Автомобили повсеместно используются в жизни современного человека. Обойтись без них сегодня просто не представляется возможным. Помимо того, что транспортные средства приобретаются гражданами или различными фирмами в собственность, они также могут быть взяты во временное пользование – на прокат. Брать машину напрокат очень удобно в том случае, когда вы находитесь в путешествии или командировке и вам нужен автомобиль на время.
Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республики Алтай доводят до сведения потребителей информацию, необходимую при съеме автомобиля в прокат.
При выборе автомобиля потребителю должна быть предоставлена информация о годе его выпуска, например посредством ознакомления его с паспортом транспортного средства. Также, важный вопрос для арендодателя, это наличие полисов ОСАГО, КАСКО. Эта информация позволит избежать крупных затрат, если произойдет ДТП по вине потребителя. Полис КАСКО обезопасит потребителя и арендодателя от возмещения ущерба арендодателю в случае причинения ущерба автомобилю, который потребитель возьмет в прокат, или в случае его угона.
Потребитель должен быть проинформирован о том, установлены ли какие-либо ограничения по суточному пробегу автомобиля. Если такие ограничения есть, то за превышение установленной нормы километража арендодатель вправе установить плату за каждый дополнительный километр пробега. Помимо указанного, до сведения потребителя должен быть доведен размер платы (этот пункт обязательно должен быть включен в договор). Установленный километраж считается за весь период проката. Превышение оплачивается дополнительно.
Если при получении автомобиля в прокат арендодатель просит внести залог, то информация о залоге также вносится в договор и в обязательствах арендодателя указывается возврат залога при возвращении автомобиля.
Когда автомобиль выбран и потребителю предоставлена вся информация о нем, можно перейти к составлению договора.
Договор заключается в простой письменной форме, эта сделка не требует нотариального удостоверения (п. 1 ст. 609 ГК РФ). В договоре должно быть отражено следующее:
— марка и модель автомобиля, VIN, пробег;
— срок аренды (начало и конец аренды);
— права и обязанности сторон;
— размер, сроки и порядок внесения арендной платы;
— порядок передачи автомобиля (место передачи и место возврата), порядок и сроки оплаты;
— наличие или отсутствие залога;
— основания и порядок расторжения договора;
— адреса, реквизиты сторон.
К договору прилагается акт приема-передачи автомобиля, однако подписывать этот документ следует при непосредственной передаче автомобиля. В акте приема-передачи указывается количество топлива в баке автомобиля, как правило, бак заправлен полностью. В таком случае потребитель должен будет вернуть автомобиль с таким же количеством топлива, иначе придется заплатить арендодателю за такое же количество топлива и за заправку.
Договор и акт составляются в двух экземплярах, один из которых отдается арендатору.
Потребитель в присутствии арендодателя должен проверить, тот ли автомобиль, который им выбран, указан в качестве арендуемого транспортного средства. Кроме того, потребитель обязательно проверяет правильность внесения всех данных автомобиля в договор, сверяет их с паспортом транспортного средства и свидетельством о регистрации ТС.
При приеме автомобиля потребитель обязан тщательно осмотреть его внешнее состояние и при обнаружении дефектов (вмятин, царапин, сколов) обязательно указать на них арендодателю и зафиксировать при составлении акта приема-передачи. В противном случае при сдаче автомобиля с потребителя могут взыскать денежный эквивалент выявленных дефектов. Помимо этого, потребитель должен убедиться в исправности запасного колеса, удостовериться в наличии домкрата и баллонного ключа и уточнить пункт выдачи и приема автомобиля и время его возврата, а по окончании процедуры в случае отсутствия у потребителя претензий подписать акт приема-передачи.
Уважаемые потребители помните, взяв автомобиль в прокат, вы несёте полную ответственность за его содержание, сохранность, за соблюдение всех условий договора, за соблюдение требований Правил дорожного движения. Нарушая правила проката автомобилей, вы понесёте как финансовые, так и моральные потери, а доказать свою невиновность вы сможете только в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством.
Удачи Вам на дорогах!
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 710 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
И, конечно же, и в том и в другом случае не может не волновать вопрос: по каким правилам предоставляется услуга и как правильно ею воспользоваться? Сдача в аренду физическому и юридическому лицам различается незначительно. В целом, для них действуют одни и те же правила аренды.
