЕС и Шенгена, на примере всех трех.
Испания. Путешественникам разрешают въехать в страну из России напрямую без ограничений, только если у них есть сертификат о вакцинации одним из одобренных ВОЗ препаратов: AstraZeneca, Johnson & Johnson, Moderna, Pfizer, Sinopharm или Sinovac. Мне подтвердили это в дипмиссии Испании. Перед путешествием придется заполнить форму SpTH.
Если сертификата нет, въезд из России разрешен только тем, у кого есть уважительная причина для посещения страны, например учеба или ВНЖ. Право на въезд нужно подтвердить документами. Еще придется заполнить форму SpTH и сдать тест на коронавирус перед вылетом или получить документ о перенесенном COVID-19.
Перед покупкой билета на самолет напишите в авиакомпанию
Даже если вы уверены, что вас пустят в закрытую страну, перед покупкой авиабилета обсудите правила въезда с перевозчиком. Напишите авиакомпании по электронной почте и спросите, какие документы нужно представить при регистрации. Время непростое, а правила постоянно меняются — бывают ситуации, когда сотрудники авиакомпании отказываются посадить на рейс тех, кто имеет на это законное право, поэтому лучше перестраховаться.
Россияне, которые не сделали прививку и не имеют оснований для посещения Испании, попадают в страну через открытые государства Европы. При въезде из государств ЕС или стран Шенгенского соглашения гражданство значения не имеет — об этом мне сообщили в генконсульстве Испании в Москве.
Количество дней, проведенных в Евросоюзе или Шенгенской зоне, испанцев тоже не интересует. То есть, например, можно прилететь из России в Венгрию и через пару часов сразу же отправиться в Испанию.
Расскажу, как попасть в Испанию из других государств. Испанские власти делят страны на «зеленые», «желтые» и «красные» — в зависимости от уровня заболеваемости. Правила въезда зависят от того, из какой зоны прибывает путешественник.
На какие категории Испания делит другие страны
Категория | Что с заболеваемостью | Примеры стран |
---|---|---|
«Зеленые» | Ситуация благополучная | Украина, Канада, Китай |
«Желтые» | Есть регионы с риском заболеваемости, а есть без | Франция, Португалия, Италия |
«Красные» | Высокий риск заболеваемости | Россия, Австрия, Венгрия, Греция, Румыния, Хорватия |
При въезде из зеленой зоны ЕС или Шенгена никаких документов не спрашивают. Потребуется лишь заполнить форму на сайте или в приложении Spain Travel Health, SpTH. В ней указывают личные данные, номер рейса, дату прибытия. В ответ придет QR-код — его показывают на регистрации и пограничникам.
Если страна ЕС или Шенгена находится в желтой или красной зоне, то путешественник должен показать при въезде в Испанию один из документов: справку о перенесенном коронавирусе, сертификат о вакцинации одобренным в Испании препаратом или результат теста на коронавирус. ПЦР-тест сдают в течение 72 часов до въезда. Результат антиген-теста, одобренного в ЕС, действителен в течение 48 часов.
Список антиген-тестов, одобренных ECPDF, 2,1 МБ
Если страна не входит в Евросоюз или Шенгенскую зону, для нее могут действовать дополнительные ограничения. Чтобы о них узнать, зайдите на сайт Минздрава Испании. В выпадающем списке выберите интересующее государство — вы увидите, к какой зоне оно относится и каковы актуальные требования.
«Пограничники в Испании ничего против моего греческого шенгена не имели»
Я прилетел прямым рейсом из Москвы в Бухарест. Для привитых «Спутником V» ограничений на въезд не было. В Румынии провел три дня, но можно было и сразу лететь в Испанию: для привитых нет карантинов и других ограничений. Для Испании тоже нет разницы, сколько времени вы находились в Румынии.
Дальше я улетел из Бухареста в Мадрид. Для перелетов из стран зеленой зоны нет ограничений по тестам или вакцинации.
Паспортный контроль на вылете из Бухареста был обычный. На посадке смотрели стандартные документы — загранпаспорт и визу — и заполненную испанскую форму. Такой же контроль в Испании: пограничники проверили те же документы и поставили штамп о прибытии в Шенгенскую зону.
Пограничники в Испании не имели ничего против моего греческого шенгена. Спросили только адрес отеля, где я планирую остановиться, на этом их интерес закончился.
Обратно я улетел из Барселоны прямым рейсом в Москву. Ни у кого никаких вопросов не было. Тест на вылете из Испании не требовался.
Важный момент: за прошедшее время Испания перенесла Румынию из зеленой зоны в красную — теперь из Бухареста можно лететь только с отрицательным результатом теста.
Как попасть в Италию в 2021 году
Россиянам попасть в Италию сложнее, чем в Испанию. Государство разделило страны на пять групп в зависимости от уровня заболеваемости: А, B, C, D и E. Для каждой из них действуют свои требования.
На какие категории Италия делит другие страны
Категория | Что с заболеваемостью | Примеры |
---|---|---|
A | Страны-анклавы, где ситуация примерно такая же, как в Италии | Ватикан, Сан-Марино |
B | Низкий риск заболеваемости | В этой категории сейчас никого нет |
C | Низкий риск заболеваемости | Страны Евросоюза или Шенгенского соглашения, в том числе Австрия, Венгрия, Греция, Румыния, Хорватия |
D | Низкий риск заболеваемости | Страны за пределами Евросоюза и Шенгенской зоны: Украина, Япония, Израиль |
E | Высокий риск заболеваемости | Все остальные, в том числе Россия |
Из стран группы Е, в том числе и напрямую из России, въезд в Италию разрешен, только если есть основания, например работа или учеба, — их придется подтвердить документами. Еще, чтобы попасть в страну, понадобится заполнить форму dPLF и сдать тест на коронавирус — ПЦР или антиген — в течение 72 часов до въезда. А также оповестить о своем прибытии Минздрав. Как именно это сделать, в правилах не уточняют, приводят только ссылку на страницу с телефонными номерами на сайте Минздрава. После прилета нужно отсидеть на самоизоляции 10 дней, а затем снова сдать анализы.
Все путешественники, которые прибывают из стран группы C, могут въезжать в Италию без карантина. Но если они приехали из страны группы E, например из России, им нужно провести 14 дней в стране из листа C, чтобы въехать в Италию без 10-дневного карантина.
Италия одобрила вакцины AstraZeneca, Johnson & Johnson, Moderna, Pfizer и принимает ПЦР- и антиген-тесты не старше 48 часов, причем антиген-тесты — из списка одобренных в Евросоюзе. Ковид-паспорт выдадут, если вы сдадите тест или сделаете прививку в открытой стране Евросоюза. О том, где это сделать, мы рассказывали в другом материале Т—Ж.
Получается, теоретически россияне могут провести две недели в Греции или Венгрии, получить ковид-паспорт, а затем въехать в Италию без карантина. Но другие официальные ведомства считают иначе.
Итальянское посольство в России не ответило на мое письмо с вопросом о законности оснований въезда для россиян и посоветовало написать в консульство, но там запрос тоже проигнорировали. В Генконсульстве России в Палермо сказали мне, что въезд для российских граждан на территорию Италии с туристическими целями запрещен, но основание не назвали.
Российское посольство в Греции на мой вопрос о том, можно ли ехать в Италию после отдыха в Греции, сообщило, что так делать нельзя. Но ни на какие документы, которые это подтверждают, не сослалось. Генконсульство Греции в Москве оставило запрос без ответа.
Посольство Венгрии в России сообщило, что въезд в Италию через Венгрию возможен, но необходимо следить за актуальными требованиями итальянцев.
«По прилете в Неаполь мы просто вышли в город — никакого контроля»
Путешественники обычно получают шенгенскую визу, например типа C, в эстонском консульстве. Эстония без проблем пускает туристов из России после полного курса вакцинации, спустя 21 день после последнего укола. Я въехал в страну с европейским сертификатом о вакцинации, а супруга — с российским сертификатом о перенесенной болезни.