Нужно очень внимательно смотреть содержание договора, так как автомобиль требует постоянного обслуживания, а в процессе его эксплуатации всегда существует риск попасть в аварию. Арендодатели стараются снять с себя как можно больше ответственности и перенести ее на арендатора.
Поэтому нужно знать, как правильно взять автомобиль в аренду и как не оказаться ответственным абсолютно за все.
Необходимые документы для аренды машины
Список документов для того, чтобы взять транспортное средство напрокат, не очень велик. Особенно для физических лиц. Им нужно всего лишь предоставить водительское удостоверение и документ, удостоверяющий личность.
В обоих случаях потенциальный арендатор, скорее всего, должен будет заполнить специальную анкету и занести туда информацию об участии в ДТП, стаже вождения, целях аренды и т.п. Ложные сведения лучше в нее не заносить. Информация из анкеты какое-то время будет проверяться арендодателем и если найдутся несоответствия, договор заключать с лицом просто не будут.
А если лицо желает арендовать машину в другой стране? Это тоже обычно не представляет никаких проблем. Конечно, случается, что страна пребывания предъявляет особые требования к арендаторам. Однако в большинстве городов мира список предоставляемых документов примерно одинаковый.
Все очень просто. За границей действуют очень схожие правила. Прием и сдача машины тоже оформляются аналогичными документами.
О том, как осуществить аренду за рубежом, подскажет небольшое видео:
Страховка арендованной машины
Виды существующих страховок на машину и от чего они защищают.
Оформление страхового полиса – обязательное условие для получения автомобиля. Без этого документа будет невозможно выехать куда-либо на объекте аренды.
В полис вписывается арендатор. Обычно сумма оплаты такого страхования уже включена в стоимость аренды. Водитель использует полис, в котором перечислено ограниченное число лиц, включая его.
Арендодателем полис используется без ограничений. Это самый экономичный и распространенный вариант. По такому документу будет считаться застрахованной ответственность любого лица, которому доверено управление.
Страхование может быть двух основных видов – ОСАГО и КАСКО. При этом использование ОСАГО не убережет от финансовых потерь, если ДТП произойдет по вине арендатора. А вот КАСКО компенсирует ущерб как виновнику, так и пострадавшему.
Еще существует так называемое ограниченное КАСКО. По нему страховщик возмещает не всю сумму, а только какую-то ее часть при установлении вины арендатора. Оставшуюся стоимость уплачивает либо арендатор, либо арендатор и арендодатель. Условие об этом должно содержаться в договоре страхования и в договоре аренды.
Поломка арендованной машины
Допустим, арендатор решил съездить в другой город. В дороге арендованный автомобиль сломался. Как быть в этом случае? Самое главное – не поддаваться панике. Обязанность предоставить автомобиль в полностью рабочем состоянии лежит на арендодателе. Он и должен придумывать, как решить проблему. Граница обязанностей по эксплуатации машины проходит как раз в том месте, где начинается ответственность за устранение неисправностей. Это всегда должен обеспечить тот, кто сдает машину и принимает за это деньги.
Итак, первое, что нужно сделать, – связаться с центром поддержки клиентов арендодателя и действовать по полученным инструкциям. Скорее всего, будет предложена эвакуация машины и водителя.
Если починить машину в тот же день не удастся, арендатору должна быть предоставлена достойная замена. Также договором могут быть предусмотрены штрафные санкции и компенсации, если арендованный автомобиль сломался.
И еще один важный момент. Не нужно самому искать место поломки и стараться что-то отремонтировать. В большинстве случаев такая инициатива наказуема. При возникновении других неисправностей ответственность может быть переложена на водителя.
Авария или ДТП
2016 год не был ознаменован какими-либо серьезными изменениями в законодательстве об ответственности арендаторов и арендодателей автомобилей.
При возникновении аварии, как и раньше, возможны два основных варианта развития событий.
Алгоритм действий, как и в обычном ДТП, следующий:
Водить арендованную машину стоит очень аккуратно. Лучше стараться не совершать ошибок на дороге и не попадать в неприятности.
Специальные акции на аренду машины
Чтобы привлечь внимание клиента, арендодатели придумывают различные бонусы и скидки на свои услуги, а также заманивают особыми видами предоставляемых ими услуг.