Формально Италия не примет вас, если вы прибыли из России менее чем 14 дней назад. Получается, нужно отсидеть своеобразный двухнедельный карантин в Таллине.
По факту у нас не смотрели ничего, кроме билетов на самолет при посадке в Таллине. Когда мы прилетели в Неаполь, просто вышли в город — тоже никакого контроля. Когда путешествовали на поездах и автобусах по Амальфитанскому побережью в Италии, никого наши коронавирусные документы не интересовали. В пиццерии в Салерно один раз спросили сертификаты, а тест у жены уже был просрочен — мы извинились, нас извинили и подали вкусную пиццу.
В приложении SpTH нужно было заполнить формы о прибытии в Испанию на каждого человека, включая ребенка. Испанцы, в отличие от итальянцев, смотрели и сертификаты, и SpTH-форму как на посадке, так и по прибытии.
В Испании, на Тенерифе, нигде не спрашивали сертификат. Маски требовали надевать везде в помещениях. Только чуть приспустишь — просят натянуть на нос. На улице носить маску не нужно.
Сейчас мы еще в Испании. Возвращаться будем через Италию. Если правила к тому времени не поменяются, то жена сдаст заранее тест, заполним dPLF. Далее эстонцы примут сертификат о вакцинации с российских госуслуг, а по прилете в Таллин мы заполним декларацию здоровья.
Как попасть во Францию в 2021 году
Франция без ограничений принимает туристов из России только при условии, что у них есть сертификат о вакцинации препаратами AstraZeneca, Johnson & Johnson, Moderna или Pfizer. На границе нужно будет показать подтверждение вакцинации и заполненную анкету о том, что у вас нет симптомов COVID-19 и с зараженными вы не контактировали. Еще ее называют «декларация чести». Форму скачивают на сайте МВД Франции. Нажмите на пункт Travel to/from a red list country, промотайте страницу вниз и загрузите документ Statement of honor.
Информацию о том, что привитым туристам въезд во Францию из России разрешен, подтверждает французское Министерство Европы и иностранных дел. К нему присоединяется московское генконсульство.
Если сертификата о вакцинации одобренным препаратом нет, для въезда во Францию из России нужна уважительная причина вроде учебы, заполненная «декларация чести» и сертификат путешественника. Еще в течение 48 часов до вылета придется сделать ПЦР- или антиген-тест на коронавирус. А по прилете — сдать анализы и пройти 10-дневный карантин.
Без нее можно попробовать попасть в страну через другие «зеленые» государства. Франция делит страны по уровню заболеваемости на «зеленые», «оранжевые» и «красные».
На какие категории Франция делит другие страны
Категория | Что с заболеваемостью | Примеры |
---|---|---|
«Зеленые» | Низкий риск заболеваемости коронавирусом | Австрия, Венгрия, Греция, Румыния, Хорватия |
«Оранжевые» | Вирус активен, но под контролем | США, Марокко, Казахстан |
«Красные» | Вирус активен | Россия, Грузия, Турция |
Из зеленой зоны во Францию въезжают с одним из документов: ПЦР- или антиген-тестом, который сделан в течение 72 часов до вылета, справкой о выздоровлении за последние полгода или прививочным сертификатом, выданным после вакцинации одобренным Евросоюзом препаратом. Тесты принимают только из лабораторий, которые одобрены в Евросоюзе. Для въезда из Болгарии, Литвы, Латвии, Эстонии и Румынии тест действителен 24 часа.
Список антиген-тестов, одобренных ECPDF, 2,1 МБ
Из оранжевой и красной зон туристов пустят только с сертификатом о вакцинации. А непривитых — лишь по веской причине вроде учебы.
Франция позволяет туристам из-за рубежа получить EU DCC, европейский ковид-паспорт.
С признанной в Европе вакциной вы сможете напрямую из РФ полететь как турист не только в Испанию и Францию, но и, например, в Финляндию — финская погранслужба мне это подтвердила.
«Я слетала из Будапешта в Париж, чтобы сделать прививку»
Я ездила в Будапешт, но оттуда слетала одним днем в Париж сделать прививку.
В Будапеште на въезде не было вообще никаких проблем, пограничник даже не дождался, когда я достану сертификат о прививке. Но это просто у меня такой пограничник был, у других проверяли. Подойдет сертификат с госуслуг на английском языке.
В Париже прилетела в Бове, там не было вообще никаких проверок, мы просто вышли в город из здания аэропорта. В Париже везде в кафе и магазинах просят показать сертификат или тест, я показывала мой аэропортный, всем подходил. Обратно из Парижа в Будапешт не смотрели вообще ничего, кроме паспорта и посадочного. В Будапеште тоже не было никаких проверок.
«Я получил ковид-паспорт ЕС и могу въезжать практически в любую страну Евросоюза»
Слышал, что тогда некоторые россияне летели во Францию из Греции чуть ли не в день прилета из России. Сейчас, судя по Форуму Винского, пассажиров, которые не провели 10 дней в Греции, на рейс во Францию не пускают представители авиакомпаний Air France, Aegean, Transavia.
Меня привили одной дозой Pfizer. Такую схему вакцинации во Франции и в паре-тройке других европейских стран применяют в ситуациях, когда ранее был подтвержденный случай болезни. Количество доз в сертификате указано как 1/1.
С ковид-паспортом я могу въезжать как турист практически в любое государство Евросоюза из третьих стран.
На регистрацию на рейс и сдачу багажа у меня ушло несколько минут. Сотрудник авиакомпании проверил визу и документы для въезда во Францию из стран красной зоны: бумажный сертификат о вакцинации, «декларацию чести» об отсутствии симптомов и контактов с больными коронавирусом и форму PLF. Формы для заполнения раздали в самолете, в PLF даже не нужно ставить свою подпись.
Сам сертификат о вакцинации при вылете из России никак не верифицируют, просто сверяют с данными паспорта. Когда увидели, что количество доз 1/1, уточнили, почему так. Объяснил, поблагодарили за информацию. PLF собрали в самолете перед посадкой, а «декларация чести» так и осталась у меня.
По прилете в аэропорт Орли в Париже высадка в терминал была через телетрап, потом отправили на улицу, чтобы автобусом отвезти на санитарный контроль. Полчаса ожидания в очереди из нескольких автобусов — и вот мы уже на санитарном контроле, где сотрудники распределяют толпу в два потока: вакцинированных и всех остальных, которых ожидает экспресс-тест и последующий карантин.
В Австрии маски можно не носить, например, в отелях — если ты вакцинирован. При заселении обязательно спрашивают дату вакцинации, но сам сертификат никак не смотрят и не проверяют.
Больше всего понравились Нидерланды. В Амстердам я приехал на поезде Thalys из Парижа и сразу обратил внимание, что на двухминутном пароме от Центрального вокзала в Буикслотервег не все в масках. Попал в отель и приятно удивился улыбкам за стойками, а не привычным уже повсюду маскам.
Какие сложности ждут туристов, которые планируют ехать в закрытые страны
Дополнительные расходы. Нельзя улететь из Москвы в Рим с пересадкой в другой стране, если у вас нет оснований для посещения Италии. Вас просто не посадят на рейс. Поэтому придется покупать два билета: например, отдельно из Москвы в Афины, а затем — из Афин до Рима. Как правило, это стоит дороже, чем один билет.
Судя по отзывам туристов, в странные маршруты на стойке регистрации в аэропорту тоже не поверят. Об этом рассказывают в десятках тем на Форуме Винского. Не пытайтесь лететь в открытую для россиян Вену с пересадкой в закрытом Милане в надежде сойти в Милане. Или в Афины — с пересадкой в Париже. И в Вену, и в Афины есть прямые рейсы из России, о чем вам тут же сообщит сотрудник авиакомпании.