Наиболее распространенными среди них являются:
Таким образом, различные акции могут сделать аренду авто очень выгодным мероприятием. Лицам, периодически арендующим машины, стоит регулярно и очень внимательно отслеживать такие акции и специальные предложения.
Consumer services. Hire services. General requirements
Дата введения 2018-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Институт региональных экономических исследований» (АО «ИРЭИ») с участием Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет) при поддержке Департамента торговли и услуг г.Москвы и Некоммерческого партнерства «Ремесленная палата России»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 «Бытовое обслуживание населения»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к услугам проката, предоставляемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, для физических лиц, путем передачи во временное пользование непотребляемого движимого имущества для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Стандарт применяется юридическими лицами (организациями) независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, оказывающими потребителям услуги проката.
На основе настоящего стандарта могут быть разработаны нормативные документы на конкретные услуги проката.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 прокат: Комплекс операций по предоставлению в соответствии с принципами имущественного найма во временное владение и пользование физических лиц движимого имущества, законодательно не запрещенного к обращению на территории Российской Федерации.
2.2 услуги проката: Результат деятельности исполнителя, направленной на предоставление внаем потребителю своего движимого имущества во временное пользование.
2.3 предприятие проката: Имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг проката, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
2.4 исполнитель услуг проката (наймодатель): Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий предоставление движимого имущества в прокат.
2.5 потребитель услуг проката (наниматель): Физическое лицо, использующее имущество, взятое в прокат, исключительно для потребительских целей (личных, семейных, общественных), не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательств.
2.6 имущество исполнителя: Прокатный фонд исполнителя, передаваемый потребителю в соответствии с договором, используемый нанимателем в потребительских целях.
2.7 договор на оказание услуги проката: Квитанция, кассовый чек, имеющие все реквизиты, договор проката и прочие договоры, в соответствии с которым предоставляются услуги проката.
2.8 риск при оказании услуг проката: Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
2.9 квалификация работника услуг проката: Уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы исполнителя услуг проката в соответствии с видом имущества, подлежащего передаче потребителю во временное пользование.
3 Классификация услуг проката
3.1 Настоящий стандарт предусматривает классификацию услуг проката по следующим признакам по:
— специфике имущества, подлежащего передаче потребителю во временное пользование;
— способам оформления проката;
— способам оплаты проката;
— способам организации оказания услуг проката.
3.2 В зависимости от специфики имущества различают бытовой, хозяйственный прокат и прокат объектов животного и растительного мира (фауны и флоры).
3.2.1 Услуги бытового проката включают:
— прокат предметов социально-культурного и бытового назначения, личного пользования и домашнего обихода (мебели, бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, спортивного инвентаря, туристского снаряжения, музыкальных инструментов, специальной одежды, костюмов, посуды, предметов ритуального назначения, товаров детского ассортимента и т.д.);
— прокат автотранспортных средств и других средств передвижения, а также аксессуаров к ним (прицепов, детских автокресел и т.п.);
— прокат передвижных средств размещения (палаток на территории кемпингов и пр.);
— прокат видеокассет, компакт-дисков, DVD дисков, компьютерных программ и игр;
— почасовой прокат компьютеров в специальных помещениях (прокат компьютерного времени);
— прокат индивидуальных сейфов, охранных систем и систем индивидуальной защиты и т.п.
3.2.2 Услуги хозяйственного проката включают прокат технических средств, оборудования, инвентаря и другого имущества, используемого в хозяйственных целях, в том числе:
— прокат технических средств (приборов, машин, оборудования, профессионального инструмента для строительства, ремонта, сельскохозяйственных работ и т.п.), оборудования для культурно-массовых мероприятий;
3.3 По сроку заключения договора прокат подразделяют на почасовой и срочный.
При почасовом прокате предмет проката передается во временное пользование потребителя на несколько часов (до 24 часов) и, как правило, предусматривается почасовая оплата.
Срочный прокат предусматривает, что предмет проката предоставляется во временное владение и пользование на определенный срок (от одних суток до одного года).
3.4 По формам прокат подразделяют на:
— прокат имущества исполнителя в специально оборудованных помещениях;
— прокат, предполагающий транспортировку имущества исполнителя, переданного в прокат.
3.5 По способам оформления прокат подразделяют на:
— прокат, оформляемый договором: предусматривает обязательное заключение договора проката (требуется, как правило, при срочном прокате);
— прокат, оформляемый квитанцией: допускается оформление проката с помощью квитанции (как правило, при почасовом прокате);
— прокат, оформляемый с использованием цифровых технологий: заполнение электронного договора или электронной квитанции с последующей оплатой через терминалы или онлайн-сервисы банка.
3.6 По способам оплаты прокат подразделяют на:
— прокат, оплачиваемый периодически: оплата по договору проката вносится периодически (как правило, при заключении проката на срок более одного месяца);
— прокат, оплачиваемый единовременно: оплата по договору проката вносится единовременно (как правило, при заключении проката на сравнительно небольшой срок, а также при почасовом прокате).
3.7 В зависимости от организации оказания услуг проката различают прокат по методам обслуживания потребителей, способам приема заказов и формам обеспечения возврата предметов проката.
3.7.1 По методам обслуживания потребителей различают:
— обслуживание через специализированные пункты проката;
— обслуживание потребителей на дому;
— обслуживание через специализированные пункты проката или на дому потребителей по предварительному заказу (с использованием каталогов).
3.7.2 По способам приема заказа различают:
— прием заказа в специализированном пункте проката;
— дистанционный прием заказов (по телефону, с помощью цифровых технологий).
3.7.3 По формам обеспечения возврата предметов проката различают:
— прокат с применением залогового механизма.
4 Общие требования к услугам проката
4.1 Услуги проката должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и интересам потребителей, быть безопасными для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды.
4.2 Услуги проката должны предоставляться в соответствии с действующим законодательством [1], нормативными и техническими документами на товары, изделия, технологии и пр.
4.3 Правовое регулирование услуг проката осуществляется в соответствии с [1], [2], [3].
4.4 Все затраты по содержанию имущества предприятия, предоставляющего услуги проката, возлагаются на исполнителя услуг.
4.6 Услуги проката следует осуществлять в специально оборудованных помещениях, отвечающих требованиям хранения и содержания имущества данного вида согласно нормативным документам.
1 При оказании услуг проката автомобилей предприятие проката должно иметь площади для парковки автомобилей [4].
2 При оказании услуг проката животных должны быть в наличии оборудованные участки земли для выгула животных.
3 При оказании услуг сезонного характера исполнитель должен иметь специально оборудованное помещение для хранения предметов проката в межсезонный период.
Договор аренды транспортного средства без экипажа: о чём стоит договориться
🚗 Аренда транспорта без экипажа — это когда арендатор берёт автомобиль и сам садится за руль. Такое ещё называют прокатом. Аренду оформляют письменным договором, устные обещания не работают.
Правила проката написаны в параграфе 3.2 ГК РФ. А мы сделали шаблон договора и простыми словами рассказали, какие пункты стоит прочитать внимательно и, если возможно, переписать под себя. Все наши примеры — про автомобиль. Но сдавать в аренду можно любой транспорт: квадроцикл, катер или микроавтобус.
Предмет договора: какой транспорт берут в аренду и ключевые условия
В первых пунктах договора пишут, какой конкретно транспорт берут в прокат. Без этого считается, что стороны не связаны обязательством. Арендатор в любой момент может забрать машину обратно, а арендодатель отказаться платить по тарифу.
В предмете принципиально прописать:
— О чём именно стороны договорились. В нашем случае это передача автомобиля на время без услуг водителя и техобслуживания.
— Характеристики автомобиля: марка, номер двигателя, пробег и всё остальное.
Пример: Арендодатель предоставляет Арендатору за плату во временное владение и пользование принадлежащий Арендодателю на праве собственности легковой автомобиль марки Lada Largus, 2018 года изготовления, VIN: 5465456515456jhj65, тип двигателя: бензиновый, цвет: белый, именуемый далее «автомобиль», без оказания услуг по управлению им, технической эксплуатации и обслуживанию.
Право собственности арендодателя подтверждается паспортом транспортного средства серии 25 ТС № 05632, выданным 02 февраля 2018 г.
Транспорт сдаёт в аренду его собственник — физлицо или организация, либо человек с письменной доверенностью от него. Люди без доверенности не могут распоряжаться автомобилем. Чтобы не было вопросов, в договоре указывают данные ПТС или СТС владельца или номер доверенности.
Вот ещё пара пунктов, которые избавят арендатора и арендодателя от лишних споров.