В итоге, когда в маршруте возникает промежуточная страна, стоимость путешествия вырастает. Вы платите за гостиницу, кафе, транспорт и так далее в государстве, куда не собирались. А еще — теряете драгоценные дни отпуска.
Что с визовой историей. Я поинтересовался у посольства Венгрии в России, не отразится ли негативно на визовой истории российского туриста поездка из Венгрии в Италию. Вот что мне ответили: «Турист запрашивал венгерскую визу для поездки в Венгрию. Правильное использование визы диктует, что с этой визой он проведет больше времени в Венгрии, чем в Италии. Повлияет ли как-то негативно эта поездка на визовую историю туриста? Если турист учитывает правильное использование визы, то, конечно, нет. Иначе он рискует получить отказ во въезде в Италию и/или отказ в своих дальнейших шенгенских заявлениях».
Венгрия стала выдавать путешественникам в основном однократные визы. В посольстве мне сказали, что они не предназначены для поездок куда-то помимо Венгрии, иначе у туриста могут возникнуть проблемы.
Эксперты туриндустрии в комментариях Ассоциации туроператоров России рекомендуют открывать шенгенскую визу в той стране, для которой россиянин ее получал. По их словам, в противном случае путешественника могут не пустить в страну или же отказать в выдаче новой визы.
Представитель Tez Tour заявил, что греческое консульство предупреждает туристов: использовать визу для беспрепятственного пересечения границы с другими странами, въезд в которые для россиян ограничен, нельзя. На сайте визового центра Греции нам удалось найти документ только о том, что шенгенская виза не дает автоматического права на свободное передвижение по странам зоны, а перед поездкой нужно уточнить, какие ограничения действуют.
Когда я спросил у нашего консульства в Греции, есть ли какие-то преграды к тому, чтобы после трех недель в Греции вырваться на несколько дней в Италию и Испанию, то получил уклончивый ответ: работник консульства указал, что страны закрыты для россиян, но про риск для визовой истории не упомянул. Визовый центр Греции этот вопрос проигнорировал.
Диппредставительства Италии, Испании, Румынии на мой вопрос о риске для визовой истории не ответили.
Дополнительный пограничный контроль. Из-за пандемии на некоторых внутришенгенских рейсах появился дополнительный пограничный контроль, например во Франции. При этом штамп о въезде в Шенген вам поставят в первой стране, а во второй только проверят визу.
Если вы следуете в Шенген из Румынии и Хорватии, то первый штамп получите при пересечении их границы, а второй — в точке назначения, так как Румыния и Хорватия в Шенген не входят.
Судя по отзывам соотечественников на туристических форумах, при въезде в страну Шенгена или Евросоюза пограничников не интересует ваше гражданство. Им важно только, в какой стране вы в последний раз находились. Зачастую между государствами ЕС и Шенгена можно перемещаться без дополнительных оснований. Из Венгрии в Италию россиянина пустят, из России — нет.
Правила меняются быстро. Необходимо учитывать не только то, пускают ли россиян в промежуточную страну и на каких условиях, но и пустят ли из промежуточной в закрытую для граждан России.
Например, еще в августе путешественников из Румынии принимали в Испании без тестов, а в сентябре Румыния очутилась в красной зоне — и Испания требует у въезжающих из этой страны результаты анализов. Италия с 26 октября принимает от тех, кто въезжает из стран группы C, строго ковид-паспорта ЕС. Также необходимо обращать внимание на нюансы: например, при въезде во Францию из Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии и Эстонии невакцинированным путешественникам требуется тест, сделанный в течение 24, а не 72 часов, несмотря на то что эти страны в зеленой зоне.
Как вернуться в Россию. Стандартные правила возвращения россиянина домой сейчас такие: до пересечения границы заполните анкету на госуслугах, в течение трех дней после прибытия сдайте ПЦР-тест, в течение четырех — заполните еще одну анкету на госуслугах и прикрепите к ней результат теста. Переболевшие и вакцинированные, у которых есть действующий сертификат на госуслугах, от сдачи анализа освобождены, но им все равно придется заполнить анкету.