— Цель эксплуатации автомобиля. Например, личные поездки по городу и области. Если арендатор решит таксовать, договор можно разорвать. А арендатор сможет вернуть автомобиль без штрафов, если истек срок ТО и поездки в область стали небезопасны. Часто в договор прямым текстом записывают, что арендатору запрещено использовать автомобиль в качестве такси. Так можно.
— Какое допоборудование установлено на автомобиле. Если прописать, что в автомобиле, к примеру, установлен видеорегистратор, арендатор заплатит за его поломку или утерю. И наоборот: за всё, что не выписано на бумагу, арендатор не платит.
Нужна ли доверенность
Доверенность для вождения чужой машины не нужна с 24 ноября 2012 года. Инспекторы на дороге не оштрафуют за езду без неё. Арендатора просто вписывают в полис ОСАГО. Как вариант: делают полис ОСАГО с неограниченным числом водителей.
Но бывают ситуации, когда доверенность от арендодателя все-таки нужна. Например, чтобы забрать машину со штрафстоянки. Поэтому доверенность лучше оформить и вписать такой пункт в договор. Нотариально заверять не нужно, достаточно скачать и заполнить бланк из интернета.
Пример: Арендодатель при передаче автомобиля выдаёт Арендатору доверенность на управление им. При необходимости по запросу Арендатора Арендодатель выдаёт доверенность на ещё одного водителя в течение одного дня.
Срок аренды
В договор записывают срок, на который автомобиль взяли в аренду.
Пример: Настоящий договор аренды заключён на срок с 01 сентября 2021 года по 01 октября 2021 года.
Если срок не указать, ошибки не будет. Тут считается, что автомобиль сдали бессрочно. От бессрочного проката любая сторона может отказаться, предупредив за месяц. Этот срок в договоре можно сделать короче, например, пять дней.
Преимущественное право аренды и продление договора автоматом в аренде транспорта не работают.
Арендная плата
Арендную плату устанавливают по ставке за час, день, месяц или любую другую единицу времени. В этот же пункт добавляют срок и порядок оплаты. С арендатора можно взять аванс или вообще стопроцентную предоплату.
Пример: Арендная плата по настоящему договору составляет 30 000 рублей в месяц и оплачивается Арендатором ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за расчётным, путём перечисления денежных средств на банковский счёт Арендодателя.
Ещё пример: Арендная плата за автомобиль устанавливается в размере 10 000 рублей за всё время аренды и оплачивается арендатором полностью в момент подписания настоящего договора путём перечисления денежных средств на банковский счёт арендодателя.
При длительной аренде арендодатель может без согласия арендатора один раз в год поднять плату. Чаще — только по обоюдному согласию.
За просрочку платежа можно прописать неустойку.
Депозит
Депозит — это сумма денег, которую арендатор передаёт арендодателю. Если арендатор не оплатит аренду, проткнёт шину или на автомобиль придёт штраф с дорожных камер, арендодатель возьмёт своё из депозита. Если арендатор не накопил долгов, в конце депозит возвращают или засчитывают за последний арендный платеж.
Условие о депозите необязательное. Его включают в договор, если стороны согласны.
Пример: При оформлении настоящего договора Арендатор вносит на банковский счёт Арендодателя 15 000 рублей в качестве депозита. Сумма депозита обеспечивает исполнение обязательств Арендатора по настоящему договору, в частности, уплаты всех штрафов, наложенных на собственника автомобиля в период аренды за нарушение Арендатором Правил дорожного движения, расходов на ремонт автомобиля, восстановления документов на автомобиль, ключей от автомобиля и задолженности по арендной плате.
Депозит хранится у Арендодателя в течение 30 дней с даты возврата автомобиля, после чего возвращается на банковский счёт Арендатора.
Где и как передают транспортное средство
Если стороны далеко друг от друга, стоит договориться, где арендатор забирает автомобиль, ключи и документы.
Пример: Арендодатель обязуется передать автомобиль Арендатору в течение 1 рабочего дня с момента подписания настоящего Договора, а также свидетельство о регистрации транспортного средства, полис ОСАГО и ключи по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ленина, д. 1.
Приём автомобиля оформляют актом. Если при осмотре арендатор увидел поломки или другие несоответствия договору, это отмечают в акте. Арендодатель обязан быстро устранить недостатки. Если устранение затянулось — заменить автомобиль, компенсировать ремонт или снизить арендную ставку. Без записи в акте арендодатель это делать не обязан.
ОСАГО и каско
По закону арендатор обязан за свой счёт оформить полис ОСАГО на автомобиль. Но договором эту обязанность можно переложить на арендодателя. Плюс важно договориться какую страховку покупают: с одним конкретным водителем или с неограниченным числом. За отсутствие ОСАГО инспекторы на дороге оштрафуют арендатора.
Страхование каско на арендованный автомобиль оформляют по желанию. Штрафов за его отсутствие нет. Если стороны всё же решили оформить каско на автомобиль, в договор записывают, что из них платит за полис.
Ремонт и техосмотр
В период аренды ремонтировать автомобиль обязан арендатор. Правило нельзя менять в договоре. Арендатор обязан красить мелкие царапины, ремонтировать двигатель, менять резину и проходить техосмотр.
Оплата бензина и другие расходы
Арендатор заправляет машину бензином на свои деньги. Все остальные расходы тоже на нём. Но можно договориться, что топливом обеспечивает хозяин машины. Тогда в договор вписывают соответствующий пункт. Ещё отдельным пунктом можно указать, какой маркой бензина обязан пользоваться арендатор.
Транспортный налог
По закону транспортный налог платит собственник машины. На время аренды не запрещено переложить налог на арендатора. Такое условие справедливо, когда транспорт отдают на очень длительный срок. Задача арендодателя здесь — сообщить арендатору сумму из налогового уведомления и проследить, чтобы платёж внесли вовремя.
Субаренда
По умолчанию арендатор сдаёт автомобиль в поднаем без согласия арендодателя. Если правило не устраивает, его меняют в договоре. Субаренду можно запретить совсем или обязать арендатора получить письменное согласие хозяина машины.
Но есть более интересное правило: арендатор может зарабатывать с помощью автомобиля. Единственное требование — не нарушать цель использования. Запретить подработку арендодатель не может. Поэтому арендатор может спокойно заключать договоры перевозки и оказания услуг.
Ответственность за аварию и штрафы ГИБДД
Арендованным автомобилем управляет арендатор или водитель, который сел за руль с его разрешения. Поэтому за виновное ДТП отвечает арендатор, но никак не арендодатель. Так пояснил Верховный суд РФ в п. 22 Постановлении Пленума № 1 от 26.01.2010 г. Именно арендатор оплатит ремонт машин и лечение пострадавшим, если не хватит компенсации по ОСАГО.
Ещё за виновную аварию арендатор оплатит ремонт автомобиля арендодателя.
Штрафы за нарушение ПДД тоже платит арендатор. Но если с нарушением поймают дорожные камеры, штраф пришлют собственнику машины. На этот случай можно прямо прописать в договоре, что арендатор на свои деньги оплачивает все штрафы от ГИБДД.
Пример: Арендатор обязуется самостоятельно уплачивать штрафы за нарушение ПДД и компенсировать расходы Арендодателя по уплате штрафов в течение 3 дней с момента направления Арендодателем требования, если протокол об административном правонарушении составлен на имя собственника автомобиля в период пользования Арендатором, в том числе по административным правонарушениям в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.
Расторжение договора без суда
Закон говорит так: досрочно разорвать договор аренды можно в суде и только если одна из сторон нарушила договор. Гораздо удобнее — написать в договоре, что каждая сторона может отказаться от аренды автомобиля досрочно без суда.
Как правильно вернуть транспортное средство
Арендованный автомобиль возвращают по акту. Вовремя или досрочно — значения не имеет. До подписания акта начисляется арендная плата по ст. 622 ГК РФ.
Адрес возврата тоже стоит прописать заранее.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Кому принадлежат улучшения автомобиля
В период эксплуатации арендатор может за свои деньги поставить сигнализацию или поменять чехлы на сиденья. Всё это называется улучшением автомобиля. Когда договор закончится, каждый захочет забрать улучшения себе.
Отделимые улучшения забирает арендатор, неотделимые — арендодатель. Это правило из ст. 623 ГК РФ. Получается, арендатор снимет чехлы, а хозяину машины останется сигнализация. Если арендодатель письменно согласился на установку сигнализации, он обязан её компенсировать. Если нет — сигнализация останется у него без доплат.
В договоре правило об улучшениях можно менять как угодно.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур